Новгородский погром: Новгородский погром | это… Что такое Новгородский погром?

Новгородский погром | это… Что такое Новгородский погром?

Поход опричного войска на Новгород (Новгородский разгром, Новгородский погром) состоялся в 1569-70 годах под личным руководством Ивана Грозного.

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде, и обвинявший новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. В. Б. Кобрин считает, что «донос был откровенно нелеп и противоречив», так как новгородцам приписывались два несовместимых стремления.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 Малюта Скуратов лично задушил[1] митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород[2].

Опричное войско, согласно Зимину, насчитывало 15 тысяч человек[3], в том числе 1500 стрельцов[2].

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван.

8 января, во время встречи опричного войска новогородским духовенством на Великом мосту через Волхов, царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Последний был арестован и заключен в тюрьму[4]. (Впоследствии опричный оруженосец Афанасий Вяземский был обвинен в том, что пытался предупредить Пимена об аресте, подвергнут торговой казни и сослан в Городецкий посад на Волгу, где и умер[5].)

Затем последовали казни, продолжавшиеся до 13 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода[6], Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке[2].

Людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. [источник не указан 1309 дней]

Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200—300 км, творили грабежи и убийства по всей округе. Число погибших неизвестно, современные учёные их считают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч[7].

Точное число убитых в Новгородском погроме вызывает споры. Цифры, которые приводят современники, могут быть преувеличены и выше, чем число самого населения Новгорода (30 тысяч). Однако по всей Новгородской земле проживало гораздо больше людей, а террор не обязательно был ограничен непосредственно Новгородом. Сохранилась запись царя в Синодике опальным из Кирилло-Белозепрского монастыря: «По Малютинские ноугородцкие посылки (задания) отделано скончавшихся православных христиан тысяща четыреста девятьдесять человек, да из пищалей стрелянием пятнадцать человек, им же имена сам ты, господи, веси». Запись основана, как полагают, на документальном отчете Скуратова[8].

Р. Г. Скрынников прибавил к этому числу поименно названных новгородцев и заключил, что в синодике перечислено 2170—2180 жертв новгородского погрома, при этом отметив, что донесения не могли быть полны и многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», и допустив общую цифру жертв в 4-5 тысяч.

В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Кобрин считает, что отряд Малюты был лишь одним из многих отрядов, и оценивает число погибших в 10-15 тысяч, при общем населении Новгорода в 30 тысяч. При этом убийства не были ограничены лишь самим городом. Кроме того следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (так что упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы[2]. В результате, по сообщениям летописи, во вскрытой в сентябре 1570 г. общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от голода и болезней, насчитали 10 тысяч трупов. В. Б. Кобрин полагает, что эта могила не обязательно была единственным местом погребения погибших.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века), которая гласит: «От тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище». В царском «синодике опальным» Корнилий был помечен первым в списке лиц, казненных во Пскове.

Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

Примечания

  1. Святитель Филипп, митрополит Московский
  2. 1 2 3 4 Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 20. Царь Иван Васильевич Грозный
  3. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960
  4. Новгородские летописи. — СПб., 1879- С. 430.
  5. Штаден Г. Записки о Московии. С. 96.
  6. Повесть о походе Ивана IV на Новгород//«Изборник», серия «Библиотека всемирной литературы», М., 1969, стр. 477
  7. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ». 2001
  8. Колобков В.  А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. СПб. 2004. С. 300, 352.

Ссылки

  • В. Б. Кобрин ИВАН ГРОЗНЫЙ Глава II.Путь террора. Новгородский погром

12. Новгородский погром. Правда Грозного царя

12. Новгородский погром

Убийство святителя Филиппа заговорщиками показало царю, что его противники не остановятся ни перед чем. Это еще больше утвердило его в намерении покарать врагов государства. Иоанн двинулся к Новгороду.

Наверное, никакое другое событие того времени не вызвало такого количества гневных филиппик против царя, как так называемый «новгородский погром». Над возведением здания лжи поработали многие злые языки от Карамзина до К. Маркса. Но в основе их сочинений лежат вымыслы изменника Курбского, шпиона Штадена и ренегатов Таубе и Крузе. Из четверых на месте событий присутствовал один Штаден. О «погроме» писали и другие авторы, но они либо вообще не бывали в России, либо их «данные» настолько одиозны, что даже не все историки решились их повторить. Горсей, например, в своих «воспоминаниях» путает и время, и последовательность событий: Иоанн якобы, отступая от Ревеля (в сентябре 1558 года. —

В.М.), «мстит» за поражение и «грабит» сначала Нарву (май 1558 г.), затем «милует» Псков и, наконец, вводит в Новгород 30 000 татар и 10 000 стрельцов и уничтожает 700 000 человек!

Абсурдность данного сообщения понятна каждому, кто знаком с историей. Во всех 150 городах тогдашней России не набралось бы, пожалуй, и половины названного количества убитых: единственным большим городом была Москва — около 100 000 жителей. Новгород был вторым по величине населения городом страны — примерно 26 000 человек. Остальные населенные пункты в нашем понимании больше всего походили на села.

Истинные подробности событий января 1570 года можно было бы узнать из дела по новгородской измене. Оно хранилось в государственном архиве со времен Иоанна Грозного, пережило Смутное время, но все же не уцелело и исчезло в XIX в. точно так же, как другой важнейший документ той эпохи — Учредительная грамота опричнины.

Эти странные исчезновения важнейших исторических документов из госархивов произошли как раз тогда, когда там работала парочка архивариусов-историков, а по совместительству — и масонов: Бантыш-Каменский и его верный ученик Карамзин. (Впрочем, были случаи, когда иностранные «специалисты», поработав в русских архивах, вывозили в Европу целые сундуки наших летописей.)

Известно, что 2 января 1570 года передовой отряд опричников выставил заставы вокруг Новгорода, а 6 или 8 января в город вошел царь и его личная охрана. Зимин пишет о «15 тысячах опричного войска», но из документов той эпохи известно, что число опричников никогда не превышало 5–6 тысяч, из которых 1200 человек были придворные и обслуживающий персонал и около полутысячи — царская гвардия. Костомаров неопределенно говорит о каком-то войске и отдельно о 1500 стрельцах. А Валишевский пишет, что Иоанн прибыл вслед за передовым отрядом всего с пятью сотнями людей.

Зная, как часто в описании событий того времени появляются и пропадают по воле авторов нули (например, Горсей пишет о 700 000 убитых в Новгороде, а Валишевский исправляет эту цифру на 70 000; Карамзин сообщает о 800 000 сгоревших в Москве, а Костомаров — о 80 000) и, учитывая, что опричников было намного меньше, чем 15 000, вернее всего будет считать, что царь вышел в поход с 1500 опричниками. Из них тысячу составлял передовой отряд под командой Скуратова-Бельского и 500 человек личную царскую «гвардию».

Значение вопроса о численности опричного отряда в том, что количество участников похода прямо пропорционально числу казненных в Новгороде. Понятно, что если говорить о десятках или даже сотнях тысяч казненных, то тут и 15 000 стрельцов Зимина и даже 30 000 татар Горсея будет маловато. Но факты свидетельствуют об ином. Иоанн не собирался брать штурмом новгородские твердыни, он знал, что народ не позволит знатным заговорщикам закрыть перед ним ворота. Так и случилось. Передовой отряд арестовал знатных граждан, чьи подписи стояли под договором с Сигизмундом, и некоторых монахов, виновных в ереси жидовствующих, которая служила идеологической подпиткой сепаратизма новгородской верхушки. Часть историков пишет, что были схвачены

все монахи и священники, но известно, что царя встретил многолюдный крестный ход — не один же Пимен в нем участвовал!

После прибытия государя состоялся суд. Сколько было приговоренных к смерти изменников? Отбросим 700 000 Горсея и даже 70 000 Валишевского, он и сам сомневался в достоверности этого числа. Псковская летопись пишет о 60 000, но данные Новгородской, более близкой к событиям, в два раза меньше: примерно 30 000 человек. Однако, и это количество, на 5000 превышающее население города, не вызывает доверия у исследователей. Таубе и Крузе сообщают о 15 000 казненных, но находились они в то время на берегах Волги и не могли быть свидетелями событий!

Зато Курбский, как всегда, впереди всех — пишет о 15 000 убитых в один день, тогда как даже такой недруг России, как Гуаньино ограничивается 2770 убитых. Р. Г. Скрынников, на основании изученных документов и личных записей царя, выводит цифру в 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи имен, насчитывает список, посланный Иоанном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь. Много это или мало для искоренения сепаратизма на 1/3 территории страны? Пусть современники «восстановления конституционного порядка в Чечне» решают вопрос сами.

Но, может, все же правы те, кто сообщает о десятках тысяч «жертв царской тирании»? Ведь дыма без огня не бывает? Не зря же пишут о 5000 разоренных дворах из 6000 имевшихся в Новгороде, о 10 000 трупов, поднятых в августе 1570 года из братской могилы близ Рождественского храма? О запустении Новгородских земель к концу XVI века?

Все приведенные факты объяснимы и без дополнительных натяжек. В 1569–1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300 000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. умирали по 600 человек в день — столько же, сколько якобы ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Жертвы чумы и легли в «скудельницу» у новгородского Рождественского храма. Это подтверждается и тем, что погибших свозили в братскую могилу все лето, но только в августе их отпели. Значит, сначала «жертв опричного режима» искали по окрестностям, свозили к могильнику, не отпевая, хоронили (в православной-то России!), а через семь месяцев решили исправить ошибку и отпеть? Нет, в то время так поступить не могли.

Зато, если это были жертвы чумы, все становится на свои места. Умерших от «черной смерти» в средневековых городах хоронили быстро, стараясь поскорее избавиться от зараженного тела. Да и отпеть умершего не всегда была возможность, потому что от чумы умирали и священнослужители. Именно такая ситуация сложилась в Новгороде весной и летом 1570 года. По словам Карамзина, «голод и болезни довершили казнь Иоаннову, так что иереи в течение шести или семи месяцев не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов». Показательно, что именно людей, погибших от чумы, советский историк Кобрин самым беспардонным образом записывает в жертвы царя-«тирана», не обращая внимания на то, что они погибли несколько месяцев спустя после отъезда Иоанна из Новгорода.

«Новгородский» период

«Новгородский» период В первый период правления Ивана III ему пришлось решать задачу, к которой на протяжении веков безуспешно подступались многие владимиро-суздальские, а затем московские великие князья: покорение Новгорода. Без упразднения богатой

5.3. АНДРЕЙ НОВГОРОДСКИЙ = (?)

5.3. АНДРЕЙ НОВГОРОДСКИЙ = (?) 3a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. АНДРЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ или НОВГОРОДСКИЙ 1294–1304, а затем 1304–1328. Впрочем, здесь большая путаница. Согласно [596], сначала он правил вообще только один год: 1293–1294. А затем [596] снова упоминает Андрея Городецкого, Суздальского и

Новгородский князь

Новгородский князь Система взглядов Софьи и греков существенно отличалась от московской. Бояре и народ обвинили «грекиню» прежде всего в нарушении традиционного порядка престолонаследия в Московии. Согласно византийским нормам, только Синод мог обнародовать имя

Новгородский разгром

Новгородский разгром Выстроенный подле Кремля опричный замок недолго был царской резиденцией. Из-за раздора с митрополитом Грозный покинул столицу и переселился в Александровскую слободу, затерянную среди густых лесов и болот. Там он жил затворником за прочными и

Новгородский разгром

Новгородский разгром Выстроенный подле Кремля опричный замок недолго был царской резиденцией. Из-за раздора с митрополитом Грозный покинул столицу и переселился в Александровскую слободу, затерянную среди густых лесов и болот. Там он жил затворником за прочными и

Новгородский Детинец

Новгородский Детинец Древнейшая история Новгорода с трудом обнаруживается сквозь сказочный туман легенд и преданий. До недавнего времени эти легендарные сказания, занесенные в новгородские летописи XI–XII веков, были единственным источником для изучения ранней истории

3. Андрей Новгородский

3.  Андрей Новгородский За. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. АНДРЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ или НОВГОРОДСКИЙ 1294–1304, а затем 1304–1328. Впрочем, здесь большая путаница. Согласно [145], сначала он правил вообще только один год: 1293–1294. А затем летопись [145] вновь упоминает Андрея Городецкого,

Глава 1. КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ

Глава 1. КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ Александр Ярославич вступил в политическую жизнь, превратившись из княжича в князя, в конце лета 1228 г., ещё далеко не закончив ни книжного, ни воинского обучения. В это время семья Ярослава, не желая упускать из рук доходов с Великого Новгорода,

12. НОВГОРОДСКИЙ ПОГРОМ

12. НОВГОРОДСКИЙ ПОГРОМ Убийство святителя Филиппа заговорщиками показало царю, что его противники не остановятся ни перед чем. Это еще больше утвердило его в намерении покарать врагов государства. Иоанн двинулся к Новгороду. Наверное, никакое другое событие того времени

НОВГОРОДСКИЙ УЗЕЛ

НОВГОРОДСКИЙ УЗЕЛ В конце XIX века Новгородская чугунка переживала не лучшие времена. Небольшой пассажиро- и грузопоток не обеспечивали ее рентабельности. Парадоксально, но для изменения ситуации требовалось расширение дороги и расшивка ее на широкую колею. Это

3. Андрей Новгородский = (?)

3. Андрей Новгородский = (?) а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. АНДРЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ или НОВГОРОДСКИЙ 1294–1304, а затем 1304–1328. Впрочем, здесь большая путаница. Согласно [145], сначала он правил вообще только один год: 1293–1294. А затем летопись [145] вновь упоминает Андрея Городецкого,

НОВГОРОДСКИЙ НАМЕСТНИК

НОВГОРОДСКИЙ НАМЕСТНИК 10 августа 1608 г. Скопин-Шуйский выехал из Москвы в Великий Новгород. Пробираться ему пришлось лесами и просёлочными дорогами. Множество городов к северу от столицы примкнули к Лжедмитрию. Московского воеводу не пропустили бы через Тверь,

Новгородский принципат

Новгородский принципат 1. Введение История Новгорода — один из стержней традиционной историографии России. К нему «привязана» вся варяжская концепция образования Русского государства. В русских летописях Новгород на Волхове считается известным с 859 г., т. е. хоть

Северский | Украина Еврейское наследие: история еврейских общин в Украине

Новгород-Северский, город Черниговской области, Украина.
В течение 14 века Новгород-Северский был завоеван князьями литовскими; в 16 и 17 вв. она находилась попеременно в руках поляков и русских; а в 1667 г. он был окончательно присоединен к России.

Начало

Еврейское поселение впервые упоминается в виде на жительство, выданном горожанам королем Польши Сигизмундом III Вазой (1587–1632). По разрешению евреям запрещалось продавать мясо в городе, кроме как во дворе синагоги. Также были включены несколько налоговых сборов, которые евреям было приказано платить.

Новгород-Северский до революции

Во время Хмельницких гонений 1648 г. многие евреи Новгорода-Северского были вырезаны казаками.

Община возобновилась только в конце 18 века. В 1847 г. в общине было зарегистрировано 1336 евреев; к 1897 г. их число возросло до 1956 человек (32% от общей численности населения).

Вот список евреев Новгород-Северского уезда – 1882, 1888 и 1910 гг. Вы можете его скачать.

Дореволюционное здание (магазин) в центре Новгород-Северского

В 1892 году в Новгороде-Северском было шесть частных еврейских школ и государственная еврейская школа.

Во время процесса над Бейлисом 813 раввинов Российской империи подписали декларацию о невозможности использования крови в еврейских обрядах.
В этом списке упоминается раввин Новгород-Северского Хаим Богин.

До революции

Община пострадала от волны погромов, прокатившейся по России в 1905 году. 9 октября погром случился в Новгороде-Северском. я нахожу только это 59Пострадали еврейские семьи.
В начале ХХ века в Новгороде-Северском действовало 5 синагог и еврейская средняя школа. Было 2 еврейских кладбища.
Список предпринимателей из Делового справочника Российской империи на 1904 г.:

В 1914 г. евреям принадлежала одна аптека (единственная в городе), все 4 склада аптечных товаров, обе пекарни, все 3 гостиницы, единственная фотоателье, часовая мастерская, 35 магазины и магазины (всего 10 продуктовых, все 4 мануфактуры, единственный ювелирный магазин). Оба евреи торговали лесом.

6 апреля 1918 г. части Красной Армии, отступавшие перед немецкой армией, жестоко атаковали евреев Новгорода-Северского, в результате чего погибло 88 евреев (в том числе автора А. Я. Слуцкого) (по другим данным 57 евреев убито и 16 пострадавший).

В 1924-1935 годах раввином был Зельман Абрамович Хургин (1900-?).

В 1926 г. в городе проживало 2089 евреев (22,8% всего населения), а в 1939 г. оно сократилось до 982 (8,56% всего населения).

Холокост

Памятник на братской могиле жертв Холокоста у д. Остроушки

Город был оккупирован немцами с 26 августа 1941 г. по 16 сентября 1943 г., хотя к этому времени большинство местных евреев уже эвакуировались.

Еврейское население Новгород-Северского
1797-10 евреев
1847-1336 евреев
1897-2956 (32%)
1910-4386 евреев
1926-2089 евреи
1939-982 (86%)
63636363663663636 гг. ~ 80 евреев

7-8 ноября 1941 г. оставшиеся 174 еврея были расстреляны подразделением 10-го пехотного полка первой мотострелковой бригады СС (капитан Гебель) при содействии украинской милиции. Евреев собрали у стен монастыря для «переселения» и переселили на противоположный берег Десны. Расстрел 174 человек произошел в районе села Остроушки в противотанковом рву. Остальные местные евреи были убиты на месте, обнаруженные на следующий день в своих квартирах.
Последние местные евреи были уничтожены в концлагерях вместе с более чем 17000 советских военнопленных в 1942-1943 гг.
В лагере для военнопленных в Новгороде-Северском жестоко обращались с пленными евреями. Евреям запрещалось носить пальто и теплую одежду, их заставляли выполнять тяжелейший труд по удалению нечистот голыми руками, запряженных в телеги вместо лошадей. Еврейских заключенных держали в каменном сарае без света. Они не получали продовольственного пайка и вскоре погибли.
Нам известны только имена 210 убитых мирных евреев и 106 военных… Вы можете найти эти имена здесь.

Памятник на территории бывшего концлагеря

После ВОВ

После окончания ВОВ многие евреи вернулись из эвакуации.
Официально еврейская община вновь была создана в 1990 году. С 1998 по 2002 год работала столовая Хэсэда.
Главой сообщества является Этя Кауфман.

Известные евреи из Новгорода-Северского

Зино Давыдов (Зуселе-Меер Давыдов сын Гилеля) родился в Новгороде-Северском в 1904 году, в 1911 году эмигрировал в Швейцарию, где в 1930-х годах начал свой табачный бизнес.

Зино Давыдов (1904 -1994)

Старший из четырех детей табачного торговца Гилеля Давыдова. Даже в его собственных автобиографических произведениях факты о его юности немного туманны, поскольку в то время он был довольно молод и мог собрать воедино только некоторые истории своей юности. Его родители были либо торговцами сигарами, либо производителями сигарет в Киеве. Спасаясь от политических беспорядков, его родители оставили часть своей семьи и эмигрировали в Женеву, Швейцария, в 1919 году.11 на лучшую жизнь, где в 1912 году открыли собственную табачную лавку.

(р. 1924, Новгород-Северский), советский журналист и писатель, участник Великой Отечественной войны. Ефим эмигрировал в США в 2000 году.

Ефим Салита

Александр Исаакович Харшака (1908, Новгород-Северский – 1989) советский художник.

Александр Исаакович Харшака

Еврейское кладбище

Кладбище основано в первой половине 19 века и действует до сих пор. Находится братская могила 1919 жертв погрома.
Место: По ул. Урицкого, подъезд между домами 68 и 72.

Фото взяты с сайта Ло-Тишках.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Комментарии

Комментарии

Погромы — Социология расы

Термин «погром» получил широкое распространение в России в конце XIX века. Первоначально оно определяло организованную бойню с целью уничтожения или уничтожения какой-либо группы людей. С 1905-6, в англоязычном мире он превратился в термин, используемый в основном для описания любых беспорядков, направленных против евреев в современную эпоху. И в России, и на Западе термин «погром» стал обозначать «официальное планирование и сговор» и противопоставлялся термину «бунт», определяемому как спонтанные волнения или беспорядки со стороны населения. Недавно утверждалось, что ни термин «бунт», ни «погром» точно не отражают динамику наиболее жестоких событий с участием больших толп, которые, как правило, имеют общие черты обоих определений: элементы организации и планирования, с одной стороны, и спонтанность, с другой. рука (латунь 1996).

Наиболее изученными антиеврейскими беспорядками являются погромы 1881-1882 годов, охватившие юго-западные губернии Российской империи. Эти погромы считаются поворотным моментом в современной еврейской истории. Среди евреев погромы вызвали разочарование в решении еврейского вопроса, основанном на гражданской эмансипации и социальной интеграции. Они привели к появлению новых форм еврейской политики националистического типа, таких как сионизм, и росту социалистических организаций, нацеленных на еврейских пролетариев. Российское государство, в свою очередь, отошло от политики, направленной на поощрение еврейской аккультурации и интеграции. Произошло около 250 погромов, сильно различающихся по продолжительности и степени тяжести. Они произвели около 50 летальных исходов, из которых половина — виновники, убитые при подавлении беспорядков. И российское правительство, и общество в то время изображали погромы как народный протест против «еврейской эксплуатации» в деревне. Это предположение вдохновило законодательные усилия (так называемые «майские законы» 1882 г.) по разделению крестьян и евреев путем изгнания последних из деревни. Эти меры не предотвратили новых погромов в марте 1882 г., прежде всего в Балте (Подольская губерния). Был также крупный погром в Варшаве 25 декабря 1881 г. и серьезные, но единичные погромы в Екатеринославе (1883 г.) и Нижнем Новгороде (1884 г.).

Погромы 1881-1882 гг. породили множество утверждений, утвердившихся в исторической науке о антиеврейском насилии в современной России: (1) что погромы были спровоцированы, допущены или приветствовались русскими национальный, провинциальный или местный уровень; (2) что погромы неизменно сопровождались зверствами, в том числе изнасилованиями и убийствами; (3) что евреи всегда были пассивными, не сопротивляющимися жертвами, по крайней мере, до тех пор, пока еврейские социалисты не организовали вооруженную самооборону в начале двадцатого века; (4) что, особенно в ХХ веке, погромы были официально инспирированной попыткой направить народное недовольство против евреев, «утопить русскую революцию в еврейской крови»; (5) что большая волна еврейской миграции из Российской империи за четверть века до Великой войны была вызвана погромами и ограничительным законодательством. С 19В 80-е годы все эти предположения были поставлены под сомнение новыми исследователями (Aronson, 1990; Klier & Lambroza, 1992; Rogger, 1986).

Антиеврейский бунт 1903 г. в Кишиневе, тогдашнем центре Бессарабской губернии, также широко анализируется в исторической литературе. Это также вдохновило на создание классического поэтического произведения Хаима Нахмана Бялика «Город бойни», написанного на иврите и идиш, что привело к созданию легенды о кишиневском погроме. Кишиневский погром, вспыхнувший во время пасхальной недели, унес жизни не менее 49 человек.жертв, получил большую известность, чем практически любой другой антиеврейский бунт в Российской империи. Это дискредитировало Россию за границей и активизировало все формы еврейской политической активности. Как и в случае с антиеврейскими мятежами 1881–1882 гг., в историческом анализе в первой двадцатое столетие. Эти предположения были оспорены недавними исследованиями.

Еще одна волна антиеврейских беспорядков, обсуждаемая в литературе, — это насилие, сопровождавшее революцию 1905 года в имперской России, и нападения на евреев во время Гражданской войны в России (1919-21). Признано, что антиеврейское насилие, вспыхнувшее во время Гражданской войны, было самым жестоким случаем, превосходившим по количеству жертв и жестокости любые прежние беспорядки. Общее число евреев, погибших во время погромов Гражданской войны, оспаривается, но определенно превысило 500 000 человек. Был также огромный ущерб еврейскому имуществу.

В вопросе о причинах и ответственности за погромы остаются острые разногласия. В прошлом общей тенденцией было выдвигать однопричинное объяснение насилия, обращаясь либо к антисемитской идеологии, либо к необходимости грабежа. Недавние ученые, как правило, признают, что эти события являются продуктом множества причинных тенденций, которые могут быть переплетены, что приводит к новым сложным объяснениям и интерпретациям антиеврейского насилия 1918-1921 годов. Кристаллизацию подобных подходов можно наблюдать в недавнем анализе антиеврейского насилия в Польше между двумя мировыми войнами 1918-39, и в ранний послевоенный период, 1945-1946, которые вспыхнули в Польше, но также имели место в Словакии и Венгрии.

Другие события в изучении антиеврейского насилия сосредоточены на массовых убийствах летом 1941 года в Восточной Европе после вторжения нацистов в Советский Союз. Волны убийств, совершенных частями местного населения в Литве, Украине, Польше и Румынии, поставили новые вопросы о характере массовых убийств евреев во время Второй мировой войны и о реакции частей местного населения на Нацистская антиеврейская политика. Задаются и другие вопросы о применимости слова «погром» к этим массовым убийствам и связи между местными антиеврейскими беспорядками и проектом геноцида, который нацисты принесли в Восточную Европу.

В недавних исследованиях также можно заметить, что большинство основных подходов к изучению погромов были частными, описательными и статистическими. Существует острая необходимость в сравнительном подходе и контекстуализации погромов в рамках более широких социальных событий.

Ссылки:

  1. Абрамсон, Х. (1999) Молитва за правительство: украинцы и евреи во времена революции, 1917-1920 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *