Нравы славян: Быт и нравы древних славян

Содержание

Свойства древних славян: Брачное целомудрие. Жены и дети. Нравы Славян Российских в особенности. / О физическом и нравственном характере славян древних. / Издательство СКИФИЯ

БИБЛИОТЕКА САЙТА

Подпишитесь на наши новости:      

Главная страница библиотеки   История государства Российского   Поэзия и проза наших дней   Прогулки с Соснорой   Всадники рок-н-ролла

Николай Карамзин «История государства Российского»

← листать назад :: листать вперёд →

Том I. Глава 03. (2)

О физическом и нравственном характере славян древних.

Генрих Семирадский «Ночь на Ивана Купала» (Night on the Eve of Ivan Kupala), 1880 г., холст, масло

Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей Славянских. Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам. Славянки не хотели переживать мужей и добровольно сожигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство.

Думают, что сие варварское обыкновение, истребленное только благодетельным учением Христианской Веры, введено было Славянами (равно как и в Индии) для отвращения тайных мужеубийств: осторожность ужасная не менее самого злодеяния, которое предупреждалось ею! Они считали жен совершенными рабами, во всяком случае безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете.

Сие рабство жен происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их: обычай, доныне соблюдаемый в Иллирии. Удаленные от дел народных, Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти: так, при осаде Константинополя в 626 году Греки нашли между убитыми Славянами многие женские трупы.

Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних: ибо Славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: в случае убийства не только сам преступник, но и весь род его беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали крови за кровь.

Говоря о жестоких обычаях Славян языческих, скажем еще, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостию и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам.

Так народы самые добродушные, без правил ума образованного и Веры истинной, с спокойною совестию могут ужасать природу своими делами и превосходить зверей в лютости! Сии дети, следуя общему примеру, как закону древнему, не считали себя извергами: они, напротив того, славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии.
К описанию общего характера Славян прибавим, что Нестор особенно говорит о нравах Славян Российских.

Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностию между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов темных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга: не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц.

– Северяне, Радимичи и Вятичи уподоблялись нравами Древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении. Сии три народа, подобно Древлянам, обитали во глубине лесов, которые были их защитою от неприятелей и представляли им удобность для звериной ловли. То же самое говорит История VI века о Славянах Дунайских.

 


 

Комментарий Марины Георгиевой:

«Русская история». В.О.Ключевский:

«Разложение родового союза делало возможным взаимное сближение родов, одним из средств которого служил брак. Первоначальные однодворки, сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, помнившие о своём общем происхождении, память о котором сохранялась в отческих названиях таких сёл: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи.

Для таких сёл, состоявших из одних родственников, важным делом было добывание невест. При господстве многоженства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений. Они совершались, по летописи, на религиозных праздниках в честь общих неродовых богов у воды, у священных источников или на берегах рек и озёр, куда собирались обыватели и обывательницы разных сёл.

Начальная летопись изображает различные формы брака как разные степени людскости, культурности русско-славянских племён. В этом отношении она ставит все племена на низшую ступень сравнительно с полянами. Описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, она замечает, что на тех игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся. Умычка и была в глазах древнего бытописателя низшей формой брака, даже его отрицанием: браци не бываху в них, а только умычки.

Известная игра сельской молодёжи обоего пола в горелки — поздний остаток этих дохристианских брачных умычек. Вражда между родами, вызывавшаяся умычкою чужеродных невест, устранялась веном, отступным, выкупом похищенной невесты у её родственников. С течением времени вено превратилось в прямую продажу невесты жениху её родственниками по взаимному соглашению родни обеих сторон: акт насилия заменялся сделкой с обрядом мирного хождения зятя (жениха) по невесту, которое тоже, как видно, сопровождалось уплатой вена.

У полян не хожаше зять по невесту, но приводили её к жениху вечером, а на другой день приносили вслед за ней, что давали: в этих словах видят указание на приданое. Итак, хождение жениха за невестой, заменившее умычку, в свою очередь сменилось приводом невесты к жениху с получением вена или с выдачей приданого, почему законная жена в языческой Руси называлась водимою.

От этих двух форм брака, хождения жениха и привода невесты, идут, по видимому, выражения брать замуж и выдавать замуж: язык запомнил много старины, свеянной временем с людской памяти. Брак размыкал род, так сказать, с обоих концов, облегчая не только выход из рода, но и приобщение к нему.

Родственники жениха и невесты становились своими людьми друг для друга, свояками; свойство сделалось видом родства. Значит, брак уже в языческую пору роднил чуждые друг другу роды. В первичном, нетронутом своём составе род представляет замкнутый союз, недоступный для чужаков: невеста из чужого рода порывала родственную связь со своими кровными родичами, но, став женой, не роднила их с роднёй своего мужа. Родственные сёла, о которых говорит летопись, не были такими первичными союзами: они образовались из обломков рода, разрослись из отдельных дворов, на которые распадался род в эпоху расселения. »

У него же, но о более позднем периоде:

«Я вошёл в некоторые подробности о формах языческого брака у наших славян, чтобы ближе рассмотреть следы раннего ослабления у них родового союза, которое началось в эпоху расселения. Это поможет нам объяснить некоторые явления семейного права, встречаемые в древнейших наших памятниках. Здесь особенно важна последняя из перечисленных форм.

Приданое служило основой отдельного имущества жены; появлением приданого началось юридическое определение положения дочери или сестры в семье, её правового отношения к семейному имуществу. По Русской Правде сестра при братьях не наследница; но братья обязаны устроить её судьбу, выдать замуж, како си могут, с посильным приданым. Как накладная обязанность, которая ложится на наследство, приданое не могло быть приятным для наследников институтом.

Это сказалось в одной пословице, выразительно изображающей различные чувства, возбуждаемые в членах семьи появлением зятя: Тесть любит честь, зять любит взять, теща любит дать, а шурин глаза щурит, дать не хочет.

При отсутствии братьев дочь — полноправная наследница отцовского имущества в землевладельческой служилой семье и сохраняет право на часть крестьянского имущества, если осталась после отца незамужней.»

← листать назад :: листать вперёд →



Рекомендуем обратить внимание на книгу:

Падение Третьего Рима.
Духовные основы возрождения Русского Православного Царства

Реформа патриарха Никона и истинные причины церковных преобразований XVII века.

Книга «Падение Третьего Рима» буквально взрывает наши представления о церковной реформе патриарха Никона.
Автор, собрав и систематизировав факты и сведения, убедительно описывает события, произошедшие в России во второй половине XVII века, показывая, что истоки многих проблем, как церковных, так и социально-политических, коренятся в трагедии раскола Русской Церкви.

При всей серьезности исследования книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Об этом свидетельствует и интерес читателей — с 2009 по 2015 год книга выдержала уже четыре переиздания.

► узнать больше и купить книгу по издательской цене


Как издать свою книгу?

Издательство «Скифия» выполняет заказы на издание книг от организаций и авторов, издающих свои произведения на собственные средства. Более чем 14-летний опыт работы, своя издательская и полиграфическая база, собственная отлаженная система распространения позволяют нам предложить оптимальное предложение на книгоиздательском рынке услуг. Мы работаем на всю Россию и Зарубежье.

► подробнее


Еще по теме:


Том II. Глава 07. (04) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира (Волынского) Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.

► читать полностью…

Том II. Глава 07. (03) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Глеб Минский, Беспокойные Новгородцы, Князь Ярослав Владимирский,

► читать полностью…

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 →

► читать всю историю России


Это интересно:

Рецензии на наши книги: «Биография и мифология Виктора Сосноры»

В Журнале «Новый мир» (№2, 2015 г.) вышла рецензия Кирилла Корчагина на книгу Вячеслава Овсянникова «Прогулки с Соснорой». Представляем ее вашему вниманию.

► Подробнее

Бизнес в дизайне интерьеров: Сказки о сарафанном радио и личном сайте

Представляем небольшой отрывок из книги Кирилла Горского «Бизнес в дизайне интерьера»: сказка о сарафанном радио, сказка о всемогущем сайте, миф о силе журнальной публикации.

► Подробнее

► читать издательский блог

Рекомендуем обратить внимание на книги:

сборник


Человек и его язык
Материалы XX юбилейной Международной конференции Школы-Семинара имени Л. М. Скрелино

Сборник содержит материалы Юбилейной XХ Международной конференции научной Школы-Семинара имени профессора Л. М. Скрелиной «Человек и его Язык»

Цена: 500

Азин-Соколов Г.


До и после

Новая книга петербургского публициста Геннадия Азина-Соколова помогает внимательно взглянуть на прошлое страны, проанализировать допущенные ошибки и промахи, чтобы вывести Россию и ее народ на новые пути движения к Истине.

Цена: 450

► все книги


Полезное:


«перевертыши» на службе султана — Реальное время

07:00, 22. 07.2017 Сюжет: «Их нравы»: османские традиции в современной Турции

Личная гвардия повелителя в войске Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о таком феномене, как янычары.

От «пенчика» к «перевертышам»

На заре становления и активного продвижения на север в Османской империи, при непосредственном участии Султана Мурада I, формируется совершенно новая воинская каста, которая перерастает в первую в истории Турции регулярную армию. До этого момента во время войн войсковые соединения формировалась из народных ополченцев, во главе которых стояли «беи», которые находились на службе у султана. Разумеется, данное положение порождало борьбу за власть и для того, чтобы обезопасить свое окружение, Мурад I принимает решение создать регулярную армию, подконтрольную непосредственно ему и состоящую из так называемых «перевертышей» (девширме).

Данная армия возникла не на пустом месте, ее формирование восходит к традиции «пенчик», по которой каждый пятый, захваченный в плен во время многочисленных балканских походов, обязан был работать на государственной службе. Конечно же, становление воина начинается сызмальства, поэтому дети от 8 до 14, а по некоторым данным и до 18 лет, захваченные в плен, отдавались на воспитание в турецкие семьи внутренней Анатолии. Чаще всего это были дети христиан. В новой семье они принимали новую религию Ислам и обучались турецкому языку и традициям, поэтому их и называли «перевертышами». Из таких перевертышей и сформировалась новая регулярная армия Османской империи, подчиненная султану. Над названием не стали долго мудрить и нарекли их янычарами, что означает «новый воин».

Девширме. Оттоманская миниатюра, 1558. Илл. wikipedia.org

Между рабом и топовым чиновником

Несмотря на то, что янычары были элитой воинского сословия Османской империи, их социальный статус находился где-то между рабом и вольноотпущенником. Существовали довольно жесткие критерии отбора в янычарский корпус, также жесткими, на начальном этапе, были и условия их повседневной жизни. Так, например, до ухода на пенсию янычарам запрещалось жениться, заводить детей и обзаводиться имуществом. Но, кроме кнута был также и пряник в виде государственный службы, государственного обеспечения и продвижения по карьерной лестнице. Некоторые выходцы из янычарского корпуса занимали довольно высокие государственные посты.

Конечно же, с годами эти жесткие критерии были смягчены, в корпус стали набирать не только пленных детей, но и детей простых жителей, родителей которых привлекала перспектива карьерного роста для своих отпрысков. Янычарам разрешили заниматься торговлей, владеть имуществом, заводить семьи и т. д.

Со временем это привело к упадку боевого духа, янычары, обремененные семьей и торговыми делами, уже не хотели участвовать в войнах, и начались многочисленные восстания янычар, что привело к жесточайшим подавлениям этих бунтов и к полному уничтожению янычарского корпуса в 1826 году султаном Махмудом II. Об этом событии упоминает даже А.С. Пушкин в стихотворении «Стамбул гяуры нынче славят»:

… Алла велик!
К нам из Стамбула
Пришел гонимый янычар —
Тогда нас буря долу гнула,
И пал неслыханный удар.

От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи;
Треща в объятиях пожаров,
Валились домы янычаров;
Окровавленные зубцы
Везде торчали; угли тлели;
На кольях скорчась мертвецы
Оцепенелые чернели.
Алла велик. — Тогда султан
Был духом гнева обуян.

Янычар. Илл. wikipedia.org

Братский суфийский дух

Янычары были довольно грозными воинами, которые просуществовали около 500 лет. Это была личная гвардия султана со своими традициями и особенностями, подчинявшаяся только ему. Награждать и наказывать янычар мог тоже только султан. Предводитель янычар был членом «дивана» (государственного совета), и его статус был чуть ниже визиря.

Приведу некоторые, наиболее интересные факты из жизни янычар:

  • Султан или падишах считался «отцом» всех янычар и тоже записывался в янычарский корпус. Он, как и все, раз в три месяца надевал характерную янычарам одежду и приходил за положенным денежным довольствием.
  • У янычар был свой духовный наставник, по традиции это был шейх из суфийского ордена «бекташийа», основателем, которого был Хаджи Бекташ Вели, учение которого было довольно распространенным в Анатолии. Даже существует легенда, что султан Орхан Гази лично пришел к Хаджи Бекташу, чтобы тот благословил «новое войско», и с тех пор он является их духовным покровителем. Так или иначе, многие янычары были членами суфийского братства «бекташийа».
  • В отличие от остальных воинских соединений янычары, кроме традиционных видов холодного вооружения, имели при себе и огнестрельное оружие. Стоит отметить, что о глобальном перевооружении армии султан Мурад II задумывается после битвы при Варне в 1444 году, и, конечно же, новое вооружение первыми получают янычары, которые решили исход сражения, отбросив польско-литовские войска. Именно после этой битвы в Европе распространяется весть о доблести и бесстрашии янычар.
  • Другим отличительным признаком янычарского корпуса является наличие своего «военного оркестра», который исполнял различные марши и служил своего рода передатчиком команд и приказов в различные фланги армии с помощью системы сигналов.

Янычары маршируют под музыку военного оркестра мехтер. Оттоманская миниатюра. Илл. wikipedia.org

  • Так как социальный статус янычар располагался где-то между рабом и вольноотпущенником, то им запрещалось носить бороды, исключение делалось только для тех, кто состоял в братстве «бекташийа». Зато были разрешены длинные волосы. В моде была прическа а-ля конский хвост.
  • Существуют мнения относительно того, что на правой руке и на правой ноге янычар были татуировки, символизирующие то, к какому роду войсковых соединений они принадлежат. Однако данные мнения требуют дополнительной проверки.
  • До отмены системы «перевертышей» (девширме), этнические мусульмане не могли вступать в янычарский корпус, исключение делалось только для боснийцев.

Для меня как для исследователя наибольший интерес представляют связи янычар с суфийским орденом бекташийа. Об этих связях можно будет прочитать в следующую субботу.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — Восточнославянское язычество

Древневосточнославянские языческие нравственные ценности

Древневосточнославянские нравственные ценности определялись язычеством. Мы можем разделить моральные ценности на две группы: (1) социальные ценности; (2) личные ценности.

Важнейшие славянские языческие социальные ценности.

Основной славянской языческой социальной ценностью была правда (славянское слово), которое также называлось правдой (восточнославянский синоним). Славяне считали, что мир основан на правде. Он тесно связан с мифом о сотворении мира (об этом вы можете прочитать в статье 9).0011 Бог ).

Понятие правда включало справедливость, истину, правило, закон, обет, обещание, клятву, предписание, действительность. «Правда» была мировым законом. Правду называли Матерью, чтобы указать на ее респектабельность и творческое начало. Если бы правда оставила слово, слова бы не было.

Все стороны общественной жизни определяла правда. Справедливое устройство общества, неприкосновенность чужой собственности, равенство людей и верность присяге — это лишь некоторые проявления соблюдения правды. Эти явления объясняют отсутствие замков на дверях, доверие к присягам, отсутствие рабства, демократическое решение проблем, освобождение от военных пленных через несколько лет после отработки.

Важной социальной ценностью была принадлежность к роду – родственной общности. Изгнание из запаса считалось величайшим наказанием.

Важнейшие славянские языческие личностные ценности.

Славяне соблюдали целомудрие в браке. Блуд считался уголовным преступлением и карался смертью. Целомудрие славян всегда удивляло иностранцев. Вот некоторые высказывания современных историков о славянах. Бонифаций: «Язычники соблюдают брачные союзы, наказывают развратников и блудников»; Гардизи: «Если кто-то блудит, его убьют, не приняв никаких извинений»; Ибн-Фадлан: «Мужчины и женщины ходят на реку и купаются вместе нагими… но они не прелюбодействуют, и если бы кто был виновен в этом, неважно, кто он и она… он и она были бы заколоты секирой… затем вывешивают каждую часть обоих на дереве»; Маурики: «Их жены целомудренны над любой человеческой природой».

Моральная ценность жизни в определенном статусе очень интересна. Славяне считали, что они должны жить только в том случае, если имеют определенный статус. Если они теряли его, они были вынуждены совершить ритуальное самоубийство.

Вместо того, чтобы потерять свободу в рабство, солдаты предпочли совершить ритуальное самоубийство. Существуют и другие причины, по которым необходимо ритуальное самоубийство, например, потеря статуса мужа или жениха, а также убийство или покушение на убийство члена семьи. Ритуал самоубийства мужчины заключается в пронзании его тела мечом или копьем. Ритуал для женщины совершается путем одновременного вонзания в грудь двух ножей.

P.S. Я не говорю, что самые важные ценности связаны со смертью. Но такие вещи, как самоубийство и казнь, показывают нам важность этих явлений.

Каталожные номера:
Л. Нидерле. Славянские древности. 1934.
Б. Рыбаков. Древнеславянское язычество. 1984.
А. Афанасьев. О значении Рода и Рояницы. 1869.
Л. Прозоров. Времена русских богатырей. 2006.
Маурики, Страт.
Адам Бремен.
Гельмольд.

У русских есть мораль, они просто другие, чем у американцев

wНужно запретить использование таких терминов, как «русская душа». летний белый американец, опубликовавший множество книг о взлете и падении Советского Союза. Он начал с того, что «может показаться, что американцы имеют мало общего с теми, кто живет при диктатуре Владимира Путина», но ему, как доброму рассказчику рождественского мультфильма, есть что рассказать, как тому, кто «стал свидетелем многократная победа добра над злом в России».

Эта статья уже проблематична. Во-первых, нужно запретить использование таких терминов, как «русская душа». Это укрепляет представление о том, что духовная внутренняя работа россиянина принципиально и, что более важно, непостижимо отличается от таковой любого другого человека. Что русские не просто жаждут любви, боятся смерти, ходят в спортзал и запоем смотрят мыльные оперы, как большинство других людей на планете. Есть что-то «странное» в этих русских, что-то, чего мы никогда не поймем, потому что у них другая девятка.0011 душа . Такому, как я, родившемуся в России, кажется, что все ваши знания о стране и ее народе основаны на книгах, которые вы читаете в уютном академическом кресле, и что у вас, вероятно, нездоровая одержимость Достоевским.

Есть мультяшная фраза «победа добра над злом», детская фраза, которой место в басне или сказке, а не эссе, пытающееся разбавить дух целой нации. И, конечно же, обобщение всех людей, живущих «под диктатурой Владимира Путина», будто они орки под рукой Сарумана в Властелин колец , а не 144,3 миллиона человек, включающих 185 этнических групп, все из которых имеют разное происхождение и убеждения.

Автор продолжил свой нравоучительный рассказ, установив сцену. Это была Россия в 1992 году, когда инфляция ввергла страну в экономическую депрессию (к середине 1993 года от 39 до 49 процентов населения жили за чертой бедности, а к 1999 году общая численность населения сократилась на три четверти миллиона человек). ). Он нарисовал картину лютой холодной Москвы, превратившейся в «гигантский базар, где люди продавали все — кухонную утварь, жевательную резинку, сигареты, книги, иконы, реликвии — чтобы выжить».

Он был очень взволнован новыми телефонами-автоматами, в которых использовались предоплаченные карты, что только оторванный от связи американец в этом безнадежном климате счел бы «признаком прогресса». Сделав звонок в этом волшебном стальном предвестнике капитализма, он оставил в нем свой бумажник, а вернувшись, обнаружил, что его нет.

Через два дня ему позвонил мужчина по имени Юрий, который сказал, что нашел бумажник писателя и попросил приехать к нему на квартиру, чтобы «обсудить» его «проблему». Предположительно, Юрий был в черной шляпе и поправлял свои жесткие черные усы, когда звонил по спутниковому телефону.

Автор объяснил, что Юрий жил в пригороде Москвы, который оказался штаб-квартирой преступной группировки, историческое отступление, не преследовавшее никакой конкретной цели, кроме как внушить читателю чувство ненужного страха.

Юрий, как оказалось, на самом деле был нормальным парнем, но хитрым и, tut tut, совершенно лишенным элементарной этики. Юрий сказал, что ему пришлось столкнуться с большими трудностями, пытаясь найти его, и в результате он потерял двухдневную зарплату.

Очевидно, это был полный бред. Но кого это волнует? Судить Юрия за ложь, чтобы выманить немного денег у богатого иностранца, было все равно, что судить индийских уличных мальчишек за то, что они притворяются, что плачут над ящиком разбитых яиц, чтобы получить сдачу от местного миллиардера. Люди не делают таких вещей, если они не в отчаянии, и нужно немного сострадания, а не ура-патриотическая лекция.

Автор неохотно дал ему 50 000 рублей (по тогдашнему официальному курсу это было 120 долларов).

Юрий сделал то, что практически любой сделал бы в его сценарии, а именно, попытался получить больше денег от человека, который, казалось, погряз в них. Тактика этой техники варьируется от одной культуры к другой. В некоторых случаях человек может быть более склонен плакать, пытаясь заставить человека дать ему больше денег. В других случаях человек может попытаться оказать незапрошенную услугу, а затем попросить «чаевые».

Русские, как правило, гордый народ, и страна в то время существовала преимущественно за счет взяток и обмена подмигиваниями. Это не делает их «плохими людьми» по сравнению с теми, кто расплакался, пытаясь получить больше денег от богатого жителя Запада. Сценарий был один и тот же, и в обоих случаях я лично считаю более нравственным для богатого человека раскошелиться на пару кашемировых носков, чтобы помочь выжить тому, кто боролся с тяжелыми экономическими обстоятельствами.

Но нет. Вместо этого автор встал на свою моральную высокую лошадку. Когда Юрий попросил «гонорар» за свои хлопоты, произошел следующий обмен:

«Я был рад оплатить ваши расходы, — сказал я, — но я не могу выплатить вам гонорар. Вы обязаны отдать мне мой бумажник.

«Почему это?» — сказал Юрий, недоверчиво глядя на меня.

«Потому что», — сказал я. «Он не принадлежит вам».

Юрий какое-то странное мгновение колебался, словно пытаясь переварить то, что я только что сказал. Затем он встал, протянул руку и открыл шкаф позади того места, где я сидел. Где-то вдалеке взорвалась машина, и я вдруг убедился, что он тянется за своим табельным пистолетом.

Юрий обернулся, и я увидел, что в одной руке он держит бутылку водки, а в другой два стакана. Он поставил их на стол и налил два стакана. «Знаешь, сегодня ты меня кое-чему научил». 

Он закончил статью, сказав, что больше никогда не видел Юрия, и часто задавался вопросом, «оказала ли наша короткая встреча длительное влияние на него», как это сделала Мэри Поппинс с мистером Бэнксом. Он закончил на обнадеживающей ноте, сказав (и у меня глаза на лоб полезли, когда я прочитал следующее предложение), что встреча показала, что «с русскими можно достучаться, если им разъяснить основные моральные принципы. Россияне не разделяют этического наследия Запада, но нравственная интуиция существует везде, и ее можно вдохновить».

Тот факт, что этот человек на самом деле верил, что ему удалось полностью изменить моральный компас другого человека благодаря одной штампованной фразе, является нарциссическим до патологической степени, как будто вся жизнь в основном является просто эпизодом Boy Meets World, , в котором он , конечно же, мистер Фини.

Тот факт, что он считал, что Юрию никогда не приходило в голову вернуть бумажник, потому что он не имел понятия о добре и зле, как если бы он был маленьким ребенком, непростительно оскорбителен. Люди не воруют еду, потому что им никогда не говорили, что это неправильно. Они делают это во многих случаях, потому что им 9 лет. 0011 голодный .

Я знаю шестилетних детей, у которых более сложное понимание морального релятивизма, чем у этого мужчины.

Конечно, эта история очень легко попадает в столь ненавистный троп Белого Спасителя, и все же не было никакой негативной реакции в социальных сетях (наоборот, все комментарии к статье довольно хвалебные). Причина этого проста: американцы считают, что привилегии белых — это то, что нельзя навязывать другим белым, что просто неверно.

Нам неизвестна этническая принадлежность Юрия, но в отсутствие каких-либо других маркеров мы предполагаем, что он европеоид. Но его социально-экономические обстоятельства ставят его прямо в такое же положение, в котором находятся небелые в странах третьего мира, а это означает, что эта небылица была привилегией белых, доведенной до абсолютного максимума.

Мне как русскому надоело слушать об аморальном характере «русской души». Есть кое-что очевидное, чего, кажется, американцам никогда не приходит в голову: этот образ криминального, темного, курящего, косоглазого русского полубандита — это стереотип, возникший в 99-х годах прошлого века. 0s, когда вам, по сути, приходилось быть преступником, чтобы выжить.

Если вы смотрели фильмы из Советского Союза, традиционная мораль, которую они поддерживали, делала Brady Bunch раздражающим. Моя мать, родившаяся в сельской местности на юго-востоке России в 1960 году, описала детство, которое звучало как советская версия Домик в прерии : вся дружба, верность, честность, любовь к земле, Богу, косичкам и простым радостям.

Девушка из Магадана, Россия. Unsplash/Артем Ковалев

Ничего принципиально в русской и американской душе нет. Россия только что пережила катастрофический культурный сдвиг, породивший криминальную культуру в то самое время, когда американцы занимались сексом на скрипучих кроватях, сделанных из денег.

Многое из этого зависит от поколения. У российских 21-летних сегодня больше общего с американской молодежью, чем когда-либо прежде. В отличие от своих родителей, им не приходилось бороться, чтобы выжить, и они много путешествовали, и поэтому, как правило, более либеральны и непредвзяты, чем их предки. В отличие от своих родителей, они получают большую часть новостей из Интернета, а не из государственных новостей. И, как снова и снова показывают фотографии с митингов, многие из них настроены антипутински и имеют оптимистическое мировоззрение — мечту о справедливой, эгалитарной России, свободной от самодержавия и коррупции.

Интересно, что бы сделал автор с их непонятной «русской душой».

Но даже с тем поколением, о котором он говорил, тем, которое меня воспитало, меня оскорбляет намек на то, что они как-то аморальны по своей сути. Я вырос среди множества людей, у которых были, я бы сказал, неудобные отношения с законом. Большинство из них занимались малозначительными преступлениями. Разбавляли бензин водой. Они сделали поддельные лицензии для подростков, которые хотели попасть в бары. Один парень так часто попадал в тюрьму за незаконный ввоз автомобилей, что мы с друзьями прозвали его «Grand Theft Auto».

Они делали вещи, которые выглядели бы плохо на 7-м небе из-за «выживания наиболее приспособленных» общества, в котором они достигли совершеннолетия, но ни в коем случае не были аморальными. Как и у гангстеров в Goodfellas , у них был моральный кодекс, которого они придерживались в высшей степени.

Обеспечьте своих детей. Уважайте свою жену. Пожертвуйте собой ради людей, которых вы любите. Позаботьтесь о своих старших. Старайтесь изо всех сил ради своих друзей. Помогайте незнакомцам. Уступайте место беременным женщинам и пожилым людям. Никогда не давайте обещаний, которые не сможете сдержать. Налейте вино женщинам за столом и проводите их домой, чтобы убедиться, что они в безопасности. Купить букеты, большие. Снимайте обувь, входя в чужой дом. И когда кто-то придет, предложите ему немного еды и питья, даже если это означает, что в этот день вы будете голодать.

Я с большим уважением отношусь к американским ценностям, к их непоколебимым убеждениям, выросшим на здоровой диете из американских ситкомов. Но я также признаю мораль, которой придерживается поколение моих родителей, и проще всего описать разницу между макро и микро.

Американская мораль макро, одержима абстрактными ценностями: правда, честность, справедливость и т. д.

Русская мораль — это микро, сосредоточенное на жестах, которые меньше, но более осязаемы: отвезти кого-то в аэропорт, позволить другу ночевать в вашем доме в течение нескольких месяцев, выдержать снежную бурю, чтобы купить вашей маме адвил посреди ночи.

Мы в Америке думаем, что у нас всегда есть моральное превосходство. Но точно так же, как русские проигрывают американцам в этическом отношении, так и американцы иногда проигрывают русским. Моя мать всегда говорила, что я веду себя как «такой американец», чтобы описать, когда я делаю что-то эгоистичное или индивидуалистическое. Поскольку американская мораль в некотором смысле очень эгоцентрична, ее правила поведения вращаются вокруг того, как сделать благодетеля благородным, а не сделать чью-то жизнь лучше.

Мой классический пример таков: когда я жил в России в 2011 году, это было еще то место, где вы заходили в магазин, готовый поспорить с дамой за прилавком, потому что вы знали, что она попытается обмануть вас из-за того, сколько колбасные ссылки, которые вы купили. Но это было еще и такое место, где, если вы бросите свои продукты, все на улице тут же схватятся, чтобы помочь вам собрать яблоки и апельсины, катящиеся по земле.

Это было такое место, где, если вы потеряли свои туфли на вокзале, потому что они случайно отскочили в щель между поездом и платформой, как я, вы не удивились, когда женщина появилась из ниоткуда и предложила вам свою запасную пару, отказавшись от какого-либо вознаграждения взамен. Это было такое место, где, если вы оставите свой плащ в химчистке в холодный день, каждый второй человек на улице предложит вам свое пальто или шарф по дороге домой. И это было такое место, где вы знали, что ваш дядя придет и заберет вас и вашу маму глубокой ночью, в суровую середину зимы, с вокзала без необходимости спрашивать.

Это было место, где люди чувствовали себя обязанными пожертвовать своим благополучием ради благополучия другого обременительным и непривлекательным образом. Подобрать кого-нибудь на вокзале посреди ночи — это не так надежно, как построить дом в деревне в Уругвае.

Я всегда сравниваю это с моим американским другом в колледже, у которого, как у автора Journal , было возвышенное чувство морального превосходства. Он носил с собой бюст Бетховена по кампусу и любил рассказывать о лете, которое он провел, работая волонтером в Эквадоре или рассказывая вам о плохой питьевой воде в Бутане. Но когда его сосед по комнате заболел гриппом и попросил его купить лекарство, он сказал, что слишком занят, тащит свой каменный бюст в библиотеку, вероятно, чтобы читать о военных преступлениях в Мьянме.

Как человеку, выросшему в русском доме, мне противно такое эгоистичное лицемерие. Но другие люди, такие как, возможно, автор Journal , увидят в нем очень морально порядочного гражданина, потому что он никогда никого не обманывает и тратит много времени на беспокойство о сиротах.

Тем, кто не понимает, что разные культуры иногда могут видеть вещи по-разному, часто кажется, что никогда не приходит в голову, что мораль не является абсолютом. Точно так же, как русские иногда могут казаться американцам аморальными, так и нравственные представления Америки кажутся русским эгоистичными, лицемерными и откровенно фальшивыми.

Статья этого автора сыграла прямо на руку ложной морали, которую ненавидят русские, потому что его статья была не о помощи людям; это о том, чтобы хорошо выглядеть.

Пока он похлопывает себя по плечу за то, что показал свет этим сибирским дикарям, он демонизирует целую нацию людей и продвигает оскорбительные русские стереотипы, которые только разжигают русских, усиливают напряженность между двумя странами и помогают Путину. И ничего морального в этом нет.

Диана Брук много писала о свиданиях, путешествиях, российско-американских отношениях и образе жизни женщин для Cosmopolitan, Esquire, Elle, Marie Claire, Harper’s Bazaar, Guernica, Salon, Vice, The Paris Review и многих других изданий. Как бывший редактор вирусного контента в Hearst Digital media и сотрудник Buzzfeed, она также имеет особое понимание Интернета и большой опыт в написании историй, представляющих интерес для людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *