«Портрет» краткое содержание повести Гоголя – читать пересказ онлайн
7 мин.
Николай Гоголь
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 7870.
Обновлено 30 Декабря, 2021
О произведении
Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят в 1830-х годах в Петербурге, на Васильевском острове.
Главные герои
- Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
- Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.
Другие персонажи
- Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
- Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Часть 1
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника»
.
«старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам»
. Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой.
«дефекты»лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин»
. Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца»
с «необыкновенной живостью глаз»
. Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить
. Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем»
– молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы»
. Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика»
. В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила
.
После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль»
. Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.
И что в итоге?
Чартков Андрей Петрович — постепенно сходит с ума и умирает.
Художник Б. — находит портрет ростовщика на аукционе, но упускает картину: пока он рассказывал историю, портрет пропал.
Отец художника Б. — становится отшельником, создаёт прекрасную картину рождения Христа; просит сына уничтожить портрет ростовщика.
Ростовщик — умирает, поскольку художник отказался закончить его портрет.
Заключение
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».
Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.
Тест по повести
После прочтения попробуйте пройти тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 7870.
А какую оценку поставите вы?
Николай Гоголь «Портрет» — история Гордеева Ольга
Автор исследования — Ольга Гордеева.
«Портрет» — бесспорно, одна из самых сложных и загадочных повестей Гоголя. Это произведение любопытно в первую очередь своей концепцией сна во сне, которую здесь писатель разрабатывает с невероятным усердием и придает ей большое значение. Эту концепцию очень ценил, а иногда и сам использовал в своих произведениях Достоевский. Кроме того, «Портрет» снова в творчестве Гоголя раскрывает тему мистического предмета и одержимости им (вспомним «Шинель»). Таким образом, известная еще и до Н.В. в европейской литературе (Гофман, Эдгар По), тема «живого или дьявольского портрета», описывается им с несколько иным подходом и некоторыми существенными отличиями, которые очень интересно изучить. «Портрет» — не просто история о таинственной картине, которая обладает мистическими способностями, исполняет желания и т.п., это нечто большее.
Повесть существует в двух редакциях — версия 1833-34 гг. , опубликованная в сборнике повестей «Арабески» (1835) и версия рубежа 1841 и 1842 гг., напечатанная в третьей книге «Современника» за 1842 год. Это говорит о том, что «Портрет» входит в список тех произведений, которые долго не отпускали Гоголя. Он дорабатывал и совершенствовал их, причем не факт, что это в итоге шло им на пользу (что особенно касается именно «Портрета») На рубеже 1842 года творчество писателя фактически окончилось и именно тогда (совпадение ли?) он в последний раз отредактировал эту повесть.
Осмыслим значение фамилии главного героя – Чартков. Такой вариант фамилии писатель присваивает своему герою уже во второй редакции повести, а ранее фамилия главного героя прошла целый путь развития вместе с формированием окончательного образа самого персонажа – Корчев, Коблин, Коблев, Копьев, Чертков и Чартков. Важно обратить внимание на вариант Чертков, поскольку, скорее всего, именно он говорит нам об истинном значении фамилии главного героя «Портрета». Дело в том, что данный персонаж частенько чертыхается, что, кстати, роднит его с некоторыми другими героями Гоголя, попавшими в западню иных сил (например, с Хомой из «Вия», который до того, как угодить на двор к ведьме, чертыхается ровно три раза). Вполне можно предположить, что именно от слова «черт» происходит фамилия героя «Портрета». Кроме того, в пользу этой теории говорит и сам характер Чарткова, который носит в своей душе черта задолго до встречи с проклятым портретом. Поэтому фамилия Чертков тут вполне логична. Потом Гоголь решил изменить «е» на «а» возможно ради смягчения эффекта, чтобы аналогия не была столь очевидна.
Если так, о чем нам говорит данная фамилия героя? О том, что он уже изначально носил в себе зачатки причастности к иным мирам и дьявольским силам? Ведь перед тем как купить портрет, Чартков долгое время уже пребывал в сложных размышлениях на тему жажды денег и положения в обществе. Герой размышлял о том, что жить в бедности слишком тяжко для него, о том, что возможно стоило бы продать свой талант за деньги. И сверток у ростовщика с портрета Чартков не замедлил припрятать при первой возможности. Некоторые исследователи считают, что фамилия Чертков в ранних редакциях намекала на то, что герой продал свою душу дьяволу. Но вполне возможно, что суть значения сложнее.
Разберем и другие варианты фамилии, которые разрабатывал Гоголь. Корчев, очевидно, имеет значение «корчиться», что подчеркивает скорее психологическое состояние героя, который действительно корчится от своих нравственных дилемм на протяжении всего произведения. Варианты Коблин и Коблев схожи и происходят от слова «кобь» в значение «гадание», что подчеркивает контакты героя с иными силами, атмосферу мистики и чертовщины в повести. Копьев от «накопление», «копейка» (что символизирует тот факт, что герой продает свой талант за деньги, как и свою душу). Тем не менее, все эти варианты фамилии писатель отбросил и в первой редакции остановился на фамилии Чертков, значение которой вполне понятно. Чартков очень созвучно и схоже с Чертков, так что приходим к выводу, что в последних редакциях Гоголь изменил одну букву дабы несколько смягчить эффект и «чертовой» фамилии.
Примечание: данная работа — отрывок из исследования повести «Портрет» Ольги Гордеевой. О других исследованиях и книгах автора в области гоголеведения своевременная информация появляется здесь.
«Портрет» Гоголя – в сознании писателя
[ Этот пост из серии о литературных произведениях, заслуживающих более широкой аудитории .]
Ого! Прошло много времени с тех пор, как я делал что-то из этого… Но мы снова возвращаемся к редкой B-стороне мировой литературы. На этот раз это «Портрет» Николая Гоголя.
Люблю я немного Гоголя. Я бредил им и в других местах (например, в своей ленте в Твиттере, в некоторых кафе и нескольких барах). Он слишком часто игнорируется 19Русский писатель 19-го века, этакий русский Эдгар Аллан По. Но это грубое упрощение!
Скажем так: каким сумасшедшим гением нужно быть, чтобы освоить три совершенно разных жанра? Роман, пьеса и рассказ? Для романов есть его Dead Souls . Великолепно! Из пьес есть его веселый и остроумный «Ревизор». А для рассказа есть абсурдистский «Нос». Каким гением нужно быть? Ну, гоголевский гений, вот что!
Но сегодня мы не будем говорить об этих предметах. Нет. Потому что речь идет о редкой работе. Итак, сегодня мы поговорим о его рассказе «Портрет». Я думаю, что это важно, потому что я думаю, что это закодированное предупреждение для художников, писателей и художников любого направления о некоторых основных ловушках, которых мы все должны остерегаться.
Итак, о чем он? Ну, вот этот молодой голодающий художник (живописец) по фамилии Чартков. Он своего рода талантливый хакер. Его портреты достаточно хороши, но ничего особенного. Однажды, просматривая местный «картинный киоск» в Санкт-Петербурге, он натыкается на портрет старика в «азиатском костюме». Он покупает картину за жалкие 20 копеек и везет домой.
А что ты знаешь? Позже той же ночью он наблюдает, как глаза портрета, кажется, следуют за ним по комнате. Итак, он закрывает портрет и удаляется в другую комнату. Позже он слышит звуки шагов и видит, что человек на портрете ожил. Он бросается в погоню, мужчина что-то роняет и снова исчезает в картине. Он подбегает, чтобы собрать упавшую вещь, и понимает, что это золото, но тут же просыпается! Это был сон.
На следующий день к нему приезжает полиция, планируя потребовать от арендодателя задолженность по арендной плате. Один из полицейских случайно ломает рамку портрета, и из нее выпадает настоящее золото. Незаметно для них Чартков хватает его. В конце концов полиция уезжает, и Чартков обнаруживает, что в раме спрятано больше золота. Он может платить арендную плату, и не только это — он, по сути, на всю жизнь!
Чартков начинает транжирить. Он покупает новую одежду, переезжает в новую квартиру. И тогда, наконец, начинает платить деньги за рекламу и хорошую прессу, чтобы расхваливать его посредственные рисунки и картины. Жадный до искусства город Сент-Пит клюет на приманку, и вскоре начинающий класс прокладывает себе путь в его студию, чтобы сделать свои портреты. Он становится все более и более востребованным и вскоре становится известным, состоявшимся и богатым художником. Как говорит Гоголь:
«Чартков стал во всех отношениях модным живописцем. Он стал обедать вне дома, сопровождать дам по галереям и даже на прогулках, щеголевато одеваться и громко заявлять, что художник должен принадлежать к девятому классу. 0003 бомонд … Другими словами, скоро уже совсем нельзя было узнать в нем скромного художника, когда-то трудившегося незамеченным светом в своей мансарде на Васильевском острове».
Восхождение Чарткова (Или спуск? Умный этот Гоголь!) набирает обороты… Его взгляды начинают меняться, и он уже не стесняется ими делиться.
«Что-то я не могу понять, — говорил он. «Как люди могут заставить себя сидеть и усердно работать на работе. Человек, который месяцами трудится над одной картиной, на мой взгляд, трудоголик, а не художник. Я не считаю его талантом. Гений творит быстро и смело».
Социальные обязательства начинают отнимать у него все больше времени и энергии.
Его разум устал от постоянных усилий по созданию новых идей. У него не было на это ни сил, ни времени: светская круговерть, в которую он был затянут и в которой он пытался играть роль светского человека, уносила его все дальше и дальше от работы и мысли.
И в отличие от его прежней приверженности своей работе, деньги становятся мерилом успеха.
Золото стало его страстью, его идеалом, его страхом, его удовольствием, его целью. Пачки банкнот росли в его сундуках… он стал тупым и невосприимчивым ко всему, кроме золота.
И вот однажды он получает письмо из Академии художеств с приглашением присутствовать на открытии новой картины русского художника, живущего в эмиграции в Италии. Будучи стильным художником, он идет на мероприятие. Но его встреча с картиной идет не по плану. Войдя в зал, он находит огромную толпу, молча сгрудившуюся перед картиной, «редкое явление при таких толпах».
«Перед ним висела картина чистая, красивая и целомудренная, как невеста. Творение художника превыше всего воспаряло смирением, божественностью, невинностью и простотой чистого гения».
Хорошо. Ну, это, может быть, и многовато… Но мы поняли мысль Гоголя. Так что же этот художник делал в Италии? Мы являемся частью той же умной международной артистической сцены, что и Чартков? Нет, совсем нет. В Риме этот художник имел…
«….погрузился в труд, как отшельник, и ничему не позволял отвлечься. Ему было все равно, что люди думают о его характере, о его бесцеремонности, о его незнании светского этикета или о дурной славе, которую он навлек на артистическую профессию своим жалким и ветхим платьем. Ему было все равно, что его коллеги могут быть раздражены им. Он полностью отдался искусству, пренебрегая всем остальным».
Итак, как Чартков отреагировал на картину? Он ошеломлен.
«…слова его подвели, и вместо ответа он начал безудержно рыдать и вылетел из комнаты, как сумасшедший».
Что будет дальше? Ну, вам просто нужно прочитать историю, чтобы узнать. Для меня это не имеет большого значения. Мы уже видели суть того, что хочет сказать Гоголь. Я думаю, это довольно очевидно, но если бы он отправился во времени в наши дни, я думаю, что он хотел бы сказать всем создателям:
«Забудьте о социальных сетях. Забудьте о Твиттере и Фейсбуке. Забудьте о своем бренде и своем присутствии в Интернете. Сосредоточьтесь на том, что вы создаете. И сосредоточьтесь на том, чтобы сделать его как можно лучше. Не волнуйтесь, если это не принесет денег или не будет продаваться. Или если вашему агенту или издателю это не понравится. Выкраивайте и посвящайте время своему ремеслу, изучайте его непрестанно. А когда творишь, делай это от всего сердца и целиком так, как хочешь… Все остальное — чушь собачья».
По крайней мере, это то, что я вынес из этого редкого би-сайда от старого, ироничного русского Мастера. Надеюсь, вы тоже что-то из этого вынесете.
До следующего раза.
,Darius
Какая редкая сторона би без настоящей редкой стороны би? Вот изысканный «Jalfrezi» от Verve. Настолько редкий и настолько хороший, насколько это возможно.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Таинственный портрет Николая Гоголя — Электронная книга
Электронная книга67 страниц1 час
Рейтинг: 0 из 5 звезд Николая Гоголя был первоначально опубликован в 1835 году, и сейчас мы переиздаем его с совершенно новой вводной биографией. «Таинственный портрет» — это рассказ о художнике без гроша в кармане, который обнаруживает в художественном магазине волшебную картину. Картина предлагает ему выбор: стремиться к собственному творческому успеху или принять его помощь и добиться гарантированного богатства и славы. Николай Васильевич Гоголь родился в Сорочинцах, Украина, в 1809 году.. В 1831 году Гоголь выпустил первый том своих украинских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он имел немедленный успех, и год спустя он выпустил второй том. «Нос» считается шедевром комических рассказов, а «Шинель» теперь считается одним из величайших рассказов, когда-либо написанных; несколько лет спустя Достоевский заявил: «Мы все вышли из гоголевской« Шинели »». Многие современные критики считают его одним из величайших когда-либо живших авторов рассказов и отцом Золотого века реализма в России.
Skip Carousel
LanguageNglish
PublisherRead Books Ltd.
Выпуск датедяка 12, 2014
ISBN9781473397088
Автор
Nikolai Gogol
Связанные категории
Skip Carousel
Обзоры для таинственного портрета
Рейтинг: 0 из 5 звезд
0 Рейтинги
0 ОБЗОР
Предварительный просмотр
. jpg
Таинственный портрет by Николай ГогольCopyright © 2013 Read Books Ltd.
Эта книга защищена авторским правом и не может быть
воспроизведена или скопирована каким-либо образом без
прямого письменного разрешения издателя
Запись в каталоге этой книги имеется в Британской библиотеке.. Он учился в Полтавской школе-интернате, а затем в Нехзинской гимназии, где писал для школьного литературного журнала и играл в театральных постановках. В 1828 году, после окончания школы, Гоголь переехал в Петербург с целью стать профессиональным писателем. За свой счет он опубликовал длинную романтическую поэму. Его все высмеяли, и Гоголь скупил и уничтожил все экземпляры, поклявшись никогда больше не писать стихов.
В 1831 году Гоголь выпустил первый том своих украинских рассказов, Вечера на хуторе близ Диканьки . Он имел немедленный успех, и год спустя он выпустил второй том. Примерно в это же время Гоголь познакомился с великим русским поэтом Александром Пушкиным, с которым у него сложилась тесная дружба. В течение следующего десятилетия или около того он работал с большим усердием, написав большое количество рассказов. Из них «Нос» считается шедевром комического короткометражного романа, а «Шинель» теперь считается одним из величайших рассказов, когда-либо написанных; несколько лет спустя Достоевский заявил, что Мы все выходим из гоголевской «Шинели».
Он также опубликовал « Мертвые души » (1842 г. ), сатиру на крепостное право, которую многие критики считают первым «современным» русским романом и его самым большим произведением.
В более позднем возрасте Гоголь жил за границей, поселился в Риме и увлекся оперой. Когда он стал старше, критика его работ стала истощать его, и он обратился к религии, совершив паломничество в Иерусалим в 1848 году. смертельный курс голодания. Он умер в Москве в 1852 году в возрасте 42 лет. Многие современные критики считают его одним из величайших когда-либо живших авторов рассказов и отцом Золотого века реализма в России.
Часть IНигде не останавливалось столько народу, как перед картинной лавкой в Щукином дворе. В этом маленьком магазинчике действительно была самая разнообразная коллекция редкостей. Картины были в основном написаны маслом, покрыты темным лаком, в тускло-желтых рамах. Зимние сцены с белыми деревьями; очень красные закаты, как бушующие пожары, фламандский хам, больше похожий на индюка в наручниках, чем на человека, были преобладающими сюжетами.
К ним следует добавить несколько гравюр, как, например, портрет Хозрева-мирзы в бараньей шапке и некоторых генералов в треуголках и с крючковатыми носами. К тому же двери таких магазинов обыкновенно увешаны пачками тех изданий, напечатанных на больших листах коры, а затем раскрашенных вручную, что свидетельствует о природном таланте русского человека.На одном была царевна Миликтриса Кирбитиевна; на другом город Иерусалим. Покупателей этих произведений обычно немного, зато много наблюдателей. Какой-нибудь лакей-прогульщик, вероятно, зевает перед ними, держа в руке посуду с обедом из харчевни для своего барина, который не хочет сильно разогревать суп. Перед ними тоже, вероятно, будут стоять закутанный в шинель солдат, торговец старьяком с парой перочинных ножей на продажу и торговка с корзиной башмаков. Каждый выражает восхищение по-своему. Мужики обыкновенно трогают их пальцами; торговцы серьезно смотрят на них; служащие и подмастерья смеются и дразнят друг друга цветными карикатурами; старые лакеи во фризе смотрят на них только для того, чтобы где-нибудь зевать; и торгаши, молодые русские женщины, инстинктивно останавливаются, чтобы послушать, о чем сплетничают люди, и посмотреть, на что они смотрят.
В начале нашего рассказа молодой художник Чартков невольно остановился, проходя мимо магазина. Его старый плащ и простая одежда выдавали в нем человека, преданного своему искусству с самоотверженным рвением и у которого не было времени заботиться о своей одежде. Он остановился перед магазинчиком и сначала насладился внутренним смехом над чудовищами в виде картинок.
Наконец он бессознательно погрузился в задумчивость и стал размышлять, кому нужны эти произведения? Ему не казалось замечательным, что русский народ с восторгом взирает на Ерусланов Лазаревич,
на Обжора
и Гуляк,
на Тома и Ерема.
Очертания этих предметов были легко понятны массам. Но где были закупки этих грязных, полосатых картин маслом? Кому были нужны эти фламандские хамы, эти красно-синие пейзажи, которые выдвигали какие-то претензии на более высокую ступень искусства, но на самом деле выражали глубину его деградации? Они не оказались произведениями ребенка-самоучки. В этом случае, несмотря на карикатурность рисунка, резкое различие проявилось бы.