Неохристианское течение в русской культуре определение по литературе: Что такое неохристианское течение в русской литературе?…

Николай Бердяев. Ивановские среды.

Николай Бердяев. Ивановские среды.

Николай Бердяев


«ИВАНОВСКИЕ СРЕДЫ»

Осенью 1905 года Вячеслав Иванович Иванов и покойная жена его Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал устроили у себя на «башне», — так называлась квартира их на Таврической на шестом этаже, — журфиксы по средам. Вначале это были скромные собрания друзей и близких знакомых из литературного мира. Ивановы недавно переехали в Петроград из-за границы и завязывали


Впервые: Русская литература XX века. 18901910, под ред. проф. С. А. Венгерова, т. III, кн. VIII, изд-во т-ва «Мир», М., [1917], с. 97—100. В статье «Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал ”Путь“ (К десятилетию ”Пути“)», «Путь», [Париж], №49, октябрь-декабрь 1935, Бердяев назвал Иванова «самым утонченным и универсальным по духу представителем не только русской культуры начала XX в., но может быть вообще русской культуры» (с. 9). Об Иванове и «башне» см. также воспоминания Бердяева Самопознание, Париж, 1983, с.

176—179.

320

литературные связи. Но как-то сразу сумели они создать вокруг себя особенную атмосферу и привлечь людей самых различных душевных складов и направлений. Это была атмосфера особенной интимности, сгущенная, но совершенно лишенная духа сектантства и исключительности. Поистине В. И. Иванов и Л. Д. Зиновьева-Аннибал обладали даром общения с людьми, даром притяжения людей и их взаимного соединения. Много талантливой энергии тратили они на людей, много внимания уделяли каждому человеку, заинтересовывались каждым в отдельности и заинтересовывали каждого собой, вводили в свою атмосферу, в круг своих исканий. Сразу же выяснилось, что В. И. Иванов не только поэт, но и ученый, мыслитель мистически настроенный, человек очень широких и разнообразных интересов. Всегда поражала меня в Вяч. Иванове эта необыкновенная способность с каждым говорить на те темы, которые его более всего интересуют — с ученым о его науке, с художником о живописи, с музыкантом о музыке, с актером о театре, с общественным деятелем об общественных вопросах.

Но это было не только приспособление к людям, не только гибкость и пластичность, не только светскость, которая в В. Иванове поистине изумительна, — это был также дар незаметно вводить каждого в атмосферу своих интересов, своих тем, своих поэтических или мистических переживаний, через путь, которым каждый идет в жизни. В. Иванов никогда не обострял никаких разногласий, не вел резких споров, он всегда искал сближений и соединений разных людей и разных направлений, любил вырабатывать общие платформы. Он мастерски ставил вопросы, провоцировал у разных людей идейные и интимные признания. Всегда было желание у В. Иванова превратить общение людей в Платоновский симпозион, всегда призывал он Эрос. «Соборность» — излюбленный его лозунг. Все эти свойства очень благоприятны для образования центра, духовной лаборатории, в которой сталкивались и формировались разные идейные и литературные течения. И скоро журфиксы по средам превратились в известные всему Петрограду, и даже не одному Петрограду, «Ивановские среды», о которых слагались целые легенды.
Все увеличивалось число лиц, посещавших среды, и беседы становились планомерными, с председателем, с определенными темами. Душой, психеей «Ивановских сред» была Л. Д. Зиновьева-Аннибал. Она не очень много говорила, не давала идейных решений, но создавала атмосферу даровитой женственности, в которой протекало все наше общение, все наши разговоры. Л. Д. Зиновьева-Аннибал была совсем иной натурой, чем Вяч. Иванов, более дионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту,

321

стихийной, вечно толкающей вперед и ввысь. Такая женская стихия в соединении с утонченным академизмом Вяч. Иванова, слишком многое принимающего и совмещающего в себе, с трудом уловимого в своей единственной и последней вере, образовывала талантливую, поэтически претворенную атмосферу общения, никого и ничего из себя не извергавшую и не отталкивающую. Три года продолжались эти «среды», отвечавшие назревшей культурной потребности, все расширялись и претерпевали разные изменения. Я, кажется, не пропустил ни одной «среды» и был несменяемым председателем на всех происходивших собеседованиях.

На «Ивановских средах» встречались люди очень разных даров, положений и направлений. Мистические анархисты и православные, декаденты и профессора-академики, неохристиане и социал-демократы, поэты и ученые, художники и мыслители, актеры и общественные деятели, — все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские, религиозные, оккультные, о литературной злобе дня и о последних, конечных проблемах бытия. Но преобладал тон и стиль мистический. Сразу же создалась атмосфера, в которой очень легко говорилось. В постановке тем и в характере, который приняло их обсуждение, быть может, не хватало жизненной остроты, и никто не думал, что речь идет о самых жизненных его интересах. Но образовалась утонченная культурная лаборатория, место встречи разных идейных течений, и это был факт, имевший значение в нашей идейной и литературной истории. Многое зарождалось и выявлялось в атмосфере этих собеседований. Мистический анархизм, мистический реализм, символизм, оккультизм, неохристианство, — все эти течения обозначались на средах, имели своих представителей.

Темы, связанные с этими течениями, всегда ставились на обсуждение. Но ошибочно было бы смотреть на среды, как на религиозно-философские собрания. Это не было местом религиозных исканий. Это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному. Мистические и религиозные темы ставились скорее, как темы культурные, литературные, чем жизненные. Многие подходили к религиозным темам со стороны историко-культурной, эстетической, археологической. Мистика была новью для русских культурных людей, и в подходе к ней чувствовался недостаток опыта и знания, слишком литературное к ней отношение. То было время духовного кризиса и идейного перелома в русском обществе, в наиболее культурном его слое. На «среды» ходили люди, которые группировались вокруг журналов нового направления — «Мира искусства», «Нового пути», «Вопросов жизни», «Весов». Повышался уровень

322

нашей эстетической культуры, загоралось сознание огромного значения искусства для русского возрождения. И как-то сразу же русское литературно-художественное движение соприкоснулось с движением религиозно-философским. В лице Вяч. Иванова оба течения были слиты в одном образе, и это соприкосновение разных сторон русской духовной жизни все время чувствовалось «на средах». Но ничего не было узко кружкового, сектантского. В беседах находили себе место и люди другого духа, позитивисты, любившие поэзию, марксисты со вкусами к литературе. Вспоминаю беседу об Эросе, одну из центральных тем «сред». Образовался настоящий симпозион, и речи о любви произносили столь различные люди, как сам хозяин Вячеслав Иванов, приехавший из Москвы Андрей Белый и изящный проф. Ф. Ф. Зелинский, и А. Луначарский, видевший в современном пролетариате перевоплощение античного Эроса, и один материалист, который ничего не признавал, кроме физиологических процессов. Но господствовали символисты и философы религиозного направления. Частыми посетителями и участниками собеседований по средам были Е. Аничков, М. Волошин, Л. Габрилович, проф. Ф. Зелинский, Вяч. Г. Каратыгин, проф. Н. Котляревский, В. Мейерхольд, В. Нувель, проф. М. Ростовцев, Ф.

Сологуб, Г. Чулков, К. Сюнненберг. Часто бывали, но сравнительно редко говорили А. Блок, Бакст, Добужинский, С. Городецкий, М. Кузмин, К. Сомов, А. Ремизов, П. Соловьев. Реже можно было встретить Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова, А. Карташева, а также В. Розанова. Нередко среды были посвящены поэзии, и многие молодые поэты впервые читали там свои стихи. Собрания по средам постепенно начали расширяться, появлялись все новые и новые люди. В Петрограде много говорили об «Ивановских средах», они вызывали к себе интерес в разных кругах, иногда очень далеких. На одной из сред, когда собралось человек 60 поэтов, художников, артистов, мыслителей, ученых, мирно беседовавших на утонченные культурные темы, вошел чиновник охранного отделения в сопровождении целого наряда солдат, которые с ружьями и штыками разместились около всех дверей. Почти целую ночь продолжался обыск, в результате которого нежданным гостям пришлось признать свою ошибку. В эту ночь из передней пропала шапка Мережковского, который написал на эту тему статью в газете.
Политики на «средах» не было, несмотря на бушевавшую вокруг революцию. Но дионисическая общественная атмосфера отражалась на «средах». В другую эпоху «среды» были бы невозможны. На третий год своего существования собрания по средам начали вырождаться, они потеряли свой интимный характер и стали

323

слишком многолюдными. В последнюю зиму начало бывать много артистов нового театра Комиссаржевской, много молодежи, бывали люди, совсем неизвестные хозяевам, и собеседования потеряли свой прежний характер. Л. Д. Зиновьева-Аннибал заболела в эту зиму воспалением легких и лежала в лечебнице. «Среды» не могли продолжаться в ее отсутствии. Но весной, когда Л. Д. вернулась на башню и совсем еще слабая лежала в кресле, еще несколько раз собирались по средам. Но чувствовался конец. «Среды» умирали. Скоро умерла и душа их.

«Среды» продолжались три года. За это время много было событий. Мы собирались и беседовали в исторический 1905 год. Но и в этой исключительно напряженной революционно-политической атмосфере, когда большинство было исключительно поглощено политикой, на «средах» утверждались и отстаивались ценности духовной творческой жизни, поэзии, искусства, философии, мистики, религии. В этих собеседованиях мы себя не чувствовали оторванными от жизни. В них чувствовалась стихия расковывающая и освобождающая. Потом начался другой период русской жизни. Многое было углублено. Все дифференцировалось по разным направлениям и сферам творчества. Сознание очень выросло с того времени. Новая поэзия, новое искусство были признаны и вошли в общую культуру. Религиозно-философские течения углубились. Но в атмосфере, в которой происходили собеседования по средам, было что-то молодое, зачинающее, возбуждающее. И «среды» навсегда останутся ярким эпизодом нашего культурного развития.

НазадВпередСодержаниеБиографический справочник

Новые религиозные движения — презентация онлайн

-Неохристианские течения
-Неоориенталистские объединения
-Синкретические
и
универсалистские
движения
-Неоязычество
-Оккультно-мистические учения и школы
Нью-Эйдж (Нового Века)
-Сайентологические движения
-Сатанинские группы (сатанизм)
-Оккультные группы (оккультизм)
-Другие

3.

НЕОХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯЦерковь Иисуса Христа Святых последних
дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latterday Saints, иногда сокращается до «Святые
последнего дня» и «Святые последних дней»
или «мормоны») — религиозная организация
реставрационистского
происхождения,
наиболее крупная ветвь мормонизма.
Мормонизм

обобщенное
название
религиозной
культуры,
возникшей
в
результате распространения и развития
Церкви Иисуса Христа Святых последних
дней.
Мормо́ны (англ. Mormons, ед. ч. мормо́н — Mormon)

приверженцы,
участники,
последователи
мормонизма, крупнейшей ветви движения святых
последних дней. Чаще всего этот термин относится к
Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
Термин происходит от Книги Мормона — текста,
опубликованного в 1830 году в качестве Священного
Писания, которое используется мормонами вместе с
Библией. Она была продиктована Джозефом Смитоммладшим, утверждавшим, что это перевод древних
летописей
коренного
населения
Америки,
составленных пророком Мормоном и его сыном
Моронием, последними представителями народа
нефийцев.
Книга Мормона (англ. The Book of Mormon) —
священный текст движения святых последних
дней, который, по мнению верующих,
содержит писания древних пророков, живших
на Американском континенте приблизительно
с 2200 до н. э. по 421 г.
Впервые опубликована в марте 1830 г.
Джозефом Смитом-младшим под названием
«Книга Мормона: Слова, написанные рукой
Мормона на листах, взятых из листов Нефия»
(The Book of Mormon: An Account Written by
the Hand of Mormon upon Plates Taken from the
Plates of Nephi).
Учение и заветы (англ. Doctrine and Covenants)

священное
писание,
признаваемое
Церковью Иисуса Христа Святых последних
дней. В книге содержатся «откровения»,
данные основателю церкви Джозефу Смиту, а
также несколько откровений, полученных
другими пророками последних дней (разделы
135, 136 и 138, «Официальные заявления 1 и 2»).
Книга не содержит перевода древних писаний
в отличие от большинства других священных
книг.
«Учение и заветы» посвящены правилам
организации Церкви Иисуса Христа Святых
последних дней и содержит некоторые важные
положения учения церкви, отсутствующие в
других так называемых «образцовых трудах»
церкви
(Библия,
Книга
Мормона,
«Драгоценная
жемчужина»).
В
книге
описываются церковные таинства и обряды,
административная структура церкви. В
некоторых разделах говорится также о работе
Джозефа Смита над «переводом» Книги
Мормона и ряда глав Библии.
«Драгоценная жемчужина» (англ. Pearl of Great Price) — одна из
священных книг (т. н. «образцовых трудов») Церкви Иисуса
Христа Святых последних дней (мормонов).
Книга представляет собой сочинение из пяти частей:
«Избранное из Книги Моисея» — часть Книги Бытия в переводе
Джозефа Смита (1830).
«Книга Авраама» — перевод некоторых египетских папирусов,
содержащих писания патриарха Авраама (1835)
«Джозеф Смит — от Матфея» — выдержка из Евангелия от
Матфея в переводе Джозефа Смита.
«Джозеф Смит — История» — выдержки из официального
свидетельства и истории Джозефа Смита, подготовленные им в
1838 году (опубликованы в 1842)
«Символы веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней»
— впервые изложены в открытом письме Джозефа Смита,
адресованном редактору газеты «Chicago Democrat» Джону
Уэнтворту (John Wentworth) и опубликованном в газете «Times
and Seasons» за 1 марта 1842 года.
История Церкви Иисуса Христа Святых
Последних Дней, как правило, делится на три
основных периода:
(1) ранний, ограниченный жизнью Джозефа
Смита, он является общим для всех общин
движения святых последних дней;
(2) «эпоха пионеров», когда организация
находилась под руководством Бригама Янга и
его преемников XIX века;
(3) современная эпоха, начавшаяся на рубеже
XX века, когда Юта обрела статус штата.
«СВИДЕТЕЛИ
ИЕГОВЫ»

религиозное
течение
протестантского происхождения, основанное Чарлзом Т.
Расселом (1852-1916) в 1870 г. в США.
Первоначально
«СВИДЕТЕЛИ
ИЕГОВЫ»
назывались
«исследователями Библии», а в 1931 г. было принято современное
название.
Руководители после Первой мировой войны провозгласили, что
второе пришествие Иисуса Христа уже совершилось в 1914 г., но
незримо. «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» отрицают догмат о Троице и
учат о единственном Боге — Иегове. Христа они считают высшим
существом, сотворенным Богом.
Согласно их учению, Христос после своего воплощения, земной
жизни, мученической смерти и воскресения объединяет 144 тыс.
избранных — свидетелей Иеговы, готовит на Земле войну с
восставшим против Бога Сатаной.
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» предрекают близкую решающую битву
Иеговы против сил Сатаны — «армагеддон», в результате которой
дьявол и его сторонники погибнут, а последователи
«СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ»будут жить в новом мире — едином
теократическом государстве во главе с Христом.
Численность активных членов организации в 1945-2020 гг.
Красным цветом показаны страны, в которых деятельность
Свидетелей Иеговы запрещена или сильно ограничена
Бывшее здание Руководящего центра в Нью-Йоркe (с 1969 по 2016 гг.)
Свидетели Иеговы
НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — международная христианская
религиозная организация, возникшая в XIX веке.
Учение: вера в триединого Бога, вера в возможность прощения грехов,
вера в воскресение из мёртвых, вера в то что управление церковью
происходит самим Иисусом Христом через своих посланников —
апостолов и других священнослужителей,
вера в скорое пришествие Иисуса Христа.
Богослужение:
Центром духовной жизни являются богослужения, которые, как
правило, проходят два раза в неделю — в воскресенье и в какой-то день
среди недели.
Богослужение протекает как свободная проповедь, построенная на
одном или нескольких стихах из Библии. Основными темами
проповедей является наставление прихожан на христианский способ
жизни, поиск новых духовных сил, радость о будущем детей Божьих,
вечное спасение, вечное искупление, чувство защищенности в руке
Божией.
Кульминацией
богослужения
является
причащение
(представляет собой облатку из пресного теста с тремя каплями вина).
Последователи причащаются на каждом богослужении. Заканчивается
богослужение совместной молитвой и пением троекратного «аминь».
Все богослужения сопровождаются пением хора и игрой оркестра.
Эмблема Новоапостольской церкви
Новоапостольская церковь в Хабаровске

39. НЕОРИЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ
ОБЩЕСТВО
СОЗНАНИЯ
КРИШНЫ
(MOCK), или движение «Харе Кришна», —
является адаптированным к современности вариантом одной из
ветвей вишнуизма — религии чайтанитов, которую в середине
XX в. пропагандировал Абхай Чаран Де Бхактиведанта Свами
Прабхупада (1896-1977), получивший среди последователей титул
«Его Божественная Милость».
Как бизнесмен он прибыл в 1966 г. из Индии в Америку и с целью
«возрождения нравственности американского общества» начал
проповедническую деятельность среди хиппи Нью-Йорка. От
небольшой группы учеников Прабхупады движение выросло до
всемирной сети ашрамов, духовных школ, храмов, общин,
издательств, магазинов, сельскохозяйственных ферм. Только в
США насчитывается свыше 100 тыс. кришнаитов.
Центры MOCK действуют также в Канаде, Австралии, странах
Латинской Америки и почти во всех европейских государствах.
Кришнаиты распространяют духовную литературу, которая
выпускается
самым
большим
книжным
издательством
«Бхакшиведанта Бук Траст», основанным в 1972 г.
Ядром учения MOCK, изложенного в многочисленных (около 80)
трудах Прабхупады, переведенных на 35 языков мира, является
вера в Кришну как Верховную личность Бога и необходимость
отдания себя на преданное служение ему.
Кришнаиты исполняют определенную Прабхупадой миссию:
пропагандируют ведические учения о Космосе, человеке,
обществе;
распространяют ведическую культуру и литературу;
практикуют бхакти-йогу;
не употребляют мясо, рыбу, яйца, кофе, чай, табак, наркотики;
не играют в азартные игры и т. п.
Кроме решения проблем внутреннего усовершенствования
личности кришнаиты занимаются также благотворительностью.
В России и других странах СНГ они проводят акции типа «Пища
для жизни», оказывают социальную помощь наркоманам,
работают в тюрьмах и других местах заключения,
распространяют ведическую литературу, проводят фестивали,
лекция, занимаются миссионерской деятельностью на улицах и в
других общественных местах.
В свой практике кришнаиты используют духовную традицию,
которая сложилась на рубеже XV-XVI вв. благодаря усилиям
религиозного реформатора Шри Чайтаньи, который стремился
возродить древнее учение и предопределил философскую и
ритуальную основу деятельности Общества сознания Кришны.
Современные кришнаиты стремятся соблюдать традиции своих
духовных предшественников.
Одной из главных форм их духовной практики
является санкиртана — общее прославление Кришны
пением «махамантры»:
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна
Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе».
Кроме того, широко практикуется индивидуальное
повторение этой мантры с отсчетом на четках.
БАБИЗМ, вера Баби, — религия, созданная Бабом в 40-х гг.
XIX в. на территории Ирана.
Священным Писанием в БАБИЗМЕ признается Персидский
бейан, написанный Бабом. Б. провозгласил окончание
действия законов шариата, основанных на Коране.
Главными были названы положения о равенстве всех людей
и их прав, о господстве священного царства бабидов.
Кроме
того,
Баба
критиковал
стяжательство
и
безнравственность в среде священников. Для шиитского
духовенства идеи Баба были не просто еретическими, но
воспринимались как направленные на подрыв основ
ислама. Поэтому против Баба и бабистов развернулась
борьба, которая после серии восстаний закончилась
поражением последователей Баба.
Тем не менее, само учение не прекратило свое
существование, а было продолжено его учениками:
Мохаммедом Али Барфорушским, Куррат эль-Айн и др.
На
основе
БАБИЗМА
Баха-Улла
создал
новое
космополитическое учение — бахаизм.
БАХАИЗМ (араб. Аль-Бахаийа), бехаизм — учение Баха-Уллы (полное
имя — Мирза Хусейн Али Нури, по прозванию Баха-Улла — Блеск Аллаха
(1817-1892). Баха-Улла — основатель бахаистской религиозной общины в
Ираке.
Многие бахаиты раньше были последователями бабизма в Иране.
После разгрома бабистского движения бежали в Ирак. В 1858 г. в Ираке
Баха-Улла создал религиозную общину бахаистов.
Формально Баха-Улла и его последователи считали себя продолжателями
бабизма.
Бахаисты успешно приспособились к условиям существования не только
в странах Ближнего и Среднего Востока, но и в Европе, США.
Последователи БАХАИЗМА есть также в России, Азербайджане и
Туркмении.
Бахаисты отрицательно относятся к исламу.
Основы БАХАИЗМА изложены Баха-Уллой в книге «Китаб-ул Акдас»
(«Священная книга»), которая, по мнению самого автора, заменила
Коран и Беян (священная книга бабистов). В преклонном возрасте БахаУлла завещал духовную власть своему старшему сыну Аббасу эфенди по
прозвищу Абдул-Баха («Раб Блеска Аллаха»).
После победы исламской революции в Иране многие бахаисты, жившие
в Иране, эмигрировали.
Штаб-квартира движения бахай находится в Хайфе (Израиль).
Другие:
АНАНДА МАРГА
БРАХМА КУМАРИС
ООМОТО
САХАДЖА-ЙОГА
СИННЁ-ЭН
ХОАХАО
ЦЕНТР ШРИ ЧИНМОЯ
КЁДАН АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ
ФАЛУНЬГУН
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

59. СИНКРЕТИЧЕСКИЕ И УНИВЕРСАЛИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ (Ассоциация Святого Духа за
объединение мирового христианства — Церковь объединения) —
новое религиозное движение (секта), основанное Мун Сон Мёном в
1954 году в Сеуле (Южная Корея). В течение следующих нескольких
десятилетий Церковь объединения распространилась во многих
странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей.
Также в научно-исследовательской и критической литературе иногда
используются наименования — «Церковь единения» и «Церковь
унификации». В русскоязычных странах последователей организации
часто называют муниты в переводе с английского слова Moonie или
мунисты.
В настоящее время международным президентом Церкви
объединения является дочь Мун Сон Мёна — Мун Сон Джин.
Церковь объединения является как одной из наиболее известных, так
и противоречивых религиозных групп.
Другие:
АУМ СИНРИКЁ
ВСЕМИРНОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО
ДАОЮАНЬ
ДЭЦЗЯО
ИГУАНЬДАО
КАОДАЙ
МАКУЯ
МОДЕКНГЕИ
СЮАНЬЮАНЬ-ЦЗЯО
ТУНЬШАНЬШЭ
ХРИСЛАМ

67. НЕОЯЗЫЧЕСТВО

НЕОЯЗЫЧЕСТВО — новые или реконструированные
ранее существовавшие древние языческие учения и
духовные практики, тип новых религиозных
движений. Неоязычество необходимо отличать от
непрерывавшихся языческих традиций.
В России самый популярный вид неоязычества,
основанный на интересе к древним, дохристианским
восточнославянским верованиям — родноверие.
Родноверие не имеет единой организационной
структуры
и
подразделяется
на
множество
организаций и групп, взгляды которых существенно
различаются.
Родноверие (Родная вера, Родоверие, Родолюбие,
Родобожие) — новое религиозное движениереконструкция
неоязыческого
толка,
провозглашающее
своей
целью
возрождение
славянских дохристианских обрядов и верований.

76. ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ШКОЛЫ НЬЮ-ЭЙДЖ (НОВОГО ВЕКА)

Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»),
религии «нового века» — общее название
совокупности различных мистических течений и
движений, в основном оккультного, эзотерического и
синкретического характера.
В более узком смысле этот термин используется для
описания идеологически и иногда организационно
связанных религиозных движений, идеологи которых
оперируют понятиями «Новая эра», «Эра Водолея» и
«Новый век», а также иногда именуют себя таким
образом.
Эти движения зародились и сформировались в своих
основных чертах в XX веке, но продолжают активно
действовать и по сей день.
Всех сторонников движения объединяет то, что они
возвещают «великое преобразование», наступление новой
эпохи (New Age), которая должна прийти на смену
современной культуре. Утверждается, что эта грядущая
культура New Age гораздо более совершенна и должна
ознаменоваться
грандиозным
скачком
в
духовном,
мыслительном и технологическом развитии человечества.
Отдельные группы, увлекающиеся астрологией, называют эту
эпоху «Эрой Водолея». Её начало относят к современности
или ближайшему будущему (XX—XXII столетиям).
Нью Эйдж отличается от традиционных религиозных
движений тем, что он не представлен каким-то одним
определённым духовным учением или религиозным
воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а
включает в себя множество (иногда на практике очень мало
совместимых) различных духовно настроенных оккультных,
эзотерических и метафизических учений, практик и
концепций.

82. САЙЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Саентология (часто также «сайентоло́гия»,
англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος —
«знание
знания»)

международное
движение,
основанное
на
созданной
американским писателем-фантастом Роном
Хаббардом системе верований и практик,
состоящей из скомпилированных разного рода
околонаучных и религиозных идей и
ориентированное на людей, стремящихся к
карьере и успеху.
В саентологии два течения — Церковь
саентологии и Свободная зона.

89. САТАНИНСКИЕ ГРУППЫ (САТАНИЗМ)

САТАНИЗМ — система разнообразных
культов,
берущая
свое
начало
в
древнеиранских религиозных верованиях, в
которых
ведущее
место
занимало
противопоставление сил Добра и Света (закон
Арта и образ Ахура Мазды) силам Тьмы и Зла
(Ангро Манью).

91. ОККУЛЬТНЫЕ ГРУППЫ (ОККУЛЬТИЗМ)

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus — тайный) —
часто употребляется как синоним греческого
слова «эзотерический», т.е. предназначенный
для «избранных», поэтому ОККУЛЬТИЗМ
обычно определяется как скрытое от многих и
открытое для немногих знание.

93. ДРУГИЕ

Миссионерская церковь копимизма (от англ.
copy me — «копируй меня») — сообщество,
выступающее за свободный файлообмен, в
котором
обмен
знаниями
считается
священным. Основано в Швеции и в
соответствии со шведским законодательством
официально признано религией. Церковь
копимизма была основана в 2010 году 19летним студентом философии Уппсальского
университета Исааком Герсоном, который
является руководителем и духовным лидером
Церкви копимизма.
Дудеизм
(от
англ.
«dude»

чувак)

распространённая в интернете религия, основные
учения которой соответствуют философии и
жизненным принципам вымышленного персонажа
Чувака, главного героя фильма «Большой Лебовски»,
снятого братьями Коэн в 1998 году. Иногда дудеизм
причисляют к так называемым пародийным религиям,
хотя основатель и последователи отрицают это,
подчёркивая, что не стремятся высмеивать кого-то или
что-то.
Основатель религии — Оливер Бенджамин, лосанджелесский журналист тайского происхождения.
Официальная организация дудеизма именуется
«Церковью нового Чувака».
Пастафарианство (англ. Pastafarianism) или Церковь
Летающего Макаронного Монстра (англ. Church of the
Flying Spaghetti Monster) — пародийная религия,
основанная
физиком
Бобби
Хендерсоном,
выпускником Университета штата Орегон, в 2005 году
в знак протеста против решения департамента
образования штата Канзас, требующего ввести в
школьный курс концепцию «Разумного замысла» как
альтернативу эволюционному учению. В открытом
письме на своём веб-сайте Хендерсон возвещает веру в
сверхъестественного создателя, похожего на макароны
и тефтели — Летающего Макаронного Монстра
(ЛММ), и призывает к изучению пастафарианства в
школах наряду с другими религиями, тем самым
используя аргумент reductio ad absurdum (доведение
до абсурда).
Религии НЛО, НЛО-религии, УФО-религии (англ. UFO
religions) — новые религиозные движения, в которых во
главу угла поставлена вера в существование внеземной
жизни и неопознанных летающих объектов.
Эти новые религиозные движения своими корнями уходят
в weird fiction, раннюю научную фантастику (особенно
космическая опера) и уфологическую литературу. А также
своё влияние оказали предполагаемые наблюдения за НЛО
и похищения пришельцами. Обычно приверженцы этих
новых религиозных движений полагают, что инопланетяне
будут заинтересованы в сохранении и умножении
человечества, которое в их планах уже является или станет
основой
для
будущей
цивилизации
пришельцев.
Некоторые из последователей НЛО-религий верят, что
инопланетяне имеют непосредственное отношение в
сверхъестественному и в большей степени подобны
ангелам, нежели похожи на гуманоидов.
Раэлиты — последователи атеистической
религии, полагающие, что жизнь на Земле
была создана научным путем представителями
высокоразвитой внеземной цивилизации,
которые передали нам их решающее
Послание, развенчивающее мифы о нашем
происхождении.
Представителей
этой
цивилизации раэлиты называют Элохим (с
иврита буквально «пришедшие с неба», мн.
число слова «Элоха»).

Украина не захвачена нацистами. Почему россияне так считают?

Российские СМИ регулярно называют врагов страны в Украине «нацистами». Это должно сбить с толку западную аудиторию, поскольку всего три года назад украинцы демократическим путем избрали президента-еврея.

Причина использования Россией этого термина, по-видимому, кроется в том, что Россия пережила Вторую мировую войну и усвоила ее уроки по-разному, по сравнению с Западом. В частности, он фокусируется на различных аспектах преступлений против человечности, совершенных нацистами, чтобы определить их чудовищность.

Почему мы это написали

Почему русские, похоже, верят Кремлю, что Украина нуждается в «деназификации»? Это может включать понимание того, что такое «нацист», которое расходится с представлениями Запада.

«В России [Вторая мировая война] связана с нападением на СССР, ужасными потерями среди советских граждан и великой победой над нацистской Германией, — говорит Маша Липман из Университета Джорджа Вашингтона. «Официальная риторика не упоминает Холокост. Скорее это была победа над силой зла, пытавшейся разрушить Советский Союз, а не над силой, посвятившей себя уничтожению евреев».

Таким образом, официальная российская версия утверждает, что нынешняя «специальная военная операция» является борьбой за освобождение русскоязычного населения Донбасса от внешней оккупации, в которой, как они настаивают, участвуют настоящие нацисты.

«Нацисты — абсолютные враги, — говорит Владимир Ищенко, украинский социолог. «Вы ничего не можете сделать с нацистами, кроме как победить их. Эта советская рама очень мощная».

Все больше россиян, похоже, поддерживают аргументы своего правительства в отношении проведения «специальной военной операции» на Украине. Похоже, это включает в себя представление о том, что Россия в настоящее время борется с тем же врагом, что и во время Второй мировой войны: «нацистами».

Западному зрителю должно быть озадачено, что украинцев, которые всего три года назад демократическим путем избрали еврейского президента, можно каким-либо образом назвать «нацистами», как российские СМИ регулярно называют своих врагов.

Примечание редактора: эта статья была отредактирована в соответствии с российским законодательством, предусматривающим уголовную ответственность за ссылки на текущие действия России в Украине как на нечто иное, чем «специальная военная операция».

Почему мы это написали

Почему русские верят Кремлю в том, что Украина нуждается в «деназификации»? Это может включать понимание того, что такое «нацист», которое расходится с представлениями Запада.

Ответ, по-видимому, заключается в том, что Россия и Запад по-разному пережили Вторую мировую войну – до сих пор известную в России как «Великая Отечественная война» – и усвоили ее уроки. В частности, обе стороны расходятся во взглядах на то, какие преступления против человечности совершили нацисты, что определяет их чудовищность.

The Monitor поговорил с двумя российскими и двумя украинскими мыслителями, пытаясь понять внутреннюю привлекательность российского нарратива, который, как показывают многочисленные новые опросы, консолидировал общественное мнение вокруг Кремля. Эта поддержка приходит, несмотря на очевидный факт, что Россия инициировала «специальную военную операцию», которая продолжает причинять Украине огромные разрушения, в том числе огромные разрушения в таких городах, как Мариуполь, и серьезные издержки для России, такие как потопление ее флагманского крейсера «Москва».

«Человек, считающий, что одна нация выше всех других»

Согласно официальной российской версии, неонацисты и находящиеся под их влиянием группы проникли в правительство и военные учреждения Украины во время и после восстания на Майдане 2014 года, которое сменило власть в Киеве с дружественное к России прозападное правительство.

Когда русскоязычные сепаратисты в восточном Донбассе Украины подняли поддерживаемый Россией мятеж, киевское правительство начало против них войну, которая продолжается и по сей день. Возглавляли эту войну ультранационалистические военизированные формирования, связанные с неонацистами, такие как батальоны «Азов», «Айдар» и «Днепр-1» и «Днепр-2», которые позже были включены в состав Национальной гвардии Украины.

Оскар или нет, но это были одни из лучших спектаклей 2022 года

Следовательно, официальный российский нарратив утверждает, что нынешняя «спецоперация» — это борьба за освобождение русскоязычного населения Донбасса от внешней оккупации, которую они Настойчиво включает в себя настоящих нацистов, а также регулярные украинские силы, которые выполняют вдохновленную нацистами повестку дня.

Мстислав Чернов/AP/File

Бойцы батальона «Азов» наблюдают за линиями противника со своей базы в Широкино, Украина, 22 марта 2015 г. Батальон «Азов» был ультраправым ополчением в первые дни боев на Донбассе. но с тех пор стал официальной частью украинских вооруженных сил. Его неонацистские связи, прошлые и настоящие, остаются спорными.

Это повествование пользуется большой популярностью среди среднего россиянина. Недавний опрос ВТИСОМ показал, что 88% россиян считают, что в Украине существуют организации, исповедующие идеологию нацизма, а 76% считают, что украинские нацистские организации представляют угрозу для России и российских граждан.

И среди российских комментаторов много дискуссий о нацистской угрозе в Украине. В отличие от советских времен, боевые действия там не происходят на фоне затмения новостей или полностью выдуманной информации и изображений. Действительно, многие встроенные российские военные корреспонденты ежедневно транслируют неприятные визуальные репортажи с передовой и не пытаются скрыть разрушения в таких местах, как Мариуполь.

Вместо этого российские власти делают акцент на контроле повествования, психологических рамок, в которых русские рассматривают эти события. Вот где нацистская метафора украинского врага становится мощной.

Ключом к пониманию силы метафоры в России является понимание того, что советский мир пережил Вторую мировую войну и нацистов очень по-разному, говорит Маша Липман, старший научный сотрудник программы PONARS Eurasia в Университете Джорджа Вашингтона.

«На Западе Вторая мировая война в значительной степени связана с Холокостом, высшим злом «Окончательного решения», и это определило развитие Запада после войны», — говорит она. «В России Великая Отечественная война связана с нападением на СССР, страшными потерями среди советских граждан [всех национальностей] и великой победой над фашистской Германией.

«В официальной риторике Холокост не упоминается. Скорее это была победа над силой зла, пытавшейся разрушить Советский Союз, а не над силой, посвятившей себя уничтожению евреев», — говорит она. «Вообще говоря, символика другая. Это стало гораздо более наглядным и отчетливым в последние годы, когда Россия была вовлечена в войну памяти с Западом».

Это можно увидеть в общественном понимании. Нина, московская пенсионерка, которая следит за новостями, говорит, что считает нацистом «человека, который считает, что одна нация выше всех остальных, а остальные должны быть уничтожены. Сложно понять, что именно сейчас происходит в Украине. Я не слежу за этим внимательно, но нацисты на Украине точно были. Не все население, конечно, а некоторые отряды.

Не все думают одинаково. Ирина, муниципальный работник предпенсионного возраста, говорит: «Я думаю, что происходящее в Украине не имеет никакого отношения к нацистам, что бы нам ни говорили наши власти. Возможно, цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, что мы хорошие, но я думаю, что это попытка настроить нас друг против друга. Я очень страдаю из-за всего этого».

Ефрем Лукацкий/AP/File

Активисты различных националистических партий несут факелы, украинские национальные флаги и портрет Степана Бандеры во время митинга в Киеве, Украина, 1 января 2019 г.. Бандера сотрудничал с нацистами против Советов во время Второй мировой войны, пока не попытался провозгласить независимое украинское государство, после чего его отправили в концлагерь.

«Подарок российской пропаганде»

Сергей Марков, бывший советник Кремля и решительный сторонник военной операции, утверждает, что украинские лидеры, хотя сами в основном и не были нацистами, позволили себе стать заложниками правых националистических программ, которые превозносил нацистских коллаборационистов времен Второй мировой войны, таких как Степан Бандера, и позволял настоящим неонацистам занимать ключевые посты в военных и государственных учреждениях.

«В этот украинский режим проникли нацисты, и они нужны ему, чтобы выжить», — говорит он. «Дело не в том, еврей [президент Владимир] Зеленский или нет. Он их заложник. Я уверен, что он ненавидит нацистов, но он их боится. И то, что украинские нацисты не преследуют антисемитских целей — по крайней мере, пока — не делает их менее нацистскими. Они направляют свой шовинизм и ксенофобию в русофобию» и обращают ее не только против России, но и против той большой части населения Украины, которая говорит по-русски и хочет хороших отношений с Россией, говорит он.

Иван Качановский, украинский политолог из Оттавского университета, говорит, что в Украине есть неонацистские элементы, и хотя они составляют небольшую долю населения, они играют «непомерную роль» в политических и военных делах. . Это привело к путанице и сыграло заметную роль в освещении операции российскими СМИ.

Когда российские и сепаратистские силы занимают бывшие помещения полка «Азов» в охваченном боями городе Мариуполе, они продемонстрировали множество найденных там неонацистских атрибутов, продемонстрировали заключенных «Азов», украшенных свастиками и другими правыми татуировками, и сняли на видео местных жителей рассказывая о том, что, по их словам, является их неприятным опытом с группой, которая была главной силой, защищающей Мариуполь в течение последних восьми лет.

«Это подарок российской пропаганде, что раньше этими группами не занимались», — говорит профессор Качановский. «Неонацисты — относительно небольшой сегмент Украины, но то, что они интегрированы в украинские вооруженные силы и терпят Зеленского, — это проблема. … Эти правые группы вполне реальны, но заявление [Кремля] о нацистах в украинском правительстве и армии как предлоге для этого незаконного вторжения в Украину в основном ложно».

Получить истории, которые
расширяйте возможности и поднимайте ежедневно.

Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Уже являетесь подписчиком? Войдите, чтобы скрыть рекламу.

Владимир Ищенко, украинский социолог и эксперт Института восточноевропейских исследований Свободного университета Берлина, говорит, что зацикленность Кремля на метафоре Второй мировой войны для нынешней военной операции — это больше, чем просто удобный предлог, она коренится в отсутствие у российского режима постсоветской легитимности.

Советские достижения, такие как победа над нацистской Германией, «основополагающие для понимания россиянами того, кто они такие», — говорит он. «Нацисты — абсолютные враги. Вы ничего не можете сделать с нацистами, кроме как победить их. Эта советская рама очень мощная; действительно, никто другой не работал бы [для рационализации военной операции против Украины]».

Знакомство с Иваном Ильиным, философом, стоящим за авторитаризмом путинской России и западными ультраправыми движениями

Фашизм прокрадывался обратно в европейскую и североамериканскую политику за много лет до того, как это слово снова стало общепринятым в мейнстримном дискурсе как тревожное описание нынешних тенденций. В 2004 году историк Энцо Траверсо писал о «тревожном феномене» «подъема фашистских политических движений на европейской арене (от Франции до Италии, от Бельгии до Австрии)». Многие из этих крайне правых движений были очень близки к победе, как на недавних выборах в Австрии и Франции, или сделали это, как на выборах в Италии.

И хотя внезапный подъем крайне правых стал шоком для многих в США, политические обозреватели часто отмечают, что эрозия демократических гражданских прав и свобод была многолетним проектом, совпадающим с финансиализацией экономики. , приватизация общественных товаров и услуг, рост государства массовой слежки и чрезвычайные военные полномочия, принятые на себя и никогда не отказывавшиеся от исполнительной власти после 11 сентября, создающие постоянное чрезвычайное положение и ослабляющие контроль над президентской властью.

Это даже не говоря о автократических режимах Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции и Владимира Путина в России, которые связаны с другими антидемократическими движениями на Западе не только геополитически, но и философски, тема, которая получает гораздо меньше внимания, чем она того заслуживает. . Когда заходит речь об анализе философских основ неофашизма, он часто сосредотачивается на российском академике Александре Дугине, «которого называли, — отмечает Конор Линч из Salon, — всем, от «путинского мозга» до «путинского Распутина»» (Bloomberg). называет Дугина «тем русским, который связывает Путина, Эрдогона и Трампа»).0003

Дугинский сплав хайдеггеровского постмодернизма и апокалиптического мистицизма играет значительную роль в идеологии глобализированных ультраправых. Но историк из Йельского университета Тимоти Снайдер, который много писал как о Советской России, так и о нацистской Германии, указывает на более раннего русского мыслителя, который, по его словам, оказал значительное влияние на идеологию Владимира Путина, фашистского философа Ивана Ильина.

Антон Барбашин и Ханна Тоберн назвали Ильина «путинским философом» в Иностранных делах профиль. Ильин был «публицистом, конспирологом и русским националистом с фашистскими наклонностями». Дэвид Брукс назвал Ильина одним из трех философов-националистов, которых цитирует и рекомендует Путин. Снайдер определяет философию Ильина как недвусмысленно «русский христианский фашизм», описывая в New York Review of Books плодотворное творчество русского мыслителя до и после русской революции, смесь немецкого идеализма, психоанализа, итальянского фашизма и христианства.

Короче говоря, в теоретических работах Ильина утверждалось, что «мир испорчен; она нуждалась в искуплении от нации, способной к тотальной политике; этот народ был нетронутой Россией». Как пишет Снайдер в своей последней книге «Дорога к несвободе: Россия, Европа, Америка », русский национализм Ильина и Путина имел парадоксальную глобальную привлекательность среди широкого круга крайне правых политических партий и движений на Западе. «Что общего у этих способов мышления», — напишите The Economist 9.0107 в своем обзоре книги Снайдера «является квази-мистической верой в судьбу наций и правителей, которая отбрасывает необходимость соблюдать законы или процедуры или бороться с физическими реалиями».

Снайдер резюмирует идеи Ильина в приведенном выше видеоролике «Большие мысли» таким образом, что становится ясно, как его мысли обращаются к ультраправым движениям за пределами национальных границ. Ильин, по его словам, «вероятно, самый важный пример того, как старые идеи» — фашизм 20-х, 30-х и 40-х годов — «могут быть возвращены в 21-й век для постмодернистского контекста». Эти идеи можно свести к трем тезисам, говорит Снайдер, первый из которых касается консервативной реификации социальных иерархий. «Социальный прогресс был невозможен, потому что политическая система, социальная система подобны телу… у вас есть место в этом теле. Свобода означает знание своего места».

«Вторая идея, — говорит Снайдер, — касается голосования как ратификации, а не избрания лидера. «Демократия — это ритуал… Мы голосуем только для того, чтобы подтвердить нашу коллективную поддержку нашего лидера. Лидер не легитимирован нашими голосами и не выбран нашими голосами». Вместо этого лидер появляется «из какого-то другого места… В фашизме вождем является какой-то герой, выходящий из мифа». Третья идея может немедленно напомнить читателям из США об отвержении Карлом Роувом «сообщества, основанного на реальности», леденящего кровь предвестника не имеющей фактов реальности сегодняшней политики.

Ильин думал, что «фактический мир не считается. Это нереально.» В переформулировании гностического богословия он считал, что «Бог создал мир, но это было ошибкой. Мир был своего рода прерванным процессом», потому что ему не хватает связности и единства. Мир наблюдаемых фактов был для него «ужасающим… Эти факты отвратительны и не представляют никакой ценности». Эти три идеи, утверждает Снайдер, лежат в основе правления Путина. Они также определяют политическую жизнь Америки при Трампе, заключает он в своей New York Review of Books эссе.

Ильин «сделал из беззакония добродетель настолько чистую, что она невидима, — пишет Снайдер, — и настолько абсолютную, что требует уничтожения Запада. Он показывает нам, как хрупкая мужественность порождает врагов, как извращенное христианство отвергает Иисуса, как экономическое неравенство имитирует невинность и как фашистские идеи перетекают в постмодерн. Это уже не просто русская философия. Теперь это американская жизнь». Можно утверждать, что доморощенных источников американского авторитаризма и неравенства более чем достаточно. Но Снайдер убедительно доказывает косвенное и коварное влияние малоизвестного русского мыслителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *