Народы населявшие древнюю русь: Какие народы жили на территории Руси до прихода славян

Какие народы жили на территории Руси до прихода славян

30 сентября 2017

Русская Семерка

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Видео дня

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» — эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» — волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Другое,Ярослав Мудрый,

Какие народы могут считать себя потомками жителей Киевской Руси

Русская Семерка

На территории Киевской Руси поживало множество народов. Некоторые покинули эти земли, другие растворились среди соседних народов, третьи стали неотъемлемой частью сформировавшихся позднее этносов.

© Русская Семерка

Этническая неопределенность

Видео дня

По мнению большинства современных историков изначально население Киевских земель представляло собой племенной славянский союз под началом полян. На протяжении VII-IX веков местное население вступало в тесные взаимоотношения с мощным государством-соседом на востоке – Хазарским каганатом. С этим фактом связана теория так называемого Русского каганата, выдвинутая Степаном Гедеоновым. Согласно ей, на территориях предполагаемой Киевской Руси жили преимущественно русы, которые противопоставляются славянам. Сторонники этой теории ссылаются, в частности, на арабский источник IX века, где сказано: «У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают». По одной из версий, Русский каганат обязан своим возникновением родственнику хазарского кагана, бежавшего из Хазарии в ходе разразившейся там политической смуты. По другой – Русский и Хазарский каганат – это одно и тоже. Так или иначе, теория каганата предполагает преимущественно неславянское население Киевских земель. Впрочем, официальная историография такие предположения считает беспочвенными. С установлением власти норманнской династией Рюриковичей владения нового государства с центром в Киеве распространились на огромные территории от «Дикого поля» на юге и востоке до Ладоги на Севере и Карпат на западе. Значительно разнообразился и этнический состав державы Рюриковичей, куда помимо славян входили финно-угорские, балтийские и тюркские народности. В различных источниках по отношению к жителям Древнерусского государства фигурирует этноним «русы» или «росы». По одной из версий, так могли называть тех же славян. «Поляне, яже ныне зовомая русь», – читаем у древнего летописца. Согласно другой точке зрения, русы – это норманны-завоеватели, установившие господство на всем Приднепровье. Историки, по крайней мере, большинство из них, единодушны в одном: на землях Киевской Руси вплоть до ее распада только происходило формирование этносов, которые мы сегодня знаем как русский, украинский и белорусский народы. В начале XVII века автор «Русского летописца» мыслил ту эпоху категорией единого народа: «Вестно есть всем, яко сии все … Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина, Подгоря … единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

Кратковременная история

Со второй половины XII века Киевская Русь постепенно распадается на ряд мелких княжеств. Все началось с Полоцка и Новгорода, которые отказались признавать власть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. «Разодралась вся земля Русская», – фиксирует летописец под 1134 годом. В течение XII—XIII столетий непрекращающиеся усобицы южнорусских княжеств, постоянные набеги кочевников, а затем и татаро-монгольское завоевание вынудили население Киевских земель мигрировать на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю. Часть из них ушла на земли Великого Новгорода, пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века. Еще одна часть переселенцев отправилась на запад, ассимилировавшись с местными славянскими народами. В конце XIII века происходит бурный рост городов северной Руси – возвышаются Владимир, Москва, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Стародуб-на-Клязьме, Дмитров, Звенигород, Галич, Ярополч-Залесский. 6 декабря 1240 года Киев был разорен монголами, а через три года им управляют уже владимирские наместники. К этому времени земли Приднепровья заметно пустеют. В 1299 году столица бывшей Киевской Руси лишается последнего атрибута власти — резиденции митрополита. Она была перенесена во Владимир.

Украинцы

Историки Незалежной в один голос настаивают на том, что Украина является единственным правопреемником государства Киевская Русь, а украинцы – естественными наследниками населявшего ее земли народа. Россиянам они по определению отказывают в каких-либо связях с Киевской державой, так как те, по их мнению, «потомки финно-угров, а не славян». Термины «русь» и «русский» современная украинская историография считает узурпированными Московской властью, которая переписала всю история Древнерусского государства. В качестве доказательства правопреемства современными украинцами данных терминов они называют этноним «русин», который преобладает в знаменитой «Русской правде», княжеских грамотах и других источниках. «В летописях русин или рус – это всегда житель Приднепровья, а с конца XII века – и Западной Украины. Во времена Киевского средневекового государства Русь – это территория современной Центральной и Северной, а с конца XII века и Западной Украины», – заявляет украинская историография. Среди наиболее веских аргументов в пользу Украины-Руси эксперты Самостийной называют одну из летописных записей под 1146 годом: «И Святослав, заплакав, послал к Юрию в Суздаль, сказал: «Брата мне Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав схватил. Пойди-ка в Русскую землю, в Киев»». По мнению многих российских историков, сложно рассуждать о каком-либо правопреемстве Украины, когда в 1240 году Киевская земля была буквально выжжена татаро-монголами, а уцелевший народ угнан в рабство. Русский историк Михаил Погодин, основываясь на археологических данных, утверждал, что Киев после сожжения не существовал пару столетий. Так, в 1960-х годах группа советских археологов выяснила, что культурные слои древнего Киева почти полностью обрываются, когда доходят до уровня XIII-XV веков, а позднее опять возобновляются. Также отсутствуют какие-либо летописные источники, которые бы подтверждали политическую активность в Киевских землях этого периода. Массовое исчезновение людей с территории Киевщины подтверждал итальянский путешественник Джованни да Плано Карпини, который в 1245 году отправился с дипломатической миссией в Каракорум. «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию», – читаем мы у Карпини. А кто же тогда вновь колонизировал эти опустошенные земли? Вот что пишет на основании археологических данных о населении нижнего Поднепровья в XII – начале XV столетия украинский историк Людмила Литвинова: «Анализ краниологических серий Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир показал смешанный антропологический состав и наличие разных морфологических типов. Формирование оседлого населения Нижнего Поднепровья происходило на основе аланского, славянского, болгарского, сарматского и кочевого компонентов».

Русские

Самым главным доказательством связей современного русского народа с населением Киевской Руси является преемственность государственности. Согласно «Повести временных лет» с 864 года первым князем в Киеве был дружинник Рюрика Аскольд, который сменил там полулегендарного основателя города Кия. Вплоть до распада Киевской Руси Рюриковичи свою власть из рук не выпускали, владели они Киевом и в период его запустения. Крупнейший советский антрополог Валерий Алексеев в книге «Человеческие расы» писал, что раскопки древних могильников полян показали сильное несходство их черепов с черепами современных жителей Киевщины. «Черепа полян более тонкостенные, средних размеров, как у северных великороссов, а черепа современных центральных украинцев массивные, крупные, то есть такие же, как у жителей Карпат, Словакии, Чехии», – заключал ученый. Алексеев тем самым подтвердил версию некоторых историков, в частности, Василия Ключевского, что часть киевских славян, спасаясь от монгольского нашествия, бежала к Карпатам и в Польшу, расселившись до самого Кракова, а другая – ушла на север вплоть до Архангельска. Таким образом, последующее заселение Киевских земель, в первую очередь, Правобережной Украины, осуществлялось народами ранее там не проживавшими. В то время, как население Новороссии, Крыма и Слобожанщины пополнялось преимущественно за счет выходцев из России.

Белорусы

Вся южная часть Белой Руси долгое время подчинялась Киеву, какое-то время в зависимости от него было и Полоцкое княжество. Из земель, непосредственно контролируемых Киевом в первой четверти XII века, было выделено Гродненское княжество, для лишившегося вотчины второстепенного князя Всеволода Давыдовича и затем осталось в распоряжении его сыновей. Кто же населял белорусские земли Киевской Руси? В первую очередь, это были кривичи. Кроме них белорусский историк Вацлав Ластовский называет древлян, радимичей, вятичей и дреговичей, отмечая, что все они представляли собой «просто ветви единого кривского племени». Кривичи, по мнению Ластовского, стали ключевым звеном в образовании белорусского народа. Все остальное воздействие – литовское, польское, русское, со слов историка, лишь «размывало чистоту древнего этноса». Согласно этой точке зрения белорусы наряду с украинцами и русскими вполне могут претендовать на то, чтобы назваться потомками жителей Киевской Руси.

Литовцы

К 1285 году Литва превратилась в сильное централизованное государство, неоднократно покушавшееся на суверенитет своих восточных соседей. Литовские набеги, в первую очередь, на разоренные Батыем Киевские земли, начались уже 30-х годах XIII столетия. В 1321 году литовский князь Гедимин в битве на реке Ирпень разбил объединенную армию южнорусских князей, что привело к захвату Киева. Многие соседние города, ослабленные ордынским нашествием, вынуждены были признать верховную власть литовского князя. В 1362 году Киев был окончательно присоединен к Литве. Гедимин поставил здесь своих наместников и военные гарнизоны, позднее в поисках новых вотчин сюда потянулись литовские феодалы. В массовом порядке пустующие земли стало обживать и менее родовитое население с окраин Литовского княжества. Пусть и не значительный, но все же аргумент, чтобы считать литовцев одними из наследников Киевской Руси.

Людмила Литвинова, Валерий Алексеев, Василий Ключевский, Правительство Москвы

Кто такие коренные народы России?

By First Peoples Worldwide

«Мы, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, верим, что Воздух, Земля и Вода благословенны; Природа — источник жизни, Человек — всего лишь капля в водовороте жизни; Река времени — всего лишь отражение прошлого, настоящего и будущего, и то, как наши предки жили в прошлом, — это то, как мы живем сейчас и как наши потомки будут жить в будущем». — Хартия 9 RAIPON.0008

Последние пару недель все взоры были прикованы к России – подготовка к Олимпиаде, обвинения в нарушении прав человека и печально известные неудобные туалеты. Давайте немного отвлечемся от твитов о катастрофических гостиничных номерах и рассмотрим население, которое в России часто упускают из виду, — коренные народы.

В России насчитывается более 100 идентифицированных этнических групп. Из них 41 юридически признаны «коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока». Это единственные группы, которые юридически защищены как коренные народы; чтобы соответствовать требованиям, группа народов должна насчитывать менее 50 000 человек, вести традиционный образ жизни, проживать в определенных отдаленных районах страны и идентифицировать себя как отдельную этническую группу. Некоторые группы исключены из-за их большей численности, например саха (якуты), буряты, коми и хакасы; другие в настоящее время стремятся получить признание. Кроме того, существует 24 более крупных этнических группы, которые идентифицируются как национальные идентичности или титульные нации. Эти группы населяют независимые государства или автономные области в России, но не имеют особой защиты в соответствии с законом.

Самыми малочисленными из этих групп коренных народов являются энцы (350 человек) и ороки (450 человек), а самыми крупными являются ненцы и эвенки, каждая из которых насчитывает около 30 000 человек. Из 41 народа десять имеют менее 1000 членов, а одиннадцать живут за Полярным кругом. По крайней мере 16 из этих народов имеют настолько маленькое население, что считаются находящимися под угрозой исчезновения; по крайней мере одиннадцать были объявлены вымершими. Хотя коренные народы России составляют всего 0,2% от общей численности населения, или всего 250 000 человек, они населяют около 2/3 территории России.

Коренные народы России настолько разнообразны и разнообразны, что было бы плохой услугой пытаться дать культурный обзор. У них есть некоторые общие характеристики: многие из них ведут кочевой или полукочевой образ жизни, практикуют анимизм и ведут образ жизни, основанный на охоте, собирательстве, рыбной ловле и оленеводстве. Во многих из этих групп соблюдение традиционного образа жизни стало еще более важным после распада советской экономики. Языки коренных народов России многочисленны, но большинство из них принадлежит к одной из трех основных этнолингвистических групп: уральской, алтайской и палеосибирской. Мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с удивительными культурами отдельных племен — этот веб-сайт является отличной отправной точкой для ознакомления с каждой группой.

К сожалению, у коренных народов России тоже много общих проблем. Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. Несмотря на то, что коренные народы находятся под защитой статьи 69 Конституции Российской Федерации, применение защитных законов и нормативных актов часто не обеспечивается должным образом или осложняется решениями правительства, касающимися использования природных ресурсов Севера. В настоящее время существует 70 мест потенциального конфликта между местными группами и добывающими проектами – например, добыча никеля затронула многие оленьи пастбища и священные места. В ноябре 2011 г. был распущен Комитет Совета Федерации по делам Севера и КМНС, единственный федеральный законодательный орган, специализирующийся на вопросах КМНС, а также ряд региональных профильных органов государственной власти. В июле 2012 г. в России был принят закон, в соответствии с которым некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в «политической» деятельности, такой как защита прав коренных народов, объявляются «иностранными агентами», что налагает на многие организационные группы коренных народов дополнительные юридические обязательства и стигматизацию. В ноябре 2012 г. правительство приостановило деятельность Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС). Основан в 1990, RAIPON представляет 42 группы коренных народов в России и является постоянным членом ключевого Арктического совета.

В 2001 году правительство приняло закон «О территориях традиционного природопользования», единственную серьезную попытку обеспечить права коренных народов на землепользование на землю, от которой они зависят в качестве средств к существованию. Однако с момента вступления закона в силу ни одна территория традиционного природопользования (ТППП) не была создана. Многие группы коренных народов также страдают от недостаточных прав на рыболовство: в 2008 году поправка к федеральному закону отменила положения о приоритете доступа к рыболовным угодьям для коренных народов и установила, что коренные народы могут ловить рыбу только для своих личных нужд. Это не считая общины , или Кооперативы коренных народов – на многих территориях крупнейшие источники дохода и занятости для коренных народов. В России насчитывается более 2300 общин. Рыбакам-кочевникам также очень сложно получить лицензии, и за ловлю рыбы без лицензии им грозят большие штрафы.

Эти проблемы только усугубляют существующие проблемы с безработицей и бедностью. Безработица у коренного населения в 1,5-2 раза выше, чем у населения в целом, а доходы ниже в 2-3 раза. Коренные народы страдают от нехватки чистой питьевой воды, неадекватного питания и нехватки питьевой воды. Эти проблемы способствуют многочисленным проблемам со здоровьем, таким как туберкулез, вирусный гепатит, кишечные инфекции, инфекции верхних дыхательных путей и алкоголизм. В коренных общинах России туберкулез (ТБ), проблема со здоровьем, которой практически не существует в развитых странах, встречается в 3 раза чаще, чем в среднем по стране. Материнская и детская смертность на территориях коренных народов значительно выше – на некоторых территориях смертность в несколько раз превышает рождаемость. Из-за этих проблем ожидаемая продолжительность жизни коренных народов намного короче, чем и без того относительно короткая продолжительность жизни в России — 50 лет для мужчин и 60 лет для женщин по сравнению с 64 годами для мужчин и 70 годами для женщин среди населения России в целом.

Коренные народы России также сталкиваются со многими угрозами своей традиционной культуре. Например, сегодня только 10% племенного населения Сибири ведут кочевой или полукочевой образ жизни, по сравнению с 70% около 30 лет назад. С 2002 года численность 24 групп коренных народов России сократилась, и только 10 групп увеличились. Это связано прежде всего со снижением самоидентификации с племенем, а также с ассимиляцией с русским населением. 90% населения Северной России мигрировало туда в течение последних двух столетий, и модели насильственного продвижения русского языка и культуры разрушили многие из более мелких культур коренных народов. Распространение русскоязычных государственных школ и школ-интернатов, а также средств массовой информации, таких как газеты, телевидение и радио, производимых в России, поставило под угрозу языки коренных народов — в настоящее время в России насчитывается 148 языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы России, серьезны – но таковы воля и решимость людей. Уже пережив неимоверные трудности – как экологические, так и политические – коренные народы России, очевидно, находят большую силу в своих предках, культуре, способности быть одновременно жизнестойкими и адаптивными. Возможно, сейчас, когда мир повернулся к России, всем остальным пора оказать некоторую поддержку.

 

Коренная Россия — Откройте для себя коренные кочевые племена России

Коренная Россия относится к древним племенам Крайнего Севера, Средней и Южной Сибири и Дальнего Востока, проживающим на одних территориях и сохраняющим на протяжении столетий один и тот же образ жизни и традиции. 41 так называемое племя было признано российским законодательством в 2000 году «Малочисленными коренными народами России».

Коренная Россия, кого мы имеем в виду?

Это единственные группы, которые защищены законом как коренные народы. Чтобы соответствовать требованиям, группа людей должна насчитывать менее 50 000 человек, вести традиционный образ жизни, проживать в определенных отдаленных районах страны и идентифицировать себя как отдельную этническую группу.

Некоторые группы исключены из-за их большей численности, такие как якуты, буряты, коми и хакасы; другие в настоящее время стремятся получить признание. Самыми малочисленными из этих групп коренных народов являются энцы (350 человек) и ороки (450 человек), а самыми крупными являются ненцы и эвенки, каждая из которых насчитывает около 30 000 человек.

Некоторые аборигены России – кочевники, ежегодно кочующие через арктическую тундру со своими оленьими стадами. Остальные, жители лесотундры или тайги, живут в деревнях, занимаясь традиционными видами деятельности, такими как оленеводство, охота, рыболовство и собирательство, живя в лоне матери-природы.

Кочевники России – Язык и религия

Языки, которыми пользуются разные племена, различны, но многие из них принадлежат к уральско-юкагирской, алтайской и эскимо-алеутской этнолингвистической группе.

Религия коренных народов России тесно связана с природой. Этот тип религии, называемый анимизмом, означает, что нечеловеческие существа, такие как растения или животные, обладают духовной сущностью так же, как и природные явления, такие как солнце, луна, звезды, вода и огонь. Они верят, что у каждого растения или животного есть душа. Культ предков также является неотъемлемой частью их религии. Вера в то, что поклонение этим духам – духам их предков, духам животных и растений, духам земли – воды – поможет им решить свои проблемы.

Шаман — это человек, имеющий доступ к духам и влияние в их мире. В коренных русских общинах шаманов часто почитали как святых, и они могли иметь большее влияние, чем вожди племени. Они практикуют ритуалы с ритуальными танцами и звуками барабанов в состоянии экстаза благодаря опьяняющим травам. Благодаря своим знаниям о травах как о лекарстве, шаманы также были уважаемыми целителями болезней и болезней.

Ненцы – крупнейшая коренная группа России

Ненцы, также называемые самоедами, являются одним из самых распространенных племен на полуострове Ямал в северной арктической части России. Они претендовали на территорию далеко за Полярным кругом, которая большую часть года покрыта льдом – «край света», и это их дом уже более тысячи лет.

Ненцы – кочевники, сезонно кочующие со своими оленями по древним миграционным путям. Зимой ненецкие оленеводы предпочитают пастбища в южном лесу, называемом тайгой, а в теплое время года уходят на север, в край вечной мерзлоты.

Олень — это все для дома, еда, тепло и транспорт. Они используют кости и шкуры северных оленей для строительства палаток (вигвамов), которые называются « чум» или « мья» , а также делают из оленьей шкуры свои пальто. Рацион ненцев состоит в основном из оленины, которую подают в сыром, замороженном виде или из рыбы, такой как нельма. В летние месяцы они также собирают клюкву или другие лесные ягоды. Когда северный олень ранен и не может ходить, его забивают и пьют его свежую кровь (пока еще горячую), богатую необходимыми витаминами.

Угрозы коренной России

В последние дни коренная Россия сталкивается со многими угрозами своей культуре и традиционному образу жизни. Одной из острых проблем является малоподвижный образ жизни и ассимиляция с русским языком и культурой. Миграция русского населения на север в последние два столетия оказала сильное влияние на коренные общины. 30 лет назад 70% коренных жителей Сибири предпочитали кочевой или полукочевой образ жизни, сейчас только 10%.

После падения коммунизма молодые люди начали покидать деревни и переезжать в большие города. К сожалению, многие из них изо всех сил пытаются приспособиться к городскому образу жизни и борются с алкоголизмом, психическими проблемами и безработицей.

Еще одна распространенная проблема коренных россиян — экология. «Благодаря» изменению климата вечная мерзлота тает, а земля страдает от инфраструктуры, добычи ресурсов и загрязнения. «Мы боимся, что со всеми этими новыми отраслями мы больше не сможем мигрировать. И если мы не сможем больше мигрировать, наш народ может просто исчезнуть» (ненецкий оленевод Сергей Гуди).

Жители коренных народов России уже доказали, что они сильны, жизнестойки и умеют приспосабливаться к образу жизни, культуре и традициям своих предков. Теперь мы также должны поддерживать их и помогать им выживать и вести устойчивый образ жизни.


Все фотографии в этом блоге сделаны Сергеем Анисимовым, фотографом и инженером из Салехарда, Россия. Вы можете увидеть больше его работ на его сайте.

Похожие сообщения

Русская культура и этнография

По 56-й параллели | Последнее обновление: 24 декабря 2019 г. ПОДРОБНЕЕ

Русская культура и этнография

By Alicja Pietraz | Последнее обновление 16 апреля 2020 г.

Если вы думали, что шаманизм популярен только среди африканских или южноамериканских племен, вы ошибались. Буряты, живущие на западном берегу Байкала, в большинстве своем являются шаманистами не только в теории, но и, что самое главное, на практике.

ПОДРОБНЕЕ

Советы туристам по России

By 56th Parallel | Последнее обновление: 11 октября 2021 г.

Для незнакомых людей мысль о России может вызвать в воображении образы пьющих водку мужчин в меховых шапках или шпионов КГБ из голливудского фильма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *