Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала, отзывы на спектакль, постановка Студия Soundrama – Афиша-Театры
Гоголь. Вечер накануне Ивана Купала, отзывы на спектакль, постановка Студия Soundrama – Афиша-ТеатрыСпектакль
О спектакле
ЖанрыДраматический
Возраст18+
Участники
12Владимир Панков
Режиссёр
Анастасия Сычева
Актер
Алиса Эстрина
Актер
Александр Гусев
Актер
Алина Ольшанская
Актер
Андрей Самойлов
Актер
Павел Акимкин
Актер
Сергей Шевченко
Актер
Владимир Нелинов
Актер
Андрей Заводюк
Актер
Ольга Бергер
Актер
Петр Маркин
Актер
Специальные предложения
Подборки «Афиши»
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
«Вечер накануне Ивана Купала» — краткое содержание повести Н.
В. Гоголя
Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.
Содержание
Краткие сведения о произведении«Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» является повестью из первой книги Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые была опубликована в 1830 году в журнале «Отечественные записки».
Главные герои повести- Петро — бедный парень, работник казака Коржа, влюблён в его дочь.
- Пидорка — дочь Коржа, красивая девушка, влюблённая в Петра.
- Корж — богатый казак.
- Ивась — шестилетний сын Коржа, добрый мальчик.
- Басаврюк — человек, которого сельчане считают дьяволом в человеческом образе.
- Ведьма — злобная колдунья.
Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.
У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.
Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело.
Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась.
Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.
Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.
Фома Григорьевич очень не любил одно и то же рассказывать, всегда что-нибудь добавлял новое или переделывал старый рассказ. Приехал как-то панич, который когда-то выспрашивал у Фомы Григорьевича об этой истории, показал книжку, где она была напечатана.
Рассказчик стал читать, так как у Фомы Григорьевича оказались неисправными очки. Через некоторое время он остановил чтеца, сказал, что всё написано неправильно, и стал рассказывать эту историю.
Дед Фомы Григорьевича любил рассказывать внукам про разные старинные чудные дела. Говорил он, что раньше на месте села был бедный хутор, на котором часто появлялся дьявол в образе человека. Он пьянствовал, а затем исчезал. Звали его Басаврюк, в церковь он не ходил, а если кому-нибудь дарил подарки, того человека начинала донимать нечистая сила.
У казака Коржа в селе был работник Петро Безродный. Однажды увидел Корж, как Петро поцеловал его дочку-красавицу Пидорку, хотел отстегать его ногайкой, но шестилетний сын его, Ивась, заступился за Петра.
Повадился к Коржу ходить какой-то лях. Попросила Пидорка Ивася сбегать к Петру, сказать, что отец неволит идти замуж за ляха и что она хочет умереть. Услышав от Ивася всё это, Петро с горя пошёл в шинок и встретил там Басаврюка. Тот показал полный кошелёк червонцев и обещал отдать их лишь за одно дело. Сказал, что Петро поспел вовремя, так как завтра Иван Купала, когда папоротник только этой ночью цветёт, и сказал, что будет ждать его в полночь в овраге.
Пошли они ночью по болотам, сказал Басаврюк идти на пригорок и сорвать папоротник, когда зацветёт. Так и сделал Петро. Послышался свист, зашумели травы и деревья. Басаврюк сказал, что воротилась яга и чтобы Петро слушался её во всём. Показалась тут избушка, из неё выбежала чёрная собака, оборотилась в кошку и кинулась на них. Затем превратилась в старуху, согнутую в дугу. Ведьма схватила цветок, пошептала над ним, отдала Петру и велела бросить его. Цветок плавал по воздуху, затем упал на землю. «Здесь,» — сказала старуха. Басаврюк дал Петру заступ, велел копать и взять себе всё золото из клада. Раскопал Петро сундук, хотел его достать, но он уходил всё глубже в землю. Ведьма сказала, что не видать Петру золота, пока не достанет он человеческой крови, и подвела к нему Ивася. Хотел Петро ножом ударить ведьму, но она топнула, земля стала прозрачной, и все сокровища под ней стало видно. Помутился ум у Петра и ударил он ножом Ивася. Ведьма стала пить кровь из обезглавленного трупа, а вокруг скакали чудища. У Петра в голове всё пошло кругом, прибежал он в свою лачугу, повалился и спал двое суток без просыпу.
Очнувшись, ничего он не помнил, а когда увидел в двух мешках золото, не мог понять, откуда оно. Увидев золото, Корж согласился отдать дочку за Петра. А та рассказала, что проходившие цыгане украли её братика. Богато стал жить Петро с женой. Люди догадывались, что богатство ему досталось от Басаврюка, который пропал в тот день, когда на Петра свалилось богатство непонятно откуда.
Вскоре после свадьбы стал Петро не в себе: ни слова не говорил, сидел на одном месте, поставив рядом мешки с золотом и задумавшись, будто силился что-то вспомнить. Затем одичал, оброс, овладевало им бешенство из-за того, что не мог чего-то вспомнить. Измучилась от такой жизни его жена, пошла к колдунье, жившей в овраге, и уговорила её помочь Петру. Это было вечером накануне Ивана Купала. Увидев старуху, Пётр вскричал: «Вспомнил!» и кинул в неё топор, который воткнулся в дверь. Старухи и след пропал, а посреди хаты стоял мальчик. Пидорка, узнав Ивася, кинулась к нему, но он покрылся кровью и осветил красным светом хату. Выбежала она в сени, но опомнившись, хотела вернуться и помочь Ивасю. Дверь не открывалась. Когда сбежавшиеся люди высадили дверь, в хате никого не было, а на том месте, где стоял Петро, дымилась куча пепла. В мешках же оказались одни черепки.
«Пидорка дала себе обет идти на богомолье», и никто не знает, куда она ушла. А в тот день, когда исчез Петро, появился снова Басаврюк. Все поняли, что это сатана, который принимает человеческий облик, «чтобы отрывать клады», а так как они не даются в нечистые руки, то он приманивает хлопцев. В том же году люди бросили свой хутор и перебрались в село. Но там тоже появился Басаврюк и пугал людей. Не помогала даже святая вода, которой кропил священник всё село.
Теперь в селе всё спокойно, но иногда люди слышат, как чёрт жалобно всхлипывает в развалившемся шинке, стоящем на дороге.
Заключение к краткому пересказу
Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя затрагивает следующие
- мистика, языческие традиции;
- отношение людей к богатству, полученному нечестным путём.
Идея повести состоит в том, что человек является творцом своей судьбы, при жизненных трудностях надо самому их преодолевать, а не обращаться за помощью к нечистой силе, иначе неизбежно тяжёлое наказание.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Русалки Ивана Крамского, 1871 — HASTA
Люсия Хоукс
«Только луна висела так же блестяще и чудесно, как и прежде, в— Николай Гоголь, «Майская ночь», 1831.
безбрежности украинского неба. Божественная ночь продолжала свое царствование 90 005 лет в торжественной тишине, а земля купалась в серебристом сиянии.
Мотивация картины Ивана Крамского « Русалки» , 1871, — в грубом переводе это означает Русалки — оставаться неизвестным. Представленный на первой выставке «Передвижников» в 1871 году суеверный сюжет Крамского был воспринят неоднозначно; он казался необычным из-за отсутствия социальных комментариев и даже оторван от духа основателей The Wanderers. Хотя поначалу картина « Русалки » была воспринята как заумная и отличающаяся от портретного творчества Крамского, она прочно укоренилась в древнем славянском фольклоре и современной русской литературе; картина, в которой пейзаж и его безграничные тайны используются как романтический национальный символ.
При беглом взгляде нас поражает воспоминание Крамского о лунном свете и его замечательном ярком сиянии. Мы видим группу молодых женщин, томно лежащих, щиплющих траву, купающихся и прихорашивающихся. Неясно, являются ли это отдельными женщинами; или, возможно, одна и та же женщина, неоднократно изображенная в разных позах, чтобы вызвать скуку уходящего времени.
Рассказ Николая Гоголя «Майская ночь » (1831) считается основным источником вдохновения для сюжета Крамского. Утопленница , глава повести Гоголя, описывает сон молодого казака по имени Левко. Левко встречает группу «очень бледных» девушек, одетых в белые платья — их «теневые» и прозрачные формы слоняются по водному пути. Бесспорно, картина Крамского находится в словесно-визуальном обмене с гоголевским повествованием; воссоздание «торжественной тишины» гоголевского украинского леса; всепроникающее «царство» поглощающего мрака ночи и суеверный сюжет страшного видения Левко. Психологическая напряженность и задумчивая погруженность Крамского Rusałki также не отличается от Христос в пустыне , 1872, оба из которых воссоединяют человечество с миром природы, в состоянии созерцания или страдания. Однако трудно отделить картину Крамского от описательного языка Гоголя и его воспоминаний об украинском пейзаже. Есть, пожалуй, нечто гораздо более глубокое в живописи Крамского, что обогащает и даже превосходит гоголевское повествование.
Крамской вызывает в воображении орфическую сцену, глубоко укоренившуюся и в то же время странно оторванную от мира природы. Заболоченный пруд заливает передний план непрозрачной тишиной. Кувшинки, плавающие на этой темной отражающей поверхности, вызывают торжественную красоту; их белые лепестки отражают бледные, сияющие лица русалок. Тем не менее, белая кувшинка служит символом трагедии и смерти, поверхностной красоты, со скрытой опасной глубиной. Усиливая это ощущение угрозы, Крамской включает в нижний передний план плетеный забор, разбитый и растрепанный. Его острые, сломанные ветки торчат наружу, отбрасывая зловещие формы и ползучие тени. Точно так же небольшой коттедж расположен на вершине долины; его мохнатая, соломенная крыша и деревянные балки кажутся в точке обрушения, как будто он может попасть в ловушку подлеска. обстановка Крамского кажется заброшенной и полуразрушенной; однако русалки претендуют на это, казалось бы, негостеприимное и нервирующее пространство.
На кончиках растений и в блеске платьев Русалок Крамской включает оттенки чистых белых полос, оживляя сцену мерцающей и мерцающей мистической энергией. Хотя ее нельзя увидеть, сила Луны — символ цикличности природы — и присутствие намекают на использование Крамским резкого лучезарного света. Таким образом, под серебристой луной сцена пропитана жуткостью и воздушностью. Русалки блестят полупрозрачно и призрачно. Тем самым Крамской вносит двусмысленность в отношении того, существуют ли Русалки как осязаемые тела или как иллюзорные вымыслы. Их кожа, характеризующаяся аляповатым оттенком бледно-зеленого, также излучает болезненный и трупный блеск.
Тонкая дымка и приглушенная тональность также рассеиваются по всему образу Крамского. Области свободных, быстрых мазков сопоставляются с участками резких деталей. Техника Крамского как бы воспроизводит физиологическое воздействие темноты на глаз; по мере того, как они приспосабливаются к поразительной слепоте, они начинают различать смутные очертания. Точно так же, когда мы обозреваем мутную картину Крамского, невиданные ранее фоновые фигуры появляются из мрака и затем снова исчезают, как испаряющиеся тела, растворяющиеся в густой ночи. Композиция спускается из массы темных зарослей в болотообразную стоячую лужу воды. Лес создает неясное, клаустрофобное и защищенное пространство, барьер из спутанной и нависшей листвы, огромных елей и нисходящего склона. Чтобы запечатлеть глубину удаляющегося леса, Крамской окрашивает левую часть картины в интенсивный зеленый цвет хромита. Таким образом, пространство становится подобным пустоте, грязной и плотной местностью, уходящей в неопределенное царство.
Символика леса сложна. Благодаря своей способности прятаться и добывать пищу, он воплощает в себе убежище и процветающую жизнь. Тем не менее, часто место обитания «гибридных» или демонических существ, лес означает скрытые опасности и сокрытие таинственной и опасной силы природы. Часто лес является символом бессознательного, связанного с непредсказуемостью человека. В западной сказке, например, лес часто является метафорой дикости взрослой жизни; место мужского «волка», куда молодым девушкам не заходить.
В левом углу картины стволы деревьев материализуются из темноты на вершине крутого холма, нарисованные отрывочным, почти резким мазком. Взволнованная линия Крамского и скрытое головокружительное падение сбивают с толку и усиливают шаткое ощущение насилия в этой сцене; леса кажутся безграничными в своем господстве над землей, и Крамской проявляет их как большое, подавляющее присутствие. Темные уголки украинского леса становятся символом душевного расстройства русалок, усиливая и повторяя их непрестанно унылое состояние.
В контексте славянского фольклора Русалки представляли души мертворожденных младенцев и утонувших девственниц. Это водяные духи, преследующие землю и жаждущие мести. Однако русалки также ассоциировались с плодородием и плодородием. Почитаемый предмет в языческих народных ритуалах, заклинание русалок также стало средством стимулирования женской продуктивности и стимулирования роста урожая.
Русалки, таким образом, считались защитниками мира природы, «хозяйками» леса, управляющими землей, небом и водой. С другой стороны, Русалки считались нечистыми и обольстительными духами. Считалось, что по аналогии с сиренами из греческой мифологии русалки обманывали своих жертв-мужчин мелодичными песнями и пленительной красотой, в конечном итоге заманивая их в водяную могилу. В Калужской губернии России, например, Русалки считались сатанинскими, угрожающими сельским жителям некромантскими чарами и магией.
Картина Крамского исследует многогранную мифологию Русалок и их репутацию одновременно сильных, манящих и глубоко трагичных женских эмблем. На белые халаты своих расписных Русалок Крамской наносит небольшой красный вышитый узор, напоминающий восточнославянское полотнище рушника. Посредством этой детали Крамской сближает свои призрачные образы со славянским национализмом, закрепляя свой образ, хотя и тонко, в славянской традиции и истории. Одна из Русалок Крамского, например, сидит, подперев голову руками; ее тяжелые глаза смотрят вдаль, передавая глубокое чувство горя. Самая эмоционально выразительная из фигур Крамского, нам симпатизирует меланхоличная юная девушка. Другие Русалки отстранены и далеки от сцены; они сутулятся и сутулятся с закрытыми глазами в состоянии скуки или полной пассивности. Однако эта пассивность, сродни неподвижности воды и красоте цветущих лилий, скрывает нечто гораздо более опасное, скрывающееся под поверхностью.
В крайнем левом углу холста из болотистой воды появляется Русалка. Подобная ведьме и одержимая, она дергает камыши, карабкаясь вперед своими когтистыми руками, глядя наружу из темноты под вуалью мокрых волос. В дьявольском характере Крамского есть что-то особенно шаткое и буйное, как будто она привязана к острию атаки. Как единственная фигура, смотрящая прямо наружу, Крамской гарантирует, что она смотрит прямо в глаза. Таким образом, мы замешаны как вуайеристы, наткнувшись на загадочную и неприступную сцену. В живописи Крамского также присутствует сдержанный эротизм. Одна Русалка лежит вяло, обнажив грудь. Другие обнаженные фигуры, отдаленно различимые в тенях, купаются под упавшим деревом. На этом упавшем стволе дерева, с нижней половиной, прикрытой белым платьем с рюшами, другая Русалка наклоняется вперед, обнажая вытянутую обнаженную спину. Этим Крамской напоминает о классической женской обнаженной натуре — мотиве, встречающемся во всем западном искусстве девятнадцатого века, как эмблеме идеализированной и чувственной красоты.
Картина Крамского, таким образом, является визуальной отсылкой к изображениям купающейся Дианы — римской богини охоты — и сопровождающих ее нимф. В частности, образ Крамского имеет сходство с картиной Рембрандта ван Рейна « Диана, купающаяся с нимфами с Актеоном и Каллисто, 1634». Работы Рембрандта жадно собирала Екатерина Великая в конце восемнадцатого века; впоследствии он был «открыт заново» в России девятнадцатого века как живописец-виртуоз. Хотя Крамской, возможно, и не встречался непосредственно с рембрандтовской Купание Дианы, он был бы знаком с мифологическими сценами Рембрандта, например, Даная , 1636, которая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Крамской также считал творчество Рембрандта поворотной «вехой» в истории искусства и выражал глубокое восхищение толстой и выразительной пастозной техникой голландского художника.
Поразительно композиционное сходство образов Крамского и Рембрандта. Обе картины сопоставляют области интенсивного света и тьмы; обе фигурные группы расположены у озера на фоне темного леса. Диана и сопровождающие ее нимфы также освещены, подобно залитым лунным светом Русалкам Крамского, ярким и чудесным светом. Эскизная, живописная техника Рембрандта встречается и в 9 картинах Крамского.0009 Русалки, особенно на туманном, призрачном фоне фигур. Сходство между «Русалками» Крамского и изображениями Дианы выходит за рамки визуального; связанная с луной и лесом, Диана является еще одним символом огромной женской силы, плодородия и целомудрия.
С другой стороны, если у Рембрандта представление мифа о Диане шутливо и эротично, то сцена Крамского отмечена траурной атмосферой. Сладострастные и мясистые нимфы Рембрандта игриво разбегаются от вторгшегося охотника. Русалки Крамского, однако, остаются в оцепенении на холодном свете. Возможно, Крамской восстанавливает и перерабатывает мифологические и классические мотивы картины Рембрандта, чтобы вызвать в воображении собственное вымышленное и сбивающее с толку повествование; мир, подвешенный между мечтой и реальностью, в котором женщины одновременно являются и агрессором, и жертвой.
Несмотря на то, что картина Крамского, казалось бы, обязана гоголевскому повествованию, если рассматривать ее отдельно от этих литературных истоков, она представляет собой просто экспозицию в фантазии. Его изображение исследует атмосферные склонности света и тьмы и использует мир природы, чтобы одновременно усиливать и улавливать человеческие эмоции. В славянском фольклоре Русалки олицетворяли одновременно демоническое и девственное; смешение необузданной женской сексуальности, опасности, целомудрия и прибегания к дьяволу. Таким образом, с их разнообразной и сложной символикой Русалки стали популярным литературным мотивом в девятнадцатом веке.
Интерпретация Крамским мифологических Русалок примиряет злые, трагические и чувственные грани их легендарного характера. Скрытые гендерные последствия картины Крамского — и других современных исследований мифа о Русалках — вызывают тревогу и заслуживают дальнейшего разъяснения. Изолированные, жестокие и апатичные «Русалки» Крамского также передают женственность, которая по своей природе праздна и угрожающа. Более того, подобно купающимся нимфам Рембрандта, это женщины, к которым нам предоставлен доступ. Нам позволено наблюдать за ними в их частной, заколдованной и, что проблематично, естественной сфере.
Библиография
Первичные источники:
Гоголь, Николай, Майская ночь (1831) ‘eBooks@Adelaide’, Университет Аделаиды,
Электронная книга, URL: https://ebooks.adelaide.edu. au/g/gogol/nikolai/g61may/chapter1.html (2016)
[11.10.2017]
Вторичные источники:
Баттистини, Матильда, Символы и аллегории в искусстве , (Калифорния: Getty Publications, 2005 )
Cirlot, J. E., A Dictionary of Symbols , (пер.) Jack Sage, (London: Routledge, 1962)
Хаббс, Джоанна, Россия-матушка: женский миф в русской культуре, (Блумингтон: Индиана,
University Press, 1988)
Джексон, Дэвид, Передвижники и критический реализм в русском искусстве девятнадцатого века (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 2006)
Мишель, Эмиль, Харменс ван Рейн Рембрандт (Нью-Йорк: Джон Лейн, 2010)
Сильва, Франсиско Васда, «Сказочный символизм: обзор», в: (изд.) Мария Татар, The Cambridge Companion to Fairy Tales, (Кембридж: Cambridge University Press, 2014
HASTA
0 лайковН.В. Гоголь, «Вечер накануне Ивана Купалы»: краткое содержание
В данной статье мы рассмотрим краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купалы». Произведение считается одним из лучших произведений Н. В. Гоголя. Он наполнен мистикой и фольклорными легендами о нечистой силе.
О произведении
Впервые рассказ был опубликован в 1830 году в «Отечественных записках». «Вечер накануне Ивана Купалы» (краткое содержание популярного рассказа будет рассмотрено ниже) был первым произведением, открывшим цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики и читатели были единодушны во мнении о невероятном таланте молодого писателя и сулили ему большое будущее.
В основе сюжета извечная тема сделки с дьяволом. Гоголь, изображая несчастливую судьбу Петруса, показывает, что человек должен преодолевать выпавшие на его долю трудности, а не принимать помощи от дьявола.
«Вечер накануне Ивана Купалы»: краткое содержание (галстук)
Дьяк Фома Григорьевич уже не первый раз рассказывает эту историю. Несколько лет назад паника записала это и опубликовала в маленькой книжке. Но пересказ был так неуклюж, что пономарь его совсем не удовлетворил. Вот почему он решил пересказать историю еще раз. Добросовестный пчеловод пообещал точно передать его слова.
Эту историю Фома Григорьевич услышал от своего родного предпринимателя, который прославился тем, что никогда в жизни не лгал. Произошла необыкновенная авария сто лет назад здесь, в Диканьке, которая в то время была беднейшим в уезде хутором.
Сделка с Басаврием
Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купалы». Краткое повествование рассказывает нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом обличье», который среди других людей шатается. Он никогда не ходил в церковь, даже в Светлое Воскресенье, а дарил девчонкам такие безделушки, что они их кусали, давили и кошмары по ночам насылали.
В деревне жил в то время старый казак Корж, у которого была красавица дочь Пидорка. А Петрус по прозвищу Безродный работал на него. Как-то старик заметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петрусю, но за него вступился шестилетний Ивас, младший брат Пидорки. Но от изгнания разъяренного казака из дома этого молодого человека не уберег.
Вскоре по хутору поползли слухи, что Корж должен зайти в дом некой лли, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивас прибегает к Петрусе, чтобы передать от сестры весть — она скорее умрет, чем выйдет за лиахом. От горя юноша зашел в кабак, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника.
Петрусь согласился, и было условлено встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купалы, так как только в это время цветет папоротник. Они пробираются в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них есть папоротник.
Жертва
Краткое содержание («Вечер накануне Ивана Купалы» Гоголя) передает ужас и мистический ужас от случившегося с Петрюсом. И вот юноша срывает цветок, и ему кажется, что его мохнатые руки вытянуты за ним, а за ними движется что-то темное. А перед Петрусем на пеньке стоит Басаврюк, синий, аки покойник. Он приказывает юноше повиноваться только тому, что станет перед ним. И неизвестно откуда берется избушка на курьих ножках, из которой выбегает собака. Собаку бросают в кошку, а потом в страшную ведьму. Ведьма что-то шепчет над цветком, а потом приказывает его бросить. Петро бросает, и папоротник превращается в огненный шар, который плывет во тьме и вдали опускается на землю.
В этот момент герой начинает копать и натыкается на сундук. За его спиной раздается смех, и сокровище все глубже спускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка. Ведьма приносит Петрусе ребенка под простыню, герой разрывает ее и видит Ивасию. Он бросается на ведьму с кулаками, но показывает сокровища, спрятанные под землей. Затем Петрус, глаза которого затуманены жадностью, убивает мальчика.
Свадьба
Произведение насыщено народными легендами и фольклорными образами, что подтверждается кратким содержанием сказки «Вечер накануне Ивана Купалы». Как только проливается кровь, начинается шабаш, Петрус убегает. Оказавшись дома, он падает и спит двое суток. Очнувшись, парень ничего не помнит, а у своих ног видит два мешочка с золотом. Он все рассказывает Коржу, и старик выдает за него свою дочь. На свадьбе есть только Ивася — его украли цыгане. Пидорка удивляется тому, что Петрус даже не может вспомнить лица своего младшего брата. С этого времени юноше стало грустно, он часами сидел, желая что-то вспомнить. Даже знахарь не мог помочь его горю.
Развязка
Работа «Вечер накануне Ивана Купалы» (краткое содержание) подходит к концу. Проходит год, а все терзает что-то Петруся. Тогда Пидорка решается обратиться за помощью к волшебнице, живущей в Медвежьем овраге. Ведьма приходит в их дом накануне Купалы. Только увидев ее, Петро все вспомнил. Он засмеялся, схватил топор и метнул его в старуху. Но тут вместо ведьмы появился ребенок, накрытый простыней. В нем Пидорка узнал Ивасию. Но покрывало начало медленно пропитываться кровью и светиться, и девушка в ужасе выбежала из хижины.
Пидорка собирает людей, которые вламываются в дом.