Общая характеристика законов Хаммурапи — Студопедия
Поделись
Особенности государственного строя ВавилонаДревневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.
Общая характеристика законов ХаммурапиПравление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»).
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Законы Хаммурапи, История государства и права
Пример готовой курсовой работы по предмету: История государства и права
Введение
Глава
1. Право Древней Вавилонии
1.1.Источники права Древней Месопотамии
1. 2. Законы Хаммурапи как источник древневавилонского права.
Глава
2. Характеристика свода законов Хаммурапи
2.1. Обязательное право
2.2. Брачно-семейное право
2.3. Судебное устройство
2.4. Наследственное право
2.5. Право собственности
2.6. Уголовное право
2.7 Армия
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Выдержка из текста
Еще одним интересным собранием законов древней Месопотамии являются более поздние законы, которые были созданы в древней Ассирии в в период Среднеассирийского царства. Среднеассирийские законы были найдены немецкими учеными в процессе раскопок на месте древней столицы Ассирии – Ашшура, и датируются периодом между 1450 и 1250 гг. до н.э.
Основным принципом наказания был принцип, по которому виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. Таким образом, главной целью наказания являлось возмездие преступнику. Законы Хаммурапи дают наиболее яркое представление о видах талиона. Типичный (простой) талион определялся формулой «равное за равное»: за выбитый зуб следовало выбить зуб у виновного и т.д. Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель /клеветник/ должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим, который предписывал отсечь ту часть тела, которой преступник действовал против людей. Наименее распространённой в законах Хаммурапи является зеркальная форма талиона, которую В.Г. Графский справедливо называет объективным вменением (ответственностью без вины).
При зеркальном талионе дети несли ответственность за преступление, совершённое отцом, если в результате его погибали дети потерпевшего. Существование талионной системы назначения наказания, возможно, объясняется стремлением ограничить преимущество богатых над бедными.
Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год когда «царь установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее, интересное и полезное.
Изучение древних судебников, одним из которых является Законник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители – первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм.
Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.).
В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).
Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
Много веков назад начала складываться история человечества, постепенно оформляясь в науку. Она ведет свое начало от появления государства и письменности, при помощи которой люди смогли зафиксировать множество событий, явлений из своей жизни и государства в целом. Изучая историю, мы видим, как начинали оформляться обычаи, социальные нормы, как формировалась политика. Применяя эти знания о политической, правовой и государственной истории, мы в значительной степени расширяем наши знания о прошлом человечества.
Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры.
Преступления против собственности по законам Хаммурапи.К преступлениям против собственности, указанным в законах Хаммурапи, следует отнести кражу скота, например, в § 8 сказано «Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, — он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.»
А во времена правления 6-го царя, Хаммурапи, Вавилон становится столицей огромного государства, которое включало большую часть территории Междуречья.В годы правления Хаммурапи царство получило название Вавилония, происходящее от имени его столицы. — проанализировать существующие источники по теме Общество и власть Древнего Вавилона по законам Хамураппи;
К древнейшим источникам египетского права относятся обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. Согласно легенде начало древнейшему законодательству Египта положил бог Тот, якобы передавший египетским жрецам 42 священные книги, первые тринадцать из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. В «Мемфисском трактате», составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок и истину в форме важнейшего для египтян принципа справедливости, называемого маат и воплощенного в одноименном образе богини Маат. В «Поучении Мерикара» говорится о древних канонах египтян, обычаях-императивах поведения: «Уподобляйся своим отцам и своим предкам… смотри, их речи сохранны в (древних) письменах. Разворачивай (папирусные свитки), чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию… Твори маат, и ты будешь долго пребывать на земле».
Список источников информации
1.Белявский В.А. Тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001 – 320с.
2.Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – М.: Азбука, 2003– 368 с.
3.Ермов М.Т. О царе Хаммурапи и основах его законов / М.Т. Ермов. — М.: Наука, 2005. – 368 с.
4.Источниковедение истории Древнего Востока. / В.И. Кузищин — М., 1984– 392с.
5.История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. – М., 2006– 712с.
6.История государства и права зарубежных стран. Косарев А.И. 2-е изд. — М.: Юриспруденция, 2007 — 376 с.
7.Кучма В.В.Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.
8.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е. В. Поликарповой. – М.: Юрист, 2007. – Т. 1. — 496с.
Интернет-ресурсы:
- 9.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm. Законы вавилонского царя Хаммурапи (полный текст) в Электронной библиотеке Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
список литературы
OER ASH 3200 Первичные источники | История ООР Первичные источники
Следовать
индекс
Перейти к:
Кодексы законов Кодексы законов
Ссылка
Кодекс Хаммурапи, приписываемый Хаммурапи
Описание: Так называемый свод законов был политическим документом, предназначенным для продвижения царствования Хаммурапи. Он раскрывает поразительное классовое неравенство, и к нему редко, если вообще когда-либо, обращались в юридических контекстах.
Дата: Старый Вавилон, ок. 1800 г. до н.э.
Местоположение: Вавилон
Ключевые слова: Кодекс Хаммурапи; Закон; Царство
Коды курсов: АШ4200; АШ4204; ЕСч3000; WOh3012
Буквы Буквы
Ссылка
Амарна Письмо 1 (EA 1), Аменхотеп III
Описание: Из самого раннего известного в мире дипломатического архива. Письмо царя Египта царю Вавилона о дипломатическом браке.
Дата: Поздний бронзовый век ок. 1350 г. до н.э.
Местонахождение: Телль-эль-Амарна
Ключевые слова: Дипломатия; письмо; письмо; дипломатический брак
Ссылка
Амарна Письмо 7 (EA 7), Бурнабурниаш
Описание: Из самого раннего известного в мире дипломатического архива. Плаксивое письмо-жалоба от царя Вавилона к царю Египта, в котором обсуждается дипломатический подарок.
Дата: Поздний бронзовый век ок. 1350 г. до н.э.
Местонахождение: Телль-эль-Амарна, Египет
Ключевые слова: Дипломатия; письмо; письмо; дипломатические подарки
Коды курсов: АШ4200; АШ4204; ЕСч3000; WOh3012
Другой Другой
Ссылка
История потопа Гильгамеша, Табличка XI, Неизвестно
Описание: Оригинальный эпос мира. История потопа, впервые известная по шумерской версии, имеет общие черты с любимой сказкой, известной из еврейской Библии.
Дата: Стандартный вавилонский (ок. 600 г. до н.э.)
Местоположение: Вавилон
Ключевые слова: Гильгамеш; наводнение; литературный; Эпический
Коды курсов: АШ4200; АШ4204; ЕСч3000; WOh3012
Ссылка
Книга Мертвых, Неизвестно
Описание: Книга Мертвых использовалась для получения информации об опасном путешествии в загробную жизнь.
Дата: c. 1500 г. до н.э.
Местонахождение: Египет
Ключевые слова: Загробная жизнь; Религиозный текст
Коды курсов: EUh3000; WOH3012; АШ4200; АШ4204
Ссылка
Эпос о Гильгамеше
Описание: Magnum opus Эндрю Джорджа, окончательное критическое издание древнего эпоса о Гильгамеше.
Дата: шумеро-вавилонский
Местонахождение: Месопотамия
Ключевые слова: Гильгамеш; критическое издание
Коды курсов: АШ4200; АШ4204; ЕСч3000; WOh3012
Ссылка
Еврейская Библия, Антология
Описание: Научная онлайн-версия Библии NRSV с возможностью перекрестных ссылок на другие переводы.
Дата: c. 500 г. до н.э.
Местонахождение: Израиль
Ключевые слова: Библия; исторический; политический; Юридический; религиозный
Коды курсов: EUh3000; WOH3012; АШ4200; АШ4204
Ссылка
История Синухе, неизвестно
Описание: Классическая литературная история о египетском блудном сыне, который путешествует на север, в Сирию, и снова возвращается домой.
Дата:
Среднее царство, ок. 1850 г.Местонахождение: Египет
Ключевые слова: Синухэ; литературный
Коды курсов: EUh3000; WOH3012; АШ4200; АШ4204
Что такое Древние законы?
Правовые системы, существующие во всем мире, восходят к древним обществам. Гражданское право имеет свою основу в древнеримском праве, и этот тип правовой системы основан на соблюдении принятых законов. Общее право возникло при монархии Англии, и этот тип правовой системы основан на прецеденте. Это означает, что предыдущие дела и судебные решения определяют, как будут разрешаться новые дела. Изучение древних правовых систем может помочь вам понять, как и почему современные законы работают именно так.
Месопотамия
Царь Хаммурапи был первым царем Вавилона и правителем, ответственным за завоевание Месопотамии и создание первой Вавилонской империи. Хаммурапи был известен своими справедливыми законами и стилем правления. Он хотел, чтобы его люди подчинялись его законам из уважения, а не из страха. Этот правитель управлял своим двором, четко излагая законы, чтобы их знал весь народ. Законы Хаммурапи называются Кодексом Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи включает в себя широкий спектр законов, охватывающих все: от семейных отношений до контрактов, наследства, преступлений и наказаний. Например, за насильственные преступления часто назначались наказания, равные преступлению; если вы отрежете кому-то руку, например, вам отрежут и вашу. Король обеспечивал соблюдение своих законов, привлекая всех к одинаковой ответственности, независимо от статуса или дохода. К каждому закону прилагалось четкое наказание, и наказания применялись последовательно.
- The Unusual Government of Ancient Mesopotamia
- Importance of the Ancient Mesopotamian Code of Hammurabi in Order and Justice
- Hammurabi: Ancient History Encyclopedia
- About Hammurabi
Ancient Greece
The действующая в Америке судебная система уходит корнями в древнегреческую правовую систему. В Древней Греции не было необходимости в юридических школах, потому что юристы не были частью правовой системы. Вместо того, чтобы иметь адвоката, представляющего каждую сторону в деле, люди отстаивали свои позиции. Некоторые люди с достаточными средствами, возможно, наняли спичрайтеров, чтобы помочь им понять, что сказать, аргументируя дело. Древние греки также не использовали судей для вынесения приговоров. Вместо этого они использовали большие жюри, иногда до 500 присяжных. В Древней Греции дела не растягивались на дни или недели: греки строго следили за ходом разбирательства с помощью таймера, чтобы убедиться, что стороны представили свои позиции, а присяжные вынесли свой вердикт к концу одного дня.
- Женщины, деньги и закон в Древних Афинах
- Правоохранительные органы в Древней Греции
- Введение в афинскую правовую систему до сих пор действует во многих странах. Основой римского права были Двенадцать скрижалей, в которых содержался установленный свод законов. Некоторые законы, включенные в Двенадцать скрижалей, включают требование явки в суд, если вас вызывают, смертную казнь за ложь в суде и запрет на проведение деловых или политических собраний в ночное время. Эта система римского права существовала более 1500 лет. Император Юстиниан был ответственным за создание Кодекса Юстиниана, который представлял собой сборник римских законов, который является основой гражданского права во многих современных странах.