Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» (Шинель Гоголь)
Шинель
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
53 сочинения
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
«Маленький человек» — обычный персонаж ненаделенный героическими качествами. Он вызывает у читателя жалость, сочувствие и желание помочь.
Акакий в переводе с греческого — не делающий зла.
Гоголь не скрывает ограниченность внутреннего мира своего героя: его косноязычия, отсутствие увлечений, друзей, семьи. Но он показывает положительные качества своего главного героя: преданность работе, трудолюбие, скромность и терпение.
Автор подмечает перемену, которая под влиянием мечты стала происходить в герое: он стал смелее, общительнее. Статус героя резко повышается в глазах его сослуживцев.
Кульминация повести — отказ Башмачкину «значительным лицом».
Типизация образа Башмачкина проявляется в деталях: автор не называет департаменты, сравнивает героя с мухой, говорит о появлении нового чиновника не называя его имени.
Фантастический финал может иметь 3 толкования: 1) грабители, снявшие шинель с Башмачкина, продолжают свое дело; 2) мистическое, так как связано с приведением, похожим на Акакия Акакьевича; 3) значительное лицо, мучимое укорами совести, сам отдает свою шинель. Гоголь использует недосказанность, так как не мог изобразить сопротивление смиренного Башмачкина, ведь это противоречие характеру героя. Но Гоголь-гуманист верит, что чувство собственного достоинства есть у каждого «Маленького человека».
Другие литературоведы считают, что герой не способен на бунт. Генерал сам отдал шинель потому, что чувствовал раскаяние.
Писатель верил, что нравственное перерождение человека возможно.
Фантастический финал помогает раскрыть идею произведения: несправедливое устройство общества губит простых граждан и разврощает людей у власти.
Другие сочинения по этому произведению
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»
Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяТрагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Шинель Гоголь)
Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Русские художники слова решали ее в гуманистическом ключе, призывая к сочувствию и состраданию.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. Именно с его «Повестей Белкина» начинает свою родословную в русской литературе «маленький человек» и намечается принципиально новый, реалистический, подход к изображению «простого» героя.
У Самсона Вырина, героя повести «Станционный смотритель», чиновника самого низшего, четырнадцатого класса, есть единственная радость в жизни — красавица дочка Дуня. Самим своим присутствием в доме старика-отца скрашивает она и каторжный труд станционного смотрителя, и убогость существования на маленькой почтовой станции, затерявшейся в бескрайних просторах России: «»Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
Но богатый ротмистр Минский тайно увозит Дуню, оставляя Вырина в растерянности и горе: «Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». Герой выпрашивает отпуск и пешком отправляется в Петербург выручать дочку, ибо считает, что у Минского Дуне грозит гибель. Но все попытки бороться с власть имущими оказываются безрезультатными: «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» и сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу».
Возвратившись домой, бесправный и униженный, смотритель умирает в нищете и одиночестве.
Сострадание к герою — определяющий мотив всей повести. Именно в этом ключе описана встреча рассказчика с Выриным, именно это определяет эмоционально-сочувственную окраску всех деталей текста («бедный» смотритель, «добрый» смотритель и т. д.).
Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. В «Станционном смотрителе» есть такое место: «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться». Он решил отступиться, так как, по-видимому, понимал, что жалобы и хлопоты все равно ни к чему не приведут.
То, на что Пушкин только намекнул, Гоголь в «Шинели» показал воочию, проведя своего героя через мытарства и бюрократическую волокиту. Он словно столкнул маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. Таким образом, у Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? У него речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен: «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник…» Гоголевский Башмачкин всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Акакий Акакиевич старателен и исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Кроме того, Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним».
Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Но окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах.
По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького человека» является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь — на равнодушии общества. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то хотя бы сочувствия и понимания.
Сказка о шинеле Изображение маленького человечка в работе. Сочинение маленького человека в повести Гоголя Синель
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль В развитии русской литературы. «Все мы оставили «синель» Гоголя», — говорил Ф. М. Достоевский, оценивая его значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в «Синэлс» ведется от первого лица. Заметим, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачник, мелкий чиновник одного из петербургских ведомств, — человек невыгодный и униженный. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «невысокого роста, несколько рыхлый, несколько красноватый, несколько даже при виде скат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щеки».
Коллекционеры относятся к нему без уважения. Даже охранник в отделении смотрит на Башмачкину как на пустое место, «словно по приемной пролетели простые мухи». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый забавный человек, который может только переписать бумагу. А в ответ на оскорбление говорит только одно: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?». «И что-то странное было в словах и в голосе, которым они произносились», — говорит Гоголь. — Было слышно что-то… слипающееся от жалости…»
Повествование в «Шеере» построено так, что комический образ Башмачкиной постепенно становится трагическим. Он уходит в старый шелл, который не подлежит ремонту. Чтобы накопить денег на новый шинель по совету портного, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «чуть ли не на цыпочках», чтобы «не выносить ноты» раньше времени, редко отдает белье в стирку. «Сначала было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привык и пошел в путь; Даже совсем научился голодать по вечерам; Но чувствовал духовно, неся свою вечную мысль о будущее над будущим в своих мыслях», — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
А вот и Шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что над ними издеваются. Ночью, когда Башмачкин вернулся с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось всего один день. «На следующий день он пришел весь бледный и в старом родном капюшоне, который стал еще более ушедшим». Он обращается в полицию, но там с ним даже разговаривать не хотят. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот его сбивает. Эти неприятности настолько сильно затянули главного героя повести, что он не смог их пережить. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и исчезло существо, никто не был защищен, никто никому не дорог, никому не интересен… вид кулера, оживившего бедную жизнь», — пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в ведомстве, просто место Башмачкиной занял другой чиновник.
Рассказ «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стали появляться призраки, расстреливающие шинелей прохожих. Одни видели в нем сходство с туфлями, другие не замечали ничего общего между разбойником и робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительного » и от него был чинель, пугавший чиновника перед этим «даже стал опасаться как-то болезненной печати». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям .
Такой конец истории подчеркивает авторское право. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что человеку придется в будущем отвечать за ближнего. Недаром кто-то из коллег Башмачкиной услышал его слова: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?» Другими словами: «Я твой брат».
Мы все ушли от Гоголя «Синели».
Ф. Достоевский
Русская литература с ее гуманистической направленностью Не могли пройти мимо проблем и судьбы простого человека. Условно в литературе ее стали называть темой «Маленького человека». У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В его произведениях: «Бедная Лиза», «Стационандер», «Шинель» и «Бедные люди» — они открыли читателям внутренний мир Простого человека, его чувства и переживания.
Почему Достоевский различает Гоголя, как первого, открывшего читателям мир «маленького человека»? Наверное, потому, что в его рассказе «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой, а остальные персонажи создают фон.
Повесть «Шинель» — одна из лучших в творчестве Гоголя. В нем писатель предстает перед нами как мастер-деталь, сатирик и гуманист. Рассказывая о жизни мелкого чиновника, Гоголь сумел создать незабываемый яркий образ «маленького человека» с его радостями и бедами, трудностями и заботами. Чрезмерная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагедии своего положения, так как занят делом. Башмачкин не иллюстрируется своей бедностью, потому что не знает другой жизни. И когда появляется его мечта – новая шинель, он готов терпеть любые лишения, лишь бы осуществить задуманное. Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, любимого детища, ради которого Акакий Акакиевич готов работать без нисходящего тренда. Автор вполне серьезно описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: Приют сшит! Башмачкин был совершенно счастлив. Но как долго?
«Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И только после смерти вершится правосудие. «Душа» Башмушкина обретает покой, когда возвращает потерянную вещь.
Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот «бунт» крепок, почти фантастичен, но герой выступает за свои права, против устоев существующего порядка.
Образ «маленького человека» мы часто встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитанным на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с Ним происходит в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».
Что такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального статуса и низкого происхождения, незаметный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабо аккуратный, скромный и безобидный.
Что встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно отметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени своего литературного героя: Слово «Акакий» в переводе с греческого означает «не делающий зла».
Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его определенной замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своему делу, выполняет его четко и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления коллег, не подрывает ссоры. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.
Достоянием Башмачкиной стала новая шинель, пришитая к праздничной награде. С появлением обновления характер Башмачкиной и отношение к ней коллег. Их одобрение и восхищение возвышают Акакия Акакиевича над собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливая расстановка Духа меняется, так как у него украли самый дорогой кол. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге падает и погибает. Но даже после смерти он не может обрести покой, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.
Размышляя о характере Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть реалистические личности: малоаккуратные, робкие и даже в какой-то мере несчастные, но, конечно, достойные человеческого внимания и сопереживания.
Написание темы маленького человека в повести Гоголя Синель
В «Петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Первым автором, затронувшим эту проблему, был Александр Сергеевич Пушкин, эту традицию продолжают и другие авторы.
Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогай меня, зачем ты меня обижаешь?» — риторический вопрос к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» также имеют право на достойную жизнь и уважение к людям.
День, когда Башмачкин надевает шинель, — кульминация работы. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменить свое поведение и распорядок дня. Этот Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, испытывает те же чувства, стремления и обиды. Не лучше и не хуже других.
Конфликт между человечком и миром происходит не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без шинели. Shinel уже давно стала больше, чем одежда. Это была большая часть героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И, не выиграв в жизни, продолжает ее как приведение.
Мистическая сторона важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть продолжение. Это своего рода подобие справедливости, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны, в финале Гоголь предполагает, что бессмертная душа продолжает желать перемен и способна сделать это только самостоятельно.
Написание образа маленького человека в повести Гоголя Синель
«Маленький человек» — один из архетипов русской литературы. Галерея «Маленьких людей» открывается портретом Самсона Пушкина Самсон в повести Александра Сергеевича Пушкина (цикл «Повесть Белкина»), манера Евгения из его поэмы «Медный всадник» продолжается и прочно закрепляется в наследии Пушкина. и его современников реализма.
В рамках направления реализма традиционно принято считать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения — Акакия Акакиевича Башмачина — включить в открытую Пушкинскую галерею » Маленькие люди». Эта точка зрения полностью верна и легко подтверждается текстом.
Что характерно для «маленького человека»? Низкое положение в обществе, закрытость (защищенность) от мира, несчастье чувств (но в то же время — наличие объекта любви и заботы), жизненные страдания (обычно — единичный поступок, влияющий на дальнейшее судьба Героя), а скорее всего смерть (часто — именно от жизненных страданий).
Все это можно проследить в «Синэлс». Башмушкин — мелкий чиновник, бумажник, живущий бедно и аскетично. Друзей у него нет — есть только коллеги, которым он становится интересен только с приобретением шинелей (но не раньше и сам по себе). У Башмачкиной есть то, что он любит и чем дорожит. В отличие от своей дочери — в случае с Парасом — и Параса, любимой девушки — в случае с Евгением, — Акакий Акакиевич является клювом в документах и шинелью, мечтой о которой он живет.
Как и в других случаях, страдания «маленького человека» так или иначе связаны с объектом его привязанности. Итак, платок теряет дочь, Женя спешит к паче и боится, как бы наводнение не повредило ей. У Башмачкина в темном переулке двое крадут его любимую шинель — буквально на следующий день после покупки. За страданиями и переживаниями (через определенный промежуток времени) следует смерть главного героя.
Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчеркивается его положением в иерархии власти; Для «открытия» этой позиции автор ставит героя в ситуацию, когда ему противостоит тот, кто превосходит его по силе. Рассмотрим еще Вырину и Евгения — первый оказывается на пороге дома дочери, но вход к нему закрыт для него, как для бедного, уже не и незваного гостя; Второй оказывается прямо противоположным императору Петру (и, хотя и грозит кулаком, понимает все свое бессилие и ничтожество).
Башмушкин сталкивается с иерархией положений, когда его попытки попадают в поле зрения чиновника, который может помочь его беде.
Не важно, что в один принципиальный момент Гоголь отходит от прежней традиции. Финал истории его героя становится неким торжеством и превосходством — Дух Башмачкина срывает с чиновников теплые шинели и вселяет ужас в тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать триумфом «маленького человека» в полном смысле этого слова; Но, конечно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то по крайней мере полемика с ней и рассмотрение «маленького человека».
Этот рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны.
Нелестное прозвище «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей являются обладателями весьма скромных доходов, находящихся иногда в очень скромных
Одним из самых известных лиц, написанных живописцем, считается полотно Всадник
Рембрандт изобразил библейский сюжет на холст, переживающий в своей жизни духовное возрождение И поиски своего «Я»
// / Образ «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»
Проблема «маленького человека» переходит красная нить на цикле «Петербургская повесть» Николая Гоголя. Писателя возмутило, как сильные и богатые люди могут обидеть простого человека. Это считалось правилами хорошего тона.
Стоит отметить, что образ «маленького человека» не был новым для русской литературы, но наиболее ярко он был раскрыт в повести «Шинель».
Выражение «Маленький человек» не стоит воспринимать в живом смысле. Это относилось к мелким чиновникам, которые не обладали богатством, социальным статусом, были молчаливой «серой» массой. Кроме всего прочего, у «маленького человека» скудный внутренний мир.
Главный герой рассказа « » — будучи мелким чиновником, даже не задумывался о своей деятельности. Он переписывает бумаги изо дня в день. Акакия волнует только ровные строчки. Более того, он уже не умеет. Когда нужно было проявить инициативу, он просто говорил: «Нет, лучше дай что-нибудь отдам».
Самое ужасное, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Иногда бытует мнение, что сам Башмачкин не понимает, зачем он живет.
Смыслом его жизни стал новый шинель. На покупку обновки у него ушло пол года на все, собрав необходимую сумму денег. Шопинг Шинель стал для него настоящим праздником, может быть, единственным в жизни. А кража для него настолько ценна, что трагедия обернулась.
Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а уж тем более помочь. Его смерть заметили только на четвертый день.
Рассказ «Шинель» заставляет задуматься о том, как и в нашем обществе есть такие «маленькие людишки». Их тоже обижают и не понимают. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, пытался донести до нас представление о таких людях. Надо научиться обращать на них внимание и протянуть руку помощи.
Стоит отметить, что развлекаясь с такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем совершать. Иногда мы каемся, иногда нет.
Концовка рассказа «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди могут постоять за себя. Призрак Башмачкина успокаивается только тогда, когда забирает обидевшего его генерала. Это кульминационный момент истории, момент, когда восторжествовала справедливость.
Актуальность повести Гоголя «Шинель» в том, что она заставляет задуматься о проблеме «маленького человека» в современном обществе и оценить свои действия по отношению к таким людям.
В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к нему возмутила. Но прототипы этих героев не всегда узнаются в реальной жизни И редко им сочувствуют. А вот девочки, туфли и стационарные дворники везде. Они живы. Образ маленького человека в рассказе «Шинель» — не сатирический персонаж и не сказочное привидение. Это герой поучительной истории о глупом бессердечии и злом равнодушии.
Гоголь: «Отец» Башмачкина
Великая цель настоящей литературы — создание образов и сюжетов, которые никогда и нигде не теряют актуальности. Россия всегда была богата талантливыми писателями, способными выполнить эту миссию. Одним из них был Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный писателем, тому яркое подтверждение.
Почти каждый день в человеческом обществе возникает личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, не способный постоять за себя, живущий в своем, непонятном и замкнутом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они другие и совсем не такие, как это жалкое существо. И доказывать это себе и друг другу, всячески оскорбляя и унижая обнову. Причина нелюбви к этому человеку, ставшему среди него изгоем, может быть любой. Но чаще всего она заключается в том, что впервые эту проблему осветил Гоголь, используя образ «маленького человека» в повести «Шинель».
Акакий Акакиевич
Неудачи преследуют его всю жизнь. Это началось сразу после рождения, когда обувь получила то самое, что не носило невеселого имени. С этим именем и отчеством человек не может быть солидным и значимым. А Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном положении. Чиновники охаивают его и дразнят, как маленьких детей, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен только недоуменно крикнуть: «Оставь меня!»
Гоголь почти случайно создал образ маленького человека. Шинель изначально задумывался автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанных где-то анекдотических историях. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который смог отомстить своим обидчикам только после смерти.
Все в его жизни мелко и жалко. И внешний вид, и офис. Работа у него однообразная и неинтересная. Но он этого не замечает. Для Башмачкиной нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Его жизнь пуста, но размеренна. И пусть над ними издеваются коллеги. Ему до них нет дела. Он живет в мире, где, кроме бумаги и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он остается там надолго и уже боится выбраться. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабости и безобидности.
Шинель
В жизни Акакия Акакиевича появляется сладкое желание. Старый шинель очень зацепил. Он решает заказать новый. К тому же начались морозы, и к празднику ожидается награждение. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шкатулке. Он думает о ней и днем, и ночью, а иногда и в гостях у портного, чтобы обсудить предстоящие обновки. И вот однажды, получив приз, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудесной вещицы. Для главного героя она стала «приятной подружкой дней» (по выражению Гоголя) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость к осознанию того, насколько ничтожна причина его безграничной радости.
Большая утрата
В отделе Шинелл полюбуйтесь. Башмачкина поздравляю с приобретением. СЧАСТЬЕ Его рискует стать разнообразным предложением коллег устроить для такого важного события Праздничный вечер. Но глаза вдруг обращаются к теме предстоящего ужина.
Он никогда не был так долго счастлив, как короткое время, когда его согрела новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители разбили у него дорогое сердце.
Напрасно пытался вернуть. Все попытки были тщетны. Кроме того, злобный чиновник жестоко унизил его, чтобы подкрасить глаза своего друга. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и скоропостижно скончался. Образ маленького человека в рассказе «Шинель» приобретает сильное воздействие, потому что после смерти главный герой не исчезает. Душ Башмачкина еще долго бродит по пустырю в поисках своего исчезновения. И лишь встретив своего обидчика и накрутив с ним шинель, исчезает навсегда.
Мистика
В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только при таком приеме главный герой может быть как минимум долгим и страшным. Он словно мстит себе и всем обиженным. Случай, произошедший с хамом-чиновником, не случаен. Автор акцентирует внимание на том, что после встречи с призраком этот стал скромнее и тише.
Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. Достоевского он был благороден, беден, до глубины души обижен. Канцелярский Пушкин — Человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалеет и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая царит в каждом обществе.
Герой повести Гоголя — шинель. Анализ гоголевской «Шинели». Работа проба
Идея повести «Шинель» возникла у Н.В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долго копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Шок от утраты был настолько сильным, что незадачливый охотник тяжело заболел. Здоровье чиновника начало улучшаться только после того, как его друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.
Гоголь очень серьезно отнесся к этому забавному случаю. Он не понаслышке знал о тяжелой жизни бедных чиновников. В первые годы службы в Петербурге сам писатель «всю зиму снимал в летней шинели».
Объединив основную мысль рассказа о чиновнике с собственными воспоминаниями, Гоголь в 1839 году начал работу над «Шинелью». Рассказ был закончен в начале 1841 года и впервые опубликован годом позже.
Значение имени
Шинель в рассказе не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. Не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже жизнь его оказывается в зависимости от обыкновенной шинели.
Главной темой рассказа является бедственное положение мелкой бюрократии.
Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает неподдельную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему от рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто предчувствовал, что будет титулярный советник».
Акакий Акакиевич всего лишь винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. Акакий Акакиевич на большее не способен.
Власти относятся к Башмачкину «холодно и деспотично». Кроме того, он служит постоянной мишенью для шуток со стороны коллег. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Только в крайних случаях жалобно спрашивает: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?».
В глазах окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит в своем переписывании бумаг «разнообразный и приятный мир». Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погрузившись в свою монотонную работу.
«Сильный враг» всех мелких чиновников, русский мороз, выводит Башмачкина из состояния отрешенности. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Необходимую сумму можно было накопить только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное положение. финансовое положение, но, с другой стороны, дали ему первую реальную цель в жизни.
Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич как будто заново родился: «он стал как-то живее, еще тверже характером». «В глазах иногда показывался огонь» послушного титулярного советника.
Долгожданное осуществление мечты стало самым знаменательным событием в жизни Акакия Акакиевича — «великим торжественным праздником». Благодаря обычному пальто он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения коллеги, чего никогда не делал.
Блаженство Акакия Акакиевича длилось недолго. Будучи атакованным ночью и потеряв сон, он впал в отчаяние. Попытки найти преступника не помогли. Единственным средством была помощь одного «значительного человека». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину генералом, убил его последнюю надежду. «Правильный выговор» привел к лихорадке и ранней смерти.
Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что в службе узнали о его похоронах только на четвертый день. Замена места другим должностным лицом прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.
Выпуски
Основная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей было тем самым Акакием Акакиевичем. Их жизнь прошла бесследно и не представляла никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель приказов.
Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Ярким примером является «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемое им положение убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает угрызения совести, но они быстро проходят. Финал рассказа с появлением призрака чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак не повлияла бы на установленный порядок.
Композиция
Рассказ — история жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения – фантастическая месть погибшего титулярного советника.
Чему учит автор
Гоголь на собственном опыте знал, какое негативное влияние оказывает на человека его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и постараться помочь, ведь от этого может зависеть их жизнь.
План
1. ВВЕДЕНИЕ
2. История создания
3. Значение названия
4. Род и жанр
5.Teme
6. Проблемы
7. Heroes
8 Сюжет и композиция
Н. В. Гоголь — основоположник критического реализма в русской литературе. Его «Петербургские повести» оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть «Шинель», в которой остро ставится проблема «маленького человека». В. Г. Белинский считал произведение «одним из самых глубоких творений Гоголя».
П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю рассказывали забавную историю о бедном чиновнике, который очень долго все копил и сумел скопить денег на покупку дорогого ружья. Отправившись на охоту с драгоценным оружием, чиновник по неосторожности утопил его. Шок от проигрыша был настолько велик, что чиновник слег с лихорадкой. Обеспокоенные друзья собрались и купили бедняге новое ружье. Чиновник выздоровел, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом происшествии. Гоголю было не смешно. Он очень тонко почувствовал страдания «маленького человека» и, как уверяет Анненков, задумал рассказ «Шинель». Еще одним источником рассказа стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге сам мелкий чиновник Гоголь всю зиму проводил в летней шинели.
Значение имени Пальто лежит в основе всей истории. По сути, это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Потеря шинели в конечном итоге привела к его смерти. Идея вернуть шинель даже смогла фантастически воскресить Акакия Акакиевича в образе призрака чиновника.
Род и жанр . Сказка.
Основная тема работ — униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это – тяжелый крест, который вынуждены были нести многие поколения жителей столицы.
Характерно замечание автора в начале рассказа. При рождении Акакия сделала такое лицо, «как будто предчувствовала, что будет титулярный советник». Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание — переписывать бумаги. Ничего другого он сделать не может, да и не хочет. Купить новую шинель было первой настоящей целью в жизни чиновника. Это приобретение буквально вдохновило его, придало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и потеря шинели расшатали новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение многократно возросло, когда он пытался вернуть шинель. Апогеем стал разговор со «значительным лицом», после которого чиновник лег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько ничтожным «существом» (даже не человеком!), что о его смерти в ведомстве узнали только на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя следа. Никто не вспоминал о нем добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича было недолгое обладание шинелью.Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно меняет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалованье, вынужден во всем себя ограничивать. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных потребностей. Акакий Акакиевич – главный объект шуток для своих коллег. Он настолько привык к этому, что принимает это как должное и даже не пытается сопротивляться. Единственная защита чиновника — жалкая фраза: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?» Так говорит мужчина, которому за пятьдесят лет. Годы бездумного переписывания бумаг серьезно отразились на умственных способностях Акакия Акакиевича. Он больше не способен ни к какой другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом вся трагедия этой истории.
Еще одна проблема кроется в образе «значительной персоны». Это человек, который только что получил повышение. Он еще привыкает к своему новому положению, но делает это быстро и решительно. Основной метод — повысить свою «значимость». В основном это хороший добрый человек, но в силу сложившихся в обществе убеждений стремится к максимальной необоснованной строгости. «Срыв» Акакия Акакиевича был вызван желанием показать другу свою «значительность».Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.
Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничивая себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу результатов не дает. Акакий Акакиевич по совету идет к «значительному лицу», где получает «нагоняй». У чиновника поднимается температура, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающего шинели с прохожих. Нападает и «значительное лицо», узнавшее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.
Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно превращает человека в забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу для счастья нужно совсем немного, но убить его может даже выговор от вышестоящего чиновника.
Петербургские истории появились в самое темное время.
В И. Ленин, описывая эту эпоху, отмечал:
«Укрепленная Россия упакована и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ.
Сам Н.В. Гоголь никогда не называл цикл этих рассказов «Петербургскими повестями», поэтому название чисто деловое. В этот цикл входит и рассказ «Шинель», который, на мой взгляд, является самым значительным из всех остальных здесь.
Важность, значимость и осмысленность его по сравнению с другими произведениями усиливается темой, затронутой в «Шинели»: маленький человек.
Грубая сила, беззаконие власть имущих царили и властвовали над судьбами и жизнями маленьких людей. Среди этих людей был Акакий Акакиевич Башмачкин.
Такой «маленький человек», как наш герой и многие другие, вроде бы должен бороться за нормальное отношение к ним, но у них не хватает сил ни физических, ни моральных, ни духовных.
Акакий Акакиевич Башмачкин — жертва, которая не только находится под гнетом окружающего мира и собственного бессилия, но и не понимает трагизма своей жизненной ситуации. Это духовно «стертый» человек. Автор сочувствует маленькому человеку и требует внимания к этой проблеме.
Акакий Акакиевич настолько неприметен, ничтожен в своем положении, что никто из его сослуживцев не помнит, «когда и в какое время» он поступил на службу. Можно даже говорить о нем расплывчато, что, кстати, и говорит Н.В. Гоголь: «Он служил в одном ведомстве».
А может быть, этим он хотел подчеркнуть, что этот инцидент может произойти в любом отделе, на рабочем месте. Сказать, что таких, как Башмачкин, много, но их никто не замечает.
Какой образ у главного героя? Я думаю, что образ имеет две стороны.
Первая сторона — духовная и физическая несостоятельность персонажа. Он даже не пытается добиться большего, поэтому поначалу мы его не жалеем, понимаем, какой он несчастный. Невозможно жить без перспективы, при этом не осознавая себя как личность. Нельзя видеть смысл жизни только в переписывании бумаг, а считать целью, смыслом покупку шинели. Идея ее приобретения делает его жизнь более осмысленной, наполняет ее. На мой взгляд, это выдвинуто на первый план, чтобы показать личность Акакия Акакиевича.
Вторая сторона — бессердечное и несправедливое отношение окружающих к Акакию Акакиевичу. Посмотрите, как другие относятся к Башмачкину: смеются над ним, издеваются над ним. Он думал, что купив шинель, будет выглядеть благороднее, но этого не произошло. Вскоре после покупки на забитого чиновника «невыносимо свалилось» несчастье. «Какие-то люди с усами» отняли у него едва купленную шинель.
Н.В. Гоголь в рамках образа одного «маленького человека» показывает страшную правду жизни. Униженные «маленькие люди» умирали и страдали не только на страницах многочисленных трудов, освещающих эту проблему, но и наяву. Однако мир к их страданиям, унижениям и смерти остался глух, как равнодушным к смерти Башмачкина остается холодный, как зимняя ночь, надменный Петербург.
Он стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы разберем анализ повести «Шинель» Николая Гоголя, попытавшись проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а Гоголь мастер строить такие сюжеты. Не забудьте, что вы также можете прочитать краткое содержание рассказа «Шинель».
Рассказ «Шинель» — это рассказ об одном «человечке» по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городке, в конторе. Однако читатель может задуматься о том, в чем может заключаться смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода не обойтись, поэтому мы и анализируем повесть «Шинель».
Главный герой «Шинель»
Итак, главный герой Акакий Башмачкин был «человечком». Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше внимания привлекают его характер, образ жизни, ценности и мироощущение. Ему ничего не нужно. Он отстраненно смотрит на то, что происходит вокруг него, внутри него пустота, и, собственно, его лозунг по жизни: «Пожалуйста, оставьте меня в покое». Есть ли такие люди сегодня? Вокруг. И их не интересует реакция окружающих, их мало волнует, что о них думают. Но так ли это?
Например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес со стороны коллег-чиновников. Они дразнят его, говоря обидные слова и соревнуясь в остроумии. Иногда Башмачкин промолчит, а иногда, подняв глаза, ответит: «Почему так?». Делая анализ этой стороны «Шинели», становится видна проблема социальной напряженности.
Башмачкин персонаж
Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Он занимался переписыванием документов, и его работу всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, вернувшись с работы, Акакий Акакиевич ходил взад и вперед по комнате, медленно проживая долгие минуты и часы. Потом опустился в кресло, и весь вечер его можно было поймать за очередной каракулей.
Анализ повести Гоголя «Шинель» включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в труде мелок и безрадостен. Вот еще одно подтверждение этой мысли.
Потом, после такого досуга, Башмачкин ложится спать, а о чем его мысли в постели? О том, что он скопирует в сервисе в офисе завтра. Он подумал об этом, и это обрадовало его. Смысл жизни этого чиновника, который был «маленьким человеком» и которому было уже за шестьдесят, был самым примитивным: взять бумагу, обмакнуть перо в чернильницу и без конца писать — тщательно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия все-таки появилась.
Другие детали разбора повести «Шинель»
У Акакия на службе было очень маленькое жалованье. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они шли на еду и жилье. Вот и пришла суровая зима — подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает положение Акакия, его старую потертую шинель и действия чиновника.
Акакий Акакиевич решает пойти в мастерскую починить шинель. Он просит портного починить дырки, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход один — купить новую. За это порно он называет гигантскую сумму (для Акакия) — восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, его придется копить, а для этого стоит перейти на очень экономный образ жизни. Анализируя здесь, можно подумать, почему этот «маленький человек» доходит до таких крайностей: перестает пить чай по вечерам, лишний раз не отдает свое белье прачке, ходит, чтобы меньше стиралась обувь… все ради нового пальто, которое он носит? потом проиграешь? Но это его новая радость в жизни, его цель. Гоголь пытается побудить читателя задуматься о том, что в жизни важнее всего, чему отдать предпочтение.
выводы
Мы кратко рассмотрели сюжет не полностью, но выделили из него лишь те детали, которые необходимы для того, чтобы сделать ясный анализ рассказа «Шинель». Главный герой духовно и физически несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние плохо, он не человек. После того, как в жизни появляется другая цель, отличная от переписывания бумажек, она как бы меняется. Сейчас Акакий сосредоточен на покупке пальто.
Гоголь показывает нам другую сторону. Как бессердечно и несправедливо другие относятся к Башмачкину. Он терпит насмешки и издевательства. Кроме того, смысл его жизни исчезает после того, как у Акаки отнимают новую шинель. Он теряет последнюю радость, снова Башмачкин печален и одинок.
Здесь при анализе видна цель Гоголя — показать суровую правду того времени. «Маленьким людям» суждено страдать и умирать, они никому не нужны и неинтересны. Так же, как смерть Сапожника не заинтересовала его окружение и тех, кто мог ему помочь.
Читаете краткий анализ рассказа Николая Гоголя «Шинель». В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разные темы, в том числе и анализы произведений.
Надпись
Рассказ был любимым жанром Н.В. Гоголя. Он создал три цикла рассказов, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург — город, поражающий социальными контрастами. Город бедных рабочих, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести «Шинель».
Идея повести пришла к Гоголю в 1834 году под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, который ценой неимоверных усилий осуществил свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерял его на первой же охоте . Но у Гоголя эта история вызвала не смех, а совсем другую реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских рассказов. Популярен в 30-е годы. история несчастного, нуждающегося чиновника воплотилась автором в художественном произведении, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был, что называется, вечный титулярный советник, над которым, как известно, разные писатели вдоволь насмехались и точили, имея похвальную привычку опираться на тех, кто не умеет кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической ухмылки, когда описывает душевную ограниченность и нищету своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно переносившим «канцелярские издевательства» сослуживцев и деспотическую грубость начальства. Одуряющая работа переписчика бумаг парализовала в нем всякие духовные интересы.
Юмор Гоголя мягкий и тонкий. Писатель ни на мгновение не покидает горячую симпатию к своему герою, который предстает в повести трагической жертвой жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека — представителя бюрократической власти России. Как власть ведет себя с Башмачкиным, так ведут себя все «знатные лица». Покорность и покорность несчастного Башмачкина в отличие от вызываемой у читателя грубости «знатных лиц»
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливого образа жизни, при котором такое унижение возможно.
Обличительная направленность гоголевского творчества с большой силой обнаружилась в петербургских повестях. Человек и античеловеческие условия его социального существования — главный конфликт, лежащий в основе всего цикла. И каждый из рассказов был новым явлением в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастический конец». Призрак, в котором узнавали покойного Акакия Акакиевича, срывал со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, ее внутреннюю фальшь и лицемерие, творчество Гоголя предполагало необходимость иной жизни, иного общественного порядка.
Другие работы по этой работе
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель Боль для человека или издевательство над ним? (по роману Н.В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» (по повести «Шинель») Образ «Маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ Башмачкина (по роману Н. В. Гоголя «Шинель») Рассказ «Шинель» Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «завитковому выписыванию» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в образе Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, персонажи и проблемы повести Н. В. Гоголя «Шинель» Тема «маленького человека» в рассказе «Шинель» Тема «маленького человека» в творчестве Н.