О чем булгаков собачье сердце – Собачье сердце — Википедия

Краткий рассказ о повести Булгакова Собачье сердце

Автор повести «Собачье сердце» М. С. Булгаков

Повесть «Собачье сердце» написана М. А. Булгаковым в 1925 году. «Своим писательским долгом Булгаков считал «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». «Собачье сердце — шедевр булгаковской сатиры» (Вступительная статья к одному из изданий повестей Булгакова) Повесть «Собачье сердце» написана М. А. Булгаковым зимой 1925 года. Издана в СССР в 1987 году

Действующие лица повести «Собачье сердце»

  • Ф. Ф. Преображенский — профессор медицины
  • доктор Борменталь — ассистент Преображенского
  • Зина — прислуга у Преображенского
  • Дарья Петровна — кухарка Преображенского
  • собака Шарик — объект медицинского эксперимента Преображенского
  • П. П. Шариков — результат медицинского эксперимента Преображенского
  • Швондер — партийный активист

Краткое содержание повести «Собачье сердце»

Действие повести происходит в Москве зимой 1924 года. Специализирующийся в вопросах омоложения организма Преображенский ставит эксперимент на собаке: пересаживает ей органы умершего человека. Шарик превращается в человека. О его характере, приключениях, сосуществовании с профессором, окружающими людьми, властью в условиях первых лет диктатуры пролетариата рассказывается в повести

Краткое содержание повести «Собачье сердце» по главам

    Глава 1: профессор Преображенский находит на улице бродячего пса и заманивает его к себе домой
    Глава 2: знакомит читателей с образом жизни, занятиями профессора: он занимается омоложением организма пациентов
    Главы 3 и 4: Шарик живет у Преображенского, он поздоровел и пополнел. Преображенский и Борменталь делают ему операцию, пересадив органы умершего человека — уголовника Глеба Чугункина
    Глава 5
    : Шарик превращается в человека
    Глава 6: новый человек выбирает себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Он получает документы. Его поведение меняется
    Глава 7: Шарикову начинают быть присущи черты характера Глеба Чугункина. Пьёт, хулиганит. Общаясь с окружающими, проникается революционным сознанием, начинает изучать труды Карла Маркса
    Глава 8: своим поведением Шариков меняет жизнь Преображенского в худшую сторону. Профессор и доктор Борменталь думают, как избавиться от Шарикова
    Глава 9: Шариков устраивается на работу, под влиянием Швондера пишет политический донос на Преображенского, грозит пистолетом Борменталю. Борменталь и Преображенский проводят новую операцию, превратив Шарикова опять в собаку Шарика
    Глава 10: в дом профессора приходит милиция в поисках исчезнувшего гражданина Шарикова, но обнаруживает только собаку Шарика. Профессор прикидывается не понимающим суть претензий власти

Прототипы повести «Собачье сердце»

  • Прототипом дома, в котором разворачиваются основные события повести, стал доходный дом № 24 по улице Пречистенка, построенный архитектором С. Ф. Кулагиным в 1904 году
  • Прототипом профессора преображенского был дядя Булгакова врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский

История создания повести

    Предполагается, что идею сюжета подсказали Булгакову работы парижского врача С. Воронова, пытающегося с помощью пересадки людям органов животных добиться омоложения человеческого организма и продления человеческой жизни. С начала 20-х годов о Воронове часто писали газеты и журналы
    Булгаков написал повесть в январе-марте 1925 года
    1925, 7 марта — Булгаков прочёл повесть собратьям по перу на литературном вечере у Е. Ф. Никитиной
    Предполагалось, что повесть напечатает издательство «Недра», но цензура не допустила этого
    Главный редактор «Недр» Н. С. Ангарский посоветовал булгакову отправить повесть на рецензию председателю Моссовета Л. Б. Каменеву
    1925, 9 и 24 марта — доносы о повести Булгакова в ГПУ, написанный кем-то из присутствующих на вечере 7 марта

"Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения. Кроме того, книга пестрит порнографией, облеченной в деловой, якобы научный вид. Таким образом, эта книжка угодит и злорадному обывателю, и легкомысленной дамочке, и сладко пощекочет нервы просто развратному старичку. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это - Главлит, и если мое мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит"

    1925, 21 мая — письмо Булгакову из издательства «Недра»: «Дорогой Михаил Афанасьевич, посылаю Вам «Записки на манжетах» и «Собачье сердце». Делайте с ними, что хотите. Сарычев в Главлите заявил, что «Собачье сердце» чистить уже не стоит. «Вещь в целом недопустима»
    1925, 11 сентября — письмо Булгакову из издательства «Недра»: «Повесть Ваша „Собачье сердце“ возвращена нам Л. Б. Каменевым. По просьбе Николая Семеновича он ее прочел и высказал свое мнение: «это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»
    1926, 7 мая — в результате обыска в квартире Булгакова рукопись «Собачьего сердца» была изъята и лишь спустя 2 года по настоянию Горького возвращена автору
В СССР повесть была впервые опубликована в Перестройку журналом «Знамя» (гл. редактор Григорий Бакланов) летом 1987 году

Цитаты из повести «Собачье сердце»

    «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует …если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха… Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…
    «Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет…»
    «Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать…»

«Сатира в «Собачьем сердце» обоюдоостра: она направлена не только против пролетариев, но и против того, кто, теша себя мыслями о независимости, находится в симбиозе с их выморочной властью. Это повесть о черни и элите, к которым автор относится с одинаковой неприязнью» (А. Варламов «Булгаков»)

Ещё статьи

chtooznachaet.ru

Так о чем же «Собачье Сердце»?


Неожиданно вспомнилось «Собачье Сердце» Булгакова, пришли в голову кое-какие мысли о том, что же хотел сказать автор.
Раньше для меня история выглядела так – Преображенский создал человека с чистым сознанием, но потом этот человек под влиянием советской действительности превратился в сволочь и его пришлось развоплотить обратно в собаку. Примерно так я всегда понимал смысл произведения.
Но тут вдруг мне подумалось, а что если операция по превращению собаки в человека — это аллегория на революцию? Вот был простой бродячий пёс, который шарился по помойкам, и вдруг он внезапно революционным путем обретает статус и способности человека. И что с ним происходит потом не суть важно, ведь Преображенский говорил, что «если бы ему удалось натравить Шарика на Швондера, то от того бы остались только рожки да ножки».

То есть дело даже не в борьбе белых и красных.

Если бы дело было только в неверно выбранной Шариком, по мнению Булгакова, политической стороне, то почему в конце его просто не перевоспитали в «хорошего» человека? В конце фильма Шарика не перевоспитывают и не убивают, а превращают обратно в собаку. Отправляют его обратно в социальное ничтожество из которого он вылез.

Проблема Шарика не в том, что он стал коммунистом, а в том, что он из собаки стал человеком.

Устами Преображенского Булгаков говорит нам: «Зачем делать из собаки человека, если любая баба может нарожать их сколько угодно».

То есть получается, что главный посыл Булгакова в «Собачьем Сердце» — все должны находится на своих местах. Социальный низ не должен приравниваться к людям, и если он поднимается на уровень человека, то это приводит к разрухе.

Преображенский прямо говорит, что он не любит пролетариат и отказывается уплотнять квартиру. Очевидно, что для него социальные низы так же брезгливо отвратительны, как и дворовые собаки. Собаки даже лучше, потому что собаку, знающую свое собачье место он готов взять на содержание, а вот поделиться комнатой с людьми нет.

И вот и выходит, что «Собачье Сердце» это гностическая книга, отстаивающая мир многоэтажного человечества, где переход людей из одной категории в другую крайне нежелателен, а то и запрещен.


Конечно я могу ошибаться в своем видении. Свое мнение оставляйте в комментах.

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ.

popoffich.livejournal.com

Собачье сердце — ТОП КНИГ

Автор: Михаил Булгаков

Дата выхода книги: 1987

«Собачье сердце» книга, которая не нуждается в представлении на постсоветском пространстве. Она стала поистине народной и многие выражения из нее стали «крылатыми». Кроме того многим полюбился фильм снятый достаточно близко по книге и также ставшим «народным». Все это обеспечило не только высокий интерес «Собачье сердце» читать, но и гарантировала высокое место самому писателю в нашем рейтинге лучших авторов.

Сюжет книги «Собачье сердце» кратко

Сюжет книги «Собачье сердце» Булгакова развивается вокруг Ф.Ф. Преображенского и его подопытного Шарика. Преображенский выдающийся хирург и достиг замечательных результатов в омоложении. Поэтому для развития своих научных трудов он решается на немыслимый эксперимент – пересадку семенников и гипофиза собаке. Для эксперимента выбирает бездомную собаку Шарика. Результаты эксперимента потрясают даже самого профессора, Шарик приобретает человеческий облик и даже получает сознание. Правда, сознание у него как у донора органов – пьяницы Клима Чугункина. История приобретает широкий резонанс в общественности и Шарику даже выдают паспорт и прописывают в квартире профессора. Но Шариков начинает все больше грубить профессору, ворует деньги и даже пишет донос на Преображенского. Это выводит профессора из себя, и он пытается выгнать Шарикова. Тот достает револьвер, но его обезоруживает Борменталь, а профессор проводит обратную операцию и Шариков снова становится собакой.

Книга «Собачье сердце» Булгакова имела достаточно тернистый путь к успеху. В виду наличия в повести множества намеков на известных в тот период политических лидеров СССР повесть отказываются публиковать. Многие главреды в восхищении от нее, но публиковать боятся, либо им запрещают. При обыске квартиры Булгакова повесть вообще изымают и возвращают лишь через три года по просьбе Горького. Многие считают книгу «Собачье сердце» Булгакова политической сатирой и находят множество схожести с политиками тех лет, как и в еще одном произведении автора «Мастер и Маргарита». Лишь через пять лет после написания повесть публикуют в Самиздате. Первая же полноценная публикация книги выходит аж в 1987 году.

Роман «Собачье сердце» на сайте Топ книг

В наш рейтинг топ 100 книг «Собачье сердце» книга попала не только благодаря своей популярности, но и благодаря ее наличию в школьной программе. Особенно ярко это прослеживается по всплескам интереса к книге «Собачье сердце» в период ее прохождения в школе. Это позволяет книге удерживать  достаточно высокое место в нашем рейтинге топ прозы и имеет неплохие шансы попадания в рейтинги нашего сайта и в будущем.

 

Собачье сердце     

 

 


top-knig.ru

«Собачье сердце», анализ повести Булгакова

История создания

Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пу

goldlit.ru

Булгаков О чем предупреждал Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году.

Не читайте до обеда советских газет :)))

разруха начинается в голове…

нельзя власть шариковым и швондерам давать!

Шариковы всё заполонят. Вот они и заполонили, ученики.

что на смену пришёл гегемон

Из глины конфетку не вылепишь. Шарик даже будучи человеком вёл себя как собака.

touch.otvet.mail.ru

«Собачье сердце»: описание и анализ повести Булгакова / Булгаков М.А.

«Собачье сердце» — повесть М.А. Булгакова. Повесть создавалась в январе-марте 1925 г. и предназначалась для альманаха «Недра», однако не была опубликована по цензурным причинам. Тем не менее, о существовании повести было известно московской публике, так как Булгаков читал ее в марте 1925 г. на литературном собрании «Никитских субботников». Позднее она распространялась в «самиздате». Впервые опубликована: «Студент» (Лондон, 1968, №№9 и 10), «Грани» (Франкфурт, 1968, №69). Первая отечественная публикация — «Знамя» (1987, №6).

«Собачье сердце» Булгакова завершает собой цикл сатирических повестей 20-х годов, в число которых входят написанные чуть ранее «Дьяволиада» (1924 г.) и «Роковые яйца» (1925 г.). Повесть разными своими сторонами связана с многочисленными литературными и внелитературными источниками, в ней соединились разнообразные жанровые элементы. Прежде всего повесть «Собачье сердце» Булгакова вписывается в параметры жанра фантастического приключения, фабульно напоминающей такое произведение, как роман английского фантаста Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896 г.), где осуществляется эксперимент по выведению «гибрида» человека и животного. Этой стороной повесть входит в русло активно развивающегося в 20-е гг. жанра научной фантастики (А.Н. Топстой, А. Беляев).

При всем том, нельзя не принимать в расчет явной пародийной окраски фантастического сюжета, на которую указывает и само название, и подзаголовок — «Чудовищная история». Эксперимент героя повести профессора Филиппа Филипповича Преображенского, приведший к непредсказуемому результату, появлению человекособаки, тесно связан с распространенными в 20-е гг. естественнонаучными опытами и медицинской практикой по омоложению человеческого организма. Булгаков, будучи врачом, был хорошо знаком с публикациями на эту тему. Кроме того, немаловажно и то обстоятельство, что прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, врач-гинеколог Н.М. Покровский, живший на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Однако под внешним покровом научно-приключенческого жанра, так же как и в повести «Роковые яйца», скрывалась глубокая метафора с серьезным сатирическим подтекстом. Мотивы и образы повести так или иначе представляли собой отражение взглядов писателя на характер самих исторических событий 1917 г. и их последствий. Эксперимент Преображенского по пересадке собаке гипофиза «полупролетария» Клима Чугункина и появление таким образом Полиграфа Полиграфовича Шарикова прочитывался как художественная проекция титанического социального эксперимента XX века, приведшего к чудовищным результатам. В образе Шарикова получила пародийное воплощение идея «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией (впрочем, о «новом человеке» грядущих эпох говорили в то же время и теософы, и ницшеанцы). Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного волюнтаристского вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества. Гротеск, ирония, пародия стали средствами яркой социально-психологической характеристики общественной атмосферы 20-х годов.

Социально-сатирическая направленность повести «Собачье сердце» Булгакова, метафорический подтекст позволяют сблизить ее с жанром антиутопии, ярким образцом которой стал роман Е.И. Замятина «Мы» (1921 г.). Подобно ему, «Собачье сердце» звучит как предупреждение о грозных последствиях исторического эксперимента, избежать которые можно, лишь вернув все в прежнее естественное русло.

Развернутая многослойная художественная метафора «Собачьего сердца» содержит в себе также скрытые евангельские и инфернальные мотивы. Характер их воплощения стал этапом движения писателя к идеям и образной структуре главного романа «Мастер и Маргарита». В свете этого движения, определенную значимость приобретают время, место действия, личности и даже фамилии главных героев. Операция над Шариком начинается вечером 23 декабря, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7-е января, то есть «преображение» происходит между католическим и православным Рождеством, что намекает на вселенский масштаб последствий. С другой стороны, этот временной промежуток может рассматриваться как результат «дьявольской ошибки», вызванном сменой календарных стилей, и тогда действие повести приобретает мистический оттенок, совершаясь в некой «хронологической пустоте», во «временном вакууме» между двумя Рождествами. Полиграф Полиграфович — воплощение не Христа, а дьявола, о чем свидетельствует само имя, взятое им в светских «святцах» (имя Полиграф — буквально: «многопишущий» — очевидно содержит намек на кабинетные теории XIX в., перекроившие судьбы сотен миллионов людей, ворвавшись в мир XX в.; возможно также толкование в духе Ортеги-и-Гассета, где Шариков оказывается «человеком массы», массового тиражирования идей полиграфией).

Особое значение имеет и фон действия: квартира профессора, расположенная на Пречистенке (название, так же включающееся в круг религиозных ассоциаций) является своего рода «моделью» небесного царства, или Вселенной. Состоящая из семи комнат (сакральное число — семь дней творения), она стоит посреди окружающего ее Хаоса, сохраняя строгий порядок и иерархию ада (кухонный очаг), рая (кабинет и столовая) и чистилища (смотровая и операционная). Сам Преображенский, подобно Создателю, обладает властью над жизнью и смертью — он возвращает молодость.

Среди многочисленных интерпретаций текста «Собачьего сердца» есть и попытки «расшифровать» его образы как скрытые намеки на реальные исторические лица. Так, пародированными прототипами Шарикова оказываются Ленин и Троцкий. Согласно иным версиям, Шариков это невежественный и косноязычный Сталин, которого выпестовали на свою погибель Ленин (Преображенский) и Троцкий (Борменталь). На стене в кабинете профессора висит портрет физиолога Мечникова, внешностью напоминающий «прародителя» русской революции Маркса. Прочитанная под этим углом зрения, тайнопись Булгакова воспроизводит в образной форме перипетии борьбу за власть внутри стана большевиков в середине 20-х годов.

По повести снят художественный фильм «Собачье сердце» (1988 г., «Ленфильм», режиссер В. Бортко, в главных ролях Е. Евстигнеев и В. Толоконников).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

classlit.ru

Краткое содержание Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков

Действие происходит зимой 1924 25 г. в Москве. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желез внутренней секреции животных. В своей семикомнатной квартире в большом доме на Пречистенке он ведет прием пациентов. В доме проходит «уплотнение»: в квартиры прежних жильцов вселяют новых — «жилтоварищей». К Преображенскому приходит председатель домкома Швондер с требованием освободить две комнаты. Однако профессор, позвонив по телефону одному из своих высокопоставленных пациентов, получает на свою квартиру броню, и Швондер уходит ни с чем.

Когда Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь обедают, откуда-то сверху доносится хоровое пение — это проходит общее собрание «жилтоварищей». Профессор возмущен происходящим в доме: с парадной лестницы украли ковер, заколотили парадную дверь и ходят теперь через черный ход, с калошной стойки в подъезде в апреле 1917г. пропали разом все калоши. «Разруха», — замечает Борменталь и получает ответ: «Если я вместо того, чтобы оперировать, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!»

Профессор Преображенский подбирает на улице беспородного пса, больного и с ободранной шерстью, приводит его домой, поручает домработнице Зине кормить его и ухаживать за ним. Через неделю чистый и сытый Шарик становится ласковым, обаятельным и красивым псом.

Профессор проводит операцию — пересаживает Шарику железы внутренней секреции Клима Чугункина, 25 лет, трижды судимого за кражи, игравшего на балалайке по трактирам, погибшего от удара ножом. Эксперимент удался — пес не погибает, а, напротив, постепенно превращается в человека: прибавляет в росте и весе, у него выпадает шерсть, он начинает говорить. Через три недели это уже человек небольшого роста, неприятной наружности, который с увлечением играет на балалайке, курит и сквернословит. Через некоторое время он требует у Филиппа Филипповича, чтобы тот прописал его, для чего ему необходим документ, а имя и фамилию он себе уже выбрал: Полиграф Полиграфович Шариков.

От прежней собачьей жизни у Шарикова остается ненависть к котам. Однажды, погнавшись за котом, забежавшим в ванную, Шариков защелкивает в ванной замок, случайно выворачивает водопроводный кран и всю квартиру заливает водой. Профессор вынужден отменить прием. Дворник Федор, вызванный для починки крана, смущенно просит Филиппа Филипповича заплатить за разбитое Шариковым окно: тот пытался обнять кухарку из седьмой квартиры, хозяин стал его гнать. Шариков же в ответ начал швырять в него камнями.

Филипп Филиппович, Борменталь и Шариков обедают; снова и снова Борменталь безуспешно учит Шарикова хорошим манерам. На вопрос Филиппа Филипповича о том, что Шариков сейчас читает, он отвечает: «Переписку Энгельса с Каутским» — и добавляет, что он не согласен с обоими, а вообще «все надо поделить», а то «один в семи комнатах расселся, а другой в сорных ящиках пропитание ищет». Возмущенный профессор объявляет Шарикову, что тот стоит на низшей ступени развития и тем не менее позволяет себе подавать советы космического масштаба. Вредную же книжку профессор приказывает бросить в печь.

Через неделю Шариков предъявляет профессору документ, из которого следует, что он, Шариков, является членом жилтоварищества и ему полагается комната в профессорской квартире. Тем же вечером в кабинете профессора Шариков присваивает два червонца и возвращается ночью совершенно пьяный в сопровождении двух неизвестных, которые удалились лишь после звонка в милицию, прихватив, однако, с собой малахитовую пепельницу, трость и бобровую шапку Филиппа Филипповича.

Той же ночью в своем кабинете профессор Преображенский беседует с Борменталем. Анализируя происходящее, ученый приходит в отчаяние оттого, что он из милейшего пса получил такую мразь. И весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человечье сердце и самое паршивое из всех, которые существуют в природе. Это Клим Чугункин со всеми его кражами и судимостями.

Однажды, придя домой, Шариков предъявляет Филиппу Филипповичу удостоверение, из которого явствует, что он, Шариков, состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее). Спустя несколько дней Шариков приводит домой барышню, с которой, по его словам, он собирается расписаться и жить в квартире Преображенского. Профессор рассказывает барышне о прошлом Шарикова; она рыдает, говоря, что он шрам от операции выдавал за боевое ранение.

На следующий день один из высокопоставленных пациентов профессора приносит ему написанный Шариковым донос, в котором упоминается и брошенный в печь Энгельс, и «контрреволюционные речи» профессора. Филипп Филиппович предлагает Шарикову собрать свои вещи и немедленно убираться из квартиры. В ответ на это одной рукой Шариков показывает профессору шиш, а другой вынимает из кармана револьвер… Через несколько минут бледный Борменталь перерезает провод звонка, запирает парадную дверь и черный ход и скрывается вместе с профессором в смотровой.

Спустя десять дней в квартире появляется следователь с ордером на обыск и арест профессора Преображенского и доктора Борменталя по обвинению их в убийстве заведующего подотделом очистки Шарикова П. П. «Какого Шарикова? — спрашивает профессор. — Ах пса, которого я оперировал!» И представляет пришедшим пса странного вида: местами лысый, местами с пятнами отрастающей шерсти, он выходит на задних лапах, потом встает на все четыре, затем опять поднимается на задние лапы и садится в кресло. Следователь падает в обморок.

Проходит два месяца. По вечерам пес мирно дремлет на ковре в кабинете профессора, и жизнь в квартире идет своим чередом.

Преображенский Филипп Филиппович — профессор, хирург и экспериментатор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез. Зимой подбирает на московской улице бездомного пса, которому дает кличку Шарик, и использует его в качестве подопытного животного, пересаживая ему семенные железы и гипофиз погибшего Клима Чугункина. Операции П. проводит вместе со своим ассистентом, доктором Борменталем.

В начале повести в образе П. подчеркнуты черты ученого-«олимпийца», пытающегося быть далеким от «земных» проблем: не случайны сравнения с волшебником, жрецом; очевидны ассоциации с Творцом, создающим Адама (ср. фамилию персонажа). Отрицая советскую власть за радикализм и насилие, П. произносит монолог о бессмысленности террора и о том, что единственное средство благотворного воздействия на живое существо — ласка. Между тем сам П. объективно предстает «революционером», изменяющим законы природы, а неожиданные результаты эксперимента заставляют его фактически прибегнуть к «террору». Конфликт П. с его «детищем» — Шариковым — напоминает конфликт «отцов» и «детей». П. пытается воздействовать на Шарикова, убеждая того, что он «стоит на самой нижней ступени развития» и должен «учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества», — но безуспешно. Поняв, что в результате эксперимента он всего лишь «воскресил» Клима Чугункина, П. заключает, что никому не удастся «из этого хулигана сделать человека», а искусственная фабрикация подобных существ бессмысленна. В итоге П. решается на обратную операцию; возвращая Шарикова в «собачье» состояние и воскрешая, таким образом, пса Шарика. В разговоре со следователем П. заявляет по поводу Шарикова, что тот не был человеком, хотя и разговаривал. «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей». Однако в финале повести П. вновь показан сидящим за письменным столом и рассматривающим человеческие мозги: это наводит на мысль о возможности повторения.

Шарик Чугункин Клим Григорьевич Шариков Полиграф Полиграфович. Шарик — бездомный пес, родившийся у Преображенской заставы (ср. фамилию профессора — Преображенский) в Москве. Кличку получает в начале повести, причем его внешний облик никак ей не соответствует. Ш. продолжает традиционный литературный ряд «мыслящих» животных, с точкой зрения которых сближена точка зрения повествователя (ср.: Холстомер и Каштанка в одноименных произведениях Л. Толстого и Чехова). Однако Ш. отличается весьма высокой степенью информированности в человеческих делах и здравым смыслом. В течение нескольких дней он живет в квартире профессора Преображенского, готовящегося к эксперименту. Неоднократно проявляется связь пса со стихийным началом (агрессивно сопротивляется перевязке, уничтожает чучело совы и т. п.). «Райским» местом для Ш. предстает кухня, которая в повести сопоставлена с «адом». В дальнейшем тело Ш. служит «основой» для пересадки человеческих органов во время операции: персонаж трансформируется в Шарикова. Через несколько недель, после «обратной» операции, Ш. возникает в первоначальном в

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *