НИЦШЕ Фридрих — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
Немецкий философ
Дата рождения: 15 октября 1944 года
Возраст: 78 лет
Место рождения: Рёккен, Германский союз
Рост: 173
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Профессия: Философ
Подписаться
Содержание
- 1. Детство и юность
- 3. «Так говорил Заратустра»
- 4. Воля к власти
- 5. Смерть Бога
- 6. Личная жизнь
- 7. Смерть
- 8. Библиография
Биография
Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.
Детство и юность
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.
Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.
В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.
Фридрих Ницше в молодые годы
Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.
Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.
Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.
Философия
Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.
В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).
«Так говорил Заратустра»
Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.
Философ Фридрих Ницше
Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.
Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.
Воля к власти
Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.
Смерть Бога
Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» — один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.
Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.
Личная жизнь
Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.
На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.
Фридрих Ницше перед смертью
Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.
В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.
Смерть
Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.
Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.
Ницше скончался 25 августа 1900 года.
Библиография
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
«Несвоевременные размышления»
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
«Весёлая наука»
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
«Казус Вагнер»
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
«Антихрист. Проклятие христианству»
«Ecce Homo. Как становятся сами собою»
«Воля к власти»
Рейтинг ГлобалМСК.ру
Занимает место
№53
в рейтинге
Личности
Сфера
Занимает место
№2
в рейтинге
Философ
Профессия
Родились в один день
Дата рождения: 15. 10.1944. Возраст: 78.
Знак зодиака: Весы
(Обезьяна) .
Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 350 дней.
ШИРЯЕВ Сергей Иванович
Старший вице-президент, исполнительный директор, директор по сбыту в СНГ и Восточной Европе
13 место
Смотреть все
Статистика профиля
Рейтинг компаний
МТС
47 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна
Директор по развитию
Подписаться на персону
Фридрих Ницше — биография, философия, фото
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчеркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за рамки научно-философского сообщества.
Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше воспринимаются неоднозначно, вызывая множество дискуссий.
В биографии Ницше есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вам краткая биография Фридриха Ницше.
Биография Ницше
Фридрих Ницше появился на свет 15 октября 1844 г. в немецкой деревне Реккен. Он рос и воспитывался в семье лютеранского пастора Карла Людвига. У него была сестра Элизабет и брат Людвиг Йозеф, умерший в раннем детстве.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Фридриха произошла еще в 5-летнем возрасте после того, как умер его отец. В результате воспитание и забота о детях всецело легла на плечи матери.
Когда Ницше было 14 лет он начал учебу в гимназии, где с большим интересом изучал античную литературу, а также увлекался музыкой и философией. В том возрасте он впервые попробовал заняться писательской деятельностью.
Спустя 4 года Фридрих успешно сдал экзамены в Боннский университет, выбрав филологию и теологию. Студенческие будни быстро наскучили ему, да и отношения с однокурсниками у него складывались крайне плохо. По этой причине, он решил перевестись в Лейпцигский университет, который на сегодняшний день является вторым по старшинству вузом на территории современной Германии.
Однако и здесь изучение филологии не вызывало у Ницше особой радости. При этом, он настолько преуспел в этой области науки, что когда ему было всего 24 года, ему предлагали должность профессора филологии в Базельском университете (Швейцария).
Это был беспрецедентный случай в истории европейских вузов. Тем не менее, сам Фридрих не получал большого удовольствия от обучения, хотя и не отказался от профессорской карьеры.
Проработав какое-то время в качестве преподавателя, Ницше решил публично отказаться от гражданства Пруссии. Это привело к тому, что позднее он не смог участвовать в Франко-прусской войне, разразившейся в 1870 г. Поскольку Швейцария не занимала ни одну из противоборствующих сторон, правительство запретило философу участвовать в войне.
Однако, власти Швейцарии разрешили Фридриху Ницше отправиться на службу в качестве санитара. Это привело к тому, что когда парень ехал в вагоне с ранеными солдатами, он заразился дизентерией и дифтеритом.
К слову, Ницше с самого детства был болезненным ребенком. Он часто мучился от бессонниц и головных болей, а к 30 годам почти полностью ослеп. Работу в Базеле он завершил в 1879 г., выйдя на пенсию и занявшись писательской деятельностью.
Философия
Первый труд Фридриха Ницше был издан в 1872 г. и назывался «Рождение трагедии из духа музыки». В нем автор высказал свое мнение относительно дуалистических (концепции которым присущи 2 противоположных начала) истоков искусства.
После этого он опубликовал еще несколько произведений, среди которых наибольшую известность получил философский роман «Так говорил Заратустра». В этой работе философ подробно изложил свои главные идеи.
В книге критиковалось христианство и проповедовался антитеизм – отказ от веры в любое божество. Также он представил идею сверхчеловека, под которой подразумевалось некое существо, превосходящее по своему могуществу современного человека настолько, насколько последний превзошел обезьяну.
На создание этого фундаментального труда Ницше подвигла поездка в Рим в конце 19 века, где он близко познакомился с писательницей и философом Лу Саломе.
Фридрих нашел в женщине родственную душу, с которой ему было не только интересно находиться, но и обсуждать новые философские концепции. Он даже предлагал ей руку и сердце, однако Лу предложила ему остаться друзьями.
Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Саломе на ее брата и решила во что бы то ни стало рассорить друзей. Она написала гневное письмо женщине, которое спровоцировало ссору Лу и Фридриха. С тех пор они больше никогда не общались.
Стоит отметить, что в первой из 4-х частей произведения «Так говорил Заратустра», прослеживалось влияние Саломе Лу на мыслителя, наряду с их «идеальной дружбой». Интересен факт, что четвертая часть книги вышла в печать в 1885 г. в количестве всего 40 экземпляров, некоторые из которых Ницше подарил друзьям.
Одной из последних работ Фридриха является «Воля к власти». Здесь описывается то, что Ницше считал ключевой движущей силой в людях –стремление достичь максимально возможного положения в жизни.
Мыслитель был одним из первых кто подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, а также возможность разумного обоснования действий.
Личная жизнь
Биографы Фридриха Ницше до сих пор не могут сойтись в едином мнении о том, как он относился к женщинам. Однажды философ сказал следующее: «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире».
Однако поскольку на протяжении жизни Фридрих неоднократно менял свои взгляды, он успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом единственной женщиной которую он любил была, очевидно, Лу Саломе. Испытывал ли он чувства к другим особам слабого пола неизвестно.
Фридрих Ницше и Лу СаломеВ течение долгого времени мужчина был привязан к своей сестре, которая помогала ему в работе и всячески заботилась о нем самом. Со временем отношения между сестрой и братом ухудшились.
Элизабет вышла замуж за Бернарда Ферстера, который был ярым сторонником антисемитизма. Девушка также презирала евреев, что вызывало негодование у Фридриха. Их отношения улучшились только в последние годы жизни философа, который нуждался в помощи.
В итоге Элизабет начала распоряжаться литературным наследием брата, внося в его труды немало поправок. Это привело к тому, что некоторые взгляды мыслителя претерпели изменений.
В 1930 г. женщина оказалась сторонницей нацистской идеологии и приглашала Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она сама основала. Фюрер действительно неоднократно приезжал в музей и даже распорядился назначить Элизабет пожизненную пенсию.
Смерть
Творческая деятельность мужчины окончилась примерно за год до смерти, по причине помутнения рассудка. Оно случилось после припадка, вызванного избиением лошади прямо на его глазах.
Согласно одной версии Фридрих испытал большой шок, наблюдая за избиением животного, который стал причиной прогрессирующего психического недуга. Его положили в швейцарскую психбольницу, где он пробыл до 1890 г.
Позднее престарелая мать забрала сына домой. После ее смерти он получил 2 апоплексических удара, от которых уже не смог оправиться. Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 г. в возрасте 55 лет.
Фото Ницше
Фридрих Ницше с сестрой ЭлизабетЭлизабет Ницше поддерживала идеи нацистовФридрих Ницше в психиатрической клиникеНицше накануне смертиПонравился пост? Нажми любую кнопку:
Фридрих Ницше | Биография, книги и факты
Фридрих Ницше
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 15 октября 1844 г. Германия
- Умер:
- 25 августа 1900 г. (55 лет) Веймар Германия
- Известные работы:
- «За гранью добра и зла» «Эксе гомо» «Человеческий, слишком человеческий» «К генеалогии морали» «Рождение трагедии» «Веселая наука» «Воля к власти» «Так говорил Заратустра» «Несвоевременные размышления»
- Известные члены семьи:
- сестра Элизабет Фёрстер-Ницше
- Предметы изучения:
- философия искусства
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему Фридрих Ницше важен?
Фридрих Ницше был немецким философом, который стал одним из самых влиятельных современных мыслителей. Его попытки разоблачить мотивы, лежащие в основе традиционной западной религии, морали и философии, глубоко затронули поколения теологов, философов, психологов, поэтов, романистов и драматургов.
Каким было детство Фридриха Ницше?
Дом Фридриха Ницше был оплотом лютеранского благочестия. Его отец, Карл Людвиг Ницше, был пастором и умер до того, как Ницше исполнилось пять лет. Фридрих провел большую часть своей молодости в семье, состоящей из пяти женщин: его матери Франциски; его младшая сестра Элизабет; его бабушка по материнской линии; и две тетки.
Где учился Фридрих Ницше?
В 1864 году Фридрих Ницше поступил в Боннский университет, чтобы изучать теологию и классическую филологию. В 1865 году он перешел в Лейпцигский университет. За годы, проведенные в Лейпциге, Ницше открыл для себя философию Артура Шопенгауэра, познакомился с великим оперным композитором Рихардом Вагнером и завязал дружбу на всю жизнь с коллегой-классиком Эрвином Роде.
Что писал Фридрих Ницше?
«Так говорил Заратустра » (1883–1885 гг.) была первым подробным изложением зрелой философии Фридриха Ницше и шедевром в его карьере. Ему уделялось мало внимания при его жизни, но после его смерти его влияние было значительным как в искусстве, так и в философии. Другие работы включали Сумерки идолов , Антихрист и Ecce Homo .
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Фридрих Ницше (родился 15 октября 1844, Рёкен, Саксония, Пруссия [Германия] — умер 25 августа 1900, Веймар, Тюрингия), немецкий классик, философ и культуролог, ставший одним из самым влиятельным из всех современных мыслителей. Его попытки разоблачить мотивы, лежащие в основе традиционной западной религии, морали и философии, глубоко затронули поколения теологов, философов, психологов, поэтов, романистов и драматургов. Он продумывал последствия триумфа секуляризма Просвещения, выраженные в его замечании о том, что «Бог мертв», таким образом, что это определило повестку дня для многих самых знаменитых интеллектуалов Европы после его смерти.
Первые годы
Дом Ницше был оплотом лютеранского благочестия. Его дед по отцовской линии опубликовал книги в защиту протестантизма и добился церковного положения суперинтенданта; его дед по материнской линии был сельским священником; его отец, Карл Людвиг Ницше, был назначен пастором в Рёкене по приказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV, в честь которого был назван Фридрих Ницше. Его отец умер в 1849 году, до того, как Ницше исполнилось пять лет, и большую часть своей ранней жизни он провел в семье, состоящей из пяти женщин: его матери Франциски, его младшей сестры Элизабет, его бабушки по материнской линии и двух теток.
В 1850 году семья переехала в Наумбург на реке Заале, где Ницше посещал частную подготовительную школу Domgymnasium. В 1858 году он был принят в Schulpforta, ведущую протестантскую школу-интернат Германии.
Там он преуспел в учебе и получил выдающееся классическое образование. Окончив его в 1864 году, он отправился в Боннский университет изучать теологию и классическую филологию. Несмотря на попытки принять участие в общественной жизни университета, два семестра в Бонне закончились неудачей, главным образом из-за ожесточенных ссор между двумя его ведущими профессорами-классиками, Отто Яном и Фридрихом Вильгельмом Ритчлем. Ницше искал убежища в музыке, написав ряд произведений под сильным влиянием Роберта Шумана, немецкого композитора-романтика. В 1865 году он перешел в Лейпцигский университет, присоединившись к Ричлю, который принял там назначение. Ницше процветал под опекой Ричля в Лейпциге. Он стал единственным студентом, когда-либо публиковавшимся в журнале Ритчля,
Годы Базеля (1869–1879)
Когда в 1869 году в Базеле (Швейцария) освободилась должность профессора классической филологии, Ричль с беспримерной похвалой рекомендовал Ницше. Он не защитил ни докторскую диссертацию, ни дополнительную диссертацию, необходимую для получения немецкой степени; тем не менее Ричль заверил Базельский университет, что он никогда не видел никого подобного Ницше за 40 лет преподавания и что его таланты безграничны. В 1869 году Лейпцигский университет присвоил докторскую степень без экзаменов или диссертации на основании опубликованных им сочинений, а Базельский университет назначил его экстраординарным профессором классической филологии. В следующем году Ницше был произведен в ординарные профессора.
Ницше получил разрешение служить санитаром-добровольцем в августе 1870 года, после начала франко-германской войны. В течение месяца, сопровождая транспорт с ранеными, он заболел дизентерией и дифтерией, которые навсегда подорвали его здоровье. Он вернулся в Базель в октябре, чтобы возобновить тяжелую преподавательскую нагрузку, но уже в 1871 году плохое здоровье побудило его искать облегчения от отупляющей работы профессора классической филологии; он подал заявку на вакантную кафедру философии и предложил Роде своим преемником, но безрезультатно.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В те ранние годы в Базеле созрела амбивалентная дружба Ницше с Вагнером, и он использовал любую возможность, чтобы навестить Рихарда и его жену Козиму. Вагнер ценил Ницше как блестящего апостола-профессора, но все возрастающая эксплуатация Вагнером христианских мотивов, как в «Парсифале » (1882), в сочетании с его шовинизмом и антисемитизмом оказались выше сил Ницше. К 1878 году разрыв между двумя мужчинами стал окончательным.
Первая книга Ницше, Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik (1872; Рождение трагедии из духа музыки ), ознаменовала его освобождение от атрибутов классической науки. Это скорее спекулятивная, чем экзегетическая работа, в которой утверждалось, что греческая трагедия возникла в результате слияния того, что он называл аполлоническим и дионисийским элементами — первое представляло меру, сдержанность и гармонию, а второе — необузданную страсть, — и что сократовские рационализм и оптимизм определили смерть греческой трагедии. Заключительные 10 разделов книги — это рапсодия о возрождении трагедии из духа музыки Вагнера. Поначалу встреченный гробовым молчанием, он стал предметом жарких споров со стороны тех, кто принял его за обычный труд классической науки. Несомненно, это была «работа глубокого творческого прозрения, оставившая в тылу ученое поколение трудящихся», как выразился британский классик Ф.М. Корнфорд писал в 1912. Он остается классикой в истории эстетики и по сей день.
Запросив и получив больничный, Ницше в 1877 году обустроил дом с сестрой и своим другом Петером Гастом (Иоганн Генрих Кёзелиц), а в 1878 году свой афористический Menschliches, Allzumenschliches ( Human, All-Too-Human ) появился. Поскольку его здоровье неуклонно ухудшалось, он оставил свою профессорскую кафедру 14 июня 1879 года и получил пенсию в размере 3000 швейцарских франков в год в течение шести лет.
Бог мертв: объяснение самого известного высказывания Ницше
«Бог мертв», — заявил немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе 1882 года «Веселая наука»: «Бог остается мертвым. И мы убили его».
Этими словами Ницше не столько имеет в виду, что атеизм истинен — на самом деле, в отрывке, из которого они взяты, эти слова представлены как свежие новости для группы атеистов — он скорее имеет в виду, что, потому что «вера в христианского Бога стала невероятной», все то, что «было построено на этой вере, подперто ею, вросло в нее» 9.0063, в том числе «вся наша европейская мораль», обречена на «крах».
Ницше писал, конечно, в период после эпохи Просвещения, когда наука, математика и философия возникли по всей Европе, чтобы заменить христианство в качестве руководящего авторитета в отношении истины о жизни и вселенной. На протяжении веков учение христианства о реальности — о том, что существует Творец вне времени и пространства и что мы должны соблюдать правила этого Творца, чтобы обеспечить себе хорошую загробную жизнь — было полностью господствующим.
«Портрет Фридриха Ницше», Эдвард Мунк, ок. 1906.
Однако научная революция и отделение церкви от государства по всей Европе выбили авторитетный ковер из-под ног христианства. Атеизм стал не только приемлемым среди граждан, но и популярным.
Однако без божественной силы, поддерживающей нашу экзистенциальную ситуацию и моральные взгляды, наши пути в будущее стали довольно неопределенными. «Чем утешимся мы, убийцы всех убийц?» Ницше вопросы:
Кто сотрет с нас эту кровь? Какой водой мы можем очиститься? Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?
Другими словами: куда нам двигаться дальше? Если Божья власть больше не бесспорна, то как же нам на Земле жить?
Мы должны признать чудовищность смерти Бога
Надлежащим ответом на эпоху Просвещения, ведущую к смерти Бога, утверждает Ницше, должно быть не насмешливое празднование или пожимание плечами безразличия, а период глубокой дезориентации и скорби. Ницше признает, что Бог был не просто безобидным источником веры и поклонения: Бог был несомненным авторитетом, придававшим силу и легитимность иудео-христианским моральным ценностям.
В то время как иудео-христианские моральные ценности не совсем то, что предпочитает Ницше (например, он утверждает в «О генеалогии морали», что христианство характеризуется аскетический идеал , извращенное, вредное осуждение желаний, которые мы не можем не иметь, например, к еде и сексу) — он считает их внезапное устранение опасным.
В самом деле, несмотря на свои дегенеративные, жизнеотрицающие свойства (т. е. возвеличивание самоотречения во имя «добродетели»), иудео-христианская моральная система является, по крайней мере, механизмом создания ценности, говорит Ницше. И этот механизм настолько глубоко укоренился в западной культуре — многие ее ценности, такие как жалость, альтруизм и сострадание, считаются здравомыслящими или даже естественными, — что смириться с его крахом будет болезненно, психологически разрушительно и чрезвычайно трудно.
Таким образом, мы сталкиваемся с долгой и трудной задачей разрушить наши теперь беспочвенные ценности, чтобы восстановить их более здоровыми и жизнеутверждающими способами. В конце концов, как выразился Ницше (в типично содержательном утверждении, которое фигурирует в нашем списке самых умных цитат Ницше):
Бог мертв, но, учитывая путь людей, могут быть еще пещеры на тысячи лет, в которых будет показана его тень. И нам… нам еще предстоит победить и его тень.
Преодоление нигилизма
Ницше беспокоит, что, если нам не удастся победить и решительно заменить тень ценностей, происходящих от Бога, мы рискуем скатиться в нашу культуру к глубокому нигилизму. Смерть Бога означает, что пути назад нет: либо мы находим новый механизм создания ценностей — «переоценку ценностей», как выразился Ницше, — либо мы в конце концов опустимся в мир, где, признавая, что наши ценности в конечном счете беспочвенны и беспочвенны. бессмысленно, мы станем апатичными и циничными — даже отчаявшимися.
Устранение утешения Бога, иудео-христианской морали и загробной жизни и отсутствие того, чем их реально заменить — переход от уверенности в отношении того, для чего нужна жизнь, к неуверенности в отношении того, для чего нужна жизнь — может привести к всепроникающее оцепенение или тоска по поводу нашей жизни, не имеющей значения в кажущейся бессмысленной вселенной.
Если мы не в состоянии стать нашими собственными определителями ценности (чертеж, на который намекает Ницше своим характером «сверхчеловека» или «сверхчеловека», а также своим учением о вечном возвращении), тогда мы мы неизбежно ответим, сокрушается Ницше, похоронив нашу экзистенциальную тревогу глубоко внутри и отвлекшись бессмысленными развлечениями.
Ницше характеризует это затруднительное положение в своей работе 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра», представляя нам разрушительный очерк апатичного, поверхностного, рассеянного человечества:
Вот! Я покажу вам Последнего Человека . … Земля стала мала, и на ней прыгает Последний Человек, который делает все маленьким … Немного яда время от времени: это производит приятные сны. И много яда напоследок, для приятной смерти. Они до сих пор работают, ибо работа — это развлечение. Но они следят, чтобы развлечения их не утомили… Никаких пастухов и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто думает иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом… «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.
Возможно, мы можем узнать некоторые аспекты самих себя в наброске Ницше о Последнем Человеке; возможно, мы могли бы подумать, что он немного драматизирует.
Тем не менее, его вопросы остаются в силе: если больше нет абсолютного, неоспоримого авторитета, говорящего нам, как жить, то как нам жить? Как мы можем развивать наши ценности, чтобы не скатиться к бессмысленности и нигилизму?
Узнайте больше о Ницше
У Ницше есть свои увлекательные ответы на вопрос, как мы можем преодолеть нигилизм.