«Великое доказательство силы»: за что Солженицын получил Нобелевскую премию
8 октября 2022
Мира Маркина
Ровно 52 года назад, 8 октября 1970 года, писателю Александру Солженицыну присудили Нобелевскую премию. За что он ее получил и что сказал на ее вручении? Рассказываем в материале «Рамблера».
Фото: wikipedia.orgwikipedia.org
Официально Шведская академия присудила Солженицыну премию «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Что это значит? На тот момент за рубежом были изданы произведения «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и «В круге первом». Про написанный «Архипелаг ГУЛАГ» члены Нобелевского комитета тогда еще не знали, и никто его не читал. Однако уже тогда они высоко оценили талант писателя создавать психологические портреты персонажей, писать о людях, которые оказались в страшных обстоятельствах, подверглись репрессиям советской системы.
Видео дня
Член Комитета писатель Ларс Юлленстен называл Солженицына «впечатляюще подготовленным, сложным и независимо рассуждающим автором редкой универсальности и необычайного дара психологической прозы» и «достойным современным продолжателем великой русской литературной традиции». Вот, например, как он отзывался о романе «В круге первом»:
«…великое доказательство силы, кульминация писательской карьеры Солженицына, плод девяти лет работы, опыта и человеческих знаний, культивируемых в самых необычных и провокационных обстоятельствах. [..]Это 670-страничная панорама человеческих судеб сталинского Советского Союза».
Но были и те, кто выступал против присуждения Солженицыну Нобелевской премии. Например, поэт Артур Лундквист называл его творчество примитивным и переоцененным, а решение Шведской академии — политическим. Хотя за год до этого, когда Солженицына исключили из Союза писателей СССР, он выступил в поддержку писателя и написал открытое письмо. В том же году, 1969-ом, Александра Солженицына уже номинировали на Нобелевскую премию, однако получил ее ирландский писатель Сэмюэл Беккет.
legion-media.ru
Александр Солженицын не стал отказываться от премии. Это было для него важным событием в борьбе с советской системой. Однако присутствовать на церемонии он не смог. В 1974 году Солженицына депортировали из Советского Союза в ФРГ. Тогда же ему и вручили Нобелевскую премию. Вот, что сказал писатель на торжественной церемонии:
«Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.
И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает – зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.
Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой».
Люди,Артур Лундквист,Сэмюэл Беккет,Александр Солженицын,Нобелевский комитет,
2Кто отказался от нобелевской премии по литературе?
Начиная с 1901 года Нобелевская премия по литературе ежегодно присуждается выдающимся писателям и поэтам. За всю историю существования награды приз получили 109 литераторов.
Однако не все победители ассоциировали себя со статусом нобелевского лауреата или сочли возможным получить присужденную награду. В некоторых случаях от выдвижения отказывались еще на стадии номинирования на премию.
БОРИС ПАСТЕРНАК
Долгий путь к Нобелевской премии проделал Борис Леонидович Пастернак. В 1946 году имя писателя впервые появилось в списке номинантов на «Нобелевку». Кандидатуру Пастернака выдвинул Сесил Морис Боура – английский славист, переводчик и поклонник творчества Бориса Леонидовича. Впоследствии имя писателя упоминалось в числе номинантов еще несколько раз — в 1948, 1949, 1950 и 1957 годах, пока наконец Нобелевский комитет не выбрал его лауреатом – в 1958.
Борис Пастернак. 1922
Но долгожданная награда не принесла Пастернаку признания и счастья. Наоборот – на него обрушился настоящий шквал критики со стороны «коллег по цеху», закончившийся тем, что его исключили из Союза писателей СССР.
Скандал разгорелся вокруг произведения «Доктор Живаго», в котором автор критикует советский политический строй, революцию 1917 года и дальнейший вектор развития государства. Кстати, в СССР произведение было в принципе запрещено к изданию, поэтому обнародовать его удалось лишь в Италии.
Поэт Сергей Михалков на съезде Ленинградского Союза писателей в 1958 году сказал:
«Самое плохое в том, что Пастернак был членом Союза писателей. Изменил Родине ПИСАТЕЛЬ. Этого нельзя сбрасывать с политических счетов. Как же глубоко нужно относиться к тому, чем мы живем, о чем говорим, о чем пишем! Как возрастает наша ответственность!»
Владимир Набоков, будучи популярным в России и на Западе, в письме своему другу Роману Гринбергу язвил: «Ты пишешь о „Докторе Живаго“. На мой вкус это – неуклюжая и глупая книга, мелодраматическая дрянь, фальшивая исторически, психологически и мистически, полная пошлейших приемчиков (совпадения, встречи, одинаковые ладонки)».
Происходящее сказалось на здоровье Пастернака; у писателя диагностировали тяжелую форму рака легких. В результате Борис Леонидович составил отказ от получения награды. В своем письме, отправленном в Стокгольм Нобелевскому комитету, он указал:
«В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
Однако Нобелевский комитет все же счел заявление результатом давления общества, а не добровольным отказом, поэтому в 1958 году премия кому-либо другому повторно не выдавалась. Медаль и диплом были вручены его сыну в Стокгольме в декабре 1989.
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
Похожая история произошла ещё с одним нобелевским лауреатом – Александром Исаевичем Солженицыным уже в 1970 году. Писатель посвятил многие свои произведения жесткой критике Сталина и его методов правления. В период хрущевской оттепели, когда в СССР повсюду активно шла борьба с «культом личности», а десталинизация стала одним из ориентиров политической жизни государства, такие идеи приветствовались и писатель обрел популярность в Союзе.
Александр Солженицын. 1974
Wikimedia Commons
Однако после прихода к власти Брежнева Солженицын резко лишился привилегий. Большинство его рассказов не допускались к публикации и печатались только силами самиздата. В это же время в западных странах романы Солженицына публиковались подпольно и были широко распространены несмотря на то, что сам автор не давал разрешения на тиражирование своих трудов.
В октябре 1970 года Солженицыну присудили Нобелевскую премию «за высокую нравственную силу и следование традициям русской литературы». За этим последовала резко негативная реакция правительства СССР – в авторе увидели антисоветчика, а решение Нобелевского комитета относительно Солженицына сочли дискредитацией правительства СССР. Интересно что на момент присуждения этой премии в 1970 году наиболее антисоветские работы писателя еще не были опубликованы ( «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые издан в Париже только в 1973 году, «Красное колесо» – в 1972 году на английском языке).
Нобелевскому комитету пришлось неоднократно опровергать высказывания о наличии политического мотива в присуждении премии писателю, что не убедило советскую власть. Впрочем, в дальнейшем Солженицын неоднократно признавал, что Нобелевская премия 1970 года была исключительно политическим решением.
Тогда писатель не поехал в Швецию на торжественное мероприятие, опасаясь, что его не пропустят обратно в страну. Тем не менее, Солженицын все-таки получил «Нобелевку» — это случилось в 1975 году после высылки из СССР.
БЕРНАРД ШОУ
В 1925 году Нобелевской премии с формулировкой за «творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой» был удостоен Бернард Шоу – знаменитый ирландский драматург и романист.
Бернард Шоу. 1914
Wikimedia Commons
Писатель отказался от премии и денежного приза, сказав, что «эти средства – как спасательный круг, который бросили пловцу, когда тот уже достиг берега».
Бернард Шоу продемонстрировал, что и так считает себя состоявшимся литератором и равным образом не нуждается ни в самой премии, ни в сопутствующем денежном вознаграждении.
Писатель стремился придать ситуации ироничный контекст, однако подлинных причин отказа так и не озвучил. На вопросы негодующей публики Шоу отвечал: «Изобретение динамита можно простить Альфреду Нобелю, но только дьявол мог придумать Нобелевскую премию!»ЖАН-ПОЛЬ САРТР
Еще один добровольный отказ от премии связан с именем Жан-Поль Сартра, французского философа-экзистенциалиста, ставшего лауреатом в 1964 году. Основные темы его произведений – человеческая свобода и сложность переживания кризиса вольности. Вероятными причинами отказа от премии стали нежелание принадлежать к каким-либо институтам и неприемлемый для Сартра символизм данной награды. Писатель небезосновательно считал, что она представляет собой продукт противостояния красного Востока с капиталистическим Западом и во многих случаях присуждается не просто за чистый литературный талант, а за талант, который озвучивает «нужные» западному миру идеи.
Жан-Поль Сартр. 1967
Wikimedia Commons
Сартр неоднократно и открыто критиковал СССР. Понимая важность политического фактора в своей победе, не хотел быть награжденным лишь за то, что его воззрения отвечают «духу времени». В заявлении шведским журналистам Сартр так и писал:
«Премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или «мятежников» с Востока <…> Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране»
В том же заявлении писатель отмечал, что хочет оставить под своими работами подпись «Жан-Поль Сартр», и никогда не использовать «Жан-Поль Сартр, Нобелевский лауреат».
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Примечательный отказ от премии связан с именем Льва Николаевича Толстого. В отличие от других отказавшихся, он даже не стал официальным лауреатом вовсе, так как принял все возможные меры, чтобы предотвратить эту ситуацию заранее.
Лев Николаевич Толстой. 1880-е
Library of Congress Prints and Photographs Division Washington. Источник: Wikimedia Commons
В 1906 году Российская академия наук выдвинула его кандидатуру на получение недавно учрежденной премии. Писатель отреагировал крайне отрицательно и сразу же написал письмо Арвиду Ернефельду:
«Если бы это случилось [награждение], мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё
Причиной такого отказа послужили личные убеждения Толстого, его аскетизм и убежденность, что истинные ценности в жизни никак не связаны с материальным аспектом бытия. Об этом свидетельствует множество высказываний писателя, публикации и выдержки из писем. Например, в одном из них Толстой пишет, что отказ от «нобелевских» денег избавил его «от большого затруднения распорядиться ими», так как всякие деньги «могут приносить только зло»
На обложке: Илья Кабаков. Квартирная война — 3. 2000. Источник: wikiart.org
Центр Александра Солженицына — Литературная премия имени Солженицына
Лауреаты
2023
TBA Весна 2023
2022 9000 | ПАНДЕМИЯ
2021
БЕЗ ПРИЗА | ПАНДЕМИЯ
2020
Михайлова Наталья Ивановна, директор музея
Некрасов Сергей Михайлович, директор музея
2019
Водолазкин Евгений Германович, писатель0009
2018
Sergei Viktorovich Liubaev, book designer
Viktor Glebovich Britvin, illustrator
2017
Vladimir Petrovich Enisherlov, historic preservationist
2016
Grigori Mikhailovich Kruzhkov, poet and translator
2015
Женовач Сергей Васильевич, театральный режиссер
2014
Роднянская Ирина Бенционовна, литературовед
2013
Maksim Albertovich Amelin, poet, translator, publisher
2012
Oleg Olegovich Pavlov, writer
2011
Elena Tsezarevna Chukovskaya, publisher and editor
2010
Valentin Lavrentievich Yanin
Екимов Борис Петрович, писатель
2007
Sergei Georgievich Bocharov, literary critic
Andrei Anatolievich Zaliznyak, linguist
2006
Alexei Nikolaevich Varlamov, prose writer
2005
Igor Petrovich Zolotussky, literature critic
2004
Бортко Владимир Владимирович, кинорежиссер
Миронов Евгений Витальевич, актер
2003
Кублановский Юрий Михайлович, поэт
Olga Aleksandrovna Sedakova, poet
2002
Leonid Ivanovich Borodin, prose writer
Aleksandr Sergeevich Panarin, philosopher
2001
Konstantin Dmitrievich Vorobyov, writer (posthumously)
Evgeni Ivanovich Nosov, writer
2000
Валентин Григорьевич Распутин, прозаик
1999
Инна Львовна Лиснянская, поэт
1998
Vladimir Nikolaevich Toporov, philologist
Jury
Pavel Basinsky
literary critic
Boris Lyubimov
theater critic
Viktor Moskvin
publisher
Valentin Nepomnyashchy
писатель
Людмила Сараскина
литературовед
Наталья Солженицына
Президент Российского социального фонда Aleksandr Solzhenitsyn
— Defered-
Aleksandr Solzhenitsyn (☦ 2008)
Nikita Stru Наталья Солженицына обсуждает историю и цели своего покойного мужа на получение премии в интервью 1997 года с Александром Щупловым, которое было опубликовано в Книжное Обозрение , («Книжное обозрение»). Читать переведенное интервью > В этой серии рассказывается о вкладе и постоянном вдохновении Александра Солженицына (1918–2008), лауреата Нобелевской премии, писателя и историка. В сериале представлены произведения Солженицына, в том числе ранее непереведенные произведения, и его цель — предоставить ведущую платформу для изучения многих граней его непреходящего наследия. В своих романах, очерках, мемуарах и речах Солженицын раскрывал разрушительную суть тоталитаризма и предостерегал от политических, экономических и культурных опасностей для человеческого духа. Помимо публикации его работ, в этой новой серии представлены вдумчивые писатели и комментаторы, которые черпают вдохновение в неизменной заботе Солженицына о христианстве и Западе, а также о лучших традициях русской культуры. Узнать больше о премии
Центр этики и культуры Солженицын Серия // de0 Nicola 9 Центр этики и культуры Notre Dame 9 // Университет им. Домашняя страница серии
в Notre Dame Press.
Открытая серия: Если вы являетесь автором с предложением, подходящим для этой серии, обратитесь к Маргарет Кабанисс, руководителю программы научных исследований и публикаций Центра.
Между двумя жерновами, Книга 1: Очерки изгнания, 1974–1978
Александра Солженицына
Русский лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын (1918–2008) широко известен как одна из самых важных фигур — и, возможно, самый важный писатель — прошлого века. Чтобы отпраздновать столетие со дня его рождения, первый английский перевод его воспоминаний о Западе, Между двумя жерновами, Книга 1 выходит из печати. Быстрый, захватывающий и столь же убедительный, как и предыдущие части его мемуаров « Дуб и теленок » (1975), «Между двумя жерновами» начинается 12 февраля 1974 года, когда Солженицын оказался насильно высланным во Франкфурт, Западная Германия. в результате публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ». Солженицын на какое-то время переехал в Цюрих, Швейцария, и считался самым известным человеком в мире, преследуемым журналистами и репортерами. В этот период он оказался непривязанным и неспособным работать, пытаясь приспособиться к новому окружению.
«Между двумя жерновами» содержит яркие описания путешествий Солженицына по разным странам Европы и Северной Америки, где он и его жена Наталья («Аля») искали место для поселения своей молодой семьи. Есть увлекательные описания встреч один на один с видными деятелями, подробные отчеты о публичных выступлениях, таких как выпускной в Гарвардском университете в 1978 году, комментарии к его выступлениям на телевидении, отчеты о его борьбе с недобросовестными издателями и агентами, которые неправильно обращались с западными изданиями его книги, а также усилия КГБ по дезинформации, направленные на то, чтобы опорочить его имя. Есть также отрывки о семье Солженицына и их имуществе в Кавендише, штат Вермонт, чьи лесистые склоны холмов и суровые зимы напоминали ему о его русской родине, и где он, наконец, смог спокойно работать над своей десятитомной историей русской революции. 0005 Красное колесо . Рассказы включают в себя усилия, предпринятые для обеспечения надлежащего образования для трех сыновей писателя, их желание однажды вернуться в свой дом в России, а также описание его выдающейся жены, редактора, литературного консультанта и директора Российского социального фонда, Алеи, которая с большим риском для себя и своей семьи успешно организовала контрабандный вывоз бесценного архива Солженицына из Советского Союза.
«Между двумя жерновами» — литературное событие первой величины. В книге драматически отражена боль разлуки Солженицына с российской родиной и пропасть непонимания между ним и западным обществом.
Март 1917 года: Красное колесо, узел III, книга 1
Александра Солженицына
В ознаменование 100-летия русской революции издательство Университета Нотр-Дам с гордостью публикует эпический труд нобелевского лауреата Александра Солженицына Март 1917, Node III, Книга 1 , из Красное колесо .
«Красное колесо» — величайший труд Солженицына о русской революции. Солженицын рассказывает эту историю в форме тщательно проработанного исторического романа, дополненного газетными заголовками дня, фрагментами уличных действий, киносценарием и историческим обзором. Первые два узла — 19 августа.14 и ноябрь 1916 г. — акцент на кризисах и восстановлении России, на революционном терроризме и его подавлении, на упущенной возможности реформ Петра Столыпина и на том, как всплеск патриотизма в августе 1914 г. испарился, когда Россия истекала кровью в Первой мировой войне.
марта 1917 года — третий узел — рассказывает историю самой русской революции, в ходе которой не только имперское правительство тает перед лицом толпы, но и лидеры оппозиции оказываются совершенно неспособными контролировать ход событий. Акция книги 1 (из четырех) от 19 марта17 установлен в период с 8 по 12 марта. Захватывающее повествование рассказывает истории более пятидесяти персонажей в те дни, когда Российская империя начинает рушиться.