Нэп причины: Причины перехода к НЭПу кратко по пунктам (экономические и другие)

Причины перехода к НЭПу кратко по пунктам (экономические и другие)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 756.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 756.

К 1921 г. советское руководство столкнулось с небывалом кризисом, охватившим все сферы экономики. Ленин решил преодолеть его с помощью введения НЭПа (новой экономической политики). Этот резкий поворот был единственно возможным выходом из создавшегося положения.

Гражданская война

Гражданская война осложнила положение большевиков. Хлебная монополия и твердые цены на зерно не устраивали крестьянство. Товарообмен также не оправдал себя. Значительно сократилось поступление хлеба в крупные города. На грани голода оказались Петроград и Москва.

Рис. 1. Петроградские дети получают бесплатные обеды.

13 мая 1918 г. в стране вводится продовольственная диктатура.
Она сводилась к следующим положениям:

  • подтверждалась хлебная монополия и твердые цены, крестьяне были обязаны сдавать излишки хлеба;
  • создание продотрядов;
  • организация комитетов бедноты.

Эти меры привели к тому, что Гражданская война вспыхнула в деревне.

Рис. 2. Лев Троцкий предрекает мировую революцию. 1918 г..

Политика “военного коммунизма”

В условиях непримиримой борьбе с белым движением большевики принимают ряд чрезвычайных мер, получивших название политики “военного коммунизма”:

  • продразверстка хлеба по классовому принципу;
  • национализация всех крупных и средних предприятия, жесткий контроль над мелкими;
  • всеобщая трудовая повинность;
  • запрет частной торговли;
  • введение карточной системы по классовому принципу.

Крестьянские выступления

Ужесточение политики привело к разочарованию в среде крестьянства. Особое озлобление вызвало введение продотрядов и комитетов бедноты. Участившиеся случаи вооруженных столкновений привели к массовым восстаниям:

Восстание Антонова в Тамбовской губернии получило название “русской Вандеи” по аналогии с мятежом французских крестьян в конце XVIII века.

Изменение политики

К осени 1920 г. основные боевые действия Гражданской войны завершились. Первоочередной задачей стал переход на мирные рельсы. Главной экономической причиной перехода к НЭПу стало восстановление промышленности и сельского хозяйства.

НЭП облегчал положение крестьянства (введение продналога в марте 1921 г.) и давал некоторую свободу частному капиталу. Он был временной уступкой капитализму для создания прочной экономической базы.

Рис. 3. Сбор продналога в г. Егорьевске. 1922 г.

Кратко по пунктам причины перехода к НЭПу заключались в следующем:

  • продразверстка не оправдала себя, вызвав массовые восстания;
  • запрет частной торговли практически уничтожил товарно-денежные отношения;
  • рабочий контроль сделал нерентабельными большинство мелких и средних предприятий;
  • классовый принцип привел к увольнению старых специалистов, новых попросту не было.

Уровень производства в России в 1920 г. составлял 14% по отношению к 1913 г.

Что мы узнали?

Причины перехода к НЭПу сложились в результате чрезвычайной политики большевиков во время Гражданской войны. Разрушение экономики и недовольство основной массы населения заставили советское руководство пойти на некоторые уступки.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 756.


А какая ваша оценка?

40.Нэп: причины, ход, итоги.

Политика военного коммунизма привела Россию к острейшему политическому и экономическому кризису.

Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП.

На Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику.

Главная политическая цель нэпа — снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции.

Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов

Составляющими этой политики были следующие меры: введение прогрессивного подоходного налога с крестьян, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции.

В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.

С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.

Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику.

В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.

В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы — в торговле.

НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.

Позитивные итоги НЭПа. 1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Национальный доход увеличился на 18% в год и к 1928г. — на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913г. 4. Рост промышленной продукции составлял 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения. Негативные итоги НЭПа. 1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп через полосу экономических кризисов. 3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.

4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек. 5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему.

41.СССР в эпоху «большого скачка». Культ личности И. Сталина.

Восстановив народное хозяйство. СССР к концу 20-х г.г. оказался на той же начальной стадии индустриального преобразования экономики, на которой Россия была накануне мировой войны. И в городе, и в деревне абсолютное большинство трудящихся было занято тяжелым ручным трудом. Курс на индустриализацию, взятый в декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б), отвечал как историческим задачам страны, так и практическим задачам большевиков. Две войны, проигранные Россией с начала века, отбрасывали ее на периферию мировой политики. Лишь индустриализация давала России возможность встать вровень с промышленно развитыми странами.

С другой стороны, она позволяла укрепить и расширить социальную базу большевиков, которой являлся современный фабрично-заводской рабочий класс.

Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую; затем подвести машинную технику под все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. В этом большевики были едины. Разногласия возникли при выборе концепции индустриального развития страны. Две основные концепции в этой сфере («бухаринская» и «сталинская») определились после XIV партсъезда. Концепция Н.И.Бухарина была связана с продолжением НЭПа. Это была концепция триединой цели: создание тяжелой промышленности, добровольное кооперирование крестьян, повышение благосостояния народа. На рубеже 1929 — 1930 гг. эта концепция была отвергнута. Бухарина обвинили в мелкобуржуазности, в уклоне вправо.

Вторая, левая, концепция была намечена Л.Д.Троцким, но развита и реализована И.В.Сталиным. Это была концепция преимущественного и форсированного развития промышленности, прежде всего тяжелой (предприятий группы «А»), так как одновременное достижение «триединой цели» Бухарина было признано практически неосуществимым. Сталинская концепция предполагала свертывание НЭПа, резкое усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение рабочей дисциплины и общего режима в стране. Деревня объявлялась вспомогательной силой индустриализации, источником дешевых ресурсов. Эта концепция открыто требовала от народа «серьезных жертв», исходя из угрозы неизбежного нашествия со стороны стран «капиталистического окружения».

Свертывание рыночных отношений периода НЭПа и переход к сверхцентрализованному управлению народного хозяйства отвечали общемировой тенденции конца 1920-х — 1940-х гг. к огосударствлению экономики, проявившейся не только в тоталитарных (Италия, Германия), но и в демократических странах Запада (США, Франция). Классическими примерами этатизационной политики являются Новый курс Рузвельта, режим санации в Польше, рост государственного сектора в экономике Франции.

Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века. В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу. В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак. В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи. Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».

Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии. Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности. По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований. Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

Причины и последствия новой экономической политики (НЭП) Карточки Дэна Петтмана

Какие проблемы стояли перед Россией в 1921 году?

  • голод
  • оппозиция вне партии
  • оппозиция внутри партии

Как отразился голод на России?

  • Военный коммунизм привел к накоплению крестьянами зерна, массовый голод 1921 г. вызвал восстания

Как непартийная оппозиция влияла на Россию в 1921?

  • из-за голода произошли восстания против коммунистов напр. Тамбовское восстание
  • наиболее серьезным было в марте 1921 года, когда произошло Кронштадтское восстание — многие моряки крестьянского происхождения знали о последствиях военного коммунизма

Что требовали кронштадтские матросы от Ленина?

  • конец политическому господству коммунистов
  • ослабление военного коммунизма и централизованного экономического контроля
  • восстановление свободы слова и печати

Как оппозиция внутри партии влияла на Россию в 1921 году?

  • многие коммунисты считали НЭП предательством коммунизма, поскольку он позволял крестьянам продавать часть своей продукции с целью получения прибыли, а также разрешал владельцам небольших фабрик продавать товары с целью получения прибыли

Что такое НЭП?

Новая экономическая политика

Что такое НЭП?

  • более капиталистически ориентированная экономическая политика, необходимая после Гражданской войны в России для подъема экономики почти разрушенной страны
  • полная национализация промышленности, установленная во время войны Коммунизм частично отменен
  • введена система смешанной экономики -разрешено частным лицам владеть малыми предприятиями продукт.

Какие 2 вещи использовал Ленин, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921 году?

Репрессии и экономическая реформа

Как Ленин использовал репрессии, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921 году?

  • Приказ Троцкому подавить Кронштадтское восстание силой — 50 000 солдат использовали для нападения на моряков — тысячи были убиты или отправлены в ГУЛАГ

Что такое ГУЛАГ?

лагеря где людей заставляли работать — туда отправили многих политических противников коммунистов

Как Ленин использовал экономическую реформу, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921?

  • Ленин положил конец войне с коммунизмом в марте 1921 г.
  • Объявлено о введении нэпа — надежда, что это укрепит российскую экономику, в свою очередь снизит оппозицию коммунистам
  • Частная торговля будет разрешена, что приведет к появлению нэпманов

Какими были нэпманы?

Частники, возникшие после введения нэпа в 1921 г.

Каковы были положительные последствия НЭПа?

  • Нехватка продовольствия сократилась к концу 1921 г.
  • 1923 85% компаний находятся в частной собственности
  • Объем обрабатываемых земель и скота увеличился
  • 1926 г. экономика почти вернулась к уровню производства 1913 г.

Каковы были негативные последствия НЭПа?

  • производство большего количества урожая — цены упали — доходы крестьян упали
  • стоимость промышленных товаров выросла до уровня, превышающего покупательную способность крестьян
  • некоторые коммунисты видели, что НЭП ведет Россию к капитализму — от идеалов коммунизма

Почему Ленин ввел запрет на фракции?

осознавал опасность ослабления Коммунистической партии дивизиями

Какой был запрет на фракции?

  • членам коммунистической партии не разрешалось создавать группы, независимые от контроля Ленина
  • означало, что все другие политические партии были запрещены

Почему НЭП 2020 выгоден и важен?

Национальная политика в области образования 2020

Национальная политика в области образования (НЭП) до 2020 г. была одобрена Кабинетом министров Союза, что открыло путь для крупных трансформационных реформ как в школьном, так и в высшем образовании. Введение нового нэпа — одна из самых ценных реформ правительства, направленная на обновление всей системы образования.

Основные моменты программы NEP:

  • Валовой коэффициент зачисления в высшие учебные заведения будет увеличен до 50% к 2035 г., что увеличит количество мест для студентов на 3,5 крор.
  • Академический банк кредитов будет создан для облегчения перевода кредитов.
  • Для формирования сильной исследовательской культуры и создания исследовательского потенциала в системе высшего образования будет создан Национальный исследовательский фонд в качестве руководящего органа.
  • Комиссия по высшему образованию Индии (HECI) будет создана как единый орган для регулирования сектора высшего образования, за исключением медицинского и юридического образования.
  • Частные и государственные высшие учебные заведения будут подчиняться одному и тому же набору норм аккредитации, регулирования и академических стандартов.
  • Предполагается, что через какое-то время каждый колледж превратится либо в колледж, входящий в состав университета, либо в автономный колледж, присуждающий ученую степень.

Разрешение иностранным университетам открывать кампусы в Индии принесет в страну лучшие международные образовательные практики, что принесет пользу студентам. Уделение большего внимания электронному обучению очень поможет учащимся в повышении квалификации. Кроме того, создание Академического кредитного банка и нескольких точек входа/выхода будет иметь большое значение для улучшения валового коэффициента зачисления в стране. Политика объединит профессиональные и академические курсы, в результате чего будут подготовлены профессионалы, готовые к работе в отрасли, чем занимается RICS SBE с момента своего создания, поскольку он был запущен с аналогичными целями. Более того, повышенное внимание к исследованиям и более высокие бюджетные ассигнования в размере 6% от ВВП по сравнению с 1,7% ранее в секторе образования, несомненно, помогут Индии достичь своей цели по восстановлению положения сверхдержавы знаний с годами.

Преимущества ПОШ:

Некоторые преимущества Новой политики в области образования 2020, которые помогут в реформировании сектора высшего образования:

  1. Акцент на практические навыки: Новая Политика в области образования направлена ​​на расширение практических знаний студентов просто сосредоточиться на зубрежке. Однако некоторые учреждения, такие как RICS SBE, уже осознали важность практических навыков и приняли меры для достижения этой цели, предоставив доступ к компьютерным классам и организовав семинары для своих студентов.
  2. Более широкое использование технологий в образовании: Правительство создаст автономную организацию, Национальный форум образовательных технологий (NETF), чтобы обеспечить надлежащую интеграцию технологий в образование. Учреждениям будет оказана поддержка в расширении возможностей их преподавателей и студентов за счет использования ИКТ в учебных процессах.
  3. Цифровизация процесса преподавания и обучения: Будет сформирована группа экспертов для разработки цифровой инфраструктуры, такой как цифровая библиотека, электронный контент и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *