О чем писал куприн: Творчество и общественная деятельность Александра Куприна

Содержание

Творчество и общественная деятельность Александра Куприна

Читали: 1313

Версия для печати

Если вы нашли ошибку в тексте — выделите ее и нажмите CTR+Enter

Александр Куприн – один из самых известных классиков в России. Его произведения яркие и реалистичные, наполненные увлекательными сюжетами.

Александр Куприн – один из самых известных классиков в России. Его произведения яркие и реалистичные, наполненные увлекательными сюжетами. Идеи для них писатель черпал из собственной биографии. Ему удалось освоить десятки профессий, довелось побывать на фронтах. Любимой же темой в творчестве этого автора была любовь. Очень интересно это чувство описывает рассказ Гранатовый браслет краткое содержание уже понятна основная сюжетная линия.

Профессии и творчество Куприна

Первый рассказ Александр написал еще будучи 19-летним юношей. Но его «Последний дебют» не получил ничего, помимо дисциплинарного взыскания от руководства училища. Позже Куприна ожидала служба, длящаяся долгих четыре года. Только в 1901 году офицер вышел в отставку. Десять лет он испытывал постоянную нужду. Ему доводилось работать в цирке, рекламной сфере, театре и даже в школе.

Невзирая на неудачный опыт публикации первого рассказа, Александр продолжал писать новые произведения. В отставке он познакомился с несколькими выдающимися личностями, включая Чехова, Горького, Бунина. В 1905 году в творчестве автора случился настоящий прорыв, пришедший с повестью «Поединок». Как романтик, он раскрылся в рассказах «Гранатовый браслет» и «Олеся». Сегодня эти книги Александр Куприн читать онлайн можно совершенно бесплатно.

Есть среди произведений классика работы, за которые он привлекался к ответственности. К числу таковых относится повесть «Яма». В ней писатель достаточно откровенно и натуралистично описывал публичные дома. На работу над этой книгой было потрачено шесть лет. У современных читателей она вызывает самые разнообразные чувства – от осуждения и критики до сочувствия и понимания.

Писал Куприн и для детей. Самые известные рассказы в этой категории – «Белый пудель», «Слон», «Скворцы», «Болото», «Анафема», «В цирке», «Изумруд», «Леночка» и другие.

Общественная жизнь

Куприн всегда оставался в центре общественной жизни. В 1905 году Александр Иванович укрывал целую группу матросов из крейсера «Очаков» от преследований полиции. В самом начале Первой мировой войны писатель добровольно пошел на фронт. По окончанию демобилизации в собственном доме он организовал для раненых небольшой госпиталь. Многие из пережитых событий были описаны в книгах автора.

В категории Русская классика представлено большое количество работ Куприна. Для тех, кто интересуется творчеством этого писателя, будут интересны повести и проза «Юнкера», «Русская душа», «Париж интимный», «Колесо времени».

Вход / Регистрация

Популярные материалы

Читаемое Комментируемое

сегодня неделя месяц

Топ 100

Гид потребителя

Маткапитал — не гарантия добросовестности покупателя

«Ох уж эти сказочки»: можно ли заработать на новогодних акциях от банков

Стало известно, где и когда пройдут зимние соревнования по рыбалке

Тренды будущего: как узнать, что нас ждет через 20 лет

Самая эффективная эпиляция: выбираем лучший метод

Смена работы чаще, чем раз в год, может помешать выгодному трудоустройству

Ноу-хау, которые помогают делать улыбку идеальной

Правила секса: вопросы, которые не принято обсуждать

Мой ребенок — вундеркинд: две стороны медали

Скелет в шкафу: как искать работу после конфликтного увольнения

Проблема: частая смена работы.

Как избавиться от образа «летуна»

Время перемен: стоит ли торопиться с пластической операцией

Дело добровольное! Что надо знать о ДМС

Важные вопросы о здоровье мамы и малыша

Красивая улыбка с рождения: Почему прикус становится неправильным

Фотовыставка, посвященная Дню воссоединения Крыма и Севастополя с Россией

Митинг-концерт на площади Славы

В Самару приехало цирковое шоу Гии Эрадзе «Песчаная Сказка»

Все фотогалереи

Новости

  • На Барбошиной поляне в Самаре ликвидируют крупный пожар

  • В Тольятти Toyota Camry повредила четыре автомобиля, три человека пострадали

  • Губернатор Дмитрий Азаров поздравил самарцев с Пасхой

  • В регионе зафиксировали экстремально-низкие температуры воздуха

  • В Самарской области закроют движение по мосту Большой Кинель

  • Сызранца будут судить за кражу компьютерного оборудования из больницы

  • «Крылья Советов» вничью сыграли с «Химками»

  • На Олимпиаде ПФО среди школьников Самарскую область представят 15 человек

  • БК «Самара» проиграл Inanomo в полуфинале Единой континентальной лиги 3х3

  • «Лада» во втором контрольном матче уступила «Барсу»

  • Самарская полиция начала проверку из-за видео, на котором мужчина угрожает женщине ножом

  • Задержанного с наркотиками самарца уличили в краже

  • В Тольятти задержан подозреваемый в причастности к телефонному мошенничеству

  • В п. Суходол ликвидировали крупный пожар в частном доме

  • Еще один крупный банк реализовал работу с электронными сертификатами для людей с ограниченными возможностями

  • Проект «Женское движение Единой России» начал свою работу в Самарской области

  • 50 укушенных: администрация Тольятти два месяца не заключала контракт на отлов бездомных животных

  • В Самаре расторгли притворный договор на аренду земли под стоянкой

  • Женщина и ребенок пострадали из-за упавшего дерева на ул. Арцыбушевской

  • В регионе стартовала Всероссийская ярмарка трудоустройства

  • 1500 лифтов заменят в домах Самарской области

  • «Открытие Авто»: рынок автокредитования может вырасти на треть по итогам года

  • Tele2 приготовилась к возобновлению турпотока из Китая в Россию

  • Виктор Кудряшов осмотрел строящиеся соцобъекты в Южном городе и Куйбышевском районе

  • Жительницу Самарской области обвиняют в обещании «продать» водительские права

  • Больше половины жителей ПФО готовы начать пользоваться цифровым рублем

  • Праздничное богослужение из Софийского собора в Самаре покажут в прямом эфире

  • В Самаре ликвидируют детский сад на ул. Агибалова

  • ДОМ.РФ: белгородские и самарские ИТ-специалисты смогут оформить ипотеку по ставке до 2%

  • В Самарской области 17 фермеров стали получателями гранта «Агростартап»

  • Меры безопасности в период майских праздников обсудили на совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба

  • Кассационный суд отменил приговор по делу экс-главы «Самарской Луки» Александра Губернаторова

Все новости

Индексы ВолгаНьюс

популярность

Общие Персоны Организации

неделя месяц год

    Топ 100

    Индексы ВолгаНьюс

    активность

    Общие Персоны Организации

    неделя месяц год

      Топ 100

      Архив

      ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000

      Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      28 29 30 1 2 3 4
      5 6 7 8 9 10 11
      12 13 14 15 16 17 18
      19 20 21 22 23 24 25
      26 27 28 29 30 31 1

      Куприн, Александр Иванович — ПЕРСОНА ТАСС

      Родился 7 сентября 1870 г. (26 августа по старому стилю) в г. Наровчате Пензенской губернии (ныне в одноименной области) в дворянской семье. Его отец, служивший мелким чиновником, скончался через год после рождения сына. Александра Куприна воспитывала мать — Любовь Алексеевна (1838-1910), урожденная княжна Кулунчакова, происходившая из обедневшего рода татарских князей. Из-за тяжелого финансового положения она вынуждена была поселиться с сыном в московском Вдовьем доме, а в 1876 г. определила его в Разумовский сиротский пансион.

      В 1888 г. Александр Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 г. — Александровское военное училище в Москве.

      Служба в армии, начало творчества
      В 1890-1894 гг. служил офицером в 46-м Днепровском пехотном полку, дислоцировавшемся в г. Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий, Украина).
      В 1894 г. вышел в отставку в чине поручика. Жил в Киеве, где в качестве журналиста сотрудничал в местных газетах «Киевское слово», «Киевлянин» и др.: писал очерки, заметки, фельетоны. В поисках дополнительного дохода перепробовал множество профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлером в провинциальной актерской труппе, выращивал табак на продажу и др.
      Начал писать художественную прозу еще в юнкерском училище. Первой публикацией Александра Куприна стал рассказ «Последний дебют», напечатанный в 1889 г. в «Русском сатирическом листке». В 1890-х гг. произведения писателя регулярно появлялись на страницах столичного журнала «Русское богатство». В частности, тогда была опубликована серия рассказов, отразивших впечатления Куприна от военной службы: «Дознание», «Куст сирени» (оба — 1894), «Ночлег» (1895), «Прапорщик армейский», «Брегет (оба – 1897). Литературный талант Александра Куприна высоко оценили писатели Николай Михайловский и Владимир Короленко.
      В 1896 г. Куприн в качестве корреспондента совершил ряд поездок по заводам Донбасса. Итогом его впечатлений стало первое крупное литературное произведение – повесть «Молох» (1896). В 1896-1897 гг. вышли первые книги Александра Куприна – сборники очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». Широкую известность писателю принесла повесть «Олеся» (1898) – о драматичной любви девушки, выросшей в глуши, и приехавшего из города начинающего писателя. Тогда же Куприным был написан цикл «полесских рассказов»: «В лесной глуши» (1898), «На глухарей» (1899), «Оборотень» (1901).
      Жизнь и творчество в 1900-1910-х гг.
      В 1901 г. Александр Куприн переехал в Санкт-Петербург, где вошел в редакцию журнала «Мир Божий». К этому времени он познакомился с писателями Иваном Буниным и Антоном Чеховым, стал участвовать в собраниях московского литературного кружка «Среда» Николая Телешова, который объединял авторов реалистического направления (его посещали Иван Бунин, Леонид Андреев, Викентий Вересаев и др.).
      Значительное влияние на творчество Александра Куприна оказало его знакомство в 1902 г. с писателем-социалистом Максимом Горьким (Алексеем Пешковым). Куприн печатался в серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», основанного Горьким. С посвящением Горькому в 1905 г. вышла повесть Куприна «Поединок», изображавшая неприглядную картину армейского быта, с бессмысленной муштрой и жестокими порядками. В ее основу были положены впечатления Куприна от службы в Днепровском полку. Повесть широко обсуждалась в обществе, так как ее публикация совпала по времени с поражениями русской армии в войне с Японией 1904-1905 гг.
      В 1900-1910-х гг. Александр Куприн опубликовал повести «На переломе (Кадеты)» (1900), «Яма» (1909-1915), рассказы «Болото», «В цирке» (оба — 1902), «Трус», «Конокрады» (оба — 1903), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба — 1904), «Штабс-капитан Рыбников», Река жизни» (оба — 1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба — 1907), «Анафема» (1913), цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907-1911). Теме любви были посвящены его повесть «Суламифь» (1908), написанная по мотивам библейского сюжета, и рассказ «Гранатовый браслет» (1911) о безответном чувстве телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. В 1910-х гг. Александр Куприн пробовал себя в жанре научной фантастики, в 1913 г. он написал повесть «Жидкое солнце», в 1917 г. — «Звезда Соломона».
      В 1911 г. писатель поселился в Гатчине под Петербургом. В 1912-1915 гг. в издательстве Адольфа Маркса вышло его полное собрание сочинений в 9-ти томах, в 1908-1917 гг. в «Московском книгоиздательстве» — собрание сочинений в 11-ти томах. Помимо литературной работы, Куприн продолжал выступать в печати с очерками и публицистическими статьями.
      В 1914 г., в начале Первой мировой войны, Александр Куприн написал одноактный водевиль «Лейтенант фон Плашке», высмеивавший немецкий милитаризм, и сонет «Рок», в котором говорилось об «очистительной силе» войны. В своем доме писатель организовал госпиталь для раненных солдат. Осенью 1914 г. как поручик запаса Куприн был призван в действующую армию, до мая 1915 г. командовал ротой ополчения в Финляндии, затем был демобилизован по состоянию здоровья.
      Годы революции и Гражданской войны
      Писатель приветствовал Февральскую революцию 1917 г. . После падения монархии публиковал статьи на политические темы в газетах «Петроградский листок», «Петроградский голос», «Вечернее слово», «Биржевые ведомости». По своим убеждениям был близок к эсерам. В мае — июне 1917 г. редактировал «новонародническую» газету «Свободная Россия».
      Александр Куприн негативно отнесся к приходу к власти большевиков в октябре 1917 г. Некоторое время он сотрудничал в издательстве Горького «Всемирная литература», а также публиковался в издаваемых Горьким газетах. Кроме того, перевел с немецкого поэму Фридриха Шиллера «Дон Карлос». В июне 1918 г. в газете «Молва» Александр Куприн выступил со статьей, осуждавшей расстрел арестованного большевиками великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению. После освобождения его фамилия была внесена в списки заложников (лиц, подлежащих расстрелу без суда в качестве меры устрашения в случае поражения красных частей на фронтах Гражданской войны).
      По предложению Горького Куприн подготовил проект издания непартийной газеты для крестьян, в связи с чем 25 декабря 1918 г. встречался с лидером большевиков Владимиром Лениным (Ульяновым). Однако проект не получил финансирования от властей и не был реализован.
      В октябре 1919 г. Гатчину заняли части антибольшевистской Северо-Западной армии (СЗА) генерала от инфантерии Николая Юденича. Александр Куприн добровольцем вступил в СЗА и был назначен редактором армейской газеты «Приневский край». После поражения белых частей под Петроградом Куприн вместе с семьей выехал в Эстонию, затем — в Финляндию, откуда летом 1920 г. перебрался в Париж (Франция).
      Эмиграция, возвращение в СССР
      В 1920-1937 гг. писатель жил и работал в эмиграции во Франции. В начале 1920-х гг. он сотрудничал в газете Владимира Бурцева «Общее дело», а также в «Русской газете» и «Русском времени». Публиковал статьи о терроре большевиков, разгроме русской культуры, преследовании православной церкви в Советской России. В дальнейшем полностью посвятил себя литературной работе. Часть произведений Куприна 1920-х – первой половины 1930-х гг. была написана на материале из французской жизни: рассказ «Золотой петух» (1923), очерки «Юг благословенный» (1927), «Париж домашний» (1927), «Мыс Гурон» (1929), повесть «Жанетта» (1932-1933). Однако основной темой творчества писателя по-прежнему оставалась Россия. На сюжеты из русской истории были написаны рассказы «Однорукий комедиант» (1923), «Тень императора» (1928), «Царев гость из Наровчата» (1933). Куприн также публиковал очерки о цирковых артистах («Ольга Сур», 1929), рассказы о природе («Ночь в лесу», 1931; «Ночная фиалка», 1933, «Вальдшнепы», 1933). В 1928 г. в автобиографической повести «Купол св. Исаакия Далматского» он рассказал о событиях гражданской войны под Петроградом и своем вступлении в Северо-Западную армию.
      В 1933 г. отдельной книгой вышло самое значительное произведение Александра Куприна – автобиографический роман «Юнкера» (в 1928–1932 гг. печатался по главам в парижской газете «Возрождение»). В нем писатель повествовал о годах своей юности в Александровском училище, о своей первой любви и первых литературных опытах, об атмосфере Москвы конца 1880-х гг. Куприн писал, что «Юнкера» — это мое завещание русской молодежи», призванное сохранить то «прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции».
      Несмотря на активную творческую деятельность, Александр Куприн во Франции находился в тяжелом материальном положении. Финансовую помощь ему оказывал Иван Бунин, передавший писателю часть средств от Нобелевской премии по литературе. В 1934 г. Куприн тяжело заболел, были значительно нарушены его слух, речь, зрение, он потерял возможность писать.
      В 1936 г. супруга писателя начала переговоры с советским посольством во Франции о возвращении на родину. 7 августа 1936 г. с соответствующим предложением к советскому лидеру Иосифу Сталину (Джугашвили) обратился полпред СССР во Франции Владимир Потемкин. 23 октября 1936 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение разрешить Александру Куприну въезд в СССР. 31 мая 1937 г. семья Куприных приехала в Москву. В 1937-1938 гг. в советской печати был опубликован ряд материалов за подписью Куприна, которые в действительности ему не принадлежали. Как установили современные исследователи, несколько статей были написаны журналистом Николаем Вержбицким, приставленным к писателю советскими властями.
      Александр Иванович Куприн скончался 25 августа 1938 г. в Гатчине. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Литераторских мостках Волковского кладбища.

      Награды, личные сведения
      Лауреат Пушкинской премии (1909).

      Писатель был дважды женат, имел трех дочерей. Его первой супругой в 1902-1909 гг. была соредактор журнала «Мир Божий» Мария Давыдова (Куприна-Иорданская, 1881-1966), второй в 1909-1938 гг. — Елизавета Куприна (урожденная Гейнрих, 1882-1942). Дочери: Лидия (1903-1924), Ксения (1908-1981, актриса, модель), Зинаида (1909-1912).

      Куприн Александр Иванович — Биография и творчество. Ищите тексты, читайте онлайн. Обсуждать.

      Александр Иванович Куприн (1870-1938) , русский писатель, летчик, журналист, актер, циркач и авантюрист наиболее известен своей повестью Дуэль (1905) и считается одним из последних сторонников великого традиции русского критического реализма.

      Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в селе Наврочат Пензенской губернии, Россия. Его отец, Иван Иванович Куприн, был мелким государственным чиновником и умер от холеры в возрасте 37 лет, поэтому Куприн с матерью переехали в Дом вдов в Москве в 1874 г.

      В 1876 году юный Куприн поступил в Разумовский пансион. Затем он поступил во Вторую Московскую военную гимназию (кадетский корпус) в 1880 году. В 1889 году, еще военным курсантом, у него был свой первый рассказ, Последний дебют , о молодой актрисе, безответная любовь которой заставляет ее покончить жизнь самоубийством во время спектакль, опубликованный в московской газете. Самовольная публикация Куприна означала несколько суток в караульном помещении. Мать Куприна настояла, чтобы он стал военнослужащим, поэтому по окончании учебы он на четыре года стал армейским офицером в стрелковом полку в Подолине. В 1893, готовясь к поступлению в Академию Генштаба, Куприн был вызван обратно в свой полк по рапорту милиционера о том, что Куприн вынуждает его извиниться за оскорбление. Этот инцидент побудил его уйти в отставку из армии в 1894 году, и он переехал в Киев, чтобы посвятить себя писательству и много путешествовать. Молох (1896 г.), документальный фильм о бедственном положении рабочих, и его восхваление женской красоты и нежности Олеся (1898 г.) были среди его работ в этот период.

      В 19:00 Куприн познакомился в Ялте с Максимом Горьким и Антоном Чеховым. Продолжая писать на постоянной основе, в 1901 году он переехал в Санкт-Петербург, где написал рассказы В цирке (1902), Конокрады (1903) и Гранатовый браслет (1911) во время все более напряженной период до Первой мировой войны. В феврале 1902 года Куприн и Мария Карловна Давыдова поженились, у них родилась дочь Лидия в 1903 году. Жестокая жизнь в русском военном гарнизоне. Куприн много писал, черпая вдохновение в повседневной жизни окружающих его людей, смешивая реализм с часто рыцарским романтизмом, его сюжеты лучше всего описаны в боевике и приключенческом рассказе 9.0005 Река Жизни (1906). Яма (Яма) (1905-1915) о буднях одесских проституток. Куприн развелся со своей женой Марией в 1907 году.

      Куприн был высоко оценен своими коллегами-писателями и современниками того времени, включая Льва Толстого, Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева и лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина. Как и большинство русских патриотов того времени, Куприн не «приветствовал» большевиков и, вероятно, оставался антикоммунистом на протяжении всей своей жизни. Он покинул Советскую Россию после большевистского переворота в 19 г.17 и стал одним из многих эмигрантов, писавших в Париже, прожил там аскетично семнадцать лет, изолированный от читателей и скучавший по родине. «Моя тоска по родине, — писал он, — не проходит, там не притупляется, а все чаще и глубже нападает на меня…»

      В 1937 г. наконец вернуться в сталинский Советский Союз, получив торжественную встречу со стороны российского правительства и народа, хотя его произведения так и не вернули себе довоенную силу и ностальгию. Куприн однажды написал: «Я странник, страстно влюбленный в жизнь. Работал токарем по металлу, наборщиком, сеяльщиком, продавцом табака, кочегаром, артистом, помощником в цирке. Не бедность гнала меня я хотел жить внутренней жизнью каждого человека, которого я видел, смотреть на мир его глазами…» Меньше чем через год после возвращения домой, в возрасте шестидесяти восьми лет, страдающего неизлечимой формой рака Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. Похоронен на Литературных мостках Волковского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге и на доме по адресу Разъезжая улица, 7, мемориальная доска в честь Куприна и где он жил с 19С 06 по 1908 год. По его произведениям снято множество фильмов и экранизаций, переведенных на десятки языков.

      Биография написана К.Д. Merriman для Jalic Inc. Copyright Jalic Inc 2005. Все права защищены.

      Приведенная выше биография защищена авторским правом. Не переиздавайте его без разрешения.

      Обсуждения на форуме Александра Ивановича Куприна

      Куприн Александр

      Куприн Александр Иванович  (7 сентября 1870 г. в селе Наровчат Пензенской области – 25 августа 1938 в Ленинграде) был русским писателем, летчиком, исследователем и авантюристом, который, пожалуй, наиболее известен своим рассказом «Дуэль» (1905). Другие известные работы: «Молох» (1896 г.), «Олеся» (1898 г.), «Младший капитан Рыбников» (1906 г.), «Изумруд» (1907 г.) и «Гранатовый браслет» (1911 г.) (по которому был снят фильм 1965 г.)

      Куприн был сыном Ивана Ивановича Куприна, государственного чиновника. Его мать, Любовь Алексеевна Куприна, как и многие другие дворяне в России, потеряла большую часть своего состояния в XIX веке. Большинство его предков — этнические русские, но один из его далеких предков был поволжским татарином.

      В 1871 году Иван Куприн, 37 лет, умер от холеры, а через три года Александр с матерью переехал в Дом вдов в Кудрино, Москва (период отражен в его повести «Белая ложь», 1914). В 1876 году он поступил в благотворительный пансион Разумовского, что вызвало у него много того, что он впоследствии назвал «детскими обидами», но также породило его буйный характер и сделало его популярным среди сверстников как прекрасного рассказчика.

      В 1880 году, воодушевленный победой России в русско-турецкой войне, он поступил во Вторую Московскую военную гимназию, преобразованную в 1882 году в кадетский корпус. Эти воспоминания остались с ним навсегда; к ним он вернулся в автобиографических рассказах «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906), «Леночка» (1910). «Память о порке в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. Но именно там он заинтересовался литературой и впервые начал писать, в основном стихи. Большинство из его тридцати юношеских стихотворений датируются 1883–1887 годами, четырьмя годами, когда он служил в кадетском корпусе. В этот период Куприн также сделал несколько переводов иностранных стихов (среди них «Les Hirondelles» Беранже и «Lorelei» Гейне). 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года».

      Осенью 1888 года Куприн оставил кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. Летом 1890 года он окончил Академию в чине подпоручика и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который он выбрал наугад), стоявший в Проскурове (ныне Хмельницкий). Здесь он провел следующие четыре года, всю свою армейскую службу.

      В 1889 году Александр Куприн познакомился с Лиодором Пальминым, признанным поэтом, который организовал публикацию в «Русском Сатирическом Листке» своего дебютного рассказа «Последний дебют», основанного на реальном жизненном происшествии, самоубийстве путем отравления на сцене певца. Евлаля Кадмина в 1881 году, трагедия, которая также вдохновила Ивана Тургенева на повесть «Клара Милич». Между появлением «Последнего дебюта» и выходом в свет его второй повести «Психея» в декабре 189 г. прошло около трех лет.2. Как и в последовавшей за ним «В лунную ночь», в этом произведении показаны отклонения ненормального ума, исследующего тонкую грань между фантазией и реальностью.

      За несколько лет военной службы Куприн опубликовал несколько повестей, в том числе «Впотьмах» (1893 г.), являвшуюся, по сути, небольшим романом, и искусные исследования ненормальных состояний сознания («Славянская душа», «Безумие и «Забытый поцелуй», все 1894), в которых автор охарактеризовал себя как «собирателя редких и странных проявлений человеческой души». Только «Расследование» (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии. Помимо растущего недовольства армейской жизнью, предстоящая публикация «Дознания», вероятно, была главной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Дознание» положило начало серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Место для Сон» (1897 г.), «Ночная смена» (1899 г.), «Прапорщик» (1897 г.), «Миссия» (1901 г.), которые в конечном итоге вылились в его самое известное произведение «Дуэль».

      После увольнения с военной службы в 189 г.4, не имея ни определенных планов на будущее, ни «никаких знаний, академических или практических» (согласно «Автобиографии»), Куприн предпринял пятилетнее путешествие по Юго-Западу страны, занимаясь многочисленными работы … Он пробовал много видов работы, в том числе уход за зубами, землеустройство, актерское мастерство, был артистом цирка, певцом псалмов, врачом, охотником, рыбаком и т. Д., Все это впоследствии отразилось в его художественной литературе. Все это время он занимался самообразованием и много читал, Глеб Успенский со своими этюдами стал его любимым автором.

      Летом 1894 г. Куприн прибыл в Киев и к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а затем «Киевлянин» («Киевлянин»). В конце 1890-х работал управляющим на Волыни, затем на Полесье в Южной Белоруссии, где помогал выращивать махорку. Качествами, необходимыми хорошему журналисту, он считал «безумное мужество, дерзость, широту взгляда и поразительную память», дарами, которыми он сам обладал в полной мере. Во время частых поездок на юго-запад России он сотрудничал с газетами в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Царицыне, Таганроге и Одессе.

      Наряду с фельетонами и хрониками Куприн писал небольшие этюды, исследуя отдельные среды или изображая людей определенных профессий или обстоятельств, собранных впоследствии в сборник. В марте 1896 г. были опубликованы восемь таких очерков в небольшом издании под названием «Киевские типы» — первая книга Куприна. В октябре 1897 года вышел его второй сборник «Миниатюры», один из самых известных его цирковых рассказов «Аллез!», Заслуживший высокую оценку Льва Толстого. В 1905 г. Куприн описал «Миниатюры» как свои «первые детские шаги по дороге литературы»; тем не менее, как и его «Киевские типы», они были частью его киевского опыта и, как указывает Лукер, ознаменовали дальнейший этап его становления как писателя. Несколько его «Промышленных зарисовок», сделанных в 189 г.6–1899 г. после посещения Донбасса сделал столько же.

      В 1896 г. был опубликован (в журнале «Русское богатство») «Молох» — первая крупная работа Куприна, критика быстро растущего российского капитализма и отражение нараставших промышленных волнений в стране. С тех пор лишь дважды Куприн ненадолго возвращался к теме (в «Суматохе», 1897 г., и «В недрах земли», 1899 г.). «На этом основании можно заключить, что его забота о промышленном рабочем на Молохе была не более чем преходящей фазой», — полагает Люркер.

      Несколько месяцев 1897 года Куприн провел на Волыни. «Там я вобрал в себя самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления… и познал русский язык и пейзаж», — вспоминал он в 1920 году. нашумевшее любовное произведение «Олеся» и «Оборотень», повесть ужасов, были опубликованы между 1898 и 1901 годами. Молох и Олеся много сделали для того, чтобы Куприн заработал свою литературную репутацию. В сентябре 1901 г. по приглашению Виктора Миролюбова, редактора популярного петербургского ежемесячника «Журнал для всех», он присоединился к своему штату и в декабре начал работать в столице.

      В Петербурге Куприн оказался в центре культурной жизни России. Он подружился и регулярно переписывался с Антоном Чеховым вплоть до его смерти в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, пока оба были в эмиграции. Он сблизился с ученым и критиком Федором Батюшковым из Мира Божия. Они часто писали друг другу, и 150 сохранившихся писем являются лишь частью их переписки. Позже Куприн с большой благодарностью вспоминал руководство Виктора Миролюбова, который, как и Максим Горький, оказал сильное влияние на творчество Куприна. «Он не только искренне и внимательно относился ко мне и моему творчеству, но и — заставил меня задуматься о вещах, о которых я раньше не думал», — писал спустя годы Куприн.

      В 1901 году Куприн вступил в Московское литературное общество «Среда», основанное в 1899 году Николаем Телешовым и состоявшее в основном из писателей-реалистов молодого поколения, среди которых были Горький, Бунин, Леонид Андреев.

      В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 году Александра Давыдова стала редактором либерального петербургского ежемесячника «Мир Божий». Когда она умерла в 1902 Мария Карловна взяла на себя издание, а позже в том же году Куприн покинул «Журнал для всех», чтобы возглавить отдел художественной литературы в журнале своей жены.

      В феврале 1903 года Горьковское издательство «Знание» опубликовало сборник из восьми сказок Куприна, в том числе «Дознание» и «Молох». «Под таким флагом приятно выйти на свет», — отмечал он в письме к Чехову. Толстой хвалил сборник за яркий язык, критики были почти единодушны в своем одобрении, указывая на близость Куприна по темам и технике к Чехову и Горькому. Ангел Богданович Мир Божий (который в 189 г.7 нелестно написал о Молохе) теперь хвалил сжатый стиль Куприна и его способность передать ощущение искрометной радости жизни. Сам Горький в письме к Телешову в марте 1903 г. ставил Куприна на третье место после Чехова и Андреева.

      Несмотря на литературный успех, первые годы жизни Куприна в Петербурге были напряженными. Его работа в журнале оставляла ему мало времени для собственного творчества, и когда его работа действительно появилась в «Мире Божием», ходили слухи, что своим успехом он обязан своим семейным связям. «Жизнь тяжела, — писал он другу в Киев, — скандалы, сплетни, зависть, ненависть… Мне очень одиноко и грустно».

      Куприн писал между 1902 и 1905 годами меньше, чем в провинции, но, по словам Лукера, «если количество его сочинений было уменьшено — всего около двадцати сказок, — качество их было несравненно выше. .. вопиющих контрастов, господствовавших в русском обществе, он обратил внимание на бедственное положение «маленького человека», следуя, таким образом, лучшим традициям русской литературы». Среди наиболее заметных рассказов были «В цирке» (1902 г.), получившие высокую оценку как Чехова, так и Толстого, «Болото» (1902), тематически связанный с циклом «Полесье» и «Еврейкой» (1904), демонстрирующий глубокую симпатию Куприна к этому гонимому меньшинству в русском обществе в то время, когда погромы были обычным явлением в юго-западных областях Российской империи. Другими темами прозы Куприна этого периода являются лицемерие («Тихая жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904) и вырождение праздного сословия («Первосвященник», 1905). ).

      В 1904 году Куприн начал усиленно работать над романом «Дуэль», посвященным «ужасу и скуке армейской жизни», задуманному на втором году службы в армии. был опубликован 3 мая 1905. Создание этого романа, тесно связанного с юношескими годами самого Куприна, было для него катарсическим опытом. «Я должен освободиться от тяжкого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман Дуэлью, потому что это будет мой поединок… с царской армией. Армия калечит душу, разрушает все лучшие порывы человека и унижает человеческое достоинство… Я должен написать обо всем, что я знал и видел. И своим романом я вызову царское войско на дуэль», — сообщал он жене в письме.

      Дуэль стала литературной сенсацией года. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров, огромное количество для начала 1900-х годов. Роман вызвал полемику, которая продолжалась до 1917 года. Левые критики приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», в то время как их консервативные коллеги осудили ее как «вероломное нападение на правящий порядок». Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету. С другой стороны, летом 1905 года группа из двадцати офицеров написала автору письмо с благодарностью за роман. Дуэль, по словам Лукера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна . .. обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы».

      Всю жизнь Куприн был человеком неопределенных политических взглядов, но события 1905 года побудили его занять жесткую критическую позицию по отношению к режиму. Куприн установил связи с матросами Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на броненосец «Потемкин», взбунтовавшийся в июне 1905 г. Считавшийся политически неблагонадежным, он был поставлен под негласный полицейский надзор. В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков», событие, свидетелем которого был Куприн в Балаклаве. Его роль в этом деле не ограничивалась ролью разгневанного журналиста. Его более поздняя повесть «Гусеница» (1918) рассказывает, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин, предположительно ответственный за трагедию, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил дело о клевете. В июне 1906 года Чухнин был убит, но два года спустя дело все же рассматривалось, и Куприн был приговорен к штрафу и десяти суткам домашнего ареста в Житомире в августе 1909 года. Периодом 00-х были «Мечты», «Тост», «Искусство» и «Убийца», последний из которых поднимал тему насилия, охватившего Россию в то время. «Младший капитан Рыбников» (1906), повествующий о японском шпионе, выдававшем себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. Много обсуждались «Оскорбление» (1906 г.) и «Гамбринус» (1907 г.), эмоциональное суммирование многих мотивов его произведений после 1905 г., перекликающееся с декламационным тоном «Событий в Севастополе», по словам Лукера.

      С 1905 года Куприн снова стал активным во многих нелитературных областях. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 совершил полеты на воздушном шаре с известным спортсменом Сергеем Уточкиным, совершил водолаз в глубины Черного моря и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете.

      В 1908 году Куприн уехал из Знанья. Его ухудшающимся отношениям с Горьким не способствовала публикация в 1908 году «Морской болезни», рассказа об изнасиловании героини социал-демократки и показавшего ее мужа-революционера в невыгодном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление СД. Вечеринка. Откровенно аполитичными были «Изумрудные» (1907), самый известный из его рассказов о животных, ода «вечной любви» «Суламифь» (1908 г.), основанная на «Песне Песней», автобиографической «Леночке» (1910 г.) и «Гранатовом браслете» (1911 г.), его Самая известная история «обреченного романтизма», в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. «Лестригоны» (1907–1911), серия зарисовок о балаклавских рыбаках, стали лирическим гимном простой жизни и эпическим прославлением добродетелей ее простых людей. В октябре 1909 года Куприн вместе с Буниным был удостоен Пушкинской премии.

      В 1908 году Куприн начал работу над «Ямой», своей самой амбициозной и противоречивой работой. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 г., вторая — в 1914 г., а третья — в 1915 г. Первая часть в том виде, в каком она вышла, вызвала широкую полемику, части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, по-видимому, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался их искусственно соединить. «Он более успешен в документальном ключе, поэтому первая часть с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», — утверждает Люкер. Роман критиковали некоторые русские критики и авторы (в том числе Лев Толстой) за излишний натурализм, но многие восхищались им, в том числе юная Нина Берберова.

      «Яма» была последней крупной работой Куприна, и для многих она стала сигналом упадка его творчества. Большая часть работ Куприна между 1912 годом и началом Первой мировой войны считается второстепенной, за исключением «Черной молнии» и «Анафемы». Визит Куприна на юг Франции в период с апреля по июль 1912 г. породил «Лазурный берег» — двадцать этюдов, образующих цикл путевых впечатлений. В 1911 году он переехал с семьей в Гатчину, недалеко от Санкт-Петербурга.

      Когда началась Первая мировая война, Куприн открыл военный госпиталь в своем доме в Гатчине, затем посетил города на западном фронте. К концу 1914 апреля он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отказался от идеи отметить 25-летие своей литературной карьеры. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 г. и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 г., когда был демобилизован по состоянию здоровья. По этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к чему он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди его немногочисленных рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), наносящие удары по циникам, наживавшим состояния на народных обидах.

      Февральская революция застала Куприна в Хельсинки, куда он отправился по совету врача. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в ряде статей и в мае начал редактировать газету партии социалистов-революционеров «Свободная Россия», сотрудничая также с «Волностью» («Свобода») и «Петроградский листок» («Петроградский листок»). . Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел эксцессы, которые могут привести к дальнейшим потрясениям, и предостерегал от погружения России в оргию кровопролития.

      Октябрьская революция мало прояснила политическую позицию Куприна. В статьях, в которых он участвовал в рассылке различных газет до середины 1918 года, в том числе «Петроградское Эхо», «Вечернее Слово» и «Заря», его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признавал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и смелым человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великое, чистое, бескорыстное учение, неизбежное для человечества». Тем не менее, недолго работая с Максимом Горьким в издательстве «Всемирная литература», он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма, утверждая, что большевики угрожают русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло ей страдания. люди. 19 июня18 августа Куприн был ненадолго арестован за критику режима в газете «Молва». Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхвалял героизм женщин-революционеров, другой («Призрак Гатчины») был антибольшевистским рассказом о тирании новых хозяев России.

      В конце 1918 г. Куприн составил подробный план «Земли», газеты, предназначенной специально для крестьянства. Предложенная им программа предусматривала помощь правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в соответствии с принципами, не противоречащими принципам коммунизма. Поддержано Горьким и одобрено самим Лениным на встрече с Куприным 25 декабря 19 г.18, проект так и не был реализован.

      16 октября 1919 года Гатчина была взята Белой армией генерала Николая Юденича. В течение двух недель Куприн редактировал газету «Приневский край» («Страна Невы»), издававшуюся штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступили на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург, где он присоединился к своей жене и дочери. Через Нарву семья добралась до Ревеля в Эстонии, а в декабре уехала в Финляндию. После полугода в Хельсинки они отплыли во Францию, прибыв в Париж в начале июля 1920.

      Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму. Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. Бедность семьи усугубляла положение. «Я остался голый… и нищий, как бездомный старый пес», — писал Куприн своему старому другу Ивану Заикину. Все это в совокупности мешало ему писать. «Чем талантливее человек, тем тяжелее ему без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году.

      Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его работы в эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих более ранних произведений и остановился на личных переживаниях, связывающих его с родиной, которую он потерял. Его визит на юго-запад Франции в 1925 вдохновил «Багровую кровь» (1926), красочный рассказ о корриде в Байонне, за которым в 1927 году последовал «Благословенный Юг», четыре зарисовки о Гаскони и Верхних Пиренеях. Затем последовали преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии в результате визита Куприна в Белград в 1928 году на конференцию русских писателей-эмигрантов. Тремя главными произведениями парижских лет Куприна были «Колесо времени» (13 очерков в стиле романа, 1929), автобиографические «Юнкерсы» (1932) и романтическая «Жаннетта» (1933), описывая привязанность пожилого профессора к маленькой девочке, жившей по соседству.

      К 1930 году семья Куприна жила в бедности и долгах. Его литературные гонорары были скудны, его парижские годы преследовали пьянство, после 1932 года у него начало ухудшаться зрение, испортился почерк. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовой катастрофой. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна. В конце 1936 он, наконец, решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожаемые только дочерью, Купринш уехал с Северного вокзала в Москву. Когда 31 мая Куприны прибыли в Москву, их встретили представители писательских организаций и поселили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на принадлежащую Советскому Союзу писателей дачу в Голицыно под Москвой, где Куприн лечился и отдыхал до зимы. В середине декабря он с женой переехал на квартиру в Ленинграде.

      Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его смущенным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России… физически очень крепкий и крепкий, — писал он позже, — а вернулся исхудавшим… слабым, безвольным больным. Это был уже не Куприн — этот человек выдающегося таланта — это было что-то. … слабый, грустный и явно умирающий». В конце концов он вернулся в Москву 31 мая 19 г.37, всего за год до его смерти, в разгар Великой чистки. Возвращение Куприна принесло публикацию его произведений в Советском Союзе, но после этого он практически ничего нового не написал. В июне 1937 года, к первой годовщине смерти Горького в июне, «Известия» опубликовали «Отрывки воспоминаний» Куприна. В октябре вышел этюд «Моя родная Москва». Общая реакция писателя на происходящее вокруг была далека от эйфории. В своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна дочь Лидия Норд нарисовала портрет разочарованного старика, который чувствовал себя чужим в родной стране.

      Январь 1938 года принес ухудшение здоровья Куприна. К июлю его состояние было тяжелым; уже страдавший заболеванием почек и склерозом, теперь у него развился рак пищевода. Хирургия мало чем помогла. Александр Куприн скончался 25 августа 1938 года и через два дня был похоронен рядом с коллегами-писателями на Литературных мостках на Волковом кладбище в Ленинграде.

      В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 г.Александра Давыдова стала редактором «Мира Божия». Когда она умерла в 1902 году, Мария Карловна взяла его на себя, и вскоре Куприн стал заведующим отделом художественной литературы в журнале своей жены. В 1903 году у них родилась дочь Лидия.

      В 1907 году Куприн развелся с первой женой и женился на Елизавете Морицовне Гейнрих (1882–1943), сестре милосердия, гувернантке Лидии и хорошей подруге Александры. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. Мать Куприна умерла в 1910 году.

      По словам Николая Лукера, место Куприна в истории русской литературы весьма значимо, если не уникально. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшим своего апогея в 1860-х годах. он обратился к рассказу как к жанру, соответствующему и его собственному беспокойному темпераменту, и разнообразным заботам его поколения… Со своими современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до беспрецедентного в русской литературе расцвета. То, что он уступал в сдержанности Чехову, убедительности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством темы. Эти последние качества в сочетании с его неизменным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня.

      Прославившийся романом «Дуэль» (1905), Куприн получил высокую оценку коллег-писателей, включая Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева, лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина и Льва Толстого, которые провозгласили его истинным преемником Чехова. Хотя он жил в эпоху, когда писатели увлекались литературными экспериментами, Куприн не искал новшеств и писал только о том, что пережил сам, а его герои — следующее поколение после чеховских пессимистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *