Не существовало татаро монгольское иго: Татаро-монгольского ига не было: stra1k — LiveJournal

Татаро-монгольского ига не было: stra1k — LiveJournal

Да, да, не удивляйтесь, не было никакого татаро-монгольского ига. И Золотой Орды не было. Начиналось оно где то в Приднестровье, а конец его терялся в степях Монголии.
  До сих пор из любого утюга можно услышать: «Татаро-монголы пришли и завоевали Русь…» «Русь завоевали татаро-монголы…» «И вот тогда пришли татаро-монголы…» и т.п.
Устал я слышать этот бред и решил объяснить почему же (с моей точки зрения) те кто говорят о каком то там татаро-монгольском иге сильно ошибаются полагая что оно имело место быть.

Эта статья постоянно дополняется по мере того, как накапливаются факты. Последнее обновление 06.02.2016

Освежим в памяти что же историки нам рассказывают про татаро-монгольское иго. Ну во-первых о самом термине следует пару слов написать.

В принципе, даже традиционная история не отрицает то, что сам термин татаро-монгольское иго искусственный и имеет довольно позднее происхождение. Термин «иго» якобы употребил хронист Ян Длугош в своем двенадцатитомнике «Польская История». 1479 год. Интерестно, что историк, который по словам традиков первый упомянул монгольское нашествие оказывается использовал словосочетания «Jugum barbarum», «jugum servitutis».

«Jugum barbarum» — варварское иго. Кого на западе варварами называли пояснять не стоит — и так понятно. При чем тут монголы?

«jugum servitutis» — рабское или служебное иго. Тут тоже перевод не дает никаких ссылок на монголов.

Впрочем и после него некоторые историки употребляли термин «иго«. Причем с Яна Длугоша термн иго упоминается в основном в западно-европейской литературе. Если говорить о Руси, то жители русских княжеств никогда не использовали этот термин. В Русских летописях нет ни одного упоминания термина «иго«. Однако, как историки говорят, был другой термин: «работное иго»и «иго Христово».

Термин же «татаро-монгольское иго» вообще впервые был упомянут только в 1817 году неким Христианом Крузе.  Термин этот появился в его труде «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до наших времен«. В России же этот термин появился только в 1823 году. Ввел его в обиход некий историк Петр Николваевч Наумов.

Таким образом, очевидно, что сам термин появляется только в 19 веке.

То есть ни о какой исторической приемственности в отношении этих терминов, в особенности так называемого «татаро-монгольского ига«, нет. Нет никакой исторической традиции передачи из поколения в поколение, о каком то там иге, ни на Руси, ни в самой Монголии; ни обычными жителями этих земель, ни историками.

А что же историки рассказывают ? Что происходило в степях Монголии? Краткая историческая справка, то что нам рассказывают историки:


или были татаро-монгольские монгольские кочевые племена на востоке азии. Жили не тужили: то набегут на китайцев, то убегут. Потом опять набегут, а потом опять убегут. Так продолжалось долго, пока Китайцы не отгородились от этих жестоких монголов великой Китайской стеной при строительстве которой погибло людей больше чем было вообще самих монголов. Все эти набеги рандомно совершались на «соседние народы« как вдруг, внезапно, в четверг, пришел Чингисхан и повел за собой татаро-монгол. Повел не просто в продуктовый магазин за углом, а повел нагибать китайцев. После того, как Китай и некоторые другие раен превратились в пепел,в 1235 г. на курултае (съезд монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе. При чем монголами было принято решение вести нагиб сразу во все стороны: одна часть Монгольской империи шла на юг, покорять Корею и южный Китай. Вторая часть во главе  за каким то хуем пошла на север и там тоже что то завоевала. Третьи пошли на Индию, четвертые, вместе с Батыем пошли на половцев, булгар и Русь. К новому завоевательному походу на Запад стала готовиться вся Монголия.
Особое внимание уделялось созданию в сельском хозяйстве постоянных кадров механизаторов, укреплению колхозов и совхозов специалистами. К началу 1236 года в селах Монгольской области работало свыше 15 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием …
Короче, как вам всем известно, в итоге татаро-монголы таки покорили Русь. Монголы взяли Рязань, Коломну, Москву, Чернигов, Киев, Галич и другие русские города. По пути они выдавали древнерусским князьям ярлыки, которые позволяли последним управлять ввереной им территорей как бы от имени монгольских ханов. В самой Монгольской Империи было две столицы: Кракорум и Ханбалык тогдашняя столца империи Юань- сегодняшний Пекин.

Вот она, столица самой великой империи в мире. Город драгоценностей, город в который стекалась большая часть драгоценностей со всего мира, город с большим количеством каменных сданий, храмов, мечетей.:


Эпично? Но к теме великих монгольских столиц вернемся попозже, в вопросе об археологи.

А пока что вернемся к официальной точке зрения. В 1241 году монголы уже жесточайше громили немцев и поляков в чехии. В следующем году монголы уже загорали на побережье адриатики в Хорватии. Пока монголы разоряли Венгрию настал четверг и монголы так же внезапно, без предупреждения развернулись и уехали в Монголию. Только уехали не все. В 1258 году монголы по пути взяли Багдад. Однако это не помогло им и под конец 13 века монгольская империя распалась на несколько кусков. Среди них и так называемая Золотая Орда или Улус Джучи. Золотая Орда имела две столицы. Сарай-Бату и Сарай Берке выглядят приблизительно одинаково раскопаные в степи несколько десятков эпичных глинобитных развалин.

Различие только в том что на месте Сарая Берке построена декорация к фильму. Золотая Орда так же распалась на куски в середине 15 века превратившись в мелкие ханства.

Как то так выглядит история о татаро-монголах, если быть кратким.

Давайте же развеим «Монгольское нашествие»


1. Генетика
В мире кроме говноистории, существуют другие науки. Так вот, есть такая наука генетика. Один из ее разделов — популяционная генетика человека. Эта наука изучает генетическую историю людей.

Одним из способов изучения генетичекой истории людей является изуение гаплогрупп. Изучению в частности подвергают Y-хромосомные ДНК и митохондриальные ДНК.

Y-хромосома это половая хромосома которая передаются только от отца к сыну. В этой хромосоме есть мутировавшие участки — Y-хромосомные маркеры. По этим маркерам можно определить родственные связи целых народов. То есть если этот маркер найден у двух разных людей, то у них был один предок. Я все упростил для понимания, так как никому не интерестно разбиратся в этом детально. Принцип понятен. мтДНК чуть по другому- они передаются от матери ко всем детям.

Так вот, группа таких маркеров и называется гаплогруппой. Гаплогруппы обозначаются условными обозначениями к примеру R1a1 или R1b1.
Для современных историков станет разрывом по шаблону тот факт, что после проведенных генетических исследований фактически для всех народов мира давно сформированы обозначения и составленые карты распределения гаплогрупп.
Итак переходим непостредственно к так называемому «монгольскому нашествию». Берем современные исследования  и находим в них восточно-азиатские популяци среди которых находим монголов.
Преобладающая гаплогруппа среди монголов — С — более 60% монголов имеют эту гаплогруппу. Чуть меньше монголов имеют гаплогруппы O и D. Все три гаплогруппы — C,O,D — азиатские гаплогруппы, то есть эти гаплогруппы в своем составе имеют и родственные им народы — буряты, казахи, калмыки, хазарийцы, китайы:

Карта распостранения в процентном соотношении гаплогруппы С:

Тут следует немного пояснить.
Эту карту, любят скидывать свидетели татаро-монгол, так как по их мнению, она доказывает то, что монголы дескать оставили какой то след. Что впринципе странно, так как есл разобраться она начисто опровергает теорию о татаро-монгольском иге. Я подозреваю что люди просто видят что по центру Азии жирным красным цветом намалевано, значит по их мнению это доказательство с которым надо бежать и тыкать всем подряд «вот видте как жирно нарисовано вот вам сколько монголы понаостовляли слидов!!11!«.

Специльно для таких дебилов я поясняю, что эта карта дана в процентном соотношении. Самое жирное пятно это Монголия. Соответсвенно самое жирное пятно обозначает преобладание гаплогруппы в 65%. А поскольку население в Монголии составляет 2.800 000 человек, а плотность равна 1,8 человек на 1 км², то самым жирным пятном обозначена область в которой можно выделить всего лишь один мильен пятьсот тысяч человек. Это просто смешная цифра. А если вспомнить, что монголы стали активно размножатся всего лишь с приходом цивилизации, то есть сто лет назад их было всего то 600 тысяч, а население Руси за последние сто лет сократилось мильенов эдак на сто, то очевидно соотношение. Какова разница. Надеюсь теперь понятно, почему эта карта не только не доказывает татаро-монгольское иго, но и наоборот опровергает его начисто. Поэтому рекомендую всяким баранам убрать ее со своих уютненьких бложиков что бы не позориться. Ну это так, к слову пршлось. Продолжим эгзегуцию над любителями фантастики.

Карта распостранения в процентном соотношении гаплогруппы O1, O2 и O3:

Карта распостранения в процентном соотношении гаплогруппы D4:

Собственно, где же следы так называемого «монгольского нашествия» у русских? Может быть у беларусов, украинцев? 400 лет жесточайшего анального ига не могут оставатся безследными.

Очередным разрывом по шаблому, является то, что по проведенным генетическим исследованиям у русских украинцев и беларусов гаплогруппа С встречается  в среднем менее чем у 0,003%.

Вы только вдумайтесь, какой мизерный процент. И это сейчас. А как я уже говорил за 100 лет монголы с 600 тысяч выросли до 3 миллионов, а нас, за эти сто лет стало мильенов эдак на 100 меньше. А какое соотношение было бы сто лет назад?

Я уже не говорю о гаплогруппах C и D которых у нас вообще нет. Вот как у нас распределяются гаплогруппы в процентном соотношении:

Русские: R1a1-47%, N1c1- 20%, R1b1-7%, I1-5%, I2- 12%.
Украинцы: R1a1-54%, N1c1- 2%, R1b1-5%, I1-16%, I2- 8%.
Белорусы: R1a1-52%, N1c1- 10%, R1b1-3%, I1-16%, I2- 10%.
И где генетические следы? Где хоть что нибудь? Хотя бы 5%. Нету. Звенящая пустота

Историки скажут что мол дескать монголы никого не насиловали и вообще Русь была в вассальной завсимости от Золотой орды. И вообще они не селились на территори Руси поэтому никакаких следов их на Руси и нет. Собственно именно это и прозвучало в коментариях.

Пусть так. Давайте же посмотрим, какой процент населения, на территории бывшей Золотой Орды имеют гаплогруппу С. Возьмем например волжских татар — бывших булгар. Тех самых, кого монголы покорили практически в начале постойки своего сказачного государства. Волга это же самый центр так называемой Золотой Орды. Так вот среди волжских татар менее 1.5% имеют гаплогруппу С.

Вообще говоря о гаплогруппе С и ее распостранении на европейской части континента, стоит сказать что значимые частоты маркеров C выявлены только в трех европейских популяциях — ногайцы Дагестана (C, O и D – 25,0%), крымские татары (C, O и D – 22,7%), турки Стамбула (C – 4,5%), а также в группах башкир (C и O – 4,0-16,3%).

Современные историки утверждают, какая большими кирпичами, что монгольская империя была чуть ли не самой большой за всю историю в мире. Якобы Монгольская империя существовала ажно 400 лет. Якобы монголы дошли до западной европы и жесточайше нагнули там всех, а потом ускакали обратно жить в Монголию.

Поступают возражения в стиле «А монголы составляли очень малый процент населения Монгольской империи. В войсках они занимали только командные должности вот их генетических следов и нет«.

Вот например историк борис Юлин рассказывает в упомянутом выше контексте что дескать монголы были только правящей верхушкой.

29:21 — «К моменту стояния на реке Угре Монгола найти было вообще вот задача для антропологов очень сложная была бы. То есть там можно было бы оббегать их со штангенциркулем, померять, и монголов там фиг найдешь. Те кто были это давным давно 1/8, 1/16, 1/32 крови.«

На это можно только согласится, если это является официальной позицией истории. Но тут возникает сразу же  другой вопрос: а каким таким образом монголы вообще могли кого то завоевать, если их численность была крайне мала? Даже если предположить что монголов как этноса было крайне мало в самой империи, то как быть с тем, что покоренные ими народы наверняка имели с ними одинаковые генетические маркеры — те самые восточно-азиатские гаплогруппы.

Вобщем можно подвести под генетикой вывод: генетических следов монгольских завоеваний ни на Руси ни на Волге нет.
Но стоит еще и сказать о внешности и штанген-циркулях с которыми Борис хотел бы что бы антропологи побегали на реке Угре в поисках монголоидных признаков. Вообще это довольно распостраненное убеждение, что раз внешние признаки монголоидности есть, так сразу подразумевается что тво предк определенно были татаро-монголами.»у тебя небость у самого скулы широкие как и у половины русских» и прочий феерический бред.

Я скажу такую вещь, которую некоторые сочтут за попытки присвоить себе звание адмирал-ясен хуй: Если у человека внешность имеет монголоидные признаки это может значить и то, что его предки были монголоидами не по отцовской, но по материнской линии. Все))
И все доводы о том что якобы монголоидная внешность является результатом набегов татаро-монгол улетучивается. Людям такая простая вещь в голову прийти не может. Хотя в прнципе понятно почему. Ведь  «историки» любят приводить черепа извлеченные из могил и восстановленые, на их основе, антропологами, внешнешности. Так например, как раз один из наиболее частых аргументов в пользу татаро-монгольского нашествия являются работы антрополога Герасимова.

Вот его знаменитая работа на основе которой столько раз историки утверждались в своей правоте: восстановлене внешности Тамерлана.


В итоге вышел типчный монгол.

А вот еще одна из его работ была посвящена восстановлению внешности великого князя Андрея Боголюбского который проживал в 12 веке. И казалось бы ну кругом монголы на Руси, те же половцы, что тут еще можно сказать? А все не так просто…

Дело в том что Герасимов жил довольно давно и его методы восстановления внешности «немного» устарели. Вот теперь произведена поовторная экспертиза черепа Андрея Боголюбского. И что бы вы думали? Здесь ссылка на полное исследование , я же приведу выдержку из него:

« Расовые черты внешности.

Результаты компьютерного анализа измерительных признаков черепа Андрея Боголюбского по программе СranioMetr[4], созданной по диагностической методике В.Н. Звягина, с использованием многомерного дискриминантного анализа[5] (МДА) [10], рисуют иной портрет:

– облик Андрея Боголюбского относится к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы;

– признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас во внешности Андрея Боголюбского отсутствуют с вероятностью Pl ≥ 0,984;

предположение о том, что князь Андрей мог иметь монголоидные особенности, подобные тем, которые зафиксированы у коренного европеоидного населения Поволжья (татары, чуваши, башкиры) и Средней Азии (узбеки, таджики, туркмены) полностью исключается (вероятность Pl  ≈ 9  10-25).

Таким образом, мнение профессора М.М. Герасимова о наличии монголоидных черт в облике Андрея Боголюбского результатами проведённого исследования и летописными свидетельствами не подтверждается. Причина трансформации европеоидного черепа, тяготеющего к «нордическим формам», в «монголоидный характер лица» на скульптурной реконструкции Андрея Боголюбского не вполне ясна. Возможно, при работе над бюстом князя, М.М. Герасимов хотел обратить внимание на его русско-половецкое происхождение. В те годы ошибочно считалось, что среди половцев доминирует монголоидный расовый тип «

То есть Герасимов слепил не то, что было в реальности, где он даже сам заметил что череп то европеоидный, а сделал то как было принято и как считалось образованными и очень умными несомненно блистательными историками той поры. Вот так просто взял и слепил с потолка монгола.

И доверять ли теперь после вышеизложенного его реконструкции облика Тамерлана? Я бы не стал. Если тут он слепил из князя монгола, то думаю вряд ли он слепил бы нордида из Тамерлана. Ведь принято было считать что Тамерлан монгол.

Хотя в своей работе Герасмов таки указывал что волосы и борода у Тамерлана были рыже и многие другие детали которые дают основание сказать что Тамерлан был обычный европеоид. Рыжий монгол, прелестно.

Какая разница как там было в реальности?

2. Ресурсы и уклад общества

Современная Монголия и сейчас не высоко развитое, малочисленное общество ведущее преимещуственно кочевой образ жизни. В монголии нет никаких признаков того, что это в прошлом это была чуть ли не самая могущественная империя в мире. Это факт.

Причина тому очень простая — не было никакой монгольской империи и не могло ее зародится на тех землях, о которых историки слагают свои тупорылые легенды. Не могла она возникнуть в монголии хотя бы потому, что не было предпосылок для ее создания.

Металургия

О металургия. Представляем ли мы, что бы было с нащей цивилизацией, если бы мы не умели добывать и обрабатывать металл? Как бы в древности развивалось наше общество? Не представляете? А вот историки представляют. Они даже сидят на жопе в теплых креслах и представляют что такое вот общество (без металургии) взяло и пол мира заваоевало. Да. Бурная фантазия.

Историки постоянно изучают историю государств и народов, где есть земледелие и металургия. Соответсвенно эти народы жили на территориях где был металл который можно добывать и была земля которую можно возделывать и на которой хоть что то растет. Соответсвенно эти народы были развитыми и оставили после себя большой пласт данных которые можно изучать.

Так вот в Европе, например, железо добывали из болотной руды. Соответсвенно нужны болота. Что бы выплавить крицу (железо со шлаками) нужны высокие температуры — соответсвенно нужно много леса и желательно угля. Уголь берут из дерева.

Так вот все эти предпосылки для развития общества — плодородная земля и залежи руды, историки перенесли на историю Монгольской империи.

Но дело в том что в Монголии как бы нет ничего из выше перечисленного. Это вообще то и так понятно из климатических условий. Так же нету там таких полезных ископаемых как олово, медь которые могли бы добыватся открытым ручным способом. Есть конечно залежи руды, но из добывают в шахтах или в каръерах методом подрыва породы и вывоза ее на предприятия на самосвалах и поездах. Как вы понимаете это никак не стыкуется с 13 веком и кочевым обществом.

И получается вот такой маразм: с одной стороны ресурсов никаких нет, а с другой самая великая империя в мире.

Поскольку в Монголии не было условий для зарождения добычи металла, то и нет культуры кузнецов и металообработки. Это можно наблюдать до сих пор. В традиционной культуре монголов нет абсолютно никаких следов того, что металаобработка как то повлияла на их быт.

А ведь для того что бы вооружить армию жесточайших монголов которые анигилировали все на своем пути должны быть сотни кузнецов, тысячи рабочих которые добывают металл. Культура металообработки не могла просто испарится в воздухе. Она должна была оставить десятки тысяч следов — места добычи руды, горны где плавили руду, тонны крицы  и сами металические изделия, слитки, загттовки и т. д. Археологами должно было бы все это находится в большом количестве. А где в Монголии леса, которые нужны были в больших количествах и могли бы использоватся для добычи угля и в последствии кузниц? И где это все? До сих пор кочевники для разведения огня вместо дерева, такого ценного в Монголии, используют засохший спресованый навоз.

Иногда, когда историки сами себя загоняют в тупик. Но вместо того что бы признать свою неправлоту, они начинают пытаться оправдать свою тупость и создают высеры прямиком с потолка.

Например мне один историк доказывал, что Монголы импортировали металл откуда бы вы думали… из Китая.

Вот мне интерестно, хоть кто нибудь из историков отрывал ли свою жопу от стула в походах дальше чем в соседний магазин за батоном?
Сколько нужно привезти тысяч тонн металла, руды из Китая для того что бы местные кузнецы просто научились из него что то делать? Такой бред даже коментировать нелепо подчас. А тот же уголь где бы они брали? Должны пройти поколения, прежде чем вырастет прослойка общества — умелые кузнецы. И только тогда, когда есть все условия и ресурсы для кузнецов, только тогда можно начинать постепенно клепать мечи, копья, примитивные доспехи для многотысячной армии монголов и «подчиненых им народов«.

Какой тут простите кочевой обораз жизни? Сами кузнецы должны ничего не делать, как и их семьи, а только сидеть на месте и заниматся металообработкой. Не будут же они перевозить с места на место каждый месяц тонны металла привезенного из Китая? Каждый раз строить новые доменные печи итж итп….

Но если они не кочевали, то тогда уже вели оседлый образ жизни. А что бы жить и что то кушать при оседлом образе жизни, не достаточно просто содержать скотину, тем более в таких суровых условиях как монголия. Армию чем то надо кормить. Скотину надо чем то кормить. Всех надо кормить.


И тут мы переходим к обеспечению.

И кстати где все эти десятки миллионов подков, которые определенно должны были быть выброшены по пути взад назад из Монголии в Русь? Или историки не понимают, что копыта они как бы стираются, особенно когда едут в обозе через сибирь? Тем более в те времена по Сибири еще было очень мало автобанов.

Земледелие


Все развитые культуры так или иначе в своей культуре проходят этап земледелия. Это исторический признак любого развиваюегося общества.

Что бы было земледелие, нужен оседлый образ жизни и как я уже говорил минимум плодородная земля. А в Монголии общество отнюдь не такое. В Монголии общество кочевое. Ну так все и логично: на кой хуй что то пытатся сеять там, где ничего не растет и добывать металл там, где его нет? Вот смысл выдумывать такой бред?

Трудный климат, малое количество плодородных почв, засушливое лето и ранний снег — все это делает бессмысленным попытки развивать земледелие.

Мало того, что прокормить нужно было кузнецов, так нужно было прокормить «милионную» армию голодных и жесточайших монголов которые должны были рвать все на своем пути. Плюс семьи жесточайших монголов. Плюс скот жесточайших монголов кормить надо.

Всем хочется кушать пока они зачем то будут ехать десять тысяч километров по сибири на Русь для того что бы уставновить «вассальную зависимость«, брать дань, увозить ее в Монголию где она будет растворятся в воздухе и где до сих пор нихера найти не могут.

А как все это обеспечить, если нет земледелия? Или историки не понимают, что кочуют монголы именно потому что их скотина сжирает подножный корм и они вынуждены постоянно перемещатся на новое место? Кочевники не могут эффективно собиратся в одном месте большим количеством народа. Численность самих монголов резко ограничена способом существования. Невозможно прокормить даже десять тысяч монгол оставаясь кочевниками если они соберутся в одном месте. А для завоевания нужны были десятки тысяч войнов, а к ним десятки тысяч человек их семей. Все они должны каким то непостиждимым образом прокармливать реально милионный табун скота. Все это можно создать и то не сразу при условии что общество обладает уровнем развития при котором доминирующая профессия это земледелец. Тогда можно создавать запасы, которые можно использовать в походе. А кочевое общество этого не может сделать так как именно способ существования совсем другой. Поэтому людей во всей Монголии и сейчас живет меньше чем людей живет в Минске.

Как в этом свете,историки предстваляют себе армию кочевников, эдак в 500 тысяч человек, собравшихся в одном месте со своими семьями и едущими по сибири на Русь? Неужели не понятно, что через день их скот, который ну как минимум в 5-10 раз должен быть больше чем самих монголов, а это судя по всему несколько миллионов животных, просто все съел бы и наступил бы голод в следствии чего им пришлось бы опять рассредоточится.

В те времена просто невозможно было при кочевом обществе прокормить миллионы человек, их семьи, их скот, а уж тем более совершить поход длиной в 10 тысяч километров по Сибири. Ни одна лошадь не сможет проехать такие расстояния. А там должны были быть просто десятки тысяч — табуны которым тоже нужна еда, вода. А кочевники, на то и кочевники, что их стадам нужны пастбища.

Вот например занимательная передача на радио, где историк с таким рвением рассказывает о монголах а ведущий ему поддакивает как будто собственными глазами видел вчера орды татаро-монголов.

Ну например как в этой передаче:

16:25

Ведущий спрашивает «А насколько монголы продвинулись на север?» А историк  отвечает:

«Ну тут трудно сказать. Северные земли вообще были не удобны. Коней кормить не чем….«

Логично … Двойные стандарты мать их. Но историки всего этого как бы не замечают. Выдумали себе какую то хуйню и вручают друг другу докторские. В монголии значит есть чем кормить, а на севере нет.

Так собственно как же металургия и земледелие отризились на своременных монголах? А никак блять. Потому что ни того, ни другого в монголии не было. Как строили деревянные юрты, так и строят. Как кочевали небольшими группами по степям так и кочуют.

Где тот огромный адмнистративный аппатрат, который иго установило на Руси? Неизбежно, сто процентов, должен был отразтся на культуре, на преданиях самих монголов, на уровне их развития. Однако очередным доказательством того, что не было никакого монгольского нашествя является тот факт, что письменность у монголов появилась только во времена СССР.

Кстати, как сыткуется то, что монголы добывали металл, пахали поля и поверья монголов о том, что вредить земле это плохой знак?

3. Ярлыки


ЧАСТЬ 2


«Почему в России многие отрицают существование татаро-монгольского ига, их великих походов на Русь и побед?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Наткнулась на многочисленные видео в Ютуб, где известные и популярные блогеры и историки открыто выражают свое мнение по поводу того, что монгольских нашествий на Русь не было, либо такого понятия как «татаро-монгольское иго» вообще не существовало. Более того, мало ли, во что верит человек, но пропагандировать свое мнение и выставлять за «правду», «реальную историю».. Они утверждают, что, имея высшее историческое образование, это позволяет им начисто перечеркнуть целый период в истории России. Мне стало, мягко говоря, обидно это слышать от вполне образованных людей в интернете

ИсторияРоссия+3

Наргиз Кожахметова

  ·

81,5 K

ОтветитьУточнить

Илья Агафонов

История

602

Историк-аспирант с претензией на интересность. https://vk.com/com_pour_his  · 9 дек 2021

Ну тут как. В современной исторической науке конструкцию «татаро-монгольское иго» тоже предпочитают не использовать, хотя на совсем иных основаниях.

В какой-то момент подверглась пересмотру приставка «татаро-монгольское» в связи с уточнением доминирующего народа, возглавлявшего нашествие. А затем и излишне эмоциональный термин «иго», впервые использованный Яном Длугошем и растиражированный Н.М. Карамзиным, перестал быть актуальным.

«Иго», как слово, характеризующее отношения Руси и Улуса Джучи в XIII-XV веках, совершенно не учитывает специфику этих отношений и формы зависимости, фокусируясь лишь на безудержном угнетении населения, постоянных набегах и неимоверно тяжёлом ярме дани.

Все эти постулаты как раз и подвергаются сомнению учёными и рассматриваются в отрыве от усвоенных негативных коннотаций. На эту тему в свое время писал А.А. Горский, разбирая сложившиеся вокруг «ига» стереотипы.

Ведь по итогу и ярмо дани оказывается не шибко тяжёлым (особенно после передачи сбора дани в руки князей), и поездки в Орду не очень-то унизительными (потому что судьба Михаила Черниговского — это «ошибка невыжившего»), и русский народ в «раба» не превратился. То есть было владычество, было подчинение, было насилие и угнетение, были разрушенные города, сожженые церкви и откат русской культуры. Но «ига» не было, потому что «иго» — это историографическая мифологема, придуманная для описания совокупности событий, а не реальное явление.

А ютубовские фрики, как и большинство представителей псевдонауки, часто выдергивают из контекста вполне реальные научные формулировки и подают их как нечто ломающее мозг в духе «учёные скрывали от вас». Только без опоры на источники и нормальной доказательной базы.

Личный блог, архивные казусы, допетровские потешки, русские летописи

Перейти на vk.com/com_pour_his

21,3 K

Наргиз Кожахметова

9 декабря 2021

Спасибо Вам большое за такой открытый и разборчивый ответ!

Комментировать ответ…Комментировать…

Лучший

Александр Кузнецов

Космонавтика

1,3 K

программист, тренер  · 9 дек 2021  ·

ROKOUniversity

Наргиз, думаю, тут есть три главных фактора: 1. Одна из особенностей интернета в том, что в нём любой человек может написать своё мнение, или записать об этом видеоролик. Это мнение может как иметь под собой серьёзную научную основу, так и быть буквально высосаным из пальца. При этом «неофициальное мнение» на популярном ресурсе часто тут же привлекает внимание разных ал.

.. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Василий Капустин

655

Врач терапевт с 1980 г. Около 9 лет врач скорой помощи. С 2012 г по настоящее время…  · 9 дек 2021

Потому, что сам термин до воцарения Романовых документально отсутствует. Кроме этого, само нашествие сопровождается странностями «ига». Размер дани совпадает с обычной для Руси десятины податей с дыма. Население не разоружалось. Альтернативная вера завоевателей не насаждалась. Православные приходы множились и расширялись. Визиты князей в Золотую Орду больше напоминают… Читать далее

Наргиз Кожахметова

9 декабря 2021

Вы правы! Называть отношения славян с монголо-татарами «игом» стали, видимо, намного позже, но почему-то сейчас… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Рустам Хакимов

81

https://t. me/Rus_rix  · 9 дек 2021

Нашествие Действительно,было в результате нашествия и действий монгольской Орды.русские княжества стали зависеть от власти ханов Монгольской империи,а после ее распада от того государственного образо­ва­­ния,которое мы привыкли называть Золотой Ордой. Этот период растя­нул­ся почти на 300 лет Форм зависимости.Руси от Монгол было несколько.Монгольские ханы выдавали… Читать далее

Павел Николаевич Иванов

9 декабря 2021

Каждый народ оставил после себя след а после татара монголов его нет. Чингисхан из провинции Китая до Руси не… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Владимир Николаевич Киселев

487

Историк, истфак МГУ; счетно-решающие приборы и устройства АВТФ МЭИ; экс-в.н.с.Финансовая…  · 22 дек 2021

Похоже, что люди спотыкаются на трактовании слова «иго». Никакого сомнения у меня, например, нет, что набеги татаро-монгол на Русь были и в 1238 г и в 1240 г. и т.д. и грабили и убивали. Но это вообщем-то обычная практика средневековья И столица Золотой Орды была где-то на границе современных Волгоградской и Астраханской областей (Царево займище?!) . А вот было ли… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Максим Коровин

20

Веду свой блог на Яндекс Дзен   · 9 дек 2021

Просто слишком много несостыковок, где к примеру следы тех самых набегов: оружие, одежда, бытовые вещи тех времён, которые принадлежали татарам, каким вообще образом русские смогли набрать силы для отпора, под носом у татар, когда они постоянно устраивали набеги.

Saha Sahov

16 декабря 2021

Есть такой человек , его звали Эмир Тимур или Хромой Тимур. Почитай как нибудь о нем и обязательно скажи ему… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Амирам Григоров

8

Работа Океанариум «РИО» Должность — биолог  · 18 дек 2021

«Отрицатели» явления, которое называется «татаро-монгольским игом» (ТМИ), отражающего сначала власть над Русью монгольской державы, а затем — наследовавшего последней тюрко-мусульманского государства с центром в Поволжье, делятся на три группы (личное наблюдение).

1) кое-какие отечественные люди, безграмотные, но с сильным патриотическим чувством (притом, чем уровень без… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Шнайдер

1,1 K

Увлекаюсь поэзией, медитацией и общением в интернете.  · 9 дек 2021

Опять иго. Здесь, на Кью, его почему-то очень часто обсуждают. Помнится, в одной из тем, самый содержательный ответ заключался в том, что монголы захватили Русь потому, что это были тюрки, которые назывались татарами. Я вот никакое иго не отрицаю, но в этой истории больше вопросов чем ответов. И думаю, что эти вопросы вы уже встречали.

Комментировать ответ…Комментировать…

Саша Уральский

43

История, компьютеры, политика, рок-музыка  · 12 дек 2021

Моя гипотеза такова. Мы знаем, что Россия и русский народ всегда одерживали победы. Поражения — редкие исключения, их можно пересчитать по пальцем. Но нашу страну не удалось завоевать никому. Мы нация победителей. И тут вдруг, 250-летнее иго. Конечно, русское сознание не может «переварить» этот факт. Тем более, Александр Невский в это время бил литовцев, шведов и… Читать далее

токсанбай уразбеков

16 декабря 2021

да знаком я с выводами что археологи ничего не нашли да есть находки полно в тех же русских городах тоже полно… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Елисейкин

540

история техники, цифровые источники информации  · 10 дек 2021

Если Вас действительно интересует ответ на это вопрос, то Вам надо сперва сформировать своё мнение. Сперва дать определение того что будет считаться «игом». Причём, эта формулировка не должна включать в себя примеры из того что Вы называете «татаро-монгольским игом». Потом посмотреть, соответствует ли это определение тому, что мы знаем о тех событиях. После чего… Читать далее

Наргиз Кожахметова

10 декабря 2021

Насчёт того, что нужно было сначала разобраться в определении понятия «иго», я согласна. А вот те многочисленные… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Орда (2012) — Орда (2012) — Обзоры пользователей

Орда (2012)

Пересмотреть это название

История и религия

kosmasp24 Декабрь 2013

Фильм трудно продать. Кому он понравится: любителям истории, верующим или любителям восточного кино? Может быть, никто из них, может быть, все они. Кажется, что он пытается успокоить многих людей и может оказаться неработающим для большинства из них. Да, это историческая эпическая картина, но вовлекает ли она зрителя? Это вам решать.

Боевые сцены в порядке, пафосно-религиозные аспекты тоже терпимы. Спектакли действительно хороши, а декорации и локации просто потрясающие. Что также подводит нас к кинематографу. Фильм действительно выглядит хорошо. Но из-за его масштаба для некоторых это может занять слишком много времени. Темп кажется нормальным, но некоторым он может показаться медленным. Иногда это тяжело смотреть, но, тем не менее, интересно

9 из 10 сочли это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Хорошо сделанная драма

avidnewbie14 Декабрь 2013

Пока только 5 отзывов? Вопреки мнению некоторых рецензентов, этот фильм явно хорошо сделан. Декорации, костюмы и детали периода исключительны. Работа камеры и режиссура, по крайней мере, на мой неопытный взгляд, кажутся на высшем уровне. Хотя история была мне незнакома, она была интересной и динамичной. Являются ли эти отчеты исторически правильными или изображены непредвзято, совершенно не имеет значения для среднего кинозрителя. Если вам нравятся хорошо продуманные, правдоподобные, детализированные драмы о других землях и народах, то этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Актерская игра великолепна, особенно роль монгольской матриарха в исполнении Розы Хайруллиной. Ее авторитет и благородство ощутимы. В этом фильме очень мало действия. Тем не менее, есть многочисленные изображения жестокости и насилия, поскольку они действительно неизбежны. Почему нет блюра?

14 из 16 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

не согласен

yulianna-710-34306012 июнь 2013

Вы уверены, что достаточно хорошо информированы обо всех «исторических ценностях»? вы имеете представление о монголо-татарском иге над Русью (более 200 лет)? Так какого именно отношения вы ожидаете, описывая именно этот период? Ну, может монгольский вариант лучше и разнообразнее, это. .. ну понятно. Но это русская история и русское кино. Столько исторических источников о том, как жестоко убивали русских, тысячами, семьями и городами. Жизни почти не было вообще, как вы ожидаете проявления всех этих чувств в каждой душе — страха и гнева? И да, это почти начало христианства на Руси, со всей страстью и преувеличением, но и со всем характерным для того времени самопожертвованием. Так что для меня портреты монголов интересны и даже мягки… Или вы ожидаете, что русские всегда будут плохими, неважно кто напротив, Геббельс или монголы Орды и т.д. Время было полно жестокости, ненависти, столкновений.. и это показано. Я не говорю, что фильм блестящий. Но легко наполнить свой обзор «интересными» фразами типа «параноидальная, гиперрасистская антиазиатская пропаганда», «чепуха, спонсируемая КГБ/православной церковью», «антиеврейская пропаганда Геббельса»… Они привлекательны и желанны для ненавистников. Но понимание — это другое.

34 из 45 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Орда победит орков в любой день!

самкан9 декабрь 2013

Внимание: спойлеры

Нам не нужны дурацкие фильмы о супергероях, фэнтези или инопланетных монстрах, когда все, что нужно, это тщательное изучение и описание истории. В самом деле, во всех уголках мира можно найти множество захватывающих историй о прошлых годах, из которых получаются гораздо лучшие истории, чем волшебные кольца, космические путешествия и криптонит. В любой день я возьму Святого Алексия за Росомаху. И, ей-богу, вы тоже можете чему-то научиться! Я знаю, что рискнул бы с множеством голливудских демонов, прежде чем пытаться заключить сделку с монголами, составляющими Орду. Но я слишком много дурачусь. Это просто хорошо снятый, динамичный, сыгранный и срежиссированный фильм. Особенно примечательно в ОРДЕ двусмысленное отношение к «чуду» святого Алексия; то есть, может быть, это сила веры, а может быть, это просто глупая удача. Почетного упоминания заслуживает также перевод на английский язык — немалое достижение, учитывая потенциальные подводные камни. Моя рекомендация: ОРДА — недооцененная жемчужина. Бонусная рекомендация: в случае реинкарнации любой ценой избегайте Восточной Европы примерно 14 века.

8 из 11 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Вероятно, очень верное изображение упадка татар.

jbhiker-706-5127562 март 2014

Даю сопли здешнему рецензенту, который утверждает, что он любитель истории. Вам действительно нужно уделять больше времени чтению. Я действительно нашел, что это верное изображение угасающей жизни татар (также известных как Золотая Орда). Они уже достигли своего апогея как цивилизация, и оставалось совсем немного времени до полного поражения от русских. Слава Богу за это! Какое прекрасное время, чтобы рассказать историю о священнике и его путешествии веры. Я нашел написание этого сценария удивительным по своей глубине, а сам фильм поразительным визуально. Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел за пределами России. Большой хит Московского кинофестиваля, просто невозможно оторваться.

10 из 12 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Талантливый исторический фильм, оплаченный церковью, также является жизнеописанием святого XYZ

кетсуп29 декабря 2014

Этот фильм оплачен церковью, чтобы основной сюжет соответствовал житию святого Алексия Московского. И все же режиссеру удалось извлечь из этого максимум пользы, упаковать вместе с прекрасным рассказом о забытой странице русской истории: надвигающемся крахе Золотой Орды. И гниение начинается с головы, с грубого убийства хана Тини-бека его братом Джани-беком.

Это освежающий взгляд на историческое кино. До сих пор Орде никогда не давали диалогов. Вы, наверное, видели Андрея Рублева Тарковского: сровняют город с землей и уедут. В «Невском» Эйзенштейна они также показаны как аморфная зловещая внешняя сила, которая может вмешиваться от чьего-то имени в российскую политику, но никогда ничего не делает сама по себе. До сих пор их показывали как невыразимых дикарей, как боргов, как зергов, но никогда как драматических персонажей, как еще одну волну жестоких русских государственных деятелей, родственных большевикам или головорезам Ивана Грозного. Фильм развеивает миф о том, что татарское иго было сброшено русскими в Великом стоянии на реке Угре. Вам показывают, что вместо этого он самоустранился на десятилетия вперед, болезненно похожим образом на многие другие политические образования на российской земле.

Интересным моментом, упущенным иностранными зрителями, является использование языка в фильме. Забавно видеть, как какой-то малоизвестный среднеазиатский язык является престижным диалектом, лингва-франка для всех россиян. Сегодня все наоборот.

3 из 3 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Наконец-то российское производство на Нетфликсе

deedeemoll14 Декабрь 2013

Если вы американец, как и я, то вы знаете, что наши знания русской истории недостаточны, если только вы не поступили на ученую степень в какой-нибудь колледж. Поэтому фильм показался мне полностью захватывающим. Кинематография, костюмы, в том числе украшения, декорации и переводы с русского и, насколько я понимаю, с монгольского языка, были превосходны. Я не знаком с этим режиссером, который просто пытается стилизованно передать момент или фрагмент исторического комментария. Я не думаю, что он предназначен для Западного полушария. Так же визуально ошеломляюще, как «Русский ковчег», и легче следить за диалогом.

11 из 14 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

история святого

Kirpianuscus3 Октябрь 2015

религиозный фильм. в том-то и дело, кто, я полагаю, объясняет это мудро. не как манифест против монголов, не как рассказ о Руси. только как история жертвы и веры. конечно, это только точка зрения. конечно, это слишком субъективный фильм, и это не является настоящим сюрпризом. потому что жестокость, лидеры недели, сильные женщины, история Алексея и моральная победа — это части портрета, который определяет путь для принятия прошлого. глядя на историческую достоверность это странная работа. потому что атмосфера, рассказ, миссия иерарха — это только важные вещи. и, конечно же, победа Православной Церкви над двусмысленным злом. фильм, который может быть полезен для понимания России вне определений.

2 из 4 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Довольно ужасный фильм

ThomasJeff22 Декабрь 2013

Для справки: я не мусульманин, не татарин или кто-то в этом роде. Но этот фильм был позорным. Весь фильм выглядит как видео на YouTube, снятое любителями, которые хотят изобразить какую-то злую группу людей, которые ведут себя как угодно, КРОМЕ людей. Просто убийство случайных людей, пытки людей и т.д. и т.п.

Во всем фильме нет сцены драки. Так что не ждите военного фильма от чего-то под названием «Орда».

Просто показывает фальшивую историю о том, как ужасна жизнь под Золотой Ордой.

Даже российский эксперт, нанятый для того, чтобы рассказать режиссеру/сценаристам об истории Золотой Орды, осудил фильм и сказал, что это просто отвратительное злобное изображение Золотой Орды, не имеющее ничего общего с реальностью.

Как будто русский режиссер задумался о том, как сделать христиан лучше, а татар сделать бесчеловечными животными. Это было его целью, и это то, что он изобразил в своем фильме.

Это было невероятно скучно и напрасно потраченное время.

11 из 29 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Так много сделано правильно, но драматургически не очень хорошо задумано

alexfromhorn18 Ноябрь 2018

Я досмотрел этот фильм, но должен быть честным — почти не досмотрел. Это было не из-за плохой игры, игра была хорошей и правдоподобной, атмосфера была даже благодаря музыке и хорошо созданным реквизитам и костюмам. Но способ повествования этой истории не очень заразителен, драматургия висит уже совсем в начале с неясным сюжетом. Чем в средней части, кажется, что это происходит, но во многих моментах это утомительно из-за сцен, которые были слишком длинными и неуместными. Сюжетная пауза в конце не добавляет этому фильму ничего необходимого, он как бы начинает новую историю, а через несколько минут уже идут титры. К сожалению, не рекомендация.

2 из 3 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Я не мог туда попасть

Rainey-Dawn14 сентября 2018

Это один из тех фильмов, которые выглядят великолепно, операторская работа супер, костюмы/декорации потрясающие, но история не смогла захватить меня просто потому, что я не хочу вовлекаться в эту область мировой истории. Фильмы — это не урок истории — и с фильмом они позволяют себе вольности — обычно я так смотрю фильмы «История» и «Биография» (с долей скептицизма), но я просто не мог вникнуть в этот.

5/10

2 из 5 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

семян

Vincentiu30 апреля 2014

это семя. подобно царю, который излагает тонкий срез истории в замечательной манере, но который желает представить не только историю, но и длинную цепочку вопросов. прекрасный фильм — актерская игра (Роза Хайруллина и Максим Суханов — лучшие аргументы), точная наука воссоздания атмосферы и большой талант создавать впечатляющие образы. фильм о силе и вере, падении и сумерках. как восточная сказка, она представляет собой столкновение между мирами и силой слабости. с прекрасным результатом. в нем есть насилие и жестокость, штампы и, на первый взгляд, нереальные моменты. но ключ прост — это русская история, семя, а не плод способа открыть прошлое как корень настоящего. настоящий хороший фильм. несмотря на резервы.

1 из 2 считает это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Большое спасибо директору

shibaevao12 Ноябрь 2015

2 часа только для того, чтобы оценить, в каком направлении движется современный мир, уходя от христианских ценностей. Отличная идея, события реальные, это из реальной биографии святого Алексея, здесь кто-то пишет, что Орда показана слишком мрачно, но все русские и украинцы знают цену, такое было, западные люди были спасены от Орды Россией , вот почему они могут писать такие легкие комментарии. У нас есть много исторических документов — как выглядел этот исторический период. Мы должны усвоить такие уроки и спасти нашу христианскую культуру. Огромное спасибо директору и его команде! Отличные платья, красители, музыка. Я желаю, чтобы они сняли еще один фильм о древнем периоде русской истории, как Богатыри.

5 из 9 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Возможно, слишком вычурно

michaello71411 Декабрь 2013

Я наткнулся на него сегодня на Netflix во время обеда. Я смотрел его около получаса, но понял, что это пустая трата времени, и бросил через 30 минут. Очевидно, что в этой постановке есть отличная игра и режиссура, но она полностью провалилась в плане повествования. Я думаю, что сценаристы должны быть из «шоу», а не «рассказа» школы кинопроизводства, но больше экспозиции помогло бы. Это было похоже на «Игру престолов» без достаточной предыстории. Может быть, что-то потерялось в переводе, так как это дублируется.

Я обнаружил, что изображение монголов вводит в заблуждение. Как любитель истории, я понимаю, что монголы правили самой большой и разнообразной империей в мировой истории более 200 лет. Однако я не думаю, что этот подвиг был совершен тем, что в этом фильме изображено как самая хамски жестокая группа «деревенских» монголов по эту сторону Урала. Создается впечатление, что режиссер изучал какие-то изолированные племена в Монголии и привил свои впечатления к своему изображению монгольского правящего класса. При всей своей безжалостности монголы Золотой Орды были более мирскими и дипломатичными, чем кучка, изображенная в этом фильме. Некоторые историки считают Монгольскую империю первой транснациональной корпорацией. Если бы в кино монголы правили Россией, я сомневаюсь, что они смогли бы продержаться у власти не несколько столетий, а десятилетие. Если русские позволили этой жалкой группе завоевать себя, это тоже не делает русских слишком хорошими.

8 из 19 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Позор

electrotimba19 февраля 2013

Россия, когда-то сверхдержава киноискусства земля Виертова, Эйзенштейна, Тарковского куда делось ваше киноискусство? С годами почти ничего не смотрибельно, только несколько интересных фильмов, но этот мусор смущает. Сценария хватило на 10 максимум 20 минут короткометражного фильма, плохо снятого, нулевой исторической ценности, никакой концепции, кроме параноидальной, гиперрасистской антиазиатской пропаганды. Изображение монголов напоминает геббельсовскую антиеврейскую пропаганду. Парадокс в том, что недавно посмотрел монгольский фильм и по сравнению с этой чепухой, спонсируемой КГБ/православной церковью, он был хорошо сделан, интересен, художественно ценен. Эта убогая постановка напоминает итальянские мифологические фильмы 60-х, но лишена их очарования. Надеюсь, Россия вернется к подлинному киноискусству, которое когда-то было таким маяком.

8 из 47 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Скудный артхаус или Тяжёлая ноша митрополита Алексия в Золотой Орде

lyubitelfilmov2 июнь 2022

Арт-хаус с элементами исторической драмы. Пора заканчивать тему монголов, которую я начал с серии «Золотая Орда» (никогда ее не смотреть!), а сейчас вспомнил эту картину, оставившую значительный след в культурном плане, но прошедшую тихо и мирно для зрителей (был кассовый провал — и это заслуженно!). При первом просмотре картины она мне очень понравилась, но просмотрев сейчас, я понял, что глупостей и косяков в ней гораздо больше, чем достойных моментов. И вот мое краткое мнение для вас — Тяжкое бремя митрополита Алексия. Картина получилась противоречивая, поэтому заканчиваю это введение и приступаю к анализу.

Итак, плюсы: 1. История митрополита — если отбросить весь лоск (это сильно сказано) Золотая Орда и ее преемственность ханов, то мы видим добрую мученическую историю митрополита Алексея — одного из самых почитаемых русских святых, совершившего настоящую чудеса с божьей помощью. Здесь он был приглашен в Орду по просьбе хана Джанибека, мать которого ослепла. Но чуда не происходит, и митрополит решает наказать себя, и именно за этими страданиями и невзгодами нам приходится наблюдать почти всю вторую половину картины, попутно наблюдая за жизнью и судьбой русских пленных и даже некоторых иностранцев. Владыка терпит жестокие муки, но вся картина снята по заданию представителей Русской Православной Церкви, так что больше созерцать здесь почти нечего. Финал в целом неплохой, да и Максим Суханов в роли митрополита хорош (правда, актер оказался «гнилым», так что от меня больше хвалебных слов не дождется).

2. Город Сарай-Бату — специально для съемок этой картины создатели буквально с нуля построили первую столицу Золотой Орды, причем на ее историческом месте, а эти декорации впоследствии стали основой туристического центра под тем же названием (работает и сейчас). Это действительно заслуживает похвалы и низкого поклона создателям, а на экране поражает своей изысканной красотой и своей неповторимой атмосферой. Конечно, полностью воспроизвести этот великолепный город не удалось, но хватило даже созданного, хотя крупных планов было удручающе мало.

Итак, минусы: 1. Исторические ошибки — митрополита Алексея в Золотой Орде никто не унижал (приехал, исцелил хана, за жизнь пообщался с Джанибеком (Алексей был искусным дипломатом, и церковь получала льготы, и Русь дышала свободнее), а ушел с честь (крещение некоторых монголов в православную веру)), ханы Тинибек и Джанибек погибли не так комично, как это показано здесь, внешний вид ханов (и не только их) вызывает только смех (ходят как натуральные бомжи, а не первые лица Степи), монголы уважали православную церковь еще до митрополита, и не могли войти в храм верхом (их казнили бы сами монгольские тюремщики), бесконечные вереницы русских пленных (хотя при том раз Русь и Орда не воевали, так откуда они могли взяться?) Столицей Золотой Орды в те годы уже был город Сарай-Берке (или Новый Сарай). Это только те ошибки, которые заметил некомпетентный и любительский историк, а настоящие специалисты (вроде Клима Саныча Жукова) найдут здесь гораздо больше. Уважаемые зрители, просто знайте, что всему показанному верить нельзя!

2. Степной цирк — это академический термин, которым я описываю ту чушь, которая творится на экране. А если конкретнее, то у картинки проблемы с логикой. Например, хан все время ходит почти один, а ведь у него титул Короля королей — и его должны сопровождать личные телохранители, куда могли попасть только лучшие нукеры и преданные лично хану. Прием иностранных послов — это постоянное биение головой о стену из-за происходящего на экране циркового шапито. После этого я окончательно убедился, что это не историческая драма, а чистый артхаус с элементами исторической драмы. Я уже молчу о роли и положении женщины в монгольской культуре и норме тех далеких лет.

3. Скука — на картинке могут пройти минуты, и ни слова не будет сказано. Страдания, нудные монологи и диалоги, а в первой части картины большинство зрителей просто уснет, ведь ничего существенного там не происходит (кроме степного цирка). Кроме нескольких прямолинейных мыслей об исторической судьбе Золотой Орды и России и мученической кончине митрополита, здесь больше ничего нет. Как я уже сказал, митрополита никто не мучил, а Золотая Орда в этот исторический момент вошла в «Великую заварку», к которой она шла давно (со времени смерти Чингисхана) и затор привел к логический вывод — раскол и завоевание ближайшими соседями (Персией, Турцией, Россией).

4. Актерское мастерство — отечественные актеры! Я обращаюсь к вам! Когда ты научишься играть? Сможете ли вы дожить до Второго пришествия?

Несмотря на сильную критику, эта картина лучше, чем сериал «Золотая Орда» (где откровенное фэнтези выдавали за историю), потому что там есть, пусть и надуманная, но хорошая история мученической кончины митрополита Алексея, и ее можно посмотреть . Я все же буду рекомендовать картину к просмотру, но сдержанно. Если посмотреть, то хорошо, а если нет, то ладно, тогда вы просто немного узнаете о нем из этого обзора, ну может про митрополита Алексея прочтете (но сильно не прислоняйтесь на Википедии — это, в большинстве случаев, недостоверный источник информации (проверено лично)).

В итоге имеем хороший русский артхаус в исторических декорациях, с хорошей историей мученической кончины митрополита Алексея, прекрасным декором Амбара-Бату, но с огромным количеством исторических ошибок и откровенной чуши.

Моя оценка 5 из 10 и рекомендую эту картинку к просмотру!

0 из 0 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Награды | Часто задаваемые вопросы | Рейтинги пользователей | Внешние обзоры | Метакритик Обзоры

Великобритания обвиняет Кремль в попытке установить на Украине пророссийского лидера контактировал с рядом бывших украинских политиков в рамках планов вторжения.

Министерство иностранных дел Великобритании отказалось предоставить доказательства в поддержку своих обвинений, которые прозвучали во время высокой напряженности между Россией и Западом из-за сосредоточения российских войск вблизи границы с Украиной. Москва настаивает на том, что не планирует вторжения.

Британское министерство заявило, что располагает информацией о том, что российское правительство рассматривает бывшего украинского депутата Евгения Мураева в качестве потенциального кандидата на пост главы пророссийского руководства.

«Мы не потерпим заговора Кремля с целью установления пророссийского руководства в Украине», — заявила в Twitter министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. «Кремль знает, что военное вторжение было бы крупной стратегической ошибкой, а Великобритания и наши партнеры дорого обошлись бы России».

Британское заявление было обнародовано рано утром в воскресенье по московскому и киевскому времени, и никаких немедленных заявлений ни из Кремля, ни от Мураева не поступало.

Источник в министерстве иностранных дел сообщил, что делиться разведывательными данными не принято, и подробности были рассекречены только после тщательного рассмотрения с целью сдерживания российской агрессии.

МИД России отклонил комментарии как «дезинформацию», обвинив Великобританию и НАТО в «эскалации напряженности» вокруг Украины.

«Призываем министерство иностранных дел прекратить эти провокационные действия, прекратить распространять чушь и, наконец, сосредоточить свои усилия на изучении истории монголо-татарского ига», — говорится в официальном аккаунте министерства в Facebook.

ТРЕБОВАНИЯ

Британские претензии прозвучали на следующий день после того, как высокопоставленным дипломатам США и России не удалось добиться существенного прорыва в переговорах по урегулированию кризиса вокруг Украины, хотя они согласились продолжить переговоры. Россия предъявила Соединенным Штатам требования безопасности, включая прекращение расширения НАТО на восток и обещание, что Украина никогда не будет допущена к вступлению в западный военный альянс. читать дальше

Представитель Совета национальной безопасности США Эмили Хорн заявила в своем заявлении: «Такой заговор вызывает глубокую обеспокоенность. Украинский народ имеет суверенное право определять свое собственное будущее, и мы поддерживаем наших демократически избранных партнеров в Украине».

Мураев, 45 лет, пророссийский политик, выступающий против интеграции Украины с Западом. Согласно опросу аналитического центра «Центр Разумкова», проведенному в декабре 2021 года, он занял седьмое место среди кандидатов на президентских выборах 2024 года с поддержкой 6,3%.

«Вы сделали мне вечер. Министерство иностранных дел Великобритании, похоже, сбито с толку», — сказал Мураев британской газете Observer. «Это не очень логично. Мне запрещен въезд в Россию. Мало того, конфискованы деньги у фирмы моего отца».

Великобритания, которая на этой неделе поставила Украине 2000 ракет и команду военных инструкторов, также заявила, что располагает информацией о том, что российские спецслужбы поддерживают связи с «многочисленными» бывшими украинскими политиками, включая высокопоставленных лиц, связанных с экс-президентом Виктором Януковичем. .

Янукович бежал в Россию в 2014 году после трех месяцев протестов против его правления и был заочно приговорен к 13 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене в 2019 году. офицеров, которые в настоящее время участвуют в планировании нападения на Украину», — говорится в заявлении британского внешнеполитического ведомства.

Офис премьер-министра Бориса Джонсона на Даунинг-стрит также заявил, что британский лидер планирует на этой неделе усилить давление на Россию, призвав европейских коллег объединиться с Соединенными Штатами для отражения российской агрессии.

Ранее РИА сообщало, что министр иностранных дел Великобритании Трасс посетит Москву в феврале для встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, а министр обороны России Сергей Шойгу и его британский коллега Бен Уоллес также договорились о проведении переговоров. читать далее

Репортаж Майкла Холдена; Дополнительные репортажи Уильяма Джеймса, Натальи Зинец в Киеве и Полины Девитт в Москве; Под редакцией Фрэнсис Керри, Дэниела Уоллиса и Уильяма Малларда

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *