О чем повести белкина пушкин: Александр Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Содержание

«Повести Белкина» краткое содержание повестей Пушкина – читать пересказ онлайн

10 мин.

Александр Пушкин

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3141.

Обновлено 21 Сентября, 2022

О произведении

Цикл «Повести Белкина» Пушкина был написан в 1830 году. В него вошли 5 повестей покойного Ивана Петровича Белкина – выдуманного персонажа, за именем которого скрывался сам Пушкин. Каждый рассказ цикла посвящен жизни представителей разных социальных слоев.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повестей Белкина» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повестей происходят в начале XIX века в разных уголках Российской империи.

Главные герои

  • Сильвио – меткий стрелок, в прошлом гусар, вспыльчивый, но благородный человек.
  • Марья Гавриловна – богатая невеста, романтическая девушка, пострадавшая из-за своего легкомыслия.
  • Адриан Прохоров – гробовщик, скаредный мужчина, который нередко обманывал своих клиентов.
  • Самсон Вырин – станционный смотритель, любящий и заботливый отец.
  • Лиза Муромская – юная барышня, большая выдумщица и проказница.
  • Алексей Берестов – образованный юноша, который превыше всего ценил искренность и простоту.

Другие персонажи

  • Граф – обидчик Сильвио, который с уважением относился к своему противнику.
  • Владимир – бедный прапорщик, несостоявшийся жених Марьи Гавриловны.
  • Бурмин – гусарский полковник, муж Марьи Гавриловны.
  • Шульц – немец-сапожник, сосед Прохорова, трудолюбивый и веселый мужчина.
  • Дуня – дочь Вырина, красивая, хозяйственная девушка.
  • Минский – гусар, похитивший Дуню.
  • Иван Петрович Берестов – толковый, рачительный помещик.
  • Григорий Иванович Муромский – барин-англоман, сосед Берестова.

Краткое содержание

Выстрел

Глава 1

В небольшом провинциальном местечке был расквартирован армейский полк. В компании молодых офицеров особенно выделялся мужчина «около тридцати пяти лет», которого все почитали стариком. Сильвио в прошлом был гусаром, и его «угрюмость, крутой нрав и злой язык» имели большое влияние на молодые неокрепшие умы. Он любил читать, но истинной его страстью была стрельба из пистолета.

Перед отъездом из местечка Сильвио рассказал свою историю одному из офицеров. Однажды он принял участие в дуэли. Его противник, молодой и надменный аристократ, во время поединка стал демонстративно есть черешню. Сильвио решил отомстить и оставил за собой право выстрела.

Узнав, что его соперник намерен жениться, он решил, что настало подходящее время для реванша.

Глава 2

Спустя несколько лет вышедший в отставку офицер узнал продолжение этой истории. Выяснилось, что Сильвио явился к графу, который только женился на прекрасной девушке. Узнав о намерении своего давнишнего противника, граф попросил его «выстрелить скорее, пока жена не воротилась». Они вновь кинули жребий. Граф промазал и попал в картину. Сильвио готов был уже отомстить своему обидчику, но этому помешало появление молодой супруги графа. Сильвио взглянул на простреленную «картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся».

Подробное краткое содержание «Выстрел»

.

Метель

Семнадцатилетняя Марья Гавриловна была завидной невестой: стройная, красивая, прекрасно образованная, но главное – богатая. Воспитанная «на французских романах», девушка влюбилась в бедного армейского прапорщика Владимира, гостившего по соседству. Узнав об этом, родители «запретили дочери о нем и думать».

Владимир предложил Марье Гавриловне тайно обвенчаться. Он был уверен, что родители девушки не устоят перед их чувством и обязательно простят за своеволие. Решение сбежать с возлюбленным далось Маше непросто – ее страшила мысль «навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь». В ночь побега началась сильная метель. Во дворе Марью Гавриловну ждал кучер Владимира, который должен был отвезти ее в церковь в соседнем селе.

Однако Владимир так и не появился в назначенный час – всю ночь он проплутал в метели и добрался до села только под утро, когда церковь была уже заперта.

В ту же ночь у Маши началась «сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба». Из ее бреда родители поняли, что она влюблена в соседа, и решили дать согласие на их брак. Они написали письмо Владимиру, но тот решительно отказался, «просил забыть о несчастном», а вскоре вернулся в армию и умер в битве под Бородиным.

После смерти отца за богатой невестой вовсю увивались женихи, но она «никому не подавала и малейшей надежды». Марье Гавриловне пришелся по сердцу только «раненый гусарский полковник Бурмин».

Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но Бурмин был вынужден признаться, что женат, хотя и не знает, кто его супруга. Он рассказал, что однажды в сильную метель сбился с пути, оказался в церкви, где по легкомыслию обвенчался с девушкой. Марья Гавриловна побледнела и призналась, что в ту ночь невестой была она.

Подробное краткое содержание «Метель».

Гробовщик

Гробовщик Адриан Прохоров осуществил свою заветную мечту, переехав из ветхой лачужки в новый желтый домик. Вскоре он получил приглашение от своего соседа-сапожника Шульца на годовщину свадьбы. Во время застолья кто-то предложил выпить за своих клиентов. Прохорову не понравилась идея пить «за здоровье своих мертвецов», и его настроение было испорчено.

Ночью гробовщик получил известие о смерти богатой клиентки и поспешил к ее дому. Уладив дела, Адриан вернулся и с ужасом заметил, что «комната полна была мертвецами». Они напомнили испуганному гробовщику о его жульничестве и кинулись на него. Прохоров, «оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа» и лишился чувств.

Утром Адриан узнал, что купчиха не собиралась умирать, и никто из покойников не приходил к нему в дом. Все это лишь приснилось гробовщику.

Подробное краткое содержание «Гробовщик».

Станционный смотритель

Во время путешествия рассказчик остановился на почтовой станции, где свел знакомство со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырнадцатилетней дочкой Дуней – писаной красавицей и большой умницей.

Спустя несколько лет судьба вновь привела рассказчика «на тот самый тракт, в те самые места». Дуни он уже не застал, и Вырин рассказал молодому человеку историю ее исчезновения.

На Дуню многие заглядывались, и подобное внимание очень льстило ее отцу. Однажды на станцию приехал молодой гусар, которого в тот же вечер свалила жестокая лихорадка. В течение нескольких дней Дуня неотлучно находилась возле больного, ухаживая за ним.

Когда «гусар совсем оправился», он тайком увез Дуню с собой. Узнав об этом, «старик не снес своего несчастия» и слег в горячке. Когда же он выздоровел, первым делом отправился в Петербург и отыскал похитителя – ротмистра Минского. Вырин надеялся вернуть «домой заблудшую овечку», но Минский заверил, что дочь его счастлива и ни в чем не нуждается. При виде отца Дуня упала в обморок, а Минский «вытолкнул его на лестницу».

Когда спустя время рассказчик вновь оказался на этой станции, он узнал, что старик Вырин умер, а на его могилу приезжала «прекрасная барыня» с тремя детьми.

Подробное краткое содержание «Станционный смотритель».

Барышня-крестьянка

После окончания учебы в родовое имение приехал Алексей – сын Ивана Петровича Берестова. Его появление вызвало настоящий переполох среди местных барышень. Не стала исключением и Лиза Муромская, которая захотела познакомиться с интересным соседом. Но это было невозможно – Берестов и Муромский находились в давней вражде.

Рассказ горничной Насти еще больше разжег любопытство барышни. Переодевшись крестьянкой, она пошла гулять в лес, где встретила молодого Берестова. Лиза представилась Акулиной, дочерью кузнеца. «Алексей был в восхищении» от Акулины, и вскоре молодые люди стали тайком встречаться.

Спустя время Берестов и Муромский помирились. Григорий Иванович пригласил соседей в гости, и Лиза была вынуждена сильно набелить лицо и представиться жеманницей, чтобы Алексей не узнал ее.

Когда же юноша узнал, что отец намерен женить его на соседской дочери, он решительно отказался – его сердце принадлежало крестьянке Акулине. Алексей отправился «к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться». Когда же он увидел Лизу без грима, он остолбенел – перед ним стояла его ненаглядная Акулина…

Подробное краткое содержание «Барышня-крестьянка»

.

И что в итоге?

Выстрел

Сильвио — пощадил соперника, не выстрелив в него; по прошествии лет убит в сражении под Скулянами.

Метель

Марья Гавриловна — узнаёт в Бурмине человека, с которым их обвенчали по ошибке.

Бурмин — узнаёт в Марье девушку, с которой обвенчался четыре года назад, бросается к её ногам.

Владимир Николаевич — уезжает в армию, позже его имя числится в списке раненных под Бородино и умерших.

Гробовщик

Адриан Прохоров — утром узнаёт, что купчиха жива, и понимает, что покойники приходили к нему только во сне.

Станционный смотритель

Самсон Вырин — умирает, спившись из-за потери дочери.

Дуня — замужем за Минским, у них трое детей, становится богатой дамой; посетила могилу отца.

Ротмистр Минский — живёт в браке с Дуней.

Барышня-крестьянка

Иван Берестов и Григорий Муромский — враги постепенно становятся хорошими друзьями, решают поженить своих детей.

Алексей Берестов — узнав, что Лиза и есть Акулина, женится на ней.

Лиза Муромская — выходит замуж за Алексея.

Заключение

Все повести Пушкина объединены общей идеей – влияние судьбы на жизнь человека. Ничто не случается «просто так», но за каждый свой поступок человек должен держать ответ перед близкими людьми и Богом.

Краткий пересказ «Повестей Белкина» пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Васильева

    7/10

  • Кирилл Гордеев

    7/10

  • Мусаев Мусаев

    10/10

  • Maxim Lapko

    6/10

  • Галиночка Иванова

    10/10

  • Вера Федотова

    9/10

  • Эльдар Муртазаев

    10/10

  • Никита Мешков

    10/10

  • Deni Denzel

    10/10

  • Евгений Серёгов

    10/10

Рейтинг пересказа

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3141.


А какую оценку поставите вы?

«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, чему учит, тема, план рассказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 205.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 205.

Обновлено 26 Июля, 2021

30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершённым прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель показал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Год написания – 1830 год.

История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Написаны они от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина.

Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.

Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Жанр – Повести.

Направление – Романтизм («Выстрел» «Гробовщик»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»).

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведённые Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передаёт его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да ещё и покойному. Он якобы собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, которые названы в предисловии, обработал их по своему усмотрению. Пушкин здесь скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это даёт ему большую свободу повествования. За этим мнимым авторством Белкина видна простонародная Россия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далёкие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объёму произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоёв русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Композиция

Проводя анализ «Повестёй Белкина», следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.

Писатель сосредоточивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.

К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести прежде всего элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.

В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, то к другому герою. Подобные приёмы придают произведениям напряжённость, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».

Жанр

Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.

Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» и «Гробовщик» относятся к романтизму, а «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – к сентиментализму.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Одил Ахмедов

    7/10

  • Dara Provotorova

    10/10

  • Татьяна Куликова

    10/10

  • Матвей Матвей

    9/10

  • Максим Маслов

    10/10

  • Сергей Богатырев

    10/10

  • Илья Абрамов

    10/10

  • Светлана Звягина

    8/10

  • Анастасия Готовцева

    10/10

  • Оля Кутакова

    9/10

Рейтинг анализа

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 205.


А какую оценку поставите вы?

Александр Пушкин, «Сказки Белкина»

Опубликовано Автор: dbv

Александр Пушкин
Сказки Белкина
(пер. Хью Эплин)
(Hesperus Classics, 2009)


Мои знания русских девятнадцатого века постыдно плохи: большая часть Достоевского, приличное количество Толстого , Обломов , какой-то Чехов, несколько других. «Евгений Онегин» , в переводе, которого, я уверен, в чем-то не хватает, лежит на полке, непрочитанный, в ожидании проекта. А пока вот 9 Пушкина.0008 Сказки Белкина , сборник ранних рассказов. Книга принадлежит знакомой теме: как живут люди в провинции, которые познали внешний мир через книги. Неизменно возникает проблема: как грамотному и знающему рассказчику рассказать свои истории изнутри? Чтобы сделать это возможным, вокруг историй построены различные рамки повествования: в большей степени «Сказки Белкина » — это исследование того, как работает повествование.

Центральным изображением «Выстрела» является картина с двумя пропущенными через нее выстрелами. Рассказчик восхищается близостью выстрелов; второй оказывается работой Сильвио, офицера, которого когда-то знал рассказчик, и является поводом для рассказа истории о том, как там оказались эти выстрелы. На дуэли картина была впервые случайно застрелена; во второй раз это был не несчастный случай, а демонстрация Сильвио того, как он может убить, если захочет. Картина является поводом для повествования истории: рассказчик встречает обе стороны дуэли, но порознь, и если бы он не заметил на картине два выстрела, то никогда бы не смог совместить две части дуэли. рассказ вместе. Таким образом, картина является сюжетным приемом; содержание (описанное небрежно как «какая-то сцена из Швейцарии») не важно, но важно его существование, потому что без него история не может быть рассказана. Совпадение делает историю возможной; оно захватывает внимание читателя, но одного совпадения недостаточно, чтобы послужить сюжетом. Он ставит рассказчика на место, чтобы он мог рассказать две половины истории Сильвио; но совпадение в художественной литературе — это совсем другое, чем совпадение в жизни. Рассказчик выглядит, как и должно быть, беспечно не обращая внимания на движущие его силы.

Это усложняется слоями повествования: «Выстрел» рассказывается от первого лица рассказчиком, который, как мы узнаем из цитируемого письма в примечании издателя, служащего введением, — это «подполковник И.Л.П.» который якобы рассказал это Ивану Белкину, который записал рассказ; Пушкин (если можно предположить, что Пушкин есть «А.П.» примечания издателя) якобы только редактировал эти рассказы в том. У нас есть история, пересказанная несколько раз; по-видимому, это заслуживает пересказа из-за использования совпадений. Случайность захватывает слушателя; захватывает ли он читателя таким же образом? Стоит оглянуться на дважды снятый швейцарский пейзаж: его можно принять за репрезентацию реализма, того, что художник видит в природе. Что делает вымысел интересным, так это не реализм: картина появляется в рассказе только из-за пулевых отверстий, добавленных в нее автором.

Совпадение также играет важную роль в следующем рассказе «Метель»; здесь нам рассказывают историю девушки, которая «выросла на французских романах и, следовательно, была влюблена». Устраивается тайный брак; случайно налетает метель, и свадьба не происходит. Проходят годы, появляется второй жених, девушка сидит в саду «как настоящая героиня из романа». Julie Руссо — воображаемый. Новый жених оказывается девушке знаком; объясняются более ранние пробелы в повествовании. Перечитывая рассказ, читатель видит, как автор старательно опустил события, чтобы создать саспенс, который держится, когда рассказ заканчивается, неразрешенным. С этим рассказом становится яснее то, чем занимается Пушкин: это систематическое исследование того, как работает вымысел и во что можно верить. Об этом читателю снова сообщается в начале «Гробовщика»: 

Просвещенный читатель знает, что и Шекспир, и Вальтер Скотт изображали своих могильщиков веселыми и веселыми людьми, чтобы еще сильнее поразить наше воображение этим контрастом. Из уважения к истине мы не можем последовать их примеру и вынуждены признать, что характер нашего гробовщика вполне соответствовал его мрачному ремеслу. (стр. 31)

Это чистая метапроза; первое лицо множественного числа рассказчика предполагает ненадежность нескольких рассказчиков, стоящих за этим: ненадежность в том смысле, что мы прекрасно знаем, что они искажают правду, чтобы удовлетворить потребности повествования. Когда затем читатель обнаруживает, что титулярный гробовщик сталкивается со своими поздними обвинениями, мы не знаем, является ли это рассказом о сверхъестественном — поскольку мы знаем, что рассказчик не боится играть с реальностью — или это все пьяный сон, как это оказывается. В своем форварде Адам Терлвелл представляет произведение Пушкина как аналог произведения Стерна, непризнанную разработку отрывка из «9» Шкловского.0008 Теория прозы ; Я думаю, что Tales of Belkin проигрывают в этом сравнении, но чувствуется, что эти истории задуманы как незначительные. Они все еще приятны. Остальной материал, прикрепленный к концу книги — два фрагмента, написанные Пушкиным голосом Белкина — кажутся лишним.

Мне нравится, как выглядит Hesperus Classics: мне нравится, что они продают небольшие книги и обычно выбирают то, чего нет у других. Тем не менее, в этой книге много маркетинга. Имя Адама Терлуэлла появляется на обложках столько же раз, сколько имя Пушкина; Хью Аплина, переводчика, нигде нет, хотя он также написал полезное историческое введение. Может быть, имя Терлвелла в Британии известно больше, чем здесь. И я полагаю, что Пушкин не продастся. Обложка — вороны на снежном пейзаже — имеет торжественность, которая говорит о том, что дизайнер никогда не читал книгу. Перевод Аплина ненавязчив, чего нельзя сказать о его примечаниях: они необходимы из-за обилия ссылок Пушкина, но в целом не особенно показательны.

Эта запись была опубликована в обзорах с пометкой фантастика. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

рассказов Белкина Александр Пушкин | Используется | 9781847493514

  1. Дом
  2. Художественная литература
  3. Классическая художественная литература