О творчестве а к толстого: Алексей Толстой | биография и творчество

Алексей Толстой | биография и творчество

Роль и место в литературе

Алексей Константинович Толстой – выдающийся русский классик. Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию. Занимался он и переводами чужих творений. Особенно известен он как сатирик.

Происхождение и ранние годы

Дом на Мойке, в котором родился Толстой

Алексей Константинович Толстой появился на свет 24 августа 1817 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к знатному роду дворян.

Отец – Константин Петрович Толстой. Он имел титул графа, был братом художника Ф.П. Толстого.

Мать – Анна Алексеевна Перовская. Внебрачная дочь графа Разумовского.

Брак родителей скорее после рождения ребенка распался. Поэтому детские года Алексей провел в Украине в Черниговской губернии.

Образование

Толстой получил хорошее домашнее образование. Так как мать была в разводе, то место отца занял его дядя – А.А. Перовский. Он оказал огромное влияние на творческую судьбу Алексея. Перовский написал для него сказку «Черная курица», которая впечатлила юного Толстого.

Портрет Алексея Толстого

В 1834 году он становится «студентом» в Московском архиве Министерства иностранных дел.

Творчество

Усадьба в Красном Роге

Творческое наследие Алексея Толстого разнообразно: баллады, сатирические стихотворения, романы, драматические произведения, лирические произведения. В соавторстве с братьями Жемчужниковыми он создал образ Козьмы Пруткова.

Лирика Алексея Константиновича Толстого тяготеет к народному стилю. В то время он был чуть ли не единственным поэтом, кто использовал в своем творчестве русский былинный эпос и исторические сюжеты, которые умело обрабатывал.

Литературный дебют Толстого как писателя состоялся в 1841 году, когда вышла повесть «Упырь».

В возрасте 37 лет он начал публиковать свои стихотворения, которые писал с детства. За свою жизнь успел выдать только один сборник поэзии.

Главные произведения

Бюст Толстого в Красном Роге

Усыпальница Алексея Толстого

Одним из главных прозаических произведений Толстого стал роман «Князь Серебряный». Автор издал его в 1862 году. Роман наполнен «вальтерскоттовским» историческим духом и рассказывает об эпохе террора простого населения, когда правил Иван Грозный. Его высоко оценили читатели-современники. И в наше время он очень интересен.

Принесли славу автору и пьесы. «Царь Борис» – третья часть известной трилогии – повествует о трагедии власти, самодержавия.

Последние годы

В конце жизни писатель жил уединенно в собственной усадьбе Красный Рог. Физически он уже был слаб: его мучила астма и сильные головные боли. Для того, чтобы облегчить страдания, он стал принимать морфий. Однажды писатель превысил дозировку. Его не стало в 1875 году.

Хронологическая таблица

Год (годы)

Событие

1817 Родился А.К. Толстой
1825 Жизнь в Петербурге
1834 Становится «архивным» студентом
1841 Первая публикация – повесть «Упырь»
1854 Публикации в «Современнике»
1861 Выходит поэма «Дон Жуан»
1870 Выходит поэма «Борис Годунов»
1871 Написана баллада «Илья Муромец»
1875 Не стало А. К. Толстого
 Интересные факты из жизни писателя
  • Первые сочинения написаны Толстым на французском языке.
  • Алексей Константинович Толстой и Лев Николаевич Толстой – троюродные братья.
  • Толстой пользовался славой проказника и затейника.
  • В конце жизни Толстой страдал от болезней нервов, терпел сильные головные боли.
  • Писатель жил 12 лет в гражданском браке.
Музей писателя

Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого открыли в 1967 году в усадьбе Красный Рог, где он жил.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 13k

Творчество Алексея Константиновича Толстого – кратко

Алексей Константинович Толстой дебютировал в литературе в 1842 несколькими рассказами в прозе. С 1855 стали появляться его лирические и эпические стихотворения в разных журналах, позднее в «Вестнике Европы» и «Русском Вестнике».

В сонме русских поэтов, написавших на своем знамени служение чистому искусству, Алексей Константинович Толстой, как «певец, державший стяг, во имя красоты», занимает выдающееся место. «Во имя прекрасного», повинуясь лишь голосу внутреннего вдохновения, чуждый толпе и её мелким будничным интересам, он слагал свои песни, которые текли «рекой певучей неоскудно». Независимый от мнения черни поэт в то же время неволен над своею песнью. «Песня ему не в хвалу и не в суд, зане он над нею неволен. Она, как река в половодье, сильна, как росная ночь, благотворна, тепла, как душистая в мае весна, как солнце, приветна, как буря, грозна, как лютая смерть, необорна»… Вкладывая все свои творческие силы в создание таких песен, поэт достигал и личного внутреннего умиротворения, и осуществлял свою гуманитарную миссию, просветляя людей и поднимая их до высшего нравственного уровня чудодейственным влиянием чистой красоты.

Алексей Константинович Толстой. Портрет работы И. Репина, 1896

 

Толстой, конечно, был далек от понимания красоты в исключительно внешнем, формальном её значении. Для него она была прежде всего могучей духовной силой жизни, полною глубокого содержания и смысла. Он готов был одинаково отзываться на всякое явление и событие, попадавшие в область его мысли и художественного созерцания. Поэзия Толстого склонна к всепрощению, и если искать в ней отражения нравственно-философского миросозерцания поэта, то мы найдем его именно в чувстве христианской любви, которым проникнуты многие его стихотворения. Изнемогая под бременем внешних и внутренних противоречий, поэт хотел бы смешать в своем сердце «все чувства, врознь которые звучат, и разрешить торжественным аккордом их голосов мучительный разлад». Точно также и всех людей хотел бы он объединить в один союз, заключить в свои объятья, восклицая в порыве христианской любви: «О, если б мог в мои объятья я вас, враги, друзья и братья, и всю природу заключить!»

Тем не менее, часть почитателей А. К. Толстого (например, Вл. Соловьев) считают его поэтом борьбы – за право красоты и жизненные права человеческой личности. Толстой является чуть ли не единственным поэтом вне «народнического» течения, который написал целый ряд стихотворений в чисто народном стиле и занимался художественной обработкой нашего былинного эпоса и исторических сюжетов. При этом он ополчался на весьма влиятельных во второй половине XIX века «материалистов», близких к Некрасову, Чернышевскому, Добролюбову: «они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного!… Только то, говорят, и действительно, что для нашего тела чувствительно; и приемы у них дубоватые, и ученье-то их грязноватое!» Вставая на защиту традиционных начал патриархальной Руси, Толстой, которому, по словам И. С. Тургенева, чужды были «мгновенные соображения», «как вообще все политическое», прибегал к политической сатире («Поток-богатырь»), в которой предавал насмешке и народников, и либералов, и учащихся женщин. Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта контрастом между идеальным понятием любви и её действительными примерами, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов.

В художественной обработке исторических тем Толстой охотнее всего останавливался на эпохе Ивана Грозного и Смутного времени, представляющей один из наиболее трагических моментов борьбы царского самодержавия с боярством. Этой эпохе посвящены кроме песен «Василий Шибанов», «Михайло Репнин», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» и исторический роман «Князь Серебряный». Вторая часть трилогии «Царь Федор Иоаннович» является наиболее удачной, так как автору удалось в центральной фигуре драмы создать действительно живой художественный тип. Исторический роман «Князь Серебряный» является одним из лучших образчиков нашей исторической беллетристики, соединив в себе напряжённость фабулы с верностью историческим фактам. Роман при своем появлении имел большой успех и сразу выдержал несколько изданий.

 

Иоанн Дамаскин и эстетический идеал Алексея Толстого

Скачать:

ПДФ

Ключевые слова: А. К. Толстой, Иоанн Дамаскин, творчество, теория искусства, богослужение, житие, подвижнический долг.
Для цитирования:

Котельников В.А. «Иоанн Дамаскин и эстетический идеал Алексея Толстого». Два века русской классики , том. 3, нет. 1, 2021, стр. 210–223. (На рус. языке) https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-210-223

Автор: Владимир Александрович Котельников
Информация об авторе:

Котельников Владимир Александрович, доктор филологических наук, директор по научной работе, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, наб. Макарова ул. 4, 199034, Санкт-Петербург, Россия.

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Получено: 21 ноября 2021 г.
Утверждено после проверки: 17 января 2021 г.
Опубликовано: 22 марта 2021 г.
Выпуск: 2021 Том 3 №1
Отдел: Русская литература XVIII и XIX веков.
страницы: 210-223
ДОИ: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-210-223
УДК: 821. 161.1.0

Abstract: Несмотря на то, что религиозная тематика редко встречается в творчестве А. К. Толстого, особое внимание он уделял образу, жизни и творчеству Иоанна Дамаскина. Это связано с тем, что Толстой воспринимал Дамаскина не только как монаха и подвижника, но прежде всего как творческую личность, поэта. В статье показано отношение Толстого к искусству, отмечена продумываемая им параллель между собственной судьбой и жизнью Дамаскина, роль вступления с восточным колоритом в стихотворении Толстого «Иоанн Дамаскин», что соответствует вынужденному нахождению при дворе. самого Толстого. Произведение демонстрирует, насколько глубоко и тонко поэт вкладывает собственные суждения, свою теорию искусства и зарождение творчества в размышления Джона об искусстве. Автор статьи, следя за развитием сюжета поэмы, констатирует, где Толстой несколько отступает от жизни Дамаскина, а в каких местах максимально приближается к агиографическому повествованию.

Особое внимание уделено анализу реализации в стихотворении Толстого важнейшего мотива торжества свободы слова.

Литература

«К биографии Н. С. Лескова. Из дневника И. А. Шляпкина» [«К биографии Н. С. Лескова. Из дневника И. А. Шляпкина». Русская старина , № 12, 1895 г., стр. 205–215. (In Russ.)

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и фамилиям: в 2 т . [ Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и воспоминаниям: в 2 т. ]. Москва, Художественная литература, 1984. (In Russ.)

Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. [ Собрание сочинений: в 11 т. .], изд. В.Г. Базанова, Б.Я. Бухштаб, А. И. Груздев. Москва, Гослитиздат, 1956–1958.

Майков А. Н. Сочинения: в 2 т. [ Сочинения: в 2-х тт. ], вып. 2. Москва: Правда, 1984. 576 с. (In Russ.)

Толстой А.К. Полное собрание сочинений и письмо: в 5 т. [ Полное собрание сочинений и писем: в 5 тт. ]. Москва, РИЦ «Классика», 2016–2018. (на рус.)

Флоровский Г., проф. Восточные отцы IV–VIII веков [ Восточные Отцы Церкви 4 -го -8 -го Вв. ]. Париж, 1933. 260 с. (на русском языке)

Книга месяца – Книжный клуб толстовской терапии

Собрала мысли о лучших книгах, на которые наткнулась, поделилась для вас, чтобы вы тоже заглянули. Присоединяйтесь к моему списку рассылки, чтобы получать мою книгу месяца в свой почтовый ящик. Небольшое примечание: эта страница содержит партнерские ссылки.

Апрель 2023: What Looks Like Bravery Лорел Брайтман

Я старалась не выбирать очередные мемуары для моей книги месяца, но после прочтения этой замечательной книги Лорел Брайтман у меня не осталось выбора. (Тем не менее, у меня было одно второе место: Портрет неизвестной женщины , захватывающий триллер Даниэля Сильвы 2022 года, который я любил читать в прошлом месяце.

) , и исцеление после смерти ее отца, человека, который научил ее разводить пчел, перелавливать взрослых мужчин и чинить карбюраторы.

Прочтите это, чтобы узнать об исцеляющем путешествии одной женщины через множество пустынь, каждая из которых заставляла ее находить храбрость, в которой она не была уверена. Путешествуя по северному Нью-Мексико, западной Аляске, своему собственному приложению Tinder и лесным пожарам, которые угрожают всему и всем, кто ей дорог, Лорел учит нас, что надежда — это форма мужества. Более того, любовь после потери может стать тем, что окончательно освободит нас.

  • Купить в Bookshop.org
  • Купить на Amazon

Март 2023: Чары: Пробуждение чуда в тревожном возрасте Кэтрин Мэй

Бестселлер Кэтрин Мэй Зимовка  — одно из самых прекрасных воспоминаний об отдыхе и восстановлении сил после эмоционального выгорания. Сейчас, в марте 2023 года, Кэтрин выпустила эту великолепную новую научно-популярную книгу о чуде в беспокойном возрасте

.

Очарование  – это завораживающе прекрасный взгляд на то, как мы можем пробудить наше удивление и восхищаться миром, когда сталкиваемся с тревогой.

Прочтите ее для мягкого вдохновения, если вы чувствуете бесцельность или усталость, или если вам просто нужно напоминание о чуде света.

  • Купить в Bookshop.org
  • Купить в книжном магазине Великобритании
  • Купить на Amazon

Февраль 2023:

Потерянные и найденные: размышления о горе, благодарности и счастье Кэтрин Шульц

Есть определенная категория научно-популярных книг, в которые я продолжаю влюбляться. Они нежны, но имеют глубокий смысл; скромный, но завораживающе проницательный в радости, удивлении и чуде жизни.

Lost and Found — одни из лучших мемуаров, которые я читал за последнее время, и я надеюсь, вам тоже понравится их читать.

Это сборник размышлений лауреата Пулитцеровской премии Кэтрин Шульц о горе, благодарности и счастье — точнее, о больших и малых вещах, которые мы теряем на протяжении всей жизни, наряду со всем, что мы находим на этом пути.

  • Купить в Bookshop.org
  • Купить в книжном магазине Великобритании
  • Купить на Amazon

Январь 2023:

Завтра, и Завтра, и Завтра Габриэль Зевин

Виртуальные миры могут быть лучше, чем реальный мир. Они могут быть более нравственными, более справедливыми, более прогрессивными, более чуткими и более приспособленными к различиям. И если они могут быть, разве они не должны быть?»

Книги, подобные этой, должны сопровождаться небольшим примечанием, в котором рекомендуется взять недельный отпуск после прочтения. Так как я закончил читать Завтра, и Завтра, и Завтра , я позволил себе немного времени, чтобы просто посидеть со своими мыслями и дать им просочиться.

Если вам доставляет удовольствие создавать то, чего раньше не существовало, и погружаться в глубины своего воображения, прочтите это. Если вы любите игры, прочтите это. Собственно, если вы человек и еще не читали это, прочтите это .

(Тем не менее, в книге есть некоторые триггерные предупреждения, в том числе о самоубийстве и насилии с применением огнестрельного оружия.)

Это чудесно написанный роман, явный результат впечатляющего объема работы. И это действительно уместно, потому что книга во многом о work – самым творческим, всеобъемлющим и совместным образом. Я обожал это.

Еще подобные книги: 10 книг, таких как Завтра, и Завтра, и Завтра

  • Купить на Bookshop.org
  • Купить в книжном магазине Великобритании
  • Купить на Amazon

Декабрь 2022: 

Линия в мире: год на побережье Северного моря Дорте Норс

» Я, моя записная книжка и моя любовь к дикой природе и безлюдности. Я хотел сделать противоположное тому, что от меня ожидали. Это повторяющийся шаблон в моей жизни. Инстинкт. »

Я не был уверен, что нахожусь в нужном настроении, чтобы читать Линия в мире . Это казалось тяжелым, и я хотел чего-то легкого и обнадеживающего в преддверии Рождества.

Я решил дать шанс первым нескольким страницам — во многом потому, что я сейчас живу в Дании, очень мало знаю о Ютландии и люблю писать о природе. «Может быть, на следующий год это будет хорошо», — подумал я. Но вскоре я понял, что нужно продолжать.

Линия в мире — потрясающие мемуары; грациозно и лирично, но и с мощным рыком.

Прочтите, если вам понравился роман «Соляной путь » Рейнора Уинна или любые другие спокойные, мощные и интроспективные мемуары, основанные на дикой природе.

  • Купить в Bookshop.org
  • Купить в книжном магазине Великобритании
  • Купить на Amazon

Ноябрь: 

Остров пропавших деревьев Элиф Шафак

Я читаю  Остров пропавших деревьев  в этом ноябре, и это так великолепно написано. Должно быть, это первая книга, которую я когда-либо читал, в которой показана перспектива смоковницы, и она так тонко и продуманно написана.

На острове Кипр 1974 год, и двое подростков с противоположных сторон разделенной земли встречаются в таверне города, который они называют своим домом. В центре таверны, растущая к свету в углублении в крыше, растет смоковница, которая все видит.

Десятилетия спустя на севере Лондона шестнадцатилетняя Ада Казандзакис ни разу не посетила остров, где родились ее родители. Но поскольку она стремится распутать многолетние секреты, у нее действительно есть одна связь с землей ее предков: фикус карика, растущий в саду за их домом.

Как и  The Overstory , эта потрясающая книга Элиф Шафак 2021 года заставляет так же сложно смотреть на деревья вокруг вас.

  • Купить в Bookshop.org
  • Купить в книжном магазине Великобритании
  • Купить на Amazon

Октябрь:

Люси у моря Элизабет Страут

Это настолько реально , что я сразу подумал, когда начал читать последнюю книгу Элизабет Страут, О, Уильям! (и продолжал думать на протяжении всего романа). Есть что-то тихо-уязвимое, скромное и честное в книгах Страута о Люси Бартон.

Я до сих пор держался подальше от книг о пандемии; Я хотел, чтобы чтение было моим спасением от этого, а не поводом больше думать об этом. Но я чувствую, что теперь я достаточно далеко, чтобы читать книги, подобные этой. И Люси у моря просто так… терапевтично.

В этой третьей книге из серии Amgash Страута, которую вы можете читать отдельно или начать с Меня зовут Люси Бартон , на дворе март 2020 года, и бывший муж Люси Уильям умоляет ее покинуть Нью-Йорк и бежать в прибрежный дом, который он снял в штате Мэн. Люси неохотно соглашается, оставляя посуду в раковине и ожидая вернуться примерно через неделю. По мере того, как недели превращаются в месяцы, Люси и Уильям проводят свои долгие спокойные дни, думая о своем сложном совместном прошлом и связях, которые поддерживают нас в самые трудные моменты.

Автор Рэйчел Джойс говорит о книге: « Люси у моря » может быть моим любимым романом Элизабет Страут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *