Родился 1 декабря 1766 года (здесь и далее все даты указаны по старому стилю) в родовом имении Михайловском (Преображенское), расположенном в среднем течении Волги, неподалеку от Самары. Большую часть юных лет Карамзин провел во втором имении семьи – в деревне Знаменское около Симбирска (Ульяновска). Отцом Николая Михайловича был дворянин, симбирский среднепоместный землевладелец Михаил Егорович Карамзин, капитан в отставке, ведущий свой род от татарского военачальника Кара-Мурзы, перешедшего на службу к московскому царю. Мать Николая умерла, когда тот был еще ребенком, и в юные годы он был в основном предоставлен сам себе.
В начале 70-х годов Карамзина определили в Симбирск. В частном пансионе он быстро прослыл первым учеником. Благодаря домашнему образованию, он прекрасно владел немецким и французским, что его принимали за выросшего не на Волге, а в Кёнигсберге или на Роне.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, Николай начал обучение в знаменитом частном пансионе Иоганна Матиаса Шадена в Москве. Шаден, урожденный немец, профессор Московского университета, был сторонником новейших швейцарских педагогических теорий и приверженцем идей, изложенных Жан-Жаком Руссо в трактате «Эмиль, или О воспитании». В пансионе Шадена преподавались немецкий и французский языки. Литературная программа включала немецкую и швейцарско-немецкую литературу, в основном моралистической направленности. Из литературных трудов наиболее продолжительное влияние на взгляды Карамзина оказали романы Руссо.
Карамзин надеялся, что по окончании пансиона Шадена он получит возможность продолжить образование в Германии, в Гёттингенском или в Лейпцигском университете, где в то время обучалось значительное число русских студентов. Но отец Карамзина по обычаю тех лет и подобно многим соотечественникам его статуса и благосостояния, с самого рождения записал сына в одну из элитных воинских частей – лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший в Санкт-Петербурге, созданный Петром Первым для подготовки из молодых дворян офицерского состава имперской армии. Поэтому по окончании пансиона в конце 1781 или начале 1782 г. Николаю Карамзину приходится надеть мундир.
В 1783 году в Вольной типографии в Петербурге появляется крохотная книжечка – «Деревянная нога», швейцарская идиллия Геснера, переведенная с немецкого семнадцатилетним Карамзиным, что принято считать его первым печатным опытом.
Когда из Симбирска пришла печальная весть о смерти отца, Николай вышел в отставку и, получив чин поручика, распрощался с невскими берегами. В начале 1784 года он возвратился в родной Симбирск, где вел расточительную и праздную жизнь помещика, наполненную в основном балами и прочими увеселительными мероприятиями. В Симбирске Карамзину посчастливилось встретиться с И. П. Тургеневым, также местным помещиком, который проводил большую часть своего времени в Москве и был активным членом масонской ложи и ордена розенкрейцеров, а также Дружеского ученого общества. Дружеское ученое общество было образовано Иоганном Георгом Людвигом Шварцем, медиком из Гелмштадтского университета и имело своей целью распространение научного и философского знания и моральное самоусовершенствование его членов. В 1785 г. по приглашению Тургенева Карамзин приехал в Москву. Здесь с подачи издателя и просветителя Николая Николаевича Новикова он становится одним из редакторов журнала «Детское чтение для сердца и разума». В журнале молодой литератор печатается широко и во всех жанрах – в переводах, в стихах, в прозе. Карамзин публикует произведение для юношества «Евгений и Юлия» – первую сентиментальную русскую книгу, переводит и публикует «Юлия Цезаря» Шекспира и «Эмилию Галотти» Лессинга.
В 1789 году Карамзин посчитал, что получил в Москве все знания, которые были там доступны, и решил предпринять поездку по Западной Европе. Путешествие началось в середине мая 1789 года. Юному любителю странствий предстояло посетить Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. Путешествуя, он был в основном заинтересован в получении новых впечатлений, наносил визиты писателям и философам, чьи имена были у него на слуху. К примеру, среди прочих Карамзин посещал Канта в Кёнигсберге, Лафатера в Цюрихе, встречался с Бонне, беседовал с Гердером и Виландом. Историк Анатолий Г. Мазур писал, что во время своего путешествия Карамзин «пристально наблюдал за жизнью в Западной Европе в основном с точки зрения философа и литератора».
Возвратился домой в 1790 году. Таким образом, Карамзин пробыл в чужих краях свыше года. Результатом путешествия по странам Западной Европы стала книга «Письма русского путешественника», вышедшая в свет в 1797 году. «Письма» сделали Карамзина самым знаменитым писателем в России, литературным кумиром молодых читателей Москвы и Петербурга.
В 1792 году в «Московском журнале», издававшемся Карамзиным, появились две его повести – «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он стал первопроходцем психологизма в отечественной словесности. «Карамзиным началась новая эпоха литературы», – писал впоследствии Белинский.
В 1802 году Карамзин начал издавать «Вестник Европы», первый русский журнал, печатавший не только то, что относилось к литературе, но и статьи о внешней и внутренней политике, по истории, по различным вопросам жизни зарубежных стран. В следующем, 1803 г. Карамзин был вовлечен в филологическую дискуссию, которой положил начало адмирал А.С. Шишков. Эта дискуссия во многом определила развитие русской лингвистики в XIX веке. Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» обвинил Карамзина и его единомышленников в «галлизации» синтаксиса и словарного состава русского языка. Действительно, в произведениях, написанных Карамзиным по возвращении из путешествия по Европу, в первую очередь в «Письмах русского путешественника», он использует синтаксические конструкции французского языка, а также кальками французских выражений заменяет церковнославянские обороты. Тем не менее Карамзин не стал участвовать в полемике с Шишковым, однако выступили А.С. Пушкин, высмеявший Шишкова, и филолог Я.К. Грот, предоставивший исторические аргументы в защиту вклада Карамзина в развитие русского языка.
Испытывая интерес к истории, Карамзин читал труды современных ему историков, в особенности Эдуарда Гиббона, известного своей работой «История упадка и разрушения Римской империи», шотландцев Джона Джиллиса, автора «Истории Древней Греции, ее колоний и завоеваний» (1786), Адама Фергюсона, автора «Истории прогресса и падения Римской республики» (1783), и Уильяма Робертсона, автора «Истории Шотландии» (1759) и «Истории правления императора Карла Пятого» (1769). В 1803 г. Карамзин оставил редакторскую деятельность в «Вестнике Европы», получив указом императора Александра Первого официальное звание придворного историографа; этот пост он занимал до самой своей кончины. «Записка о древней и новой России», написанная Карамзиным по повелению императрицы Екатерины Великой, оправдывала роль российской аристократии как стабилизирующей и цивилизующей силы, особенно ввиду потрясений Французской революции и Наполеоновских войн, и стремилась убедить монарха в том, что монархия и аристократия являются залогом нравственности и гражданских добродетелей.
Главным трудом Карамзина является «История государства Российского». Работы Гиббона, Джиллиса, Фергюсона и Робертсона послужили для Карамзина моделью написания исторических трудов. Основными источниками стали летописи. С 1804 по 1826 год, свыше двадцати лет, посвятил Карамзин «Истории». В 1816 г. он переехал из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы контролировать издание. Он стал другом и советником Александра Первого, сблизился с Пушкиным. Выход восьми томов «Истории» зимой 1818 года – первейшая литературная новость. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили». Карамзин сделал историю доступной для широкого круга читателей.
В мае 1826 года смерть оборвала работу над двенадцатым томом «Истории». Ни один памятник литературы не может сравниться с эпикой Карамзина по временной и пространственной масштабности.
Карамзин в Кёнигсберге
19 июня 1789 г. совершая поездку по Европе, Карамзин прибыл в столицу Пруссии Кёнигсберг. В «Письмах русского путешественника» он описывает Кёнигсберг как большой европейский город, «выстроенный едва ли не лучше Москвы», рассказывает о его многолюдстве, о его прекрасных садах, «где можно с удовольствием прогуливаться», о ярмарке и нарядных толпах, пьющих чай и кофе, о многочисленном гарнизоне.
Карамзин побывал и в Кафедральном соборе Кёнигсберга. В письмах сохранилась запись, посвященная собору:
Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. «Где вы, – думал я, – где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего – подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, – чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов». – Я мечтал около часа, прислонясь к столбу. – На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая свое состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! – там же видно множество разноцветных знамен, трофеев маркграфовых.
В этом отрывке речь идет, безусловно, о первом герцоге Пруссии Альбрехте и его первой супруге Доротее, принцессе датской.
Описывая город, Карамзин не мог обойти вниманием Королевский замок с его цейхгаузом и богатой библиотекой. «Там же есть так называемая Московская зала, длиною во 166 шагов, а шириною в 30, которой свод веден без столбов и где показывают старинный осьмиугольный стол, ценою в 40000 талеров. Для чего сия зала называется Московскою, не мог узнать. Один сказал, будто для того, что тут некогда сидели русские пленники; но это не очень вероятно».
Действительно, русские пленники здесь были ни при чем. Просто в этом зале принимали Великое посольство Петра I. А в двадцатом веке зал сделался простым музеем, где туристы любовались старыми восточно-прусскими знаменами, архитектурными макетами, оружием, военной формой и другими подходящими к подобной теме экспонатами.
Карамзин у Канта
Проезжая через столицу Пруссии Кёнигсберг, Карамзин нанес визит Иммануилу Канту. Несмотря на что молодой русский дворянин не сообщил о своем визите заранее, «не имел к нему писем», он был принят и имел с философом трехчасовую беседу.
Встрече с Кантом посвящена одна из глав в «Письмах русского путешественника». Это не просто запись разговора с немецким философом, но едва ли не первая печатная попытка в русской литературе изложить идеи Канта. И первый рассказ, посвященный впечатлению от встречи с мыслителем.
«Все сокрушающий Кант» – словами этими характеризуется кёнигсбергский философ, «глубокомысленный тонкий метафизик, который опровергает и Маленбранша и Лейбница, и Юма и Боннета». Так Карамзин определяет противостояние, сложившееся к концу столетия в мире философских воззрений, когда было подвергнуто сомнению Декартово учение о врожденных идеях. Внешность Канта рисуется всего одной, но выразительно-точной фразой: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный». Отметив также, что Кант говорит скоро и тихо, Карамзин замечает: «Домик у него маленький и внутри приборов немного…» Примечательно, что Кант сразу уловил, что важнее всего для русского путешественника – поиск смысла и назначения Человека. Последний, по словам Канта, не может быть никогда совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к приобретениям. И далее: «Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту же минуту почувствует, что это все не есть все». Любопытен иронический выпад Канта по поводу Лафатера – тогдашнего кумира юного Карамзина. Лафатер, деликатно заметил Кант, имеет чрезмерно живое воображение и часто ослепляется мечтами, – так был нанесен первый удар по кумиру.
В «Письмах русского путешественника» сказано, что Кант записал Карамзину названия двух своих сочинений, которых последний не читал: «Kritik der praktischen Vernunft» («Критика практического разума») и «Metaphysik der Sitten» (имеется в виду «Основы физики нравов», вышедшие в Риге в 1785 году). Указание на то, чтó Карамзин из произведений Канта в 1789 году еще не читал, можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что другие основные работы философа из числа опубликованных к этому времени были ему известны. Как отмечает Ю.М. Лотман, «считать, что Карамзин переступил порог Канта любопытным скифом, лишь понаслышке судящим о философии хозяина дома, видимо, нет оснований».
Вывод Карамзин делает афористичный, подводя итог трехчасовой беседы с философом: «Все просто, кроме… его метафизики». Карамзин верно схватил кантовское представление о границах познания, за которое не дано перейти или где, говоря словами философа, «разум погашает светильник свой, и мы во тьме остаемся; одна фантазия может носиться во тьме сей и творить несбытное».
Публикация в периодических изданиях в конце XVIII в. и в виде отдельного издания в начале XIX в. беседы Карамзина с Кантом в «Письмах русского путешественника» послужили знакомству широкого круга российской образованной аристократии с кантовской мыслью.
По дороге в Берлин Карамзин проезжает Хайлигенбайль, «маленький городок в семи милях от Кёнигсберга» (сейчас г. Мамоново Калининградской обл.). Первое поселение на месте Хайлигенбайля-Мамоново возникло еще в те времена, когда эта территория принадлежала пруссам. Согласно одной из гипотез, неподалеку (в районе современной Липовки) располагалось центральное святилище пруссов Ромове-Рикойто. Легенда утверждает, что в XIII веке, когда в этих местах появились крестоносцы, здесь стоял вечнозеленый дуб, один из священных дубов пруссов, где те отправляли свои языческие обряды. В «Письмах русского путешественника» Карамзин вспоминает эту легенду:
Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, – дуб, священный для древних обитателей сей земли. Под мрачною его тенью обожали они идола Курхо, приносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Вечное мерцание сего естественного храма и шум листьев наполняли сердце ужасом, в который жрецы язычества облекали богопочитание. Так друиды в густоте лесов скрывали свою религию; так глас греческих оракулов исходил из глубины мрака! – Немецкие рыцари в третьем-надесять веке, покорив мечом Пруссию, разрушили олтари язычества и на их развалинах воздвигнули храм христианства. Гордый дуб, почтенный старец в царстве растений, претыкание бурь и вихрей, пал под сокрушительною рукою победителей, уничтожавших все памятники идолопоклонства: жертва невинная! – Суеверное предание говорит, что долгое время не могли срубить дуба; что все топоры отскакивали от толстой коры его, как от жесткого алмаза; но что наконец сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня; и что в память победительной секиры назвали сие место Heiligenbeil, то есть секира святых. Ныне эта секира святых славится каким-то отменным пивом и белым хлебом.
Проезжая Фрауенберг (совр. г. Фромборк в Польше), Карамзин сожалеет, что ему не удалось увидеть дом Николая Коперника, где он «по своим наблюдениям и вычетам, определил движение Земли вокруг ее оси и Солнца – Земли, которая, по мнению его предшественников, стояла неподвижно в центре планет». Следующий на пути был Эльбинг (совр. г. Эльблонг в Польше) и наконец Мариенбург (совр. г. Мальборк в Польше), откуда Карамзин и написал интересующие нас записки о Кёнигсберге и Хайлигенбайле.
Список использованной литературы:
Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. – Л.: Художественная литература, 1984. Т. 1. С. 66-69, 72-81.
Костяшов Ю., Кретинин Г. Россияне в Восточной Пруссии: В 2-х ч. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001. Ч. 2.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М.: Книга, 1987.
Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. – М.: Современник, 1985.
Савельева М.Ю. После Канта. – Калининград: Издатель ПАРАПАН, 2006.
Энеллис И. Беседа Николая Михайловича Карамзина с Иммануилом Кантом. Популярное изложение Иммануилом Кантом «Критики практического разума» // Кантовский сборник. 2008. №1. С.109-119.
О писателе // Карамзин Н.М. 250 лет. // Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц
12 декабря 2016 года — 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина (1766-1826),выдающегося историка, крупнейшего русского литератора, журналиста,почётного члена Петербургской академии наук с 1818 года.
Вклад Н.М. Карамзина в русскую культуру невозможно переоценить. Именно Карамзин во многом определил лицо русского XIX века – «золотого» века русской поэзии, литературы, историографии, источниковедения. Благодаря лингвистическим поискам, направленным на популяризацию литературного языка поэзии и прозы, Карамзин подарил своим современникам русскую литературу. Без него вряд ли были бы возможны Вяземский, Пушкин, Баратынский, Батюшков и другие поэты так называемой «пушкинской плеяды».
Своим рождением и первым детским периодом жизни Николай Михайлович связан с Оренбургским краем. Родился он 12 декабря (1 декабря по ст.ст.) 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Казанской губернии (по другим данным – в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии). Отец писателя Карамзин Михаил Егорович в чине капитана в 1852 г. служил под командованием первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева, по указу которого получил свободные земли близ Бузулукского бора, на них он основал деревню Михайловку. Здесь родились дети М.Е. Карамзина от первого брака: Василий, Николай, Федор, Екатерина.
В четырехлетнем возрасте, после смерти матери вместе, малолетний Николай увезен отцом в Симбирскую провинцию в село Знаменское (Карамзино). Причинами переезда стали забота М.Е. Карамзина об образовании подрастающих детей. В дальнейшем детство детей М.Е. Карамзина прошло в симбирском имении и г. Симбирске, оказавших на будущего историка огромное влияние. В юности будущий писатель бывал в оренбургском имении отца и в письме к брату вспоминал «заволжские вьюги и метели».
Все сыновья Михаила Егоровича Карамзина, следуя семейной традиции, начинали свою биографию с несения воинской службы с рядовых солдат. Николай был зачислен на службу в Гвардейский Преображенский полк в Петербурге – место, где провёл три года (1781-1784 гг.). До этого Н. Карамзин учился в Московском университете.
В 1784 году Карамзин вышел в отставку поручиком и больше никогда не служил.Он нашел свое призвание в литературной и исследовательской деятельности, став знаменитым писателем и историком.
После недолгого пребывания в Симбирске (до июля 1785 г.), Карамзин переехал в Москву и был введён в круг Н. И. Новикова. Он поселился в доме, принадлежавшем «Дружескому учёному обществу», стал автором и одним из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Н.
И. Новиковым. В 1789 году в журнале «Детское чтение…» появилась первая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия».
В Москве Карамзин издаёт свои первые переводы, в которых отчётливо виден интерес к европейской и русской истории: «Времена года» Томсона, «Деревенские вечера» Жанлиса, трагедия У. Шекспира «Юлий Цезарь», трагедия Лессинга «Эмилия Галотти».
В 1789-1790 гг. Карамзин совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения (Кантом, Гердером, Виландом, Лафатером и др.).
Осенью 1790 года Карамзин возвратился в Москву и вскоре организовал издание ежемесячного «Московского журнала» (1790-1792), в котором была напечатана большая часть «Писем русского путешественника», повествующих о революционных событиях во Франции, повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Флор Силин», очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлёк всю литературную элиту того времени: своих друзей Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова, Нелединского-Мелецкого и др.
Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм.
Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы и очень любят её.
Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.
В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.
В 1790-е годы Карамзин издавал первые русские альманахи — «Аглая» (1794 -1795) и «Аониды» (1796 -1799).
После восшествия на престол в 1801 императора Александра I Карамзин предпринял издание журнала «Вестник Европы»(1802-1803) (девиз которого был «Россия есть Европа»), первого из многочисленных российских литературно-политических журналов-обозрений, где были поставлены задачи формирования национального самосознания путем усвоения Россией цивилизационного опыта Запада.
В журнале печатались Г.Р. Державин, М.М. Херасков, И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин, братья А.И. и Н.И. Тургеневы, А.Ф. Воейков, В.А. Жуковский. Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходится много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретает массу псевдонимов.
В 1804 году Карамзин практически отходит от литературной и издательской деятельности и приступает к созданию «Истории государства Российского», над которой работал до конца своих дней. Это один из первых обобщающих трудов по истории России: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г. «История государства Российского» Н.М. Карамзина стала не просто первой русскоязычной книгой по истории России, доступной широкому читателю. Карамзин подарил русским людям Отечество в полном смысле этого слова. До этого считалось, что до Петра I, прорубившего «окно в Европу», в России не было ничего хоть сколько-нибудь достойного внимания.
В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.
В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, создает галерею характеров русских людей: князей, крестьян, полководцев, героев многочисленных сражений «за землю Русскую», подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.
После выхода «Истории государства Российского»императором Александром Iбыло присвоено Карамзину звание главного историографа.При его жизни вышло 11 томов этого грандиозного труда, 12 том был опубликован уже после смерти Николая Михайловича.
Известный историограф был обладателем двух орденов: Святой Анны I степени, Святого Владимира III степени. Также он носил чин статского советника.
Николай Михайлович Карамзин являлся инициатором организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, одним из которых был памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому на Красной площади в Москве.
Карамзин Н.М. также вошёл в историю как реформатор русского языка, он решил приблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целей было дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов. В предисловии ко второй книжке альманаха «Аониды» он писал: «Один гром слов только оглушает нас и никогда до сердца не доходит».
Также Карамзин работает над упрощением синтаксических конструкций. В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями. Это и по сей день является образцом хорошего слога и примером для подражания в литературе.
Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав. К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.
Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож». Также им в русскую письменность введено тире, один из знаков препинания.
Карамзин Н.М. был дважды женат. Многие считают, что героиня повести «Бедная Лиза» была названа в честь первой жены Елизаветы Ивановны Протасовой.
Через год после свадьбы Елизавета Ивановна умерла, родив дочь Софью.
Второй женой Карамзина стала Екатерина Андреевна Колыванова. Она была внебрачной дочерью князя А.Вяземского. Славилась женщина своей красотой, была владелицей салона в Петербурге, любительницей светских вечеров.
Будучи в браке с Екатериной Андреевной, писатель девять раз становился отцом. У них родилось 5 мальчиков и 4 девочки.
Николай Михайлович был учителем Александра Сергеевича Пушкина, он с удовольствием наблюдал за развитием таланта поэта. Пушкин часто бывал в доме писателя.
В первые месяцы 1826 г. Карамзин пережил воспаление легких и решился, по совету докторов, ехать весной в Южную Францию и Италию, для чего император НиколайI дал ему денежные средства и предоставил в его распоряжение фрегат. Но Карамзин был уже слишком слаб для путешествия и 3 июня (по старому стилю 22 мая) 1826 скончался в Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Как литератор Карамзин дал русской литературе эталон благородной независимости, создал образ мыслителя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.
Как реформатор языка Карамзин определил основную линию развития, потребовал писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.
Как историк Карамзин создал труд, который принадлежит своей эпохе и привлекает внимание современных историков и читателей.
Николай Михайлович Карамзин | Русский автор
Карамзин Николай Михайлович
Смотреть все СМИ
Год рождения:
12 декабря 1766 г.
Михайловка
Россия
Умер:
3 июня 1826 г. (59 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Известные работы:
«История государства российского»
«Письма русского путешественника».
«Бедная Лиза»
Предметы изучения:
история России
Смотреть все материалы по теме →
Николай Михайлович Карамзин , (род. 12 дек. [1 дек. по ст. ст.] 1766, Михайловка Симбирской [ныне Ульяновской] губернии, Россия — ум. 3 июня [22 мая] 1826 г., Санкт-Петербург), русский историк, поэт и журналист, крупнейший представитель сентиментальной школы в русской литературе.
Карамзин с ранних лет интересовался философией Просвещения и западноевропейской литературой. После продолжительного путешествия по Западной Европе Карамзин описал свои впечатления в своих Письма русского путешественника Письма русского путешественника, 1789–1790 ), самый важный из его материалов для ежемесячного обзора, Московский журнал (1791–92; «Московский журнал»), который он основал по возвращении . Написанные в откровенном стиле под влиянием Жан-Жака Руссо и Лоуренса Стерна, «Письма» помогли представить в России сентиментальный стиль, популярный в то время в Западной Европе. Сказка Карамзина «Бедная Лиза» (1792; «Бедная Лиза») о деревенской девушке, кончающей жизнь самоубийством после трагической любовной связи, вскоре стала самым знаменитым произведением русской сентиментальной школы.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Вы знаете основные факты истории от и до. Но как насчет промежуточных деталей? Проверьте свои исторические способности и узнайте, соответствуете ли вы званию любителя истории.
В 1803 году дружба Карамзина с императором Александром I привела к назначению его придворным историком. Всю оставшуюся жизнь он посвятил своей 12-томной «Истории государства российского» (1816–29; «История государства Российского»). Хотя этот первый общий обзор истории России был основан на оригинальном исследовании, он был задуман как литературный, а не академический труд. История есть, по сути, апология русского самодержавия. Это первая подобная русская работа, основанная на большом количестве документов, включая иностранные отчеты об исторических событиях. Незавершенная после его смерти работа завершается восшествием на престол Михаила Романова (1613 г.). Как история он был вытеснен, но остается вехой в развитии русского литературного стиля; она послужила основным источником драмы Пушкина Борис Годунов. Его История также считается внесшей большой вклад в развитие русского литературного языка, ибо в ней он стремился приблизить письменный русский язык, тогда изобиловавший громоздкими оборотами, к ритмам и лаконичности образованной речи и вооружить язык с полным культурным словарем.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Николай Михайлович Карамзин
Русский журналист, историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) был основателем 19Русский имперский консерватизм X века и пионер национального историка.
Николай Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в губернском имении отца у села Михайловки Оренбургского уезда. Он был
получил домашнее образование и к четырнадцатилетнему году был готов к углубленному обучению в Москве. После периода дрейфа он освоился в интеллектуальной жизни города. Он написал стихи и несколько романов, в том числе « Бедная Лиза». Примкнул к активному масонскому движению и был близок к либеральному кругу известного писателя и издателя Николая Новикова.
В 1789-1790 годах Карамзин побывал в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже, Лондоне. По возвращении в Россию он начал свою журналистскую карьеру, опубликовав в «Московском журнале» , , который он же редактировал, свои «Письма русского путешественника», ставшие важной вехой в его интеллектуальном развитии. Как и большинство его литературных работ, «Письма» были сентиментальны и романтичны в стиле Лоуренса Стерна. Но они раскрывали нечто большее, чем популярный литературный стиль того времени: Карамзин отходил от своего либерального, масонского прошлого к консервативному отношению к своим более поздним работам.
В 1802 году Карамзин основал ежемесячный Европейский вестник, один из самых важных «толстых журналов» XIX века. Он отказался от этого в 1804 году, чтобы посвятить себя исследованию истории Российского государства, интересу, который он преследовал до самой смерти. В 1811 году он представил Александру I свои «Воспоминания о древней и новой России» — твердую историческую защиту вековых добродетелей русского самодержавия. Тем временем Карамзин работал над своим magnum opus, История Государства России, 9.0038 (1819-1826; История Российского Императорского Государства ), из которых 11 из 12 томов были изданы до его смерти. Его патриотический и консервативный анализ соответствовал шовинизму российского образованного мнения в травматичных последствиях Французской революции и наполеоновских войн.
Карамзин переехал в Петербург в 1816 году, где установил близкие, но настороженные отношения с императором. Он дал Императору части своей Истории для чтения , и он вовлек Императора во множество дискуссий по историческим и политическим вопросам, как следствие этих чтений. Карамзин всегда призывал не отказываться от чисто русских государственных достоинств в искусственных поисках европейского прогресса, хотя и не отвергал полностью западную цивилизацию. Его собственное интеллектуальное развитие находилось под влиянием Запада, поэтому он оказался в двусмысленном положении, стремясь открыть и сохранить лучшее из исторического характера своей собственной нации, не отрицая полностью ценности некоторых черт западной традиции. Он поддерживал консервативный, гуманный и разумный баланс между Россией и Западом.
В 1825 году неожиданная смерть Александра и восстание декабристов, устроенное радикальными, ориентированными на Запад офицерами царской армии, подорвали здоровье Карамзина. Он умер 22 мая (по старому стилю) 1826 года.
Реклама
Значительная информация о Карамзине имеется в его собственных «Воспоминаниях о древней и современной России», переведенных и с подробным анализом Ричарда Пайпса (1959), а также в его Письма русского путешественника, 1789-1790 (пер.