Никон патриарх реформы: Реформа патриарха Никона » Новочеркасский музей истории Донского казачества

Вдалеке от Москвы реформы патриарха Никона воспринимались по-другому

22 октября, 2019 18:28

Источник: Индикатор

Российские ученые исследовали ранее неизвестные документы, связанные с жизнью патриарха Никона в Великом Новгороде. Это позволило детальнее описать начальный этап раскола Русской православной церкви, который начался после его реформ. Работа поддержана Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда и опубликована в журнале «Вестник архивиста».

Поделиться

Картинка: патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Неизвестный автор. Источник: из коллекции музея «Новый Иерусалим»

Картинка: план Вологды и окрестностей XVII века. Источник: Никита Башнин

Картинка: план Тихвинского Успенского монастыря XVII века. Источник: Никита Башнин

Картинка: план Тихвинского Успенского монастыря XVII века. Источник: Никита Башнин

Раскол в Русской православной церкви начался в 50-х годах XVII века. Он связан с реформой патриарха Никона, которая была направлена на приближение богослужения в русской церкви к традициям греческого православия. Различия заключались в обычаях при проведении обрядов и служб, например в направлении движения крестного хода или в вопросе о том, сколькими пальцами креститься.

Группа ученых из Санкт-Петербургского института истории РАН проанализировала документы времени архиерейства Никона в Великом Новгороде и начала его патриаршества. Особое внимание уделили тому, как Никон взаимодействовал с духовными властями отдельных монастырей.

Результаты работы помогли более полно охарактеризовать начальный этап раскола (50–60-е годы XVII века) и особенности проведения реформы в провинции, а также оценить реакцию духовенства на нововведения.

Историки использовали ранее неизученные документы из архивов Тихвинского Успенского монастыря и Вологодского архиерейского дома. Они содержат информацию о деятельности патриарха Никона и отражают реакцию общественности на изменения.

Выяснилось, что Никон старался контролировать как хозяйственные вопросы, так и религиозную жизнь жителей Новгородского уезда. Он давал указания о присылке денег, закупке материалов, работе слуг, посылал людей для проверки выполнения нововведений в монастыре. Такое вмешательство вызывало недовольство архиереев и различных церковных кругов. Осенью 1651 года он составил распоряжение о строгом соблюдении Великого поста и запрете многоголосого пения, поступившее в Тихвинскую обитель. В материалах и документах архиерейского дома удалось выявить, что монастырское и приходское духовенства не противостояли открыто.

Литургические песнопения продолжали проводить по прежним правилам, службы вели поочередно, по старому и новому обрядам. Центром «раскола» для приходов мог стать Тихвинский Введенский женский монастырь. Позже, в 1666–1667 гг., для борьбы со старообрядчеством из Тихвинского Успенского мужского монастыря проводили рассылку назидательной литературы для ознакомления местных жителей. Однако в то же время поводом для несоблюдения введенных реформ часто выступали бытовые проблемы, например отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах (четвероконечных крестов для печати на просфорах), книг, а также мира и масла для крещения.

«Проведенное исследование помогает иначе взглянуть на начало церковного раскола в России XVII века и увидеть, как религиозные новшества воспринимались на уровне приходов вдалеке от Москвы», — говорит Никита Башнин, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Теги

Президентская программа, Гуманитарные науки, Спецпроект, Инициативные проекты

Патриарх Никон — Исторические портреты.

Историческая эпоха.

Перейти к содержимому

               

Содержание

  • Исторический портрет патриарха Никона
  • Из биографии.
  • Церковная реформа Никона
  • Исторический портрет патриарха Никона
  • Направления деятельности Никона
  • ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Хронология жизни и деятельности  патриарха Никона

Исторический портрет патриарха Никона

Годы патриаршества:1652-1666

Из биографии.

  • Никон, патриарх Московский и всея Руси.
  • Уже в 20 лет стал священником. Трагедия в семье — смерть троих детей- привела его и его жену в монастырь, где он полностью посвящает себя Богу.
  • Царь Алексей Михайлович после бесед с ним был покорён образованностью Никона, его благочестием. Он приближает его к себе и в 1652 году Никон назначен патриархом.
  • Первые пять лет Никона и царя связывала настоящая дружба. Царь во всём доверял Никону. Мог даже в своё отсутствие оставлять за Никоном право контроля за Боярской думой. Во всём Никон поддерживал царя, особенно в деле воссоединения с Украиной. Никона именовали «Великий государь», как называли только в своё время Филарета.
  • Боярам не нравилось такое возвышение Никона, они сумели восстановить против него царя, который отстранил его от государственных дел. Тогда Никон отказался от патриаршества и уединился в Новоиерусалимском монастыре.
  • Характер Никона был вспыльчив. Он иногда не мог сдерживать своего раздражения. Не хватало ему дипломатии, которая должна быть у человека, имеющего такой вес в стране.

 [sc:reklama2]

Церковная реформа Никона

Причины:

  • Приведение к единообразию церковных обрядов и порядков, то есть к унификации церкви. Этого требовала проводимая в стране централизация власти.
  • Официальная идеология « Москва — третий Рим» имела целью сделать Москву центром православия. Греческая церковь требовала привести все обряды, церковные книги к единому греческому образцу.
  • Стремление решить давнюю проблему в России : что выше — церковная или царская власть.Усиление влияния церкви на государство.

Суть реформы:

  • Приведение к единству внешней, обрядовой стороны церкви, реформа не затрагивала основ религии (например: креститься надо было тремя, а не двумя перстами, крестный ход проводить против солнца, а не по солнцу).
  • Исправление по греческим образцам церковных книг.
  • Борьба за укрепление авторитета церкви.

Ход реформы:          

  • Сначала царь поддерживал Никона, понимая, что унификация церкви по греческим образцам усиливает авторитет церкви и Руси в целом. Церковный собор поддержал реформы Никона.
  • Однако потом бояре рассорят царя с Никоном, внушат, что тот стремится возвысить церковную власть  над  царской.
  • Церковный собор 1666-1667 года привёл к церковному расколу на сторонников Никона и противников во главе с Аввакумом. Собор же принял решение, что в гражданских делах преимущество имеет царь, а в церковных — патриарх. Здесь же Никон был низложен, его лишили сана патриарха и отправили в ссылку простым монахом в Ферапонтов монастырь.

[sc:reklama2]

Исторический портрет патриарха Никона

Направления деятельности Никона

Направления деятельностиРезультаты
Активная государственная деятельность, поддержка царя в его политике.Поддерживает реформы Алексея Михайловича, внешнюю политику, особенно процесс воссоединения Украины с Россией.
Церковная реформа1653- начало реформы. Приведение церкви к унификации обрядов, порядков по греческому образцу.Стремился повысить роль церкви, поставить власть патриарха выше царской, чем и вызвал негодование царя, за чем последовало отречение от сана и ссылка.
Развитие книгопечатанияОсновал Патриаршую библиотеку, поддерживал печатание и выпуск церковной литературы, способствовал переводу её на греческий язык.
Литературная деятельностьНаписал ряд литературно — исторических и публицистических работ, обосновывая в них необходимость церковной реформы.
Никон часто читал проповеди собственного сочинения.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Никона способствовала укреплению царской власти
  • Церковная реформа усилила централизацию церкви, привела её в унификации
  • Церковная реформа вызвала гнев негодования, массовые выступления. Особенно сильным был протест монахов в Соловецком монастыре в 1668-1676г.Только при помощи царских войск удалось подавить восстание.
  • С именем Никона связывают начало церковного раскола, представители старообрядцев есть на Руси и сегодня, они считают, что Никон посягнул на основы церкви.

Хронология жизни и деятельности  патриарха Никона

1605-1681Годы жизни Никона (в миру- Никиты Минина)
1649-1652Митрополит Новгородский.
1652- 1666Патриарх Московский и всея Руси.
1653Начало церковной реформы, начатой по поручению Алексея Михайловича.
1654Церковный собор одобрил все реформы Никона
1656Церковный собор отлучил от церкви всех сторонников старой веры.
1656Никон основал Новоиерусалимский монастырь.
1658Никон уезжает в Новоиерусалимский монастырь на реке Истре.
1666-1667На церковном соборе произошёл церковный раскол. Против реформ выступил протопоп Аввакум и его сторонники.Низложение Никона, лишение его сана патриарха. Ссылка простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь.
1682При царе Фёдоре Никону разрешили вернуться в Москву в новый Воскресенский монастырь. Но тяжело больной Никон умер  по дороге.

 

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40)  исторический портрет

.

                                                                  Автор: Мельникова Вера Александровна

 

Новоиерусалимский монастырь. Основан Никоном в 1656 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие Руси». М.О. Микешин, 1862г. Новгород.

профилей | КНЭВА

  • Старообрядцы молятся в Казани, Россия, во время службы в честь Успения Пресвятой Богородицы. (фото: Максим Мармур/AFP/Getty Images)

По мере того, как президент Владимир В. Путин отстаивает позицию России в международном сообществе, руководство доминирующей в России Православной церкви объединилось с его правительством, возродив надежды (и опасения), что Возрожденная православная церковь, связанная с крепким правительством, создаст более сплоченную «российскую» нацию.

Но 143-миллионное население России включает в себя множество различных этнических, языковых и религиозных групп, и Православная церковь России, которая стремится восстановить то, что разрушили коммунисты, не является единственным хранителем русского наследия страны. Российские старообрядцы (или старообрядцы) когда-то предпочитали тюремное заключение, ссылку или даже смерть литургическим реформам, инициированным патриархом Русской Православной Церкви Никоном в XVII веке.

Сегодня около 10 миллионов старообрядцев, разбросанных по всей европейской и азиатской России, а также на Балканах, в странах Балтии и Северной Америке, охраняют культурное и духовное наследие дозападной российской цивилизации.

Фон. раскол , или раскол, расколовший русское общество в середине XVII века, имел сложные причины. В 1598 году умер бесплодным последний царь древней династии Рюриковичей. Его смерть положила начало «Смутному времени», 15-летнему междуцарствию, отмеченному узурпаторами, голодом, гражданской войной и иностранным (а именно польско-католическим) нашествием. Примечательно, что Православной церкви удалось удержать молодое российское государство Московию от распада, даже когда поляки оккупировали Московский Кремль.

В 1613 году земским собором (или великим собором), в который входили дворяне, духовенство, купечество и крестьяне, был избран царем Михаил Романов, сын могущественного митрополита Ростовского Филарета. Позднее, в 1619 году, воцарившийся на патриаршем престоле, Филарет фактически правил Московией как «Великий Государь». Он укрепил владения своего сына, привязал крестьян к земле и обогатил казну своего сына, фактически подчиняя государство церкви до своей смерти в 1633 году. также доверил власть церкви, особенно патриарху Никону, ослепившему царя своей ученостью и красноречием.

Алексей был человеком противоречий. Сознавая развитие армий и флотов у соседей, подчинение их церкви государству и усложнение народного хозяйства, Алексей инициировал экономические и политические реформы. Его сын, Петр Великий, позже продолжил эти реформы. Стремление патриарха реформировать церковь, которое поощрял Алексей, имело более непосредственное влияние на русское общество.

Реформа. Убежденный, что богослужебные тексты Московской Церкви отличаются от текстов остального православного мира, Никон в 1652 г. пригласил в Москву литургистов и богословов из элитных православных академий Константинополя и Киева. Там они сравнили богослужебные книги Русской Церкви с киевскими и константинопольскими, найдя многочисленные вариации. Для установления единообразия Никон созвал два собора (1654 и 1656 гг.), принявших «исправления», и предал анафеме тех, кто отказался их принять.

Эти редакции — которые включали изменения в Типикон, Евхологион и другие богослужебные книги; написание имени Иисуса; и как креститься (тремя пальцами вместо двух) — привели русские обычаи в соответствие с современными греческими и киевскими обычаями. По иронии судьбы, более старые тексты Русской Православной Церкви сохранили литургические обычаи и переводы, предшествующие тем, которые использовались православными церквями Константинополя и Киева. Современные православные ученые предположили, что в этих текстах были новшества, на которые повлияло католическое и протестантское богословие XVI века.

Раскол. Значительное число духовенства, дворянства и крестьян осудило никоновские реформы: Во главе с царским духовником протоиереем Аввакумом Петровым (письма и автобиография которого являются шедеврами русской литературы) противники перемен увидели в никоновском богослужебном обновлении измену Православию, которая Русская церковь поддержала в отличие от греков, которые, по их мнению, скомпрометировали веру во время Флорентийского собора. Защитники старообрядчества также возмущались никоновской централизацией патриаршей власти, которую они уподобляли современному осуществлению папской власти.

Московский собор 1666 г. низложил Никона за злоупотребление властью, но при поддержке царя поддержал литургическую реформу. Собор отцов отлучил от церкви тех, кто осуждал реформы, тем самым лишив раскольников , или раскольников, какой-либо юридической правоспособности. Церковные и государственные чиновники увольняли и сажали в тюрьмы лидеров старообрядчества. Официальные акты преследования усилились; епископы, дворяне, монахи и священники, в том числе Аввакум, были замучены, сосланы и сожжены на кострах. Целые общины совершали самоубийство в огне, чтобы не допустить ошибки.

Эти гонения оставили оставшихся в живых старообрядцев (бежавших от царя и патриарха) без епископов, священников и, следовательно, таинств. Таким образом, лишенные иерархии, эти беспоповских (беспоповских) верующих организовались в самостоятельные, но изолированные мирянские общины, избравшие своего наставника, или учителя.

По мере того, как цари расширяли свое влияние за Уральскими горами, укрепляли свое царство, ликвидировали патриаршество и подчиняли власть духовенства и дворянства, они усиливали преследования старообрядцев, которые, возможно, составляли до четверти русского населения. Население.

Изолированные и разбросанные по обширным территориям двух континентов старообрядцы впоследствии разделились на множество отчаянно независимых групп. Каждая община развивала свои особенности и характеристики. Тем не менее все они сохранили традиционные русские иконографические формы, отказавшись от прозападных икон; сохранили традиционную церковную архитектуру и церковное убранство, хотя в них не было священников и таинств; поддержал язык и богословие дореформенной Православной церкви России; и защищал дозападную цивилизацию Древней Руси.

Таинства восстановлены. На протяжении веков сложились две группы старообрядцев: беспоповцы отвергали действительность таинств «никонианских» архиереев официальной Русской Православной Церкви и поповцев (священников) принимали их.

В 1846 году Амвросий Сараевский принял старообрядчество. Православный митрополит, отстраненный турками от своего епископского престола, Амвросий рукоположил нескольких епископов для тех старообрядцев, которые остались верны священству и таинствам. От этой группы происходит крупнейшая старообрядческая община, которая сегодня базируется на московском Рогожском кладбище, духовном центре старообрядчества с 18 века.

После того, как в мае 1905 года царь Николай II издал Указ о веротерпимости, староверы получили законное признание и им было разрешено открыто исповедовать свою веру. Вскоре после царского указа алтари старообрядческих часовен были «распечатаны», и расцвел «золотой век старообрядчества», совпавший с возвышением русских купеческих князей, многие из которых принадлежали к видным старообрядческим родам. Эти торговые князья поручили ведущим архитекторам и художникам страны спроектировать новые церкви и поощряли возрождение дониконианского пения и науки.

Этот золотой век резко оборвался с отречением царя в 1917 году и последующим большевистским государственным переворотом в 1918 году. Эти воинствующие атеисты считали старообрядцев капиталистами и защитниками прежних порядков. Они безжалостно преследовали старообрядцев, как и всех верующих. Мало что известно о старообрядческих общинах России в период с 1918 по 1991 год.

Современное развитие. «Старая поговорка о том, что «раскол порождает раскол», несомненно, верна, — писал своим прихожанам в прошлую Пасху русский православный отец Пимен Симон. В 19В 83 году отец Пимен и его старообрядческий приход в г. Эри, штат Пенсильвания, вступили в полное общение с Русской Православной Церковью Заграницей.

«Я молился с первого дня, чтобы в нашем приходе было восстановлено священство и чтобы я стал не старообрядцем, а старообрядцем наставником , чтобы было восстановлено единство церкви в России и за ее пределами, и чтобы Тогда можно было бы примирить старообрядцев с единой, Святой Русской Православной Церковью.

«Конечно, следует избегать ложного единства, но будем осторожны, чтобы не отвергнуть исцеление разделений Тела Господа, когда это возможно».

В конце XIX века царское правительство ввело ограничения, ограничивающие культурную и религиозную деятельность старообрядцев. Целые общины мигрировали в Китай и Америку. Многие стекались в железорудные и угольные районы западной Пенсильвании, где зимой работали на мельницах, а летом мигрировали на север, чтобы строить корабли. Были основаны храмы, в том числе приход отца Пимена в честь Рождества Христова.

Хотя многие старообрядческие общины остаются враждебно настроенными по отношению к Московскому Русскому Православному Патриархату — «государственной церкви», — другие работают над устранением раскола, который веками разделял нацию и церковь.

Ответственный редактор Майкл Ла Чивита — помощник секретаря CNEWA по связям с общественностью.

Развитие русского пения / «Великий Новгород»

Русские православные гимны / Развитие русского пения

Развитие русского пения

Первое знакомство московитов с католической музыкой произошло в 1605 — 1606 годах, во времена правления лжецаря Дмитрия I. Патриарх Гермоген высказал свое мнение об этой музыке в таких словах, обращенных к Салтыкову: «Вижу пренебрежение истинной верой еретиками и вами — предателями. Я вижу разрушение святых церквей и не могу слушать это латинское пение в Москве». Этот отказ от стройного пения вполне объясним, так как был связан с иностранной военной агрессией.

Союз с оказавшейся на границе с католической Польшей нарушил мирную жизнь южных русских, и они стали покидать родные места и уходить в православную Москву в поисках защиты. Вполне естественно, что они привезли с собой часть пения. Такое пение интересовало русское духовенство и аристократию. Один из выдающихся иерархов Русской Церкви, будущий патриарх Никон, в бытность митрополитом Новгородским ввел часть пения в Великий Новгород.

Его биограф Шушерин писал: «Это было вдохновенное пение, гораздо лучшее, чем бездушная музыка органа. Ни у кого не было такого пения, как у митрополита Никона».

Патриарх Никон был сторонником многоголосного строчного пения, которое было очень популярно в Новгороде. Это было причиной его немедленного пристрастия к партийному пению. Когда в 1652 году он стал патриархом, он с таким же энтузиазмом начал реформы церкви и церковного пения. Его поощрял царь Алексей Михайлович, который также был сторонником партийного пения.

Царь Алексей Михайлович пригласил из Киева одиннадцать лучших композиторов и певчих. Через месяц из Киева в Москву прибыл еще один хор в составе девяти человек. К тому времени, когда Никон стал Патриархом, у него было двадцать профессиональных певчих, организованных в хор.

Патриарх Никон ввел причастное пение не только в своем Московском соборе, но и в монастырях. После освобождения Белоруссии Оршанское православное братство было переведено в Иверский монастырь на Валдае. Белорусские монахи принесли с собой элементы западноевропейского Просвещения и традиции партийного пения.

Одним из центров партикулярного пения был подмосковный Новоиерусалимский монастырь, где находился особняк Патриарха.

Так, благодаря стараниям царя и патриарха, партикулярное пение быстро распространилось на Руси. Но отношение россиян к этому было противоположным. У части пения были свои сторонники и противники. Протесты ее противников продолжались и после отставки Никона.

Довольно проблематичным был вопрос об использовании партитурного пения на богослужении. За разъяснениями группа прихожан собора святого апостола Иоанна в Москве обратилась к Патриархам Антиохийскому Макарию и Паисию Александрийскому. Они спрашивали у иерархов Церкви, разрешено ли им использовать партикулярное пение на богослужении. Ответ, данный в 1668 г. двумя Патриархами, гласил: «Хотя род пения, именуемый частичным пением, возник не в Восточной церкви, но никогда и никем не осуждался». Документ был подписан двумя патриархами на арабском и греческом языках. Так что 1668 год можно считать датой официального признания партийного пения.

Главным фактором, способствовавшим быстрому распространению партийного пения в России, был интерес к нему русских мастеров пения. Об этом свидетельствует тот факт, что книга знаменных распевов, используемых в церквях, двенадцать раз перекладывалась на четыре части и четыре раза на восемь частей. Праздничные песнопения годового цикла переделывались на четыре части семнадцать раз, не говоря уже об их переложении на три, пять, шесть, восемь или двенадцать частей.

Раннее русское партийное пение представляло собой обработки мелодий Знаменного распева или трифонических мелодий Строчного распева на четыре части. Эти партитуры предназначались для квадрофонического пения смешанных хоров.

Голоса различались по высоте или тембру. Это были: бас, тенор, альт и дискант (сопрано). Руководящим голосом был голос тенора в аранжировках частичного пения, которые соответствовали польско-украинским правилам композиции.

Исследуя ранние партитуры русского партийного пения, можно прийти к выводу, что они представляли собой сочетание двух стилей: польско-украинского и русского строчного пения.

Средние голоса партитуры сохранили черты, характерные для русской строчной полифонии, такие как параллелизм терций и четвертей, пересечение голосов. Новым элементом было появление дисканта, подчиненного басу. Движение баса также приобрело черты, ранее не встречавшиеся в русских партитурах.

Создавая собственные произведения, композиторы больше не были ограничены правилами древнего знаменного распева. Их техника стала более разнообразной. Постепенно появился новый тип русского хорового концерта, который обычно исполнялся в конце литургии.

Партийное пение было обычно квадрофоническим, но не были большой редкостью и музыкальные произведения на шесть, семь, восемь, двенадцать и даже больше голосов. Это были многохоровые композиции. Их появление обозначило новую ступень в развитии партийного пения. Роль голосов изменилась. Тенор больше не был ведущим голосом. Дискант стал более активным и мелодичным. Использование высоких голосов и альтов в качестве главных партий изменило характер звучания. Хоры стали смешанными и приобрели особый тембр из-за сочетания мужских и мальчишеских голосов.

Партийное пение принесло в Россию новую (западную) манеру пения. Его отличали плавность голоса, гибкость вокализации, забота о выученных голосах, правильное дыхание.

Эстетическое значение многохоровых произведений заключалось в массовом звучании, охватившем весь объем вокальной музыки. Эти монументальные хоровые композиции требовали усиления архитектурных объемов. Размеры соборов росли, этот рост достиг своего апогея в великих соборах Петербурга.

С. Смоленский — известный специалист по истории церковного пения, писал в XIX веке: «Почти невозможно представить, как шестнадцать, двадцать четыре или сорок восемь частных вокальных сочинений (для четырех, шести или двенадцати отдельных клиросов) исполнялись в соборе. Однако обтрепанные страницы хоровых партитур, испачканные свечным воском, свидетельствуют об их многократном использовании».

Некоторые музыкальные знатоки считают это увеличение состава хора результатом влияния католической инструментальной и вокальной музыки. Использование музыкальных инструментов в православной церкви было запрещено, а хор, который был в два-три раза больше обычного, заменял оркестр.

Многохоровые сочинения проложили путь к развитию оркестровой симфонической музыки. Поэтому они исчезли из репертуара церковных хоров вместе с введением оркестров в середине XVIII века, без каких-либо требований об их устранении со стороны церковных властей.

Концертный стиль партийного пения обогатил русскую духовную музыку новыми средствами художественной выразительности.

Русская часть концерта, в отличие от католической музыки, осталась чисто вокальной — а капелла.

Первые сведения о теории и правилах этого нового стиля музыкального сочинения были опубликованы в книге Н.Дилецкого «Музыкальная грамматика». Эта книга стала основным учебником для композиторов партийного пения в России и на Украине. Он содержал систему правил создания полифонических хоровых произведений. Расцвет концертного стиля русской музыки XVII века связан с именем выдающегося композитора, музыкального теоретика и педагога Н.Дилецкого. Первая четверть XVII века была временем, когда развитие концертного стиля достигло своего апогея. В это время работали В. Титов, М. Калашников, Ф. Редриков и другие выдающиеся композиторы. Они написали много литургий и концертов хоровой духовной музыки.


Эпоха Петра Великого

Русская культура, претерпевшая большие изменения между XVII и XVIII веками, вступила в новый период своего развития.

Реформы царя Петра Великого полностью изменили порядок культурной и общественной жизни России. Были разрушены старые привычки, а также основы и принципы средневекового мировоззрения. Большое значение приобрели вопросы просвещения. Петр Великий открывал новые духовные семинарии и школы. Также было открыто большое количество светских школ; точные науки приобрели большое значение.

Академия наук была основана в 1724 году по царскому указу. Были установлены новые культурные связи с передовыми странами Западной Европы. Старая боярская Русь уступила место молодому государству Петра Великого. Это государство укреплялось местными реформами и военными победами.

Политика, приближавшая русскую общественную жизнь к европейским стандартам, была вызвана естественным желанием укрепить Российское государство и поднять его международный авторитет. Собственно, этим целям были подчинены все нормы общественного строя, повседневного поведения людей и придворного этикета. Петр I стремился дать массам доступ к новоевропейской культуре, резко отличавшейся от уединенного русского средневекового уклада жизни.

Чтобы разорвать связи с той замкнутой жизнью, которую вело большинство русских, Петр I устраивал дворцовые ассамблеи с плясками, уличные праздники в честь великих событий, таких как победы над врагами и заключения мира. Он запретил дворянам иметь свои «домашние церкви», чтобы сделать приходские церкви и соборы общественными центрами, где люди могли общаться и собираться. Все эти усилия способствовали дальнейшему развитию светской и духовной музыки нового типа.

Новые функции музыкального искусства выразились в жанре фестивальной праздничной музыки, музыки для парадов. На государственных торжествах в честь какой-либо победы улицы Москвы, а затем и улицы Санкт-Петербурга украшались специально построенными Триумфальными воротами, которые обычно украшались народной античной символикой. У этих ворот победителей встречали фанфары военных оркестров и хоров. В честь Петра Великого и его полководцев исполнялись специально сочиненные панегирические или виватные гимны (от греческого слова «пангурикоз», что означает «хвалебная песнь», и латинского «виват», что означает «Да здравствует!»). назывались «кантами», которые по музыке и стихам представляли собой типичное выражение героико-патриотического настроения эпохи Петра I. Они принесли с собой новые образцы гражданско-патриотической поэзии, наполненные реализацией власть государства.Эти канты породили новый стиль гимнов праздничной пышности.Хоровые концерты, датированные концом века, являются лучшими образцами этого стиля.

Придворный хор был основан на базе хора царских дьяконов-певчих, просуществовавшего более двухсот лет. Придворный хор принимал участие во всех государственных праздниках и торжествах. Когда столица России была перенесена в Санкт-Петербург, туда же переехал и Придворный хор. Хористы часто сопровождали царя в его заграничных путешествиях и в военных походах.

В России был еще один ведущий хор. Это был хор патриарших дьяконов-певчих в Москве. В 1721 году он получил название Синодального хора.

Кроме этих двух хоров, большой известностью пользовались певчие Александро-Невской Лавры. У некоторых дворян петровского двора были свои хоры.

Начало XVIII века было золотым веком многоголосного пения. Продолжали свое дело великие мастера этого стиля: Титов, Редриков, Калашников и другие. Василий Титов был солистом Придворного хора. Эти композиторы создавали фестивальные концерты, соответствующие по стилю и духу задачам официальной праздничной музыки.

Хоровые концерты тех времен приобрели новые интонационные элементы, свойственные панегирическим песнопениям, с их маршевым ритмом и торжествующими фанфарами. Многие концерты были специально составлены по случаю каких-то событий государственного значения, они исполнялись в честь побед Петра Великого. Ярким образцом такой музыки является двенадцатичастный концерт Б. Титова, созданный в честь победы под Полтавой.

Следует особо отметить, что сочинения в стиле полифонической партии не полностью вытеснили старые традиции знаменного пения. Древняя традиция монофонического пения, обогащенная новыми распевами, была еще жива; и хотя его жизнь тонула, это погружение было славным. Некоторые храмы в селах и местечках не могли позволить себе иметь большой хор, довольствовались старинным монофоническим пением. Использовались также строчное пение и полифонические обработки знаменного распева. Известный музыковед Ю.Келдыш пояснил: «Борьба между новой певческой традицией и старой сменяется в этом столетии их синтезом».

Особо следует отметить роль хоровой музыки в русском театре. В работе театра господствовала давняя традиция таинственных представлений, процветавшая в эпоху Петра I. Среди образованного духовенства духовных семинарий и академий развивались традиции XVII века так называемой «школьной драмы» или «школьного театра». Сюжеты этих драм были в основном религиозными: библейские сюжеты в форме драматических представлений поучительного характера.

В форме драмы написаны произведения Феофана Прокоповича — новгородского епископа и одного из ближайших сподвижников Петра Великого. Феофан Прокопович разработал принципы русского и украинского духовного действа XVI-XVII вв. Музыка занимала большое место в школьной драматургии. Преобладала хоровая музыка, и ее функции были строго регламентированы. Финальный припев был обязательным. Лучшим образцом смешанной литературно-музыкальной драмы является Рождественская пьеса Дмитрия Ростовского. Впервые она была поставлена ​​в 1702 году в Ростове. Наряду с соло он содержал часть хоровых исполнений, заимствованных из традиционных псалмов XVII века.


Пути развития русской духовной музыки в послепетровскую эпоху (1730 -1760)

В эпоху после царствования Петра Великого императорский двор по-прежнему оставался центром русской музыкальной культуры. Сами цели искусства рассматривались в свете придворного этикета. Деловой и сравнительно скромный быт петровского двора сменился пышностью и блеском дворов его преемников — императриц Анны и Елизаветы.

За музыкальными развлечениями и камерными концертами следовали застолья, балы и маскарады. Атмосфера придворной жизни, поражавшая своим великолепием иностранцев, повлияла на все области русского искусства.

Русское искусство тех времен ориентировалось на западноевропейские стандарты. Основным жанром поэзии была ода, в живописи преобладали портрет и героико-мифологическая композиция, архитекторы работали в стиле барокко. Дворцы, построенные известным архитектором Растрелли, являются яркими образцами русской архитектуры периода правления императрицы Елизаветы Петровны. В них отражалась мощь и могущество Русского государства.

Итальянская опера стала самой популярной. Появившись в Италии в самом начале XVII века, опера явила собой развитие нового сольного вокального стиля. Музыка отражала чувства и настроения, выраженные в стихах. Арии и речитативы исполнялись одним певцом в сопровождении аккомпанемента. Так полифония уступила место монофоническому пению с аккомпанементом. Наибольший успех имели арии, в которых была только одна выразительная вокальная линия с гармоничным сопровождением. Позже этот метод был принят композиторами духовной музыки; особенно это касалось хоровых концертов в итальянском стиле, в которых ведущую роль играл верхний певучий голос, а другие голоса звучали как бы ему аккомпанируя. Прием многократного повторения отдельных слов текста также пришел в русскую духовную музыку из итальянской оперы. В прежние времена запрещалось ни повторять слова священных текстов, ни менять их местами. Удлинение звучания достигалось за счет медленного темпа и межсложных продолжений, то есть многократного повторения одного и того же слога.

Широкие музыкальные формы оперных арий и итальянских концертов создавались с помощью многочисленных повторений слов и их транспозиций.

Появление оперного театра в России в эпоху после царствования Петра I привело к соприкосновению Придворного хора с итальянской музыкой. Императрица Анна приказала певчим Придворного хора принять участие в представлениях итальянской оперы.

Первые оперные представления в России состоялись в 1731 году, когда в Москву была приглашена группа итальянских певцов. Эти певцы работали при дворе саксонского курфюрста Фридриха Августа. Регулярные постановки итальянской оперы начались в середине 30-х годов XVIII века в специально построенном Оперном театре в Санкт-Петербурге.

Франческо Арайя — композитор из Неаполя, приехавший в Россию вместе с группой итальянских певцов, стал директором и дирижером Оперного театра в Петербурге в 1742 году.

Оперы исполнялись на итальянском языке. У зрителей были русские переводы либретто, с помощью которых они могли следить за спектаклем.

В начале своей работы в Санкт-Петербурге Ф.Арайа вынужден был привлекать к своим выступлениям русских певцов.

Из Придворного хора вышли талантливые певцы Марк Полторацкий и Гавриил Марцинкевич. Придворный хор принимал участие и в оперных спектаклях; это давало возможность устраивать массовые сцены.

Следует особо отметить, что все эти нововведения не коснулись Синодального хора (Патриаршего хора), так как он находился в ведении церковных властей, и поэтому хор не мог принимать участие в светских представлениях. репертуар Синодального хора включал в себя в то время монофонические знаменные распевы, киевские и греческие распевы, а также партитурное пение.


Русская духовная музыка последней трети XVIII века

Последняя треть XVIII века была временем царствования Екатерины II. Она стремилась укрепить основы царского самодержавия и международный авторитет Российской империи, границы которой к тому времени значительно расширились.

Екатерина II была покровительницей наук и искусств. Она заботилась о просвещении, литературе, театре, музыке и их развитии в России. Императрицей были приглашены в Россию самые известные художники, архитекторы и музыканты из стран Западной Европы. Среди них были известные итальянские композиторы: Б.Галуппи, Г.Паизиелло, Д.Чимароза, С.Сарти.

Работа в России помогла певцам Придворного хора освоить сложную технику бельканто.

После вступления на престол Екатерина II дала Придворному хору новое название Императорского хора, а обучение придворных певцов и музыкантов поручила итальянцам.

Итальянские композиторы, работавшие в России, создавали хоровые песнопения на основе славянских церковных текстов. Их сочинения представляли собой образцы «итальянского концерта», которые впоследствии так широко использовались в богослужебной практике Русской православной церкви. Русские ученики итальянцев, такие как М.Березовский, Д.Бортнянский, А.Ведель, С.Дехтярев и др., также использовали форму итальянского концерта.

В 1770-1780 годах Березовский и Бортнянский заканчивали свое музыкальное образование в Италии, где имели возможность познакомиться с выдающимися образцами итальянской музыки.

Постепенно некоторые черты барокко в русской духовной музыке сменились чертами классицизма, ставшего впоследствии основным художественным стилем Просвещения.

Идеалы гармонии форм, пластичности образов, ясности выражения свойственны эстетике классицизма. В музыке эти идеи выражались строгой логикой музыкального мышления, в основе которой лежали закономерности классической функциональной гармонии и классической полифонии.

Принципы классицизма нашли отражение в творчестве М.Березовского и Д.Бортнянского. М. Березовский был основоположником петербургского классического хорового стиля. Д.Бортнянский довел до конца развитие русского классического хорового концерта.

Характеризуя тип классического хорового концерта, можно сказать, что он сохраняет некоторые черты, характерные для партикулярного концертного стиля барокко, такие как звучание «тутти», звучание малых групп голосов. Часть концерта с характерными для него инструментальными виртуозными пассажами можно сравнить с западноевропейским Concerto Grosso.

Классический концерт включает в себя некоторые черты оперы, мелодику распевов и псалмов, а также некоторые черты народного пения.

Структура классического концерта строилась на противопоставлении трех-четырех частей (разница между ними заключалась в их темпе), причем последняя часть была преимущественно полифонической.

Принципы контрастности частей, сложность тематического развития и богатство полифонического звучания сделали вокальные концерты очень похожими на симфоническую музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *