Ницшеанские мотивы в литературе понятие: Ницшеанство в литературе — Русская историческая библиотека

Ницшеанство в литературе — Русская историческая библиотека

Ницшеанство –связанное с именем и с идеями немецкого философа Фридриха Ницше литературное течение конца XIX и начала XX века. Представляя собой реакцию против социальных тенденций натурализма, ницшеанство ставило на пьедестал сильную личность или «сверхчеловека», часто вкладывая в это понятие совсем иное, не предусмотренное самим Ницше, содержание. В литературе ницшеанства «сверхчеловек» выступает или как цивилизатор низшей расы, черни (Стриндберг «Чандала», «В шхерах») или как маг, воплощение духа и знания (Пеладан, «Как становятся магом» и др.), то как стоящий «по ту сторону добра и зла» эстет, пользующейся людьми и миром, только как материалом для художественного творчества (поэт Алессандро в драме д’Аннунцио «Мертвый город», Дж. Мур «Признание молодого человека»; Г. Манн «Пиппо Спано»; П. Луис: «Человек в пурпуре» и т. д.), то как эротик, губящий женские сердца и тела (Пшибышевский, «Homo sapiens»). Культ суверенной личности соединялся в ницшеанстве с резко отрицательным отношением к социальному низу и к социальному движению (мысль героя «Чандалы» возродить «законы Ману»; инвектива Кантельмо в «Девах скал» д’Аннунцио против

социализма).

 

Философия Ницше. Кратко и понятно, простым языком. Слушать аудиокнигу

 

Другой чертой литературного ницшеанства является заимствованное у Ницше («Антихрист») отрицательное отношение к христианству, которому противополагается новая религия красоты и силы (Гауптман «Потонувший колокол»), и любовь к эпохе Возрождения (Гальбе «Завоеватель»; Шницлер «Завеса Беатриче» и др.). Противопоставление язычества и в частности Ренессанса христианству лежит и в основе трилогии Мережковского, особенно романа «Воскресшие боги».

В лирике ницшеанство сказалось (главным образом в немецкой поэзии), как проникновение в нее «дионисийских» настроений, как повышенное чувство индивидуальности, экстатическое упоение жизнью и космосом, – настроений, представлявших реакцию против пессимизма натуралистической школы. Своим учением о «воле к власти» Фридрих Ницше оказал влияние и на психологическую концепцию идеи империализма, как она изложена в сочинениях французского философа Сейера («Аполлон и Дионис»; «Введение в философию империализма» и др.).

Против ницшеанства выступили в Германии с полемическими романами Вильбрандт («Остров Пасхи»), П. Хейзе («Над всеми вершинами») и Шпильгаген («Фаустул»), а также швейцарец Видман – (с драмой «По ту сторону добра и зла»).

См.: Л. Берг, «Сверхчеловек в литературе»; Ландсберг,

«Ницше и немецкая литература»; Танчер, «Ницше и неоромантика».

 

  • Назад
  • Вперёд
    org/BreadcrumbList»>
  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе
  • Ницшеанство в литературе

Ещё по теме…

«Доктор Фаустус» т. Манна. Философия и музыка, образ современной Германии, ницшеанские мотивы и мифологема Фауста в романе.

Главная эстетическая задача Т. Манна — выяснение природы художественного дара великого поэта, выяснение связи этого дара со всеми особенностями человеческого характера Гете.

Т. Манн поставил перед собой поистине титаническую задачу, увидеть в частной судьбе современного композитора отражение и преломление судьбы Германии и Европы, судьбы философии и искусства

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.

В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живет в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов.

Тяга к музыке, в консерваторию, в публичном доме встречает девушку, через год ее находит, заболевает сифилисом, не лечится,приходит дьявол и пророчит ему великую карьеру, но через 24 года он призовет его к себе и есть одно условие – он должен отказаться от любви.

признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырех лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребенку) приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей.

Леверкюн начинает было играть на рояле свое творение, но вдруг падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трех месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.

«Доктор Фаустус» — роман о немецкой душе, как его назвал сам Томас Манн — должен был стать изначально музыкальным. Писатель признавался, что его увлечение музыкой привело его к поиску новых синтетических форм слова и музыки, когда традиционные литературные средства уже оказывались недостаточными. В ХХ столетии в эпоху массовых движений, войн и революций произошло возникновение нового в предмете искусства, тональность которого можно было бы выразить одним словом — пантрагизм как основа миропереживания.

Томас Манн назвал свой роман «своего рода симфонией», где идеи и образы приобретали музыкальное построение и несли прежде всего настроение ощущения нескончаемой катастрофы не только для немецкого народа, но и для всех европейцев, для граждан всего мира.

Характерно, что в поисках новой эстетики Т. Манн обратился к изучению новейших музыкальных построений, которые, в свою очередь, порывали с классическими традициями европейской рационалистической культуры.

Фридрих Ницше (1844–1900): темы, аргументы и идеи

Нигилизм современной Европы

В то время как большинство век с безудержным оптимизмом, уверенный в прогрессе науки и подъема немецкого государства, Ницше видел, что его век сталкивается с фундаментальным кризис ценностей. С появлением науки христианское мировоззрение перестал играть заметную объяснительную роль в жизни людей, взгляд, который Ницше фиксирует во фразе «Бог мертв». Однако наука не вводит новый набор ценностей взамен христианского ценности, которые он вытесняет. Ницше правильно предвидел, что людям нужно определить какой-то источник смысла и ценности в своей жизни, и если не могли найти в науке, обратились бы к агрессивному национализму и другие подобные бальзамы. Последнее, чего хотел бы Ницше Однако это был возврат к традиционному христианству.

Вместо этого он искал найти выход из нигилизма через творческое и волевое утверждение жизни.

Доктрина воли к власти

С одной стороны, воля к власти — это психологическое озарение: наше основное стремление к власти, реализованной в независимости и доминирование. Эта воля сильнее, чем воля к выживанию, как мученики добровольно умереть за дело, если они чувствуют, что связывая себя с этим причина дает им большую силу, и она сильнее, чем воля к секс, как монахи добровольно отказываются от секса ради великой цели. В то время как воля к власти может проявляться через насилие и физическое господство, Ницше больше интересует сублимированное воля к власти, когда люди обращают свою волю к власти вовнутрь и стремиться к самосовершенствованию, а не к господству над другими. Индийский мистик, например, кто подвергает себя всякого рода физическим лишениям обретает глубокий самоконтроль и духовную глубину, представляя более утонченная форма власти, чем власть, обретенная завоевателями варвар.

На более глубоком уровне воля к власти объясняет фундаментальные, изменяющиеся аспект реальности. По Ницше, все течет, и нет такой вещи, как фиксированное бытие. Материя всегда движется и меняются, как и идеи, знания, истина и все остальное. Воля к власти является основным двигателем этих изменений. Для Ницше, Вселенная в основном состоит не из фактов или вещей, а из воли. Идея человеческой души или эго — это просто грамматическая фантастика, по Ницше. То, что мы называем «я», на самом деле хаотично. беспорядок конкурирующих желаний, постоянно борющихся за преодоление одного другой. Поскольку изменение является фундаментальным аспектом жизни, Ницше считает любую точку зрения, принимающую реальность фиксированной и объективной, будь то религиозное, научное или философское, как отрицающее жизнь. По-настоящему жизнеутверждающая философия принимает изменения и признает в воле к власти это изменение является единственной константой в мире.

Перспективистская концепция истины

Ницше критически относится к самой идее объективной истины. Что мы должны думать, что есть только один правильный способ рассмотрения это всего лишь свидетельство того, что мы стали негибкими в наших мышление. Такая интеллектуальная негибкость является симптомом высказывания «нет» жизни — условие, которое ненавидит Ницше. Здоровый ум является гибким и признает, что существует множество различных способов рассматривая дело. Нет единой истины, а их много.

На данный момент интерпретаторы Ницше расходятся. Некоторый утверждают, что Ницше верит в существование такой вещи, как истина, но что нет единственно правильной точки зрения на это. Так же, как мы не можем получить полное представление о том, на что похож слон, просто взглянув на его ногу, или глядя на его хвост, или глядя на его туловище, мы не можем получить разумную картину любой истины, если мы не смотрим на нее с несколько точек зрения. Другие, особенно те, кто ценит Ницше раннее эссе «Об истине и лжи в неморальном смысле» утверждают, что Ницше считает ложью саму идею «истины». Правда в том не слон, на которого мы должны смотреть с разных точек зрения под этим видом. Скорее, истина — это просто название, данное точке с точки зрения людей, которые имеют право отстаивать свою точку зрения зрения. Единственная реальность — это воля к власти и правда, как мораль, это всего лишь очередной фиговый листок, наложенный на эту реальность.

Христианство как сила, отрицающая жизнь

На протяжении всей своей работы, особенно в Антихристе, Ницше пишет язвительно отзывались о христианстве, утверждая, что оно принципиально противостоит жизни. В христианской морали Ницше видит попытку отрицать все те характеристики, которые он связывает со здоровым жизнь. Понятие греха заставляет нас стыдиться наших инстинктов и нашего сексуальности концепция веры препятствует нашему любопытству и естественному скептицизм, а понятие жалости побуждает нас ценить и лелеять слабость. Кроме того, христианская мораль основана на обетовании загробной жизни, побуждая христиан обесценивать эту жизнь в пользу запредельного. Ницше утверждает, что христианство проистекает из обиды для жизни и тех, кто ею наслаждается, и стремится ниспровергнуть здоровье и сила с его жизнеотрицающей этикой. Таким образом, Ницше считает Христианство быть ненавистным врагом жизни.

Переоценка всех ценностей

Как следует из названия одной из его книг, Ницше ищет найти место «по ту сторону добра и зла». Одно из основных достижений Ницше заключается в раскрытии психологических основ морали. Он показывает что наши ценности сами по себе не являются фиксированными и объективными, а скорее выражать определенное отношение к жизни. Например, он утверждает, что Христианская мораль в основе своей обидчива и отрицает жизнь, обесценивая естественные человеческие инстинкты и поощряя слабость и идея загробной жизни, важность которой превосходит важность наша настоящая жизнь. Цель Ницше не столько в том, чтобы заменить христианскую мораль с другой моралью. Скорее, он стремится разоблачить самое представление о морали как о фиговом листке, помещенном поверх наших фундаментальных психологические стремления сделать их более уравновешенными и респектабельными. Разоблачая мораль как вымысел, Ницше хочет поощрить нам быть более честными в своих стремлениях и мотивах и быть более реалистичными в нашем отношении к жизни. Такая честность и реализм, он утверждает, вызовет фундаментальную «переоценку всех ценностей». Без морали мы стали бы совершенно другим видом бытия, причем более здорового вида бытия.

Человек как мост между животным и сверхчеловеком

Ницше утверждает, что человечество есть переход, а не пункт назначения. Мы перестали быть животными, когда научились контролировать наши инстинкты ради большей выгоды. Изучая чтобы сопротивляться некоторым из наших естественных импульсов, мы смогли выковать цивилизации, развивать знания и духовно углубляться. Вместо того, чтобы направить нашу волю к власти вовне, чтобы доминировать над теми, вокруг нас, мы направили его внутрь и обрели самообладание. Однако, эта борьба за самообладание трудна, и человечество постоянно искушается сдаваться. Христианская мораль и современный нигилизм просто два примера мировоззрений, выражающих желание отказаться от жизнь. Мы начинаем рассматривать жизнь как заслуживающую порицания или бессмысленную, как способ избавить себя от борьбы за самообладание. Ницше понятие сверхчеловека — это цель, к которой мы отправились направление, когда мы впервые обуздали наши животные инстинкты. сверхчеловек обладает самообладанием, которого не хватает животным, но также и беспрепятственным инстинкты и чистая совесть, которых не хватает людям. Сверхчеловек глубоко влюблен в жизнь, не находя в ней ничего, на что можно было бы пожаловаться, не даже постоянные страдания и борьба, которым он добровольно подчиняется сам.

Учение о вечном возвращении

Хотя трудно дать окончательное описание вечного повторение, мы можем, несомненно, утверждать, что оно связано с высшим утверждение жизни. С одной стороны, он выражает мнение о том, что время циклична и что мы будем проживать каждый момент нашей жизни в течение и так бесконечное количество раз, каждый раз одно и то же. Другими словами, каждое уходящее мгновение не мимолетно, а скорее отдается эхом. на всю вечность. Идеал Ницше состоит в том, чтобы быть способным охватить вечное возвращение и жить в утверждении этой идеи. В других словами, мы должны стремиться жить, осознавая тот факт, что каждое мгновение будет повторяться бесконечно, и мы должны чувствовать только высшую радость на проспекте.

На другом уровне учение о вечном возвращении включает в себя отличительные метафизические представления Ницше. Ницше утверждает, что не существует такой вещи, как бытие: все всегда меняется, всегда находится в состоянии становления. Поскольку ничего не исправлено, нет «вещей», которые мы могли бы отличить и отделить от другие вещи.» Вся реальность переплетена, так что мы не можем судить об одном аспекте реальности, не вынося суждения на всю реальность. Другими словами, мы не можем сожалеть об одном аспект нашей жизни и радость для другого, потому что эти два аспекта наших жизней нельзя должным образом отличить друг от друга. Признав, что вся жизнь есть один неразличимый водоворот становясь, мы сталкиваемся с простым выбором: сказать да до на всю жизнь или нет на всю жизнь. Естественно, Ницше утверждает, что да -отношение к высказыванию предпочтительнее.

Читатель Ницше Символы, аллегории и мотивы

Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

Автор Тимоти Секстон

Дионис, греческий бог веселья, для философии Ницше — то же, что Ид для фрейдистской психологии. Он олицетворяет безудержное желание выйти за рамки норм, условностей и границ и присутствует либо в буквальном, либо в переносном смысле на протяжении большей части этих работ. Но, подобно фрейдовской версии принципа удовольствия, Дионисий эволюционирует, чтобы стать настолько неразрывно связанным с его версией фрейдовского Суперэго, что в более поздних работах философа эти два символа крайностей социальной и культурной конструкции почти сливаются в единый симбиотический символ. Однако в его более ранних работах почти невозможно рассматривать их как нечто иное, как отдельные и отчетливые метафоры, сосуществующие в рамках единой, слабо организованной аллегории.

Аполлон в своем статусе греческого бога музыки и поэзии начинает в творческой вселенной Ницше прямое противостояние Дионису. Намек на фрейдовскую концепцию Суперэго более символичен, чем психологически; по существу, аполлонический драйв в культуростроительстве более сдержан в эмоциональном плане, стремится к гармонии в сообществе, а не вовнутрь, и, главное, подчинен влиянию и правилам общества. Сначала Аполлон понимается как нечто вроде отрицательного символа, представляющего приглушение индивидуальности, но когда две крайности начинают сливаться, Ницше дает понять, что величайшие произведения, порожденные аполлоническим влечением, могут существовать только благодаря акту самоограничения против импульсы своего двоюродного брата Диониса.

Примечательно, что символика лягушки проявляется в некоторых из самых известных произведений Ницше: «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали» и «Воля к власти». Буквальная природа лягушки определяет ее символизм в философии Ницше. Лягушки — холодные, мокрые и слизистые обитатели болота, навеки ослепленные близорукостью этого сеттинга: они видят все как болото, поэтому лягушки представляются писателю одним из самых стойких символов пессимистического или ограниченного мировоззрения.

Стадо, пожалуй, самый часто упоминаемый символ Ницше; не случайно он также является символом, к которому относятся с величайшим презрением. Стадо — это, по сути, всеобъемлющий термин Ницше для тех, кто слепо следует: от моральных кодексов до стильных причуд и вкусов в музыке. В основе презрительной природы стада лежит эволюция через его сочинения, возможно, самого неприличного его аспекта. В конце концов философ приходит к тому, чтобы отделить стадный инстинкт от первичных инстинктов человека, предполагая, что конформистское мышление и поведение всегда являются модификацией природного инстинкта.

Как и большинство авторов, Ницше использует отличительные качества зеркала как символ саморефлексии, но в процессе он поднимает эти качества на уровень, выходящий за рамки простой поверхностной полезности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *