Николай Лесков — биография, личная жизнь, фото
Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.
В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.
Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.
В биографии Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас. Если вам нужна сжатая информация о нем — обратите внимание на интересные факты о Лескове.
Итак, перед вами краткая биография Лескова.
Биография Лескова
Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.
В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.
Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.
Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.
Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.
Детство и юность
Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.
Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.
После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.
После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.
В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.
На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.
Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался изучением языков и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.
В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.
В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.
Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.
Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных городах России. Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.
Творчество Лескова
Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.
Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.
Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.
Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.
Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».
Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.
Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.
В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.
Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.
Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.
Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.
В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.
В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.
Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.
После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.
В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.
На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.
К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.
Стоит заметить, что Лев Толстой говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а Чехов и Тургенев (см. интересные факты про Тургенева) считали его одним из главных своих учителей.
Максим Горький отзывался о Николае Лескове так:
«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».
Личная жизнь
В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.
Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.
Николай Лесков и его первая жена Ольга СмирноваВ этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.
Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.
Николай Лесков и его вторая жена Екатерина БубноваИнтересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства животных ради пропитания.
Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».
В результате в 1893 г. в России была опубликована такая книга.
Смерть
На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в возрасте 64 лет.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.
Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.
Все фото Николая Лескова смотрите здесь.
Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Биография Лескова Н.С. — кратко о жизни и творчестве
Главная » Литература
Лесков Николай Семенович был публицистом и писателем. Писал мемуары.
Родился писатель 16 февраля 1831 года. Появился на свет он в Орловском уезде в селе Горохово.
Отец Лескова был деятелем из духовной среды. А мать из обедневшей дворянской семьи.
В печати Николай появился только в 26 лет. Те статьи, которые он писал, были разоблачающими. В связи с этим ему пришлось покинуть свою службу.
Когда Николай только начал свой творческий путь, он издавался под именем М. Стебницкий. Иногда он использовал и другие псевдонимы.
Женился он в середине XIX века. Его жена была дочерью коммерсанта, Смирнова Ольга Васильевна. У них родилось двое детей. Их дочь звали Вера, а их сын умер еще младенцем. Семью Лескова нельзя было назвать счастливой. Супруга Лескова, Ольга, мучилась психическим расстройством.
После того, как его жену поместили в больницу, спустя время он стал проживать гражданским браком с Екатериной Бубновой. Она была вдовой. После этого в их семье появился сын, которого они назвали Андрей.
Перед своей смертью, около пяти лет, он страдал от астмы. В результате болезни он скончался 5 марта 1895 года. Могила писателя находится в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Николая Семеновича Лескова?
1831 – 1895;
1841 – 1898.
1831 – 1893;
1830 – 1890;
2. Где родился Николай Семенович Лесков?
В селе Зиминском Иркутской губернии;
В селе Панино Воронежской губернии.
В селе Горохово Иркутской губернии;
В селе Горохово Орловской губернии;
3. В какой семье родился Лесков?
Потомка известного дворянского рода и актрисы;
Следователя и дочери обедневшего дворянина.
Торговца и судомойки;
Адвоката и дочери богатого предпринимателя;
4. Кем Лесков работал в Киеве?
Учителем в гимназии и частным юристом;
Коммерсантом в сельскохозяйственной компании.
Чиновником казенной палаты и столоначальником;
Канцелярским служащим и помощником торговца;
5. Какой год считается началом творческого пути Лескова как писателя?
1866;
1863;
1860;
1868.
6. Корреспондентом какой газеты Лесков работал с 1862 года?
«Северная пчела»;
«Литературная жизнь».
«Смелое слово»;
«Восточная оса»;
7. Какие страны посетил Лесков в 1862 -1863 годах?
Польшу, Румынию, Великобританию.
Румынию, Беларусь, Словакию;
Австрию, Чехию, Болгарию;
Западную Украину, Чехию, Польшу;
8. Почему произведения Лескова отказывались публиковать многие российские журналы?
Лесков имел разногласия с революционными демократами.
Произведения Лескова были не понятны критикам того времени;
Произведения Лескова были неинтересны современным ему читателям;
Лесков писал произведения, которые не пропускала государственная цензура;
9. В каком году Лесков написал повесть «Левша» о мастере оружейного дела?
1887.
1879;
1881;
1884;
10. Какая повесть стала последним большим произведением Лескова?
«Левша»;
«Заячий ремиз».
«Очарованный странник»;
«Леди Макбет Мценского уезда»;
11. Кто из писателей называл Лескова «самым русским из наших писателей»?
Иван Тургенев.
Антон Чехов;
Максим Горький;
Лев Толстой;
12. Когда и где умер Николай Семенович Лесков?
В 1895 году в Киеве.
В 1895 году в Санкт-Петербурге;
В 1893 году в Орле;
В 1890 году в Москве;
13. Где похоронили Николая Семеновича Лескова?
На Пискаревском кладбище;
На Ваганьковском кладбище;
На Преображенском кладбище.
На Волковском кладбище;
Вопрос 1 из 13
Список книг автора, изучаемых в школе
Читайте также
Полевой Борис Николаевич — очень краткая биография
Биография Бориса Полевого — кратчайшая биография писателя. Важные моменты жизни Полевого, его творческое начало. Биографии писателей кратко на…
Биографии Биографии Л
Ух ты, кнопочки! Надо жать!
Николай Лесков — Wiki | Золотой
Николай Семенович Лесков (16 февраля [ OS 4 февраля] 1831 — 5 марта [ OS 21 февраля] 1895) был русским писателем, рассказчиком, драматургом и журналистом, который также писал под псевдонимом М. Стебницкий. Лескову, получившему высокую оценку за свой уникальный стиль письма и новаторские эксперименты с формой и пользующийся большим уважением, в частности, Львом Толстым, Антоном Чеховым и Максимом Горьким, приписывают создание всеобъемлющей картины современного российского общества с использованием в основном кратких литературных форм. Его основные произведения включают «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.) (по которой позже была поставлена опера Шостаковича), «Соборный народ» (1872 г.), «Очарованный странник» (1873 г.), «Сказка о косоглазом левше из Тулы и Стальная блоха» (1881).
До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохово. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учеба в гимназии ему не нравилась, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил аттестат об окончании всего двух классов. Продолжить образование было невозможно.
Детство
Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 г., когда его отец оставил службу (из-за ссоры с начальством, что, по словам Лескова, навлекло на себя гнев воеводы), семья: его жена, трое сыновей и две дочери переехали в село Панино (Панин хутор ) недалеко от города Хром. Здесь, как вспоминал будущий писатель, началось его познание народа. Рассказ «Юдоль» основан на его собственных воспоминаниях о голоде в России 1840 года.
В августе 1841 года, в возрасте десяти лет, Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил аттестат об окончании только двух классов. Проводя аналогию с Н.А. Некрасовым, литературовед Б.Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, пренебрежение, с другой — отвращение к зубрежке, к рутине и падалью тогдашних казенных учебных заведений с жадным интересом к жизни и ярким темпераментом «.
Работа
В июне 1847 г. Лесков поступил в Орловскую палату Уголовного суда, где работал его отец до 1839 г., писарем (2-й разряд — с 30 июня 1847 г., 1-й разряд — с 28 июля 1848 г.) . В июле 1848 года в селе Панине от холеры умер отец Лескова. В конце сентября 1848 г. Н. С. Лесков получил должность помощника делопроизводителя Орловской палаты уголовного суда. Прослужив там год, 7 сентября 1849 года он получает двухмесячный отпуск и уезжает в Киев, где 28 сентября подает прошение о переводе в состав Киевской государственной палаты. «Переведен в состав Киевской государственной палаты» 31 декабря 1849 г.. В Киеве жил у своего дяди С. П. Алферьева. С 24 февраля 1850 г. служил в Киевской государственной палате помощником писаря при рекрутской конторе ревизионного отдела. 11 июня 1853 г. произведен в коллежские регистраторы, а 9 октября 1853 г. назначен начальником Киевского Государственной палаты, прослужив в этой должности до сентября 1857 г.
В июле 1856 г. произведен в губернские секретари.В Киеве (в 1850-1857 гг.) Лесков вольнослушателем посещал лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, и сектанты. Отмечено, что экономист Д.П. Журавский, сторонник отмены крепостного права, оказал значительное влияние на мировоззрение будущего писателя.
В 1857 г. Лесков уволился со службы и стал работать в компании мужа своей тетки А.Я. Шкотт (Скотт) «Шкотт и Уилкенс». На предприятии, которое, по его словам, стремилось «эксплуатировать все, что хоть сколько-нибудь удобно в этом районе», Лесков приобрел огромный практический опыт и знания во многих областях промышленности и сельского хозяйства. В то же время по делам фирмы Лесков постоянно ездил в «путешествия по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных регионов страны. «…Это лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — вспоминал позднее Н. С. Лесков.
В этот период (до 1860 года) жил с семьей в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «пьяных бунтов», Лесков написал «Очерки винокуренного производства (Пензенской губернии)», которые были опубликованы в «Отечественных записках» (1861, № 4) . Эта работа касается не только винокуренного производства, но и земледелия, которое, по словам Лескова, в губернии находится «далеко от цветущего состояния», а крестьянское скотоводство находится «в полном упадке». Он считал, что винокурение мешает развитию земледелия в губернии, «состояние которого в настоящее время безрадостно и ничего хорошего в будущем сулить не может…».
Однако через некоторое время торговый дом прекратил свое существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся публицистикой и литературной деятельностью.
Псевдонимы Н. С. Лескова
В начале своей творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первым художественным произведением — «Погасшее дело» (позднее — «Засуха»). Она продержалась до 14 августа 1869 г.. Иногда подписи «М. С.», «С.», и, наконец, в 1872 г. «Л. С., П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, используемых Лесковым, известны следующие: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член», «Псалмопевец», «Священник. П. Касторский», «Дивянк», «М. П., Б. Протозанов», «Николай—ов», «Н. Л., Н. Л. — — в», «Любитель старины», «Путешественник», «Любитель часов», «Н. Л.», «Л.».
Статья о пожарах
В статье о пожарах в газете «Северная пчела» от 30 мая 1862 г. , которые, по слухам, были поджогами, произведенными революционными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал власти подтверждают или опровергают их, что демократической общественностью воспринимается как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выражавшаяся в пожелании, «чтобы команды, посылаемые, приходили на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого императора. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Пропускать не следовало, тем более, что это ложь».
«Нигде»
С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать передовицы и очерки, часто на бытовые, этнографические темы, но и критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Его творчество было высоко оценено на страницах тогдашнего «Современника». Овцебык» (1863-1864). Одновременно в журнале «Библиотека для чтения» начал публиковаться роман «Нигде» (1864). позже признался.0003
Нигде, сатирически изображавшая жизнь нигилистической коммуны, которой противостояли трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, не вызывала неудовольствия радикалов. Отмечено, что большинство изображенных Лесковым «нигилистов» имели узнаваемые прототипы (в образе главы Белоярцевской коммуны угадывался писатель В. А. Слепцов).
Именно этот первый роман — политически радикальный дебют — на долгие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое по большей части было склонно приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Ходили слухи, что роман написан «по заказу» Третьего отдела. Эта «гнусная клевета», по словам писателя, испортила всю его творческую жизнь, лишив возможности на долгие годы публиковаться в популярных журналах. Это предопределило его сближение с издателем «Русского вестника» М. Н. Катковым.
«Левша»
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» был Левша («Сказка о тульском косом левше и стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «повествования», насыщенного каламбурами и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой стороны, многослойность повествования, наличие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно придерживается одних и тех же взглядов, а автор склоняет читателя к совершенно иным, часто противоположным». Об этой «хитрости» своего стиля писал сам Н. С. Лесков.
Как отмечает критик Б.Я. Бухштаб, такое «вероломство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором тайно осмеянных. «Левша» подверглась разгромной критике с обеих сторон. По мнению Б.Я. Бухштаб, либералы и демократы («левые») обвиняли Лескова в национализме, реакционеры («правые») считали изображение жизни русского народа чрезмерно мрачным. Н. С. Лесков ответил, что «принижать русский народ или льстить ему» отнюдь не входило в его намерения.
Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, особенно с момента его знакомства со Львом Толстым в апреле 1887 года в Москве. В письме к издателю газеты «Новое время» А. С. Суворину Лесков писал: «Я перешел на вегетарианство по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном влечении к этому влечению. ] и подумал, что так быть не должно».
последние годы жизни
Н. С. Лесков, 1892
В 1890-е годы Лесков стал еще более резко публицистичен в своем творчестве, чем прежде: его рассказы и романы в последние годы жизни были резко сатиричны. Сам писатель рассказал о своих произведениях того времени.
»Последние мои работы о русском обществе очень жестоки. «Загон», «Зимний день», «Леди и Фефела»… Публика не любит эти вещи за их цинизм и прямоту. Да, я не хочу нравиться публике. Пусть она хоть подавится моими историями, но прочтет. Я знаю, как доставить ей удовольствие, но я не хочу угождать. Я хочу выпороть ее и мучить».
Публикация романа «Чертовы куклы» в журнале «Русская мысль», прототипами двух главных героев которого стали Николай I и художник Карл Брюллов, приостановлена цензурой. Лесков не смог опубликовать повесть «Заяц Ремис» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была опубликована только после 1917 года. Ни одно крупное позднейшее произведение писателя (в том числе произведения о «человеке без направления », таких как роман «Полет сокола»), был опубликован полностью: забракованные цензурой главы появились уже после революции. Издание собственных произведений всегда было для Лескова делом трудным, а в последние годы жизни превратилось в непрекращающееся мучение[46]. Рассказ «Юдоль» о голоде в России 1840 г. был впервые опубликован в журнале «Недели» в 189 г.2.
Николай Семенович Лесков скончался 21 февраля [5 марта] 1895 года в Петербурге от очередного приступа удушья, мучившего его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Забытый русский мастер Николай Лесков своим ученикам ясно, что он считал Льва Толстого и Федора Достоевского день и ночь с точки зрения качества. Первый был просто «величайшим русским писателем-фантастом», а второй — сентиментальным поденщиком, «галерея персонажей которого состоит почти исключительно из невротиков и сумасшедших». Если оставить в стороне едкое противоречие Набокова, никто не оспаривает, что это два гиганта 19 века.Русская проза X века, а Иван Тургенев занимает третье место.
Леди Макбет Мценского уезда: Избранные рассказы Николая Лескова, Николай Лесков, тр. Роберт Чандлер, Дональд Рэйфилд и Уильям Эдгертон. NYRB Classics, 448 стр., 17,95 долларов.Для сравнения, Николай Лесков, современник всех троих, мало известен на Западе. Хотя Набоков включил его в свои лекции в Корнелле, записи не сохранились. Если Лесков вообще всплывает сегодня, то обычно как автор наполненного изменами и убийствами рассказа «Леди Макбет Мценского уезда», известного скорее как исходный материал для одноименной оперы Дмитрия Шостаковича, чем как литературное произведение. работать по-своему. Это позор, поскольку Лесков — писатель исключительной силы повествования и голос, не похожий ни на один другой в каноне. Выпустив том из шести рассказов Лескова, охватывающих всю его карьеру, NYRB Classics оказала англоязычным читателям большую услугу.
Одной из причин пренебрежительного отношения к Лескову является то, насколько он отличается от своих сверстников. Он бросает вызов простой категоризации, и, как скажет вам любой хороший маркетолог, двусмысленность в отношении природы продукта оставит потребителей настороженными. Справедливо или нет, но Достоевского и Толстого смешивают вместе как писателей психологического реализма. Лесков, напротив, никогда не чувствовал себя как дома в романе как форме: большинство его великих произведений короче, колеблясь по длине где-то между новеллой и рассказом. При этом в его произведениях нет «психологического реализма» — ни достоевских пассажей о душевной тоске, ни толстовских об извращенном восприятии человеком исторического процесса. Рассказы Лескова гораздо проще, и в этой простоте их сила. Как выразился его биограф Хью Маклин, из своего первого рассказа Лесков «обнаружил эффективность противоречия между констатируемым фактом и неустановленной реакцией».
С одной стороны, лесковская простота описания напоминает стиль Антона Чехова. Оба имели провинциальное воспитание, далекое от московского и петербургского общества, что придавало изображению деревенской жизни вид достоверности, которого нет у других русских писателей. Оба также чувствовали себя как дома в формах короче романа. И все же психологическая пропасть разделяет даже этих двух во всем остальном похожих писателей. Чехов писал рассказы так же, как Телониус Монк играл на фортепиано: то, что он упустил, было столь же важно, как и то, что он добавил. Его проза могла быть скудной, но тонкости его описаний дают ясные, хотя и косвенные намеки на психологию персонажа или какая-то великая трагедия осталась за пределами страницы. У Лескова, напротив, отсутствие какой-либо явной интуиции просто так. Там нет никакой психологии, только чистое мастерство повествования. Это полное отсутствие ментального контекста или объяснения привело культурного критика Вальтера Беньямина к определению творчества Лескова как одного из последних современных пережитков умирающего искусства: рассказывания историй в его первоначальной форме.
Бенджамин считал, что сила повествования неразрывно связана с устной традицией, прямота которой была утрачена с появлением романа и последовавшей за ним эпохой массовой информации. Для него «нет ничего, что лучше запоминало бы историю, чем эта целомудренная компактность, которая препятствует психологическому анализу», потому что это качество означает, что «на [читателя] остается интерпретировать вещи так, как он их понимает, и, таким образом, повествование достигает размаха, которого не хватает [простой] информации». Беньямин видел в творчестве Лескова это явление, а вместе с ним и прямую связь с устно-эпическими литературными традициями, чуть не угасшими в век индустрии.
В русском языке у такого рода повествования есть своя традиция и даже свой термин: «сказ». Хотя сказ трудно перевести точно, это стиль народного повествования, в котором повествование, сюжет и характеристики настроены на голос рассказчика. Рассказы Лескова часто используют этот прием за счет использования многослойного повествования, начиная со встречи самого рассказчика с конкретным персонажем, который затем переходит к рассказу истории, составляющей суть произведения.
Выполнение техники сказа требует абсолютной лингвистической точности, а это означает, что для англоязычных читателей необходим тщательный перевод. К счастью, в этом томе все хорошо, особенно в четырех из шести рассказов, недавно переведенных на английский язык великим славистом и чеховским биографом Дональдом Рэйфилдом. Единственная сопоставимая антология Лескова на рынке — это антология Ричарда Пивера и Ларисы Волохонской, чьи до боли буквальные, непоследовательные и часто глухие переводы по-прежнему считаются шедеврами слишком многими в литературном мире.
«Леди Макбет» может быть самым известным произведением Лескова, но изюминкой этого тома является «Очарованный странник», 130-страничный рассказ, который следует за заглавным персонажем через сельские усадьбы, татарские таборы в степи, цыганские мюзик-холлы. и отдаленные монастыри. В то время как странник заканчивает свою хронику, предвидя войну на горизонте, собственно рассказчик заключает рассказ:
Рассказывая о прошлом, он дал полный отчет со всей полнотой своей простой души. Но пророчества его остаются до поры до времени в руках Того, Кто сокрыл сие от мудрых и разумных и лишь изредка открывал младенцам.
Взглянув свежим взглядом, этот отрывок, а также любые намеки на тайну лесковской прозы, сила которой заключается в том, чтобы отказаться от психологических аспектов мудрых и благоразумных в пользу языка, способного передать всю живость и загадка детства.
Нэт Браун — бывший заместитель веб-редактора Foreign Affairs и бывший заместитель управляющего редактора National Review Online .