Мазепа: к истории предательства | Портал «Архивы России»
Вы здесь
Главная » Архивные online проекты
Ключевые слова: публикация, документальные публикации, Мазепа И.С., Петр I, Северная война
Организаторы и участники:
Федеральное архивное агентство
Российский государственный архив древних актов
№ 1. Предложение генерального консилиума в Белыничах об отправке указов гетману И.С. Мазепе и киевскому губернатору князю Д.М. Голицыну с перечислением мер обороны от неприятеля
1708 г. июня 17
Российский государственный архив древних актов
Ф. 96. Оп. 1. 1708 г. Д. 8. Л. 111–111 об. Подлинник. Подписи – автографы.
Опубликовано: Мышлаевский А.З. Северная война. 1708 г. … С. 40 (по копии в Военно-походном журнале Б.П. Шереметева).
№ 2. Письмо гетмана И.С. Мазепы Петру I с поздравлением по случаю победы при Добром и о выполнении царских указов
1708 г. сентября 19
Российский государственный архив древних актов
Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 3а. Л. 779–780. Подлинник. Подпись от «и слуга» до «гетман» – автограф.
№ 3. Письмо генерал-майора Н. Ифланта графу Г.И. Головкину о поимке посланца от С. Понятовского к гетману И.С. Мазепе
1708 г. сентября 29
Российский государственный архив древних актов
Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 49. Л. 1. Подлинник. Подпись от «Николай» до «бю» – автограф.
Опубликовано: Труды ИРВИО. Т. 1. С. 256–257.
№ 4. Расспросные речи волынского шляхтича Я. Улашина в Посольской походной канцелярии о посылке его С. Понятовским к гетману И.С. Мазепе и о состоянии шведской армии
1708 г. октября 1, 7
Российский государственный архив древних актов
Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 49. Л. 11–16. Подлинник.
Опубликовано: Труды ИРВИО. Т. 1. С. 257–260.
№ 5. Письмо гетмана И.С. Мазепы графу Г.И. Головкину о невозможности его похода к Стародубу из-за мятежей на Украине и угрозы со стороны войск С. Лещинского
1708 г. октября 6
Российский государственный архив древних актов
Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 3а. Л. 655–660 об. Подлинник. Подпись от «и слуга» до «власною» – автограф.
Опубликовано: ЧОИДР. 1859. Кн. 1. С. 163–167 (в сокращении).
№ 6. Указ генерал-фельдмаршала графа Б.П. Шереметева малороссийскому народу о поставках в русскую армию продовольствия по настоящей цене, с обещанием наказания виновным в обидах и разорениях местного населения
1708 г. октября, [не позднее 6]
Российский государственный архив древних актов
Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 64. Л. 2. Рукописный формуляр.
Опубликовано: Красный архив. 1939. Т. 4 (95). С. 158.
№ 7. Универсал Королевского воинского комиссариата малороссийским жителям, с объяснением причин вступления шведских войск на Украину, требованием не оказывать сопротивление и не прятать пожитки и обещанием защиты и вольностей
1708 г. октября 7/8
Российский государственный архив древних актов
Ф. 96. Оп. 1. 1708 г. Д. 5. Л. 1–2. Подлинник. На л. 2 внизу сургучная печать под бумажной кустодией.
Копия: Там же. Л. 3–4.
№ 8. Письмо графа Г.И. Головкина Петру I об отказе гетмана И.С. Мазепы удаляться от Украины и приходе шведов к Старому Почепу
1708 г. октября 10
Российский государственный архив древних актов
Ф. 9. Отд. II. Кн. 8. Л. 523–524 об. Подлинник. Подпись от «Раб» до «Головкин» – автограф.
Опубликовано: ПиБ ПВ. Т. 8. Вып. 2. С. 821–822.
№ 9. Письмо генерала князя А.Д. Меншикова Петру I о мерах по фуражированию армии, доставке денежной казны, с мнением об отмене указа гетману И.С. Мазепе следовать к Стародубу
1708 г. октября 10
Российский государственный архив древних актов
Ф. 9. Оп. 5. Д. 1. Ч. 2. Л. 431–432, 437. Подлинник. Подпись – автограф. На л. 431 вверху справа помета «Нум[ор] 5».
Опубликовано: ПиБ ПВ. Т. 8. Вып. 2. С. 830–831.
№ 10. Письмо гетмана И.С. Мазепы Петру I c поздравлением по случаю победы при Лесной, об устроенных им торжествах
1708 г. октября 11
Российский государственный архив древних актов
Ф. 9. Оп. 5. Д. 1. Ч. 3. Л. 489–490. Подлинник. Подпись от «и слуга» до «гетман» – автограф.
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- …
- следующая ›
- последняя »
О Мазепе — профессор Георгий Петрович Федотов
профессор Георгий Петрович Федотов
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf11Мб
Украинская проблема имеет для России бесконечно более глубокое значение, чем все другие национальные проблемы. Это вопрос не только о политическом составе России, о ее границах, но и о ее духовном бытии. Ведь, в конце концов, – за всеми перипетиями текущей политики, за переменным счастьем войн и революций, украинский вопрос решается тем, каково будет русское национальное сознание. Сохранится ли оно как общерусское, или распадется навсегда на два (или может быть и более?) русла: великорусское и украинское?
Энергично борясь за целость России, за сохранение ее территории, мы должны понимать, что главная арена борьбы не здесь. Насильно мил не будешь. Если поколения украинской молодежи будут воспитывать в ненависти к России и ее культуре, то ничто не удержит их в общем русском доме, как бы свободна и легка ни была в нем жизнь, как бы крепки ни были его стены. Нации рождаются на наших глазах. Настоящая эпоха особенно благоприятна рождению наций благодаря небывалому значению интеллигенции и сознательных, рациональных факторов в современной культуре.
Мы уже проглядели явление такого крупного порядка, как создание украинского литературного языка из народного говора, каким он был всегда для русской интеллигенции. Можно горько жалеть о том, что цензурные преследования отбросили в Галицию украинское культурное движение и что не Киев, а Львов стал колыбелью нового славянского языка. Но теперь это уже непоправимо. Приходится брать украинский язык таким, каков он есть, т. е. полупольским, и относиться к нему с полной серьезностью и уважением.
Русская интеллигенция в прошлом и настоящем несет один грех перед украинским возрождением: она его не замечала. Национальный вопрос вообще лежал вне ее поля зрения. Наше невежество во всем, что касается прошлого Украины, и сейчас поразительно. Отсюда неизбежны неосторожность и даже грубость в трактовке нами украинских вопросов, – очень опасные для будущего.
Если мы хотим навсегда остаться братски связанными с южнорусским или украинским народом, мы должны принять на себя, в свою собственную культуру, всю его национальную традицию как традицию русскую. В этом глубокое отличие украинства от всякой иной национальной проблемы на территории России. С грузинами, с татарами мы встречаемся как люди разных национальностей, лишенные возможности общения с ними в самых интимных («материнских») элементах их культуры. С украинцами это интимное общение возможно: их живые народные говоры, их песни, их исторические предания нам не чужды. Мы всегда любили Украину несколько романтической любовью, как свое, русское, и притом самое живописное, красочное и сказочное в русском. У нас с украинцами общая любовь. И если национальные традиции строятся, в конечном счете, на общей любви, а не на общей ненависти, у нас есть надежда на забвение политических обид.
Нацию создает не один язык, но и общность исторических воспоминаний. Понимая это, вожаки современного украинского движения стремятся оторвать Киев от истории России, отдать его культуру не существовавшему до XIV-XV веков, «украинскому» народу. В этом основная ложь нового украинского национализма, и здесь наша победа над ним (не полемическая, а положительная) всего легче. Кто может вырвать киевские летописи и «Слово о полку Игореве» из русской традиции? Есть ли у нас, у великороссов – до самого последнего времени, до Пушкина, что-нибудь более дорогое? Не отказываясь от нашей московской страды, мы не отрываем Москвы от Киева, и никогда, ни на один момент в нашей истории не отрывали. С XVII века начинается сильное и плодотворное влияние Малороссии на русскую культуру, особенно церковную. Наша школа XVII-XVIII веков, наш литературный язык (ломоносовский) более киевского, чем московского происхождения. Преобладание украинцев в русской Церкви чувствуется до XIX века. А там пришел Гоголь и сделал малорусские степи и южный фольклор для большинства из нас более родным, чем великорусский забытый север.
Остается средневековье, польско-литовская Украина, которой мы, великороссы, не знаем, – и в этом наше горе. Века героической борьбы за сохранение русской народности и православной веры, перед которой мы преклоняемся, но которая не была еще достаточно освоена общерусским историческим сознанием.
А между тем именно в эти польско-литовские века совершилось этнографическое расхождение русской народности, совершилось рождение «украинства». Мы не можем смотреть на судьбы южнорусского населения исключительно с московской точки зрения. Москва еще не Россия, даже не вся Русь, хотя ей и выпала задача объединения Руси. И в этом суровом деле объединения она совершила немало грехов против своих младших братьев. Она игнорировала их опыт, не менее ее тяжкий и героический. Она наносила болезненные раны их национальному чувству, которые не зажили доселе.
Вот положительная задача для русской интеллигенции: рецепция украинской традиции в традицию общерусскую. Здесь нам придется пересмотреть много традиционных взглядов, отрешиться от многих предрассудков. Так, в числе прочего, придется амнистировать Мазепу. Нельзя смотреть на Мазепу как на демонического героя «Полтавы». Его заслуги, хотя бы перед культурой Украины (т. е. России), его великолепные киевские церкви требуют амнистии его политической ошибки. Ведь не судим мы князя Курбского за измену. Современная Британия давно уже приняла в свой Пантеон шотландских героев, боровшихся против Англии столько веков. Британия не Англия, а нечто высшее. Россия не Московия, и даже не Петербургская Империя. Было бы величайшей опасностью для единства России, если бы мы подняли перчатку, брошенную украинцами и продолжили сейчас историческую борьбу Москвы и Киева – заглохшую столетия тому назад. Надо преодолеть двойственность исторической традиции. Надо включить в храм русской славы все то, что любит и чем гордится Украина, – все, кроме новейших политических сепаратистов. Конфликты прошлого даже трагическую борьбу мы должны воспринимать как совершившееся внутри России – как борьбу Грозного с боярством или западников со славянофилами.
Нелегко говорить об этом в те дни, когда тень Мазепы витает над германо-украинскими (увы, и русскими) полками, собирающимися для дележа России. Но ведь и хоругвь Александра Невского поднимается Сталиным. Надо положить конец политической спекуляции на общенациональном достоянии. Всякой политике надо знать свое место. «Политизация» убивает культуру. Политизация может убить и государство.
Источник: Собрание сочинений : в 12 томах / Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. — Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-. / Т. 7: Статьи из журналов «Новая Россия», «Новый Град», «Современные записки», «Православное дело», из альманаха «Круг», «Владимирского сборника». — 2014. — 486 с. / О Мазепе. 197-200 с. ISBN 978-5-905999-43-7
Поэма лорда Байрона, вдохновившая Листа : Интерлюдия
Морин Бужа 4 апреля 2022 г.
Теги: Лист Романтическое письмо. На основе произведения ставились пьесы, музыкальные произведения, оперы, романы, даже цирковые представления.
Поэма рассказывает легенду об Иване Мазепе (1639-1709). Мазепа влюбляется в польскую графиню. Когда ее муж обнаруживает их, он привязывает обнаженного героя к дикой лошади и отпускает ее, чтобы забрать заблудшего любовника на Украину, на его родину. Большая часть стихотворения посвящена терпению и страданиям Мазепы, пытающегося освободиться. История рассказана в воспоминаниях Мазепы королю Швеции Карлу XII после поражения русских войск. Царь восхищается мастерством Мазепы в обращении с лошадьми, и Мазепа рассказывает ему, как он научился искусству верховой езды.
Жерико: Мазепа , ок. 1823
Поэма Байрона использовала биографию Вольтера о Карле XII (1731 г.) в качестве источника для истории, но история, похоже, была в обращении еще до того, как Вольтер взялся за нее. Байрон написал свою поэму в 1818-1819 годах, и она была описана как баланс между «сильными эмоциями и легкой иронией». Брайон представляет историю, но не указывает, считает ли он Мазепу героем или нет. Одни находят рассказ Мазепы перекликающимся с тем, что рассказывают о своей юности надоедливые старики, другие находят рассказ о дикой скачке точкой превращения Мазепы из беспечного любовника в человека, умеющего контролировать свои страсти.
Франц Лист (1858 г.)
Эта история была подхвачена французским писателем Виктором Гюго в его сборнике стихов о свободе Les Orientales (Востоки), где он делит историю на две части: первая — это история Мазепа и конь, на котором он едет до самой смерти, а вторая часть — о его духовном процессе возвращения к жизни. Последнее воспринимается как аллегория поиска творческой жизни.
Для художников, столкнувшихся с его историей, она послужила источником вдохновения. Художники романтического периода часто изображали лошадей в качестве сюжетов, а история Мазепы была взята Ференцем Листом в качестве темы для его одноименной симфонической поэмы.
Оскар Фрид (слева) в 1928 году на праздновании дня рождения Мориса Равеля, к которому присоединились певица Эва Готье, композитор и скрипач Маноа Лейде-Тедеско, Джордж Гершвин справа и Равель за фортепиано.
Он начал с этюда в 1826 году, создав расширенную версию в 1840 году, которая позже была переделана в 1851 году и стала четвертым из его этюдов исполнения . Когда он создал симфоническую поэму в 1854 году, он переработал коду, чтобы она не имела такого резкого конца. Он хотел показать Мазепу, который «падает как мертвый, но поднимается, чтобы стать великим вождем людей».0009 March Héroïque , чтобы довести историю до воодушевляющего финала.
Франц Лист: Мазепа, S. 100
Немецкий дирижер Оскар Фрид руководит Берлинской филармонией в этой записи, сделанной в Берлине в 1928 году. Фрид (1871-1941) был известным дирижером произведений Малера. Он познакомился с Малером в 1905 году в Вене и вскоре после этого руководил вторым полным исполнением симфонии Малера « Воскресение » в Берлине. В 1920 году он исполнил (почти) полный цикл Малера в Вене, пропустив только Симфонию № 8, которую он, по-видимому, никогда не дирижировал.
исполнен
Оскар Фрид
Оркестр Королевского филармонического общества
, записанный в 1928
Официальный веб-сайт
. Спартак | Газета «День» Историк Сергей Павленко о том, почему так живучи мифы о гетмане и как их развенчать
19 мая, 10:24
ПО СОЗНАНИЮ АКАДЕМИКОВ, ЭТО ОДИН ИЗ РЕДКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ГЕТЬМАНА ДАНИЛА ГАЛЯХОВСКОГО, КОТОРЫЙ СОХРАНИЛ. ФРАГМЕНТ КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ 1708 ТЕЗИСЫ / Фото с сайта MAZEPA.NAMEПоделиться:
Памятник Ивану Мазепе был открыт 7 мая в Полтаве после почти восьмилетней борьбы и волокиты, в которых участвовали Президент Украины и Патриарх Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат) Филарет. Комментируя это событие, полтавские историки рассказали «Дню», что знания о гетмане, а значит, и отношение к нему в широких массах за последние годы существенно улучшились. В то же время депутат Полтавского горсовета Юлиан Матвийчук подчеркнул: «Пророссийские элементы сейчас не проявляют своих настроений ни в публичных выступлениях, ни в СМИ. Вместо этого они выражают свою неприязнь ко всему украинскому прямыми действиями, включая взрывы, как это было 4 мая. Это только начало. Думаю, памятник тоже будут обливать краской и бриллиантовым зеленым». Событие не только вызвало одобрение в соцсетях, но и всколыхнуло весь «ил» имперских и советских мифов об Иване Мазепе, хотя «День» последовательно развенчивает эти мифы и раскрывает малоизвестные эпизоды из жизни гетмана на протяжении многих лет. почти 20 лет в рубрике «Украина инкогнита» и в книгах своей библиотеки. Более того, наше издание и Национальный музей истории Украины объявили 2009 годГод Ивана Мазепы.
Известный историк, исследователь Мазепы, главный редактор научного журнала «Северянские летописи» Сергей ПАВЛЕНКО рассказал «Дню», почему некоторые фальсификации до сих пор остаются очень живучими и какие публикации могут помочь их разоблачению. Далее следует его текст.
«ДО СЕГОДНЯ ГЕТЬМАН ДОСТУПНО ИЗОБРАЖЕН ЛИШЬ В НЕСКОЛЬКИХ УКРАИНСКИХ ИЗДАНИЯХ»
«Я сейчас глубоко поглощен дебатами в Facebook. Событие вызвало сомнение даже у некоторых уважаемых людей: «Почему опять этот Мазепа? Он неподходящая фигура для Украины, предатель, лжесвидетель». О Мазепе очень много мифов. Говорят, что он дал взятку за гетманство, что не соответствует действительности, и подписал невыгодные Коломацкие статьи. Но те, кто это утверждает, не знают, в каких условиях проходили выборы Коломака 1687 года. Его обвиняют в том, что он был единственным, кому было позволено покупать землю «на территории России». и Петра I следующее: «Отец Мазепы заболел, так что он пошел домой в Белоцерковку из Варшавы… Он предал царя! Дорошенко отправил Мазепу в Крым для переговоров — посланника перехватили в Сечи и передали Левобережному гетману Ивану Самойловичу… Он предал Дорошенко! В 1707 году Петр принял решение о создании Киевской губернии на базе Гетманщины. Он заставил Мазепу признать этот факт. Мазепа не хотел быть губернатором! Он предал».
«Очень немногие из широкой публики когда-либо читали современные исследования, в том числе монографии. Мы видели много переизданий произведений Николая Костомарова, создающих отрицательный образ Мазепы. Костомаров был хорошим историком, но слепо доверял некоторым документам и делал вывод, что это отрицательная фигура. Между прочим, я взялся за тему Мазепы именно потому, что не поверил Костомарову. И когда я присмотрелся ко всякого рода обвинениям, то нашел ряд опубликованных документов, опровергающих всю чепуху о гетмане.
«К сожалению, многие российские авторы XIX-начала XX века, а также перевод Мазепы шведского историка Альфреда Йенсена были переизданы в 1990-е годы. Все это — сборник книг Дмитрия Бантыш-Каменского и Костомарова, в которых гетманская деятельность рассматривается смутно. К сожалению, «Иван Мазепа» Богдана Кентржинского, очень серьезное произведение, изданное в Швеции в 1962 году, было для нас недоступно до тех пор, пока три года назад «Темпора» не опубликовала его в прекрасном переводе Олега Короля. Эта книга, дающая действительно глубокий анализ и беспристрастный взгляд на гетмана без всяких «измов», оставила далеко позади наших мазепинских исследователей, но, к сожалению, дошла до нас только сейчас.
«Многие считают героиней российского историка Татьяну Таирову-Яковлеву. Я также говорю, что Татьяна заслуживает похвалы, потому что она делает в России то, что никто другой не делает. Там есть исследователи, такие как Владимир Артамонов, которые упорно цепляются за старые шаблоны в оценке Мазепы и повторяют вековые мифы. Проблема в том, что таких людей в Украине тоже предостаточно. Читая их произведения, можно заметить, что автор читал Костомарова и Бантыш-Каменского, но поленился прочесть что-то еще, и в результате каждая новая «История Украины» продолжает повторять всякие ляпы о Мазепе (а жестокий крепостник, подписавший предательский договор с польским королем Станиславом Лещинским, народ его не поддержал и т. д.).
«Мазепа пока адекватно представлен лишь в нескольких украинских изданиях. Но, к счастью, есть сайт www.mazepa.name, на котором я разместил свои основные работы, направленные в основном на развенчание этих мифов [например, «Близкое окружение гетмана Мазепы: Последователи и прихвостни»; «Иван Мазепа как строитель украинской культуры»; «Восстание Мазепы: мифы и реалии, исторические и документальные очерки» и др. – Ред.].
«Кстати, в Википедии тоже есть нелицеприятные статьи на эту тему, и человек, положительно относящийся к Мазепе, найдет там нужную информацию. Что касается школьного обучения, некоторые историки консультировались со мной по поводу того, как выделить некоторые моменты, за что я им благодарен. Но я бы хотел, чтобы издавалось больше беспристрастных книг».
«ЧИСЛО СМЕРТЕЙ ЛЮДЕЙ, ПОДДЕРЖИВАВШИХ ГЕТЬМАНА И ЕГО ИДЕЮ В 1708-09 ГОДАХ, СОСТАВИЛО ПОЧТИ 30 000»
«Кто-то высказал сомнение в отношении Мазепы: «Почему мы должны воспитывать подрастающее поколение только на примере людей, которые имели трагическую судьбу и были неудачниками? Были и успешные личности!». В связи с этим я должен сказать следующее. Например, Спартак поднял восстание, которое было подавлено. Но это было восстание раба, ставшего свободным. Он был убит, но сбросил кандалы. То же самое и с Мазепой – он восстал с большой надеждой завоевать свободу для Украины. Дело было в том, что когда Карл XII вступил на территорию Беларуси, Петр I лишил гетмана почти всех его полков и увел их с Украины. Хитрый Мазепа сказал, что народ бунтует и, следовательно, казачьи полки должны оставаться под его командованием. Но почти все войска были отправлены в район Стародуба, а затем в Польшу. На самом деле в распоряжении Мазепы было около 7-8 тысяч казаков, добровольцев и наемников. Сознавая это, он и его старшие офицеры все же решили идти в бой, потому что, как писали потом в своих документах, другого шанса начать эту революцию у них не было. Они проиграли, но их героизм был подобен героизму солдата, атакующего танк с гранатой в руке. Они бросили вызов Российской империи и ее стремлению покончить с казачьей автономией.
Это был мужественный и героический шаг. Вот за что мы должны чтить Мазепу и его соратников. Я был поражен, когда подсчитал потери людей Мазепы: число погибших запорожских казаков, мещан и крестьян, поддержавших гетмана и его идею в 1708-09 гг.было почти 30000! Эти цифры долгое время держались от нас в тайне, ибо были неблагоприятны для имперской российской историографии.
Фото с сайта MAZEPA.NAME
«А сложилась бы судьба Мазепы, если бы он склонил голову? На мой взгляд, нас сейчас вообще не интересовала бы его личность. Он жил бы обычной жизнью лакея, киевского губернатора или что-то в этом роде».
«ГЕТЬМАН НЕ ПИСАЛА ПИСЬМО О ПРЕДАТЕ КАРЛУ XII»
«Мисс. У нас с Таировой-Яковлевой есть очень принципиальный момент разногласий в оценке гетмана. Уважает и высоко ценит, но… не считает его патриотом. Она утверждает, что он был человеком своего времени, у которого были некоторые слабости. Вот важный исторический момент: когда на Украину пришла армия Карла XII, русские захватили Батурин. Вслед за этим Даниил Апостол отправился к Петру I с письмами, в которых Мазепа якобы каялся: «Я приведу к вам Карла XII, если только вы меня пощадите».века Бантыш-Каменским. Таирова-Яковлева считает, что так оно и было. Доктор исторических наук Тарас Чухлиб также разделяет мнение, что Мазепа был способен на такой позорный поступок, как привести шведского короля в лагерь Петра I. Этому эпизоду я посвящаю большую главу только что законченной книги «Армия Карла XII на Северной Украине». Во-первых, я нашел в архиве оригиналы, которые отмечены как «подложные письма канцлера». Другими словами, эти документы были сфабрикованы, чтобы настроить Карла XII против Мазепы. Может быть, когда Бантыш-Каменский готовил письма к печати, то ли он намеренно не опубликовал эту заметку, то ли ее заблокировала цензура. Потом я проследил маршрут Апостола: он ехал в сторону, противоположную Петру I! Такое важное письмо… вернулось домой. Нашел в архиве и такой важный документ, как протоколы допросов пленных старших казачьих старшин.
Говорили, что у луженского полковника Дмитрия Зеленского умерла дочь, и Апостол сопровождал его на похороны. Так как Лубны и Сорочинцы были рядом, Апостол решил вечером заехать домой, но оказалось, что Сорочинцы занял русский полк и вместо отдыха он попал в плен. Апостол долгое время хранился в Сорочинцах. После допроса он просил царя о помиловании. Потом эти письма вдруг всплыли через месяц. Другими словами, это особая провокационная выдумка. Также есть масса других деталей. Мазепа не был таким человеком, каким его считают некоторые исследователи. Это очень важная деталь. Такого греха Мазепа никогда не совершал».
«ДИВЕРСИИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ПРЕДСТАВИЛИ КАК «НАРОДНУЮ ВОЙНУ»»
«Моя книга «Микротопонимы Черниговско-Северской области» вышла в 2013 году. Я побывал в сотнях сел и не собирался писать о Мазепе. Но очень часто, когда я въезжал в деревню, мне говорили: «У нас шведская могила». Я думал, что это просто скифские курганы. Но мне рассказывали о шведских могилах в 50 деревнях. По тому, как я описал эти самые микротопонимы, я понял, что речь идет о чем-то серьезном. Я стал «копаться», переводчики предложили мне много шведских источников, и я понял, что здесь маршировала не только армия. Многие шведы, воевавшие здесь, были ранены, взяты в плен и остались здесь после плена. Например, только в Чернигове было 500 военнопленных. Я даже нашел потомков пленных шведов. Когда я записывала микротопонимы в селе Яворцы, я спросила у женщины, как ее зовут. Она сказала: «Маун. Дедушка сказал, что мы произошли от пленных шведов». Есть даже село Шведчина. Каролеанцы оставили свой след в названиях долин и поселений (Шведовщина, Переход, Золотой Ров, Шведский Родник, Шведский Городок и др.).
«При просмотре источников видно, как обманывали русские историки: допустим, каролеанцы захватили где-то 900 лошадей, а они пишут, «цитируя» шведские источники, что убили 900 мирных жителей. В.Е. Шутой даже написал монографию о «народной войне» 1708–1709 годов. Когда я просмотрел исходники, мне стало смешно. На самом деле в села Улыбка и Веприк, а также в Полтаву и Сорочинцы для участия в боях приходили русские полки, но сверхидеологизированная литература утверждает, что оборонялось местное население. Даже известный историк Александр Охлоблин, прочитав все это, писал о «партизанской войне» против шведов. В действительности же Петр I посылал в шведские казармы десятки диверсионных отрядов русской армии, состоявших, в том числе, из донских казаков и калмыков. Об этом подробно рассказывает российский историк Сергей Иванюк в монографии, которая скоро будет опубликована.
«Кстати, многие политики и прочие люди предостерегают от «разгребания старого пепла». Но что делать, если историческая правда была залакирована, а каждый эпизод и событие фальсифицированы? Подсчитывая ежедневные потери шведов, я разоблачал страшную мистификацию: «приукрашивая» свой успех в Полтавской битве, Петр I поручил дьякам записывать, что она унесла жизни 9300 шведов и 1344 русских, тогда как каролеанцы имел около 21 000–22 000 солдат накануне сражения (эта цифра встречается в мемуарах Джеймса Джеффриса, английского посланника к королю, принимавшего участие в походе), при 19655 солдат взяты в плен и около 2000 бежали вместе с Карлом XII.
«Или взять так называемую Глуховскую Раду, созванную Петром I в начале ноября 1708 г. для избрания нового гетмана вместо Мазепы. Историки много пишут о его сценарии, но все забывают одну деталь: сколько старших офицеров принимало в нем участие? В реальных условиях гетмана избирали от 20 до 30 человек (до 15 полковых старшин, два полковника и два действующих полковника, стоявших среди русских полков, и часть казаков Глуховской сотни). Но в Гетманщине было 10 казачьих полков, 10 добровольческих полков и Запорожская Сечь… То есть Петр I создал в тот далекий период некую структуру для манипулирования украинцами, как это сделал сейчас Путин в виде «ДНР» и «ЛНР».
СИМВОЛИЧЕСКИЙ, А НЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
«Мне очень приятно, что в Полтаве наконец открыли памятник. Это веха и напоминание всему – украинскому, русскому и зарубежному – сообществу о том, кем на самом деле был Мазепа. Единственная моя критика в том, что и черниговские, и полтавские скульпторы создали какие-то символические фигуры, которые можно «привязать» к любому гетману.