Ницше годы жизни и смерти: НИЦШЕ Фридрих — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

НИЦШЕ Фридрих — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Немецкий философ

Дата рождения: 15 октября 1944 года

Возраст: 78 лет

Место рождения: Рёккен, Германский союз

Рост: 173

Знак зодиака: Весы

Деятельность: Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Профессия: Философ

Подписаться

Содержание

  • 1. Детство и юность
  • 2. Философия
  • 3. «Так говорил Заратустра»
  • 4. Воля к власти
  • 5. Смерть Бога
  • 6. Личная жизнь
  • 7. Смерть
  • 8. Библиография

Биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Фридрих Ницше в молодые годы

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.  

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав. 

В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.

Философ Фридрих Ницше

Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.

Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения. 

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» — один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений. 

Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.

На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.

Фридрих Ницше перед смертью

Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.

В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией. 

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.

Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар. 

Ницше скончался 25 августа 1900 года. 

Библиография

«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
«Несвоевременные размышления»
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
«Весёлая наука»
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
«Казус Вагнер»
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
«Антихрист. Проклятие христианству»
«Ecce Homo. Как становятся сами собою»
«Воля к власти»

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место

№53

в рейтинге
Личности

Сфера

Занимает место

№2

в рейтинге
Философ

Профессия

Родились в один день

Дата рождения: 15. 10.1944. Возраст: 78. Знак зодиака: Весы (Обезьяна) .
Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 333 дней.

ШИРЯЕВ Сергей Иванович

Старший вице-президент, исполнительный директор, директор по сбыту в СНГ и Восточной Европе

13 место

Смотреть все

Статистика профиля

Рейтинг компаний

МТС

46 персон

ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.

Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.

Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.

Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.

«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.

Потапова Алёна


Директор по развитию

Подписаться на персону

Фридрих Ницше | это… Что такое Фридрих Ницше?

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий философ, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философия
  • 3 Мифология
  • 4 Цитаты
  • 5 Произведения
    • 5. 1 Основные произведения
    • 5.2 Прочие произведения
    • 5.3 Юношеские произведения
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном и беспорядочном поведении, мании величия и утрате способности к умственной работе.

Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г в психиатрической лечебнице в Веймаре.

Философия

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. [1] Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»

[2], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть.
    В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!
  • Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).

Цитаты

«»Цель», «надобность» достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал»

«…Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!»

«Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны — что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!»

«Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т. е. суммированных нулей, — где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…»

«Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…»

«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»

«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя»

«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество — это бегство больного, для другого — бегство от больных»

«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений»

«Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» — будто в области самонаблюдения нет места феноменализму»

«Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его — или отстал от него»

«Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия. »

«Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних»

«Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…»

«Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»

«Познавший самого себя — собственный палач»

«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу.»

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»

«Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни»

«Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать»

«Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом»

«Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.»

«Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество»

«…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»

  • «Бог умер» (Эта фраза встречается в произведении «так говорил Заратустра»)
  • «Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог» («Так говорил Заратустра», глава «О сострадательных»)
  • «„Сам Бог не может существовать без мудрых людей“, — сказал Лютер, и с полным правом; но „Бог ещё менее может существовать без неумных людей“ — этого Лютер не сказал!»
  • «Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви»
  • «Злой бог нужен не менее доброго — ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии… Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?»
  • «Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение»
  • «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения»
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение»
  • «Верховный тезис: „Бог прощает кающемуся“, — то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу…»
  • «Догмат о „непорочном зачатии“?.. Да ведь им опорочено зачатие…»
  • «Чистый дух — чистая ложь»
  • «Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы»
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте»
  • «Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!»
  • «Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.  д., ослеплённый авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда ещё влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников»
  • «Вера спасает, — следовательно, она лжёт»
  • «Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает всё, а слова не держит»
  • «Мученики только вредили истине»
  • «Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её»
  • «Кровь — самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец»
  • «Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твёрдо верит в свою добродетель, — отнюдь не тем более утончённым душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь „вера делает блаженным“! — а не, хорошенько заметьте это, добродетель!»
  • «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести»
  • «Школа выживания: что нас не убивает, делает нас сильнее»
  • «Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя»
  • «Еврей-биржевик есть самое гнусное изобретение всего человеческого рода.» (Данная фраза была дописана сестрой Ницше, в годы его безумия, сам Ницше презирал антисемитов)
  • «Идёшь к женщине — бери плётку»
  • «Без музыки жизнь была бы ошибкой»
  • «Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок»

Произведения

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1871)
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876)
  1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
  2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874)
  3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
  4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878)
  • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879)
  • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1879)
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881)
  • «Веселая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887)
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887)
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886)
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Сумерки богов»
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
  • «Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, изд. 1901), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чем упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения

  • «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869)
  • «О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871—1872)
  • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern, 1871—1872)
  1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit)
  2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten)
  3. «Греческое государство» (Der griechische Staat)
  4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur)
  5. „Гомеровское соревнование“ (Homers Wettkampf)
  • „Об истине и лжи во вненравственном смысле“ (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn, 1873)
  • „Философия в трагическую эпоху Греции“ (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen)
  • „Ницше против Вагнера“ (Nietzsche contra Wagner, 1888)

Юношеские произведения

  • „Из моей жизни“ (Aus meinem Leben, 1858)
  • „О музыке“ (Über Musik, 1858)
  • „Наполеон III как президент“ (Napoleon III als Praesident, 1862)
  • „Фатум и история“ (Fatum und Geschichte, 1862)
  • „Свободная воля и фатум“ (Willensfreiheit und Fatum, 1862)
  • „Может ли завистник быть действительно счастливым?“ (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein?, 1863)
  • „О настроениях“ (Über Stimmungen, 1864)
  • „Моя жизнь“ (Mein Leben, 1864)

Библиография

  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева; Ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005. — 556 с ISBN 5-902764-07-6
  • Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с — (Мировая Ницшеана). — ISBN 5-93615-031-3 ISBN 5-902565-09-X

Примечания

  1. «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.» — афоризм № 26 из «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  2. афоризм 108 «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего».

Ссылки

  • Русскоязычный сайт о Фридрихе Ницше
  • Ницше, Фридрих Вильгельм в библиотеке Максима Мошкова
  • Афоризмы Ницше
  • Ницше, Фридрих Вильгельм в «Журнальном зале»
  • В. Микушевич. Ирония Фридриха Ницше
  • Видео о последних днях Ф. Ницше, 1899 на Картины Хейдиз из цикла Так говорил Заратустра
  • Сообщество философия Ницше в livejournal
  • Л. Троцкий Кое-что о философии „сверхчеловека“
  • Сверхчеловек в информационном пространстве
  • Форум о Ницше
  • Международное ницшеанское движение ARES
  • Стефан Цвейг Ницше
  • Даниил Галеви Жизнь Фридриха Ницше

Ницше и безумие – Нисхождение в глубины

Посмотреть арт в видео

Ниже приводится стенограмма этого видео.

В январе 1889 года великий немецкий философ Фридрих Ницше сошел с ума. Год спустя друг Ницше Петер Гаст навестил его в психиатрической лечебнице в Йене. Он написал следующее:

«Он не выглядел очень больным… Я думаю, Ницше был бы так же благодарен своим спасителям, как человек, который прыгнул в воду, чтобы утопиться, и был вытащен каким-то дураком из береговой охраны. Я видел Ницше в состояниях, в которых он казался — ужасно сказать — как будто он только притворялся сумасшедшим, как будто он был рад, что так закончился!»

Питер Гаст, «Безумие Ницше» Эриха Подаха

В этом видео, опираясь на труды Ницше, письма и отчеты семьи и друзей, мы собираемся исследовать увлекательный, но в конечном счете неразрешимый вопрос: почему Ницше сошел с ума?

«Я предпринял то, за что не каждый может взяться: я спустился в глубину, я пробурил фундамент».

Ницше, «Рассвет дня»

Человек путешествовал на край земли, нырял в морские глубины, вылетал в открытый космос, и все же человеческий разум остается границей, которую немногие осмеливаются исследовать. Ибо опасность нисхождения в эти глубины есть безумие, так как ум содержит дивные неожиданности, но и темные и обманчивые бездны. Кроме того, в отдаленных уголках разума нет ни карт, ни маркеров, ни технологических помощников, ни проводников, которым можно следовать. Нужно идти одному. Для всех, кроме самых отважных авантюристов, гораздо благоразумнее оставаться на поверхности разума.

«Кто смотрит в себя, как в огромное мировое пространство и несет в себе галактики, тот знает, как неправильны все галактики: они ведут прямо  в хаос и лабиринт бытия».

Ницше, Веселая наука

Ницше был одним из авантюристов, готовых пойти на риск, сопровождающий погружение в глубины разума, и его исследования привели к замечательным открытиям. Зигмунд Фрейд зашел так далеко, что заметил, что «Ницше развил более глубокое знание самого себя, чем любой другой человек, который когда-либо жил или может жить». (Зигмунд Фрейд, Эрнст Джонс: жизнь и творчество Зигмунда Фрейда) Однако внезапно, в возрасте 45 лет, его интроспективные исследования закончились безумием, событие, которое, казалось, предсказывал Ницше. В 1881 году, за 8 лет до своего окончательного разрыва, Ницше написал в письме другу:

«…иногда у меня в голове пробегает предчувствие, что я на самом деле живу очень опасной жизнью, так как я одна из тех машин, которые могут взорваться».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

На закате солнца 1888 года Ницше остановился в Турине в качестве гостя в доме знатной семьи, и именно в это время его поведение приняло роковой поворот. В конце ноября, прогуливаясь по улицам, Ницше сообщил, что ему все труднее сдерживать смех и сдерживать приступы ликования.

«…моё лицо постоянно корчило гримасы, чтобы попытаться контролировать своё крайнее удовольствие, в том числе, в течение 10 минут, гримасу слёз».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

В течение всего декабря его письма подписывались уже не именем «Фридрих Ницше», а именем «Дионис», «Ницше-Цезарь» или иначе «Распятый». В период между Рождеством и Новым годом гости в доме, где останавливался Ницше, сообщали, что в течение трех дней и ночей Ницше оставался запертым в своей комнате и, будучи обнаженным, импровизировал на фортепиано, пел и танцевал, как дикий одержимый человек. , в том, что, казалось, было воссозданием дионисийского праздника одним человеком. 3 января 1889 г.в то время как на улицах Турина, увидев, как кучер хлещет лошадь, Ницше обхватил лошадь руками, рухнул и потерял сознание, и именно это событие многие считают означающим его впадение в безумие. В течение следующих нескольких дней Ницше вновь обрел достаточно ясности сознания, чтобы написать несколько странных, но прекрасных писем друзьям и семье. А 7 января 1889 года ближайший знакомый Ницше Франц Овербек прибыл в Турин, чтобы забрать Ницше домой, а несколько дней спустя Овербек сообщил , что Ницше был: 

«…полностью в своем невменяемом мире, из которого в моем присутствии он больше никогда не выходил. Совершенно ясно о том, кто такие я и другие люди, он был во мраке о самом себе… Во все более интенсивных приступах пения и грохота на рояле он выходил с осколками мира мысли, в котором он недавно обитал. Иногда шепотом он произносил удивительно ясные фразы. Но и о себе, как о преемнике ныне покойного Бога, наговорил ужасных вещей, все исполнение постоянно перемежалось на рояле…» 

Что случилось с Ницше? Наиболее распространенное объяснение — он страдал «общим парезом душевнобольных», то есть слабоумием, вызванным нейросифилисом. В начале 20-го века немецкий этнолог Эрих Подах разослал медицинские записи Ницше горстке выдающихся врачей и, получив их диагноз, пришел к выводу:

«Нет данных о наличии такой [сифилитической] инфекции… По всей вероятности, не может быть определенного вердикта по этому вопросу из-за неадекватности данных».

Эрих Подах, Безумие Ницше

Совсем недавно философ Джулиан Янг заметил, что симптомы нейросифилиса не соответствуют состоянию Ницше. В 2003 году доктор Леноард Сакс, отметив слабость объяснения сифилиса, предположил, что безумие Ницше было результатом медленно развивающейся опухоли на правом зрительном нерве его мозга. Хотя Джулиан Янг правдоподобен, он снова отмечает некоторые недостатки в объяснении опухоли, в частности отсутствие доказательств на многих фотографиях Ницше, показывающих какой-либо отек или изменения в размере или форме его глаза и зрачка, и поэтому он заключает: 

«Похоже, что диагноз Сакса об опухоли мозга не более правдоподобен, чем история с сифилисом. Поскольку теоретическая возможность эксгумации тела Ницше и проведения вскрытия с использованием новейших медицинских технологий никогда не будет реализована, мы никогда не узнаем наверняка, было ли его психическое состояние вызвано скрытой физической патологией. Тем не менее, наиболее правдоподобным выводом кажется то, что безумие Ницше было на самом деле чисто психологическим состоянием».

Джулиан Янг, Ницше: биография

Если безумие Ницше было психогенным по происхождению, наиболее очевидной линией исследования, которой следует следовать, является возможность того, что он потерял себя в своих исследованиях бессознательного. Но прежде чем проследить эту нить мысли, мы должны ответить на вопрос: если Ницше осознавал, что его исследования в глубинах могут окончиться безумием, почему он пошел на спуск? За ответом мы можем обратиться к отрывку из его книги «Веселая наука»: 

«Только великая боль, долгая медленная боль, требующая времени, в которой мы как бы обжигаемся тлеющими зелеными дровами, — заставляет нас опускаться в наши предельные глубины…»

Ницше, Веселая наука

Ницше страдал от сильной боли, и это страдание побудило его погрузиться в глубины своего разума. Иными словами, спуск, который он предпринял, был вызван необходимостью, это не был выбор.

«Во все годы моей жизни страдания, чудовищные страдания были моим уделом». (Ницше, цитата из «Борьбы с демоном») 

В 14 лет начал испытывать:

«Мучительные эпизоды головных болей с рвотой и сильной болью в глазах [длились] целую неделю, в течение которых ему приходилось лежать в затемненной комнате с задернутыми шторами. Малейший свет резал глаза. О чтении, письме и даже связном мышлении не могло быть и речи».

Сью Придо, я динамит!

В возрасте 26 лет он заболел дизентерией и дифтерией. Лекарство, которое ему давали, разрушило его кишечник, и поэтому Ницше начал экспериментировать с лекарствами, которые временно облегчали его боль, но вызывали дальнейшие физические повреждения. Его различные недомогания иногда лишали возможности есть или спать, поэтому он обратился к хлоралгидрату, сильному успокоительному, в надежде получить хоть какое-то облегчение. Тем не менее, как отмечает Сью Придо в своей биографии Ницше: 

«Неправильные дозы этого препарата вызывают тошноту, рвоту, галлюцинации, спутанность сознания, судороги, нарушения дыхания и сердца: фактически все симптомы, для облегчения которых Ницше принимал его». (Я динамит) 

Сью Придо, я динамит!

В декабре 1875 года Ницше написал письмо Эрвину Роде, в котором сообщал, что его физические недуги ухудшаются и все больше подрывают его рассудок.

«Каждые две-три недели я провожу около тридцати шести часов в постели, в настоящих муках… эта зима самая ужасная из всех, что когда-либо были… Это такое напряжение дня, что к вечеру не остается никакого удовольствия. в жизни, и я действительно удивлен, как трудно жить. Кажется, оно того не стоит, все эти мучения…» 

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

Шесть лет спустя его мучительная физическая агония осталась: 

«Боль побеждает мою жизнь и мою волю». Он написал в письме. «Какие месяцы, какое лето у меня было! Мои физические муки были такими же многочисленными и разнообразными, как и изменения, которые я видел в небе. В каждом облаке есть какая-то форма электрического заряда, который внезапно захватывает меня и ввергает в полное страдание. Пять раз я вызывал Доктора Смерть, и вчера я надеялся, что это конец — напрасно».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

Ницше, однако, не позволял своей физической агонии мешать ему писать. Он использовал это как мотивацию, чтобы стать более плодовитым. Поскольку его состояние ухудшалось, он все больше беспокоился о том, что ранняя смерть помешает ему достичь своих философских целей.

«Мой отец умер в 36 лет от воспаления головного мозга, и не исключено, что со мной это пройдет еще быстрее».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

Можно представить себе Ницше, сидящего за письменным столом, наедине со своей Музой, героически переносящего тяжелые приступы тошноты и рвоты, свирепые мигрени, слепоту и зрительные галлюцинации, при этом проводя «десять часов подряд над своим письменным столом» ( Стефан Цвейг, Борьба с демоном) , написавший, возможно, самые глубокие философские работы в истории. Но его героизм не принес ему всеобщего восхищения и признания. Зато его книги — его самопровозглашенные «дары человечеству» — были встречены современниками гробовым молчанием, а то и насмешками.

«Хоть мне и сорок пятый год, и я опубликовал около пятнадцати книг… до сих пор не было ни одной хотя бы умеренно авторитетной рецензии ни на одну из моих книг. Люди помогают себе сейчас фразами «чудак», «патологический», «психиатрический».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

За год до своего краха он написал в письме:

«Мне ужасно больно, что за эти пятнадцать лет ни один человек не «открыл» меня, не нуждался во мне, не любил меня».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

Вдобавок ко всему, его попытки установить близкую дружбу, любовь и близость с треском провалились.

«Как редко до меня доходит дружеский голос! Я теперь одна, нелепо одинокая… И за много лет ни слова утешения, ни капли чувства, ни дуновения любви».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

У него была короткая интрижка с Лу Саломе, самостоятельным философом, которой он написал: «Я больше не хочу быть одиноким и хочу заново открыть для себя, как быть человеком». Однако она холодно отвергла его предложение руки и сердца, из-за чего он почувствовал себя еще более одиноким, чем раньше. Оплакивая свою растущую изоляцию, Ницше в 1886 году написал Францу Овербеку следующие слова:0005

«Прошло уже десять лет: ни звука больше не достигает меня — земля без дождя… Если бы я только мог дать вам некоторое представление о моем чувстве одиночества. Ни среди живых, ни среди мертвых нет никого, с кем бы я чувствовал какое-либо родство. Это невыразимо ужасно».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

Его критическое физическое состояние, непризнанность и мучившее его ужасное одиночество образовали великую боль, заставившую Ницше погрузиться в свои самые глубины в поисках того, что он назвал в письме «философским камнем». Философский камень — это мифическое алхимическое вещество, способное превращать неблагородные металлы в золото, а также древний символ, указывающий на силу, скрытую в глубинах бессознательного, которую Карл Юнг называл «сокровищем, труднодоступным». ».

«С точки зрения психологии… «труднодоступное сокровище» спрятано в океане бессознательного, и добраться до него могут только смелые. Этот символ указывает на одну из тайн жизни, которая выражается бесчисленными символическими способами в мифологии».

Карл Юнг, Символы трансформации

«Трудно достижимое сокровище» — это сила психологического возрождения и обновления, священный Грааль жизни, который люди искали и к которому стремились с незапамятных времен. Ницше погрузился в свое бессознательное в поисках этого редкого психологического сокровища; ему нужна была сила, чтобы превратить свою великую боль в золото – в вновь обретенное великое здоровье и утверждение жизни. Но Ницше знал, что для достижения этой силы ему придется бороться с опасными силами бессознательного, которые угрожают поглотить сознательный разум в его лабиринтных глубинах. Эта опасность на протяжении веков символически выражалась в бесчисленных мифах, одним из которых является древнегреческий миф о Тесее:0005

«…который спустился в Аид и быстро вырос до скал подземного мира, то есть сознательный разум, продвигающийся в неизвестные области психики, одолевается архаическими силами бессознательного».

Карл Юнг, психология и алхимия

Но Ницше также знал, что, если ему не удастся найти сокровище возрождения и обновления в глубинах своего бессознательного, великая боль сведет его с ума. Опасность окружала его со всех сторон. За несколько лет до своего безумия он написал письмо Францу Овербеку: 

«Любопытная опасность лета состоит в том, чтобы не стесняться в выражениях, в безумии… Это может привести к тому, что я никогда не считал возможным в моем случае: я должен стать психически неуравновешенным… Мои побуждения и цели стали совершенно запутанными и запутанными. , так что я уже не знаю, как найти выход».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

В другом письме Овербеку от 1882 года он объяснял:

«Если я не открою алхимический трюк превращения этой грязи в золото, я пропал».

Ницше, Избранные письма Фридриха Ницше

В следующем видео мы собираемся исследовать, потерял ли Ницше себя в своем спуске в глубины, или же он действительно нашел труднодоступное сокровище и симулировал безумие.

=======

Часть иллюстраций, использованных в этом видео, принадлежит Ремедиос Варо — https://www.wikiart.org/en/remedios-varo

Портрет Ницше работы Хади Карими https://hadikarimi.com/portfolio/friedrich-nietzsche

Дальнейшие чтения

Искусство, использованное в этом видео

Бог мертв: объяснение самого известного высказывания Ницше

«Бог мертв», — классно заявляет немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе 1882 года «Веселая наука»: «Бог остается мертвым. И мы убили его».

Этими словами Ницше не столько имеет в виду, что атеизм истинен — ведь в отрывке, из которого они взяты, эти слова представлены как свежая новость группе атеистов — он больше имеет в виду, что, поскольку «вера в христианского Бога стала невероятной», все, что «на этой вере строилось, ею подпиралось, в нее врастало», в том числе «вся наша европейская мораль» обречена на «крах».

Ницше писал, конечно, в период после эпохи Просвещения, когда наука, математика и философия возникли по всей Европе, чтобы заменить христианство в качестве руководящего авторитета в отношении истины о жизни и вселенной. На протяжении веков учение христианства о реальности — о том, что существует Творец вне времени и пространства и что мы должны соблюдать правила этого Творца, чтобы обеспечить себе хорошую загробную жизнь — было полностью господствующим.

«Портрет Фридриха Ницше», Эдвард Мунк, ок. 1906.

Однако научная революция и отделение церкви от государства по всей Европе выбили авторитетный ковер из-под ног христианства. Атеизм стал не только приемлемым среди граждан, но и популярным.

Однако без божественной силы, поддерживающей нашу экзистенциальную ситуацию и моральные взгляды, наши пути в будущее стали довольно неопределенными. «Чем утешимся мы, убийцы всех убийц?» Ницше вопросы:

Кто сотрет с нас эту кровь? Какой водой мы можем очиститься? Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?

Другими словами: куда мы идем дальше? Если Божья власть больше не бесспорна, то как же нам на Земле жить?

Мы должны признать чудовищность смерти Бога

Надлежащим ответом на эпоху Просвещения, ведущую к смерти Бога, утверждает Ницше, должно быть не насмешливое празднование или пожимание плечами безразличия, а период глубокой дезориентации и скорби. Ницше признает, что Бог был не просто безобидным источником веры и поклонения: Бог был несомненным авторитетом, придававшим силу и легитимность иудео-христианским моральным ценностям.

В то время как иудео-христианские моральные ценности не совсем то, что Ницше отдает предпочтение (например, в «О генеалогии морали» он утверждает, что христианство характеризуется аскетический идеал , извращенное, вредное осуждение желаний, которые мы не можем не иметь, например, к еде и сексу) — он считает их внезапное устранение опасным.

В самом деле, несмотря на свои дегенеративные, жизнеотрицающие свойства (т. е. возвеличивание самоотречения во имя «добродетели»), иудео-христианская моральная система является, по крайней мере, механизмом создания ценности, говорит Ницше. И этот механизм настолько глубоко укоренился в западной культуре, где многие ее ценности, такие как жалость, альтруизм и сострадание, считаются здравомыслящими или даже естественными, что смириться с его крахом будет болезненно, психологически разрушительно и чрезвычайно трудно.

Таким образом, перед нами стоит долгая и пугающая задача по демонтажу наших теперь беспочвенных ценностей, чтобы восстановить их более здоровыми, жизнеутверждающими способами. В конце концов, как выразился Ницше (в типично содержательном утверждении, которое фигурирует в нашем списке самых умных цитат Ницше):

Бог мертв, но, учитывая путь людей, могут быть еще пещеры на тысячи лет, в которых будет показана его тень. И нам… нам еще предстоит победить и его тень.

Преодоление нигилизма

Ницше опасается, что, если нам не удастся победить и решительно заменить тень ценностей, происходящих от Бога, мы рискуем скатиться в нашу культуру к глубокому нигилизму. Смерть Бога означает, что пути назад нет: либо мы находим новый механизм создания ценностей — «переоценку ценностей», как выразился Ницше, — либо мы в конце концов опустимся в мир, где, признавая, что наши ценности в конечном счете беспочвенны и беспочвенны. бессмысленно, мы станем апатичными и циничными — даже отчаявшимися.

Устранение утешения Бога, иудео-христианской морали и загробной жизни и отсутствие того, чем их можно было бы реально заменить — переход от уверенности в отношении того, для чего нужна жизнь, к неуверенности в отношении того, для чего нужна жизнь — может привести к всепроникающее оцепенение или тоска по поводу нашей жизни, не имеющей значения в кажущейся бессмысленной вселенной.

Если мы не в состоянии стать нашими собственными определителями ценности (чертеж, на который, как известно, намекает Ницше своим характером «сверхчеловека» или «сверхчеловека», а также своим учением о вечном возвращении), тогда мы мы неизбежно ответим, сокрушается Ницше, похоронив нашу экзистенциальную тоску глубоко внутри и отвлекшись бессмысленными развлечениями.

Ницше характеризует это затруднительное положение в своей работе 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра», представляя нам разрушительный набросок апатичного, поверхностного, рассеянного человечества:

Вот! Я покажу вам Последнего Человека …. Земля стала мала, и на ней прыгает Последний Человек, который делает все маленьким … Немного яда время от времени: это производит приятные сны. И много яда напоследок, для приятной смерти. Они до сих пор работают, ибо работа — это развлечение. Но они следят, чтобы развлечения их не утомили… Никаких пастухов и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто думает иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом… «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.

Возможно, мы можем узнать некоторые аспекты самих себя в наброске Ницше о Последнем Человеке; возможно, мы могли бы подумать, что он немного драматизирует.

Тем не менее, его вопросы остаются в силе: если больше нет абсолютного, неоспоримого авторитета, говорящего нам, как жить, то как нам жить? Как мы можем развивать наши ценности, чтобы не скатиться к бессмысленности и нигилизму?

Узнайте больше о Ницше

У Ницше есть свои увлекательные ответы на вопрос, как мы можем преодолеть нигилизм. Эти ответы наиболее явно воплощены в его характере «сверхчеловека», обычно переводимого как «сверхчеловек» или «сверхчеловек» — картина того, что мы могло бы быть , если бы мы переместили за пределы добра и зла, установили наши собственные натурализованные основы ценности, сказали «да» вечному повторению, и каждый реализовал свой потенциал, чтобы стать теми, кто мы есть на самом деле .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *