Образы героев пьесы островского гроза: Характеристика героя Кабанова (Кабаниха), Гроза, Островский. Образ персонажа Кабанова (Кабаниха)

Речевая характеристика героев в драме Островского «Гроза»

Федеральное агентство по образованию РФ

Гимназии № 123

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по Литературе

на тему:

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

«Гроза».

 

 

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

 

 

 

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………. .

Оценка…………………….

 

 

 

 

 

Барнаул-2005

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н. Островского……………………..

Глава 2. История создания драмы «Гроза»…………………

Глава 3. Речевая характеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованной литературы……………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и сейчас. Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах, смену общественных устоев.

 

 

Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенности речевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять их характер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощью художественных средств, с помощью характеристики поступков, речевой характеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мы можем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное, его характер. Речевая характеристика очень важна для драматического произведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иного героя.

 

 

Для того чтобы лучше понять характер Катерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографии Островского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чётко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаю такую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсь сделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме «Гроза»

 

 

Работая над темой, я познакомилась со статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

Более того, я изучила статью А.И. Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языка Катерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории создания драмы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с теоретическими понятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедический словарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

 

 

 

Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено много критических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев не изучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография А. Н. Островского

 

 

 

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названия замоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую гимназию и в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московского университета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликт с одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «по домашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судья глубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз.

Это была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами, купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего «реалиста-слуховика», как называл себя Островский драматург, мастер речевой характеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своём любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История создания драмы «Гроза»

 

Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжской России.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийства Катерины беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из ста

Герои пьесы «Гроза» Островского 10 класс

Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году, а её герои по-прежнему кажутся очень даже реальными. У каждого свой характер, интересы, понятия, мораль, а потому не всегда они сходятся между собой. Но, кто злодей, а кто жертва решает лишь читатель для себя. Ниже приведена краткая характеристика по основным персонажам.

Содержание

  1. Кабаниха
  2. Савёл Прокофьевич Дикой
  3. Борис Григорьевич
  4. Варвара Кабанова
  5. Кулигин
  6. Тихон Кабанов
  7. Ваня Кудряш
  8. Феклуша

Кабаниха

Кабанова Марфа Игнатьевна

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова. Герой второго плана, но играющий важную роль в произведении. Богатая купчиха, вдова. Мать Тихона и Варвары. В городе её все знают, но недолюбливают. Своими придирками она мучает людей, и всё под видом наставления, воспитания, мудрости. Эдакий паразит, который каждого заставит чувствовать себя виноватым.

Так она гнобила своего сына, что он её любит меньше, чем свою молодую жену. Постоянно ему наказывала, как надо обращаться с женой и что ей говорить. И советы всегда были грубые и жестокие — на жену надо кричать, надо ей всегда указывать, что делать, а потом спрашивать, всё ли исполнено.

Кабаниха — женщина старого порядка, которая пытается привить молодежи вековые уставы, основанные, обычно, на общепринятом мнении. Любит командовать и устанавливать везде свои правила.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них. Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка… Что будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»

© Кабаниха

Хорошо к ней относятся только два героя — странница Феклуша, которая расхваливает её «добродетели» и считает великой праведницей; и Дикой Савёл Прокофьевич, для которого она как старая подруга и того же скверного поля ягодка. Но даже их она умудряется поучать и исправлять.

Савёл Прокофьевич Дикой

Савел Прокофьевич Дикой

Второстепенный герой со своей особенной позицией, которая привлекает к себе внимание читателя. Купец, значительное лицо в городе. Этот персонаж пользуется славой даже более дурной, чем Кабаниха. Скверный нрав, жадность, грубая речь и громкие крики — его визитная карточка.

Все знают, что от него сложно добиться своих же денег и на общественные нужды он тоже никогда ничего не даст. Дикой и сам это понимает, и жалуется Кабанихе, что не может он с деньгами своими расстаться, и ругается на других почем зря. Но ничего он делать с этим не может и не хочет. Даже хвастается, что не додавая другим, умудряется больше заработать.

Любит выпить, гоняет свою семью, не хочет соглашаться на мировую, считает, что ему должны покоряться, а не он им. Может пожаловаться на это Кабанихе, как верному другу.

Страшно его раздражает племянник Борис, поскольку при нем он только ради наследства. А это уже большой повод, чтобы ненавидеть его так, чтобы противно было даже на улице встретить.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще! Ни за что человека оборвет»

© Шапкин

Борис Григорьевич

Борис Григорьевич

Главный герой пьесы. Молодой образованный человек, приехавший из Москвы к дяде Савелу Прокофьевичу за наследством, которое бабушка оставила для него и его сестры, но при условии, что они будут к нему (дяде) почтительны.

Учился в Коммерческой академии, когда родители умерли от холеры. Признается, что ему, самому по себе, нет дела до наследства, и уж точно оно не стоит тех унижений, которые он терпит в доме дяди, но сестру жалко.

Борису не комфортно в маленьком городе, он считает, что на него все дико смотрят.

Он влюблен в Катерину Кабанову, жену Тихона. Понимает, что это неправильно, тем не менее, когда появляется возможность с ней встретиться, он тут же признается ей в своих чувствах. Мораль его заботит мало, единственный сдерживающий фактор для него — бдящее общество маленького городка.

«Легко сказать — бросить! Тебе это, может быть, всё равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил…»

© Борис Григорьевич

Варвара Кабанова

Варвара Кабанова

Одна из самых активных героев произведения. Молодая девушка. Дочь Кабанихи, сестра Тихона. Рассудительная, но живет по своим нормам и делает то, что сама считает нужным. Она не похожа на свою мать и брата, она осуждает их поведение и грубое отношение к Катерине, а потому становится её близкой подругой.

Она постоянно находит способы обойти уставы Кабанихи. Поэтому встречается с Кудряшом за её спиной и сбегает с ним гулять по ночам. Варвара отличается от Катерины холодным рассудком и даже к своему избраннику не прикипает душой.

Отзывчивая, готова помочь Катерине, даже когда та ведет себя нелепо. Многое берет на себя — она устроила первую личную встречу Катерины и Бориса ночью за оврагом; она же сказала Борису, что Тихон вернулся раньше и надо следить за Катериной.

Не отягощена моралью.

«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

© Варвара

Кулигин

Второстепенный персонаж пьесы. Обычной городской житель, часовщик-самоучка, пытающийся найти вечный двигатель. Образованный и воспитанный человек с золотыми руками, который любит мир и умеет им наслаждаться. Приятный в общении, не ищет конфликтов. Заботится о благе других.

Кулигин: Только б мне, сударь, перпету-мобиль (вечный двигатель) найти!

Борис: Что ж бы вы сделали?

Кулигин: Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Оптимист и философ по натуре. Пока весь город над бытовухой убивается и живет лишь страшными приметами да сплетнями, он восхищается миром и открыто говорит об этом. Готов работать за бесплатно, лишь бы пользу приносить.

Тихон Кабанов

Тихон Кабанов

Второстепенный персонаж, но, как и весь дом Кабановых, занимает ведущее место в пьесе. Мягкотелый молодой человек, который не смеет перечить суровой матери, Кабанихе. Он любит свою жену, но считает её причиной конфликтов с матерью, о чем может сказать вслух.

Чувствует себя как под колпаком в родном доме и жаждет покоя. Потому и с радостью уезжает ненадолго из города. Отказывается с собой брать жену, Катерину, чтобы отдохнуть и от нее. Любит выпить, но не часто получается из-за вечного контроля, а потому это никак не тревожит остальную его семью.

Мать его постоянно пилит; жена жалеет, но пытается любить; сестра Варвара презирает его трусость и малодушие. Другие же жители города понимают, что под крылом Кабанихи особенно не выступишь и не забалуешь.

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.

Ваня Кудряш

Ваня Кудряш

Второстепенный герой пьесы. Позитивный, уверенный в себе молодой человек. Любит петь песни. Работает на Дикого конторщиком. Не боится спорить с ним, несмотря на его дурной характер. Всегда есть что сказать.

Шапкин: Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш: Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин: Ой ли!

Кудряш: Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин: Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш: Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Состоит в тайных отношениях с Варварой Кабановой. Но, что он её не особо ценит, что она его. Не умеет он любить одного человека, о чем неоднократно указывается в пьесе.

Феклуша

Феклуша

Второстепенный герой. Пожилая странница. Любит читать другим проповеди, как и Кабаниха. На чем они и сошлись. Феклуша воспевала добродетель Кабанихи, а та её за вторую святую в городе признавала, потому и позволяла жить в её доме.

Феклуша любила собирать небылицы о дальних странах, и тем самым выглядеть более загадочно. Фанатична и часто несет бред.

«И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами»

© Феклуша

Если подумать, то и сейчас таких людей можно найти. Они не плохие, но у каждого есть свои острые углы и особенности. Важно, как люди приучаются с такими разными характерами сотрудничать. Изводят они друг друга, или ищут мира. У каждого есть чему научиться. Кто-то служит, как пример, а кто-то, как пример предостерегающий.

Свое мнение о героях пишите в комментариях.

Островский гроза смысл. Смысл названия пьесы «Гроза. Смысл названия пьесы «Гроза»

Где ты, гроза — символ свободы?

А.С. Пушкин

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» написана под впечатлением от путешествия писателя в 1856 году по Волге. Когда пьеса была опубликована и поставлена ​​в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь она была опубликована в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.

В центре спектакля острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простого народа. У Островского состояние природы часто соотносится с душевным состоянием героев. В начале пьесы природа тихая, спокойная и безмятежная, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: надвигаются тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли она в природе? Нет. Ожидается гроза и в обществе, в этом царстве деспотизма. Что такое гроза на Островском?

Это имя неоднозначно. Первым о грозе заговорил сын Кабанихи Тихон: «Не будет надо мною грозы две недели». Тихон боится и не любит свою мать, ведь он тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, они боятся и ждут одновременно, ведь тогда станет легче. «В наказание нам посылают грозу, — учит Дикий Кулигина. Сила этого страха распространяется на многих персонажей драмы и не проходит даже мимо Катерины.

Образ Катерины — самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». НА. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому свою любовь к Борису считает грехом. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я не знала, что ты так боишься бури», — говорит ей Варвара. «Как, девочка, не бойся! — отвечает Катерина. — Все должны бояться. Страшно не то, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг найдет то, что ты есть, со всеми твоими грехами.

Если в природе гроза уже началась, то в жизни она только приближается. Гроза – символ освобождения от уже начавшегося «темного царства». Разум и здравый смысл изобретателя Кулигина расшатывают старые устои; Катерина протестует, пусть и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает моральную победу над «темным царством». Все это является основным значением реалистического символа — символа грозы.

Однако это не только положительно. Есть что-то стихийное, естественное в любви Катерины к Борису, совсем как в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.

Гроза проявляется и в самом характере героини – она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Сама она рассказывает, что в детстве, когда ее кто-то обижал, убегала из дома и плавала одна на лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело переносит гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок, как гроза, нарушил покой провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.

Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостного права, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл имени глубже. Островский протестует против любого оскорбления личности, против подавления свободы.

Актуальный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» остается актуальной и сегодня, ведь образ Катерины, несомненно, вызывает симпатию у читателей и зрителей.

Значение названия драмы «Гроза»

После того, как была опубликована и поставлена ​​драма Островского «Гроза», современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь она была написана в 1860 году, когда все ждали отмены рабства и крепостного права в стране.

В центре спектакля общественно-политический конфликт: хозяева жизни, представители «темного царства» со своими жертвами.

Невыносимая жизнь простых людей изображена на фоне красивого пейзажа. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо затянуто тучами, слышны раскаты грома. Приближается гроза, но разве это явление только в природе? Нет. Так что автор подразумевает под грозой? Это имя имеет глубокий смысл. Впервые это слово промелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «…Не будет надо мной бури две недели». Тихон хочет хотя бы на короткое время избавиться от чувства страха и зависимости. Гроза в произведении означает страх и освобождение от него. Это страх тиранов, страх возмездия за грехи. «В наказание нам посылают грозу, — учит Дикий Кулигин. Сила этого страха распространяется на многих персонажей драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Я не знала, что ты так боишься грозы, — говорит ей Варвара.

«Как, девочка, не бойся! Отвечает Катерина. Все должны бояться. Не то чтобы страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг найдет то, что ты есть, со всеми твоими грехами. ..» Только механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней величественное и прекрасное зрелище, но совсем не опасное для человека, который легко может подчинить себе ее разрушительную силу с помощью простого громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: «Ну чего же вы боитесь, скажите, пожалуйста. Теперь всякая травка, всякий цветочек радуется, а мы прячемся, боимся, какой только беды!.. Вы все гроза!.. что-то ты сам испугался.

Эй, народ. Я не боюсь.

Если в природе уже началась гроза, то в жизни, по дальнейшим событиям, видно ее приближение. Ум и здравый смысл Кулигина подтачивают темное царство; Катерина выражает свой протест, хотя действия ее неосознанны, но она не хочет смириться с тягостными условиями жизни и сама решает свою судьбу, бросается в Волгу.Во всем этом заключен основной смысл реалистического символа,символа грозы.Однако он не однозначен.Там есть что-то спонтанное, естественное в любви Катерины к Борису, совсем как в грозе. .. Но, хотя, в отличие от грозы, любовь приносит радость, у Катерины ее нет, хотя бы потому, что она замужем за женщиной… Однако Катерина не боится этой любви, как Кулигин не боится грозы. Она говорит Борису: «…Если бы я не боялась греха за тебя, убоюсь ли суда человеческого?» Гроза скрыта в самом характере героини, как она сама говорит что в детстве, обидевшись на кого-то, она убежала из дома и одна поплыла в лодке по Волге.

Пьеса была воспринята современниками как резкое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов сказал о драме Островского: «…»Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… Есть что-то освежающее и обнадеживающее в «Грозах». Это «что-то» есть, на наш взгляд, , предыстория пьесы, указанная нами и раскрывающая шаткость и скорый конец тирании…» В это верили и сам драматург, и его современники.

Где ты, гроза — символ свободы?

А.С. Пушкин

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» написана под впечатлением от путешествия писателя в 1856 году по Волге. Когда пьеса была опубликована и поставлена ​​в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь она была опубликована в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.

В центре спектакля острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простого народа. У Островского состояние природы часто соотносится с душевным состоянием героев. В начале пьесы природа тихая, спокойная и безмятежная, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: надвигаются тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли она в природе? Нет. Ожидается гроза и в обществе, в этом царстве деспотизма. Что такое гроза на Островском?

Это имя неоднозначно. Первым о грозе заговорил сын Кабанихи Тихон: «Не будет надо мною грозы две недели». Тихон боится и не любит свою мать, ведь он тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, они боятся и ждут одновременно, ведь тогда станет легче. «В наказание нам посылают грозу, — учит Дикий Кулигина. Сила этого страха распространяется на многих персонажей драмы и не проходит даже мимо Катерины.

Образ Катерины — самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». НА. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, называл ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому свою любовь к Борису считает грехом. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я не знала, что ты так боишься бури», — говорит ей Варвара. «Как, девочка, не бойся! — отвечает Катерина. — Все должны бояться. Страшно не то, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг найдет то, что ты есть, со всеми твоими грехами.

Если в природе гроза уже началась, то в жизни она только приближается. Гроза – символ освобождения от уже начавшегося «темного царства». Разум и здравый смысл изобретателя Кулигина расшатывают старые устои; Катерина протестует, пусть и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает моральную победу над «темным царством». Все это является основным значением реалистического символа — символа грозы.

Однако это не только положительно. Есть что-то стихийное, естественное в любви Катерины к Борису, совсем как в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.

Гроза проявляется и в самом характере героини – она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Сама она рассказывает, что в детстве, когда ее кто-то обижал, убегала из дома и плавала одна на лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело переносит гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок, как гроза, нарушил покой провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.

Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостного права, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл имени глубже. Островский протестует против любого оскорбления личности, против подавления свободы.

Актуальный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» остается актуальной и сегодня, ведь образ Катерины, несомненно, вызывает симпатию у читателей и зрителей.

Что означает название пьесы «Гроза»? Отвечая на этот вопрос, нужно, прежде всего, вспомнить время его создания. Это 1859 год — время, непосредственно предшествующее кардинальным переменам в жизни России. Одним из главных изменений является отмена крепостного права, что явилось следствием менталитета общества того периода. Без понимания их сути трудно будет объяснить смысл названия пьесы Островского «Гроза». Поэтому кратко коснемся этой стороны вопроса.

Отражение настроений в русской провинции середины XIX века

Непосредственно перед написанием пьесы автор путешествовал по городкам Поволжья. Поэтому он отражает быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права прямо не затрагивается в «Буре», она передает настроение острого социального конфликта — конфликта между «темным царством» (крепостнической Россией) и людьми нового типа.

Это настроение писатель связал с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгущающиеся облака, блокирующие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание смысла названия пьесы «Гроза». Действие его происходит в вымышленном городке Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была свойственна всей России.

Семейная среда

Семья, возглавляемая Марфой Игнатьевной Кабановой, как и многие другие купеческие семьи, характеризовалась жесткой жилищной обстановкой. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главная героиня), ранее окруженная материнской любовью, попала «из огня в огонь».

Ей чужда вынужденная жизнь в атмосфере угнетения личности, произвола и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А. Н. Добролюбов описывал Катерину как луч света, проглянувший сквозь темное царство, что также вызывает ассоциацию с лучами солнца, освещающими небо после грозы. Это видение образа главного героя также помогает понять, что означает название пьесы «Гроза».

Образ грозы в природе и в душе персонажей

Между жертвами домостроения — Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» — Марфой Кабановой и Диким, назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Островский художественно изображает развитие этого конфликта посредством параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.

Сначала рисуется красивая безмятежная природа, на фоне которой протекает невыносимая жизнь героев пьесы под игом торговцев-тиранов. Катерина не выдерживает своего бремени. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В качестве свидетеля этих эмоциональных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой отчетливо чувствуется приближение грозы. Сгущаются краски, темнеют небеса — в жизни героев приближаются страшные события. И в этом опять же смысл названия пьесы Островского «Гроза».

Гроза в речи героев спектакля

Впервые слово «гроза» в спектакле Тихон произносит при выходе из дома. Он говорит, что целых две недели над ним не будет грозы. Тихон всей душой стремится вырваться из-под гнета матери, вдохнуть свежий воздух после удушливой домашней атмосферы. Он хочет прогуляться на весь грядущий и, как всегда мучительный, год.

Для Тихона гроза — безграничная власть Кабанихи над ним, страх перед ее грозным характером, а также страх ответственности за ее грехи.

Купец Дикий сообщает механику-самоучке Кулигину, что гроза послана людям в наказание за их вольнодумство и непослушание. А страх наказания присущ всем персонажам, в том числе и Катерине.

Крайне религиозна, считает свою любовь к Борису большим грехом, борется с ней, как может, но безрезультатно и ждет возмездия. Здесь мы видим еще одну грань смысла названия пьесы «Гроза». Это прием, отражающий мысль автора о том, что люди, будучи несвободными, одновременно испытывают чувство вины и страх перед новой жизнью.

Что видит механик Кулигин в грозу

Продолжая разбираться в вопросе о том, что означает название пьесы «Гроза», нельзя не рассмотреть отношение Кулигина к грозе. Он один из всех героев, не боящихся ее. Он делает попытку противостоять этому мощному природному явлению, изготовив громоотвод. В грозе механик видит не страшную карающую силу, а чудесное, величественное зрелище, могучую, очищающую силу.

Он, как ребенок, радуется переменам в природе, призывая не бояться грозы, а любоваться ею. Он говорит, что каждая травинка и цветок приветствует грозу, и люди прячутся от него, как от невзгоды, делая из него чучело. Что означает название пьесы «Гроза», судя по отношению Кулигина к этому явлению?

Считается, что его прототипом был изобретатель Иван Кулибин, что позволяет судить о Кулигине как о носителе новых, прогрессивных взглядов, готовом делать окружающую жизнь лучше, бороться с трудностями, а не бояться их. Не бояться наступления грозы, а воспринимать ее как приход новой, яркой, свободной жизни. Этот взгляд контрастирует со взглядами остальных персонажей.

Гроза как символ любви Катерины и Бориса

Изучая значение названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться взаимоотношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза также символизирует эту сторону в жизни героини. В любви молодых чувствуется присутствие бурной стихии, которой они так боятся.

Чувство их сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает объединиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина мучается тем, что не любит Тихона, хотя и пыталась влюбиться. Но он был не в состоянии ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.

Жажда любви, душевное смятение, приведшие к возникновению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремления Катерины к личному счастью; он был не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отражением нарастающего конфликта, то есть символом начинающейся грозы.

Заключение

Название произведения тесно связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза — самостоятельный персонаж пьесы. Он присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.

Катерина не может жить по-старому, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, грянет гроза. Сначала она бросается в любовь, словно в бездну, а потом, не найдя сил бороться, в Волгу.

В конце спектакля на фоне оглушительных ударов появляется сумасшедшая барышня, предрекающая Катерине скорую смерть. Здесь образ грозы выступает как толчок к разрешению конфликта. Несмотря на трагический финал, Островский показал, что главный герой не смирился с ненавистной действительностью и пошел против нее.

Название произведения очень часто отражает либо его суть, либо дает читателю хоть немного понять, о чем пойдет речь. Это не относится к текстам конца XX и начала XXI веков, но это положение в полной мере может быть применено к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского речь идет действительно о бедных людях, а в «Детстве. Отрочестве. Юности» Л. Толстой показывает эти этапы человеческой жизни. То же самое можно сказать и о пьесах. Одна из пьес Островского драма, о которой пойдет речь, была написана в 1859 г., во время острых социальных противоречий… Смысл названия пьесы «Гроза» не ограничивается описанием природного явления.

Чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно рассмотреть этот образ подробнее.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передав чувства и эмоции героев с помощью пейзажа. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Вначале автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что скоро может начаться дождь), но и социальной ситуации. Перед грозой обычно очень душно, как и в городе Калинове. Люди, которые не любят ложь и лицемерие, не могут дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянстве и осуждении концентрируются до такой степени, что катастрофа неизбежна. Чтобы такое положение вещей изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, что и предстает в тексте пьесы громом с грозой.

Гроза — один из главных действующих лиц четвертого акта, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, любуясь мощью природы. Он думает, что всем жителям города пригодится громоотвод, но Дикой его идеи не разделяет. В действии №4 много раз повторяются реплики автора о том, что слышен раскат грома. Эти звуки становятся слуховым оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает ее нервной и слабой. Девушка, услышав раскаты грома, признается в измене мужу и Кабанихе и уже при очередном ударе молнии падает без сознания.

Как уже указывалось ранее, существует несколько значений названия пьесы «Гроза». Есть еще один аспект, который необходимо рассмотреть более подробно. Гроза предстает перед читателем не только как проявление стихии, но и как отдельный персонаж. Гроза кажется судьбой, которая нависла над всеми героями. Не случайно Тихон перед отъездом говорит, что «не будет над ним бури две недели».

Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от своего беспричинного беспокойства: «Не гроза убивает!… благодать убивает!» Пожалуй, Кулигин — единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающейся беды. Дикий считает, что «в наказание посылается гроза». Купец считает, что люди должны бояться грозы, хоть она и пугает Дикого. Катерина считает бурю божьей карой. Девушка тоже ее боится, но не так сильно, как Уайлд. Между понятием «наказание» и «наказание» есть существенная разница: наказание вознаграждается только за грехи, но наказание можно совершать и просто так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *