17.Комедия д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика, образная система, проблема художественного метода.
«Недоросль» — начало нового этапа в развитии жанра комедии. Действие перенесено непосредственно на сцену, дается в движении, в изменяющихся отношениях, охватывает все персонажей, приобретает самостоятельный интерес.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. Сватовство Скотинина, получение письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, упустившими Софью, наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой под опеку — узловые, центральные ситуации. Исследователи отмечают близость мотивов, составляющих фабульный уровень пьесы, к мещанской «слёзной» драме: страждущая добродетель в лице Софьи; внезапное появление богатого дядюшки; попытка насильственного похищения и конечное торжество справедливости с наказанием порока. В связи с основной темой комедии — темой воспитания — в структуру «Недоросля» включены сцены и лица, не имеющие прямого отношения к развитию сюжета, но так или иначе связанные с содержанием: сцена с кафтаном в начале действия, уроки Митрофана, ссора и потасовки, экзамен Митрофана и др.
Особняком стоят сцены, включающие диалоги положительных героев — Стародума, Правдина, Милона и Софьи, в которых идет речь о просвещенном монархе, о назначении дворянина, о браке и семье, о воспитании молодых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно». По сути, здесь излагается политическая программы Фонвизина.
Действие объединяет всех персонажей и одновременно делит их на злонравных и добродетельных. В комедии обнаруживаются дверазвязки: одна разрешает любовный конфликт и касается взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона и Софьи; вторая развязывает конфликт общественный. При этом вторая развязка «Недоросля» имеет характер грозного возмездия Простаковой, когда происходит не только крушение ее своеобразного могущества, но и поругание грубой, но все же искренней материнской любви.
Недаром П.А.Вяземский указывал, что образ Простаковой «стоит на меже трагедии и комедии».Центральным персонажем комедии для современников и прежде всего для самого автора был Стародум. В ненапечатанном при жизни Фонвизина журнале его, называвшемся «Друг честных людей, или Стародум», обращаясь к этому герою своей пьесы, Фонвизин в конце 1787 г. писал: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я Вашей особе. Из разговоров Ваших с Милоном, Правдиным, Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удовольствием слушает». Герой недаром назван Стародумом: автор стремится показать его преемственную связь с Петровской эпохой и противопоставить современной, екатерининской: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому».
Заглавие пьесы для писателей XVIII в. имело большое значение: оно непосредственно направляло внимание зрителей и читателей на концепцию драматурга. Поэтому, как ни кажутся нам более важными персонажами Стародум или Простакова, для Фонвизина егокомедия — прежде всего пьеса о Митрофане.
18.Развитие русской журналистики XVIII века. Деятельность Н.И. Новикова.
19.Героико-патриотическая лирика Г.Р. Державина.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)
По происхождению Гавриил Романович Державин принадлежал к неродовитому бедному дворянству, рано осиротел, учился в провинциальной казанской гимназии, а в дальнейшем занимался исключительно самообразованием, долгие годы служил солдатом, а потом стал капралом Преображенского полка, и в ходе службы на своем личном опыте узнал горе и нужду. Впоследствии Державин — дважды губернатор (в Петрозаводске и Тамбове), сенатор, министр юстиции.
«На взятие Измаила»
Одной из важнейших победно-патриотических од Державина является «На взятие Измаила» (1790), где рельефно выступает героический образ русского народа — величественного Росса, взявшего неприступную турецкую твердыню. Необъятная сила русского воина-исполина уподобляется могучим и страшным проявлениям грозных сил природы, описанным в начале оды: извержению вулкана, землетрясению, сиянию молний и раскатам грома, бурному волнению морской стихии. Таким же устрашающе-могущественным предстает и ратный подвиг воинов; весь образно-тематический ряд призван подчеркнуть стихийную, природную мощь русского богатыря. Но эта сила воинов действует не сама по себе, а послушна царю и полководцам, освящена верой, вдохновляется чувством патриотизма. Таким образом, здесь сделана попытка нарисовать собирательный образ русского воина и через него определить национальный характер русского народа, сочетающий в себе «лед и пламень», стихийную мощь и величие души, способность совершать подвиги, превышающие силы обычных смертных.
Сравнивая образ народа-исполина у Державина и образ России в одах Ломоносова, исследователи отмечают, что у Ломоносова образ России — продолжение образа императрицы и связан с идеей безграничности монаршей власти, а у Державина он ассоциируется не с атрибутами царской власти, но скорее близок к образу сказочного или былинного богатыря, олицетворяющего удаль и невиданную мощь русского народа, которому «в величестве нет равных» и который выступает как действительный герой истории, влияя на судьбы всего мира.
Тема правильного воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Знаменитая пьеса Дениса Ивановича Фонвизина стала образцом общественной комедии, вершиной драматургии XVIII века. Поэтому не случайно комедия “Недоросль всегда включалась в школьную программу. Однако, если в старой программе по литературе творчеству Фонвизина отводились специальные часы, то сейчас в программе общеобразовательных школ Фонвизин представлен лишь в обзоре по русской литературе XVIII века. Учитель вправе выбрать того или иного автора для более детального рассмотрения. Разумеется, любой из художников XVIII века достоин отдельного разговора: будь то Ломоносов или Державин, Радищев или Карамзин. Тем не менее, Фонвизина выгодно отличают легкость и доступность жанра, яркий, индивидуализированный язык. Но, пожалуй, самое главное – безусловная современность звучания произведения, в котором одной из центральных становиться проблема воспитания (пьеса не исчерпывается только этой темой).
Для учеников 9 класса не представляет трудности анализ сцен, связанных с уроками и экзаменами Митрофана, одного из главных героев комедии. С самого начала он предстает как лентяй и неуч, как плод дурного, неправильного воспитания. Разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям “дитяти” не приводит многих на грань катастрофы? Об этом дети могут рассказать, приведя не один пример.
Здесь речь пойдет о теме правильного воспитания в пьесе.
Как же вызвать интерес учащихся к данной теме? Ведь слово “воспитание” в сознании ученика связывается с такими понятиями, как “нравоучение”, “морализование”. Поэтому слово “воспитание” пишется в середине и обводится кружочком. Деятельность учителя на данном этапе урока направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Ученик включается в режим поиска, делает предположения, систематизирует знания. В полях кластера появляются 3 (или 5, или 7) понятия, характеризующие слово.
На первую фазу урока должно быть отведено не более трех минут.
Следующий этап – это осмысление текста. Ученики с карандашами в руках читают II явление IV действия (сцену беседа Стародума с Софьей), подчеркивают ключевые слова с последующим их занесением на поля кластера. Появляются слова “почтение”, “добродетель”, “благонравие”, “честь”. Толкование новых слов на данном этапе урока не предусмотрено.
Третья фаза освоения темы – фаза размышления, рефлексии, пропуск информации через свое внутреннее “я”. Ученики делают записи в тетрадях в виде таблиц из трех колонок или тройного дневника. (См. ниже).
Ключевые слова | Цитаты из комедии | Мое толкование слова |
“совесть” | “…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает”. | Совесть – это частичка разума, сидящая в человеке. (Полтаева Оксана, 9В класс) |
“честность” | “…честный человек должен быть совершенно честный человек”. | Честность – это откровенность. (Галушко Костя, 9В класс) |
“помощь” | “Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуке, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного”. | Помощь – это труд в пользу других. (Полтаева Оксана,9В класс) |
“почтение” | “Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно”. | Почтение – уважение и хорошее
отношение к людям за какие-либо заслуги и
качества. Почтение – это уважение, относящееся к хорошим людям или к плохим, которых не следует уважать (почитать), а из-за чувства боязни вы это делаете. (Сергеева Ирина, 9Б класс) |
Составление синквэйна с ключевыми словами – заключительный этап изучения темы. Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строчек.
Первая строчка – основное слово, существительное; Вторая – это два определения к ключевому слову; Третья строчка – три глагола к нему; Четвертая строка – состоит из четырех слов, выражающих отношение к этому слову. Последняя строчка представляет собой метафору к основному слову, выражающую его суть. Обычно состоит из одного слова.
Вот примеры синквэйнов, составленные детьми:
Совесть.
Всемогущая, благоразумная.
Остерегает, наказывает, мучает.
Учит благонравию и доброте.
Честность.
Благоразумие.
Предусмотрительное, уверенное.
Сдерживает, предупреждает, советует.
Делает дела с умом.
Дальновидность.
Дружба.
Вечная, прочная.
Радует, воодушевляет, помогает.
Верность.
Богатство.
Душевное, безграничное, поддерживает.
Восстанавливает силы, продлевает жизнь.
Счастье.
Творческая работа по придумыванию синквэйнов – это часть домашнего задания.
Современному учителю трудно уследить за той струей впечатлений, какую вбирают в себя их ученики, читая эту пьесу. Могут ли они с доверчивостью дяди Стародума сказать детям, увидев в их руках “Недоросля”: “хорошо, читайте его, читайте; автор, который устами дяди Стародума высказывает такие прекрасные житейские правила, пером своим нравов развращать не может”. “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…” Эти сентенции повторяются более ста лет со времени первого представления “Недоросля” и хотя имеют вид нравоучений, заимствованных из детской прописи, однако до сих пор не наскучили, не стали приторными.
Вышеописанный урок, нетрадиционный по своей форме. Представляется нам одним из оптимальных вариантов изучения темы.
‘Я воздвиг себе памятник’: Памятники и культы писателей | Русская литература: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Kelly, Catriona,
«Я воздвиг себе памятник»: памятники и культы писателей» ,
2001;
Online Edn,
Oxford Academic
, 24 сентября 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/actrade/9780192801449.003.0002,
.0003
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская литература: очень краткое введениеОчень краткое введениеЛитературоведение (европейское)Литературоведение (художественная литература, романисты и прозаики)Теория литературы и культурологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
«Я воздвиг себе памятник»: мемориалы и культы писателей — анализ того, как российское государство увековечило память писателей и возвысило их в обществе и культуре. Пушкин рассматривается как романтик, как культовая фигура и как товарный «бренд». Оценивается реакция русских писателей на меркантильность, охватившую Пушкина. Каково влияние коммунизма на жизнь писателей и как коммунизм изображал писателей прошлого? Каковы были связи между письменностью и религией в Советской России? Почему так много россиян посещают музеи, посвященные писателям? Как сами русские писатели относятся к процессу мемориализации?
Ключевые слова: Элизабет Бишоп, художественная литература, Роберт Фрост, проза, романтизм, рассказ
Предмет
Теория литературы и культурология В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
10 фактов об Украине, ее истории и народе
1 Украина является родиной первой в современном мире конституции.
В 1710 году предводитель украинских казаков Пилип Орлик написал конституцию, устанавливающую три ветви власти, и юридически подчеркнул важность равенства и прав человека для граждан под властью казаков, включая гарантию свободных выборов. Правительство Орлика старше Конституции США на 77 лет.
2 Украина – самая большая страна в Европе.
При площади 233 013 квадратных миль Украина на 2 000 квадратных миль больше, чем материковая Франция, на 50 000 квадратных миль больше, чем Испания, и на 200 000 квадратных миль больше, чем Германия. Украина немного меньше американского штата Техас, а оккупированная сепаратистами территория меньше штата Нью-Джерси. Чтобы приблизить это немного к дому, весь штат Иллинойс может поместиться внутри территории Украины более чем в четыре раза.
3 Связи Украины с Западной Европой насчитывают более 1000 лет.
Дочь великого князя Ярослава, Анна, стала королевой-консортом Франции в 1051 году. Анна была высокообразованной и познакомила франков с восточной культурой, проложив путь для отношений между средневековой Украиной и Западной Европой на века.
4 Украинские цивилизации датируются 4800 г. до н.э.
На территории нынешней Украины процветали трипольская и скифская цивилизации. На пике своего развития, в 7 веке до нашей эры, скифы активно торговали с цивилизациями на таких далеких землях, как Китай, Персия, Египет и Греция.
5 Украинские лидеры защищали тысячи евреев во время Второй мировой войны.
Митрополит Андрей Шептицкий, глава Украинской греко-католической церкви на протяжении 45 лет, в 2013 году был награжден Антидиффамационной лигой за спасение тысяч евреев во время Второй мировой войны. Он и другие общественные и церковные лидеры прятали евреев в их домах и монастырях во время нацистского вторжения. Обычной критикой украинцев является антисемитизм, но такие деятели, как митрополит Шептицкий, опровергают такие обвинения.
6 Украинцы подверглись одному из самых страшных геноцидов в истории.
Десять миллионов украинцев были убиты, когда им отказывали в еде в период с 1932 по 1933 год. Акт, который многие считают геноцидом со стороны Советского Союза, известен как Голодомор. Целые села, где погибли украинцы, были заселены этническими русскими, чтобы создать этническую однородность в Советском Союзе.
7 Большинство украинцев хотят вступить в Европейский Союз.
Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному Deutsche Welle, 73% украинцев хотят вступить в Евросоюз, а Институт Горшенина показал, что 53% украинцев хотят вступить в НАТО.
8 Государственный язык Украины – украинский.
В большинстве стран официальным языком является язык преобладающей этнической группы, в честь которой названы многие страны. Хотя многие этнические украинцы говорят по-русски и ведут бизнес на русском языке, статья 10 Конституции Украины требует, чтобы вся официальная деятельность центрального правительства осуществлялась на украинском языке.