Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
- Уникальное мастерство – как трудился художник?
- Загадка модели – кем была изображенная красавица?
- Улыбка Моны Лизы – что скрывает красавица?
- Внезапное похищение – как был утрачен шедевр?
- Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — интересные факты
Ежегодно это произведение осматривает более 8 млн. посетителей. Оно фигурирует во множестве приключенческих романов, научных статей, критических эссе и научных исследований. Красота полотна не померкла и за более чем 500 лет, прошедших со дня его создания. Всё это – описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». А прочитав нашу статью, Вы узнаете наиболее интересные факты и малоизвестные сведения о великолепной работе!
Портрет госпожи Лизы Джокондо Мона Лиза. 1503 — 1519 гг. |
Панно из янтаря «Мона Лиза» Леонардо да Винчи |
Уникальное мастерство – как трудился художник?
Леонардо да Винчи был очень привязан к своему шедевру. В его «Трактате о живописи» и других заметках есть множество упоминаний об особенностях полотна. Например, мастерская, в которой создавалась картина, была оборудована специальными подвижными столами, а окна устроили таким образом, чтобы свет становился мягким и рассеянным.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. В ХХ ст. исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти.
Тот, кто нарисовал картину, знал толк и в анатомии. Как известно, Леонардо вскрывал трупы, невзирая на то, что в XVI ст. подобное занятие было под строжайшим запретом. Но благодаря полученным данным он сумел сделать фигуру женщины более реалистичной.
Загадка модели – кем была изображенная красавица?
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини, и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы, игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. Именно поэтому улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». На основании этих слов шедевр, созданный великим живописцем в 1503-1506 гг., и обрёл своё название.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом.
В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи д’Аваллос. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д’Арагону во время его визита к художнику. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
А в 1957 г. итальянский учёный Карло Педретти заявил, что живописец нарисовал Пачифику Брандано – мать римского кардинала Ипполито и ещё одну любовницу Джулиано Медичи. Согласно этой версии, мужчина заказал портрет для своего внебрачного сына, чтобы дать ему возможность увидеть мать (к тому времени она уже умерла, так что мастер запечатлевал идеализированный образ).
Улыбка Моны Лизы – что скрывает красавица?
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо… опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Его изучали историки, искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины… контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Популярные товары |
-10%
Картина «Пшеничное поле с …
720 грн
-10%
Панно «Парусники»
720 грн
-10%
Панно «Стрекоза»
720 грн
-10%
Панно «С нами Бог и Украина»
720 грн
-10%
720 грн
-10%
Панно «Благовещенский . ..
720 грн
-10%
Панно «Фрегат»
720 грн
-10%
Панно «Музыкальная труба»
720 грн
-10%
Панно «Парусники на закате»
720 грн
-10%
Панно …
720 грн
-10%
Панно «Львовский оперный …
720 грн
-10%
Панно «Одесский театр оперы …
720 грн-10%
Панно «Благовещенский …
720 грн
-10%
Панно «Харьковский вокзал»
720 грн
-10%
Панно «Птица Феникс»
720 грн
-10%
Памятник независимости . ..
720 грн
-10%
Панно «Бабочка»
720 грн
-10%
Панно «Львовский трамвай»
720 грн
-10%
Панно «Красная Шапочка»
720 грн
-10%
Панно «Летнее настроение»
720 грн
-10%
Панно «Четыре сезона»
720 грн
-10%
Панно «Старинный Львов»
720 грн
-10%
Панно «Осенний Киев»
720 грн
-10%
Панно «Герб и флаг»
720 грн
-10%
Панно «Зеркальная струя в . ..
720 грн
-10%
Панно «Домики на берегу …
720 грн
-10%
Панно «Князь Святослав …
720 грн
-10%
Панно «Памятник …
720 грн
-10%
Панно «Львов. Площадь Рынок»
720 грн
-10%
Панно «Успенский собор. …
720 грн
-10%
Панно «Водяные лилии» …
720 грн
-10%
Панно «Трогательный момент»
720 грн
-10%
Панно «Копенгаген»
720 грн
-10%
Панно «Львовский трамвай»
720 грн
-10%
Панно «Церковь Непорочного . ..
-10%
Панно «Теплоход»
720 грн
-10%
Панно «Храм Святого …
720 грн
-10%
Панно «Новогодние …
720 грн
-10%
Картина «Пара обуви» …
720 грн
-10%
Панно «Испанские танцы»
720 грн
-10%
Панно «Бахчисарай»
720 грн
-10%
Панно «Козак-бандурист»
720 грн
-10%
Панно «Зеркальная струя в …
720 грн
-10%
Панно «После дождя»720 грн
-10%
Панно «Девушка с шалью»
720 грн
-10%
Панно «Львов. Площадь Рынок»
720 грн
-10%
Панно «Кофе с корицей»
720 грн
-10%
Панно «Розы Гелиогабала» …
720 грн
Интересуются улыбкой Джоконды и медики. Так, отоларинголог К. Адур (Окленд, США) уверен, что подобное выражение лица обычно свойственно людям с параличом лицевого нерва. А Дж. Борковски считает, что модель потеряла много зубов – на увеличенных снимках полотна он обнаружил шрамы вокруг её рта.
Кроме того,
Внезапное похищение – как был утрачен шедевр?
Вероятно, это произведение – самая знаменитая картина во всём мире. Ею любовались мадам де Ментенон, Людовик ХIII, Наполеон. Художники неоднократно пытались создать достоверную копию портрета, а Жан-Огюст Энгр, Камиль Коро и Жак-Луи Давид называли его «своей музой». В XIX ст. в Лувр начали приходить письма, адресованные «Моне Лизе». В них люди… признавались в любви к полотну!
Пустая стена, где висела «Мона Лиза» 1911 г. |
Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела |
Однако такая известность повлекла за собой и неприятности. 21 августа 1911 г. мир сотрясло известие об утрате «Джоконды». Полиция немедленно ринулась на поиски уникального произведения, выдвигая самые разные версии. Так, одна из них гласила, что шедевр сжёг неловкий фотограф, снимавший его с помощью магниевой вспышки. Подозрения пали и на более знаменитых людей – например, на поэта Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо.
Наконец, через два года полотно нашли. Поспособствовал этому сам похититель – итальянский зеркальщик Винченцо Перуджа, ранее трудившийся в Лувре. Он предложил купить картину начальнику галереи Уффици (Флоренция). Вор утверждал, что всего лишь хотел вернуть шедевр на его историческую родину.
Обретение портрета стало всемирной сенсацией. Экскурсанты, посещавшие музей, желали видеть только «Джоконду». А вот интеллигенты, наоборот, восстали против такого поклонения – так, живописец-авангардист М. Дюшан даже опубликовал в журнале «Дада» шарж, на котором к полотну были пририсованы усы.
Сейчас зал Лувра, где находится картина «Мона Лиза», снабжён многочисленными экранами из пуленепробиваемого стекла. Они призваны оградить произведение Леонардо да Винчи от вандализма и контактов с окружающей средой.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — интересные факты
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Исправить это решил инженер и оптик Паскаль Котте (Франция), который изобрёл уникальную мультиспектральную фотокамеру. Его устройство позволяет получить детальные снимки разрешением более 240 мегапикселей во всех известных спектрах – от ультрафиолетового до инфракрасного. А чтобы качество изображения было безупречным, произведения искусства дополнительно сканировали ещё одним прибором.
Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы.
Кроме того, фотографии позволили выявить наброски и эскизы, которые были скрыты под более поздними слоями краски. В частности, на первой версии портрета девушка имела брови и ресницы, поддерживала наброшенное на голову покрывало, а её улыбка ещё не обрела характерной загадочной таинственности. А вот небольшого пятна в уголке глаза не было – вероятно, оно возникло вследствие попадания капель воды. Есть версия, что данное повреждение появилось в тот период, когда знаменитое произведение украшало… ванную комнату Наполеона!
Здесь приведены далеко не все сведения о картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Интересные факты о полотне можно перечислять очень долго – но, чтобы по-настоящему оценить его красоту и совершенство, необходимо взглянуть на шедевр вблизи. И сделать это Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья», предлагая портрет из натуральных солнечных самоцветов!
описание, адрес, время и режим работы 2023
Картины, созданные Леонардо да Винчи, всегда несли в себе какие-то тайны и загадки, будь то знаменитая улыбка Джоконды или прозрачный шар в руках Иисуса Христа на полотне «Спаситель мира». Одна из таких картин — фреска «Тайная вечеря». Находится она в церкви доминиканцев Санта-Мария делла Грация, в помещении для трапез. С картиной связывают столько интересных фактов, что её давно причислили к одной из главных миланских достопримечательностей, внося в первоочередной список путешествий по городу.
Расположение
Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2, 20123 Milano MI, Италия
Время работы
Ежедневно, кроме понедельника, с 8:15 до 18:45.
Сайт
http://www.vivaticket.it/
История создания «Тайной вечери»
Во времена средневековья художники создавали свои картины по заказам высокопоставленных вельмож. Леонардо да Винчи начинал художественную карьеру в живописной Флоренции, которая притягивала немало создателей произведений художественного жанра. Во Флоренции на тот момент безраздельно властвовал не менее знаменитый и талантливый Микеланджело, который пользовался особым покровительством тосканской династии Медичи. Большие почитатели искусства, Медичи все самые денежные заказы отдавали своему любимцу, а остальные творцы оставались практически не удел.
«Тайную вечерю» да Винчи написал по желанию одного из миланских герцогов, который предложил ему эту работу. Художник специально приехал в Милан, где остался впоследствии почти на два десятка лет. У вельможи умерла жена, которая давно хотела иметь такую картину, и герцог решил посмертно исполнить просьбу супруги. Красавица Беатриче происходила из знатного рода, принимала активное участие в жизни города и пользовалась славой покровительницы художественного искусства. Герцогиня умерла в совсем молодом возрасте, во время родов. Именно ей принадлежала идея росписи стены трапезной доминиканского монастыря, которую она так и не успела воплотить в жизнь.
По желанию герцога, в память о его супруге, Да Винчи расписал одну из стен трапезной доминиканского монастыря. Работа длилась три года и была завершена незадолго до начала XVI столетия. Размеры фрески впечатляли: почти 9 метров шириной и более 4,5 высотой.
Образцом для стола и посуды, изображённых на картине, послужили настоящие предметы быта, которые находились и использовались на тот момент в трапезной монастыря.
Что интересно, только в российском переводе название картины звучит именно так, сразу навевая мысли о каком-то заговоре или тайном собрании. На других языках название переводится как «Последний ужин», что более реально отображает задумку автора, ведь на полотне изображён Иисус Христос с апостолами во время своей последней вечерней трапезы. Именно в этой беседе Христос сообщает окружающим, что один из учеников его предаст, поэтому апостолы с удивлением внимают его словам.
Интересные факты о «Тайной вечере»
Со знаменитой фреской и её созданием связано большое количество интересных фактов, которые даже через столетия передаются из уст в уста поклонниками творчества да Винчи и не раз упоминаются при описании картин художника.
Мистическое число «3»
Если присмотреться внимательно, то на картине можно увидеть некоторую взаимосвязь с числом «3», которая наблюдается не единожды:
- фигура Иисуса с раскинутыми по столу руками своими очертаниями напоминает треугольник;
- апостолы изображены группами по три человека;
- на задней стене помещения, в котором проходит трапеза — ровно три окна.
Исследователи подмечают, что такая последовательность может быть связана с библейской темой, где числу «3» уделено большое внимание. Ведь Христос прожил 33 года, воскрес на третий день после распятия, а апостол Пётр трижды отрёкся от него. Помимо этого, число «3» непосредственно относится и к Святой Троице — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Сам да Винчи на картине
Говорят, что Леонардо да Винчи любил косвенно изображать себя на своих картинах. К примеру, по некоторым предположениям, удивительная Мона Лиза — частичный автопортрет художника. На картине «Тайная вечеря» также наблюдается подобная взаимосвязь. Апостол Фаддей, изображённый на фреске, по мнению многих искусствоведов внешне напоминает собой художника.
3D-эффект «Тайной вечери»
Мастерство да Винчи не знало границ, вот и на знаменитой фреске в полной мере проявился весь его талант. Современники говорят, что только что написанная картина излучала объёмный свет от солнечных лучей, падавших из окна. К сожалению, сегодня это увидеть практически невозможно.
При создании фрески художник использовал особый состав краски, который позволял делать корректировки изображений спустя длительное время. Именно эта самодельная краска и способствовала тому, что уже через два десятилетия картина начала понемногу разрушаться и потребовала реставрации. Реставрировалась «Тайная вечеря» и в последующие века. Многочисленные восстановительные работы практически свели к нулю 3D-эффект, которого добился художник.
Образ Иуды
Тяжелей всего да Винчи дались образы Христа и Иуды. В поисках прототипа последнего он часами бродил по улицам Милана, разыскивая подходящую натуру. Монастырский настоятель даже обвинил Леонардо в том, что он затягивает работу над картиной, прохлаждаясь и гуляя по улицам. Иуду да Винчи писал уже практически последним, так как искал модель не один год. Позировал художнику никто иной как местный алкоголик, подобранный им в канаве. Каково же было изумление да Винчи, когда спустя время пьяница признался, что ведёт подобный образ жизни всего несколько лет, а до этого он был благообразным молодым человеком, пел в церковном хоре и даже позировал однажды для образа. .. Христа.
Сельдь или угорь?
На трапезном столе изображена рыба, породу которой внятно определить невозможно. Некоторые считают, что это сельдь. Другие склоняются к тому, что рыба на фреске — угорь. В любом случае, все сходятся в едином мнении, что изобразил её да Винчи не случайно. Если добавить к итальянскому написанию слова «угорь» одну букву, то получается — «наставление». А «сельдь» по-североитальянски звучит одинаково с выражением «отрицающий религию».
А ещё говорят, что во время войны в здание монастыря попала бомба, разрушив все стены, кроме той, на которой написана картина. Высшие силы хранят святую фреску для будущих поколений. Посетители монастыря говорят, что лучше всего картину рассматривать издали и с возвышения.
Как попасть на «Тайную вечерю» и купить билет
Фреска «Тайная вечеря» находится в помещении церкви, расположенной по адресу: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2, 20123 Milano MI, Италия. Доехать можно на метро до станции Кадорна.
Бронировать билеты необходимо предварительно, они распродаются полностью за несколько месяцев до необходимой даты.
Бронь можно самостоятельно оформить на официальном сайте. Стоимость билета — 6,5 евро. За предварительное бронирование цена вырастет на 1,5 евро. Режим работы экспозиционного зала — ежедневно, кроме понедельника, с 8:15 до 18:45. Находиться в помещении можно не более четверти часа.
Арт-объект Страница
Обзор
Она была дочерью богатого флорентийского банкира, и ее портрет — единственная картина Леонардо да Винчи в Америке — вероятно, был заказан во время ее замужества в возрасте 16 лет. всего на шесть лет старше. Этот портрет является одним из его самых ранних экспериментов с новым средством масляной краски; некоторые морщины на поверхности показывают, что он все еще учится контролировать ее. Тем не менее, внимательное наблюдение за природой и тонкая трехмерность лица Джиневры безошибочно указывают на новый натурализм, с которым Леонардо преобразит живопись эпохи Возрождения. Джиневра моделируется постепенно сгущающимися пеленами дымчатой тени — не линией, не резкими переходами цвета или света.
Другие особенности портрета Джиневры раскрывают молодого Леонардо как новатора. Он поместил ее на открытом воздухе в то время, когда женщин все еще изображали тщательно укрытыми в стенах их семейных домов, а пейзажи можно было увидеть только через открытые окна. Поза в три четверти, которая показывает ее устойчивую сдержанность, является одной из первых в итальянской портретной живописи для любого пола.
Когда-то в прошлом, возможно, из-за повреждения, панель была срезана на несколько дюймов вдоль дна, что убрало руки Джиневры. Сохранился рисунок Леонардо, на котором изображен их внешний вид: они слегка обнимают ее за талию и держат маленькую веточку, возможно, розового цвета, который обычно используется в портретах эпохи Возрождения, чтобы символизировать преданность или добродетель. Лицо Джиневры обрамляют колючие, вечнозеленые листья куста можжевельника, когда-то ярко-зеленые, с возрастом стали коричневыми. Джунипер ссылается на свое целомудрие, величайшее достоинство женщины эпохи Возрождения, и каламбурит свое имя. Итальянский для можжевельника джинепро .
Подавляющее большинство женских портретов было заказано по одному из двух поводов: обручению или свадьбе. Свадебные портреты, как правило, делаются парами, с женщиной справа. Поскольку Джиневра смотрит вправо, этот портрет, скорее всего, сделан в память о ее помолвке. Однако ее отсутствие очевидного наряда несколько удивляет. Драгоценности, роскошная парча и изысканные платья были частью обмена приданым и свидетельствовали о богатстве семьи.
Происхождение
Предположительно куплен во Флоренции принцем Иоганном Адамом Андреасом I фон Лихтенштейна [1657-1712] до 1712 г., но определенно находится в коллекции принцев Лихтенштейна к 1733 г., Вена;[1] по происхождению принцу Францу Иосифу II фон унд цу Лихтенштейн [1906–1989], Вена, а затем Вадуц, Лихтенштейн; [2] куплен 10 февраля 1967 г. NGA.
Связанные имена
Лихтенштейн, принц Франц Иосиф IIЛихтенштейн, принц Йозеф Иоганн Адам
Лихтенштейн, Алоис I принц
Лихтенштейн, Иоганн Адам Андреас I князь
Лихтенштейн, принц Алоиз II
Лихтенштейн, принц Антон Флориан I
Лихтенштейн, принц Франц I
Лихтенштейн, принц Франц Иосиф I
Лихтенштейн, принц Иоганн I
Лихтенштейн, принц Иоганн II
Лихтенштейн, принц Иоганн Непомук Карл де
Лихтенштейн, принц Йозеф Венцель
Лихтенштейн, князья
История выставки
- 1948
- Meisterwerke aus den Sammlungen des Fürsten von Lichtenstein, Художественный музей, Люцерн, 1948, нет. 103, репродукция.
- 1951
- [Выставка картин, предоставленных принцем Лихтенштейна], Национальная галерея, Лондон, 1951-1955 гг., без каталога.
- 1969
- In Memoriam, Ailsa Mellon Bruce, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1969 г., ненумерованный контрольный список.
- 2001
- Добродетель и красота: «Джиневра де Бенчи» Леонардо и женские портреты эпохи Возрождения , Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 2001–2002, вып. 16, цветная репродукция.
Библиография
- 1896
- Боде, Вильгельм фон. Die Fürstlich Liechtenstein’sche Galerie in Wien . Вена, 1896: 63-65, вып. 32, пластина.
- 1967 г.
- Уокер, Джон. « Джиневра де Бенчи Леонардо да Винчи.» Исследования по истории искусства 1 (1967): 1-38.
- 1968
- Европейская живопись и скульптура: иллюстрации (дополнение к сводному каталогу , 1965 г. ). Вашингтон, 1968: 65, вып. 2326, репродукция.
- 1969 г.
- Брахерт, Томас. «Отличительный аспект техники рисования Джиневры де’Бенчи и ранних работ Леонардо». Исследования по истории искусства (1969-70): 84-104, репродукция.
- 1975 г.
- Картины Европы: сводный иллюстрированный каталог . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1975: 192, репродукция.
- 1978 г.
- Кинг, Мариан. Приключения в искусстве: Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия Нью-Йорк, 1978: 23, пожалуйста. 3 и 4.
- 1979 г.
- Шепли, Ферн Раск. Каталог итальянской живописи . 2 тт. Вашингтон, 1979: 1:251-255; 2: пл. 171, 171А.
- 1979 г.
- Уотсон, Росс. Национальная художественная галерея, Вашингтон . Нью-Йорк, 1979: 33, табл. 16.
- 1982 г.
- Олсоп, Джозеф. Редкие художественные традиции: история коллекционирования произведений искусства и связанных с ним явлений, где бы они ни появлялись . Боллинген, серия 35, вып. 27. Нью-Йорк, 1982: 17, рис. 5.
- 1984 г.
- Уокер, Джон. Национальная художественная галерея, Вашингтон . Изд. ред. Нью-Йорк, 1984: 98, вып. 63, цветная репродукция, 101.
- 1985 г.
- Европейские картины: иллюстрированный каталог . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1985: 226, репродукция.
- 1990 г.
- Липпинкотт, Кристен. «Происхождение и значение итальянской импрезы пятнадцатого века». В Рыцарство в эпоху Возрождения . Под редакцией Сидни Англо. Вудбридж, Великобритания и Рочестер, штат Нью-Йорк, 1990: 73.
- 1991 г.
- Около 1492 года: искусство в эпоху географических открытий . Exh. кот. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1991-1992: нет. 169, репродукция. (картины на выставке не было).
- 1991 г.
- Гибсон, Эрик. «Джиневра де Бенчи» Леонардо: «Реставрация шедевра эпохи Возрождения». Аполлон 133 (март 1991 г.): 161-165.
- 1991 г.
- Джингольд, Дайан Дж. и Элизабет А. К. Вейл. Корпоративный покровитель . Нью-Йорк, 1991: 10, цветная репродукция.
- 1991 г.
- Коппер, Филип. Национальная художественная галерея Америки: подарок нации . Нью-Йорк, 1991: 258, 262, цветные репродукции.
- 1992 г.
- Бык, Дэвид. «Два портрета Леонардо: Джиневра де Бенчи и Дама с горностаем ». Artibus et Historiae 25 (1992): 67-83, повтор.
- 1992 г.
- Национальная художественная галерея, Вашингтон . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1992: 20, репродукция.
- 1992 г.
- Семензато, Камилло. Genio e botteghe: L’arte nell’Europa tra medio evo ed etá Moderna . Милан, 1992: 64-65, цветная репродукция.
- 1997 г.
- Гоффен, Рона. Женщины Тициана . Нью-Хейвен и Лондон, 1997: нет. 31, репродукция.
- 1998 г.
- Гогенштатт, Питер. Леонардо да Винчи: 1452-1519 . Перевод Фионы Халс. Кёльн, 1998: 28, 32, репродукции.
- 2000 г.
- Кирш, Андреа и Растин С. Левенсон. Видение сквозь картины: физическое обследование в искусствоведческих исследованиях . Материалы и значение в изобразительном искусстве 1. Нью-Хейвен, 2000: 134-135, цветной рис. 125-126.
- 2002 г.
- Наталл, Паула. «« Не хватает только дыхания »: итальянские ответы на нидерландскую портретную живопись». В Борхерт, Тилль-Хольгер. Эпоха Ван Эйка: Средиземноморский мир и ранняя нидерландская живопись 1430-1530 . Exh. кот. Groeningemuseum, Брюгге, 2002. Лондон, 2002: 202, 207 рис. 230.
- 2003 г.
- Босковиц, Миклош, Дэвид Алан Браун и др. Итальянская живопись пятнадцатого века. Систематический каталог Национальной художественной галереи . Вашингтон, 2003: 357-369, цветная репродукция.
- 2004 г.
- Рука, Джон Оливер. Национальная художественная галерея: Картины мастеров из коллекции . Вашингтон и Нью-Йорк, 2004 г.: 28–31, вып. 22, цветные репродукции.
- 2006 г.
- Хартт, Фредерик и Дэвид Г. Уилкинс. История искусства итальянского Возрождения: живопись, скульптура, архитектура . 6-е изд. Река Верхнее Седло, 2006 г.: 453–454, цветной рисунок. 16.14.
- 2006 г.
- Розенберг, Пьер. Только в Америке: сто картин в американских музеях, не имеющих себе равных в европейских коллекциях . Милан, 2006: 16, 17, цветной рисунок. 14.
- 2009 г.
- Фагнар, Лора. Леонар де Винчи во Франции: коллекции и коллекционеры (XVème – XVII век) . Рим: Bretschneider, 2009: 73. .
- 2009 г.
- Гарифф, Дэвид, Эрик Денкер и Деннис П. Веллер. Самые влиятельные художники мира и художники, которых они вдохновляли . Hauppauge, NY, 2009: 30, цветная репродукция.
- 2009 г.
- Радке, Гэри М. и др. Леонардо да Винчи и искусство скульптуры . Exh. кот. Высокий художественный музей, Атланта; Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. Нью-Хейвен и Лондон, 2009: 39-40, рис. 16, 61 н. 73.
- 2011
- Рубин, Патрисия. «Понимание портретов эпохи Возрождения». В Портрет эпохи Возрождения от Донателло до Беллини изд. Кейт Кристиансен и Стефан Веппельманн. Exh. кот. Берлин 2011. Нью-Йорк, 2011: 17, цветной рис. 7.
- 2011
- Сайсон, Люк. «Награды за службу: Леонардо да Винчи и герцог Миланский». В Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Exh. кот. Лондон, 2011. Лондон, 2011: 47-48, цветной рис. 31.
- 2012
- Демпси, Чарльз. Раннее Возрождение и народная культура . Кембридж, Массачусетс: vii, 36-42, 101, рис. 4.
- 2012
- Элам, Кэролайн. «Искусство и культурная самобытность во Флоренции Лоренцо Медичи». В Флоренции (Художественные центры итальянского Возрождения) под редакцией Фрэнсиса Эймса-Льюиса. Кембридж, 2012: xii, 5, 238, цвет. табл. 30.
- 2012
- Уайз, Майкл З. «Сокровища принца». ArtNews 111, вып. 4 (апрель 2012 г.): 95.
- 2013
- Кэмпбелл, Стивен Дж. и Майкл В. Коул. Искусство итальянского Возрождения . Нью-Йорк, 2013: 250-251, цветной рис. 9.20.
- 2013
- Харрис, Нил. Столичная культура: Дж. Картер Браун, Национальная художественная галерея и переосмысление музейного опыта . Чикаго и Лондон, 2013 г.: 68–86, 181, 231, 399, 409, 519 н.12, 520 н. 16, репродукция.
- 2013
- «Вазари и Национальная художественная галерея». Бюллетень Национальной художественной галереи 48 (весна 2013 г.): 14, репродукция.
- 2013
- Уолмсли, Элизабет. «Технические образы и техника рисования в портрете Леонардо Джиневры де Бенчи ». В Леонардо да Винчи и оптика: теория и изобразительная практика . Под редакцией Франчески Фиорани и Алессандро Нова. Художественно-исторический институт во Флоренции, Институт Макса Планка. Studi e Ricerche 10. Венеция, 2013: 54-77, рис. 1, рис. 2 (композитная инфракрасная рефлектограмма), рис. 3 (рентгенограмма композитная), фиг. 4-8 (детали).
- 2014
- Эстероу, Милтон. «От 126 до 75 миллионов долларов». Артньюс 113, вып. 5 (май 2014 г.): 39, цветная репродукция.
- 2015
- Колларета, Марко. «Новые исследования по образцу в сфере искусства». Перспектива: Actualité en histoire de l’art 2015, no. 1 (julliet 2015): 154-155, рис. 2.
- 2016
- Дженкинс, Марк. «Важная часть художественной головоломки города». Washington Post 139, вып. 97 (11 марта 2016 г.): 17, цветная репродукция.
- 2019
- Кейзер, Йост. Парадокс Леонардо: слово и образ в создании культуры Возрождения . Лондон, 2019: 53, 72, 91, цветной рис. 25, обложка.
- 2021
- Уилок, Артур К.-младший. «В погоне за шедеврами: приобретение Национальной художественной галереи от принца Лихтенштейна». Artibus et historiae 42, вып. 83 (2021): 313, 314, цветной рис. 1, 317, 321, 325, 326, рис. 16, 327-328, 330 пп. 45; 331 нн. 50, 52, 53, 56-60, 62, 64; 332 н. 66.
- 2022
- Георгиевская-Сияние, Анета. Вермеер и искусство любви . Лондон, 2022: 115-116, 117, цветной рис. 84.
Похожие материалы
- Сортировать по:
- Макет результатов:
10 тайн Моны Лизы Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
Мона Лиза , также известная как Джоконда, жена Франческо дель Джокондо. Картина написана маслом по дереву. Оригинальный размер картины составляет 77 x 53 см (30 x 20 7/8 дюйма) и принадлежит правительством Франции и находится на стене Лувра в Париже, Франция.
Эта фигура женщины, одетой по флорентийской моде своего времени и сидящей среди призрачного горного пейзажа, является замечательным примером сфумато Леонардо. техника мягкой, сильно растушеванной лепки. Загадочное выражение Моны Лизы, которое кажется одновременно манящим и отчужденным, принесло портрету всеобщую известность.
Знаменитая улыбка Моны Лизы представляет натурщика так же, как ветви можжевельника представляют Джиневру Бенчи, а горностай представляет Сесилия Галлерани на своих портретах в Вашингтоне и Кракове соответственно. Это визуальное представление идеи счастья, предложенной словом «Джоконда». на итальянском языке. Леонардо сделал это понятие счастья центральным мотивом портрета: именно это понятие делает работу такой идеальной. Природа ландшафта также играет роль. Середина расстояние, на одном уровне с грудью натурщика, в теплых тонах. В этом пространстве живут мужчины: есть извилистая дорога и мост. Это пространство представляет собой переход между пространством натурщика и дальней дистанцией, где пейзаж становится диким и необитаемым пространством скал и воды, простирающимся до горизонта, который Леонардо ловко нарисовал на уровне глаз натурщика.
Картина была одним из первых портретов, изображающих натурщика перед воображаемым пейзажем и Леонардо был одним из первых художников, использовавших воздушную перспективу. Загадочная женщина изображена сидящей. в том, что кажется открытой лоджией с темными основаниями колонн по обеим сторонам. Позади нее обширный ландшафт отступает к ледяным горам. Извилистые дорожки и далекий мост дают лишь малейшие признаки человеческого присутствия. Чувственные изгибы женских волос и одежды, созданные сфумато, перекликаются с волнообразными линиями. воображаемые долины и реки позади нее. Характерны размытые очертания, изящная фигура, драматические контрасты света и тьмы, общее ощущение спокойствия. стиля да Винчи. Из-за выразительного синтеза, достигнутого да Винчи между натурщиком и пейзажем, можно спорить о том, следует ли рассматривать Мону Лизу как картину. традиционный портрет, ибо он изображает скорее идеал, чем реальную женщину. Чувство общей гармонии, достигнутое в картине, особенно заметно в образе натурщика. слабая улыбка отражает идею о звене, соединяющем человечество и природу.
В эпоху Возрождения, объединившую всю человеческую деятельность, искусство означало науку, искусство означало истину для жизни: Леонардо да Винчи был великой фигурой, потому что он воплощал эпическое стремление итальянского искусства покорить общечеловеческие ценности: тот, кто соединил в себе изменчивую чувствительность художника и глубокую мудрость ученого, он, поэт и мастер.
В его Мона Лиза , индивидуум, своего рода чудесное творение природы, представляет в то же время и род: портрет выходит за свои социальные ограничения и приобретает универсальное значение. Хотя Леонардо работал на эту картину как ученого и мыслителя, а не только как живописца и поэта, научные и философские аспекты его исследований не вдохновляли последователей. Но формальный аспект — новая подача, более благородное отношение и возросшее достоинство модели — оказало решающее влияние на флорентийские портреты последующих двадцати лет, на классический портрет. Своей Моной Лизой Леонардо создал новую формулу, в то же время более монументальную и живее, конкретнее и вместе с тем более поэтично, чем у его предшественников. До него в портретах не было тайны; художники изображали только внешние явления без всякой души, а если и показывали душу, то старались выразить его с помощью жестов, символических предметов или надписей. Мона Лиза одна — живая загадка: душа есть, но недоступна.
1. Жила с Франциском I, Людовиком XIV и Наполеоном
Хотя да Винчи начал работу над своим шедевром, живя в родной Италии, он не закончил его, пока не переехал во Францию по просьбе короля Франциска I. Французский король выставил картину в своем дворце Фонтенбло. где он оставался в течение века. Людовик XIV перенес его в большой Версальский дворец. В начале 19го века Наполеон Бонапарт хранил картину в своем будуаре.
2. Некоторые историки считают Мону Лизу автопортретом Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи умер в 1519 году и похоронен во французском замке. Национальный комитет Италии по культурному наследию проводит расследование и планирует выкопать его череп. Они хотят восстановить лицо Леонардо, используя технологию в стиле CSI. Будет ли он похож на загадочную Мону Лизу?
Мона Лиза с автопортретом Леонардо |
3. У нее есть собственная комната в Лувре в Париже.
После того, как в 2003 году Лувр начал четырехлетнюю реконструкцию стоимостью 6,3 миллиона долларов, у картины появился собственный зал. Стеклянный потолок пропускает естественный свет, витрина из небьющегося стекла поддерживает контролируемую температуру 43 градуса по Фаренгейту. и небольшой прожектор выявляет истинные цвета оригинальных красок да Винчи.
4. Это картина, а не холст.
Знаменитый шедевр Да Винчи нарисован на доске из тополя. Учитывая, что он привык писать большие работы по сырой штукатурке, деревянная доска не кажется такой диковинной. Холст был доступен художникам с 14 века. века, но многие мастера эпохи Возрождения отдавали предпочтение дереву в качестве основы для своих небольших произведений.
5. Джеки Кеннеди пригласила ее в гости.
На протяжении веков французские чиновники лишь изредка выпускали картину из виду. Однако, когда первая леди Джеки Кеннеди спросила, может ли картина посетить США, президент Франции де Голль согласился. «Мона Лиза» пошла выставлены в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, а затем в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
6. Вор прославил ее.
Хотя в мире искусства картина всегда была признанным шедевром, только когда она была украдена летом 1911 года, она привлекла внимание широкой публики. Газеты распространили историю о преступление во всем мире. Когда два года спустя картина наконец вернулась в Лувр, практически весь мир ликовал.
7. Пикассо подозревался в краже. В ходе расследования жандармы зашли так далеко, что допросили известных художественных диссидентов, таких как Пабло Пикассо, о краже. Они ненадолго арестовали поэта Гийома Аполлинера, который однажды сказал, что картину нужно сжечь. Их подозрения оказались необоснованными.
8. Она получает письма от фанатов.
С тех пор, как картина впервые попала в Лувр в 1815 году, «Мона Лиза» получила множество любовных писем и цветов от поклонников. У нее даже есть свой почтовый ящик.
9. Не все фанаты.
Различные вандалы пытались повредить знаменитому шедевру да Винчи, и 1956 год был особенно плохим годом. В ходе двух отдельных нападений один человек облил картину кислотой, а другой забросал ее камнем. Повреждение слабый, но все же заметный.