Образ жизни базарова в романе отцы и дети: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Первый вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, – это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отличает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычного уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др. , хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.


Второй вариант сочинения

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – один из самых противоречивых, но любимых читателями персонажей. Евгений Базаров – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить или порицать, или и то, и другое.

Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли. Он честен и прямолинеен, целеустремлен, собран, практичен. Он явный лидер по натуре, обладает незаурядным умом и широтой кругозора. Он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства.

Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Базаров не только привлекателен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.

Образ Базарова

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает в большинстве своем бедным и нуждающимся людям. Впоследствии он сам стал медиком.

Внешность Базарова была непривлекательна. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не хитрил, говорил, что думал, одевался просто, даже в какой-то мере старомодно, но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными, словами, не употреблял в разговоре иностранных слов.

Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и не признает любви. Он поступает эгоистично, не думает даже об отце и о матери. Базаров – нигилист – человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Базаров – враг отвлеченной науки.

Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Неслучайно в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм – вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели.

Базарова не способны восхитить даже красота и величие природы. Он говорит, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него и вовсе не существует, уважение вызывают только немецкие специалисты.

Евгений умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Кроме того, он очень трудолюбив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов.

Базаров с легкостью может найти общий язык с деревенскими жителями, но у него очень неуважительное отношение к женщинам. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести, прежде всего, оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.

Взаимоотношения Базарова с родителями

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны неслучайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но сразу же становится понятно,

что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям вообще сложно назвать любовью. Его взаимоотношения с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу, но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого. Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Любовь в жизни Базарова

Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.

Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.

Когда Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма. Но со временем начинает понимать, что с ним что-то происходит. Долгое время он не может признаться даже самому себе, что влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды окажутся неверными. Не желая признавать свою неправоту, Базаров долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой. Но бороться с самим собой у него не получилось. В итоге он принял чувство любви, которое раньше отрицал, поддался тому романтизму, который раньше презирал.

Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой становится для Базарова настоящим испытанием. Это испытание любовью. С первого взгляда герой понимает: перед ним не обычная женщина. Она очень красива и умна, с ней интересно спорить. Герой по-прежнему отрицает любые чувства, особенно в беседах с Одинцовой. Но он признаётся сам себе, что в глубине души является романтиком. Вскоре он открывается возлюбленной. Однако Анна Сергеевна отвергает любовь Базарова. Ей приятны его слова, но она не хочет нарушать привычный уклад своей жизни.

Евгений, в отличие от нее, больше не может жить по-прежнему. Из-за несчастной любви он бросает свои занятия и уезжает к родителям. Вскоре он случайно заражается тифом во время своих опытов и умирает. Но умирает только тело Базарова – душа его давно мертва. Испытание любовью оказалось для него непосильным.

Роль Базарова в развитии основного конфликта романа

В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем.

Роман «Отцы и дети» появляется в то время, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Название романа вызывает ассоциации с житейской проблемой «отцов и детей», но писатель мыслит шире. Он почувствовал и отразил в своем романе предстоящую смену общественно-политических устоев. Дворянство уходило с политической сцены. Что и кто придет ему на смену? В стране заговорили о появлении каких-то нигилистов. Писатель берется исследовать новое явление, философию жизни новых властителей умов.

Тургенев поставил перед собой задачу создать портрет современного нигилиста, совсем не похожего на прежних бунтующих Печориных-дворян, выяснить, чем грозит обществу их появление, предсказать будущее. Нигилизм был распространен среди молодежи, то есть «детей», а возник он как протест против устаревшей идеологии дворян – «отцов».

Герой-нигилист, молодой естественник Базаров, был совершенно не похож на прежних героев произведений русской литературы. Он ничему не верит, отрицает любые принципы людей прошлого поколения. Он материалист и рационалист, уверен, что будущее за наукой, которая опытным путем раскроет все тайны жизни.

В начале работы над романом автор относился к этому образу резко отрицательно, он хотел развенчать нигилизм. Однако Тургенев в своих произведениях всегда избегал порицания, поучения и назидания. Он не делает выводов, избегает комментариев, умышленно скрывает внутренний мир героя, чтобы читатель сам понял, кто перед ним. О Базарове автор повествует спокойным тоном, проявляя уважение к идейному противнику. Писатель последовательно раскрывает слабые стороны теории нигилизма и в итоге создает трагический образ героя-одиночки. Перед смертью это уже другой человек. Он понял цену жизни, ее красоту и мудрость, понял, сколько не успел и уже никогда не успеет.

Таким образом, Тургенев, утверждая победу демократа Базарова над аристократами, любя своего героя за то, что у него слово не расходится с делом, за то, что он в любой ситуации остается самим собой, не признает той цели, для которой Евгений себя готовил, поэтому заставляет его умереть.

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то в конце концов почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Евгения, то рыдал навзрыд. Но это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.


Третий вариант сочинения

Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.

Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», которое, по его мнению, является «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны ломать установленные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.

Образ главного героя романа «Отцы и дети»

Евгений Базаров представляет в романе новое мировоззрение. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств. Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Манеры Базарова небрежны. Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа – нигилизм.

Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни.

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию – испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах.

Дружба Базарова и Аркадия

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Вначале кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий – совершенно разные люди. По своим убеждениям Базаров нигилист. Аркадий попадает под его, хочет быть похожим на него. Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное – уют и покой.

Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи. Развитие дружеских отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не укладываются в мировоззрении Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. В итоге Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

Способы раскрытия образа Базарова

В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу Кирсанову, демократизм одного – аристократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с позицией Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием цели.

Именно во взаимоотношении с различными персонажами и раскрывается характер Базарова. В спорах с Павлом Петровичем проявляется ум, твердость и ясность мысли, обоснованность взглядов, умение отстаивать свои позиции, с Аркадием – талант лидера, способность увлекать молодежь своими идеями, с Одинцовой – недюжинная душевная сила, способная к пламенной любви.

Для того чтобы полнее раскрыть характер своего героя, Тургенев проводит его через испытание любовью.

Трагедия Базарова

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом. В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока.

Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает.

Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первую уверенность в том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя виновным в предательстве собственной идее, поэтому своим поведением отталкивает Одинцову.

Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность русских людей, их сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех окружающих его, так называемых, единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя-нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова.

Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. Л.: Наука, 1972 г.
  2. Бахтин М.М. Слово о романе. – М., 1989 г.
  3. Белинский В.Г. Избранные сочинения. – М.: Огиз, 1947 г.
  4. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962 г.
  5. Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М.: Молодая гвардия, 2017 г.
  6. Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859-1864 гг. Статья «Базаров».
  7. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991 г.
  8. Н. Якушин. И. С. Тургенев. – М., «Просвещение», 1987 г.
  9. П.Г. Пустовойт. О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1980 г.
  10. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – СПб., 1993 г.
  11. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (о приемах раскрытия художественного образа) // Русский язык в национальной школе. 1968 г.
  12. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М.: Современник, 1984 г.
  13. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1969г.
  14. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. Собрание сочинений., т.10. – М.: Правда, 1949 г.
  15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 1979 г.

Даниил Романович | Просмотров: 3.2k

Образ и характеристика Евгения Базарова из романа «Отцы и дети»


Полная характеристика образа Базарова невозможна без знания особенностей той эпохи, в которой жил главный герой романа И. Тургенева. Роман не исчерпывается только конфликтом «отцов» и «детей», хотя смена поколений — процесс болезненный, т. к. новое поколение всегда делает переоценку достижений поколения уходящего. При этом иногда многое положительное и достойное, что было выработано предшествующим поколением, просто утрачивается. Особенно усиливаются противоречия в период каких-то социальных потрясений. В России XIX века таким потрясением было восстание декабристов, а поколение, пришедшее ему на смену, называют «потерянным поколением», оно формировалось в годы николаевской реакции и уже не смогло воспринять высокие идеалы «отцов».

Содержание

Из истории создания романа

Автор в статье «По поводу ʼʼОтцов и детейʼʼ» писал, что образ Базарова возник у него после знакомства с молодым провинциальным врачом, в котором он увидел зарождавшуюся идеологию нигилизма. Хотя для либерального дворянина Тургенева не всё было понятно в мировоззрении молодого человека, но личность его произвела на писателя сильное впечатление. Он стал вникать в сущность теории нигилизма и даже начал писать дневник от лица своего будущего героя, чтобы понять его. Идеология нигилизма, по мнению Тургенева, ещё только утверждалась. Поэтому новый тип человека, появившийся во время социального перелома, ещё не совсем сформировался, а главное — не совсем понятен был и самому писателю. Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова и даже развенчивает их по ходу романа. Интересно признание Тургенева об отношении к образу Базарова, которое он выразил в письме к А. Фету: «Χοтел ли я οбρугать Базаροва или егο пρевοзнести? Я этοгο сам не знаю, ибο я не знаю, люблю ли я егο или ненавижу».

Происхождение


Евгений Базаров — сын простого военного лекаря, Василия Ивановича Базарова.

Мать, Арина Власьевна, была потомственной дворянкой, но дворянство передавалось детям только по линии отца. В романе Евгений Базаров представлен как демократ-разночинец. Именно «новый человек», демократ-разночинец, является главным объектом изображения в романе.
Его отзывы о дворянском сословии всегда пренебрежительны, и сам он не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери имеет дворянские корни. Базаров думал, что умеет говорить с мужиками, но они видели в нём барина и считали, что он в их жизни мало что понимает. А вот слуги Кирсановых чувствовали, что он свой, не барин, и привязались к нему.

Внешность Базарова

Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа, ещё относительно молод — ему около 30 лет. Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.

Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета и длинные жёсткие пальцы. Руки у него были большие и красные.

Твёрдая и стремительная походка, спокойный мужественный голос говорили о твёрдости характера, а тонкие губы — о скрытности.

Базаров не был франтом и к своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.

Характер и род занятий

Базаров — будущий врач, он учится на медицинском факультете университета. В начале романа писатель показывает его увлечённость естественными науками. Он приехал в гости к своему товарищу по университету Аркадию Кирсанову в поместье его отца, и здесь разворачивается основное действие романа. Находясь в гостях, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами…

Все считают Евгения Базарова очень умным молодым человеком, а Аркадий, который младше его на несколько лет, особенно восхищается его способностями, твёрдостью характера и убеждений, простотой в общении. Но иногда эта простота переходит в некоторую развязность, небрежность манер, но это в основном напускное, связанное с идеей нигилизма, которой в это время увлечён Базаров.

Его характер отличается решительностью, смелостью (он никогда не робел при разговоре с кем бы то ни было), умел пошутить, часто иронизировал над окружающими. Чувств своих он никогда никому не открывал, даже отцу, который его приобщил к профессии врача; всегда имел своё мнение и не признавал авторитетов. Иногда он мог быть надменным, особенно перед аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который считал его «гορдецοм, нахалοм, циниκοм, плебеем…»

Нигилизм Базарова

Нигилизм — своеобразная философия, ставящая под сомнение или полностью отрицающая ценности, идеалы, культуру, нормы нравственности, принятые в обществе. Нигилисты считают, что жизнь не имеет смысла, как и человеческие ценности, и знания.

Тургенев не разделял нигилистических убеждений Базарова и в романе развенчивал их. Но поскольку в образе данного героя отразилась эпоха со всеми её противоречиями, то писатель испытывал определённый интерес к своему персонажу и даже старался его полюбить, а к концу романа испытывал к нему и сострадание.

Что в нигилизме отвергал автор?

Во-первых, в идеях нигилизма нет позитивной цели. А поэтому он обречён. Тургенев не был противником нового, но ничего нового в нигилизме и не было. Разве разрушение и уничтожение — это прогресс? А именно это и проповедовали нигилисты: поэзия Пушкина не нужна; любовь не нужна, это всего лишь физиология; Рафаэль — «гроша медного не стоит»; душа — выдумка и т. д.

Во-вторых, главной бедой нигилистов автор считал возведённый в абсолют практицизм, сиюминутную практическую пользу. Природа для Базарова не храм, а мастерская, в которой работником является человек. В большой степени Тургенев проявил себя в этом вопросе провидцем. Он увидел в убеждениях Базарова зарождение трагических последствий, потому что уже в XX в. стало ясно, что именно «наработал» в этой мастерской человек: повернул вспять реки, разрушил озонный слой, погубил ценные породы растений и животных и т. д. Вульгарный материализм, который стоял во главе угла нигилизма, отличался от простого материализма тем, что материализм утверждал первичность материи, а вульгарный материализм вообще не признавал ничего, кроме материи.

В-третьих, ущербность нигилизма в том, что он отрицал духовную жизнь, а значит — и нравственность. Отрицание авторитетов — это тоже признак безнравственности.

Как Базаров освобождался от теории нигилизма


Убеждения Базарова писатель развенчивает постепенно, в романе начало этого положено в 13-ой главе. До этого противостояние было только внешнее: между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Но вот Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, ведь до встречи с ней он отрицал существование любви.

Он осознал себя романтиком (а до этого презирал романтизм Пушкина). Теперь он презирал себя за слабость, но не мог забыть Одинцову. Он начал ловить выражение её глаз, а раньше смеялся над этим и рассуждал об анатомии глаза. Охватившая его любовь начала разрушать теорию нигилизма. Он начал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришёл к выводу, что жизнь гораздо шире и многограннее нигилистической схемы.

Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась не по причине  холодности и рассудочности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма, Базаров не мог создать свой Дом.

Но Базаров не хочет так быстро сдаться, он пытается вновь утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается сблизиться с Фенечкой в соответствии со своими убеждениями, что любовь — это всего лишь физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живёт не по физиологическим, а по нравственным законам. И Базаров начинает терять почву под ногами — его теория уже не могла помочь ему.

Нелепая дуэль «за убеждения» с Павлом Петровичем заставила его увидеть в противнике не заносчивого аристократа и идиота-дядюшку, а страдающего пожилого человека. Он понял, что не так уж непреодолима пропасть между людьми, надо просто научиться слышать и понимать друг друга.

Базаров и его родители

В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.

Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.

Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.

Гибель Базарова


При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился…

Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.

Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.

Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.

Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.

Вывод

В романе ещё присутствует эпилог. В нём никаких неожиданностей нет, все события предсказуемы из предыдущих глав. Но образ Базарова помогает понять, что над жизнью не властны никакие теории. Люди и теории приходят и уходят, а остаётся только вечное: любовь, чистое небо над головой и нравственный закон в сердце. А ещё безутешные родители у могилы сына…

Характеристика образа Евгения Базарова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Отцы и дети

%PDF-1.7 % 1 0 объект >

эндообъект 5 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей 2017-05-17T10:24:51-07:002017-05-17T10:24:51-07:002017-05-17T10:24:51-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:3b97796c-a5cb-11b2-0a00- 782dad000000uuid:3b9781c9-a5cb-11b2-0a00-d0cdbb88fe7fapplication/pdf
  • Отцы и дети
  • Prince 9.0 rev 5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 5.5 Linux Kernel 2.6 64bit 2 октября 2014 г. Библиотека 10.1.0 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст] /XОбъект > >> /Тип /Страница >> эндообъект 90 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 10 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 11 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 12 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямая [81,0 646,991 127,62 665,009] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 18 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 617,094 129,672 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 19 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [504,612 617,094 549,0 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 20 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [243,264 211,794 350,964 223,806] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 21 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [123,813 154,941 256,905 163,95] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 22 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [371,304 108,3415 422,752 116,3495] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 23 0 объект > ручей xXɎ6W80UHC

    MonkeyNotes Study Guide Summary-Отцы и дети Ивана Тургенева


    <- Предыдущая страница | Первая страница | Следующая страница ->
    MonkeyNotes-Отцы и дети Ивана Тургенева
    Содержание | Доска объявлений | Версия для печати

    КОНФЛИКТ

    Главный герой

    В этом романе главный герой явно Базаров. Целиком Роман вращается вокруг него. Происходит четкое развитие его персонаж в романе. Он структурирован как интеллектуальное, высшее существо, твердо верящее в основы Нигилизм.

    Аркадий тоже важный персонаж романа, но его личность не так сильна и не так эффективна, как Базаровы. Аркадий — более зависимый персонаж. Влияние Базарова на Аркадий, как и окружающие его люди, впечатляет. Ему удается передать свою гипнотическую личность над читателем, без лишних слов.

    Антагонист

    Хотя в романе нет злого персонажа, кто бы создать проблемы или кризис для сюжета, можно сказать, что Пол Кирсанов — антагонист Базарова. он не любит его чрезвычайно и не упускает шанса оскорбить его или поругать ему.

    Павел Кирсанов изображен полупатичным персонажем, погрязший в своей прошлой любви и не заинтересованный ни в каких переменах в его учтивый образ жизни. Поэтому присутствие Базарова есть пресловутая ложка дегтя для него. У Базарова и Павла между ними шла непрекращающаяся словесная дуэль, которая, по сути, даже продолжает становиться физической дуэлью.

    Климакс

    Кульминация романа наступает, когда Базаров, всегда считал себя выше всех холопских чувств вроде любви, падений страстно влюблен в Анну и, следовательно, получает отпор ее. Базаров не может сам дойти до этого изменения. личность, которую, как ему казалось, он так хорошо знал и которая является побежденным человек.


    Падение характера Базарова показано хорошо. Интерес Базарова к любви и жизни постепенно угасает, и он рады вести сидячий, пассивный образ жизни, не задумываясь и не действия в своем родном городе.

    Результат

    То, что происходит после этого, предопределено. Базаров, раздавленный человек, возвращается в родительский дом и пытается вести отшельнический образ жизни, посвящен медицине. У него больше нет интереса к любви или жизни сейчас. Последняя попытка возобновить отношения с Анной.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *