Не очень известные басни крылова: 10 редких басен Крылова

Содержание

10 редких басен Крылова | Только самое интересное

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы людям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.
Сегодня я решила познакомить вас с некоторыми произведениями (а кому-то помочь освежить их в памяти) нашего великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Эти басни, которые практически не изучаются в школе и редко включаются в избранное.

Слон в случае

Когда-то в случай Слон попал у Льва.
В минуту по лесам прошла о том молва,
И так, как водится, пошли догадки,
Чем в милость втёрся Слон?
Не то красив, не то забавен он;
Что за приём, что за ухватки!
Толкуют звери меж собой.
«Когда бы,- говорит, вертя хвостом, Лисица,-
Был у него пушистый хвост такой,
Я не дивилась бы».- «Или, сестрица,-
Сказал Медведь,- хотя бы по когтям
Он сделался случайным,
Никто того не счёл бы чрезвычайным:
Да он и без когтей, то всем известно нам,
Да не вошел ли он в случай клыками?»

Вступился в речь их Вол:
«Уж не сочли ли их рогами?»-
«Так вы не знаете,- сказал Осёл,
Ушами хлопая,- чем мог он полюбиться
И в знать добиться?
А я так отгадал —
Без длинных бы ушей он в милость не попал».
________

Нередко мы, хотя того не примечаем,
Себя в других охотно величаем.

1816

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана«. —

«Ну, попытайся ж у Демьяна». —
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка». —
«Беги ж, вон там живет Трофим». —
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!» —
«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —
«Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» —
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, —
Сказал тут Васька Волку, —
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужиках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни».

1830

Белка

У Льва служила Белка.
Не знаю, как и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.
Обещан — между тем всё время улетает;
А Белочка моя нередко голодает

И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.
Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают
Её подружки в вышине;
Она лишь глазками моргает; а оне
Орешки знай себе щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,
Глядит — нельзя никак;
На службу Льву её то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на отбор: орех к ореху — чудо !
Одно лишь только худо —
Давно зубов у Белки нет.

1829

Осёл

Был у крестьянина Осёл,
И так себя, казалось, смирно вёл,
Что мужику нельзя им было нахвалиться;
А чтобы он в лесу пропасть не мог —
На шею прицепил мужик ему звонок.
Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться
(Про ордена, конечно, он слыхал),

И думает, теперь большой он барин стал;
Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком
(То может не одним Ослам служить уроком).
Сказать вам должно наперёд:
В Осле не много чести было;
Но до звонка ему всё счастливо сходило:
Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, —
Наестся досыта и выйдет тихомолком.
Теперь пошло иным всё толком:
Куда ни сунется мой знатный господин,
Без умолку звенит на шее новый чин.
Глядит: хозяин, взяв дубину,
Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину;
А там сосед, в овсе услыша звук звонка,
Ослу колом ворочает бока.
Ну, так, что бедный наш вельможа
До осени зачах,
И кости у Осла остались лишь да кожа.
___________

И у людей в чинах
С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,
То плут не так ещё приметен;
Но важный чин на плуте, как звонок:
Звук от него и громок и далёк.

1829-1830

Лиса-строитель

Какой-то Лев большой охотник был до кур;

Однако ж у него они водились худо:
Да это и не чудо!
К ним доступ был свободен чересчур.
Так их то крали,
То сами куры пропадали.
Чтоб этому помочь убытку и печали,
Построить вздумал Лев большой курятный двор
И так его ухитить и уладить,
Чтобы воров совсем отвадить,
А курам было б в нём довольство и простор.
Вот Льву доносят, что Лисица
Большая строить мастерица —
И дело ей поручено,
С успехом начато и кончено оно;
Лисой к нему приложено
Всё: и старанье и уменье.
Смотрели, видели: строенье — загляденье!
А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут:
Корм под носом, везде натыкано насесток,
От холоду и жару есть приют,
И укромонные местечки для наседок.
Вся слава Лисаньке и честь!
Богатое дано ей награжденье
И тотчас повеленье:
На новоселье кур немедля перевесть.
Но есть ли польза в перемене?
Нет: кажется, и крепок двор,
И плотен и высок забор —
А кур час от часу всё мене.
Отколь беда, придумать не могли.
Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли?
Тое ж Лису-злодейку.
Хоть правда, что она свела строенье так,
Чтобы не ворвался в него никто, никак,
Да только для себя оставила лазейку.

1815

Мельник

У Мельника вода плотину прососала;
Беда б не велика сначала,
Когда бы руки приложить;
Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить;
А течь день ото дня сильнее становится:
Вода так бьёт, как из ведра.
«Эй, Мельник, не зевай! Пора,
Пора тебе за ум хватиться!»
А Мельник говорит: «Далёко до беды,
Не море надо мне воды,
И ею мельница по весь мой век богата».
Он спит, а между тем
Вода бежит, как из ушата.
И вот беда пришла совсем:
Стал жернов, мельница не служит.
Хватился Мельник мой: и охает, и тужит,

И думает, как воду уберечь.
Вот у плотины он, осматривая течь,
Увидел, что к реке пришли напиться куры.
«Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры!
Я и без вас воды не знаю где достать;
А вы пришли её здесь вдосталь допивать».
И в них поленом хвать!
Какое ж сделал тем себе подспорье?
Без кур и без воды пошёл в свое подворье.
________

Видал я иногда,
Что есть такие господа
(И эта басенка им сделана в подарок),
Которым тысячей не жаль на вздор сорить,
А думают хозяйству подспорить,
Коль свечки сберегут огарок,
И рады за него с людьми поднять содом.
С такою бережью диковинка ль, что дом
Скорёшенько пойдет вверх дном?

1821

Дерево

Увидя, что топор Крестьянин нёс,
«Голубчик, — Деревцо сказало молодое, —
Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,

Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина».
Взялся Крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем Дерево печёт,
То градом, то дождём сечёт,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
«Безумное! — ему сказала тут Змея, —
Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев тех не стало,
И время их бы отошло,
Тогда в свою чреду ты столько б возросло,
Усилилось и укрепилось,
Что нынешней беды с тобой бы не случилось,
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»

1814

Лев и Барс

Когда-то, в старину,
Лев с Барсом вёл предолгую войну
За спорные леса, за дебри, за вертепы.
Судиться по правам — не тот у них был нрав;
Да сильные ж в правах бывают часто слепы.
У них на это свой устав:
Кто одолеет, тот и прав.
Однако, наконец, не вечно ж драться —
И когти притупятся:
Герои по правам решились разобраться.
Намерились дела военны прекратить,
Окончить все раздоры,
Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
«Назначим же скорей
Мы от себя секретарей, —
Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит,
Пусть так и будет.
Я, например, к тому определю Кота:
Зверёк хоть неказист, да совесть в нём чиста;

А ты Осла назначь: он знатного же чина,
И, к слову молвить здесь,
Куда он у тебя завидная скотина!
Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь
Его копытца вряд ли стоят.
Положимся ж на том,
На чём
С моим Котишком он устроит».
И Лев мысль Барса утвердил
Без спору,
Но только не Осла, Лисицу нарядил
Он от себя для этого разбору,
Примолвя про себя (как видно, знал он свет):
«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет».

1815

Пёстрые овцы

Лев пёстрых не взлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно —
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу;
А видеть пёструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?
И вот к себе зовёт
Медведя он с Лисою на совет —
И им за тайну открывает,
Что, видя пёструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает,

И что придёт ему совсем лишиться глаз,
И, как такой беде помочь, совсем не знает.

«Всесильный Лев! — сказал, насупяся, Медведь, —
На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит: «О, царь! Наш добрый царь!
Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь —
И не прольёшь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
И где бы поскакать, побегать для ягняток.
А так как в пастухах у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдаётся,
Что род их сам собой переведётся.
А между тем пускай блаженствуют оне,
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пёстрых там овец —
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки? —
Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.

1823

Соловьи

Какой-то птицелов
Весною наловил по рощам Соловьёв.
Певцы рассажены по клеткам и запели,
Хоть лучше б по лесам гулять они хотели:
Когда сидишь в тюрьме до песен ли уж тут?
Но делать нечего: поют,
Кто с горя, кто от скуки.
Из них один бедняжка Соловей
Терпел всех боле муки:
Он разлучён с подружкой был своей.
Ему тошнее всех в неволе.
Сквозь слёз из клетки он посматривает в поле;
Тоскует день и ночь;
Однако ж думает: «Злу грустью не помочь:
Безумный плачет лишь от бедства,
А умный ищет средства,
Как делом горю пособить;
И, кажется, беду могу я с шеи сбыть:
Ведь нас не с тем поймали, чтобы скушать,
Хозяин, вижу я, охотник песни слушать.
Так если голосом ему я угожу,
Быть может, тем себе награду заслужу,
И он мою неволю окончает».
Так рассуждал — и начал мой певец:
И песнью он зарю вечерню величает,
И песнями восход он солнечный встречает.
Но что же вышло, наконец?
Он только отягчил свою тем злую долю.
Кто худо пел, для тех давно
Хозяин отворил и клетки и окно
И распустил их всех на волю;
А мой бедняжка Соловей,
Чем пел приятней и нежней,
Тем стерегли его плотней.

1822

 

Опубликовано Автор ЛенкаРубрики Разное

Самая короткая басня Крылова: проведем исследование

Казалось бы, кого может интересовать длина литературного произведения? Про книгу можно сказать: «Интересная, умная, полезная, смешная». Но характеристика: «Эта книга короткая» — звучит немного странно. Тем не менее есть в нашем мире люди, которых очень даже интересует длина каждого произведения, которое необходимо прочитать. Во-первых, студенты-филологи, которым приходится перелопачивать горы литературы. Во-вторых, школьники. Если педагог дает задание выучить наизусть стихотворение или басню, можете быть уверены: большинство его подопечных выберет произведение покороче. Нормальный инстинкт сохранения энергии.

Поэтому вопрос о том, какая самая короткая басня Крылова, вовсе не праздный. Попытаемся в рамках статьи найти на него ответ, проведя небольшое исследование (а заодно и припомнив некоторые произведения знаменитого «дедушки»).

Немного о баснях

Басня – само по себе произведение не очень длинное. Интересно, что в русской литературе она почти исключительно ассоциируется с именем Крылова, а с его смертью постепенно прекращает свое существование как литературный род, встречаясь лишь в творчестве отдельных поэтов как шутка или пародия.

Известные произведения

Знаменитые шедевры Ивана Андреевича насчитывают несколько десятков строк: «Слон и Моська» — 20, «Демьянова уха» — 27, «Ворона и Лисица» — 28, «Стрекоза и Муравей» — 30, «Квартет» — 36, «Волк и Ягненок» — 37. Самая короткая басня Крылова (из известных) – это, пожалуй, «Лебедь, Щука и Рак». В ней всего 12 строк, а содержание простое и понятное. Любому школьнику известно: «когда в товарищах согласья нет», каждый из трех человек «гнет свою линию», никто не идет на компромисс, толку не будет, «на лад их дело не пойдет».

Менее популярные варианты

Но это не самая маленькая басня Крылова. Наиболее лаконичные его произведения не так знамениты, однако тоже интересны. К примеру, «Мальчик и Змея» — коротенькая притча о предусмотрительности, благоразумии и необходимости хорошо знать биологию. Мораль небольшой басни «Лев и Лисица» можно выразить русской пословицей: «Не так страшен черт, как его малюют». В аллегоричной истории «Волк и пастухи» рассказывается о политике двойных стандартов: поступки разных людей оцениваются окружающими по-разному. Если это и не самая короткая басня Крылова, то очень полезная для школьников. Заработайте себе репутацию отличника – вдумчивого, серьезного, трудолюбивого ученика, и в дальнейшем вы сами удивитесь, как это будет выручать вас в различных жизненных ситуациях. Но подведем некоторые итоги.

Какие басни Крылова самые маленькие?

Название басни

Количество строк

Количество слов

Количество букв

«Мальчик и Змея»

8

47

224

«Лев и Лисица»

8

48

207

«Волк и пастухи»

8

45

210

«Чиж и Голубь»

10

52

227

«Петух и Жемчужное зерно»

10

53

218

«Лисица и Виноград»

13

68

291

«Мышь и Крыса»

14

53

233

Что выбрать?

В таблицу вошли произведения, которые большинством читателей признаются небольшими. Претендовать на серьезное исследование наша статистика не может, однако для школьников такая степень достоверности и не требуется. Какая же самая короткая басня Крылова? Выбирать рекомендуем из трех уже упоминавшихся произведений: «Мальчик и Змея», «Лев и Лисица» или «Волк и пастухи». Это безусловные победители, так как содержат наименьшее количество строк, слов и букв. Кроме того, они отличаются простотой содержания и понятной моралью. Наконец, мало известны широкой публике, что косвенно может свидетельствовать о вашей начитанности. Впрочем, если в детстве вам читали другие басни известного автора, может статься, что их выучить гораздо легче, чем новые произведения.

Иван Крылов и крылатые выражения из басни «Зеркало и обезьяна». Чем подсчитывать сплетни на работу, не лучше ли включить себя, кума

Хулиганов из РПЦ МП, неуверенных представителей других конфессий с одной стороны, и дистрофиков от науки и педагогики с другой стороны , дружно и нагло кричать о необходимости пустить в школу Закон Божий под именем «альтернативных точек зрения». И все это под лозунгами либо демократии, либо плюрализма, либо научного креационизма, либо вечной неполноты и ущербности научного знания. От многоголосого хора защитников невежества и проповедников мракобесия у публики заложило уши, закружилась голова, притупился здравый смысл. Что ж, попробуем рассуждать здраво.

Если начать вводить в сознание школьников не только истины, установленные наукой, но и содержание тех бесчисленных заблуждений об этих истинах, которые существовали в научной и околонаучной среде не менее двух-трех тысяч лет , то что будут знать повзрослевшие ученики, окончившие такую ​​школу? Ведь тысячи ошибочных истин были высказаны одними и теми же учеными от имени науки на любую современную научную достоверную истину. Были высказаны десятки, сотни и даже тысячи предположений, догадок гипотез об изучаемом и еще неизвестном науке явлении, и только одно из них впоследствии оказалось верным. При этом одна и та же истина по содержанию выражалась в десятках и сотнях конкурирующих вариантов. Так, в научном мире зафиксировано несколько сотен доказательств теоремы Пифагора. Но чтобы узнать, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, достаточно одного убедительного доказательства. Сотни других вариантов доказательств ничего не добавят к знанию этой теоремы. Наоборот, если еще одно, второе, доказательство подкрепит знание первой версии истины, то третья уже оставит учащегося равнодушным, четвертая надоест, а сотая может вызвать отвращение к самой теореме. А изложение альтернативных, пусть даже по существу справедливых, точек зрения на одну и ту же истину совершенно не оставит места в сознании учащегося для этой истины. А если противопоставить теологическому креационизму научную истину эволюционного учения, то учащийся перестанет верить не только в науку, но и в креационизм.

Безусловно, в науке были и будут альтернативные точки зрения, альтернативные объяснения одних и тех же природных процессов в природе, обществе и в духовном мире человека. Особенно это касается тех проблем, которые еще мало доступны для практического и доказательного осмысления их сущности. Но эти вопросы должны решать ученые. Студент — не ученый. Он, говоря словами Мальчика из фильма «Золушка»: «Я еще не волшебник/ученый. Я еще учусь».



Следовательно, даже с педагогической точки зрения креационизм и другие виды альтернативных антинаучных концепций принесут несомненный вред незрелому уму учащихся.

ІІ.

Протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Всеводод Чаплин и сам иерей Кирилл Гундяев настойчиво многочисленными «аргументами» доказывают необходимость и полезность преподавания в школе параллельно с Законом Божиим под названием «Православная культура», альтернативного курсу креационизма на эволюционное учение. Доводы этих богоносных пастухов и их последователей застряли у них в зубах и давно всем известны. Я не буду их повторять. Скучно и бесполезно. Но в русле выступлений «хранителей» о школе и подрастающем поколении могу дать дельный совет всем ярым нападающим на школу.

Отцы святые и несвятые! Почему вы так неблаговидно пытаетесь навести порядок в школе, которая не ваша, светская и государственная? Религия по Конституции отделена от государства, а школа от церкви. Зачем ты перелезаешь через забор, отделяющий тебя от школы, со своими «добрыми советами»? У тебя есть свои маленькие заботы? У вас есть свои школы? Есть много!

С пользой для собственного дела прочитайте сначала басню Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Мартышка. В зеркале обезьяны вы увидите себя. См.:

Обезьяна, увидев свой образ в Зеркале, Тихо ногой потерпит: «Смотри, — говорит, — кум мой милый! Какая там кружка? Какие у нее выходки и прыжки! Я был немного похож. Но, признайтесь, таких сплетен моих сплетников пять-шесть: я их даже по пальцам сосчитать могу. — «?» — ответил ей Мишка. Но совет Мишенькина так и пропал даром.

Чем лезть через забор в светские школы, не лучше ли вам, священникам, обратиться к своим школам. В своих школах вы все по группам и по одному обучаете слушателей и учеников только своему вероучению. Но убеждение, которому вы учите свое, в мире существуют десятки и сотни более сильных убеждений на ваше убеждение. Вы сами толкуете, например, что Библия есть единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение Самого Господа Бога — Сонма/Иеговы. Доказательств вашему утверждению нет. Объективный, без всякого предубеждения, анализ показывает, что Библия — противоречивый, невежественный и непоследовательный источник. Это, как говорится, само собой разумеется. Но помимо этого в Библии есть много альтернативных источников доктрины. Для мусульман Коран не меньше вашей Библии — единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога — Аллаха. По сравнению с Библией, в Коране гораздо меньше внутренних противоречий, хотя несуразности там есть под стать библейским. Для буддистов безошибочна и абсолютно истинна Трипитака, для индусов — Веды, для мормонов — Книга Мормона… Все эти источники «единственно истинного» религиозного учения имеют в три-четыре раза больше почитателей, чем почитателей Библии. в мире. Почему бы вам не ввести в ваших учебных заведениях изучение этих альтернативных библейских священных книг? Ах вот как?! Вы изучаете вероучения других религий и их священные книги! Замечательно! Но как их изучить? — О, вот как! — Критический. Так вот, в наших светских школах критически изучаются и ваши священные писания, и тот же креационизм. И сколько хороших слов вы говорите в адрес своего учения о других религиях, столько хорошего говорят о креационизме в школах. Мы не возражаем против того, что вы говорите о других религиях и о других священных книгах, которые вам не принадлежат. Так что вы не возражаете против того, что мы в наших светских школах говорим о вашем креационизме. Хотите обсудить с нами публично? Приглашайте нас на свои радио- и телепередачи. Мы и я лично согласны говорить с вами хоть в ваших семинариях, хоть в ваших духовных академиях. Приглашать. Если хочешь, я прочитаю тебе курс атеизма. От меня семинаристы услышат то, что атеизм говорит о себе, а не то, что вы им говорите об атеизме. Вам не подходит? В таком случае, почему мы должны принимать полную чепуху, которую вы пытаетесь пронести в нашу школу?

« Какие сплетники считаются за работу, Не лучше ли самому включиться, кум ?» —

Зеркало и рисунок обезьяны

Басня Зеркало и Мартышка читать текст онлайн

Обезьяна, в Зеркале видя свое изображение,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри, говорит, кум милый мой!
Что это за лицо?
Какие у нее кривляния и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного была на нее похожа.
Но, признайся, есть
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитаю.
Мишка ответил ей.
Но совет Мишенькина просто пропал даром.

Таких примеров на свете много:

Я даже это вчера видел:
Что Климыч нечист на руку, все знают это;
Про взятки Климычу читали.
И он украдкой кивает Питеру.

Зеркало и Обезьяна — Мораль басни Ивана Крылова

Таких примеров на свете много:
Никто не любит узнавать себя в сатире.

Нравственность своими словами, основная идея и смысл басни Зеркало и Мартышка

Часто люди не замечают в себе недостатков, но готовы критиковать других.

Разбор басни Зеркало и Мартышка

В басне «Зеркало и Мартышка» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь тычет мордой обезьяны в ее невежество и указывает недостатки людей. Обезьяна, глядя на свое отражение, почему-то видела недостатки всех своих знакомых и подруг, но не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ животного. Но довольно часто встречаются личности, которые слишком высокого мнения о себе, в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие хотя бы раз сталкивались с такими невеждами, которые совершенно не замечают собственных недостатков, но активно указывают на чужих и смеются над ними. Так и в этой басне обезьяна не может признать, что слабак, которого она видит, это она сама, и не обращает внимания на совет медведя, пропуская его мимо ушей.

Люди, изображенные в басне в виде медведя, часто молчат и стараются не вмешиваться в поведение «обезьян», что еще больше подчеркивает уверенность последних в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение, и такое невежество и наглость нужно пресекать.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других.

Медведь

Мудрый человек, который видит больше со стороны и дает верный совет, но обезьяна его не слушает.

Популярные выражения, пошедшие из басни Зеркало и Мартышка

Послушать Басню Ивана Крылова Зеркало и Мартышка

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Многие из нас с детства помнят строчки из рифмованных рассказов о разных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец, слава о стихах которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что, высмеивая действия животных, этот автор обнажал разные вещи, за которые его неоднократно осуждали критики, и басня «Зеркало и обезьяна» как раз является таким произведением. Давайте поближе познакомимся с этой увлекательной историей и попробуем понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что обезьяна случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом взгляд. В стихотворении очень точно описаны все эмоции, которые она испытывает при этом: презрение и отвращение, ведь обезьяна не знает, что она сама на нее смотрит. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями о человеке, который смотрит на нее из отражения, называя ее слабачкой и сравнивая со своими сплетницами-подружками, что медведь не стал объяснять обезьяне, что ее собственная морда так смотрит на нее, а только намекнул на этот факт, оставшийся для обезьяны совершенно непонятным.

«Зеркало и обезьяна» — басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной дано в этом произведении не просто так. На примере такого животного показано поведение подлых людей, которые замечают недостатки других, но не хотят видеть свои недостатки. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строках произведения, и именно там проводится точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал свое имя. Это стихотворение, безусловно, заставило поволноваться тех людей, которые любят собирать сплетни, ведь их буквально сравнивали с обыкновенной обезьяной, и не заметить такой аллегории может только ребенок.

Тяжелый смысл стихов, не изучаемых школьниками

Самое интересное, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию — взяточничество, получившее широкое распространение еще со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому сразу после публикации стала активно обсуждаться жителями России.

На сегодняшний день рифмованные рассказы этого автора изучают школьники с 3-5 классов, однако их скрытый смысл доступен далеко не каждому школьнику. Именно поэтому преподаватели предпочитают ориентироваться на более простую интерпретацию смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный для детей смысл и глубокую мораль, которая по большей части была ориентирована на обладателей власти: нечистых на руку чиновников и безграмотных управленцев, среди которых постоянно вращался автор. Некоторым из них своеобразной пощечиной стала басня «Зеркало и обезьяна».

Непринужденная беседа Мартышки и Медведя в басне Крылова «Зеркало и Мартышка». Дети любят читать басню Крылова по ролям или заучивать ее наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читают

Обезьяна, в Зеркале видя свое изображение,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри, — говорит, — батюшка мой милый!
Что это за лицо?
Какие у нее кривляния и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного была на нее похожа.
Но, признайся, есть
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитаю.
Мишка ответил ей.
Но совет Мишенькина просто пропал даром.

Таких примеров на свете много:

Я даже это вчера видел:
Что Климыч нечист на руку, все знают это;
Про взятки Климычу читали.
И он украдкой кивает Питеру.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Никто не любит узнавать себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Мартышка Крылов изложена в конце произведения по всем правилам жанра басни. Медведь указал Обезьяне на ее невежество, но она готова видеть недостатки всех своих «подружек», но не свои.

Басня Зеркало и обезьяна — анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Обезьяна и очки» своим невежеством, над которым Крылов любит подшучивать над людьми, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки других, но не замечать своих. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящего слабака — себя, но не способна в этом признаться. Совет Медведя «Какие сплетники считать за работу, не лучше ли самому обернуться, кума?» она скучает по ушам.

Многие литераторы писали басни, но больше других баснописцев прославился Иван Андреевич Крылов: его фамилия, как и имена Лафонтена и Эзопа, стала почти синонимом басни.

Баснописец И.А. Крылов

Урожденный Иван Андреевич был из бедной семьи служащего драгунского полка. Его отец «не был обучен наукам», но умел писать, а читать любил еще больше. Сын унаследовал от отца целый сундук с книгами и уроки грамоты.

Будучи подростком, он потерял отца, но продолжал изучать французский язык в доме богатого соседа, одновременно находясь на государственной службе. Иван уже тогда пробовал писать и показывал свои произведения сведущим литературоведам. Однако написанные им трагедии и драмы были далеки от совершенства, хотя и давали представление о возможностях Крылова.

Характер писателя был неугомонным, постоянно искал новые возможности и стили. Непокорный дух подталкивал его к переменам и риску: целые периоды его биографии выхолащивают исследователей. Где он был? Что ты сделал?

Кажущееся хаотичным движение на самом деле стало камнем, на котором оттачивались навыки будущего баснописца.

Острое перо Крылова

Характер у него был скептический и язвительный: Ивану Андреевичу было свойственно видеть отрицательные стороны явлений и нелепые поступки людей. Он с детства был поклонником Лафонтена — известного французского баснописца — и неоднократно пытался перевести его басни на русский язык.

С юности Крылов писал произведения с сатирическим оттенком: он был склонен обличать не только общественные пороки, но и известных сограждан, беспощадно высмеивая их.

Крылов издавал обличительные журналы, печатал литературные карикатуры и сатиру. Однако жизнь изданий была недолгой, особой популярностью они не пользовались, и довольно скоро издатель закрыл их.

Иван Андреевич не переставал искать свою нишу. В начале XIX века Крылов показывал переводы Лафонтена И.И. Дмитриеву, знатоку небылиц, на что тот ответил: «Вот твоя настоящая семья, ты наконец нашел ее».

Действительно, весь характер Крылова как нельзя лучше подходил к деятельности баснописца: и его скептический, острый ум, и наблюдательность, и сатирическое восприятие действительности, и образованность. В поисках собственного стиля Иван Андреевич шлифовал свои способности и постепенно стал мастером слова.

Пословицы из басен Крылова

Итак, Иван Андреевич наконец нашел свою уникальную нишу в литературе. Показательно, что с этого момента его карьера и финансовое положение стали постепенно идти в гору.

Крылов пошел служить в Императорскую публичную библиотеку, откуда много лет спустя вышел на пенсию состоятельным человеком. Его басни стали популярными и были изданы еще при его жизни: за 35 лет вышло 9 сборников!

Искусно составленные обороты речи, полные сатиры, а иногда и насмешек, нередко превращались в крылатые выражения из басни! «Зеркало и Мартышка», «Четверка», «Лебедь, Рак и Щука» — каждое произведение содержит емкие и точные обличающие фразы, вызывающие у читателя улыбку.

Кому не знакомы выражения: «Ты виноват в том, что я хочу есть» или «Да только воз и ныне там»? Это строки Крылова, превращенные в речевые аллегории.

Автором написано 236 басен — одна краше другой. Смысл басен Крылова сегодня изучается в школьной программе, ведь, несмотря на полтора века, прошедшие с его времени, сатира басен остается актуальной, а персонажи до смешного узнаваемы. Любой школьник без труда запомнит крылатые фразы из басни.

«Зеркало и обезьяна»

В басне рассказывается об обезьяне без сознания. Она понятия не имеет, как выглядит снаружи, или не хочет знать. Ей легче и интереснее находить недостатки в своих «сплетниках» — она знает о них практически все.

Когда наблюдательный Кум-Медведь пытается деликатно намекнуть Мартышке, что это ее собственное отражение в зеркале, она просто пропускает его слова мимо ушей. «Никто не любит узнавать себя в сатире», — насмешливо резюмирует автор.

Басня состоит всего из нескольких строк, но как точно она описывает столь распространенные в обществе критику и лицемерие! Крылов метко высмеивает махровый эгоизм и душевную слепоту обезьяны Крылова: Мартышка и зеркало становятся символами непомерного самомнения, доходящего до смешного.

Автор беспощадно высмеивает человеческие пороки, по всем правилам баснописца — в образах животных. Он мастерски подбирает не только сюжет и персонажей, но и произносимые ими слова. Особенно смешны и едки крылатые выражения из басни.

Зеркало и Обезьяна — это, по сути, два главных героя: Обезьяне Медведь нужен только для того, чтобы обсуждать «сплетни» и хвастаться: мол, я не такой! Совет Медведя, как пишет баснописец, «только зря пропадал». Строки басни у всех вызывают невольную улыбку: каждый вспомнил кого-то из окружения, похожего на Обезьяну. Автор же призывает читателей посмотреть в зеркало на себя, обнаружить и нейтрализовать «обезьяну в себе».

Крылатые выражения из басни «Зеркало и обезьяна»

В такой короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в разговоре как устоявшиеся, обозначая известное явление.

Например, говоря о ядовитом сплетнике, видящем вокруг себя только чужие недостатки: «Что считать работой на сплетников, не лучше ли самому, кума, обернуться?»

Говоря о человеке, обвиняющем других в своих грехах: «Прочитали про взятки Климычу, а он украдкой кивает на Петра».

Многие меткие, смелые, полные сатиры строки, словно перенявшие фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден – они обличают ставшие привычными человеческие пороки.

Как интернет помогает людям

Правила взбивания белков

Крылов Иван (Писатель)

(1768-1844) баснописец, журналист, драматург

Иван Крылов родился в Москве в семье бедного офицера, которому 9 лет.0219 хоть и получил неформальное образование, но любил читать. Ивану было девять лет, когда умер его отец, оставив жене и двум сыновьям небольшое наследство, за исключением сундука, полного книг. Крылов начал работать переписчиком, чтобы прокормить семью.

В 14 лет Крылов переехал в Санкт-Петербург. Работал чиновником, посещал театральные и литературные кружки, пробовал себя в литературе. Его первая важная работа, опера «Кофейная мельница», высмеивала лицемерие, казалось бы, прогрессивных мыслителей. Издатель, которому Крылов привез «Кофейную мельницу», похвалил произведение и поощрил молодого писателя солидной суммой денег, но печатать оперу отказался.

Написав череду малоудачных трагедий и комедий, Крылов закончил резко критическую комедию «Озорники». В главных героях комедии современники Крылова легко узнавали влиятельных деятелей театрального и литературного мира, некоторые из которых были покровителями или сторонниками Крылова. Его благодетели были возмущены, и опера была запрещена.

В 1789 году Крылов начал ежемесячное издание под названием «Сверхъестественная почта». Журнал карикатурно изобразил русское общество в виде фантастической переписки между гномами и волшебником. Цензоры вскоре закрыли журнал. В 1790 Крылов решил посвятить себя литературному труду и ушел с государственной службы.

Затем он начал другой проект, Зритель, еще один журнал, который не выдержал цензуры. Его закрытие неудивительно, учитывая резко сатирический характер произведения, беспощадно критиковавшего склонность русского общества к подражанию Западу, преклонению перед всем французским и пренебрежению родным языком и культурой. Некоторые из важных работ Крылова того периода включают статьи «Речь шалопая на сборище дураков», «Мысли модного философа» и пьесу «Похвала науке убивать время», все из которых демонстрируют его использование сатиры для разоблачения социальных пороков.

Настоящая слава Крылова последовала за его открытием, что его сатирический талант лучше всего выражается в баснях. Этот жанр пользовался популярностью во многих культурах и во все времена, о чем свидетельствуют басни Эзопа, Федра, индийской Панчатантры и поэтессы де Франс. Крылов начал в 1805 году с перевода и публикации двух басен французского поэта Жана де лафонтена, получивших самые высокие оценки критиков. В 1809 году Крылов издал отдельное издание собственных басен, принесшее ему огромный успех. Басни стали классикой еще при его жизни; книги продавались огромными тиражами, и царь лично просил Крылова принять звание почетного академика Российской академии.

В своих баснях Крылов сочетает развитую наблюдательность с присущим ему ироничным скептицизмом. Его сатира не упрекала общество в его грехах, а призывала людей увидеть свои недостатки и посмеяться над ними. Например, в басне «Квартет» четыре животных пытаются играть на духовом квартете, не умея ни играть, ни читать ноты. Хотя животные меняются местами, качество их музыки не улучшается. «Как бы вы ни садились, друзья мои, вы все равно плохие музыканты», — заключает басня. Точно так же «Ворона и лисица» описывает тщеславную ворону, обманутую бесстыдной лестью хитрой лисы, чтобы она отпустила кусок сыра. В одной из самых известных басен «Лисица и виноград» рассказывается история о лисе, которой не удалось схватить слишком высокий виноград, и она успокаивает себя, заключая, что «виноград все равно не должен быть созревшим».

Крылов первым отступил от традиции использования книжных слов и поэтизмов в баснях. Посещая ярмарки, рынки и праздничные дни, он приобрел доскональное знание разговорного или повседневного языка, который затем использовал в своих письмах. Острые, пословичные фразы делают его басни запоминающимися и легко запоминающимися. Он часто сводит к минимуму традиционную мораль, завершающую басню, или же полностью избавляется от нее. Его басни — это не сухие морализаторства, а живописные и увлекательные изображения реальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *