Новое политическое мышление во внешней политике ссср в 1985 1991 гг: Ошибка 403 — доступ запрещён

Новое политическое мышление во внешней политике СССР

Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов.  Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:

  • Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
  • Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
  • Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась.
     Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности  не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.
Новое политическое мышление в СССР

Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США.

Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство.  Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.

Первые шаги новой политики

До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:

  1. Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
  2. Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
  3. Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Поиск партнерства с Соединенными Штатами

Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987,  и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве

Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.

Историческая справка. Отношения СССР и США при новом политическом мышлении

Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки. Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).

Разблокирование региональных конфликтов

Противостояние СССР и США до 1985 года очень часто сводилось к региональным конфликтам, когда каждая из держав пыталась установить контроль за третьей строй или географическим регионом. Горбачев решил от этого отказаться. В некоторых случаях это привело к положительным моментам, но глобально – это был страшный удар по СССР, который «в раз» потерял влияние над многими важными регионами. Причем это ослабление было односторонним, поскольку США что тогда, что сейчас, крайне неохотно идет на ослабление своих позиций, где бы то ни было.

В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой. С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, — теперь стало государственным интересом. К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…

Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:

  • Вывод советских войск из Монголии в 1989 году. Формально это вело к нормализации отношений с Китаем.
  • Полны отказ от вмешательства во внутригосударственные дела африканских стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик, и другие).
  • Попытка наладить отношение Израиля и Палестины. В 1991 в Мадриде были подписаны соглашения, стабилизации ситуации на Ближнем Востоке не случилось (нет ее и до сих пор).
  • Дружественные СССР правительства Ливии и Ирака были лишены социалистической опеки. Но это было только начало. Весь ужас заключается в том, что во время «кризиса в Персидском заливе» СССР выступило на стороне Запада, против государств, всего год назад были дружественными.

Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение.

Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада. И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…

Вывод войск из Чехословакии

Отказ от поддержки социалистического лагеря

После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы.

И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма. То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.

В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.

Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы. Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, — были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны? Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.

Историческая справка.

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

  1. Поражение в «холодной войне». После того, как Горбачев пошел на всевозможные уступки США – глобальная напряженность в мире иссякла. С одной стороны это позитивно, но куда важнее, что в результате СССР перестал котироваться на мировой арене, а в течение всего нескольких лет деятельности Горбачева – страны такой не стало.
  2. В результате в мире сохранилась одна сверхдержава – США.
  3. Ослабление военной мощи России, в результате распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь процесс перестройки и распада Союза.
  4. Как следствие предыдущего пункта – обострение региональных конфликтов . Самый известный – Северный Кавказ, истоки которого лежат именно в новом политическом мышлении.
  5. СССР утратил контроль и экономическую связь с восточноевропейскими странами.
  6. СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Они утратили контроль над Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать партнерским отношениям с Западом. Но этого не случилось! В результате Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Какова была роль экономики?

Закончить данный материал я хочу опровержением широко распространенного мифа, что новое политическое мышление было необходимо, поскольку экономика СССР задыхалась, находилась в глубоком кризисе, и вот-вот должна была рухнуть. Ведь, если спросить сегодня у большинства людей «Почему случилась перестройка и изменение курса СССР?» — многие будут кивать на экономику.  В том числе на это кивает огромное число экспертов и журналистов. Но все они тем самым показывают собственную некомпетентность, и вот почему…

  • Кризиса в СССР не было. Можно поднять горы финансовых отчетов того времени – в лучшем случае там находится «застой». Но между застоем и кризисом разница гигантская.
  • Кризис был на в СССР, а в США, где в октябре 1987 года рухнул фондовый рынок и последовал страшный экономический кризис, который многие сравнивают с «великой депрессией».
  • В 1991 году, после распада СССР, Маргарет Тэтчер сказала: «Советский Союз не представлял для нас угрозы в военном плане, у нас был для них достойный ответ. Но Советский Союз представлял для нас угрозу в плане экономики, поскольку плановая экономика, помноженная на энтузиазм, неизбежно привела бы к тому, что западные странные потеряли бы мировой рынок».

Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.


Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985-1991» — Барсенков А.С. Москва, 2001
  • «Неповторимое: трагедия Отечества (1985-1991)» т6 — Варенников В.И. Москва, 2001-2002
  • «Политическая история современной России. 1985-2001» — Согрин В.В. Москва, 2001

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

  1. Новое политическое мышление.
  2. Начало разоружения.
  3. Разблокирование региональных конфликтов.
  4. Распад социалистической системы.
  5. Результаты политики «нового мышления».
Новое политическое мышление.

В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.
Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Начало разоружения.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Подписание договора 1987 г.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).
В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Подписание договора 1991 г.

Разблокирование региональных конфликтов.

Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева и Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, – завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.
В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае – июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.
СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистической системы.

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.
Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.
Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Начало «бархатной» революции в Чехословакии

«Нежная» революция в Болгарии

Результаты политики «нового мышления».

За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность. Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры. Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооруженных сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.
Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

 

Вопросы и задания:

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova. [email protected]

 

Новое мышление: внешняя политика при Горбачеве

Россия Содержание

«Новое мышление» — лозунг Горбачева во внешней политике. на общих морально-этических принципах для решения глобальных проблем а не на марксистско-ленинских концепциях непримиримого конфликта между капитализмом и коммунизмом. Вместо того, чтобы щеголять советскими военными власть, Горбачев предпочитал осуществлять политическое влияние, начиная от расширение дипломатических отношений и экономического сотрудничества для лично приветствует публику во время спонтанных встреч дома и за рубежом. Горбачев умело использовал мировые СМИ и сделал ранее немыслимые уступки в решении региональных конфликты и переговоры об оружии. Помимо помощи Советскому Союзу получить более широкое признание в семье наций, «Новое мышление» примирительной политики по отношению к Западу и ослабления советского контроль над Восточной Европой в конечном итоге привел к краху коммунизма и окончание холодной войны.

Советско-американские отношения начали улучшаться вскоре после Горбачева стал генеральным секретарем. Первая встреча на высшем уровне между Рейганом и Горбачева в Женеве в ноябре 1985 г. В октябре следующего года два президента обсудили сокращение стратегических вооружений в Рейкьявике, не добившись существенного прогресса. В конце лета 1987 г. Советский Союз уступил в давнем вопросе ракет средней дальности. ядерное оружие в Европе; на саммите в Вашингтоне в декабре того же года Рейган и Горбачев подписали Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Договор — см. Глоссарий), исключая все средства средней и меньшей дальности. ракет из Европы. 19 апреля88, Афганистан и Пакистан подписали соглашение, с Соединенными Штатами и Советским Союзом в качестве гарантов, призывая для вывода советских войск из Афганистана к февралю 1989 г. Впоследствии Советский Союз уложился в срок для выхода из соглашения.

Горбачев также усердно добивался более тесных отношений с Китаем. Улучшение китайско-советских отношений долгое время зависело от решения несколько вопросов, в том числе советская поддержка вьетнамских вооруженных сил присутствие в Камбодже, советская оккупация Афганистана и большое количество советских войск и оружия, дислоцированных на территории Китая. северная граница. Действия СССР по решению этих проблем привели к тому, что китайцы правительство согласится на встречу на высшем уровне с Горбачевым в Пекине в мае 1989, первый после китайско-советского раскола в 1950-х годах.

Отношения СССР с Европой заметно улучшились при Горбачеве период, главным образом из-за Договора о РСМД и молчаливого согласия СССР на Крах коммунистического правления в Восточной Европе в 1989-90 гг. Поскольку Вторжение Советского Союза в Чехословакию в 1968 г. придерживались Доктрины Брежнева, отстаивая существующий порядок в социалистические государства. В течение первой половины правления Горбачева Советский Союз продолжал эту политику, но 19 июля89, в своем выступлении перед Совета Европы (см. Глоссарий), Горбачев настаивал на суверенное право каждого народа выбирать свой собственный общественный строй». формулировка, которая едва не опровергла доктрину Брежнева. Однако к тому времени контроль Советского Союза над своей внешней империей уже показывал признаки распада.

В тот июнь коммунистический режим в Польше держался относительно свободно парламентские выборы, а коммунисты проиграли все состязания. сиденье. В Венгрии коммунистический режим неуклонно ускорял свое реформ, реабилитируя Имре Надя, лидера коммунистов-реформаторов 1956 восстание и демонтаж укреплений вдоль границы с Венгрией. с Австрией. В конце лета восточногерманские отдыхающие начали бегство на Запад через эту дыру в железном занавесе. Они также влились в посольство Западной Германии в Праге. Восточногерманское государство началось кровоизлияние, поскольку тысячи его граждан искали лучшего и свободная жизнь на Западе.

Поскольку правительство Восточной Германии находится под растущим давлением, чтобы остановить оттока, оставшиеся восточные немцы демонстрировали на улицах реформа. После свержения лидера коммунистической партии Восточной Германии Хонеккера не удалось навести порядок, власти бессистемно открыли берлинскую Стена 19 ноября89. В ту же ночь, когда пала Берлинская стена, Коммунистическая партия Болгарии свергла своего давнего лидера Тодора Живкова. Две недели спустя Чехословакия приступила к своему «Бархатному революции», тихо свергнув коммунистических лидеров страны. импровизированная встреча на высшем уровне на Мальте в декабре 1989 года, Горбачев и Президент США Джордж Х.У. Буш заявил об окончании холодов Война.

На протяжении 1990 и 1991 годов контролируемые Советским Союзом учреждения в Восточной Европу разобрали. В 19 января90 Совет Экономического Взаимопомощи Саммит помощи (Comecon — см. Глоссарий), несколько государств Восточной Европы призывал к роспуску этой фундаментальной экономической организации советской империи, и участники саммита согласились пересмотреть свои многосторонние связи. На следующем саммите в январе 1991 г. растворился сам. В марте 1990 года Горбачев призвал к преобразованию Варшавский договор в политическую организацию, но вместо органа официально расформирован 19 июля91. Советские войска были выведены из Центральной Европы. в течение следующих четырех лет — из Чехословакии и Венгрии к середине 1991 г. и из Польши в 1993 г. К середине лета 1990 г. Горбачев и западногерманские канцлер Гельмут Коль разработал соглашение, по которому Союз присоединился к объединенной Германии в рамках НАТО.

К июньскому саммиту 1990 г. в Вашингтоне советско-американские отношения улучшились до такой степени, что Горбачев охарактеризовал как почти «партнерство» между двумя странами, и Президент Буш отметил, что отношения «продвинулись очень, очень долго». путь из недр холодной войны». 19 августа90, советская Союз присоединился к Соединенным Штатам в осуждении иракского вторжения в Кувейте и поддержали резолюции Организации Объединенных Наций о восстановлении Кувейта. суверенитет. В ноябре 1990 года США, Советский Союз и большинство европейских государств подписали Обычные вооруженные силы в Европе Договор (Договор об ОВСЕ — см. Глоссарий), предусматривающий сокращение боевых танков, боевые бронированные машины, артиллерия и истребительная авиация» Атлантического океана до Уральских гор».

В годы Горбачева улучшения в советско-американских отношения были не без осложнений. Например, в 1991 г. попытка посредничества Евгения Примакова в кувейтском конфликте пригрозили подорвать требование союзной коалиции о выводе войск Ираком безусловно из Кувейта. После подписания ДОВСЕ, возникли споры по поводу соблюдения Советским Союзом договора и советского усилия военных изменить назначение оружия или переместить его так, чтобы оно не будет подпадать под действие договора. Давление Соединенных Штатов привело к решению этих вопросов, и ДОВСЕ вступил в силу в 1992. Советское подавление движений за независимость в странах Балтии в Январь 1991 года также замедлил улучшение отношений с США. Состояния.

К лету 1991 года американо-советские отношения показали новые признаки импульса, когда Буш и Горбачев встретились в Москве, чтобы подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 — см. Глоссарий). Под СНВ, впервые большое количество межконтинентальных баллистических ракеты должны были быть уничтожены. Договор предусматривал сокращение примерно 35 процентов в боеголовках баллистических ракет Соединенных Штатов и около 50 процентов боеголовок советских баллистических ракет в течение семи лет ратификации договора. Горбачев недавно посетил Группу Встреча на высшем уровне Seven (G-7; см. Глоссарий) для обсуждения его предложений по западным помогать. Горбачев также установил дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Южная Корея, а на закате существования Советского Союза Израиль.

Внешняя политика Горбачева снискала ему много похвал и восхищения. Для его усилия по снижению напряженности сверхдержав во всем мире, он был удостоен Нобелевской премии мира в 1990 г. По иронии судьбы, в результате частые слухи о консервативном перевороте, лидере советской империи, чьи предыдущие правители содержали деятелей оппозиции Леха Валенсу и Андрея Сахаров от сбора своих Нобелевских премий, не смог собрать свою в собственности до 19 июня91.

Перестройка

Внутренняя политика в эпоху Горбачева проводилась преимущественно три программы, названия которых стали нарицательными: перестройка (перестройка — см. Глоссарий), гласность (публичное озвучивание — см. Глоссарий) и демократизация (демократизация — см. Глоссарий). Первый из них был применен в первую очередь к экономике, но оно предназначалось для обозначения общества в общий. За время советской власти общество в Советском Союзе стал более урбанизированным, более образованным и более сложным. Старые методы увещевания и принуждение были неуместны, но правительство Брежнева скорее отрицал перемены, чем овладевал ими. Несмотря на усилия Андропова вновь ввести некоторую меру дисциплины, коммунистическая сверхдержава оставался застойным. Как только Горбачев стал призывать к более смелым реформам, «разгон» уступил место перестройка .

В первые годы своего правления Горбачев говорил о перестройке , но только в начале 1987 года лозунг стал полномасштабной кампанией и дают практические результаты. В то время были приняты меры по создание кооперативов и совместных предприятий (см. Программу «Перестройка », гл. 6). На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Горбачев недвусмысленно навесил ярлык на свою программу передачи экономический и политический контроль. По экономике перестройка означало большая свобода действий при принятии решений руководителями предприятий, определенная степень индивидуальной инициативы и возможность получения прибыли.

В январе 1988 года вступил в силу новый Закон о государственных предприятиях, позволяя предприятиям устанавливать многие свои собственные цены и заработную плату. Полученные результаты были неутешительны, однако, потому что рабочие требовали высокой заработной платы увеличивается. По мере того как правительство печатало больше денег, продукты продавались дороже. цены вне официальной экономики. Таким образом, товары, обычно продаваемые в штате магазины по фиксированным ценам быстро исчезли, так как их расхватали спекулянты или производители прекратили поставки. К 19 сентября88, многие основные продукты не найти даже в Москве. В 1988-89 годах Горбачев также отдал приказ обкомам партии прекратить вмешательство в экономике, а штаты госкомитетов и министерств сократил вовлечены в экономику, чтобы предотвратить их дальнейшее вмешательство с этим. Без государства и партии, которые скрепляют его и направляют После этого экономика вошла в свободное падение (см. Непредвиденные результаты реформ, гл. 6).

Летом 1990 года Ельцин, избранный председателем Верховный Совет Российской Республики в мае поддержал радикальное экономическое план реформ, который означал бы конец многих особых интересов внутри партии. Горбачев, в свою очередь, представил гораздо менее «Президентский план», который Верховный Совет Советской Союз прошел. Ельцин пригрозил, что Российская республика продолжит с первоначальным радикальным планом, но вскоре после этого приостановил его.

В январе 1991 года Горбачев сменил премьер-министра Николая Рыжкова, которые стали отождествляться с экономическими неудачами режима, с Валентин Павлов, противник радикальных реформ. Павлов немедленно вызвал массовую панику, изымая банкноты крупного номинала из обращение и ограничение возможности общественности конвертировать их в банкноты меньшего номинала. Этот шаг, направленный на сокращение огромных сумм оборот денег и наказать «черных спекулянтов» за накопление крупные денежные знаки, только усилили недоверие народа к советской правительство. Экономика продолжала катиться вниз по спирали, а Горбачев и Шеварднадзе пришлось просить у Запада финансовой помощи, чтобы предотвратить крах. Отступление Горбачева ознаменовало собой последнюю экономическую реформу доминировала в повестке дня советского правительства.

Гласность

Поскольку перестройка терпела неудачу, две политики, призванные способствовать этому, гласность и демократизация , были выходит из-под контроля. Мобилизовать население в поддержку перестройки , Горбачев и его помощник Александр Яковлев ввели гласность , политика либерализации информационных потоков, направленная на обнародование коррумпированность и неэффективность брежневской политики и коллеги — качества, которые русская публика давно признала и принятый в его руководство, но это никогда не признавалось Кремль. Нравится перестройка , эта политика привела к непредвиденным результатам. Горбачев намеревался придать форму новой информации, исходящей от его правительства таким образом, чтобы поощрять политическое участие в поддержка его экономических и социальных программ. Вместо этого процесс ставя под сомнение всю сталинскую систему, неизбежно вели к вопросы о мудрости Ленина, человека, позволившего Сталину подняться на первое место. Поскольку Ленин был бесспорным основателем Советский Союз, затем процесс зашел еще дальше, в виде открытых допросов. означало, что каким-то образом Советский Союз, предположительно невосприимчивый к таким сомнения, потеряло смысл своего существования.

Официальное объявление гласности , запланированное на в середине 1986 года произошло событие, которое придало этому термину новый смысл. В апреле 1986 года произошел взрыв реактора Чернобыльской АЭС. Станция, расположенная на севере Украины, охватывала Белоруссию, Прибалтику, части России и Скандинавии с облаком радиоактивной пыли (см. таблицу 3, Приложение). Усилия по локализации аварии и ее сопутствующая реклама была обработана с исключительной неумелостью, установка гласность шесть месяцев назад, когда официальные источники новостей изо всех сил пытались контролировать поток информации населению.

Несмотря на неуклюжую реакцию советского правительства на Чернобыльский эпизод, Горбачев повернул аварию в свою пользу, сославшись на это как пример экономической необходимости перестройки . Принимая их реплика от Горбачева, по всему Советскому Союзу средства массовой информации сообщили о многочисленных примерах неэффективного управления ресурсами, отходами, экологический ущерб и последствия этого ущерба для здоровья населения. В советских республик, эти разоблачения имели непреднамеренный эффект ускорение формирования народных фронтов, выступающих за автономию или независимость.

Официально контролируемая фаза гласности начала изучение «белых страниц» советской истории. литературный журналы, заполненные давно запрещенными произведениями таких писателей, как Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Михаил Булгаков, Борис Пастернак и Андрей Платонов. Газеты и журналы печатали рассказы о сталинских деяниях. репрессии, концлагеря и братские могилы. Произведения марксист. теоретик Николай Бухарин, расстрелян в 19 г.38 за предполагаемого правого отклонение, появилось. Раскрывая преступления коммунистической партии против Советский народ, и крестьянство в особенности, гласность еще больше подорвали советский федерализм и способствовали распаду Советский Союз.

Демократизация

К 1987 году Горбачев пришел к выводу, что проведение его реформ требует больше, чем дискредитация старой гвардии. Он изменил свою стратегию с пытаясь работать через КПСС в том виде, в каком она существовала, а вместо этого степень политической либерализации. 19 января87, он обжаловал руководители партии к народу и призвали к демократизации , вливание «демократических» элементов в советскую Стерильный, монолитный политический процесс Союза. За Горбачева, демократизация означало введение многокандидатных, а не многопартийных, выборов местные партийные и советские учреждения. Таким образом он надеялся омолодить партия с прогрессивными кадрами, которые выполняли бы его институциональную и политические реформы. КПСС сохранит единоличное право на бюллетени. коробка.

Несмотря на намерения Горбачева, элементы многопартийности уже кристаллизовались. В отличие от предыдущих советских правителей, Горбачев разрешил создание неофициальных организаций. В Октябрь 1987, газета молодежи КПСС, Комсомольская правда , сообщил, что неформальные группы, так называемые неформалы , были «растет так же быстро, как грибы под дождем». Обеспокоенность эти группы включали окружающую среду, спорт, историю, компьютеры, философии, искусства, литературы и сохранения исторической ориентиры. 19 августа87, сорок семь неформальный провел конференции в Москве без вмешательства властей. Фактически, одним из неофициальных участников был Ельцин. В начале 1988 г. около 30 000 неформалов существовало в Советском Союзе. Через год их число превысило удвоился. Эти неформальные группы породили народные фронты, которые, в свою очередь, породили политические партии. Первой из этих партий была Демократическая Союз, образованный в мае 1988 г.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Международные отношения ХХ века | История и факты

Последние новости

2 апреля 2023 г., 8:04 по восточноевропейскому времени (AP)

Дональд Трамп не первый экс-президент, столкнувшийся с проблемами с законом

Дональд Трамп не первый президент в или вне офиса, иметь проблемы с законом

международные отношения 20-го века , история отношений между государствами, особенно великими державами, примерно с 19с 00 по 2000 год.

История 20-го века определялась меняющимися отношениями великих держав мира. В первой половине века, в эпоху мировых войн и начала холодной войны, преобладало соперничество этих держав. Во второй половине года европейская государственная система была заменена, главным образом благодаря этим войнам, мировой системой с множеством центров как силы, так и раздора. Эта статья представляет собой единое комплексное повествование об изменяющемся контексте мировой политики с начала Первой мировой войны до XIX века.90-е. Поскольку внутренние дела занимают важное место в анализе внешней политики каждого государства, читатель должен обратиться к истории отдельных стран для получения более подробной информации.

Для обсуждения военной стратегии, тактики и ведения мировых войн см. Первая мировая война и Вторая мировая война.

Истоки Первой мировой войны, 1871–1914

Сорок три года мира между великими державами Европы подошли к концу в 1914 году, когда акт политического терроризма спровоцировал две великие союзные системы на смертельный бой. Кампания южных славян против австрийского владычества в Боснии, кульминацией которой стало убийство наследника Габсбургов в Сараево, стала искрой. Этот локальный кризис быстро охватил все державы Европы через механизмы Тройственного союза и Тройственной Антанты, дипломатические договоренности, призванные как раз повысить безопасность их членов и сдержать потенциальных агрессоров. Таким образом, долгосрочные причины войны можно отнести к силам, которые подтолкнули к формированию этих союзов, усилили напряженность между великими державами и довели, по крайней мере, некоторых европейских лидеров до отчаяния, чтобы добиваться своих целей даже с риском всеобщего война. Эти силы включали милитаризм и массовую мобилизацию, нестабильность во внутренней и международной политике, вызванную быстрым промышленным ростом, глобальный империализм, народный национализм и рост социал-дарвинистского мировоззрения. Но вопрос о том, почему началась Первая мировая война, следует рассматривать вместе с вопросами о том, почему закончился мир и почему в 1914, а не до или после.

Бисмарковская система, 1871–1890 гг.

Европейская карта и мировая политика в течение десятилетий после 1871 года были менее запутанными, чем когда-либо до или после. Объединение Италии и Германии устранило скопления центральноевропейских княжеств, восходивших к Священной Римской империи, а распад Восточной и Юго-Восточной Европы на мелкие и враждующие государства (процесс, который привел к термину балканизация ) был не за горами. передовой. Там еще господствовали старые империи, Российская, Австро-Венгерская и Османская (Турецкая). Меньшие державы Европы, в том числе те, которые когда-то были великими, такие как Нидерланды, Швеция и Испания, практически не играли никакой роли в делах великих держав, если только их собственные интересы не были непосредственно затронуты. Как физический размер, так и эффект масштаба, важный в индустриальную эпоху, сделали более мелкие и менее развитые страны бессильными, в то время как остаточные дипломатические привычки, восходящие к Венскому конгрессу 1815 года, сделали великие державы единственными арбитрами европейской политики.

Во всем мире дипломатической системы европейского образца больше нигде не существовало. Исход гражданской войны в США и англо-американское урегулирование канадской границы гарантировали, что Северная Америка не разовьет многостороннюю систему баланса сил. Южная и Центральная Америка распались на 17 независимых республик после окончательного отступления испанского владычества в 1820 г. , но новые латиноамериканские государства были обращены внутрь себя, их центры населения и ресурсы были изолированы горами, джунглями, огромным расстоянием и спорами между они представляли в основном местный интерес. Доктрина Монро, провозглашенная Соединенными Штатами и проводившаяся в жизнь британским флотом, была достаточной, чтобы избавить Латинскую Америку от новых европейских авантюр, единственное серьезное исключение — гамбит Наполеона III в Мексике, — произошедший в то время, когда Соединенные Штаты были заняты гражданской войной. Когда Соединенные Штаты приобрели Аляску у русского царя, а Канада получила статус доминиона, в обоих случаях в 1867 году европейские владения на материковой части Америки сократились до трех небольших гвианских колоний в Южной Америке и Британского Гондураса (Белиза). Северная Африка к востоку от Алжира все еще номинально находилась под эгидой османского султана, в то время как Африка к югу от Сахары, за исключением нескольких европейских портов на побережье, была terra incognita. Британцы урегулировали свою власть на Индийском субконтиненте после подавления индийского восстания 1857–1858 годов, в то время как Китайская и Японская империи оставались ксенофобскими и изоляционистскими. Таким образом, кабинеты великих европейских держав находились в зените своего влияния.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Сама Европа к 1871 году, казалось, вступала в эпоху политического и социального прогресса. Закон о Второй реформе в Великобритании (1867 г.), Третья французская республика (1875 г.), торжество национализма в Италии и Германии (1871 г.), установление всеобщего избирательного права для мужчин в Германии (1867 г.), равенство венгров в монархии Габсбургов (1867 г.). ), освобождение крепостных в России (1861 г.) и введение свободной торговли основными европейскими государствами, казалось, оправдывало веру в мирную эволюцию Европы в сторону либеральных институтов и процветания.

Международный мир также казался обеспеченным после того, как Отто фон Бисмарк объявил новую Германскую империю удовлетворенной державой и поставил свои значительные таланты на службу стабильности. Канцлер знал, что Германия может соперничать с любым соперником в военном отношении, но опасался возможности коалиции. Поскольку Франция никогда не смирится со своим пониженным статусом и потерей Эльзас-Лотарингии, навязанной договором, положившим конец франко-германской войне, Бисмарк стремился сохранить Францию ​​в изоляции. В 1873 году он вызвал в воображении призрак монархической солидарности и сформировал Dreikaiserbund (Союз трех императоров) с Австро-Венгрией и Россией. Такая комбинация всегда была уязвима перед австро-русским соперничеством по Восточному вопросу — проблеме, как организовать враждующие балканские народы, постепенно освобождающиеся от дряхлой Османской империи.

После восстания славянских провинций Боснии и Герцеговины против османского владычества в 1875 году и войны России с Османской империей два года спустя Dreikaiserbund распался. Бисмарк добился компромисса на Берлинском конгрессе (1878 г.), но австро-российские дружеские отношения не были восстановлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *