Образ свидригайлова: Образ Свидригайлова в романе “Преступление и наказание” – сочинение на тему

Содержание

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» имеет психологическую направленность. Поэтому внимание автора направлено в первую очередь не на внешние действия героев, а на их внутренние мысли и переживания.

Одним из ярких образов является образ Свидригайлова. Его полное имя – Свидригайлов Аркадий Иванович. Он – богатый дворянин, имеющий связи, привыкший добиваться своей цели. Его и Лужина объединяет то, что оба они являются моральными двойниками главного героя Раскольникова. Свидригайлов осуществляет на практике теорию Раскольникова. Он добивается того, чего хочет, любым способом. В результате он стал морально опустошенным человеком, который переживает духовную деградацию.

Свидригайлову в романе уже около 50 лет, но выглядит он младше своих лет. Роста Аркадий Иванович был среднего, широк в плечах, одевался по-щегольски. В лице этот барин сохранил еще свежесть и миловидность.

Его волосы и борода все еще были густыми. Особая черта – острые голубые глаза, которые смотрели на людей холодно и с долей пренебрежения. Раскольников в симпатичном лице Свидригайлова замечает что-то устрашающее. Таким образом, автор намекает, что главный герой видит свое ужасающее отображение в глазах другого героя.


Об Аркадии Ивановиче ходили разные слухи. Поговаривали, что он был причастен к отравлению жены и самоубийству слуги. Он и сам не отрицал своего крутого нрава. Свидригайлов не пытался строить оправдательных теорий, как Лужин или Раскольников. Он смирился с тем, что он праздный и развратный человек.

Свидригайлов – это проекция на образ Раскольникова. Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, он стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович давно уже перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести в отличие от бедного студента. Для этого барина нет ограничений, все, чего он пожелает, он добивается.

Однако в романе все-таки есть человек, который заставит сомневаться героя в выбранном пути. Это Дуня, сестра Родиона Раскольникова. Девушка красива, и Аркадий Иванович вожделеет ее, хочет добиться ее расположения любой ценой. Но Дуня хоть и бедна, но умная и гордая. Она быстро понимает, что движет Аркадием Ивановичем. Ее сопротивление, моральная чистота что-то переворачивают в душе этого холодного и циничного человека. Свидригайлов влюбляется в Дуню, и пытается добиться ее любви. При помощи шантажа он заманивает девушку в спальню, но его животным замыслам не дано сбыться. Дуня смогла постоять за свою честь и пробудила в Аркадии Ивановиче забытые чувства — благородства и мужества.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» – не однозначен, в его душе нет четкой границы между добром и злом. Он аморален, однако совершает и добрые поступки.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Дуни Раскольниковой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Лужина в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Характеристика и образ Свидригайлова в романе Достоевского Преступление и наказание

    Лучшие сочинения и пересказы

    • Сочинения
    • По литературе
    • Достоевский
    • Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание

    Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.  

    Свидригайлов – человек, абсолютно лишенный всякой нравственности. За свою жизнь он совершил немало жестоких поступков, его руки испачканы человеческой кровью. Целью его злодеяний было получение возможности свободно выбирать, каким образом выстраивать собственную жизнь.

    В свое время Свидригайлов был карточным шулером, а затем и вовсе стал убийцей, отсидел срок в тюрьме, а после оказался виновным в смерти своей жены.

    Тем не менее, несмотря на все эти события, герой не считает себя злодеем. Свидригайлов способен совершать и добрые дела, а именно: он готов оказать финансовую помощь Авдотье Романовне, не требуя от нее брачного союза; он желает ее оградить от брака с Лужиным, потому как видит гнилую сущность этого человека.

    Свидригайлов быстро раскрывает суть теории Раскольникова, разгадывает его мысли, видит мучения главного героя. Он понимает, что Родион задается нравственными вопросами, вопросами «гражданина и человека». Он призывает Раскольникова отказаться от этих мыслей, призывает его не браться «не за свое дело».

    В отличие от Свидригайлова, Раскольников, совершив преступное деяние, все же не переступил черту, остался «на этой стороне». Преступившего черту Свидригайлова совесть совершенно не мучает. Однако подобная вседозволенность лишила его всяческого интереса к жизни. Герой осознает, что весь путь, который он прошел, был неправильным, и теперь он стал рабом собственной прихоти и желаний, с которыми не в силах бороться. По мнению Свидригайлова, он и Раскольников – «одного поля ягоды».

    Весьма показательным является момент, когда Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Это происходит тогда, когда главный герой идет к следователю с намерением признаться в совершенном им злодеянии. Этим Достоевский показывает, что настоящую свободу могут обрести только те люди, у которых по-настоящему доброе сердце.

    Те же, кто избрал путь греха и порока, в конце концов, утрачивают свободу. Таким образом, бесчеловечная теория Раскольникова терпит окончательный крах – она лишена права на существование.

    Преступления превращают человека в раба. Такие люди уже не способны совершать хорошие поступки, даже если сами этого хотят. Свидригайлов показательный тому пример. Слишком долго этот человек жил в грехе, и осознание своей ошибки пришло к нему с опозданием.

    При помощи образа Свидригайлова автор показывает нам, к чему может привести бесчеловечная теория, придуманная Раскольниковым. По утверждению Достоевского, собственное счастье нельзя построить на чужом несчастье, тем более, если речь идет о преступном деянии.

    Сочинение про Свидригайлова

    Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича один из самых загадочных в романе. Впервые о нем упоминается в письме матери к Раскольникову. Со слов Пульхерии Александровны мы узнаем, что сестра Раскольникова Дуня служила в доме семейства Свидригайловых гувернанткой и несправедливо подверглась унижению из-за домогательств Аркадия Ивановича.

    Но со временем, убедившись в невиновности Дуни, его жена Марфа Петровна восстановила ее репутацию и даже устроила ее замужество со своим дальним родственником Лужиным.

    Это человек с темным прошлым, о котором ходит множество смутных слухов. Его подозревали в причастности к гибели жены. Говорили, что покончил с собой лакей, не вынеся его издевательств, что удавилась девочка-подросток, на которой он надругался. Явных доказательств достоверности этих злодейств не было. Сам же Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым много говорит о себе дурного. Но смеется над нелепыми слухами. Он довольно откровенен и простодушно говорит о своих пороках, что он праздный, недобрый, развращенный и даже продажный. Была у него недолгая служба в кавалерии, потом он стал шляющимся, без определенных занятий господином. Не стыдится, что был шулером, из-за чего сидел в долговой тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна и женила на себе.

    Но и самые лучшие поступки в романе совершает этот же человек. После похорон Катерины Ивановны пристраивает ее детей в пансион и обеспечивает им дальнейшее содержание, фактически спасая от голодной смерти. А старшую девочку Полечку уберег, возможно, от повторения Сониной участи. Самой же Соне дает денег, чтобы она могла последовать на каторгу за Раскольниковым. Пытается через Раскольникова предлагать Дуне денег, чтобы спасти ее от брака с мерзавцем Лужиным, понимая, что на эту жертву она идет ради брата. Но она этих денег не принимает.

    Только почему-то мучают его призраки умерших. То являются привидения жены и лакея. То мучают во сне кошмары с девочкой-самоубийцей. За что, какие грехи? Он понимает, что у Раскольникова есть путь к спасению, может быть будущее. А своего будущего он не видит. Лишившись последней надежды на спасение в Дуниной любви, кончает жизнь самоубийством.

    Вариант 3

    В романе Достоевского « Преступление и наказание » раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

    По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.

    Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.

    Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела. Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки. Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него. Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.

    Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.

    Далее в романе становится понятным, что чувства Свидригайлова к Дуне были, наверное, настоящими и чистыми, насколько того позволяла его испорченная душа. Чтобы стать ближе к ней он пытается делать хоть что-то хорошее в своей жизни. Свидригайлов начинает совершать благородные поступки. Он дает денег Дуне, чтобы та не выходила замуж за Лужина, и тем самым не губила свою жизнь, оплачивает похороны Катерины Ивановны и помогает её бедным детям. Дает денег Соне, чтобы та смогла отправиться на каторгу за Раскольниковым, и поддержать его там.

    В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, — понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.

    Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.

    Также читают:

    ← Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Бесы ← Парфён Семёнович Рогожин в рассказе Идиот↑ ДостоевскийОбрази характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание → Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот →

    Картинка к сочинению Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание

    Популярные сегодня темы

    • Анализ произведения Матерь человеческая Закруткина

      Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.

    • Анализ произведения Над пропастью во ржи Сэлинджера

      Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.

    • План рассказа На льдине Житкова

      События в рассказе происходят в зимнее холодное время года, когда море было полностью замерзшее и местные сельские рыбаки собрались все на рыбалку. Вместе со всеми отправились на рыбалку и рыбак Андрей со своим маленьким сыном Володей.

    • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

      Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения

    • Смешное и грустное в комедии Ревизор сочинение 8 класс

      Одной из великих комедий 19 века является произведение Ревизор русского писателя Н.В. Гоголя. В данном рассказе основной проблемой является произвол российских чиновников. Множество литераторов до сих пор спорят на тему того

    Сочинения

    • По картинам
    • По литературе
    • Свободная тема
    • Про Родину
    • Про технологии
    • Русский язык
    • Про семью
    • Про школу
    • Про войну
    • Про природу
    • По пословицам
    • Про времена года
    • Праздники
    • Про дружбу
    • 9 класс ОГЭ
    • 11 класс ЕГЭ
    • Про животных
    • Профессии
    • Известные люди
    • Города

    Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

    Рассмотрим образ Аркадия Ивановича Свидригайлова. Этот герой — один из главных персонажей психологического романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (в статье представлен авторский портрет). Федор Михайлович опубликовал это произведение в 1866 году. Оно было напечатано в журнале «Русский вестник». И это произведение создано в период с 1865 по 1866 год.

    Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба эти героя являются нравственными двойниками Раскольникова. Аркадий Иванович олицетворяет упадок личности и духовную деградацию, к которым ведет реализация философии Родиона, его мировоззрения.

    Внешняя характеристика Свидригайлова

    Рассматривая образ Свидригайлова, сначала опишем его внешние черты. В работе Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, но выглядит он гораздо моложе своих лет. Это широкоплечий мужчина среднего роста, щегольски одетый и похожий на «сангвиника-мастера». У Аркадия свежее, приятное лицо, его борода и волосы еще очень густы, а голубые глаза смотрят строгим, холодным взглядом. Однако через некоторое время Раскольников нашел что-то ужасное и неприятное в этом, казалось бы, хорошеньком лице. Свидригайлов — дворянин со связями, привыкший ставить перед собой цель и любыми средствами ее добиваться. Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако на самом деле все гораздо сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав эту статью до конца.

    Внутренний мир Аркадия Ивановича

    Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Много сплетен окружает этого героя, один хуже другого. В смерти жены Марфа обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также замучил и, в конце концов, довел до самоубийства Филиппа, его слуга, избил девушку.

    Опасность, исходящую от этого человека, чувствует Дуня, сестра Родиона, в которую влюблен этот дворянин. Свидригайлов говорит о себе, что он человек лишенный норм и принципов, действующий по своей воле и своей воле. Он не строит оправдательных теорий, чтобы скрыть свои действия, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он человек «беспутный и праздный».

    Сравнительная характеристика двух героев — Свидригайлова и Раскольникова

    Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом объясняется его сравнением с Родионом Раскольниковым. Благодаря своим способностям, опыту, деньгам у Аркадия Ивановича уже есть то, о чем может мечтать Родион, — «независимость от людей и абсолютная свобода». Этот герой мог бы уже давно перешагнуть через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, так как Аркадий Иванович никогда не делает глупых ошибок, не поддается сентиментальности. И от всего этого страдает студент. Душой страдает Родион, собирает все свои нравственные силы, чтобы заглушить совесть. Аркадий Иванович уже давно не чувствовал даже намеков на вину и вину. Его не беспокоят прошлые грехи, как и грязные дела, совершенные им в последнее время. Все это дополняет его образ. Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить разными преступлениями, наслаждаться собственной подлостью.

    Аркадий Иванович уже давно перешел нравственные пределы, бездна духовного падения этого героя поистине велика. Единственный ее жизненный принцип — беспощадно срывать «цветы удовольствия», а затем бросать их «в придорожную канаву». Аркадий первым замечает, что у него много общего с Родионом. Однако есть одно важное отличие — у Свидригайлова границы между грехом и нравственностью стерты, а у Родиона — нет. Студент впадает в панику от того, что зло и добро — одно и то же. А для Свидригайлова это жизненная правда.

    Положительные стороны Свидригайлова

    Описывая его безнравственный образ, Достоевский в то же время придает большое значение его добрым делам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые. Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармелада. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого «водоворота». Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот бежал в Америку. Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Преобладает и светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней. После того, как Аркадий Иванович, после того как девушка решительно отказала ему, больше не искал ее с ней, не причинял вреда Соне. «Широкая» натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородным и подлым одновременно. В его душе нет четкой границы между злом и добром.

    Трагическая двойственность внутреннего мира Аркадия Ивановича

    Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в какой-то мере трагическим раздвоением его личности. Он, так же как и Родион, постигает болезненное несовершенство этого мира, его устройство, основанное на несправедливости и лжи. Но бунт Свидригайлова, напротив, не имеет положительного заряда.

    Добрые дела делает только «от скуки», так как не требует ни ущемления своих желаний, ни страданий, материальной помощи людям. Только к пустоте, а не к самореализации герой подводит свою теорию «сильной личности».

    Отвращение к жизни и самоубийство

    Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем моральных принципов, испытывает отвращение к жизни. Этот герой хочет сбежать от этого, он рискует, убивает, потом сидит в тюрьме, потом соглашается сбежать в Америку или полетать на воздушном шаре. Однако тяжесть существования, бессмысленная, давит на плечи, гнетет. Везде изводит пошлость, «баня с пауками», пугающая вечность. Неудивительно поэтому, что пресыщенный жизнью Свидригайлов решает покончить жизнь самоубийством. Его душа почти мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

    Чему учит судьба Свидригайлова?

    Важную роль в произведении играет образ Свидригайлова. «Преступление и наказание» — роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода ведут не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, наоборот, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства. Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что избранный им путь ложен. Это ведет только к духовной пустоте. Судьба этого героя учит негативным примером истины, которой придерживается Соня: надо принять Христа и очиститься, чтобы стать по-настоящему свободным.

    «Мы все время представляем себе вечность как непостижимую идею, что-то огромное, огромное! Но почему он должен быть огромным? Вместо всего этого представьте себе вдруг, что там будет одна комнатка, что-то вроде деревенской бани, закопченная, с пауками по всем углам, и вот целая вечность».

    Часть четвертая, глава вторая
    Деннис Абрамс

    Является ли Свидригайлов продолжением сна Раскольникова? «Весь вопрос здесь в том, чудовище ли я или сама жертва?» Свидригайлов защищает свое обращение с женой. «А над чем смеяться? Подумать только: я ударил ее только два раза хлыстом; даже меток не было… Я тоже прекрасно знаю, что Марфа Петровна могла быть даже рада моему, скажем так, увлечению…» Порка немки в поезде. Удивление Раскольникова, что Свидригайлов «такой близкий человек». У Свидригайлова есть «знакомые». «Теперь я возлагаю все свои надежды на анатомию, клянусь Богом!» Прошлое Свидригайлова: В остроге за долги был «куплен» Марфой Петровной за тридцать тысяч сребреников. Призраки. Визиты Марфы Петровны. Ее предостережения Свидригайлову не жениться повторно. Филька и трубка. Раскольников отказывается верить в призраков. Свидригайлов: «Вечность мы все воображаем как непостижимую идею, что-то огромное, огромное! Но почему он должен быть огромным? Вместо всего этого представьте себе вдруг, что там будет одна комнатка, что-то вроде деревенской бани, закопченная, с пауками по всем углам, и вот целая вечность. Иногда я мечтаю о чем-то подобном». Предложение Свидригайлова: Он хочет встретиться с сестрой Раскольникова, чтобы извиниться, и предложить ей десять тысяч рублей за разрыв с Лужиным. Возмущение Раскольникова. В планах Свидригайлова отправиться в плавание или жениться.

    —-

    Увлекательное знакомство со Свидригайловым. Он сумасшедший? Кто он? Очевидно, об этом будет еще…

    Я хочу поделиться этим отрывком из биографии Йозефа Франка, Достоевский: писатель в свое время :

    «Достоевский сейчас, как подготовка к полное раскрытие статьи «О преступлении», начинает восполнять те аспекты прошлого Раскольникова, которые помогают осветить его самоотождествление с «необыкновенными» людьми. Его мать, уходя еще дальше в его дорадикальное прошлое, вспоминает его план жениться на дочери хозяйки, несмотря, по ее словам, на «мои слезы, мои мольбы, мою болезнь, мою, возможно, смерть от горя, от бедности». таким образом, его семья всегда была подчинена неизменному эгоизму личного самоутверждения. Этот эгоизм раньше сочетался с беззаветным принятием христианских ценностей, противоположным бессердечной бесчеловечности; тем не менее, врожденное выражение темперамента Раскольникова было видно и в этой целеустремленности. Девушка, как замечает Разумихин с некоторым недоумением, была «положительно безобразна… и такая больная… и странная». она еще больше нравилась, будь она хромой или горбатой (он мечтательно улыбнулся)». это как если бы Раскольников смотрел на предложенный им брак как на какой-то самовозвышающийся, а также нравственно-героический поступок. Его обращение к радикализму не повлекло за собой изменения моральных целей этих амбиций и дало аналогичный выход его эгоизму, но вдохновило на героизм с точки зрения утилитаристских принципов. Через полгода после похорон своей невесты, с которой, как он рассказывает Дуне, поспорил о своих новых убеждениях, он написал статью, выражающую это новое представление о себе.

    На этом фоне Раскольников приходит на свою первую встречу с Порфирием Петровичем. Порфирий весьма образован и, с тех пор как наткнулся на статью Раскольникова и навел справки об авторе, внимательно следит за движением современных идей. Таким образом, он понимает склад ума Раскольникова, который, вместе со всем, что он узнал от Заметова и других, убеждает его в том, что Раскольников — убийца. Хотя Раскольников и считает, что Порфирий применяет «старый, материальный метод» критического исследования, верно как раз обратное: он понимает, что причина преступления Раскольникова в конечном счете «психологическая» (т. е. идеологическая) и не может быть понята в « материальные термины.

    Невозможность совмещения угрызений христианской совести с прежним образом Раскольникова «величие» выдвигается на первый план, когда Раскольникова, уже расстроенного расспросами Порфирия, внезапно называет на улице рабочий «убийцей». Это резкое обвинение наносит последний удар по его пошатнувшемуся самообладанию. Мысли, мчащиеся теперь в его голове как бы бессвязным потоком, завершают процесс противостояния с самим собой, который все это время происходил, и глаза Раскольникова, наконец, открываются на трагическую антиномию, на которую он насадился, — не только на то, как далеко он не оправдал его ожиданий, но еще более глупо было с его стороны верить, что он может добиться успеха, когда он продолжал цепляться за нравственная цель задуманного им поступка. Настоящих великих людей, таких как Наполеон, ни на йоту не заботила такая цель, и они действовали исключительно из высшей убежденности в своем праве делать все, что им заблагорассудится. «Нет, эти люди не созданы такими. Настоящий Хозяин , которому все позволено, штурмует Тулон, учиняет резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона человек в московской экспедиции и отделается шуткой в ​​Вильно. И жертвенники ставятся ему после смерти его, и так все разрешены. Нет, такие люди, кажется, не из плоти, а из бронзы!»

    Раскольников называет себя теперь «вошью» из-за «эстетического» несоответствия между мелочностью собственного поступка («подлая, сухая старуха, денежная -кредитор’) и величие фигуры, чье имя и судьба повисли перед ним, как путеводная звезда. («Наполеон, пирамиды, Ватерлоо»). Но это осознание того, что «целый месяц я докучал Провидению, призывая его в свидетели, что не ради своей, так сказать, плоти и похоти я намеревался действовать, а ради благородной и достойной цели» — это это несоответствие, заставляющее его воскликнуть: «Я убил принцип, а что касается преодоления барьеров, то я этого не сделал, я остался на этой стороне». закон, но сама эта цель и выбор жертвы показывает, что он не был в состоянии «преодолеть преграды» Он привязывал нравственную цель к своему желанию достичь «величия»; он остался человеком из плоти, которому не удалось стать человеком из бронзы.

    Но Раскольников — хоть и объясняет себе: «Ах, как я теперь ненавижу старуху! Я чувствую, что убил бы ее снова, если бы она ожила!» — не может долго выдерживать эту враждебность, и мысли его модулируются в воспоминаниях о Лизавете и Соне («бедные, нежные, с нежными глазами»). Затем его внутренняя борьба заканчивается во сне, которым заканчивается Часть III, в которой он безуспешно пытается избавиться от призрака своей жертвы. Со страхом переживая момент убийства, он снова пытается убить Алену Ивановну, но находит ее властной перед своими ударами. Сгорбившись в кресле, с опущенной головой и закрытым лицом, она «захлестывалась беззвучным смехом» и просто «тряслась от смеха», когда он удваивал удары. Он убил ее во плоти, но не в своем духе, и она продолжает преследовать его совесть. Ему не удалось стать одним из «великих людей», которые вообще вышли за пределы добра и зла.

    Свидригайлов появляется из тени в начале четвертой части, когда Раскольников, наконец, увидел нелепость попытки поставить всесильный эгоизм на службу нравственным целям. Материализуясь в комнате Раскольникова почти как часть сновидения об убийстве, Свидригайлов кажется привидением; и Раскольников спрашивает Разумихина, действительно ли последний видел во плоти Свидригайлова. Ничего подобного не произошло с Лужиным, и появление Свидригайлова как бы из подсознания Раскольникова говорит о том, что он происходит из более глубоко укоренившегося уровня личности Раскольникова, чем Лужин, воплощающий его идеи. Свидригайлов отражает стихийную направленность этого эгоизма, сосредоточенную в мономании Раскольникова, которая в конце концов привела к убийствам. Теперь он противостоит Раскольникову как человеку, у которого принял тот безудержную эгоистическую аморальность, которую, как теперь начал осознавать Раскольников, он невольно стремился воплотить в себе.

    Один из самых странно привлекательных персонажей Достоевского, этакий монстр а-ля Квазимодо, жаждущий искупления в нормальность, байроническая мирская усталость Свидригайлова означает некую духовную глубину и противоречия его личности, колеблющейся между самым черным злом и самым благожелательным хорошо, возможно, лучше всего можно понять в байронических терминах. Не похож ли он на такую ​​фигуру, как байроновская Лара, «которая, наконец, смешала добро и зло» и чье крайнее безразличие к их различению сделало его одинаково способным к тому и другому? Можно хорошо сказать о Свидригайлове,

    Слишком высоко для обыкновенного эгоизма, он мог
    Порою поступиться своим ради блага других,
    Но не из жалости, не потому, что должен,
    А в какой-то странной извращенности мысли,
    Которая влекла его вперед с тайной гордость
    Делать то, что мало кто или больше сделали бы;
    И таким образом какой-нибудь порыв, в искушение времени,
    Склонил бы его дух в равной степени к преступлению.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *