Никитин афанасий поход в индию: Ход конем за три моря – Деньги – Коммерсантъ

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Географические открытия

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.

Афанасий Никитин в Индии

Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью.

И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого — царь обезьян.

Европейские купцы с давних времен посещали Индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. Для России, прекрасно знавшей Персию, Ближний Восток и страны Закавказья, Индия долго оставалась загадкой.

Никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям Индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. Но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. Он вернулся в Россию и привез свои записи, названные «Хождение за три моря». В так называемой Львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «Смоленска не дойдя, умер. А писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради привезли гости (купцы) к Мамыреву Василию, дьяку великого князя».

Путевые записки Никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой Индии для русских людей. Тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «Мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дешевы. Но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлины высокие, и на море разбойников много». Скорее всего, Никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы России в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. Оттуда вывозилась пушнина, которую у русских с удовольствием покупали в странах Западной Европы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы)

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы) Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в

ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ

ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ По-видимому, связи Китая с Индией возникли в незапамятные времена, но не осталось никаких письменных следов этих контактов. Поэтому первооткрывателем Индии с севера, со стороны Китая, считается буддийский монах Фа Сянь, оставивший описание

Раздел IV Дорога в Индию

Раздел IV Дорога в Индию

Морской путь в Индию. Как все начиналось…

Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии — вокруг Африки — в Индию, вышла из Лиссабона.

К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в

Путешествие Веррацано

Путешествие Веррацано Французский король Франциск I, вступивший на престол в 1515 году, хотел найти своей стране подходящую для колонизации землю. Однако в тропических морях тогда господствовали такие сильные морские державы, как Испания и Португалия, соперничать с

В путешествие по Канаде

В путешествие по Канаде Первопроходцем канадской земли считается француз Жак Картье. В 1534 году он отправился в путешествие и остановил свой корабль у берегов реки Святого Лаврентия.Вслед за Картье к восточным берегам Канады устремился другой путешественник,

10.3. Путешествие

10.3. Путешествие В настоящее время путешествуют практически все, и ваш диабет не должен быть в этом отношении каким-то ограничением.

Вместе с тем его лечение не должно быть пущено на самотек в процессе путешествия и следует предпринять некоторые простые меры, чтобы

За три моря в Индию

За три моря в Индию «Хождение за три моря» — так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468-1474 годах. «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв

Афанасий сын Никитин открытия и путешествие в Индию – Мир Знаний

«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку» (Афанасий Никитин. Хожение за три моря).

Вторая половина XV в. стала решающим моментом для объединения русских земель в централизованное государство, происходившего на фоне окончательного освобождения от монгольского владычества и при постоянном давлении с запада. Значительно усилившаяся Москва, постепенно распространившая свою власть на окружавшие княжества, главным образом северные и восточные, не собиралась останавливаться на достигнутом. А главным соперником Москвы в борьбе за первенство была не раскинувшаяся от Балтики до Урала Новгородская республика, помышлявшая всего лишь о независимости, а расположенное под боком небольшое, но своенравное Тверское княжество. Время от времени тверские князья замирялись с московскими и помогали последним одолеть кого-нибудь — например, новгородцев, но затем снова порывали с Москвой и в поисках союзника против нее заигрывали сначала с Ордой, а позже с Литвой.

Однако борьба эта не носила характера постоянной конфронтации — с регулярными боевыми действиями, наступлениями и массовыми разрушениями. На экономической жизни княжеств, в частности на торговле, она если и сказывалась, то в малой степени. Развитие городов, торговли и рост купечества, подорванные монгольским нашествием и возобновившиеся уже в начале XIV в., привели к выделению купеческих братчин — богатых и влиятельных групп «гостей» (так на Руси именовали купцов, торговавших с другими городами и странами) в Новгороде, Москве, Твери, Нижнем Новгороде и Вологде.

Летом 1466 г. из Твери в далекое плавание вниз по Волге отправились два купеческих судна: их путь лежал на Каспий, или, как его называли в старину, — Дербентское море. Главой каравана был Афанасий Никитин (строго говоря, Никитин сын, т. е. Никитич) — по всей видимости, человек бывалый, походивший и поплававший немало. С первых дней путешествия Афанасий начал вести дневниковые записи. Из них видно, что волжский путь был ему хорошо знаком. Караван проследовал мимо Калязина, Углича, Костромы, Плеса, а в Нижнем Новгороде остановился надолго. Здесь купцы ожидали караван посла Ширвана (историческая область на юго-западном берегу Каспийского моря): тот возвращался из Москвы на родину. Тверичи решили присоединиться к нему: плыть дальше по Волге было небезопасно из-за татар, а с посольством казалось как-то надежнее.

Без особых проблем купцы с посольством прошли Казань, миновали почти все татарские земли, но в одном из рукавов волжской дельты на них напал отряд астраханских татар. Купцы в то время умели многое, в том числе и оборонять свое добро. Завязался бой. Они проскочили бы, да, на беду, одно судно застряло на мели, а другое на рыболовном езу (плетне). Татары разграбили их и захватили в плен несколько человек. Двум судам, в том числе большому посольскому, на котором находился Афанасий и еще десять купцов, удалось выйти в море. Здесь их подстерегало еще одно несчастье: налетела буря, и меньшее судно выбросило на мель близ Тарки (ныне Махачкала). Местные жители, кайтаки, купцов захватили в плен, а товар разграбили. Афанасий же добрался до Дербента и сразу начал хлопотать об освобождении пленных и возвращении товара. Через год людей отпустили, но товар не отдали.

Купцы вернулись на родину. Лишь немногие — те, что брали для торговли товары в долг, — отправились кто куда в поисках возможного заработка: возвращение домой без средств означало бы позор и долговую яму. А что же Афанасий? Он пошел на юг, к Баку. По одной из версий, он тоже брал товары в долг и не хотел попасть в яму. По другой, Афанасий никому ничего не задолжал, но все равно решил с пустыми руками не возвращаться. Из Баку в сентябре 1468 г. он отплыл в персидский Мазендеран и провел там около восьми месяцев. Затем, перейдя хребет Эльбурс, Афанасий продолжил путь на юг. Постепенно, от города к городу, иногда оставаясь в них на продолжительное время (всего в Персии купец пробыл два года), он дошел до Ормуза — порта на берегу Персидского залива, где сходились оживленные торговые пути из Египта, Малой Азии, Индии и Китая.

Здесь Афанасий услышал, что в Индии очень дорого ценятся лошади. Он купил хорошего коня, сел на судно и через полтора месяца прибыл в индийский Чаул (южнее современного Бомбея). Судя по всему, Индия немало удивила путешественника. Эта страна не была похожа ни на одну землю, виденную им ранее. Удивительным казалось все — и огромные змеи, ползавшие по улицам городов, и скакавшие по стенам и головам жителей орды обезьян, к которым население относилось с почтением, и гастрономические пристрастия этого самого населения, и невероятное количество распространенных здесь религиозных верований… Но более всего поразили купца сами местные жители — темнокожие и совершенно нагие, кроме тех, что побогаче, прикрывавших материей голову и бедра. Зато все, в том числе самые бедные, носили золотые украшения: серьги, браслеты, ожерелья. Впрочем, к наготе окружающих Афанасий быстро привык, а вот обилие золота не давало ему покоя.

Приобретенного в Ормузе коня купцу никак не удавалось продать — ни в Чауле, ни в Джуннаре, уже в глубине страны. Более того, наместник Джуннара силой забрал у Афанасия жеребца. А выяснив, что чужеземец — не мусульманин, наместник поставил его перед тяжелым выбором: либо он принимает ислам и получает назад своего коня, да еще и деньги в придачу, либо остается без жеребца, а сам становится рабом. На счастье Афанасия, в Джуннаре ему встретился старый знакомый Мухаммед, который, узнав о беде русского, просил наместника смилостивиться. Правитель оказался сговорчивым: в свою веру не обратил, не поработил и коня возвратил.

Переждав сезон дождей, Афанасий повел коня в далекий Бидар, столицу огромного государства Бахмани, а затем на ярмарку в Алланд. И все напрасно: продать жеребца не получалось. Вернувшись в Бидар, в декабре 1471 г. он все-таки от него избавился — почти через год после покупки. Из Бидара Афанасий отправился в священный город Парват, где стал свидетелем величественного праздника ночи, посвященного богу Шиве.

Из Парвата он снова возвратился в Бидар, а через год ушел в Каллур — город в алмазоносной провинции, где прожил около полугода.

За три года, что Афанасий провел в Индии, он стал очевидцем многих событий, включая кровопролитные войны, религиозные праздники и многое другое. Огромное впечатление на него произвел праздничный выезд султана: «…с ним двадцать везиров великих выехало да триста слонов… Да тысяча коней верховых в золотой сбруе, да сто верблюдов с барабанами, да трубачей триста, да плясунов триста, да триста наложниц…». Им были собраны ценные сведения и о тех местах, где сам он не побывал: о столице государства Виджаянагар и порте Кожикоде, об острове Шри-Ланка, о большом порте Пегу в устье Иравади, где жили буддийские монахи, торговавшие драгоценными камнями.

Одному на чужбине тяжело, тем более среди людей иной веры. Если не считать таинственного Мухаммеда, близких людей за все эти годы Афанасий не обрел. Ведь случайные знакомые, торговцы да женщины не в счет. Окончательно истосковавшись, он решил возвращаться на родину. Коммерческие результаты путешествия, со слов самого путешественника, оказались неутешительными: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли». В Дабуле, расположенном на западном побережье Индии, купец сел на корабль, идущий в Ормуз.

Из Ормуза он уже знакомой ему дорогой отправился к Каспийскому морю. Пройдя владения Узун-Хасана и задержавшись в его стане, путник двинулся к черноморскому порту Трапезунду, принадлежавшему османскому правителю Мухаммеду II, который в то время воевал с Узун-Хасаном. Афанасия заподозрили в шпионаже в пользу последнего. Его тщательно обыскали и отпустили, но добро «выграбили все». Только поздней осенью 1474 г. (по другим данным — 1472 г.) с большими приключениями он переправился через Черное море и добрался до генуэзской Кафы (ныне Феодосия). Это уже почти дом, здесь слышна русская речь… На этом записи путешественника обрываются. Можно предположить, что в Кафе он провел зиму, а весной отправился на север. Он пошел через земли Великого княжества Литовского, дружественного Твери, но враждебного Москве. Дорогой, не доходя Смоленска, Афанасий умер.

Тетради, исписанные его рукой, попали в Москву, к великокняжескому дьяку Василию Мамырёву, а тот распорядился включить их в летопись. Впоследствии записки путешественника, получившие название «Хожение за три моря», неоднократно переписывались. Это ценный географический и исторический документ, содержащий сведения о населении, хозяйстве, обычаях, природе Индии и других стран.

В «Хожении», как и в самом путешествии, немало таинственного. Почти ничего не известно о самом Афанасии, даже его возраст. Удивительно, что, лишившись товара, он умудрился пройти всю Персию, приобрести дорогого коня, а затем, не сумев сразу продать его, целый год содержать. Кто такой Мухаммед, каждый раз оказывавшийся рядом в трудную для Афанасия минуту и обладавший даром джинна из бутылки отводить от путешественника все беды? В «Хожении», наряду с христианскими молитвами, рассыпаны столь же многочисленные мусульманские. Возможно, оказавшись в неправославной стране, Афанасий был вынужден конспирироваться и следовать местным правилам, однако известно, что свои записки он приводил в порядок уже в Кафе. Еще одна загадка. Таинственной представляется и смерть путешественника.

В поисках морского пути в Индию Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку, а пять лет спустя Васко да Гама положил начало завоеванию Индостана. Афанасий сын Никитин побывал в Индии за 30 лет до португальца и оставил лучшее для своего времени описание этой удивительной страны.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Афанасий Никитин (Никитич), тверской купец
Другие действующие лица: Посол Ширвана; Мухаммед, покровитель Афанасия; Василий Мамырёв, дьяк
Время действия: 1466—1474 гг. (по другим данным, 1466—1472 гг.)
Маршрут: Из Твери по Волге до Каспия, из Дербента в Индию
Цель: Торговля и, возможно, какая-то секретная миссия
Значение: Лучшее описание Индии в XV в.

Наш канал в Телеграм

Дневник Афанасия (Афанасия) Никитина, первого русского путешественника в Индию, озаглавлен_______.А. Путь в Индию Б. Страна чудес С. Путешествие за три моряD. Путешествие в страну меда и золота

Ответить

Проверено

207.6 тыс.+ просмотров

Подсказка: Индийский субконтинент с древних времен был открыт для посетителей и путешественников самого разного происхождения, которые обычно покидали свои родные места. отчеты и рассказы о путешествиях, которые позже послужили важными источниками. Именно в XV веке по стопам первого русского путешественника в Индию по имени Афанасий Никитин ступили.

Полный ответ: Афанасий Никитин был русским купцом и первым европейцем, приехавшим в Индию, чтобы оставить там исчерпывающую документацию. В 1466 году, выйдя из своего родного города Твери (Россия), он отправился в долгое путешествие к земле, лежащей за тремя морями, а именно Каспийским, Черным и Аравийским морями. Он приземлился в Мумбаи и в течение 3 лет путешествовал по Индии, написав дневник под названием «Путешествие за три моря». Однако это путешествие было полностью коммерческим, а не религиозным.
Рассмотрение приведенных вариантов:
Вариант А. Путь в Индию — неверный вариант, так как эта книга была написана Э. М. Форстером и посвящена британскому владычеству в Индии и его рассуждениям о независимости в 1947 году.
Вариант Б. Земля чудес является неверным, поскольку страна чудес в основном относится к Корее, а не к Индии, через книгу Саймона Винчестера.
Вариант C. Путешествие за три моря — Афанасий Никитин путешествовал через Иран и Аравию, чтобы в конечном итоге достичь Индии, для чего ему нужно было пересечь 3 моря, а именно Каспийское, Черное и Аравийское моря. Это правильный ответ.
Вариант D. Страна мёда и золота — неверный вариант, т.к. дневника путешествия с таким названием не было.
Следовательно, вариант C правильный.

Примечание: Дневник Афанасия Никитина проливает свет на исламскую культуру этого региона и является важным источником. Перевод рассказа Ричарда Х. Мейджора называется «Путешествие Афанасия Никитина».

Недавно обновленные страницы

Рассчитать изменение энтропии, связанное с преобразованием класса 11 химии JEE_Main

Закон, сформулированный доктором Нернстом, представляет собой Первый закон термодинамики Химический класс 11 JEE_Main

Для реакции при rm0rm0rmC и нормальном давлении Химический класс 11 JEE_Main

Двигатель, работающий между rm15rm0rm0rmC и rm2rm5rm0rmC Класс 11 2 Для химической реакции JEE03

rm2Clg to rmCrmlrm2rmg знаки химии класса 11 JEE_Main

Изменение энтальпии для перехода жидкой воды класса 11 химии JEE_Main

Рассчитать изменение энтропии, связанное с конверсией химии класса 11 JEE_Main

Закон, сформулированный доктором Нернстом, представляет собой Первый закон термодинамики Химический класс 11 JEE_Main

Для реакции при rm0rm0rmC и нормальном давлении Химический класс 11 JEE_Main

Двигатель, работающий между rm15rm0rm0rmC и rm2rm5rm0rmC класс 11 Для химической реакции JEE03

rm2Clg to rmCrmlrm2rmg признаки 11 класса химии JEE_Main

Изменение энтальпии перехода жидкой воды 11 класса химии JEE_Main

Актуальные сомнения

Впечатления русского купца об Индии XV века

В Твери, живописном историческом городе, где реки Тверца и Тьмака соединяются с традиционной магистралью европейской России – Волгой, предприимчивый купец решил установить плыть по воде и пересечь Каспийское море в Персию. Этот купец, глубоко верующий человек по имени Афанасий Никитин, уже пробовал свои силы, торгуя в Крыму, Грузии, Малой Азии и Валахии. Его путешествие, начавшееся в 1466 году, теперь называется «Путешествие за три моря». Это привело его в Ширван на территории современного Азербайджана, в Баку и Персию, прежде чем, наконец, привести его в Индию, страну, которой он был очарован.

Именно в Ормузе Никитин впервые услышал о богатствах Индии и предлагаемых ею продуктах, недоступных в его собственной стране. Узнав, что лошадей в Индии в то время не разводили, он взял лошадь и в 1469 году отправился на маленьком корабле дабба в западную Индию.

В своих заметках Никитин упоминает, что его по имени Дега, который российские историки предполагают Диу. «Из Деги мы отплыли в Гуджарат, а оттуда в Камбей, где есть индиго и лак, и из Камбея в Чаул». Путешествие из Маската в Чаул, что недалеко от Алибауга в Махараштре, заняло шесть недель. «И вот где лежит земля Индии», — писал он по прибытии в Чаул, добавляя, что все там «голые» и что женщины «ходят с непокрытой головой и с непокрытой грудью, а их волосы заплетены в одну косу». Он отметил, что был предметом любопытства в Чауле, и куда бы он ни пошел, люди следовали за ним повсюду.

Он почти сразу вступил в контакт с местными правителями в Чауле, комментируя их внешний вид: «И их принц носит дхоти на голове, а другое на чреслах; их бояре (аристократы) носят дхоти на плечах и другое на чреслах; их принцессы набрасывают одно дхоти на плечи и другое на чресла. Что же касается слуг князя и бояр, то они носят дхоти, перевязанные вокруг чресл, и несут в руках щит и меч, а у других копья, или ножи, или сабли, или лук и стрелы».

Из Чаула Никитин отправился в Пали, а затем в Умру и Джуннар, город недалеко от современной Пуны. На момент своего визита Джуннар входил в состав империи Бахмани, которой правил Мухаммед-шах III. Русский купец писал: «А в Джуннаре живет индиец Асад-хан, слуга Малик-ат-Туджара, говорят, у него 70000 человек от Малик-ат-Туджара. А у Малика ат-Туджара 200 000; 20 лет он борется с кафрами, иногда они его бьют, но он бьет их чаще». Термин кафр в данном случае относится к индусам, и именно так называли их мусульманские правители в разговоре с Никитиным.

Сельская жизнь

Русский был настолько увлечен жизнью в Индии, что внимательно наблюдал и писал о повседневных событиях. «В течение четырех месяцев везде была вода и грязь, и днем, и ночью. Это время пахоты и посева пшеницы, риса, бобовых и всех других продуктов». Он также проявлял интерес к местному алкоголю: «Вино варят в больших кокосах, а пиво варят из Татны».

Он не мог удержаться от постоянных ссылок на привычку одеваться индийских королевских особ и простолюдинов. «Зимой там носят дхоти на чреслах, другое на плечах, а третье на голове», — писал Никитин. «Что касается князей и бояр, то в ту пору надевают штаны, рубаху и кафтан; они также набрасывают дхоти на плечи, подпоясываются другим и наматывают третье вокруг головы».

В фильме 1956 года, снятом совместно Хваджей Ахмедом Аббасом и Василием Прониным, под названием Pardesi на хинди, Никитин (которого играет Олег Стриженов) влюбляется в индианку по имени Чампа (Наргис). Ничто в заметках торговца не указывало на то, что он был в отношениях, когда был в Индии. Однако он часто писал об индийских женщинах в своих заметках: «В Индии чужаки останавливаются в гостиницах, и еду для них готовят женщины, которые также застилают кровати для гостей».

Плакат Пардези.

Никитин, желая продать своего жеребца в Индии, заметил, что все, что он слышал о лошадях в этой стране, было правдой. «В Индии не разводят лошадей, но разводят быков и буйволов», — писал он. «Они используются для перевозки людей, а иногда и грузов. Они служат всем целям».

Лошади действительно были ценным товаром в стране, и русские отметили, как их кормили бобовыми и кичди, приготовленными из сахара и топленого масла, а также рисовыми лепешками. Правитель Джуннара забрал его жеребца и предложил вернуть при одном условии. «Когда он узнал, что я русский, а не мусульманин, он сказал: «Я верну тебе их жеребца и заплачу тебе тысячу золотых, если только ты примешь магометанскую веру, (если нет) я буду держать жеребца и взыскать с тебя тысячу золотых».

Ему дали четыре дня, чтобы принять решение. К счастью для него, Ходжа Мохаммед-хан из Хорасана въехал в Джуннар до того, как истек срок действия ультиматума, и Никитин попросил его о помощи. Хан Хорасана сумел убедить правителя Джуннара не обращать Никитина и добился от него возврата жеребца. Никитин, казалось, был травмирован этим эпизодом и написал: «Итак, мои христианские братья Руси, те из вас, кто хочет отправиться в землю Индии, должны оставить свою веру в Русь и призвать Мухаммеда, прежде чем отправиться в землю Индостана».

Плато Декан

Никитин путешествовал на юг от Джуннара и писал о Бидаре и Гулбарге. «В Бидаре торгуют лошадьми и разными товарами: парчой, шелком и всякими другими товарами: там продаются и черные люди», — писал он, добавляя, что на бидаровском рынке нет ничего, что могло бы пригодиться в Россия.

Купца приветствовали во дворце правителя, архитектура которого произвела на него впечатление. «Султанский дворец имеет семь ворот, с сотней стражников и сотней кафрских писцов у каждых ворот; одни из них регистрируют входящих, другие — выходящих; но чужакам вход во дворец воспрещен», — писал он. «И дворец очень красивый, весь в резьбе и позолоте, и каждый камень его вырезан и очень красиво расписан золотом, а внутри дворца всякие сосуды». Никитин отметил, что по ночам Бидар охраняла тысяча человек, а на улицах города были змеи длиной 14 футов. Русский также задокументировал битву между Империей Бахмани и Виджаянагаром.

Индуистское паломничество

Никитину удалось подружиться с некоторыми индусами в Бидаре, и они сказали, что они хорошо к нему относились, когда узнали, что он не мусульманин. «Они не прятались от меня, когда ели, торговали, молились или делали что-либо другое, и не скрывали своих жен». Он писал, что в Индии существует 84 различных вероисповедания. «Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в смешанные браки; некоторые едят баранину, птицу, рыбу и яйца, но люди без веры едят говядину».

Проведя четыре месяца в Бидаре, Никитин вместе со своими новыми друзьями-индусами отправился в паломничество в Парват (Шрисайлам), группу храмов у реки Кришна, примерно в 215 км к юго-востоку от Хайдарабада. Он сравнил место паломничества с Меккой и Иерусалимом.

«Нам потребовался месяц, чтобы добраться до бутханы (храмового комплекса)», — писал Никитин. «Базар у бутханы длится пять дней. А бутхана очень велика – в половину Твери – и построена из камня, в котором высечены деяния Бута (божества); всего есть 12 резных фигурок, которые показывают, что Но творит чудеса или предстает перед индейцами во многих формах; во-первых, в виде человека, во-вторых, в виде человека со слоновьим хоботом; в-третьих, обезьяноподобного человека; четвертая часть человека, имеющего форму свирепого зверя. Он всегда появлялся перед ними с хвостом, и его хвост, высеченный в камне, имеет длину семь футов».

Он отметил, что толпы до 100 000 человек прибыли со всей Индии к месту паломничества. То, что он увидел в храмовом комплексе, впечатлило его. «В бутхане Бут высечен в камне и действительно очень велик, его хвост перекинут через плечо, а правая рука поднята высоко и вытянута, как у императора Юстиниана в Константинополе, а в левой руке он держит копье. ; и он не носит никакой одежды, за исключением того, что его ягодицы обернуты тканью; у него лицо как у обезьяны». Это было первое русское описание идола Ханумана.

Торговец уделял пристальное внимание индуистским молитвенным ритуалам. «И молятся лицом на восток, по русскому обычаю; высоко поднимают обе руки и кладут их на темя, и ложатся лицом вниз на землю и простираются на ней — так и поклоняются», — писал Никитин

Источник информации

В своих сочинениях купец описывает услышанное о местах, которые он не посещал, таких как Цейлон, написав о его обезьянах, рубинах и кристаллах. Он также упомянул перец, мускатный орех, гвоздику, орехи арека и красители Каликута, а также индиго из Гуджарата. Его заметки стали в то время важнейшим источником информации об Индии в России.

Никитин провел в Индии почти три года, но очень хотел вернуться домой. Поездка нанесла ему физический и психический урон, и его записи указывали на сильную тоску по дому. Он писал: «Да хранит Бог землю русскую! Нет на свете такой земли, хотя бояре в русской земле несправедливы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *