Образ жизни и творчества тургенева: Краткая биография Тургенева самое главное и интересные факты творчества Иван Сергеевича

Тургенев – жизнь и творчество, интересные факты

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле. Отцом его был красивый, но обедневший дворянин, который служил в кавалерии и обладал большой притягательностью для противоположного пола. Он женился на барышне Лутовиновой, состоятельной наследнице, которая была старше его. У нее было очень несчастливое детство и юность, и она обожала мужа, который никогда ее не любил. Это и то, что она была владелицей большого состояния, сделало из госпожи Тургеневой озлобленного и невыносимого домашнего тирана. Хотя она и была привязана к сыну, обращалась она с ним невыносимо деспотически, а с крепостными и слугами была попросту жестока. В доме своей матери будущий автор Записок охотника увидел крепостное право в его наименее привлекательном виде. [См. на нашем сайте ещё одну биографию писателя.]

Иван Сергеевич Тургенев. Портрет кисти Репина

 

В 1833 г. Тургенев поступил в Московский университет, но проучился там только год, потому что в 1834 г. его мать переехала в Петербург, и он перешел в университет в Петербурге. Учился он у друга Пушкина профессора Плетнева, и ему даже удалось однажды встретиться с великим поэтом. Первые его стихи были опубликованы в плетневском, бывшем пушкинском журнале Современник (1838). Эта связь с «литературной аристократией» очень важна: только у Тургенева из всех его современников была живая связь с веком поэзии.

Он получил свидетельство об окончании в 1837 г. и потом уехал в Берлин для завершения своего философского образования в университете, который был приютом и оставался святилищем Гегеля – божества молодого поколения русских идеалистов. Кое-кого из них, в том числе Станкевича и Грановского, Тургенев узнал в Берлине и с тех пор стал другом и союзником западников. Три года в Берлине (1838 – 1841) на всю жизнь внушили ему любовь к западной цивилизации и к Германии.

Когда в 1841 г. он вернулся в Россию, сначала хотел было делать университетскую карьеру. Так как это не удалось, он поступил на службу, но и тут оставался только два года, а после 1845 г. нигде не служил и посвятил себя только литературе. Писал он вначале главным образом стихи и поэмы, и в первой половине сороковых годов на него смотрели, в основном благодаря поэме Параша (1843), как на одну из главных надежд молодого поэтического поколения.

В 1845 г. Тургенев рассорился с матерью, которая перестала давать ему деньги, и в последующие годы до самой смерти ее был вынужден вести богемную жизнь литератора. Причиной недовольства госпожи Тургеневой сыном было частично то, что он оставил службу и стал сочинителем в опасном, революционном роде, но главное – ее возмутило его увлечение знаменитой певицей Полиной Гарсиа (г-жой Виардо). Увлечение оказалось любовью на всю жизнь. Г-жа Виардо терпела это и любила общество Тургенева, и ему удалось прожить подле нее большую часть жизни. В 1847 г. он уехал за границу вслед за ней и вернулся только в 1850, получив известие о серьезной болезни матери. После ее смерти он оказался обладателем большого состояния.

 

Тургенев. Отцы и дети. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

К этому времени Тургенев оставил поэзию для прозы. В 1847 г. некрасовский Современник начал публиковать его рассказы, впоследствии составившие Записки охотника. В 1852 г. они вышли в виде книги и, вместе с другими появившимися к тому времени рассказами, поставили Тургенева на одно из первых, если не на самое первое место среди русских писателей. Записки охотника стали не только литературным, но крупнейшим общественным событием. Из-за полного молчания, наступившего в те годы реакции, Записки, казавшиеся безобидными, когда выходили отдельными частями, собранные вместе произвели эффект большой силы. Изображение крепостного не просто как человека, но как человека, который человечнее своих господ, сделало книгу громким протестом против крепостного права. Говорят, что она произвела сильное впечатление на будущего императора Александра II и была причиной его решения покончить с этой системой.

Тем временем власти встревожились. Цензор, пропустивший книгу, был уволен со службы. Вскоре после появления некролога Гоголю, написанного Тургеневым по мнению полиции в слишком восторженном тоне, Тургенев был арестован и сослан к себе в деревню, где пробыл полтора года (1852 – 1853). После этого он вернулся в Петербург, уже в полной славе. Он стал центром литературного мира. Несколько лет он был фактическим главой петербургской литературы, и его суждения и решения имели силу закона. (См. Раннее творчество Тургенева.)

Первые годы царствования Александра II были временем расцвета популярности Тургенева. Никому так на пользу не пошел прогрессистско-реформистский энтузиазм, овладевший русским обществом, как ему. Он стал признанным выразителем общественного мнения. Его идеи казались равнодействующей всеобщих устремлений. Он касался именно тех струн, которые будили отклик у современников. В ранних очерках и рассказах он обличил крепостное право; в Рудине (1855) поклонился идеализму старшего поколения, одновременно вскрыв его непрактичность; в Дворянском гнезде (1858) прославил все, что было благородного в православных идеалах старого дворянства; в Накануне (1860) сделал попытку написать героическую фигуру девушки нового поколения. [См. Романы и герои Тургенева.]

О нем не спорили. Добролюбов и Чернышевский, вожди «передового» направления, избрали его творчество для текстов своих журналистских проповедей. Его искусство отвечало потребностям каждого. Оно было гражданственным, но не «тенденциозным». Оно описывало жизнь, какая она есть, и говорило о самых жгучих вопросах сегодняшнего дня. В его произведениях все было правдой, и вместе с тем они были исполнены поэзии и красоты. Они удовлетворяли и левых, и правых. Это был тот средний язык, средний стиль, который тщетно искали в сороковые годы. Он одинаково избегал бездн гротескной карикатуры и сентиментального «человеколюбия». Тургенев был очень чувствителен к своему успеху, особенно к похвалам молодого поколения и прогрессивного общественного мнения, выразителем которого он казался и стремился быть.

Единственное, в чем его упрекали (скорее даже не его, а поскольку все свято верили в фотографическую верность, с которой Тургенев изображал русскую жизнь, то виновата была именно эта жизнь), это в том, что, создав столь прекрасную галерею героинь, он не создал русского героя; было отмечено, что когда он захотел показать человека действия, то выбрал для этого болгарина (Инсарова в Накануне). Поэтому критика предположила, что, по мнению Тургенева, русский герой невозможен. И тут Тургенев решил исправить этот недостаток и создать настоящего русского человека действия – героя молодого поколения.

Он сделал им Базарова, героя-нигилиста из Oтцов и детей (1861, см. полный текст, краткое содержание и анализ этого романа). Тургенев создавал его с любовью и восхищением, но результаты оказались неожиданными. Радикалы были возмущены. Это, говорили они, карикатура, а не герой. Этот нигилист со своим воинствующим материализмом, с его отрицанием всех религиозных и эстетических ценностей, с его верой только в лягушек (препарирование лягушек было мистическим ритуалом для дарвинистского натурализма и антиспиритуализма), есть карикатура на молодое поколение, сделанная в угоду реакционерам. Радикалы устроили настоящую травлю Тургенева, объявив, что он «исписался». Правда, немного позже самый молодой и крайний из радикалов, блестящий критик Писарев, отменил приговор своих старших собратьев, принял название «нигилист» и признал в Базарове идеал, которому надо следовать. Но это позднее признание со стороны крайне левых не утешило Тургенева и не залечило глубокой раны, нанесенной ему приемом, который встретил Базаров у старших радикалов.

Это был для него удар в самое сердце; он решил навсегда покинуть Россию и русскую литературу. Он был за границей, когда появились Отцы и дети и началась его травля. Там он и остался, под сенью г-жи Виардо, сначала в Баден-Бадене, а после 1871 года – в Париже, возвращаясь в Россию только изредка и на короткое время. Решение оставить литературу было высказано в фрагменте лирической прозы под названием Довольно, где он дал волю своему пессимизму и разочарованию. Однако литературу он не оставил и продолжал писать до самой своей смерти. Но в огромном большинстве своих поздних произведений он отвернулся от современной России, которая ему опротивела из-за своего непонимания, и обратился к временам своего детства, к России старой дореформенной. Большинство его произведений после 1862 г. – это или откровенно мемуары, или сочинения, построенные на материале прежнего опыта.

Тем не менее он не хотел смириться с участью писателя, пережившего свое время. Еще два раза он обращался к проблемам дня в своих больших романах. В Дыме (1867) он дал полную волю своей желчи и обиде на все классы русского общества; в романе Новь (1876) попытался создать картину революционного движения семидесятых годов. Но оба романа только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй – недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности. Однако постепенно, по мере того, как стихали партийные страсти – по крайней мере, в литературе – Тургенев опять занял свое место (популярность его ранних вещей никогда не уменьшалась). Возрождение «эстетики» в конце семидесятых годов способствовало возрождению его популярности, и последний его приезд в Россию в 1880 г. стал триумфом.

В то же время, особенно после того как он поселился в Париже, Тургенев сблизился с французскими литературными кругами – с Мериме, Флобером и молодыми натуралистами. Его произведения стали переводить на французский и немецкий, и вскоре его слава стала международной. Он первым из русских авторов завоевал европейскую репутацию. В литературном мире Парижа он стал видной фигурой. Одним из первых он разглядел талант молодого Мопассана. Генри Джеймс (который включил свою статью о Тургеневе в томик, посвященный французским романистам) и другие начинающие писатели смотрели на него снизу вверх, как на мэтра. Когда он умер, Ренан, по простительной нехватке сведений, заявил, что именно через Тургенева Россия, столь долго остававшаяся немой, наконец заговорила.

Тургенев гораздо лучше чувствовал себя среди французских собратьев по перу, чем среди равных ему русских писателей (с большинством из которых, в том числе с Толстым, Достоевским и Некрасовым, он раньше или позже рассорился), и впечатление, которое он производил на иностранцев, разительно отличается от того, которое он производил на русских. Иностранцы бывали очарованы изяществом, шармом и простотой его манер. С русскими он бывал высокомерен и заносчив, и даже те, кто ему поклонялись, не могли не заметить этих неприятных черт его характера. Он был огромного роста и двигался легко и непринужденно, но его пискливый голос при львиной наружности производил странное впечатление. Достоевский сатирически изобразил Тургенева в «Бесах» под видом модного писателя Кармазинова.

Вскоре после своей последней поездки в Россию Тургенев заболел. Он умер 22 августа 1883 г. в Буживале, близ Парижа.

 

И.С. Тургенев — краткая биография

Кратко составленная биография Тургенева по датам даст объемную картину детства и юности будущего писателя:

Будущий писатель поступил в университет, когда ему было всего 15 лет. Именно там он начал писать небольшие поэтические произведения. Первыми критиками стали преподаватели и немногочисленные сокурсники.

ДатаСобытие
30 октября 1834Умер отец, Сергей Николаевич Тургенев.
1834Иван создает свое первое драматическое произведение поэму «Стено». Его профессор словесности Плетнев раскритиковал написанное, но вдохновил на написание новых.
1836Окончание университетского обучения. Первая работа — переводы. Увлечение охотой перерастает в настоящую страсть, которая останется с ним до конца жизни.
Осень 1837Получена степень кандидата наук. Продолжает писать стихи, несколько поэм готовы к изданию.
1837Знакомство с поэтом Кольцовым, историком и литератором Никитенко, Лермонтовым.
1838Переезд в Германию, поступление в Берлинский университет. Знакомство с Грановским, Станкевичем, Бакуниным (будущим революционером). Бывший преподаватель Плетнев печатает стихи Тургенева в «Современнике».
Апрель 1838Стихотворение «Вечер».
Май 1939Пожар в родовом имении Спасск-Лутовинове.
Июль 1840Знакомство с Бакуниным.

После окончания Петербургского университета Иван Сергеевич активно занимается переводами, печатает стихи. Впоследствии он не любил вспоминать свои первые литературные опыты. Хронографы писателя в этом с ним согласны: стихи того времени могут представлять интерес только для литературных историков.

Одним из важных событий на жизненном пути становится знакомство с Афанасием Алифановым. Этого крепостного Тургенев выкупил у одного из помещиков.

Афанасий был не только профессиональным охотником, но и великолепным рассказчиком, впоследствии стал прототипом Ермолая в «Записках охотника».

Детство Ивана, где и как воспитывался

С рождения писатель жил в Спасско-Лутовиновом, что недалеко от Мценска. В этих краях и располагалась усадьба Тургенева. Многим Орловская область знакома именно по тому, что здесь находится родовое имение известного литератора.

Дом, доставшийся матери Ивана Сергеевича от богатого родственника, был по тем временам роскошным, но обстановка, атмосфера в нем царила крайне напряженная. Будущий драматург жил, ни в чем, не нуждаясь, но вместе с братьями был вынужден терпеть сложный характер родительницы.

Его Тургенев в молодости неоднократно описывал в своих творениях, наделяя главных героев прозы теми же чертами, которые были присущи его маме. Их она, как известно, унаследовала от своей матери.

Воспитание Ивана Сергеевича было строгим. Варвара любила сыновей, но выражал это специфически, позволяя себе регулярно поднимать руку на детей. Деспотичность при этом не мешала ей заботиться о наследниках, их образовании.

Юность без отца

Отец покинул семью в 1830 году. Мать полностью уходит в дела, оставляя детей на воспитание французским гувернанткам. Обучение было суровым, но Иван получал от него настоящее удовольствие. Ему нравилось узнавать о том, что происходит вне имения — как устроен мир, почему в обществе существует неравенство. Эти вопросы волновали его больше всего. О несправедливости он узнал с юных лет. Основное состояние матери – это 5000 живых крепостных душ. Варвара не жалела их ни секунды. Нагружала непосильной работой, жестоко наказывала за малейшие провинности. Картины материнского угнетения произвели на Ивана неизгладимое впечатление. Не удивительно, что юные воспоминания он превратит в культовое произведение “Му-му”. Варвара Петровна стала прообразом для барыни из того рассказа.
В доме царила необычная атмосфера. Все говорили только на французском. Подобные методы должны были приучить детей быть настоящими дворянами. Большинство книг в домашней библиотеке были на французском. Однако, это не мешало Ивану знакомиться и с русскими писателями. Мать часто писала ему письма, цитировала великих классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Большое влияние на юный ум писателя оказал крепостной камердинер. Именно он увлек мальчика литературой и поэзией.

Дома все было просто. Весь день был разложен по полочкам. Каждое утро, к детям приходил Лобанов – секретарь их матери. Он приносил белую бумажку, испещренную мелким почерком. Это был распорядок всех занятий и даже развлечений. Отклоняться от плана было запрещено. За малейшее неповиновение – наказание. Матери удавалось узнавать обо всем, что происходит в её доме. У неё была своеобразная “тайная полиция”, которая докладывала о любых провинностях.

В 1834 году, ей сообщили о кончине её бывшего мужа. На похороны она не явилась. Когда же прибыла в Петербург, отказалась тратить деньги даже на надгробие. Возможно, она была слишком экономной дамой. Возможно, просто возненавидела Сергея за причиненную боль.

Образование Тургенева кратко

Образование И. С. Тургенева было хорошим. В детстве он занимался с гувернерами из Франции и Германии, на услугах которых его мать не экономила. Русскому Иван Сергеевич учился у Федора Лобанова. Крепостной камердинер открыл любознательному парню многих отечественных писателей, познакомил его с их творчеством.

  1. По переезду в большой город, в столицу, Тургенева послали в пансион Ивана Краузе. Эта школа дала ему среднее образование.
  2. В 15 лет у литератора появилась возможность поступить в университет. Москва стала для него родной, поэтому оставлять ее он не желал, поступив в столичный вуз на отделение словесности.
  3. Позже писатель перевелся на историко-философский факультет в Петербург.
  4. В годы студенчества Тургенев совмещал учебу по выбранной специальности и любимое занятие – перевод творчества Байрона и Шекспира. Именно тогда он осознал желание стать частью литературного мира, попробовать свои силы в поэзии.
  5. Окончив университет в Петербурге, отправился в Германию, где он посещал лекции по филологии и философии. Эту страну он периодически оставлял, возвращаясь на родину или отправляясь путешествовать в Италию.
  6. Получив образование в Берлине, Тургенев отправился назад в Петербург, где ему удалось стать магистром философии.

Краткая биография Тургенева

3.8

(13)

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Иван Сергеевич Тургенев происходил из богатой дворянской семьи. Он родился 28 октября 1818 г. в городе Орле. Отец писателя был гвардейским офицером, человеком образованным и добрым. После выхода в отставку жил в деревне, но умер, будучи молодым, в 1834 г.

Мать, Варвара Петровна, была владелицей огромных поместий не только в Орловской, но и в соседних губерниях. Она вела происхождение из старинного рода Лутовиновых и так же, как ее предки, отличалась жестокостью по отношению к крепостным крестьянам.

Детство маленького Ивана прошло в родовом поместье матери, в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Своенравное и деспотичное обращение матери с крепостными, помещичий произвол мальчику приходилось наблюдать ежедневно. Это оставило глубокий отпечаток в душе, и в дальнейшем многое из увиденного нашло отражение в его произведениях. Крепостные няньки и дядьки были первыми воспитателями будущего писателя, позднее их сменили гувернеры-иностранцы.

В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву. Обучение детей было продолжено в частном пансионе, но в дальнейшем их обучали дома с привлечением лучших педагогов. Такое внимание к образованию детей привело к тому, что уже в 15 лет Тургенев был готов к поступлению в высшее учебное заведение. В 1833 г. он успешно сдал зкзамены в Московский университет на словесное отделение.

Через год семья переехала в Петербург, а Иван, успешно закончив первый курс, перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Любимым педагогом Тургенева стал друг Пушкина профессор П.А. Плетнев, которого молодой студент, по его собственным словам, почитал как полубога.

Творческая деятельность Тургенева началась еще в студенческие годы. Его первые произведения (лирические стихотворения «Вечер», «Баллада» и др., драматическая поэма «Стено») отличались романтизмом и одновременно незрелостью. В них явно прослеживалось влияние поэм Пушкина и Байрона, романтических сочинений популярных русских писателей 183О-х гг.. Однако уже здесь был заметен подлинный талант молодого писателя, а в 1838 г. некоторые из его юношеских стихотворений были опубликованы в журнале «Современник».

Университет Тургенев закончил осенью 1837 г., после чего уехал изучать философию в Германию. В Россию он вернулся весной 1841 г., жил попеременно то в Москве, то в Петербурге, а лето проводил в Спасском.

Он активно готовился к научной деятельности, но постепенно литература становилась все более значимой для него. На протяжении некоторого времени Тургенев служил чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, но в 1845 г. вышел в отставку.

Произведения, написанные и опубликованные в 1842-1846 гг. (поэмы «Параша», «Помещик», повести «Андрей Колосов», «Бретер», « Три портрета»), свидетельствуют о том, что писатель начал отходить от романтизма и все больше утверждался на позициях реализма.

Весной 1843 г. Тургенев познакомился с Белинским, завязалась их дружба. Особенно они сблизились летом 1847 г., будучи в Зальцбурге, где лечился критик. Тургенев проживал за границей с весны 1847 г. в семье французской певицы Полины Виардо, которая была другом писателя до самой его смерти. В Париже он стал свидетелем французской революции

1848 г. Его впечатления об этом событии нашли отражение в очерках «Наши послали!» и «Человек в серых очках».

Осенью 1850 г. умерла мать писателя, и он получил солидное на- следство. Тургенев писал: « … я немедленно отпустил дворовых на волю; пожелавших крестьян перевел на оброк, всячески содействовал успеху общего освобождения, при выкупе везде уступил пятую часть … » В 1852 г. умер Гоголь.

Потрясенный Тургенев написал заметку о его смерти для «Санкт-Петербургских ведомостей», но цензура запретила ее печатать. Тургенев попросил друзей напечатать заметку в «Московских ведомостях», и, прежде чем пришел запрет, она появилась в печати.

Результатом стал арест Тургенева, после чего последовала ссылка: «Вы- слать на жительство на родину, под присмотр». Однако главной причиной ареста и ссылки было недовольство чиновников «Записками охотника».

В ссылке писатель находился около полутора лет. В конце 1853 г. ему было разрешено выехать из деревни, но он по-прежнему оставался под полицейским надзором. Возвратившись в Петербург, Тургенев начал активно работать-в редакции «Современника». В 1850-е гг, были созданы такие произведения, как «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», а в начале августа 1860 г.

Тургенев приступил к написанию романа «Отцы и дети», который закончил в июле 1861 г. Последние пятнадцать лет жизни Тургенев провел в основном в Париже.

Его знали в Европе. Голсуорси утверждал, что Тургенев больше повлиял на Запад, чем Запад на него. Так, в 1878 г. совместно с В. Гюго И. Тургенев был председателем международного литературного конгресса в Париже.

В 1882 г. Тургенев тяжело заболел. Его страдания длились почти два года. 22 августа (по старому стилю) 1883 г. Тургенев скончался. Г роб с телом писателя привезли в Россию. Тургенев похоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

3.8 / 5. 13

.

Начало литературного творчества

1834 год стал для писателя поворотным. Писатель И. С. Тургенев создал первое литературное творение, поэму «Стено», которая, хоть и не была нигде опубликована в годы жизни Тургенева, но явно свидетельствовала о наличии у парня таланта.

В печать работа Ивана Сергеевича впервые попала в 1936 году. Тогда он написал рецензию на книгу «Путешествие к святым местам (Андрей Муравьев). Прошел год, и ему удалось опубликовать собственные труды: «Сон», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Штиль на море».

Образование, которое ему давали Петербург, Германия, лучшие вузы, требовали от Тургенева полной самоотдачи. Удивительным образом ему удавалось совмещать учебу и работу над новыми произведениями, в числе которых и «Параша», принесшая ему известность в 1843 году. Эта публикация была одобрена Виссарионом Белинским, чье мнение повлияло на творчество Тургенева, в том числе его стиль.

Достаточно резко Иван Сергеевич сменил направление в литературе, отказавшись от привычного жанра «романтизм». Основные темы в его новых поэмах были более злободневными, что наиболее очевидно в «Бретере», «Андрее Колосове», «Помещике» и «Трех портретах».

От любимого занятия Тургенева не отвлекала даже военная служба, а позже и работа чиновником, охота, являвшаяся главным увлечением литератора. На это прямо указывает почти каждый биографический очерк Ивана Сергеевича. Чем бы ни занимался писатель, он всегда возвращался к перу.

Факт! Он черпал вдохновение из всего, что видел, чтобы затем создавать вневременные гениальные творения, поражающие глубиной мысли и красотой слога даже современного требовательного читателя.

Творчество за рубежом

Творчество Тургенева менялось под влиянием того опыта, который приобретал писатель, часто бывающий за границей. Первые успешные произведения он написал в Германии и Италии. В это время его жизненный путь пересек Белинский, восхищающийся талантом Ивана Сергеевича, ставшим ему добрым другом.

После знакомства с ним писатель выпустил цикл рассказов. В числе которых и «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Уездный лекарь». Эти его работы властью восприняты были крайне негативно, так как они были связаны нитью антикрепостнического настроения, подавляемого цензором всеми возможными способами.

В 1856 году Тургенев снова покинул родину, отправившись в Париж. Здесь ему удалось закончить «Поездку в Полесье», выделяющуюся на фоне других произведений литератора своей мрачностью. Год спустя Иван Сергеевич отправился в Германию, где он создал «Асю». Эту работу русского гения тогда перевели на многие европейские языки. На написание этой повести Тургенева, как считают биографы и историки, вдохновили его дочери, законнорождённая и внебрачная.

Последние годы

В 1863 году уезжает в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.

Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.

В биографии Ивана Тургенева стоит кратко отметить, что в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Занятие драматургией

Творческий путь Тургенева нельзя рассматривать, не упоминая его любимых миллионами пьес. Для театра литератор начал писать в начале 40-ых. Его труды тепло воспринимались не только критиками, но и публикой. Последней больше всего полюбились «Холостяк», «Провинциалка», Нахлебник», а также «Месяц в деревне», сыгравший в личной жизни Ивана Сергеевича ключевую роль. Спектакль, поставленный по этой работе Тургенева, свел его с любовью всей его жизни, Марией Савиной, исполнившей роль Верочки.

Открыв в себе талант драматурга, писатель не забывал и о других направлениях. Доказательством тому является его рассказ «Хорь и Калиныч», опубликованный в «Современнике» в 1847 году. Это творение было создано под впечатлением от путешествий, которые для литератора были тесно связаны с возможностью побывать в разных уголках мира на охоте.

Через несколько лет Тургенев опубликовал отрывки «Записок охотника», которыми он гордился, как собственной «Аннибаловой клятвой», клятвой противостоять ненавистному ему крепостному праву.

Ссылка в Спасское и дальнейшая карьера писателя

Тургенев прославился, как автор полюбившихся всем «Муму», «Отцы и дети», «Бежинлугн», «Ася», как великий драматург, чьи пьесы обожала интеллигенция. Однако, его современники знали, что Иван Сергеевич был писателем-бунтарем.

Доказательством тому служат события, приходящиеся на 1852 год. В то время когда скончался Гоголь, что для Тургенева стало большим потрясением. Мужчина был возмущен тем, что это страшное известие столичная публика приняла спокойно и даже безразлично.

Тогда писатель решил создать собственный некролог об авторе «Мертвых душ». В нем Тургенев выразил свою скорбь по погибшему гению и завуалированно выразил презрение к тем, кто, по его мнению, воспринял его кончину холодно. Эту скандальную работу Тургенева согласилась опубликовать редакция «Московские ведомости».

Как только она была напечатана, у властей появился реальный повод применить к Ивану Сергеевичу чрезвычайные меры. Тогда он уже понимал, что ему грозит тюрьма или другое подобное наказание.

Писатель, чьи романы обожали миллионы, был арестован, его ждала ссылка. Отправили Тургенева в Спасское, родовое имение, где он оставался под надзором полицейских. Условия заключения литератора смягчились, когда он в письменном виде объяснил свой «проступок» цесаревичу Александру.

Когда Иван Сергеевич смог вернуться к привычному образу жизни, он не оставил традиционное для себя литературное направление. Более того, продолжил писать «на злобу дня», о чем свидетельствуют его труды 1860 и 1861 годов.

Личная жизнь, женщины, семья, дети

Личная жизнь Тургенева была насыщенной. На протяжении 40 лет главной женщиной в жизни писателя была Полина Виардо. Испано-французская певица не считалась по тем меркам красивой. Генрих Гейне, например, сравнивал ее с «чудовищным и одновременно экзотическим» пейзажем.

Русский литератор увидел невысокую девушку с грубыми чертами лица на сцене. Любовь к ней вспыхнула мгновенно, что не было для Тургенева чем-то из ряда вон выходящим. Известно, что до Виардо в жизни Ивана Сергеевича было много женщин.

Екатерина Шаховская

Первым серьезным увлечением писателя была Екатерина Шаховская. Дочь княгини Тургенев встретил в возрасте 15 лет. В избраннице, казавшейся непорочной и чистой, по-детски непосредственной и очаровывающей своим румянцем, парень вскоре разочаровался.

Как оказалось, она была любовницей родного отца Ивана Сергеевича, знатного сердцееда. Тогда он на время забыл о «благородных» девушках, решив сближаться с простыми, в числе которых и Авдотья Ермолаевна Иванова

Именно эта белошвейка родила Тургеневу дочь. Девочку назвали Пелагей, и какое-то время она даже жила вместе с новой пассией отца, с Полиной Виардо. Мачеху, правда, она не любила, считая, что разрушила связь Ивана Сергеевича с ее родительницей, Авдотьей.

Но в особняке певицы ей было значительно лучше, чем в родных краях. В тех местах она страдала от нападок бабушки, матери Тургенева, не одобряющей его связь с крестьянкой и плод их любви. Семья писателя была необычной. Официально быть вместе ему с Виардо мешал брак иностранки. И все же свои отношения они не пытались скрыть, о них было известно даже мужу Полины.

Ольга Александровна Тургенева

Охладел Тургенев к певице за время домашнего ареста. Тогда его внимание приковала Ольга Александровна Тургенева, дочь его двоюродного брата. Девушке было всего 18, это отчасти и остановило Ивана Сергеевича, когда на горизонте появилась перспектива вступить с ней в брак. Юная жена – не то, чего хотел писатель.

Не желая ломать судьбу красотки, он вернулся к Виардо. Но стабильными их отношения уже не были. В очередной раз литератор увлекся другой. Его околдовала Марья Гавриловна Савина, которая была близка к тому, чтобы выйти замуж за Тургенева. Их совместному счастью помешала ревность девушки к той, кому возлюбленный отдал многие годы своей жизни.

Татьяна Бакунина

Известно, что Иван Сергеевич встречался и с другими женщинами, в их числе и Татьяна Бакунина. Вместе эти двое жили в Берлине. Причина расставания молодых людей не была раскрыта биографами. Тем не менее, им удалось выяснить, что именно сестра великого революционера была главной музой писателя.

Мария Толстая

Романтическая связь связывала писателя и с другой небезызвестной женщиной. Какое-то время его любовью была Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, с которым литератор должен был выйти на дуэль.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Полина Виардо

Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Пелагея Тургенева, дочь Ивана Тургенева

Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Иван Тургенев и Полина Виардо

Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Мария Савина

Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Потомки, дочь Полина Ивановна Тургенева

Полина (Пелагея) – внебрачная дочь Тургенева. Родилась девочка от связи Тургенев и простой крестьянки Авдотьи Ивановой в 1842 году в Москве. В детстве она проводила много времени в особняке отца на Остоженке, в поместье бабушки, которая не скрывала своей нелюбви к ней.

По инициативе Ивана Сергеевича Пелагея перебралась во Францию, где она жила вместе с любовницей писателя, известной певицей. Позже девочку отдали во французский пансион. Известно, что Полина вышла замуж за француза, владеющего стекольной фабрикой. Брак с Гастоном Брюэром оказался неудачным.

Краткий обзор рассказа 50 часть: Иван Тургенев | Рассказы

Когда в 1852 году умер Гоголь, Иван Тургенев, человек, которого многие в России называли его преемником, был арестован за написание некролога в честь великого писателя. На самом деле официальная причина была предлогом. Тургенев уже вызвал недовольство царских властей серией зарисовок деревенской русской жизни, опубликованных в журнале «Современник» между 1847 и 1851 годами и собранных в 1852 году под названием «Очерки из охотничьего альбома».

Эта книга, которая, как утверждается, повлияла на решение царя Александра II об освобождении крепостных в 1861 году, содержит виньетки крестьянской жизни, наблюдаемые охотником-землевладельцем, очень похожим на Тургенева. Таких округлых изображений крепостных еще не давал даже Гоголь. Как отмечает переводчик Ричард Фриборн, хотя Тургенев и в рассказе, и в романе шел к большему, он вполне осознавал достоинства книги. На момент публикации писал:

«Многое вышло бледно и обрывочно, на многое только намекают, что-то не то, пересолено или недожарено, — но есть и другие ноты, отыгранные совершенно правильно и не фальшиво, и именно эти ноты спасут всю книга.»

Из них, пожалуй, лучше всего передана Бежин Леа. Этот мастерски написанный рассказ начинается с описания июльского дня, и точное изображение мира природы представляет собой одно из самых больших удовольствий тургеневского письма. Как пишет Эдмунд Уилсон, у Тургенева «погода никогда не бывает одинаковой; описания сельской местности вполне конкретны и полны, как у Теннисона, точных наблюдений за тем, как облака, солнечный свет, снег и дождь, деревья, цветы, насекомые, птицы и дикие животные, собаки, лошади и кошки ведут себя, но они также запятнаны настроением человека, который их воспринимает».

Возвращаясь домой в конце этого славного дня, охотник заблудился, а с наступлением ночи он проходит через бескрайние поля, стоячие камни и ужасающие бездны.

Настроение сказочное, но вместо сверхъестественных существ охотник в итоге находит только группу мальчишек, охраняющих табун лошадей. Они собрались вокруг костра и рассказывают истории о привидениях. На протяжении всего своего рассказа Тургенев, убежденный реалист, неоднократно уравновешивает нереальное, призрачное с просто человеческим, фантастический ужас с житейским пафосом и сопереживанием. Маленькое кольцо рассказчиков, собравшееся в маленьком пятне мерцающего света на огромной равнине, легко сосуществует как конкретная обстановка и экзистенциальный символ. В конце истории, когда рассказчик сообщает, что один из мальчиков умер в следующем году, он действует быстро, чтобы разрядить любое сверхъестественное напряжение. Как замечает Фрэнк О’Коннор, Тургенев хотел «не содрогания детей, сидящих у костра зимней ночью и думающих о привидениях и банши, пока ветер кричит о маленьком домике, — но содрогания взрослого человека перед тайной человеческой жизнь».

Хотя Тургенев время от времени затрагивал сверхъестественные темы, особенно в конце своей жизни, его величайшие достижения в рассказе связаны с любовью и юностью в качестве основных тем. Лучше всего он писал автобиографически, и два его лучших рассказа, повесть «Первая любовь» (1860 г.) и «Пунин и Бабурин» (1874 г.), глубоко основаны на его собственных воспоминаниях. Ближе к концу своей жизни Тургенев сказал о Первой любви: «Это единственное, что до сих пор доставляет мне удовольствие, потому что это сама жизнь, она не была придумана… Первая любовь — это часть моего опыта». Эта длинная и красивая история сильно пробуждает как опыт любви подростка, так и сложную печаль пожилого человека, оглядывающегося на свою юность. История разворачивается летом, когда рассказчик Владимир Петрович становится одним из нескольких женихов, собравшихся вокруг Зинаиды, чья мать — обедневшая княжна, использующая свою дочь как приманку, чтобы заманить богатого мужа. Эта история является первым полным расцветом способности Тургенева создавать и перемещаться между отдельными, удивительно яркими персонажами и точками зрения, демонстрируя то, что В. С. Притчетт называет «любопытным жидким даром, который в конечном итоге стал высшим у Пруста».

Если этот жидкий смысл пронизывает произведение Тургенева в целом, то источником его является отдельная фраза. Уилсон пишет: «Тургенев — мастер языка, он интересуется словами так, как другие великие русские романисты XIX века, за исключением Гоголя, — нет». Констанс Гарнетт, чьи переводы познакомили английских читателей с большинством великих русских XIX века, считала, что Тургенева труднее всего переводить, «потому что его стиль самый красивый». «Какой удивительный язык!» Чехов писал, перечитывая рассказ Тургенева «Собака» 1866 года. Будь то описание пони, выхоленных до тех пор, пока они не станут «гладкими, как огурцы», или «паром и блеском апрельской оттепели», большие здания его рассказов всегда строятся по кирпичику, с огромной и тщательной тщательностью. В «Смерти» из «Очерков» он описывает место страшной аварии:

Мы нашли несчастного Максима лежащим на земле. Вокруг него собралось человек десять мужиков. Мы слезли с лошадей. его синие губы. Его подбородок дрожал, волосы прилипали к вискам, а грудь неровно поднималась: он явно умирал. Легкая тень молодой липы спокойно бежала наискось по его лицу».

Эта последняя деталь — штрих мастера, сразу зрительно закрепляющий сцену, передающий безразличие природы к судьбе Максима, намекающий на грань между существованием и забвением и подчеркивающий одиночество момента смерти, когда наблюдатель отмечает деталь, которую Максим никогда бы не стал. Тургенев, возможно, не так часто, как Толстой, писал о реальном моменте смерти, но, возможно, столь же искусно вызывал двойные потоки ужаса и банальности, которые он так часто заключает в себе.

Тургенев — поэт разочарования, чьи восторженные описания юности всегда фильтруются через старшее сознание, знающее, что оно «тает, как воск на солнце». Потрясающее воспоминание о детстве у Пунина и Бабурина начинается со слов «Я теперь стар и болен». В очерке 1860 года Тургенев делит героев на кривляющихся Гамлетов и безумных Дон-Кихотов, которые добиваются своего. Как следует из этого различия, действие в его творчестве часто тревожно проблематично — откровенность Бабурина, которая дорого обходилась его хозяевам, фатальное разрушение дома Харловым в тургеневской версии «Короля Лира», «Степного обучения», — в то время как бездействие оказывается не более выгодным (ознакомьтесь с жалкой фигура, описанная в «Дневнике лишнего человека»).

И все же, несмотря на всю эту скорбь и тоску, которые заставили Генри Джеймса назвать тургеневские сборники «нагромождением мрака», его рассказы пульсируют жизнью, столь же яркой, как и любая другая в литературе. «Отцы и дети», один из величайших романов XIX века.Тургенев пишет о «тихой внимательности героя к широкой волне жизни, постоянно текущей в нас и вокруг нас». Это то, что направляет его работа, волна, которая неотвратимо несет нас к нашему концу, но которая также содержит всю мощную, мимолетную красоту существования. Как Владимир Петрович говорит о любви, так Тургенев, кажется, думает о жизни: «Я не хотел бы, чтобы она когда-либо повторилась, но я считал бы себя несчастным, если бы никогда не испытал ее».

Переводы работы выполнены Исайей Берлином, Ричардом Фриборном, Констанс Гарнетт и Майклом Р. Кацем.

Далее:

Шервуд Андерсон

Зарисовки спортсмена, Том 2, Иван Сергеевич Тургенев

Скачать эту книгу

gutenberg.org/ebooks/8744.html.images» typeof=»pgterms:file»>
Формат URL-адрес Размер
Читать эту книгу онлайн: HTML5 https://www.gutenberg.org/ebooks/8744.html.images 422 КБ
Читать эту книгу онлайн: HTML (как отправлено) https://www.gutenberg.org/files/8744/8744-h/8744-h.htm 420 КБ
EPUB3 (электронные книги, включая функцию отправки на Kindle) https://www. gutenberg.org/ebooks/8744.epub3.images 231 КБ
EPUB (старые электронные книги) https://www.gutenberg.org/ebooks/8744.epub.images 239 КБ
EPUB (без изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/8744.epub.noimages 229 КБ
Разжечь https://www. gutenberg.org/ebooks/8744.kf8.images 433 КБ
старые Kindles https://www.gutenberg.org/ebooks/8744.kindle.images 422 КБ
Обычный текст UTF-8 https://www.gutenberg.org/ebooks/8744.txt.utf-8 402 КБ
Дополнительные файлы… https://www.gutenberg.org/files/8744/

Читатели также скачали…

Библиографическая запись

Автор Тургенев, Иван Сергеевич, 1818-1883
Переводчик Гарнетт, Констанс, 1861–1946 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *