Мы живем, под собою не чуя страны… — Мандельштам. Полный текст стихотворения — Мы живем, под собою не чуя страны…
Литература
Каталог стихотворений
Осип Мандельштам — стихи
Осип Мандельштам
Мы живем, под собою не чуя страны…
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
1933 г.
О родине
Сатирические
Стихи Осипа Мандельштама – О родине
Стихи Осипа Мандельштама – Сатирические
Другие стихи этого автора
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Серебряный век
Бессонница. Гомер. Тугие паруса…
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Серебряный век
Нежнее нежного
Нежнее нежного
Лицо твоё,
Серебряный век
За гремучую доблесть грядущих веков…
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Серебряный век
Сохрани мою речь навсегда…
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Серебряный век
Возьми на радость из моих ладоней…
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Серебряный век
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Стихи Осипа Мандельштама о любви. Читать любовные стихотворения Осипа Мандельштама на портале «Культура.РФ»
Литература
Каталог стихотворений
Осип Мандельштам — стихи
О любви
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. За одно из стихотворений поэта дважды репрессировали. Последнюю ссылку — на Дальний Восток — Осип Мандельштам не пережил.
Подробнее
Публикация
Тест: угадайте писателя по домашнему интерьеру
Рассматриваем кабинеты Пушкина, Тургенева и Чехова
Подборка
Книги о любви от приложения «НЭБ Свет»
«Алые паруса», «Руслан и Людмила», «Драма на охоте» и другие романтические истории
Публикация
Литературные дома Петербурга
Где Белинский благословил Достоевского и как жители творческих коммуналок проводили вечера
Публикация
Первые профессии русских писателей
Из посредственных чиновников и инженеров — в знаменитые литераторы
Публикация
Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков
Школьная литература в аудиоформате
Подборка
10 тестов по русской литературе для школьников и их родителей
Проверьте, кто из вас успешнее справится с заданиями
Все теги
О жизни
О природе
О любви
О родине
О женщине
О войне
О свободе
О весне
О детях
Романтические
Серебряный век
Философские
Осип
Мандельштам
Бессонница. Гомер. Тугие паруса…
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
О любви
Осип
Мандельштам
Нежнее нежного
Нежнее нежного
Лицо твоё,
О любви
Осип
Мандельштам
Возьми на радость из моих ладоней…
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
О любви
Осип
Мандельштам
Я ненавижу свет…
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
О любви
Осип
Мандельштам
Невыразимая печаль
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,—
О любви
Осип
Мандельштам
За то, что я руки твои не сумел удержать…
За то, что я руки твои не сумел удержать,
За то, что я предал соленые нежные губы,
О любви
Осип
Мандельштам
Tristia (Я изучил науку расставанья)
Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных.
О любви
Осип
Мандельштам
О свободе небывалой…
О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
О любви
Осип
Мандельштам
Я наравне с другими хочу тебе служить
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
О любви
Осип
Мандельштам
Не спрашивай, ты знаешь
Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна
О любви
Осип
Мандельштам
Я вздрагиваю от холода…
Я вздрагиваю от холода —
Мне хочется онеметь!
О любви
Осип
Мандельштам
Золотистого меда струя из бутылки текла…
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
О любви
Осип
Мандельштам
Мастерица виноватых взоров…
Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
О любви
Осип
Мандельштам
Кинематограф
Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
О любви
Осип
Мандельштам
Твоим узким плечам
Твоим узким плечам под бичами краснеть,
Под бичами краснеть, на морозе гореть.
О любви
Осип
Мандельштам
Не веря воскресенья чуду…
Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
О любви
Осип
Мандельштам
Жизнь упала, как зарница…
Жизнь упала, как зарница,
Как в стакан воды ресница.
О любви
Осип
Мандельштам
Кассандре
Я не искал в цветущие мгновенья
Твоих, Кассандра, губ, твоих, Кассандра, глаз,
О любви
Осип
Мандельштам
Твоя весёлая нежность
Твоя весёлая нежность
Смутила меня:
О любви
Осип
Мандельштам
Из полутемной залы, вдруг…
Из полутемной залы, вдруг,
Ты выскользнула в легкой шали –
О любви
Осип
Мандельштам
Я в хоровод теней
Я в хоровод теней, топтавших нежный луг,
С певучим именем вмешался,
О любви
Осип
Мандельштам
Соломинка
Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне
И ждешь, бессонная, чтоб, важен и высок,
О любви
Осип
Мандельштам
Твоё чудесное произношенье
Твоё чудесное произношенье —
Горячий посвист хищных птиц;
О любви
Осип
Мандельштам
И поныне на Афоне…
И поныне на Афоне
Древо чудное растет,
О любви
Осип
Мандельштам
На влажный камень возведённый
На влажный камень возведённый,
Амур, печальный и нагой,
О любви
Осип
Мандельштам
Как этих покрывал и этого убора…
— Как этих покрывал и этого убора
Мне пышность тяжела средь моего позора!
О любви
Биографии
Валентин
Катаев
Драматург
Писатель
Поэт
Российская империя
Антон
Дельвиг
Издатель
Поэт
Российская империя
Давид
Бурлюк
Художник
Поэт
Российская империя
Расул
Гамзатов
Общественный деятель
Поэт
Публицист
СССР
Александр
Вертинский
Поэт
Исполнитель
Российская империя
Борис
Рыжий
СССР
Алексей
Толстой
Писатель
Поэт
Российская империя
Евгений
Евтушенко
Общественный деятель
Режиссер
Сценарист
Писатель
Поэт
СССР
Андрей
Белый
Писатель
Поэт
Российская империя
Александр
Грин
Писатель
Поэт
Российская империя
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Осип Эмильевич Мандельштам | Русский поэт
- Год рождения:
- 15 января 1891 г. Варшава Польша
- Умер:
- 27 декабря 1938 года? возле Владивостока Россия
- Механизм/стиль:
- Акмеисты
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Осип Эмильевич Мандельштам , Мандельштам также пишется Мандельштам , (род. 3 января [15 января по новому стилю] 1891, Варшава, Польша, Российская империя [ныне в Польше] — умер 27 декабря 1938, Вторая Речка транзитом лагерь, недалеко от Владивостока, Россия, СССР [сейчас в России]), крупнейший русский поэт, прозаик и литературный публицист. Большинство его работ не публиковались в Советском Союзе в эпоху Иосифа Сталина (1929–1953) и были почти неизвестны поколениям российских читателей до середины XIX века.60-е годы.
Мандельштам вырос в Санкт-Петербурге в еврейской семье, принадлежащей к верхушке среднего класса. Его отец был торговцем кожей, который отказался от раввинского образования ради светского образования в Германии, а его мать была образованным представителем русской интеллигенции. После окончания в 1907 году элитного частного Тенишевского училища и неудачной попытки вступить в эсер-террористическую организацию Мандельштам отправился во Францию учиться в Сорбонне, а затем в Германию, чтобы поступить в Гейдельбергский университет. После возвращения в Россию в 1911 г. он обратился в христианство (крещен финскими методистами) и, таким образом, освобожденный от еврейской квоты, продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Он покинул его в 1915 году, не получив ученой степени.
Викторина «Британника»
Любимая литература: правда или вымысел?
Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.
Первые его стихи появились в петербургском журнале Аполлон («Аполлон») в 1910. В ответ на ранние футуристские манифесты Мандельштам вместе с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой и Сергеем Городецким основал акмеистическую школу поэзии, попытку систематизировать поэтическую практику нового поколения петербургских поэтов. Они отвергали расплывчатый мистицизм русского символизма и требовали ясности и конкретности изображения, четкости формы и смысла в сочетании с широкой эрудицией (охватывающей античность и европейскую историю, особенно культурную, включая искусство и религию). Свое поэтическое кредо Мандельштам изложил в своем манифесте 9.0041 Утро Акмеизма (написано в 1913 г., опубликовано в 1919 г.; «Утро акмеизма»).
В 1913 году его отец финансировал публикацию его первого тонкого сборника стихов Kamen ( Stone ), за которым в 1916 и 1923 годах последовали более крупные тома с тем же названием. Название было символом акмеистов: и особенно Мандельштама — отождествление с культурной сущностью Санкт-Петербурга, классической традицией западноевропейской цивилизации и архитектурным выражением его духовного и политического наследия. Первые два выпуска Камень (1913 и 1916) сделал Мандельштама полноправным членом славной когорты русских поэтов. Его последующие сборники — Вторая книга (1925; «Книга вторая»), представляющие собой переименованное, исправленное издание Тристия (1922) и Стихотворения (1928; «Стихотворения»), — снискали ему репутацию ведущего поэт своего поколения.
Не желая служить рупором политической пропаганды (в отличие от Владимира Маяковского), Мандельштам считал «диалог со своим временем» нравственным императивом поэта.
На Первую мировую войну и революцию он откликнулся серией историко-философских медитативных стихотворений, являющихся одними из лучших и глубоких в корпусе русской гражданской поэзии. По темпераменту и убеждениям сторонник партии эсеров приветствовал крах старого режима в 1917 и выступал против захвата власти большевиками. Однако его опыт во время Гражданской войны в России (1918–1920) не оставлял сомнений в том, что ему не место в Белом движении. Как русский поэт, он чувствовал, что должен разделить судьбу своей страны, и не мог выбрать эмиграцию. Как и многие российские интеллектуалы того времени (сочувствующие движению «Смена ориентиров» или «попутчики»), он заключил мир с Советами, не отождествляя себя полностью с большевистскими методами или целями. Во время гражданской войны Мандельштам жил попеременно в Петрограде, Киеве, Крыму и Грузии при самых разных режимах. В 1922, после издания своего второго тома стиховGet a Подпишитесь на Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Отвернувшись от поэзии, Мандельштам создал одни из лучших мемуарных проз ХХ века ( Шум времени [ Шум времени ] и Феодосия [«Феодосия»], 1923) и небольшой экспериментальный роман (« Египецкая марка » [«Египетская марка»], 1928). В 1920-е годы он также опубликовал серию блестящих критических эссе («Конец романа», «Девятнадцатый век», «Барсучья нора: Александр Блок» и др. ). Вошедшие в сборник «О поэзии » (1928; «О поэзии»), эти очерки вместе с его «Разговор о Данте » (1932; «Разговор о Данте ») должны были оказать неизгладимое влияние на русское литературоведение (в частности, о Михаиле Бахтине и формалистах). Это были его последние книги, изданные в Советском Союзе при жизни.
Как и многие его коллеги-поэты и писатели, Мандельштам в 1920-е годы зарабатывал на жизнь художественными переводами. В 1929 году, в напряженной политизированной атмосфере сталинской революции, Мандельштам оказался втянутым в скандал с авторскими правами, который еще больше отдалил его от литературного истеблишмента. В ответ Мандельштам создал «
В 1930 году, благодаря все еще могущественному покровительству Бухарина, Мандельштам получил задание поехать в Армению, чтобы наблюдать и фиксировать ход пятилетнего плана. Результатом стало возвращение Мандельштама к поэзии (цикл «Армения» и последующие Московские тетради ) и Путешествие в Армению , мощный образец модернистской путевой прозы. Часть поэзии того периода, наряду с Путешествием , публиковалась в периодической печати. Очищенный от прежнего скандала, Мандельштам вернулся в Москву в качестве видного члена писательского сообщества, чему способствовало кратковременное потепление в культурной политике в 1932–34.
Однако самостоятельность Мандельштама, его отвращение к моральному компромиссу, чувство гражданской ответственности и ужас перед репрессиями против крестьянства поставили его на путь столкновения со сталинской партией-государством. В ноябре 1933 года Мандельштам написал жгучую эпиграмму на Сталина, которую впоследствии прочитал многим своим друзьям («Мы живем, не чувствуя страны под ногами»). Зная о растущей оппозиции Сталину внутри партии, которая достигла апогея в 1934 на XVII съезде партии (26 января — 10 февраля) Мандельштам надеялся, что его поэма станет городским фольклором и расширит базу антисталинской оппозиции. В поэме Мандельштам представляет Сталина как «убийцу крестьян» с червеобразными пальцами и тараканьими усами, который наслаждается массовыми пытками и казнями. По доносу кого-то из своего окружения Мандельштам был арестован за эпиграмму в мае 1934 года и отправлен в ссылку со сталинским приговором «изолировать, но защитить». Мягкий вердикт был продиктован стремлением Сталина привлечь на свою сторону интеллигенцию и улучшить свой имидж за границей, что соответствовало его политике проведения Первого съезда советских писателей (19 августа34).
Стресс от ареста, заключения и допросов, вынудивший Мандельштама разглашать имена друзей, слышавших от него декламацию стихотворения, привел к затяжному приступу душевной болезни. Находясь в больнице провинциального города Чердыни (на Урале), Мандельштам попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна, но выжил и был переведен в более гостеприимный город Воронеж. Там ему удалось частично восстановить душевное равновесие. Как ссыльному, которому была предоставлена высшая «защита», ему разрешили работать в местном театре и на радиостанции, но вынужденную изоляцию от среды он переносил все труднее.
Мандельштам загорелся идеей искупить свою обиду на Сталина и превратиться в нового советского человека. Этот воронежский период (1934–37) был, пожалуй, самым продуктивным в творчестве Мандельштама как поэта, дав три замечательных цикла: Воронежские тетради ( Воронежские тетради ), а также его самое длинное стихотворение «Ода Сталину». В некотором смысле кульминация «Воронежских тетрадей» «Ода Сталину» — это одновременно и блестящий пиндаровский панегирик своему мучителю, и христоподобная просьба к «отцу всех людей» пощадить крест. Сочиненный великим поэтом, он представляет собой уникальный памятник ментальному ужасу сталинизма и трагедии капитуляции интеллигенции перед насилием и идеологическим диктатом сталинского режима.В мае 1937 г., отбыв наказание, Мандельштам выехал из Воронежа, но, как бывший ссыльный, не получил прописки в радиусе 100 км от Москвы. Нищий, бездомный, страдающий астмой и сердечными заболеваниями, Мандельштам упорно пытался реабилитироваться, обходил квартиры писателей и офисы Союза писателей СССР, читал свою «Оду», умолял о работе и возвращении на родину. нормальная жизнь. Друзья поэта в Москве и Ленинграде взялись за сбор средств, чтобы спасти Мандельштамов от голодной смерти. 19 марта38 марта генеральный секретарь Союза писателей Владимир Ставский донес на Мандельштама начальнику охранки Николаю Ежову, как на человека, сеющего смуту в писательском сообществе. Обвинение включало в себя экспертную оценку творчества Мандельштама писателем Петром Павленко, который отмахивался от Мандельштама как от простого стихотворца, скупо восхваляя лишь несколько строк «Оды». Через месяц, 3 мая 1938 года, Мандельштам был арестован. Осужденный на пять лет ИТЛ за антисоветскую деятельность, скончался в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 19 года.38. «Ода» оставалась неизданной до 1976 года.
Пожалуй, больше, чем любой другой поэт своего поколения, за исключением Велимира Хлебникова, Мандельштам отличался полной преданностью своему призванию поэта-пророка и поэта-мученика. Без постоянного места жительства и постоянной работы, но с коротким перерывом в начале 1930-х годов, он жил жизнью архетипического поэта, раздавая рукописи своим друзьям и полагаясь на их воспоминания для «архивирования» своих неопубликованных стихов. В первую очередь благодаря усилиям его вдовы, умершей в 19 г.80 утрачено то немногое из поэзии Мандельштама; она поддерживала жизнь его произведений во время репрессий, запоминая их и собирая копии.
После смерти Сталина издание произведений Мандельштама на русском языке возобновилось, и первый том поэзии Мандельштама вышел в 1973 году. Но это было раннее американское двухтомное аннотированное издание Мандельштама Глеба Струве и Бориса Филиппова (1964), наряду с книгами воспоминаний Надежды Мандельштам, которые привлекли к творчеству поэта внимание новых поколений читателей, ученых и единомышленников. В России на рубеже XXI века Мандельштам оставался одним из самых цитируемых поэтов своего времени.
Григорий Фрейдин
Биография Осип Мандельштам | Русская поэзия
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) Великий современный русский поэт, публицист и переводчик родился в Варшаве в 1891 году. В 1897 году семья переехала в Санкт-Петербург. Он получил формальное образование в Тенишевском училище, частично в Сорбонне в Париже и в Гейдельбергском университете в Германии, но так и не получил ученой степени. Он прекрасно знал английский, французский и немецкий языки.
В Санкт-Петербурге посещал Проакадемию Вячеслава Иванова, Санкт-Петербургское философское общество. Позже он поступил в поэтическую школу акмеизма Гумилева, Гильдия поэтов . Его первые опубликованные стихи появились в августе 1910 года в Аполлон . Его первая книга стихов Stone вышла в 1913 году и сразу же принесла ему признание как одного из лучших талантов России.
Как писал Монас, «когда пришла русская революция, он встретил ее с определенными надеждами, не лишенными страха и опасения». В своей литературной прозе он рассуждал об отношении художника к обществу. После Шум времени (1922-23), четыре основных произведения Мандельштама в литературной прозе: Египетская марка (1927), Четвертая проза (1928-30), Путешествие в Армению (1931-32), и Разговор о Данте (весна-лето 1933). Как предположил Фрейдин, его отношение ко всему советскому проекту, включая роль Сталина в нем, было гораздо более сложным, чем это часто предполагалось, и не может быть сведено к романтическому представлению о поэте как о Давиде, постоянно сражающемся со своим Голиафом (Freidin 2001).
Во время Гражданской войны (1918-21) Мандельштам жил попеременно в Петрограде, Киеве, Крыму и Грузии при разных режимах. В 1922 году он опубликовал сборник стихов Tristia. Согласно Фрейдину, «поэзия Мандельштама, эрудированная, резонирующая с историческими аналогиями и классическими мифами, поставила его на периферию советского литературного истеблишмента» (Фрейдин 1987). Ему было очень трудно публиковаться и поддерживать себя в советском контексте.
В 1922 году поселился в Москве и женился на Надежде Яковлевне Хазиной, с которой познакомился в Киеве в 1919. В 1920-е годы, как и многие его коллеги-поэты и писатели, Мандельштам зарабатывал на жизнь художественными переводами. В 1929 г. его несправедливо обвинили в плагиате, и в напряженной, политизированной атмосфере сталинского террора ему запретили печатать. В 1930 году он написал стихотворение «Волк » (последняя строка добавлена в 1935 году), иллюстрирующее состояние интеллектуального, «звериного» характера современного существования в начале 1930-х годов. В литературе о Мандельштаме это стихотворение воспринимается как обвинительный акт времени. Метафоры волкодав (что не волк, а волкодав), «кровавые кости в колесе» соответствуют характеру изображаемых времен. По мнению некоторых литературоведов, череда мощных образов и метафор, ощущение смертельной опасности для поэта в «возрасте волкодава» вызывает в памяти события жизни Мандельштама конца 1920-х — начала 1930-х годов (Лекманов 2010). В этом стихотворении, как и во многих стихах Осипа Мандельштама, представлен образ жестокого, гнетущего и мучительного мира, ставшего невыносимым для поэта.
В 1933 году поэт написал эпиграмму на Сталина, которую впоследствии читал многим своим друзьям ( Мы живем, не чувствуя страны под ногами ). В стихотворении Сталин, «убийца крестьян, с червеобразными пальцами и тараканьими усами, наслаждается оптовыми пытками и казнями» (Фрейдин 2001). Эпиграмма достигла ушей Сталина, и Мандельштам был арестован в мае 1934 года. Это был его первый арест, закончившийся ссылкой (вместе с женой) в южный город Воронеж. Воронежские тетради , в которых собраны все его стихи с 1930 по 1937 год. Эти стихи сохранились в устной форме у жены Мандельштама — она запоминала каждое слово его стихов, когда было опасно брать перо в бумагу (Мандельштам 1970). Позже она опубликовала их под названием «Воронежские тетради ». В 1937 году Мандельштам был вторично арестован как «враг народа» и приговорен к пяти годам ГУЛАГа. Умер в пересыльном лагере под Владивостоком зимой 1938.
За тридцать лет его имя практически исчезло из печати в СССР. Осип Мандельштам был реабилитирован после смерти Сталина, и в 1974 году в Ленинграде вышел сборник его стихов. Надежда Мандельштам написала мемуары «Надежда против надежды », в которых рассказала о своих усилиях по защите, тиражированию и распространению запрещенной поэзии своего мужа.