краткое содержание по действиям и явлениям
История создания
Работа над этим произведением велась автором очень долго. Первые наброски были сделаны еще в 60-х годах XVIII века. В конце 70-х гг., после восстания Пугачева, Фонвизин значительно переделывает произведение. Произошедший бунт крестьян заставил аристократию все больше задумываться, почему происходят народные волнения. В это время усилился “потемкинский режим”, и вопрос о крепостном праве стал одним из наиболее актуальных. Так образы помещиков в пьесе стали глубже и полнее, вобрав классические черты жестоких помещиков.
Рис. 1. Госпожа Простакова. Художник Н. МуратовРабота была завершена в 1781 году.
Важно! Название взято из указа императора Петра I, который запретил дворянам, не обученным грамоте, жениться и поступать на службу, и называл их “недорослями”.
Цензура не решалась давать право на постановку, поэтому Фонвизин испросил это разрешение у самой императрицы.
Главные персонажи
- Госпожа Простакова — дворянка, жестокая и неграмотная. Она очень корыстна, все проблемы привыкла решать с помощью силы или хитрости. Единственный, кого она любит — ее сын.
- Митрофан Простаков — ее сын, парень 16-ти лет, неграмотен, бестолковый, не отличается умом и совершенно безволен.
- Правдин — гость Простаковых, чиновник, который приехал, чтобы разобраться с беспорядком в их поместье, а также оказать влияние на Простакову, которая очень жестоко обращается с крепостными. Он человек высокоморальный, образован.
- Стародум — опекун и дядя Софьи. Добрый и умный человек, привык всего добиваться своим честным трудом.
- Софья — сирота, живет у Простаковых. Она грамотна, добра, любит Милона.
- Милон — жених Софьи, офицер. Положительный герой, храбрый и честный.
- Скотинин — брат Простаковой. Мужчина неграмотный и глупый, но очень корыстный. Чтобы получить желаемое, много льстит и врет.
Краткое содержание пьесы “Недоросль”
Все события, описанные в комедии, произошли всего за 2 дня.
Действие 1
Госпожа Простакова орет на Тришку и говорит, что он сшил для Митрофана плохой кафтан, хотя тот и предупреждал, что шить не умеет. Простаков поддерживает жену — слугу решено наказать. Но Скотинин говорит, что кафтан хорош, и Тришку просто выгоняют. Они говорят о Митрофане — на ночь он съел много и промаялся до самого утра. Но тот отвечает, что ему снился плохой сон о том, как маменька бьет папеньку. Скотинин спрашивает где Софья, на которой он решил жениться, так как в наследство она получила имение с большим количеством свиней. Из родных у нее остался только дядя Стародум, который уехал в Сибирь и о нем давно не было вестей. Приходит Софья и сообщает, что получила письмо от дяди. Простаковы не хотят верить, что он жив и говорят, что письмо от ее друга. Софья предлагает им лично прочитать послание, и тут оказывается, что никто из присутствующих грамоте не обучен.
Рис. 3. Софья. Художник Н. МуратовВ этот момент появляется Правдин, которого попросили прочитать письмо. Он сообщает, что Стародум оставляет в наследство племяннице огромную сумму денег. Услышав это, Простакова решает, что девушка станет женой Митрофана. Слуга сообщает, что в селении остановился отряд солдат, во главе которых стоит Милон.
Действие 2
Милон приходит к Простаковым и случайно сталкивается с Правдиным, который, как оказывается, является его старым другом. Правдин ему сообщает, что приехал сюда приструнить Простакову, которая слишком жестока с людьми. А Милон рассказывает, что едет в Москву искать свою любимую, которая оставшись сиротой стала жить с родственниками. Случайно здесь же оказывается Софья. Они уже полгода не общались и потеряли надежду свидится. Девушка рассказывает Милону, что ее хотят насильно выдать замуж за Митрофана. Она надеется только на то, что успеет приехать дядя и что он спасет ее. В комнату заходит Скотинин и заявляет, что станет мужем Софьи. Правдин и Милон говорят, что сестра просто водит его за нос. Затем заходит Митрофан и Скотинин бросается на него с кулаками, но их сразу же разнимают. Входят Простаковы, госпожа вежливо общается с Милоном и просит прощения, что не встретила его, как подобает. Она хвалит Софью и говорит, что все устроила к приезду ее дяди.
Действие 3
После обеда в доме появляется дядя Стародум. Первым его встречает Правдин и рассказывает, как ужасно Простаковы обращались с его племянницей. Стародум же не хочет пороть горячку и собирается спокойно разобраться во всем сам. Софья очень рада дяде. Тот говорит, что теперь у него есть средства, чтобы выдать ее замуж. Для Стародума главное, чтобы ее избранник был человеком достойным, даже если он беден. Стародум видит Простакову в тот момент, когда она бьет Скотинина за драку с Митрофаном. Поняв, кто приехал в ее дом, она сразу становится очень милой и прикидывается доброй. Стародум же достаточно проницателен, чтобы понять, насколько лицемерно это семейство. Дядя Софьи уходит отдохнуть, а Митрофан в это время учится. Но занятия длятся совсем немного времени, так как его мать боится утомить сына. Учителя жалуются, что он ничему не может научиться за долгие годы.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют. Стародуму приходит сообщение, в котором его друг прочит в мужья девушки офицера, который оказывается Милоном. Входит Милон и знакомится со Стародумом. Молодой человек ему нравится и он дает согласие на этот брак. Молодые счастливы, а старик всем заявляет, что Софья помолвлена.
Действие 5
Стародум разговаривает с Правдиным. Он, как чиновник, может наказать Простаковых, если они продолжат так же вести себя с крепостными.
Рис. 6. Кутейкин и Цыфиркин. Художник Н. МуратовВ это время они услышали крик — Простаковы предприняли попытку украсть Софью, чтобы силком выдать ее замуж за Митрофана. Милон успевает спасти невесту. После этого чиновник говорит Простаковым, что они лишаются права управлять поместьем и оно переходит в собственность государства. Митрофан отправляется на службу, а Простакова остается ни с чем. Комедия Фонвизина была практически революционной для своего времени. Она открыто и жестко изобразила все пороки помещиков и социального устоя. Пьеса создала большой резонанс в обществе. Многие будущие русские классики изучали это произведение и неизменно отмечали, что описанное очень смешно и отвратительно, прежде всего, тем, что списано с натуры. Аудио-версию изложения пьесы “Недоросль” в сокращении смотрите в предложенном ниже видео.
Ешё материалы по комедии Фонвизина «Недоросль»:
- Еремеевна — характеристика и образ героини из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
- Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Скотинин — характеристика героя из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Господин Простаков — характеристика героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Митрофан — характеристика героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Правдин — характеристика героя из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Сатира в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — особенности и средства изображения
- Афоризмы Стародума из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Милон — характеристика героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Госпожа Простакова — характеристика героини в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- Главный смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
- «Недоросль» — анализ произведения Фонвизина
- Кутейкин — характеристика героя в комедии
Недоросль Фонвизина, анализ, характеристика главных героев
Меню статьи:
- Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”
- Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры
- Госпожа Простакова
- Господин Простаков
- Митрофан
- Скотинин
- Софья
- Стародум
- Милон
- “Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести
- Смысл названия: две стороны медали
“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.
Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”
Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.
Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.
Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.
К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.
В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.
Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.
Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры
Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.
Отрицательные герои:
- госпожа Простакова – хозяйка деревни;
- господин Простаков – муж ее;
- Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
- Тарас Скотинин – брат Простаковых.
Положительные герои:
- Софья – сирота, живет у Простаковых;
- Стародум – дядя ее;
- Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
- Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.
Второстепенные персонажи:
- Цыфиркин – учитель арифметики;
- Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
- Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
- Еремевна – няня Митрофана.
Госпожа Простакова
Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.
Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.
Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.
Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.
Господин Простаков
Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.
Митрофан
Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.
А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.
Скотинин
Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.
Софья
Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.
Стародум
Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.
Милон
Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.
“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести
Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.
Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.
Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.
Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.
Смысл названия: две стороны медали
У названия пьесы есть прямое и переносное значение.
Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.
Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.
Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.
Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.
Тема
Главной темой комедии “Недоросль” считается, воспитание молодого дворянина, а также политические темы, которые коснулись Петра Первого, не брать на службу недорослей, запрет женитьбы дворян. В произведении пишется о разделении персонажей, воспитания отличаются, и эта тема героев разделяет, у персонажей не одинаковые понимания на жизнь. Разделение персонажей выражается в общении с родителями, это показывается во взаимоуважении между Софьей и отцом, контраст прихотями балованного Митрофана, который не умеет ничего и никого ценить.
Семья Простаковых не образованные, не приемлют в жизни нового и прогрессивного, не самостоятельны, потому что крепостное право не отменили, на семью работают крепостные. Главным для Простаковых – это материальное благополучие. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни деспотической матери. Девушка видит, кто в семье главный, и подстраивается под желания матери. Приходим к такому выводу, что жизнь человека зависит, какое воспитания у личности. Также, к главному относиться образование и культура которая потом выразиться в уважении к ближнего, добропорядочность человека.
Композиция
Пьеса “Недоросль” развивается четко. В начале произведения читатель знакомится с главными героями. В конце первого действия происходит завязка сюжета. Интрига в комедии – из письма Стародума узнают о великом приданом Софьи, после этой новости происходит борьба претендентов на руку Софьи. Раскрываются и характеры действующих лиц. Напряжение нарастает в конце четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушка.
В пятой действии комедии становиться известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в похищении и угрожает наказать эту семью. В финале негативные герои наказаны, а добрые награждены.
Второстепенные персонажи
В произведении действуют и другие персонажи: запуганный муж Простаковой, брат Скотинин – любящий собственных свиней, и дворянский «недоросль» — любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.
Выведены такие из персонажей: Крепостная няня, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, портной Тишка, учитель – сельский дьячок Кутейкин, немецкий кучер Вральман. Эти персонажи, оставаясь за сценой, становятся главным страдательным образом комедии.
Автор: Виктория Давыдова
Анатомия и физиология кормления и глотания – нормальные и ненормальные
1. Джонс Б., редактор. Нормальное и ненормальное глотание: визуализация в диагностике и терапии. 2-е изд. Спрингер-Верлаг; Нью-Йорк: 2003. [Google Scholar]
2. Dodds WJ, Stewart ET, Logemann JA. Физиология и рентгенология нормальной ротовой и глоточной фаз глотания [см. комментарии] AJR Am J Roentgenol. 1990;154(5):953–963. [PubMed] [Google Scholar]
3. Logemann JA. Оценка и лечение нарушений глотания. 2-е изд. Pro-Ed; Остин, Техас: 1998. [Google Scholar]
4. Палмер Дж. Б., Рудин Н. Дж., Лара Г., Кромптон А. В. Координация жевания и глотания. Дисфагия. 1992;7(4):187–200. [PubMed] [Google Scholar]
5. Hiiemae KM, Palmer JB. Транспортировка пищи и формирование болюса во время полных циклов кормления продуктами разной исходной консистенции. Дисфагия. 1999;14(1):31–42. [PubMed] [Google Scholar]
6. Дуа К.С., Рен Дж., Бардан Э., Се П., Шейкер Р. Координация глотательной голосовой функции и транзита фарингеального болюса во время нормального приема пищи. Гастроэнтерология. 1997;112(1):73–83. [PubMed] [Google Scholar]
7. Hiiemae KM. Питание млекопитающих. В: Швенк К., редактор. Питание: форма, функция и эволюция четвероногих позвоночных. 1-е изд. Академическая пресса; Сан-Диего, Калифорния: 2000. стр. 411–448. [Google Scholar]
8. Мацуо К., Хииемаэ К.М., Палмер Дж.Б. Циклические движения мягкого неба при кормлении. Джей Дент Рез. 2005 г., январь; 84 (1): 39–42. [PubMed] [Google Scholar]
9. Buettner A, Beer A, Hannig C, Settles M. Наблюдение за процессом глотания с помощью видеофлюороскопии и магнитно-резонансной томографии в реальном времени — последствия ретроназальной ароматической стимуляции. Химические чувства. 2001 ноябрь; 26 (9)): 1211–1219. [PubMed] [Google Scholar]
10. Ходжсон М., Линфорт Р.С., Тейлор А.Дж. Одновременные измерения жевания, глотания, носового потока и выделения аромата в реальном времени. J Agric Food Chem. 2003 г., 13 августа; 51 (17): 5052–5057. [PubMed] [Google Scholar]
11. Palmer JB, Hiiemae KM. Еда и дыхание: взаимодействие между дыханием и питанием твердой пищей. Дисфагия. Лето 2003 г .; 18 (3): 169–178. [PubMed] [Google Scholar]
12. Палмер Дж. Б., Хииемае К. М., Лю Дж. Связи языка и челюсти при кормлении человека: предварительное видеофлюорографическое исследование. Arch Oral Biol. 1997;42(6):429–441. [PubMed] [Google Scholar]
13. Mioche L, Hiiemae KM, Palmer JB. Задне-переднее видеофлюорографическое исследование внутриротового приема пищи у человека. Arch Oral Biol. 2002 г., апрель; 47 (4): 267–280. [PubMed] [Google Scholar]
14. Палмер Дж. Б. Агрегация болюса в ротоглотке не зависит от силы тяжести. Arch Phys Med Rehabil. 1998;79(6):691–696. [PubMed] [Google Scholar]
15. Saitoh E, Shibata S, Matsuo K, Baba M, Fujii W, Palmer JB. Жевание и консистенция пищи: влияние на болюсный транспорт и начало глотания. Дисфагия. под давлением. [PubMed] [Академия Google]
16. Шейкер Р., Доддс В.Дж., Дантас Р.О., Хоган В.Дж., Арндорфер Р.К. Координация глотательного закрытия голосовой щели с ротоглоточным глотанием. Гастроэнтерология. 1990; 98(6):1478–1484. [PubMed] [Google Scholar]
17. Ohmae Y, Logemann JA, Kaiser P, Hanson DG, Kahrilas PJ. Время закрытия голосовой щели при нормальном глотании. Шея головы. 1995;17(5):394–402. [PubMed] [Google Scholar]
18. Logemann JA, Kahrilas PJ, Cheng J, et al. Механизмы закрытия преддверия гортани при глотании. Am J Physiol. 1992;262(2 ч.1):G338–344. [PubMed] [Google Scholar]
19. Cook IJ, Dodds WJ, Dantas RO, et al. Механизмы открытия верхнего пищеводного сфинктера человека. Am J Physiol. 1989; 257 (5 часть 1): G748–759. [PubMed] [Google Scholar]
20. Эртекин С., Айдогду И. Электромиография перстнеглоточной мышцы верхнего пищеводного сфинктера человека. Мышечный нерв. 2002 г., декабрь; 26 (6): 729–739. [PubMed] [Google Scholar]
21. Shaw DW, Cook IJ, Gabb M, et al. Влияние нормального старения на функцию ротоглоточного и верхнего пищеводного сфинктера при глотании. Am J Physiol. 1995 марта; 268 (3 часть 1): G389–396. [PubMed] [Google Scholar]
22. Daniels SK, Foundas AL. Физиология глотания при последовательном питье через соломинку. Дисфагия. Лето 2001 г .; 16 (3): 176–182. [PubMed] [Google Scholar]
23. Мартин-Харрис Б., Бродский М.Б., Мишель Ю., Ли Ф.С., Уолтерс Б. Отсроченное начало глоточного глотания: нормальная изменчивость у взрослых глотков. J Speech Lang Hear Res. 2007 г., июнь; 50 (3): 585–594. [PubMed] [Google Scholar]
24. Stephen JR, Taves DH, Smith RC, Martin RE. Расположение болюса в начале глоточной стадии глотания у здоровых пожилых людей. Дисфагия. Осень 2005 г .; 20 (4): 266–272. [PubMed] [Академия Google]
25. Чи-Фишман Г., Стоун М., МакКолл Г.Н. Языковое действие при нормальном последовательном глотании. J Speech Lang Hear Res. 1998 г., август; 41 (4): 771–785. [PubMed] [Google Scholar]
26. Chi-Fishman G, Sony BC. Моторная стратегия при быстром последовательном глотании: новые идеи. J Speech Lang Hear Res. 2000 г., декабрь; 43 (6): 1481–1492. [PubMed] [Google Scholar]
27. Chi-Fishman G, Sony BC. Кинематические стратегии движения подъязычной кости при быстром последовательном глотании. J Speech Lang Hear Res. 2002 г., июнь; 45 (3): 457–468. [PubMed] [Академия Google]
28. Daniels SK, Corey DM, Hadskey LD, et al. Механизм последовательного глотания при питье через соломинку у здоровых молодых и пожилых людей. J Speech Lang Hear Res. 2004 г., февраль; 47 (1): 33–45. [PubMed] [Google Scholar]
29. Нишино Т., Йонезава Т., Хонда Ю. Влияние глотания на характер непрерывного дыхания у взрослых людей. Ам преподобный Респир Дис. 1985 г., декабрь; 132 (6): 1219–1222. [PubMed] [Google Scholar]
30. Нишино Т., Хирага К. Координация глотания и дыхания у субъектов без сознания. J Appl Physiol. 1991;70(3):988–993. [PubMed] [Google Scholar]
31. McFarland DH, Lund JP. Модификация жевания и дыхания при глотании у взрослого человека. J Нейрофизиол. 1995;74(4):1509–1517. [PubMed] [Google Scholar]
32. Selley WG, Flack FC, Ellis RE, Brooks WA. Дыхательные паттерны, связанные с глотанием: Часть 1. Нормальный паттерн взрослого человека и изменения с возрастом. Возраст Старение. 1989 г., май; 18 (3): 168–172. [PubMed] [Google Scholar]
33. Клан М.С., Перлман А.Л. Временные и длительные паттерны, связанные с дыханием и глотанием. Дисфагия. 1999 Лето; 14(3):131–138. [PubMed] [Google Scholar]
34. Martin-Harris B, Brodsky MB, Michel Y, Ford CL, Walters B, Heffner J. Динамика дыхания и глотания в течение взрослой жизни. Arch Otolaryngol Head Neck Surg. 2005 г., сен; 131 (9): 762–770. [PubMed] [Google Scholar]
35. Shaker R, Li Q, Ren J, et al. Координация глотания и фаз дыхания: влияние старения, тахипноэ, болюсный объем и хроническая обструктивная болезнь легких. Am J Physiol. 1992; 263 (5 часть 1): G750–755. [PubMed] [Академия Google]
36. Dozier TS, Brodsky MB, Michel Y, Walters BC, Jr., Martin-Harris B. Координация глотания и дыхания при нормальном последовательном глотании чашки. Ларингоскоп. 2006 г. , август; 116 (8): 1489–1493. [PubMed] [Google Scholar]
37. Smith J, Wolkove N, Colacone A, Kreisman H. Координация еды, питья и дыхания у взрослых. Грудь. 1989 г., сен; 96 (3): 578–582. [PubMed] [Google Scholar]
38. Мацуо К., Хииемае К.М., Гонсалес-Фернандес М., Палмер Дж.Б. Дыхание во время кормления твердой пищей: изменения дыхания во время жевания, агрегации фарингеального болюса и глотания. J Appl Physiol. 2007 г., 27 декабря; [PubMed] [Академия Google]
39. Charbonneau I, Lund JP, McFarland DH. Сохранение координации дыхания и глотания после ларингэктомии. J Speech Lang Hear Res. 2005 г., февраль; 48 (1): 34–44. [PubMed] [Google Scholar]
40. Кулемайер К.В. Эпидемиология и дисфагия. Дисфагия. Осень 1994 г .; 9 (4): 209–217. [PubMed] [Google Scholar]
41. Кастелл Д.О., Доннер М.В. Оценка дисфагии: тщательный сбор анамнеза имеет решающее значение. Дисфагия. 1987;2(2):65–71. [PubMed] [Google Scholar]
42. Ди Вито Дж. Мл. Шейная остеофитная дисфагия: одиночные и комбинированные механизмы. Дисфагия. 1998;13(1):58–61. [PubMed] [Google Scholar]
43. Ferreira LE, Simmons DT, Baron TH. Дивертикулы Ценкера: патофизиология, клиническая картина и гибкое эндоскопическое лечение. Дис пищевода. 2008;21(1):1–8. [PubMed] [Google Scholar]
44. Фергюсон Д.Д. Оценка и лечение доброкачественных стриктур пищевода. Дис пищевода. 2005;18(6):359–364. [PubMed] [Google Scholar]
45. Ван дер Билт А., Олтофф Л.В., Босман Ф., Остерхейвен С.П. Влияние отсутствия постклыковых зубов на жевательную функцию у человека. Arch Oral Biol. 1993 мая; 38 (5): 423–429. [PubMed] [Google Scholar]
46. Eisbruch A, Lyden T, Bradford CR, et al. Объективная оценка нарушения глотания и аспирации после лучевой терапии в сочетании с химиотерапией рака головы и шеи. Int J Radiat Oncol Biol Phys. 2002 г., 1 мая; 53 (1): 23–28. [PubMed] [Google Scholar]
47. Moayyedi P, Talley NJ. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Ланцет. 2006 г., 24 июня; 367 (9528): 2086–2100. [PubMed] [Google Scholar]
48. Марик ЧП. Аспирационный пневмонит и аспирационная пневмония. N Engl J Med. 2001 1 марта 344(9)): 665–671. [PubMed] [Google Scholar]
49. Garon BR, Engle M, Ormiston C. Бесшумная аспирация: результаты 1000 видеофлюороскопических оценок глотания. J Нейрол реабилит. 1996;10(2):121–126. [Google Scholar]
50. Ледер С.Б., Сасаки К.Т., Баррелл М.И. Фиброоптическая эндоскопическая оценка дисфагии для выявления тихой аспирации. Дисфагия. 1998;13(1):19–21. [PubMed] [Google Scholar]
51. Smith CH, Logemann JA, Colangelo LA, Rademaker AW, Pauloski BR. Заболеваемость и характеристики пациентов, связанные с тихой аспирацией в условиях неотложной помощи [см. комментарии] Дисфагия. 1999;14(1):1–7. [PubMed] [Google Scholar]
52. Палмер Дж. Б., Дреннан Дж. К., Баба М. Оценка и лечение нарушений глотания. Ам семейный врач. 2000;61(8):2453–2462. [PubMed] [Google Scholar]
Как динозавры устроили птичий взрыв
Если бы вы прогулялись по позднеюрскому лесу примерно 150 миллионов лет назад, вы могли бы заметить маленьких пернатых динозавров, прыгающих в подлеске. Они выглядели бы как миниатюрные велоцирапторы с крошечными серповидными когтями, удерживающими землю. Можно даже ненадолго порхать в воздухе, чтобы поймать насекомое, или совершить короткое скольжение по поваленному стволу дерева. И это дало бы ключ к разгадке их настоящей личности. Они не сильно отличаются от знаменитых «рапторов», но эти кроткие динозавры отмечают начало того, с чего начинают птицы.
Вот что обнаружили палеонтолог из Эдинбургского университета Стивен Брусатте и его соавторы, изучив общую картину эволюции птиц, попутно добавляя небольшие научные предположения. В новой статье Current Biology , посвященной грандиозному эволюционному переходу между птицами и динозаврами, исследователи пишут: «Мы предполагаем, что мезозойский натуралист не сделал бы прямого различия между животным типа Velociraptor и животным типа Archeopteryx . ”
Происхождение первых птиц — один из самых знаменитых эволюционных переходов. Десятки окаменелостей — и их постоянно находят все больше — подтвердили, что птицы — это динозавры. Вот почему может показаться немного нелогичным, что археоптерикс и другие ранние птицы не сильно отличались от своих предков-динозавров.
После каталогизации 853 характеристик скелета у 150 динозавров и анализа скорости изменения этих признаков Брусатте и соавторы обнаружили, что «в морфопространстве не было грандиозного скачка между нептицами и птицами». Иными словами, разница между Velociraptor и Archeopteryx , чем между другими близкородственными группами динозавров, такими как попугаеобразные овирапторозавры и причудливые теризинозавры.
Единственным камнем преткновения является то, что в настоящее время существует так много птицеподобных нептичьих динозавров, что определение того, из какой группы произошли первые птицы, является сложной задачей. Дромеозавриды и троодонтиды — грубо говоря, «хищники», которые были очень похожи друг на друга — являются самыми сильными соперниками. Чтобы проанализировать раскол, потребуются дополнительные окаменелости и новые анализы, но это хорошая проблема. Точную отправную точку для птиц так трудно определить просто потому, что прямо возле разлома сидит так много пернатых динозавров. На самом деле проблема в основном существует потому, что самые ранние члены этого птичьего стебля являются точной копией своих предков.
Современные птицы сильно отличаются от любых других ныне живущих позвоночных. Они кажутся такими, потому что все их близкие родственники вымерли, что скрывает тот факт, что многие из их необычных черт на самом деле имеют очень глубокую историю. Поперечная кость была широко распространенной чертой среди динозавров-теропод. У Аллозавра , динозавра, не особенно близкого к птицам, был один. То же самое касается воздушных мешочков, отходящих от дыхательной системы птиц. Они присутствовали как у теропод, так и у зауроподов с длинной шеей, что указывает на их общее происхождение более чем за 70 миллионов лет до появления первых птиц. Перья также довольно древние, и накапливающееся количество находок намекает на то, что какое-то похожее на перья покрытие тела могло присутствовать у самых ранних динозавров или, по крайней мере, эволюционировало несколько раз в начале их истории.
Эти черты, а также уменьшение размера и некоторые зарождающиеся аэродинамические способности, достигли кульминации в динозаврах, таких как Археоптерикс , подтвержденных новым исследованием как самый архаичный из известных представителей птичьего происхождения. (С технической точки зрения это делает Archeopteryx птичьим, или находящимся на «стволе», ведущем к Aves.) Однако оттуда птицы эволюционировали быстрее, чем любой из их близких родственников-динозавров. Они размножались в новые формы и образовывали новые ниши, включая маленьких зубастых хлопушек и ныряющих птиц, похожих на гагар, к позднему меловому периоду и продолжаются после великого вымирания K/Pg до сегодняшнего дня.
Искра этого эволюционного взрыва пока неизвестна. Полет может быть основным фактором, позволяющим птицам адаптироваться совершенно иначе, чем их земные предки. (Хотя, конечно, нелетающие динозавры, такие как Microraptor , нашли свой собственный путь в воздух.) Палеонтология процветает на таких тайнах.