Не всегда русь была единым государством: Задание №6148. Прочитайте текст и выполните задание. Показать текст. ⇓ (1)Русь была единым государством не всегда. (2)Некоторое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые соперничали друг с другом, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3) шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Объединение русских земель произошло быстро. 2) После объединения отдельных княжеств, раньше соперничавших друг с другом, Русь стала могучим государством. 3) Могучим государством Русь стала лишь после объединения прежде разрозненных княжеств, которые соперничали друг с другом. 4) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой. 5) Русское государство возникло в результате длительных войн между князьями, каждый из которых защищал свои земли.

Тест егэ по русскому языку 11 класс «Трудный текст»

Вариант № 2  

Часть 1

 

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла

из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между

собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и

постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство

 1) Русское государство возникло в результате длительных войн князей, каждый

из которых защищал свои земли.

2) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.

3) После объединения отдельных княжеств, раньше враждовавших между

собой, Русь стала могучим государством.

4) Объединение русских земель произошло быстро.

5) Русь как государство возникла в результате объединения разрозненных

княжеств, долго враждовавших между собой.

 

 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

при этом/  /  хотя/  /  кроме того/  но/ поэтому

 

Ответ: ___________________________.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ, -и, жен.

1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.

2) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З.

Собственность на З.

3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.

4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.

5) Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

Песок с землёй. Комок З.

6) Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская

З. Чужие земли.

7) Устарелое название буквы «З

Ответ: ___________________________.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

со­здАв­ший

ка­та­лОг

начАв

тОрты

аэро­пор­тЫ

 

Ответ: ___________________________.

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 Его ПО­ПУ­ЛЯР­НЫЕ взгля­ды были хо­ро­шо из­вест­ны и не поль­зо­ва­лись под­держ­кой кол­лег.

ЗА­ПЛА­ТИТЬ за ле­че­ние не было воз­мож­но­сти.

Со мною в го­сти­ни­це жил ДИ­ПЛО­МАНТ кон­кур­са мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей.

ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ по­мощь была до­став­ле­на в рай­о­ны сти­хий­но­го бед­ствия.

Спе­ци­аль­ный фонд на­зва­ли имен­но БЛА­ГО­ТВО­РИ­ТЕЛЬ­НЫМ, и он оправ­ды­вал своё на­зва­ние.

 

Ответ: ___________________________.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 не­сколь­ко НОЖ­НИЦ

уме­лые ПО­ВА­РА

быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ

в ПО­ЛУ­ТО­РА часах

ПЯТЬ ба­ры­шень

 

Ответ: ___________________________.

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное употребление имени числительного

В)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)       Ор­га­низм че­ло­ве­ка, в ко­то­ром ра­бо­та­ют слож­ные био­хи­ми­че­ские ме­ха­низ­мы, тре­бу­ют еже­днев­но­го по­ступ­ле­ния не­об­хо­ди­мых пи­та­тель­ных ве­ществ.

2)       Я не за­ме­тил, был ли кто-ни­будь ещё так рас­стро­ен, как она.

3)       Со­глас­но плана опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

4)       Отец мальчика как-то сходил было на капустники, и он рассказывает сыну, что там много зайцев.

5)       Мы взяли с собой не­хит­рую еду: вы­мо­чен­ная на­ка­ну­не в мо­ло­ке про­со­лен­ная рыба, ва­ре­ная кар­тош­ка, ма­ри­но­ван­ные огур­цы

6)        Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Вол­кон­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

7)       Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

8)       По­ут­ру обои по­дру­ги от­пра­ви­лись в ин­сти­тут, чтобы пе­ре­сдать эк­за­мен.

9)       Древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Пла­тон узнал об Ат­лан­ти­де от сво­е­го деда Кри­тия, ко­то­рый, в свою оче­редь, про­слы­шал об этом от «муд­ре­ца муд­ре­цов» Со­ло­на.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

пот..плев­ший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..сле­вой

 

Ответ: ___________________________.

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 в..ющийся, об..ять

поз..бытый, от..гнать

и..толочь, во..двигнуть

пр..датель, пр..крикнуть

роз..ск, пред..стория

 

Ответ: ___________________________.

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.      

продл..вать

зате..ть

об­на­руж..вать

рас­пил..вать

за­думч..вый

 

Ответ: ___________________________.

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

про­из­нос. .шь

пре­об­ра­зу..мый

рас­пущ..нный

пе­ре­кин..шь

сломл..нный

 

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

 На­сту­пи­ла осень с (не)скон­ча­е­мы­ми до­ждя­ми, мок­ры­ми до­ро­га­ми, с тос­кой по ве­че­рам.

Дон в месте пе­ре­пра­вы да­ле­ко (не)ши­ро­кий, всего около со­ро­ка мет­ров.

Дождь про­дол­жал­ся, но (не) силь­ный, как утром, а сла­бый, мо­ро­ся­щий.

Так и (не) по­явив­ший­ся на сцене ре­ви­зор тре­во­жит всех обы­ва­те­лей.

Окно на кухне было (не) за­на­ве­ше­но.

 

Ответ: ___________________________.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Даже после смер­ти Баха в ТОМ(ЖЕ) ма­ги­стра­те его пе­да­го­ги­че­ская де­я­тель­ность, ТАК(ЖЕ), как и ком­по­зи­тор­ская, не по­лу­чи­ла долж­ной оцен­ки.

Мно­гие про­из­ве­де­ния Ле­ви­та­на про­ник­ну­ты гру­стью, может быть, (ПО)ТОМУ, что при­ро­да в изоб­ра­же­нии ху­дож­ни­ка КАК(БУДТО) на­хо­дит­ся в дис­гар­мо­нии с жиз­нью че­ло­ве­ка.

КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ жел­те­ет по­спе­ва­ю­щая рожь.

Они (КАК)БУДТО сго­во­ри­лись — при­бы­ли в одно и ТО(ЖЕ) время.

(ПО)ЧЕМУ, глядя на один порт­рет, мы (НА)ДОЛГО за­смат­ри­ва­ем­ся, лю­бу­ясь изоб­ра­же­ни­ем, и рав­но­душ­но сколь­зим быст­рым взгля­дом по дру­го­му?

 

Ответ: ___________________________.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 На хо­зя­и­не была тка(1)ая ру­ба­ха, под­по­я­са(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Ответ: ___________________________.

 

15. Расставьте знаки препинания.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто умо­лял меня о встре­че и тем самым скло­нил к пре­да­тель­ству ин­те­ре­сов фирмы?

2) Серд­це Ку­роч­ки­на ска­ти­лось под уклон «рус­ских горок» и бе­ше­но за­би­лось где-то в рай­о­не сол­неч­но­го спле­те­ния.

3) Маль­чиш­ки и дев­чон­ки на­ше­го клас­са а также их ро­ди­те­ли при­ня­ли уча­стие в школь­ном спек­так­ле.

4) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков или цве­тов.

5) В Рос­сии кон­ти­нен­таль­ный кли­мат и здесь осо­бен­но су­ро­вая зима.

 

 

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

  Про­брав­шись (1) через мок­рый па­по­рот­ник и какую-то (2) сте­лю­щу­ю­ся рас­ти­тель­ность (3) вы­би­ра­ем­ся на едва при­мет­ную тро­пин­ку.

 

Ответ: ___________________________.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Когда (1) на­ко­нец (2) яви­лось солн­це и разо­гре­ло землю, то де­ре­вья и травы об­да­лись такой силь­ной росой, та­ки­ми све­тя­щи­ми­ся узо­ра­ми гля­ну­ли из тем­но­го леса ветки елей, что (3) ка­за­лось (4) на эту от­дел­ку не хва­ти­ло бы ал­ма­зов всей нашей земли.

 

Ответ: ___________________________.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Му­же­ство (1) по­хо­же на доб­ро­де­тель (2) по­ви­ну­ясь (3) ко­то­рой люди (4) со­вер­ша­ют пре­крас­ные дела.

 

Ответ: ___________________________.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

 Утвер­жда­ют (1) что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют (2) и (3) когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту ( 4) то сами убе­ди­лись (5) на­сколь­ко правы были оче­вид­цы.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

 СКАЗКА

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают…

(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк… (11)И ещё раз… (12)И ещё…

–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.

–(15)Вот опять… (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек…

–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.

–(20)Страшно ночью в лесу…

–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка…

(23)Но дитя вдруг подымает голову.

–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»

(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:

–(27)Спа-си-те!

–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?. . (30)Может быть…

–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

–(34)Спасите!

–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы…

–(37)Лежи, дурак… (38)Не наше дело…

(39)В темноте шлёпают туфли… (40)Старческий кашель… (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:

–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(50)Это голос чёрствого благоразумия.

(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…

–(56)Спа-си-те!

(57)Молчание…

                                                                                                                        (А.И. Куприн)

 

 

 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)       В доме, кроме детей, никто не спит.

2)       Сказка, рассказанная матерью ребёнку, не несёт в себе добра.

3)       Герои  рассказанной Куприным истории, добрые и отзывчивые люди.

4)       Из всех персонажей сказки только дитя способно быть неравнодушным.

5)       В словах дедушки, самого старого человека в семье, звучат слова сочувствия тому, кто может быть в беде.

Начало формы

 

Ответ: ___________________________.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-5 включают описание.
2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.

3) В предложениях 39-42 представлено повествование. 
4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.

5) В предложениях 45-47 представлено рассуждение. 

Ответ: ___________________________.

 

22.  Из предложений 49-51 выпишите синонимы.

 

Ответ: ___________________________.

 

23. Среди предложений 39-42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

24. «В «Сказке» А.И. Куприна простым доступным языком затронута глубокая философская мысль. Достигается это с помощью использования ______ (например,«жалко», «дурак», «шлёпают») и тропов: _____ («длинный жалобный крик» » в предложении 9,  «чёрствого благоразумия» в предложении 50, ), _____ («ветер… воет, …сотрясает, …ломится» в предложении 2). Какую-то надежду автор оставляет читателю, используя в последнем предложении приём _____, встречавшийся и в предложениях 37-40, но с иной целью.»

Список терминов:

1) анафора

2) олицетворение

3) гипербола

4) просторечие

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) умолчание

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

Часть 2

 

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

 

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 2

 

1

35

2

но

3

2

4

аэропорты

5

популистские

6

выздоровеет

7

38415

8

лиловый

9

розыскпредыстория

10

продлевать

11

произносишь

12

нескончаемыми

13

почемунадолго

14

13

15

35

16

3

17

34

18

2

19

1245

20

24

21

135

22

дитяребёнка

23

42

24

4827

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)

Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

Проблема эгоизма, «чёрствого благоразумия». (Почему некоторые люди предпочитают не замечать чужой беды, заботятся только о своём спокойствии?)

Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие, забывая о высоких нравственных принципах.

Проблема взаимоотношений между людьми. (Как должны люди относиться друг к другу в беде и несчастье?)

Взаимоотношения между людьми должны строиться на основе взаимопомощи, неравнодушного отношения друг к другу.

Проблема нравственного выбора человека. (Какие нравственные ценности определили в ситуации нравственного выбора поведение семьи, описанной в тексте?)

Выбор человека обусловлен нравственными ценностями. Семья, описанная в тексте, превыше всего ставит собственное спокойствие и благополучие, поэтому отказывается помочь человеку, попавшему в беду.

Проблема семейного воспитания. (Влияют ли поступки старших в семье на формирование жизненной позиции ребёнка?)

Отстранённость старших в семье от чужой беды может сформировать чёрствого, бездушного ребёнка. Равнодушие взрослых воспитывает в ребёнке себялюбие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К аргументации:

 

1.        М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», Максим Максимыч и Печорин. Печорин и Бэла.

2.       А. П. Чехов. «Тоска»  Главный герой рассказа Иона Потапов — старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

3.       Роберт Рождественский. Случай

Убили парня

          за здорово живешь.

За просто так.

Спокойно.

Как в  игре…

И было это

          не за тыщу

                   верст

от города.

А рядом.

Во дворе.

Еще пылали окна…

Между  тем

он так кричал,

            прижав ладонь к груди,

как будто накричаться

захотел

за долгое молчанье

                 впереди…

Крик жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался,

обрушивался с крыш.

Растерзанный,

           отчаянный,

                    больной.

нечеловечески огромный

крик!

Он тек по трубам,

                полз по этажам,

подвалы заполнял

              и чердаки,

Он ошалело

 

 

 

тыкался

в звонки!

Ломился в двери

              и в замках

                       визжал!..

Он умолял!

Он клянчил: «Защити!..»

Навстречу ослабевшему,

                      ему,

плыл шепоток:

«Не надо…»,

«Не  ходи…»,

«Простудишься.,,»,

«Не надо…»,

«Ни к чему…»

 

Да, случай.

          Как-то.

              В городе  одном.

Но  помните,

         другие  города!

 

…«Вот если бы не вечером,

а днем…»,

«Вот если бы на фронте,—

                      я б тогда…»

И все.

И только молний пересверк.

И все

И не остановился

              век…

Какое

          это

                чудо —

Человек!

Какая это мерзость —

человек!

 

Становление и история Великого княжество Московского на Руси

Великое княжество Московское – одно из множества самостоятельных княжеств на Руси в период её политической раздробленности, которое в последствии займёт центральную роль в процессе объединении всех княжеств в единое государство под своей властью.

Сегодня, Россия — это самая большая страна в мире, центром жизни которой является её столица, Москва. Но этот город не всегда был прогрессивным мегаполисом, который управлял бы единым и сильным государством. Когда-то давно, Москва была ещё маленькой деревней, которая по воле истории, начала своё активное развитие и возвышение среди других разобщённых и более сильных городов древней Руси.

Содержание

  • 1 Раздробленная Русь
  • 2 Юрий Долгорукий
  • 3 Экономическое и политическое развитие
  • 4 Становление Москвы, как единого княжества
  • 5 Объединение русских земель под Московским началом
  • 6 Заключение

Раздробленная Русь

На страницах истории, Москва появляется[1] незадолго после начала политической раздробленности России в средние века[2]. Начало этого времени характеризовалось падением Киева, как сильнейшего и важнейшего города и укреплением самостоятельности других городов, вокруг которых складывались их отдельные княжества.

Отныне князья больше не стремились заполучить власть в Киеве, а старались укрепиться в своём собственном городе, развивать и наращивать его влияние. Это стремление привело к тому, что отдельные города начинали военные походы друг на друга и даже полноценные войны.

Между этим хаосом, на границах между несколькими княжествами (Смоленским, Рязанским, Владимиро-Суздальским, Черниговским), на выгодном пересечении нескольких торговых путей, расположилась Москва.

Юрий Долгорукий

Первым, кто разглядел потенциал Москвы был Юрий Долгорукий. Сейчас Долгорукий считается основателем города, но данное предположение является ошибочным. Князь не имел никакого отношения к основанию города и на момент 1147 года, когда Юрий впервые появляется в Москве, она уже существовала определённое время. Москва уже находилась во владении боярина Степана Кучки. Но понравилась Москва Долгорукому, как своя дача, поэтому старый владелец был казнён.

Для Москвы же Долгорукий не сделал ничего полезного. К тому же, будучи человеком старой закалки, он отказывался признавать тот факт, что Киев теряет свою значимость на политической арене и посвятил свою жизнь достижению титула киевского князя, который с каждым годом всё больше падал в авторитете.

Экономическое и политическое развитие

Как уже упоминалось ранее, Москва имела выгодное, центральное расположение между несколькими княжествами, что способствовала в первую очередь её экономическому центру, превращая небольшое поселение, в популярный торговый пункт. Данный факт содействовал тому, что вокруг города начали появляться другие поселения. Всё больше развивалась инфраструктура. Интересный факт, что впервые Москва горела в 1177 году, после нашествия Рязанского войска.

На протяжении последующих ста лет, Москва всё больше отстраивалась, расширялась и укреплялась. Её постоянно захватывали и отвоёвывали разные княжества. Примерно к 1272 году, Москва наконец-то заявила о своей независимости, отделившись от Великого Владимирского княжества (приставка «Великое», придавала княжеству особый статус, как самого значимого и высшего среди прочих).

Полноценное, восхождение Москвы приходится на момент подчинения русских земель «Золотой Ордой». Раздробленность земель к этому времени никуда не делась. Наоборот, ордынские ханы только подогревали вражду между князьями, выдавая им ярлыки на княжение в разных городах, тем самым стимулируя борьбу. Ярлык, как документ, давал князю право княжить в том городе, на который этот ярлык и выдавался. К тому же, хан всегда поддерживал более слабые города. Таким образом сильные слабели, а слабые становились сильнее.

Становление Москвы, как единого княжества

Поворотный в истории вклад в развитие Москвы внёс Александр Невский. Конечно сам он напрямую никак к Москве за свою жизнь не относился, но будучи в хороших отношениях с тогдашним ханом «Золотой Орды», он без труда смог отдать город своему младшему сыну Даниилу Александровичу. Именно он по сути, является первым правителем Москвы. Первоначально владения Москвы были немногочисленны. Но Даниил вёл активную военную деятельность, всё больше расширяя свои границы и укрепляя влияние среди соседей.

Но Даниил не владел ярлыком. Это очень сильно било по его княжескому статусу и политическому влиянию. Зато его получил уже его сын, Иван Калита. Хитрый по своей натуре, он был на короткой ноге с ордынцами. В отличии от своего отца, новые земли он не отбирал силой, а выкупал за деньги. Такой подход позволял не терять князю своих людей во время войны, и оставлять новые земли нетронутыми и не уничтоженными. Дружба с ордой, позволяла князю иметь хоть и неофициальное, но всё же смягчительное отношение к своей персоне и своим делам.

Подружился Калита и с Владимирским митрополитом (главой всей русской церкви), убедив того, перенести свою церковную резиденцию в Москву. Данный ход позволял Москве, склонять всех православных верующих вокруг себя.

Стоит отменить, что вполне возможно, сложись обстоятельства иначе, то сегодня столицей России вполне могла быть Тверь. Во времена возвышения Москвы и монгольского контроля, между Москвой и Тверью была напряжённая и долгая борьба за главный среди прочих ярлык. Тогда оба города были равны по силе и влиянию.

Монгольского хана данное противостояние крайне занимало. Грызня и взаимная клевета перед ханом между тверскими и московскими князьями, а также даже военные столкновения в этом противостоянии были естественным делом. В конечном же итоге, Москва одержит победу, что навсегда возвысит её над другими городами и их княжествами.

Так Москва становится крупный торговым городом, где располагается центр христианской веры всей русской земли, при этом имея снисходительное отношение от ордынского хана. На протяжении последующих десятков лет, княжество Московское продолжит своё развитие и расширение. Отныне она уже стоит наравне с другими крупными княжествами, никак не уступая им по силе.

Объединение русских земель под Московским началом

В 1263 году звание Великого Княжества от Владимирского, перешло к Московскому, и Москва уже постепенно становилась центром большинства политических событий.

К 1380 году, Золотая Орда поэтапно начала рассыпаться, а её могущество и власть над русскими князьями уходили сквозь пальцы.

В 1380 году, именно московский князь Дмитрий Иванович (Донской) был главнокомандующим русский войск против монголо-татар в Куликовской битве. Собственно, именно он стал инициатором отречения от Монгольского ига, после чего к нему примкнули и другие князья. После победы в этом сражении, Донской заполучил всеобщее уважение и почёт среди простого люда из всех княжеств и их князей. Некогда Великое Владимирское княжество, после Куликовской битвы, слилось с ныне Великим Московским, тем самым организовав небывалый по силе ранее союз.

В 1480 году, вовремя стояния на Угре и полного освобождения от монголо-татарского подчинения, Москва также принимала центральное участие в этих событиях.

На самом деле, поэтапное объединение русских земель вокруг Москвы, началось ещё до событий 1480 года. К этому году Орда была уже почти полностью разобщена, а её власть по сути давно не имела никакого значения. За сто лет после Куликовского сражения, Москва разрасталась с невероятной скоростью, поглощая малые княжества. Они как правило, входили в состав Москвы добровольно. К остальным вольным городам и княжествам, применялись более принудительные меры. Московский князь Иван III, властитель уже сильнейшего на тот момент княжества, а также его потомки:

  • В 1478 году присоединяют к Москве Великий Новгород;
  • В 1485 году к Москве присоединяется Тверь;
  • В 1510 году к Москве присоединяется Псков;
  • В 1514 году к Москве присоединяется Рязань.

При Василии III все исконно русские земли были присоединены к Московскому княжеству, а сама Москва, закрепилась в нём как столица русского государства. По факту, Русь была полностью объединена, но требовались и формальные меры. Так в 1547 году, князь Иван IV в последующие окрещённый «Грозным», решил венчаться на царство. Став царём, московское государство из княжества перерастало в царство, имеющие более высокий и значимый статус на политической арене.

Заключение

За свою средневековую историю Москва прошла долгий путь от небольшого и незначительного поселения, до одного из сильнейших и влиятельнейших городов, чьё княжество на Руси, сыграло ключевую роль, в объединении всех отечественных, разрозненных земель под своим знаменем.

Великое княжество Московское приняло важнейшую роль в победе над «Золотой Ордой» и объединении Православной веры. В сущности, Великое княжество Московское, является дальним, но оттого не менее важным предком всей современной России и её территорий.


Список использованной литературы

  1. Учебник Русской Истории: Сергей Платонов – 2016.
  2. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/В.Н. Амбаров, П. Андреев, С.Г. Антоненко и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 816с.
  3. Впервые в летописях, Москва упоминается, как небольшое поселение в 1147г.
  4. Условной датой начала раздробленности Руси считается 1132г.

Мнение | Извините, г-н Путин.

Украина и Россия не одно и то же.

Как оказалось, президент Украины Владимир Зеленский тоже имеет некоторое отношение к написанию истории. Популярный комик, он снялся в ситкоме об обычном учителе истории, который случайно становится президентом и пытается исправить коррумпированную политическую систему. Он был правдоподобен в этой роли и, что невероятно, без какого-либо предыдущего политического опыта, в итоге был избран настоящим президентом Украины в возрасте 41 года9.0003

Телевизионная роль Зеленского изображала его героя, рассказывающего детям о темных страницах истории Украины, когда она была частью Российской и Советской империй, но продюсеры не останавливались на этом. Они хотели привлечь более широкую аудиторию, включая тех украинцев, которые говорили дома по-русски и ностальгировали по советским временам, а также тех, кого не волновала история или идентичность. И они преуспели в ошеломляющей победе Зеленского во втором туре в 2019 году, когда он набрал 73 процента голосов над действующим Петром Порошенко.

Зеленский пришел к власти как противоположность украинскому националисту — он еврей-русскоязычный, которому трудно говорить по-украински, и многолетний оптимист, утверждающий, что можно найти простые, основанные на здравом смысле решения основных проблем. Но даже он не смог угодить России. После непродолжительного периода неопределенности российские государственные СМИ начали осуждать его как покорного слугу Запада. Совсем недавно его изображали западным лакеем, готовым в любой момент напасть на Россию от имени Запада.

Зеленскому такое, конечно, не пришло бы в голову даже в самом страшном сне. Но с тех пор, как он вступил в должность, его риторика действительно заметно изменилась. Теперь он звучит более патриотично, и да, он часто говорит об истории, особенно о том, как трудно Украине прощаться со своим бывшим имперским хозяином, с которым она до сих пор имеет общую границу. В трансформации Зеленского российское руководство должно винить только себя.


Сегодня многие россияне разделяют заблуждение Путина о том, что Украина всегда была частью России. Правда гораздо сложнее.

В середине 9 века, когда группа викингов, называвших себя «русами» (произносится как «роос»), установила контроль над славянами, проживающими на территории современной центральной Украины и северо-западной России, они сделали Киев своей столицей. Москве не предстояло еще два столетия, а когда и была, то это было маленькое поселение в глубине лесов на далеком рубеже средневековой Руси. Местные славяне, которые со временем стали идентифицировать себя как народ русской земли, называли себя русинами — название, которое в некоторых частях юго-западной Украины сохранилось до 20 века. Сегодня три восточнославянских народа Украины, Беларуси и России заявляют, что Киевская Русь является их наследием, хотя центр древней Руси и ее столица Киев входят в состав современной Украины.

Для такой бывшей империи, как Россия, тревожно осознавать, что то, что она считает своей средневековой столицей и резиденцией своей первой династии, теперь находится «за границей». В Киеве похоронен величайший легендарный витязь русского эпоса Илья Муромец, и именно здесь великий князь Владимир Святой крестил русинов в православных водах великого Днепра. Ленин и Путин, известные по-русски как Владимир, обязаны ему своими именами.

Но поскольку средневековые франки времен Карла Великого не были ни французами, ни немцами, было бы ошибкой пытаться присвоить русинам какое-либо современное этническое обозначение. Они говорили на многих восточнославянских диалектах, из которых столетия спустя развились современные украинский, белорусский и русский языки. Язык церкви и государства, старославянский, был заимствован у балканских славян и мало кто на Руси его хорошо знал. То, что Русь приняла восточное (или православное) христианство из Византийской империи, позже обозначит ее отличие от католиков и протестантов в Европе, но этот раскол оставался неразвитым в киевские времена.

Только после монгольского завоевания в середине 13 века выкристаллизовались культурные различия между княжествами, ранее принадлежавшими киевским великим князьям. Эти разногласия вскоре стали политическими, особенно после того, как западнорусские княжества оказались под властью Литвы и Польши. Тем временем среди восточных княжеств князья Московии росли у власти как вассалы монголов, прежде чем в конечном итоге отвергли власть своих хозяев.

Когда два мира с центром в Киеве и Москве снова встретились в 1654 году, они не могли понять друг друга — не из-за языка, а из-за совершенно разных политических моделей. Из восточнославянского населения, свободно жившего в южных степях Речи Посполитой, возникла новая социальная группа — запорожские казаки, первоначально терпимые польскими воеводами как военный бастион против османских нашествий и татарских набегов, направленных на обеспечение пленными рабами. рынки в Крыму или Стамбуле. Украинские казаки также стали считать себя защитниками православного народа Руси от католиков-польских помещиков. После многих казачьих восстаний против Польши одно из них под предводительством гетмана (казачьего генерала) Богдана Хмельницкого в 1648 году превратилось в массовую крестьянскую и религиозную войну, в результате которой польский король предоставил действительную независимость казачьему региону на территории нынешней центральной Украины. Когда война быстро возобновилась, Хмельницкий попросил «покровительства» у православного московского царя. По прибытии московских послов в 1654 г. казачьи старшины ожидали от обеих сторон присяги: они — признания царской власти, а послы — обещания от имени царя уважать казачьи права и свободы. Однако москвичи сопротивлялись, настаивая на том, что их царь — самодержец, неподотчетный своим подданным. В конце концов казаки принесли присягу, но историки до сих пор спорят о том, что они имели в виду, принимая «защиту» Москвы.

Несомненно, что имели в виду цари. Вскоре они установили русские гарнизоны в крупных украинских городах и начали ограничивать автономию казацкой администрации, особенно после отчаянной попытки в 1709 году искать у Швеции защиты от русских. Стремясь упорядочить российское имперское управление, Екатерина II сосредоточилась на поглощении Украины, которую она хотела ассимилировать с Россией. В 1764 году Екатерина II заставила последнего гетмана уйти в отставку, а затем стерла с лица земли последние остатки казачьей автономии. Во время разделов Польши она также приобрела украинские земли, которые Польша сохранила после войн с Хмельницким. К 1793, по случаю собирания под свой скипетр большей части бывших русских земель, Екатерина приказала отчеканить медаль со словами: «Что отторгнуто, то я восстановила».

Но вот настал век современного национализма.

Люди с украинскими флагами маршируют в честь первой годовщины революции на Майдане, свергнувшей президента Украины Виктора Януковича. | Шон Гэллап / Getty Images


Американская и Французская революции , а также идеи немецких философов-романтиков поощряли 19Украинские интеллектуалы 19-го века считали, что суверенитет принадлежит народу и народу, представленному крестьянами. Вместо того, чтобы добиваться возвращения казачьей автономии, они разработали новое представление об Украине как территории, в которой языковые и этнические критерии идентифицировали большинство населения как украинцев.

Затем последовали публикации на современном украинском языке, в первую очередь поэзия национального барда Тараса Шевченко (1814–1861). Российская империя не особенно хорошо ответила на вызов современной государственности; он больше сосредоточился на воспитании лояльности к династии и православной религии. Однако на украинских землях российские власти определили саму современную украинскую культуру как вызов русско-православному ядру имперской власти. В 1876 году Александр II полностью запретил издание книг на украинском языке. Почти одновременно местные русины (или «русины» в австрийской терминологии) в империи Габсбургов сделали свои первые шаги к участию в политической жизни и начали мобилизацию крестьян на национальное дело. В 189Украинские активисты в обеих империях перешли на использование этнического обозначения «украинцы» вместо имен, производных от «рус», что могло привести к тому, что их могли принять за русских. Название Украина, что означает пограничье, применялось к территории, которая сейчас является центральной Украиной, по крайней мере, с 16 века.

Одной из главных целей России в Первой мировой войне был захват габсбургских украинских территорий, сокрушение тем самым украинского национализма и завершение собирания древних русских земель. Вместо этого война привела к краху империи и созданию двух украинских республик — по одной по обе стороны от бывшей российско-австрийской границы. Эти республики объединились в 1919 в недолговечной Украинской Народной Республике. Каким бы кратким оно ни было, это воссоединение показало, что всякое «собирание» русских земель теперь могло происходить только с позиции признания существования современной украинской нации. Действительно, большевики, которым вскоре удалось отвоевать большую часть украинских территорий бывшей Российской империи, почувствовали себя обязанными создать марионеточную Украинскую советскую республику, которая была одним из основателей Советского Союза в 1922 году.

Советский диктатор Иосиф Сталин, который участвовал в усилиях большевиков по восстановлению Украины, никогда не забывал об угрозе, которую идея независимой Украины представляла для большевистского проекта. Он также интерпретировал украинскую проблему как прежде всего крестьянскую проблему. Заключительные бои 1917-я революция в Российской империи разыгралась на Украине еще в начале 1930-х годов. Сталин сначала навязал украинскому крестьянству коллективное хозяйство, а затем подавил украинское сопротивление двойным ударом организованного государством голода 1932–1933 годов, унесшего жизни около четырех миллионов человек, и одновременных массовых репрессий против украинской интеллигенции. В совокупности эти события известны в Украине как Голодомор («убийство голодом») — геноцид современной украинской нации, достигшей совершеннолетия во время революции. Что характерно, Россия как правопреемница СССР отказывается признавать Голодомор.

Когда Сталин в 1939 году заключал пакт с Гитлером о разделе Польши, он руководствовался той же великодержавной логикой, что и Екатерина II, но претендовал на новые территории не во имя древней Руси, а во имя современной Украины . Именно УССР должна была получить от Польши украинские территории — часть из них досталась в наследство от бывшей империи Габсбургов, а часть отвоевана у большевиков во время революции. В период с 1939 по 1945 год Сталину удалось объединить в Украинскую Советскую Социалистическую Республику практически все этнографические украинские земли и приступить к их ассимиляции русской культурой.

Его преемник Никита Хрущев с энтузиазмом продолжил это дело. Тем не менее, каждому советскому лидеру приходилось бороться с силой украинской идентичности в самых западных регионах, которые никогда не входили в состав Российской империи и имели лишь краткий опыт советского коммунизма. К началу 1950-х годов Кремлю удалось с большим трудом подавить там националистическое восстание.

С точки зрения русского национализма передача Хрущевым в 1954 году Крымского полуострова из Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Украинскую Советскую Социалистическую Республику кажется серьезным оскорблением национальной гордости России. Однако советские лидеры свободно изменяли границы между республиками, когда того требовала экономическая и политическая рациональность. В 1924, например, они перенесли Таганрогский район (родина драматурга Антона Чехова) из Украины в Россию, несмотря на украинское большинство там, а в 1940 году из автономной молдавской территории на Украине создали новую Молдавскую республику. Однако в случае с Крымом у Хрущева был скрытый политический мотив — сделать Украину более «русской», поскольку этнические русские недавно стали большинством на полуострове в результате сталинской геноцидной депортации крымских татар в 1919 г.44.

Неспособность Советов погасить украинскую национальную идентичность стала очевидной во время реформ Михаила Горбачева в конце 1980-х годов, когда Украина последовала примеру прибалтийских республик в их решительном отказе от Советского Союза, формально распавшегося в конце 1991 года. Западные комментаторы в то время ожидали войны между Россией и Украиной, перспектива усугублялась наличием на украинской территории третьего по величине в мире ядерного арсенала — распадающегося советского, над которым Украина никогда не имела оперативного контроля.

Тем не менее, после распада Советского Союза не произошло краха в югославском стиле, отчасти потому, что президент Борис Ельцин изначально позиционировал свою новую независимую Россию как противоположность деспотической советской империи. Он тоже в конце концов проникся имперской ностальгией, но не раньше, чем Украина отказалась от своего ядерного оружия в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года, согласно которому три ядерные державы — Россия, США и Великобритания — также гарантировали суверенитет и целостность Украины. его границ. Тогда русские и украинцы еще могли вместе мечтать о демократическом и благополучном будущем как соседи.

Антиправительственные протестующие охраняют периметр площади Независимости в Киеве во время протестов на Майдане в 2014 году с целью свержения президента Украины Януковича. | Брендан Хоффман / Getty Images


Что вы можете сделать , когда ваш бывший имперский хозяин заявляет, что не может жить без вас? Историческая статья Путина, опубликованная прошлым летом, по сути является заявлением о безответной любви и иллюстрирует основную проблему России по отношению к Украине: Россия считает себя не нацией, а империей.

После трех десятилетий независимости все меньше украинцев могут представить себя живущими в одном политическом пространстве с авторитарной Россией. Две народные революции на Украине — Оранжевая революция (2004–2005 годы) и Революция Достоинства (2013–2014 годы) — были направлены не просто против пророссийских политиков, а против политической модели, которую лучше всего представляет путинская Россия. Теперь, когда Россия аннексировала Крым и де-факто контролирует часть промышленного региона Донбасс, доля сторонников Путина в Украине резко сократилась, отчасти потому, что эти регионы были наиболее пророссийскими в Украине, а также потому, что российская военная оккупация привела к длительной, затяжной войне и массовому перемещению населения.

Другими словами, в результате действий Путина на Украине страна стала еще более антироссийской.

Отдельная этническая идентичность Украины бросает вызов самому видению Россией себя как империи, а политическая идентичность Украины бросает вызов путинской авторитарной политической модели. Успешная Украина по соседству может служить примером для россиян, которые сейчас лишены всех политических свобод отчасти потому, что две недавние украинские революции так сильно напугали Путина. Если Запад поможет построить демократическую и процветающую Украину, само его существование может однажды привести к демократической России.

Вот чего действительно боится Путин. И именно поэтому у Зеленского нет другого выбора, кроме как стряхнуть пыль со своих учебников истории.

Почему Украина не прошла путинский тест на национальность (и почему он не прав)

Угроза российского президента меньшему соседу проистекает из искаженного исторического понимания того, что Украина не является реальной страной.

В глазах историка-любителя Владимира Путина Украина не является полностью суверенным и самостоятельным национальным образованием. Этот «мошеннический суверенитет» означает, что страна — вторая по величине в Европе с площадью более 600 000 квадратных километров — не имеет права управлять своими внутренними делами или свободно преследовать внешнеполитические цели.

Откуда мы знаем? Путин изложил свое понимание восточноевропейской истории и свои будущие идеи в своей июльской статье Об историческом единстве русских и украинцев . В нем Путин утверждал, что «настоящий суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией» из-за связей, сложившихся во время их общей истории. Следовательно, они являются «одним народом».

Украинские историки отвечают, что Президент России неправильно понимает исторические процессы и неверно трактует исторические события.

Как и многие до него, Путин верит в общее происхождение русского, украинского и белорусского народов.

Путин пишет, что «русские, украинцы и белорусы — все потомки Древней Руси», населенные славянскими и другими племенами, которые «были связаны между собой одним языком (который мы теперь называем древнерусским), хозяйственными связями, правление князей династии Рюриковичей, а – после крещения Руси – православной веры». Он считает, что: «И дворянство, и простолюдины воспринимали Русь как общую территорию, как свою родину».

Украинские историки утверждают, что хотя части современной Украины и современной России были связаны династическими связями в раннем средневековье, может быть недостаточно говорить об этническом, культурном и языковом единстве населяющих их народов.

Киев, или просто Русь, возникла из поселения викингов в лесистых землях Киева и вокруг него в восьмом веке. Один из родов викингов, Рюрики, победил своих конкурентов, установил контроль над речными торговыми путями и установил политическое единство.

«Большинство ученых считают, что слово «Русь» имеет скандинавское происхождение. Вероятно, оно происходит от финского термина Ruotis для обозначения шведов — по-шведски это означает «люди, которые гребут», — говорит историк Гарвардского университета Сергей Плохий.

Из Киева, который в XI веке был одним из крупнейших городов Европы, династия Рюриковичей распространилась на запад и восток, достигнув современных белорусских и российских территорий. Не удовлетворившись перспективами дома, ее князья установили контроль над новыми территориями, и таким образом в начале XII в. была основана Москва.

Украинские историки считают, что это расширенное княжество не имело общего языка. Русь импортировала из Болгарии религиозные тексты, переведенные с греческого на славяно-болгарский язык, позже получивший название «церковнославянский». Но на этом языке русское население не говорило и использовалось только в «церковных делах, государственных, судебных процессах, ведении исторических записей», — говорит Иван Патрыляк, декан исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Не было и чувства единства у разных народов Руси. Плохий говорит, что распространение славянской идентичности было тесно связано с принятием христианства из Византии. «Чем больше Русь становилась христианской, тем больше она становилась славянской, рассматриваемой в контексте балканских славян, более широкой истории Византии и мира христианского мира», — говорит он. По словам историка, около трети племен не были славянами, и по мере того, как земля Руси начала дробиться, политическая лояльность перешла к местным княжествам.

Династическая связь не имеет большого значения — правящая династия была норвежской и имела отношение к большей части Европы. Один из ее князей, Ярослав Мудрый, женился на дочери шведского короля. Он также женил своих детей на близких родственниках или правителях Византийской империи, Норвегии, Польши, Венгрии и Франции.

Невероятно, но мы знаем точный день гибели Киевской Руси — 7 декабря 1240 года, когда Киев завоевали монгольские захватчики из евразийских степей. Они разделили земли, которыми управляла династия Рюриковичей, на две части — одна была ядром будущей России, а другая со временем стала Украиной.

Опыт монгольского владычества был совсем другим, — говорит Плохий. «В его восточной части монгольское присутствие продолжалось до конца XV ​​века и было гораздо жестче, отчасти потому, что оно было ближе к их политическому центру. В Украине монголы были менее навязчивы и деспотичны; их правление фактически закончилось к середине 14 века».

Со временем западная часть была включена в состав Королевства Польского, Великого княжества Литовского и, в конечном итоге, в Речь Посполитую с разной степенью автономии.

В 15 веке в степях к югу от Киева появилось новое войско — казаки. Эти земли, свободно управляемые полуавтономными правителями, кишели поселенцами. Многие приехали, спасаясь от крепостного права, налогов или долгов. Местные правители поощряли поселения служить буфером от Крымского ханства, вассального государства Османской империи, которое занималось как торговлей, так и набегами рабов. Начав с небольших групп, казаки стали известны как освободители рабов, как воины и, в конечном итоге, как политическая и военная сила, участвующая в длительном конфликте с польскими правителями.

8 января 1654 года в городе Переяславе предводитель казаков Богдан Хмельницкий собрал группу своих офицеров для присяги на верность царю Московскому Алексею Романову.

Как и советские историки, Путин называет этот договор и последующие события, завершившиеся Андрусовским перемирием 1667 года и Договором о вечном мире 1686 года, воссоединением разделенного народа. «Их жители воссоединились с основной частью русского православного народа. Эти территории именовались «Малороссией» (Малороссией)».

Это не принимается большинством украинских историков. «То, что произошло в Переяславе в 1654 году, — говорит Плохий, — не было ни воссоединением Украины с Московией [официальное название того времени], ни воссоединением двух братских народов. Тогда никто не думал этническими категориями. Речь Хмельницкого, зафиксированная в материалах московского посольства, объясняет его мышление. Он наметил четыре варианта государя Казацкой Гетманщины: турецкий султан, крымский хан, польский король и царь».

Патрыляк отмечает, что: «Богдан Хмельницкий искал военной поддержки и династической легитимности. Ему показалось, что условия, предложенные царем и его послами, были самыми выгодными».

Екельчик, профессор истории Университета Виктории, Канада, говорит, что представление о воссоединении народа Руси под скипетром царей, происходящих от правителей древней Руси, было более поздним изобретением. «Вначале он был разработан киевскими священнослужителями, пытающимися закрепить свою роль при царях, а затем закреплен в российской и советской имперской идеологии».

Стороны нуждались в переводчиках, чтобы понимать друг друга, говорит Плохий, и рассматривали соглашение по-разному. В то время как казаки видели в нем «договор с обязательными обязательствами для обеих сторон, царь воспринимал казаков как своих новых подданных, а их земли — как свое новое царство».

Казакам не потребовалось много времени, чтобы осознать разницу. Следующий период известен украинским историкам как «Руина» и был отмечен несколькими союзами, заключенными или заключенными украинскими военачальниками — с Польшей, османами и шведами. Несмотря на их усилия, Андрусовское перемирие (1667 г.) разделило казацкую Украину по Днепру, между Московией и Польшей. Эта разделительная линия осталась на века.

Один из самых ярких пассажей путинского трактата указывает на то, что он рассматривает украинскую государственность как создание конца 19 века и критически как результат иностранного влияния.

«В то же время среди польской элиты и части малороссийской интеллигенции начало формироваться и укрепляться представление об украинском народе как о нации, отдельной от русских», — сказал он. «Не было никакой исторической основы [для этой идеи]».

Затем Путин обращает свой гнев на большевиков за их 1922 решение о создании Украинской Советской Социалистической Республики, которая имела хотя бы номинальное право на отделение, которое президент России называет закладыванием «самой опасной бомбы замедленного действия».

«Эта советская национальная политика закрепила на государственном уровне положение о трех отдельных славянских народах: русских, украинцах и белорусах, вместо большой русской нации, триединого народа, включающего великороссов, малороссов и белорусов», — пишет он.

Патрыляк противоречит этому, поясняя, что «идея создания независимой Украины в современном понимании этого слова усматривалась в поэзии Шевченко середины 19века, выраженное в творчестве украинской интеллигенции второй половины 19 века и четко обозначившееся на рубеже веков». Это не было исключительно идеей, ограниченной бесплотным интеллектуальным классом. По словам Патрыляка, украинская борьба за независимость против большевиков и Белой армии стоила стране около 100 000 убитых.

«Сочинения Ленина ясно показывают, что он признавал силу украинской идеи и инструктировал большевиков на Украине принять идею представления своих государственных структур как «украинских» и использование украинского языка, который многие из них считали «контрреволюционным». , — говорит Екельчик.

Точно так же он отмечает десятилетия украинской патриотической активности в Западной Украине (на тех землях, которые были захвачены империей Габсбургов после раздела Польши в 1772 году), которые послужили корнями для образования Западно-Украинской Республики в 1919 году.

В Другими словами, есть веские доводы в пользу современного украинского государства, вытекающие как минимум из трех столетий новейшей истории, того периода, в течение которого национальная идея осуществилась. Но есть и гораздо более ясный и новый аргумент в пользу независимости украинского государства. Это произошло 1 декабря 1991, когда 90,32% участников референдума проголосовали за то, что их постсоветское будущее должно состоять в том, чтобы жить в независимой Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *