Образ остапа в повести тарас бульба: Характеристика Остапа в повести Тарас Бульба кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Содержание

Характеристика Остапа в повести Тарас Бульба кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Остап — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, брат Андрия. Литературная характеристика Остапа имеет большое значение для понимания центральных образов повести: Тараса Бульбы, Андрия, казачества в целом. Будучи цельной, волевой натурой, Остап служит олицетворением стойкости духа, верности собственным идеалам, безграничной любви к Отчизне.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.

Полное имя — Остап Тарасович Бульба.

Возраст — 22 года.

Род занятий — выпускник бурсы, казак, воин.

Семья — отец Тарас Бульба, мать и младший брат Андрий.

Социальное положение — казак.

Происхождение — сын зажиточного казака, богатого помещика (пана).

Воспитание — очень строгое воспитание, характерное для учебных заведений эпохи Средневековья.

Образование — Киевская бурса (академия).

Внешность — высокий, статный, физически очень сильный, черноволосый юноша.

Характер — настойчивый, целеустремленный, упрямый, бесстрашный, мужественный.

Положительные черты — добрый, прямодушный, верный товарищ.

Отрицательные черты — упрямый, настырный, гордый, хороший товарищ, любитель войны и разгульной пирушки.

Произведение — «Тарас Бульба».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Остапа Бульбы основывается прежде всего на его неукротимом, гордом нраве. Он готов даже побиться на кулаках с родным отцом, чтобы отстоять собственную честь.

«— Не смейся, не смейся, батьку! — сказал наконец старший из них.
Смотри ты, какой пышный(гордый, недотрога)! А отчего ж бы не смеяться?
— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу
Источник: Глава I

«— Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
— Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?
— Да уж на чём бы то ни было».
Источник: Глава I

Остап — один из двух сыновей Тараса Бульбы.

«…у меня два сына, оба молодые люди. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне».

Источник: Глава III

Будучи сыном и наследником Тараса Бульбы, Остап также является паном, помещиком.

«Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей».

Источник: Глава I

Остап со своим младшим братом Андрием является выпускником Киевской бурсы, в которой по традиции обучались сыновья казацких старшин и помещиков.

«…такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу».

Источник: Глава I

Несмотря на высокий социальный статус, Остап и его брат Андрий воспитаны в большой строгости.

«…всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было ещё коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов».

Источник: Глава I

Внешность

Остапу Бульбе 22 года.

«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…»

Источник: Глава V

Портретная характеристика Остапа вызывает восхищение: это высокий, крепкий, физически сильный и красивый парень в самом расцвете молодости.

«Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.,.»

Источник: Глава I

«Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…»

Источник: Глава I

У Остапа на голове длинный чуб, как и было положено казакам.

«…У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие…»

Источник: Глава I

Внешний вид Остапа сразу после возвращения из Киевской бурсы веселит отца. Он потешается над одеждой сыновей, одетых в рясы, которые носили семинаристы в бурсе.

«— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?»

Источник: Глава I

«А всё-таки на тебе смешное убранство: что это за верёвка висит?»

Источник: Глава I

«…какие же длинные на вас свитки! [Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. — Прим. Н. В. Гоголя] Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшися в полы».

Источник: Глава I

Перед поездкой на Запорожскую Сечь Тарас Бульба, будучи богатым человеком, нарядил сыновей в богатое облачение, которое вмиг преобразило их.

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки.

Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом…»

Источник: Глава I

Поездка в Запорожскую Сечь и жизнь среди казаков меняют внешность Остапа, закаляют его.

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны».

Источник: Глава V

Черты характера и поступки

Остап — хладнокровный, сдержанный парень.

«— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!»

Источник: Глава I

«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…»

Источник: Глава V

Остап — верный товарищ, который ни под каким предлогом не предаст своих друзей.

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей… и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

Источник: Глава II

Не будучи от природы заводилой, Остап выбирал роль правой руки предводителя, во всём поддерживая даже самые дерзкие его начинания.

«Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака».

Источник: Глава II

У Остапа были лишь две страсти — военное дело и пирушки.

«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».

Источник: Глава II

«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».

Источник: Глава III

Остап — прямолинейный, честный и добрый человек.

«Он был прямодушен с равными

Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».

Источник: Глава II

Несмотря на внешнюю суровость, Остап — душевный человек, способный испытывать нежность и сопереживание.

«Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».

Источник: Глава II

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слёзы…»

Источник: При прощании с матерью, Глава I

Остап очень привязан к младшему брату. Несмотря на предательство Андрия, в сердце Остапа нет ненависти, и он просит отца достойно похоронить его.

«Пристально поглядел мёртвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы…» Источник: Глава IX

Остап — сильный, выносливый, удалой парень, который быстро смог стать своим среди запорожского казачьего братства.

«Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков… хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всём. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги».

Источник: Глава III

Остапу на роду написано быть воином, поскольку он обладает всеми необходимыми качествами: физической силой, хладнокровием, отвагой.

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Источник: Глава V

Остап — не по годам умный, толковый парень, способный завоевать уважение среди казаков.

«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбёнка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека…»

Источник: Глава VII

Остап — человек слова и дела. Будучи простым и бесхитростным человеком, он не гордится оказанным ему доверием, а сразу же приступает к делу.

«…Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повёл их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».

Источник: Глава VII

Физическая сила Остапа очень велика: он в состоянии справиться сразу с несколькими противниками.

«А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, — вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника».

Источник: Глава IX

Оказавшись во вражеском плену, Остапу первому довелось пойти на лютую казнь. Перед пытками он призвал казаков не уронить честь перед иноверцами и достойно снести все испытания.

«Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шёл Остап».

Источник: Глава XI

«Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
— Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!».
Источник: Глава XI

Остап — невероятно мужественный, волевой человек, который без единого крика сносит нечеловеческие пытки. Для него является делом чести достойно пройти этот нелёгкий путь, чтобы не порадовать врагов видом своей мучительной гибели.

«Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мёртвой толпы отдалёнными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: “Добре, сынку, добре!”».

Источник: Глава XI

В момент величайшего отчаяния Остап ищет силы и утешения лишь у отца, который всегда был для него примером истинного мужества и несгибаемой воли.

«Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
— Батько! Где ты! Слышишь ли ты?»
Источник: Глава XI

Воспитание

В двенадцать лет Остап был отдан на обучение в Киевскую бурсу, проучился там 10 лет. Будучи сыном богатого и всеми уважаемого человека, он обязан был получить достойное образование и воспитание.

«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почётные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга».

Источник: Глава II

Пребывание в академии, в которой царили строгие правила, тяготило свободолюбивого Остапа, который неоднократно пытался бежать.

«Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый».

Источник: Глава II

Упрямый и настойчивый в достижении своей цели, Остап смог закончить обучение лишь потому, что испугался отцовского наказания — запрета попасть в Запорожскую Сечь.

«Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

Источник: Глава II

Природное упрямство помогло Остапу одолеть ненавистную грамоту и стать одним из лучших учеников.

«С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими».

Источник: Глава II

В Киевской бурсе, где учился Остап, единственным средством воспитания учеников были телесные наказания. Они ужесточили и без того крутой нрав Остапа.

«Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что всё это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков».

Источник: Глава II

«А признайтесь, сынки, крепко стегали вас берёзовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?
— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!»
Источник: Глава I

Характеристика Остапа другими героями

Отец (Тарас Бульба)

Старик Бульба гордится своим сыном, который не побоялся биться с ним на кулаках, чтобы прекратить отцовские насмешки. Тарас считает, что из Остапа выйдет хороший казак.

«— Да он славно бьётся! — говорил Бульба, остановившись. — Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак

Источник: Глава I

Бульба очень доволен, что Остап достойно показал себя среди казаков. Он уверен, что его сын в будущем будет отличным атаманом.

«А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».

Источник: Глава V

«— О! да этот будет со временем добрый полковник!— говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнет!»

Источник: Глава V

«Оглянулся старый Бульба поглядеть, какой там новый атаман, и увидел, что впереди всех уманцев сидел на коне Остап, и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке. “Вишь ты какой!” — сказал он, глядя на него; и обрадовался старый, и стал благодарить всех уманцев за честь, оказанную сыну».

Источник: Глава VII

Подробная характеристика Тараса Бульбы.

Мать

Мать всем сердцем любит сыновей и жалеет их. Она хочет, чтобы они смогли познать счастливую, беззаботную жизнь.

«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!»

Источник: мать, Глава I

Матери тяжело расставаться с сыновьями, в которых она видит смысл своей жизни.

«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слёз; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах».

Источник: Глава I

Подробная характеристика матери.

Казаки

Казаки уважительно относятся к Остапу Бульбе, ценят его ум и рассудительность.

«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбёнка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека.
Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повёл их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».
Источник: Глава VII

Способность Остапа грамотно руководить воинами в бою не остаётся незамеченной, и кошевой высоко оценивает его лидерские качества.

«В это время подъехал кошевой и похвалил Остапа, сказавши: “Вот и новый атаман, а ведёт войско так, как бы и старый!”»

Источник: Глава VII

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Остапа Бульбы вместе!

Речевая характеристика

Остап предстаёт довольно замкнутым, немногословным молодым человеком, который привык сдерживать собственные эмоции. Его сущность хорошо отражена в характеристике речи: скупой, немногословной, прямодушной.

В произведении Остап почти не участвует в диалогах. Если же он и говорит, то только по делу:

  • требует от отца прекратить издёвки: «Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!.. Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого».
  • резко осаживает отца, который напомнил об унизительных порках в бурсе: — «Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!».

Единственный раз, когда Остап позволил себе красноречие, было его прощание с товарищами по оружию. Уходя первым на плаху, он произнёс пламенную речь, призванную помочь братьям-казакам достойно встретить смерть: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Биография

Остап Бульба — старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, человека всеми уважаемого и зажиточного. По неписанной традиции того времени дети почётных сановников должны были получить приличное образование. Так, в возрасте двенадцати лет Остап со своим младшим братом Андрием был отдан на обучение в Киевскую бурсу (академию).

Строгая дисциплина, царившая в бурсе, угнетает свободолюбивого Остапа. Он четыре раза совершает побег, но каждый раз его возвращают обратно и наказывают со всей строгостью. Лишь обещание отца никогда не показать Запорожскую Сечь заставляют Остапа изменить своё отношение к учёбе в бурсе. В итоге он становится одним из лучших учеников, и в возрасте двадцати двух лет возвращается в отчий дом.

Отец отправляется с Остапом и Андрием в Запорожскую Сечь, где братьев принимают в казачье товарищество. Во время военного похода Остап благодаря своим личным качествам становится куренным атаманом. В одном из сражений вместе с другими казаками он попадает в плен. Его казнят прилюдно на площади, подвергая нечеловеческим пыткам. Остап Бульба достойно сносит все истязания, демонстрируя недюжинную силу воли и мужество.

Образ Остапа

Остап обладает удивительно сильным, цельным характером, не способным на какие-либо компромиссы. С самого детства в Остапе чувствуется стальной стержень. Мальчик неоднократно сбегает из ненавистной бурсы и стойко сносит суровые побои по возвращении его в академию. Он проявляет огромную волю, когда пересиливает себя и начинает хорошо учиться, чтобы быстрее попасть в Запорожскую Сечь.

Как и отец, Остап превыше всего ценит лишь воинское дело и весёлые пирушки. Он с лёгкостью вливается в воинское братство в Сечи, показывает себя сильным и ловким воином. Качества Остапа высоко оценивают и казаки, которые избирают его куренным атаманом в одном из сражений.

Мужественным и несгибаемым Остап остаётся и во время казни. Превыше всего для него является собственная честь, честь казачества, православного мира, и даже во время страшных пыток он не издаёт ни единого стона.

5 фактов об Остапе

  • Прототипом Остапа Бульбы стал один из трёх сыновей атамана запорожского войска Охрима Макухи — Хома.
  • Остап четыре раза совершает побег из бурсы. Он настолько ненавидит обучение, что каждый раз во время побега закапывает букварь в землю.
  • Всё, что интересует Остапа, — война и весёлые пирушки. Он равнодушен к женским чарам и не думает создавать семью.
  • Одна из особенностей Остапа — невероятно сильный храп, во время которого даже «шевелилась трава».
  • Остап — любимчик Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном, в котором видит воплощение лучших качеств настоящего воина.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Остап Бульба — один из ключевых персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Будучи старшим сыном казацкого полковника и обладая отменными волевыми качествами, Остап предстаёт идеальным воплощением прирождённого воина, настоящего казака — сильного, мужественного, бесстрашного, с храбрым сердцем и твёрдой волей.

Роль героя в произведении имеет большое значение. Образ Остапа необходим автору в противовес образу предателя Андрия, создания разительного контраста между двумя родными братьями. Отношение к Остапу остаётся неизменным во время всего повествования: он вызывает невольное уважение во время учебы в бурсе, не опускает он своей планки и будучи казаком.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Разгуляева

    9/10

  • Семён Штепа

    10/10

Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба» Гоголя – описание Остапа для сочинения по теме

В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трёх главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощён образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарём и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы» позволит более полно ответить на этот вопрос.

У нас появилась новая характеристика Остапа.

Внешний вид

В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

Учёба в семинарии

Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьёзно занялся учёбой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учёба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, «все были далеки от опыта».

Отношение к любви

Остап из повести «Тарас Бульба» мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». В эпизоде казни ещё раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

Поведение на Сечи

Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

Характер

В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

Смерть

Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба»»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея. Анализ рассказа «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрея из рассказа Тарас Бульба

Остап и Андрей — старший и младший сыновья главного героя рассказа Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрею едва исполнилось 20. Братья возвращаются домой из Киевской бурсы после окончания учебы, описывается их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее доводит до отчаяния желание мужа немедленно забрать их на Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба, наоборот, не склонен к сантиментам и намерен познакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля боя. «Какая тебе разница? Твоя нежность — чистое поле и хороший конь: вот твоя нежность! Ты видишь этот меч? вот твоя мать!» Известно также, что лошадей Бульба присылал юношам только по окончании учебы, они каждые каникулы шли домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени не в чести. Долг перед Родиной священная обязанность казака.

Остап обладает несгибаемой волей и железным характером; у него нет никаких сомнений и колебаний. Подростком, участвуя в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, никогда никого не предавая и не пытаясь уйти от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от букваря, но как только отец пригрозил Остапу монастырем, он быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать пути их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В бою он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: победить врага.

Андрей «чувства были несколько живее и как-то более развиты». В период учебы он чаще Остапа был зачинщиком юношеских шалостей, но пытался найти способ избежать наказания. Он и в бою отважен, как старший брат, но гораздо менее расчетлив: «побуждаемый одной лишь страстной страстью, он бросился на то, на что никогда не посмел бы хладнокровный и разумный, и яростным натиском своим совершил такие чудеса, что они не могли не быть поражены. старый в боях.

Андрей отличается от своего брата большей эмоциональной подвижностью: «…В нем тоже кипела жажда достижений, но наряду с этим его душа была доступна и другим чувствам. Потребность в любви вспыхнула в нем живо, когда ему перевалило за восемнадцать лет…». Способен он и на сострадание: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда его заживо хоронили в могиле, ставя сверху гроб своей жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает голодающему кусок хлеба. Его смущает проявление чувств, потому что в то время это вообще не было принято. Эта духовная потребность отчуждает его от своих собратьев-казаков, став роковым.

Встретив очаровательную даму, Андрей со всей пылкостью юного сердца влюбляется и отрекается от всего святого для запорожского казака: веры, Отечества, отчего дома. Конечно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрея. Его предательство говорит о, пожалуй, большем мужестве и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что его история с дамой ничем особо хорошим не закончится; скорее всего, в силу своей молодости и пылкости он еще надеется на благополучный исход ситуации, но, несмотря ни на что, не может оставить любимую.

Факт предательства Родины очевиден, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви — одна из основных в жизни нашего современника, и теперь мои слова кажутся смешными по своей совершенной очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрей был более развит умственно, чем другие персонажи повести.

Для обоих братьев начало войны было, по сути, первым и единственным. Остап героически сражается, но в неравном бою попадает в плен. Его казнят. Сцена пыток страшна, но, пожалуй, самый отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как и прежде, в момент возмездия Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую смерть как должное. Но в последний момент надеется на поддержку «твердого мужа, который разумным словом освежит его и утешит при смерти».
Андрей погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с изменой сына. Как и Остап, он не сопротивляется своей судьбе, но под дулом ружья вспоминает только свою прекрасную даму, сожалея о ней — не об измене.

Братьев трудно сравнивать друг с другом. Внешне все выглядит просто: старший — герой Отечества, младший — подлый предатель, продавший все на свете за юбку. Но не все в жизни можно измерить черным по белому. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «стабильный», что вполне подходит к его характеру, а «Андрей (Андрей)» — «мужчина, мужественный, отважный».

Так что автор своего молодого предателя не считает себя предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие неудачные для себя обстоятельства, когда все святое для казака оказалось противостоящим его личная святыня — глубокая любовь. А если сузить понятие Родины до одного человека, то оба брата были верны ей до конца.

У главного героя рассказа Тараса Бульбы было два сына — Остап и Андрей. Обоих старый полковник одинаково сильно любил, заботился и переживал за них. Однако после определенных событий его отношение к детям меняется. Основной причиной такого развития сюжета было то, что характеры сыновей были разными. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрея даны довольно объемно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два персонажа, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой, очень похожи. Поэтому интересно сравнивать, сравнивать Остапа и Андрея.

Автор знакомит нас с братьями, когда они приехали к отцу и матери после окончания учебы в Киевской семинарии. На них нелепый наряд, который замечает отец. Старший, Остап, обиделся на такие слова, поэтому хочет решить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он хочет проверить, действительно ли его сын не остановится ни перед чем, чтобы отстоять собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «драка» заканчивается семейным объятием. Андрей никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, чего стоишь и руки опускаешь? — спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор принимает другое русло.

Разговор за столом переходит к временам в семинарии, а именно к наказаниям розгами. Остап не хочет об этом говорить, а Андрей полон решимости нанести ответный удар, если такая ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрея, младший сын, наоборот, жаждет подвигов.

Семинарское обучение

По дороге на Запорожскую Сечь рассказывает о временах, когда Остап и Андрей учились в Киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым рвением. Он убегал четыре раза, и в пятый убежал бы, но Тарас напугал сына, отправив его в монастырь для очередного побега. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время, благодаря своему упорству и силе воли, он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого — я прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена образование сильно отличалось от современного образования. Гоголь говорит, что полученные знания нельзя было нигде применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в хлопотах и ​​разных розыгрышах. Его часто наказывали, но он никогда не предавал своих «подельников». Остап был хорошим другом. Стойкость и жесткость в юноше воспитывались благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позднее именно эти качества сделали Остапа славным казаком. Остап «был суров к другим мотивам, кроме войны и бесшабашного кутежа».
Учеба Андрея давалась легче. Можно сказать, что он не прикладывал особых усилий, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрей любил всевозможные авантюры, только благодаря своей смекалке ему удавалось избежать наказания. Всякие подвиги были в снах Андрея, но все же большую часть снов занимало чувство любви. Андрей рано обнаружил в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от товарищей, «потому что в том возрасте стыдно казаку думать о женщине и любви», прежде чем он вкусил боя.

любовные переживания

Андрей влюбляется в красивую панну, которую случайно встречает на улице. Линия отношений казака и польки – единственная любовная линия в произведении. Андрей показан не столько казаком, сколько рыцарем. Андрею хочется бросить все к ногам девушки, выдать себя, сделать так, как она прикажет.

Под городом Дубно, где поселились казаки, решившие уморить город голодом, Андрея находит татарка — слуга польской панны, той самой, в которую Андрей влюбился в Киеве. Зная, что воровство у казаков считается тяжким нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает из-под заснувшего на нем Остапа мешок с едой. Это было сделано для того, чтобы не дать возлюбленной и ее семье умереть с голоду.

Из-за своих чувств Андрей решается на невероятно сильный, возможно, безрассудный поступок. Юноша отрекается от всех казаков, родной земли и христианской веры, чтобы остаться с панной.

Казаки

Важно отметить, как молодежь проявила себя на Сечи. Им обоим нравилась казачья удаль и царившая атмосфера свободы. Не прошло много времени, как недавно прибывшие на Сечь сыновья Тараса Бульбы стали сражаться наравне с опытными казаками. Остапу требовались аналитические способности: он умел оценивать степень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. У Андрея закипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак, не раздумывая, бросился в эпицентр событий и сделал то, на что другие просто не смогли бы.

Их ценили и уважали другие казаки.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрея, но не хоронит его по казачьим обычаям: «похоронят его без нас… у него будут плакальщики». За казнь Остапа Бульба мстит сожженным городам и войне.

Из характеристик Остапа и Андрея видно, что эти персонажи отличаются друг от друга, но здесь нельзя сказать, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые казаки были готовы защищать. Переход Андрея на сторону поляков вовсе не говорит о его слабости, но то, что Остап не пытался бежать из плена, говорит о его безынициативности.

Благодаря анализу характеристик Остапа и Андрея из повести «Тарас Бульба» видно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Данное сравнение будет полезно учащимся 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрея из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Художественный тест

(по роману Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Гордостью старого полковника Тараса Бульбы были два его сына, Остап и Андрей. В годах мальчиков, по обычаю, отдали в Киевскую академию. «Они были тогда, как и все, кто поступал в бурсу, дикие, воспитанные на свободе, и там они обычно немного шлифовали себя и получали что-то общее, что делало их похожими друг на друга». Несмотря на эту общность, мальчики все же были совершенно разными.

Старший, Остап, сначала не хотел учиться, потому что в те времена теоретические науки были далеки от жизни, «самые тогдашние ученые были невежественнее других, потому что совершенно оторваны от опыта». Под влиянием отца, обещавшего отдать сына в монастырь за нерадивое отношение к учебе, Остап стал с «необычайным усердием сидеть за скучной книжкой и вскоре стал наравне с лучшим», что, однако, не спасти его от неумолимых розг. Все это закалило характер молодого человека. Остап всегда был хорошим другом. Он не любил лидировать, но в трудной ситуации не выдавал и не предавал товарищей: «Никакие кнуты и розги не могли заставить его сделать это». Ничто, «кроме войны и безудержного веселья», не интересовало его.

У младшего, Андрея, «чувства были несколько живее и как-то более развиты». Учился охотно и без напряжения. Он был более изобретательным, находчивым, чем его старший брат. Довольно часто Андрей участвовал в опасных вылазках бурсаков, при этом удавалось избегать наказания. Очень рано в нем вспыхнула потребность в любви, которую ему приходилось скрывать от товарищей: «В том возрасте стыдно и нечестно было думать казаку о женщине и любви, не вкусив боя». В один из вечеров произошла судьбоносная встреча Андрея с красивой польской девушкой. Он оказался на улице, где жили малороссийские и польские дворяне. Он зазевался, и в это время на него чуть не наехала панорамная карета, а сидевший на козлах возница больно ударил его кнутом. Андрей, не боясь потасовки, смело ухватился мощной рукой за заднее колесо и остановил коляску. Кучер, опасаясь разделки, ударил лошадей, они помчались — Андрей плюхнулся прямо лицом в грязь. В этот неприятный момент увидела его красавица, «черноокая и белая, как снег, озаренная утренним румянцем солнца».

Даже во время встречи с отцом после долгой разлуки Остап и Андрей ведут себя по-разному. Остап отвечает на провокацию отца сильными тумаками, а Андрей, «ребенок лет двадцати с лишним и ростом ровно сажень», убегает от агрессивных действий под защитой матери. Бульба расстроен таким поведением младшего сына, о котором он говорит, решив преподать ребятам настоящий урок мужества, отваги, отваги и отправить их в Запорожье: «Эй, финики маленькие, как я вижу ! Не слушай, сынок, мать: она женщина, ничего не знает. Какая тебе разница? Твоя нежность — чистое поле и хороший конь: вот твоя нежность! Ты видишь этот меч? — Вот твоя мать! На прощание к младшему сыну бросается плачущая мать — его черты выражали больше нежности. Но отцовский авторитет имел большее влияние на юношей, чем слезы и отчаяние матери: «Молодые казаки ехали неопределенно и сдерживали слезы, боясь отца, который, впрочем, со своей стороны тоже несколько смущался, хотя он не пытался показать это».

Различия в характерах и поведении братьев особенно заметны во время их пребывания на Сечи. Хотя запорожская военная наука была забавой, юноши повзрослели за месяц. Старому Бульбе было приятно осознавать, что его сыновья стали одними из первых воинов.

Остап был написан семьей «путь боевой и трудные знания для управления ратными делами». В минуту опасности он мог спокойно оценить положение дел и найти способы его преодоления. Тарасу Бульбе было чем гордиться. «О! Да этот будет в конце концов хорошим полковником! — сказал старый казак, — она, она, будет хороший полковник, да еще такой, что и батюшка за пояс заткнется».0003

Андрей был страстной, увлекающейся натурой. В пылу боя он мог сделать то, на что никогда бы не осмелился серьезно осмыслить ситуацию. Вердикт отца Андрея звучал так: «И это по-доброму — враг бы его не взял! — воин! Не Остап, но тоже добрый воин.

Несмотря на одинаковое воспитание, судьбы братьев сложились по-разному. Трудно найти ответ на вопрос, почему Остап избрал путь славного воина, преданного своим товарищам и Родине, а Андрей, плененный неземной красотой женщины, стал предателем, убийцей соратников -руки. Андрей нарушил сразу два закона запорожских казаков; на Сечи его ждало бы более изощренное и жестокое наказание. Хотя трудно представить наказание более страшное, чем смерть от руки собственного отца.

Большую роль в судьбе человека играет багаж знаний, опыт, полученный от родителей, воспитание и образование. Врожденные таланты и способности помогают преодолевать жизненные трудности. Однако человек в своих руках. Каждый выбирает свой путь и несет ответственность за все свои поступки, иногда даже ценой собственной жизни,

Если домашнее задание по теме: » СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ оказалась вам полезной, будем признательны, если вы разместите ссылку на это сообщение на своей странице в социальной сети.

&nbsp

  • (!ЯЗЫК:Последние новости

  • Категории

  • Новости

  • Похожие статьи

      Большое влияние на них оказал их отец, опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его резюме (потому что без него невозможно): Действие происходит на Украине. К Тарасу приезжают его малолетние сыновья Остап и Андрей. Бульба Н. Гоголя «Тарас Бульба» — эпическая повесть о славном героическом прошлом украинских казаков, их борьбе против польской шляхты. Это печально Отправляясь с сыновьями на Запорожскую Сечь, Тарас Бульба просит жену благословить детей: «Моли Бога, чтобы они храбро сражались, отстояли ТЕМУ: Любовь к Родине как источник формирования неординарных характеров Цель: — выявление школьникам художественные особенности Н. В. Гоголя; — аналитическая тренировка
  • Рейтинг эссе

      Пастух у ручья пел жалобно, в тоске, Его беда и потеря его невосполнима: Его любимый барашек Недавно утонул в

      Ролевые игры для детей. Сценарии игры. «Идем по жизни с воображением» Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и даст им

      Обратимые и необратимые химические реакции. химический баланс. Смещение химического равновесия под влиянием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в виде порошка) парамагнитный металл с объемно-центрированной кубической кристаллической решеткой.

      Существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой репрезентации. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыхание…», в ​​его

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея по роману Николая Гоголя 8220 Тарас Бульба 8221

В истории украинского народа есть мощный и прекрасный период: это запорожское казачество. О нем написано немало интересных произведений, и одним из лучших является повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», над которой писатель работал почти десять лет. Изображая героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение, автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. Это были лучшие люди своего времени и верные сыны Украины, сильные духом, богатые умом и глубоким патриотическим чувством. Среди вольного общества казаков-богатырей центральное место в повести занимают образы старого казака Тараса Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрея, очень разных ни внутренне, ни характерами. Я думаю, что именно этот контраст помогает Гоголю лучше изображать казачью действительность, заставляет нас, читателей, задуматься о собственном характере и поступках.

Впервые мы встречаем Остапа и Андрея в их родном родительском дворе. Поначалу нас может больше привлекать образ Андрея, так как по сравнению с суровым Остапом он более чуткий, нежный. Даже мать жалеет и любит его больше. И со страниц рассказа всплывает история жизни каждого, и постепенно меняется наше отношение. Мы понимаем, что общего у братьев только молодость, их «свежесть, рост, мощная телесная красота», которая поразила даже отца. Сам Тарас сумел привить своим сыновьям интерес к казачьей жизни, привить им отвагу и ловкость.

Но эти качества характера у братьев совершенно разные: хоть Андрей и отличался отвагой в бурсе, но это всегда приводило к беде. В нем сочетались настойчивость и напускное мужество: он умел выкручиваться, хитрить, даже умолять о пощаде. Совсем другой Остап, который еще выделялся из бурсы ясным умом и твердой волей. Честный и смелый, он предстает перед нами преданным товарищем: «Он был добр настолько, насколько можно было быть с таким характером даже в то время».

Как только юноши попадают в Запорожскую Сечь, они сразу приобретают хорошую репутацию среди казаков: оба ловкие, оба храбрые воины. Но и здесь мужество их неодинаково: Остап спокоен и всегда самоуверен; за умную отвагу его ценят казаки и не зря выбирают его атаманом после смерти Бородатого. Но мужество Андрея оказывается бессмысленным и бесцельным; он мало думает о том, ради чего бросается в бой.

Остап точно знает, ради чего он живет, ради чего борется; его вдохновляет безграничная любовь к родному краю и товарищам, ненависть к врагам и желание защитить Родину. Вот что делает Остапа настоящим героем! У Андрея нет искренней любви к родине и друзьям, а потому слепая любовь к дочери врага быстро превращает его в предателя. Он забывает священные чувства верности отечеству и обществу: «А что мне отец, товарищи, отечество! … У меня никого нет!». И вот он стоит, трусливый, никчемный, перед судом своего отца. Позорной была его жизнь, позорной и его смерть… и вот мы видим Остапа в последнем жарком бою, после которого он попадает в плен. Претерпевая нечеловеческие страдания, он даже не стонал; достойной и величественной была его смерть.

Прочитав рассказ, задумалась о том, как собственные идеалы и цель человека отражаются в его судьбе. Перед нами два брата, сыновья одних родителей, одной земли. Но какие они разные, ведь у них разные святыни! Мы убеждены, что только искренняя любовь к Родине, честное служение ей возвышает человека, а коварство и малодушие обесценивает его. Уверен, что, как и я, каждый читатель пленен образом Остапа, заряженным желанием быть на него похожим. Андрей, кроме отвращения, ничего в сердце не вызывает; и мы понимаем, что он лишь унизительное исключение из многочисленной армии украинских сыновей — защитников нашей знаменитой Украины.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один от рук врагов, другой от рук отца. Нельзя назвать одного красивым, другого — плохим. Гоголь дал в развитии национальный характер, показал людей, действительно присущих разным историческим эпохам.

Рассказ «Тарас Бульба» был написан Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьбы запорожских казаков за независимость от поляков, побудил Гоголя написать этот рассказ. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.

А вот повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может быть народ. Сам писатель писал об этой истории: «Тогда было поэтическое время, когда все миновали шашкой, когда каждый, в свою очередь, стремился быть актером, а не зрителем».

Знание национального характера казаков, их обычаев помогло Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Таким примером стала семья Тараса Бульбы. Гоголь показал нравы и обычаи запорожских казаков тех лет.

Главный герой Тарас Бульба был не беден и мог отдать своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. На Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки обучали своих детей дисциплине, стрельбе и верховой езде. Но они не будут такими рядом с матерью.

Два сына Тараса Бульбы, воспитанные в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Остапу было трудно учиться. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его выпороли и снова заставили учиться. Напуганный угрозами отца, что его отправят в монастырь, Остап решил учиться, но розги все же получил.

По натуре Остап был добрым, прямолинейным и в то же время строгим и твердым. Он никогда не «вел за собой других» и был хорошим товарищем. А в смелых предприятиях и начинаниях он всегда был первым, и, если что, всю вину брал на себя.

Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и отец, Остап считает своим долгом защищать Родину, поэтому у него нет выбора, кем ему быть. Остап знает, что его дело — дело воина.

Андрей был полной противоположностью своего брата. Он учился охотно и без напряжения, но был чувственнее, романтичнее и мягче своего брата. В отличие от Остапа, он любил вести друзей по поверхности, его тянуло на подвиги. С другой стороны, Андрей испытывал какие-то другие чувства, и он оставил своих друзей и бродил один.

Попав вслед за отцом на Сечь, они вскоре стали выделяться «среди других молодых людей прямой удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей наравне с собой.

«Эй, будет хороший полковник», — восхищался сыном старый Тарас. — Да хоть такой, что папа за пояс заткнет. Вот что сказал Тарас о своем старшем сыне.

Остап — воплощение мужества, отваги, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей Родины, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, пытался прийти на помощь товарищу.

Недаром его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призвал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный отцом в традициях своего народа, не склонивший голову перед захватчиками, не запятнавший своей чести и не уронивший своей. Он сражался как герой рядом с отцом и, умирая, хотел, чтобы отец увидел, что Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.

Сравнивая Андрея со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит особняком, но от этого его судьба не менее трагична. Андрей дрался так же отчаянно, как и его брат, но без всякого расчета. Он совершал поступки, руководствуясь лишь «страстной страстью». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской даме сделала младшего сына Тараса Бульбу предателем. Тарас не мог простить этого своему сыну. Ничто не может искупить измену, не говоря уже о том, чтобы оправдать ее. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не мог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя родил, я тебя убью».

Показывая в повести «Тарас Бульба» двух братьев, Гоголь не сравнивает конкретных людей. Его рассказ – это гимн отечеству, героизму народа, вставшего на защиту своего Отечества, гимн освободительному движению запорожского казачества.

Образ матери, андрея и остапа, жены тараса бульбы. «Тарас Бульба»

Воплощено большое количество типичных черт украинского казачества. В одноименном рассказе он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек вообще. Тарас Бульба – народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной забот и опасностей.

Бульба как семьянин

Главный герой — суровый муж и отец. К. относится с некоторой снисходительностью. Он считает ее просто «женщиной», бесконечно ничтожным существом, не имеющим никакого авторитета. Гоголевский герой учит и своих сыновей не поддаваться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» поначалу кажется немного жестоким. Он не признает мягкого и даже наоборот — видит в нем большую опасность для настоящего казака. Он считает, что невозможно поддаться чарам женской любви, даже если так можно «разозлиться».

Бульба как отец

Тарас представлен суровым, как отец. По отношению к своим двум сыновьям он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу старается стать их старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент своего сына, чтобы узнать, каким товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем личность неутомимую, энергичную и предприимчивую. Главный герой не знает, что такое усталость и страх. Он очень хорошо знает своих подчиненных, умеет воздействовать на них как делом, так и словом. При необходимости уместно пошутить или зажечь сердца воинов, произнеся восторженную патриотическую речь.

Главный герой проницателен и хитер, он ловко владеет психологией казаков и легко может добиться назначения атаманом. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Товарищество

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с соратниками. Он относится к ним как к братьям, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Товарищество Тараса Бульбы наиболее широко демонстрируется в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом думает не о себе, а переживает за своих товарищей, которых еще можно спасти. В последние минуты своей жизни он все же находит в себе силы указать братьям-казакам путь спасения.

Тарас Бульба — народный герой

Главный герой повести является олицетворением всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах этого произведения. Главный герой концентрирует в себе упрямство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» подобен фигуре, отлитой из стали, но в то же время непокорной и страстной. Он непреклонен и горд, то суров и жесток, то великодушен.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя родил, я тебя убью», — такова была последняя фраза Бульбы в момент расправы над младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрея своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех своих близких. Главный герой с тяжелым сердцем покидал бездыханное тело сына.

После смерти младшего отпрыска Тарас все больше проникался любовью к старшему — Остапу. В одном бою Бульба не смог спасти своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он хитростью пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где подвергает пыткам и издевательствам. Из последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Ты слышишь? В этот момент Тарасу грозит большая опасность, но он забывает о ней, отзываясь на зов родной крови: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял своей гордости и чести и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой смерти, но в то же время смотрел на своих казаков, убегавших от поляков, и кричал: «Ребята, на берег!»

О повести

«Тарас Бульба» — произведение, повествующее о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает о «русской силе» казачества. Для него казаки — это холопы, бежавшие от своих господ, выходцы из русских княжеств, объединившиеся для борьбы за свою независимость.

Характеристика рассказа «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы малое перемешано с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и ему это удалось. Даже после смерти Тараса его любовь к родному краю и товарищам, его воля остались непобедимыми.

Благодаря таким самоотверженным людям наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Эта работа остается актуальной и по сей день. Рассказ «Тарас Бульба» — один из любимых для многих. Сильные характеры, героическое время — современным людям есть чему поучиться!

Всегда рано ложился спать. Он лег на ковер, накрылся тулупом, потому что ночной воздух был совсем свеж и потому, что Бульба любил прятаться потеплее, когда был дома. Вскоре он захрапел, и весь двор последовал за ним; все, что лежало в разных его углах, храпело и пело; В первую очередь уснул сторож, потому что он был самым пьяным к приходу паники.

Тарас Бульба. Художественный фильм по роману Н. В. Гоголя, 2009 г.

Одна бедная мать не спала. Она наклонилась к головам своих дорогих сыновей, лежавших рядом; расчесывала расческой их молодые, небрежно взлохмаченные кудри и увлажняла их слезами; она смотрела на них всех, смотрела всеми своими чувствами, все сводилось в один взгляд и не могла наглядеться. Она вскормила их своей грудью, вырастила, вскормила — и только на мгновение видит их перед собой. «Мои сыновья, мои дорогие сыновья! что с тобой будет? что вас ждет? — сказала она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. На самом деле она была жалкой, как и любая женщина того дерзкого возраста. Она только мгновение жила в любви, только в первой лихорадке страсти, в первой лихорадке юности, — и уже ее суровый обольститель ушел от нее на саблю, на товарищей, на кутеж. С мужем она виделась два-три дня в году, а потом несколько лет от него не было никаких известий. А когда она его увидела, когда они жили вместе, какая у нее была жизнь? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из жалости только оказываемые ласки, она была каким-то странным существом в этом сборище безженных рыцарей, на которых буйное Запорожье бросало свою суровую окраску. Молодость без наслаждения промелькнула перед ней, а ее прекрасные свежие щеки и перья без поцелуев поблекли и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть в женщине нежного и страстного, все превратилось в ней в одно материнское чувство. Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над своими детьми. Ее сыновья, ее дорогие сыновья взяты у нее, взяты для того, чтобы никогда их больше не видеть! Кто знает, может быть, при первом сражении татарин отрубит им головы и не будет знать, где лежат их брошенные тела, которые клюнет хищная птица; и за каждую каплю их крови она отдала бы всю себя. Рыдая, она смотрела им в глаза, когда всемогущий сон уже начинал их смыкать, и думала: «Может быть, Бульба, проснувшись, задержит отъезд на два дня; может быть, он решил уйти так рано, потому что много выпил.

Луна с небесной высоты уже давно освещала весь двор, наполненный спящими людьми, густой пучок ив и высокий бурьян, в котором утонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах своих милых сыновей, ни на минуту не спускала с них глаз и не думала о сне. Уже кони, почуяв зарю, все легли на траву и перестали есть; зашевелились верхние листья ив, и мало-помалу журчащий ручей спускался по ним до самого низа. Она просидела до рассвета, совсем не устала и внутренне желала, чтобы ночь продлилась как можно дольше. Из степи донеслось звучное ржание жеребенка; красные полосы ярко сияли в небе.

Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что заказывал вчера.

— Ну, ребята, спать спокойно! Пора, пора! Пейте лошадей! Где старый? (Так он звал свою жену.) Быстро, старуха, приготовь нам кушать; путь отличный!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в избушку. Пока она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои распоряжения, возился в конюшне, а сам выбирал лучшие украшения для своих детей. Бурсаки вдруг изменились: вместо прежних запачканных сапог на них явились красные сафьяновые сапоги с серебряными подковами; шаровары широкие, как Черное море, с тысячей складок и со сборками, подтянутые золотыми стеклами; к очкам были прикреплены длинные ремни с кистями и другими безделушками для трубки. Казакин алого цвета, ткань яркая, как огонь, был подпоясан узорчатым поясом; гонимые турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля бряцала у его ног. Лица их, еще слегка загорелые, как будто похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то живее оттеняли их белизну и здоровый, сильный цвет юности; они были хороши под черными овечьими шапками с золотыми верхушками. Как только бедная мать увидела их, она не могла произнести ни слова, и слезы остановились в ее глазах.

— Ну что, сынки, все готово! нечего медлить! — сказал наконец Бульба. «Теперь по христианскому обычаю всем нужно сесть перед дорогой.

Все сели, даже не отключив парней, почтительно стоявших у двери.

«Теперь благослови своих детей, мама!» — сказал Бульба. «Моли Бога, чтобы они мужественно сражались, чтобы всегда защищали рыцарскую честь, чтобы всегда стояли за веру Христову, иначе лучше бы они погибли, чтобы не было духа их в мире. !” Придите, дети, к матери: молитва матери спасает и на воде, и на земле.

Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две иконы, надела их, плача, на шею.

«Да хранит вас Бог… Матерь Божья… Не забывайте, сыновья, матушку вашу… пришлите хотя бы известие о себе…» Дальше она не могла говорить.

— Ну, поехали, дети! — сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные лошади. Бульба прыгнул на своего Дьявола, который яростно отпрянул, чувствуя на себе двадцатифунтовую ношу, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

Когда мать увидела, что ее сыновья уже сели на лошадей, она бросилась к меньшему, черты лица которого выражали больше, чем какую-то нежность: она схватила его за стремя, вцепилась в его седло и с отчаянием в глаза, не выпускали его из рук. Два дюжих казака бережно взяли ее и понесли в избу. Но когда они выехали за ворота, она со всей легкостью дикой козы, несвойственной ее годам, выбежала за ворота, с непостижимой силой остановила лошадь и с каким-то безумным, бесчувственным пылом обняла одного из своих сыновей. ; ее снова забрали.

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

В суровых условиях народной войны матери и жены не могут отвратить гибель близких, проливают потоки слез, но благословляют их мужей и сыновей для битвы.

  • У Глухих!, у города! Стреляли из арматуры, Не по оде казаченской, Мат плакал.
  • Такой обобщенный образ, как бы синтезирующий множество страдающих матерей, сестер и вдов, часто встречается в украинских песнях:

    Суровая правда войны, и в этих описаниях Гоголь не приукрашивает историческую действительность, как это делал впоследствии Шевченко в «Гайдамаках», о которых Добролюбов писал, что поэт «не стих» не погрешил против исторической правды, создавая стихотворение «полностью соответствует народному характеру» и проникнуто настроением эпохи.

    Характерно здесь и то, что у современников Гоголя, у выходцев из его украинского окружения, образ певчей чайки воспринимался не только в значении «мать-чайка», но и ассоциировался с родиной – Украиной. И эти грани образа, его полифоническое звучание по-своему отразились в гоголевском эпосе. С образом матери в повести Гоголя связаны и человеческие мотивы. Подвиги казаков, изображенных в повести, величественны, их борьба за такие великие ценности, как личная свобода и национальное достоинство, сто раз воспета в народных песнях.

    Бессильна и любовь людей, разделенных войной, принадлежащих к противоборствующим сторонам. «Известно, — пишет Гоголь, — какая война поднимается в Русской земле за веру: нет силы крепче веры. Оно неотразимо и грозно, как чудодейственная скала посреди бушующего, постоянно меняющегося моря. Из самой середины морского дна он возвышается к небесам, не ломая своих стен, весь созданный из одного цельного, крепкого камня. Он виден отовсюду и смотрит прямо в глаза мимо бегущих волн. И горе кораблю, что мчится к ней! Его бессильные снасти летят в щепки, все, что на них, тонет и рассыпается в прах, и пораженный воздух раздается жалобным криком погибающего.

    В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Много внимания он уделял сыновьям Тарасу, Остапу и Андрею. И он совсем немного написал об их матери.

    В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. «…их бледная, худая и добрая мать, стоявшая на пороге и еще не успевшая обнять любимых детей».

    Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит своих детей и с уважением относится к мужу. Когда Тарас спросил младшего, почему он его не бьет, мать сказала: «..А тебе придет в голову, что ребенок будет бить своего отца».

    Она очень переживала, что они так мало будут дома. «… и я не смогу их насмотреться.» Она не спала всю ночь, смотрела на своих детей и не могла наглядеться. «Мои сыновья, мои дорогие сыновья! Что с тобой будет? Что тебя ждет?..»

    Хотя у нее был муж и два сына, но она была одинока: детей она видела редко, а Тарас «…в году два-три дня, а тогда о нем и слуха не было за несколько лет». В юности она терпела обиды от Тараса и даже он бил ее, она, должно быть, была очень красива, но быстро старела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится и что дети ее будут жить дома. Но этого не произошло: «Бедная старуха, лишенная последней надежды, уныло поплелась в избушку».

    Перед отъездом Тарас попросил мать благословить ее сыновей. «Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две маленькие иконы, надела их, рыдая, на шею… Не забывайте, сыновья, вашу мать… пришлите хоть известие о себе… Когда Тарас, Остап и Андрей уходили, она выбежала за ними через ворота, как будто знала, что больше никогда их не увидит.

    В образе матери Остапа и Андрея Гоголь показал всех женщин Запорожья того сурового времени.

    В произведении Гоголя «Тарас Бульба» много сведений о поведении самого Тараса, его сыновей Андрея и Остапа. А вот жену и мать описали кратко, всего несколько предложений в таком длинном рассказе. Этого было достаточно, чтобы самые внимательные читатели представили себе образ матери.

    В самом начале рассказа говорится о приезде сыновей домой. В тот момент мы впервые смогли увидеть всю семью, включая маму Остапа и Андрея. Автор рассказывает о том, как была рада и счастлива мать в момент встречи с сыновьями. Она обнимала и целовала их, опасаясь, что скоро ей снова придется прощаться. Эти строки в тексте говорят о ее доброте, милосердии и сострадательном сердце. Она любила своих сыновей всем сердцем и не хотела отпускать.

    Следующие строки рассказывают, как отец Тарас спросил, почему сыновья не бьют его. Мама успокаивает мужа и обнимает, словно защищая, младшего сына. В рассказе также говорится, что мать была бледной, худой и довольно старой. Из этого можно сделать вывод: она очень переживала и старалась сохранить мир в семье.

    И в третий и последний раз автор упоминает в своем рассказе свою мать. Перед отъездом Остапа и Андрея в дальний путь мать не могла с этим смириться. Она была разочарована и сломлена, потому что так мало видела своих любимых сыновей. Всю ночь любящая мать просидела возле кроватей Остапа и Андрея, не сводя с них глаз. Утром в пути она благословила их и просила не забывать, присылать известия и письма.

    Это сочинение было посвящено главной героине повести из повести Н.В. Гоголя. Он посвящен матери Остапа и Андрея и жене Тараса. Она была бесконечно доброй и сильной женщиной, наполненной любовью. Можно сказать, что замуж она вышла не удачно, любовь была только в молодости, а к старости все угасло. Я думаю, что образ матери прекрасно показан в небольшой части рассказа. Она стала важной частью истории. Мать воспитала двух прекрасных сыновей и уважала мужа. Она была довольно старой и жила только заботой и любовью к своим сыновьям. Думаю, ее переживания, страдания, радости по поводу появления сыновей показывают большинство женщин того времени. Но меня поразило то, каким добрым и любящим человеком она была несмотря на суровые времена.

    Несколько интересных очерков

    • Герои произведения Белый Бим Черноухий

      Бим очень верный и преданный пес, он принадлежит к потомкам черно-подпалого сеттера. Еще когда Бим был совсем маленьким, его первый владелец обнаружил

    • Сочинение Мои летние каникулы

      Вот и наступило долгожданное лето.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *