Народы древней Месопотамии — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal
- Народы древней Месопотамии
- bolivar_s wrote in hist_etnol
- December 5th, 2015
Кто такие шумеры и аккадцы, а позже вавилоняне и ассирийцы
Месопотамия III тыс. до н.э.
Еще до появления шумеров в Месопотамии существовала загадочная культурная общность именуемая в литературе Убейдской культурой.
Но обычно древнейшим из упоминающихся цивилизованных народов Месопотамии, бесспорными создателями месопотамской письменности были шумеры, заселившие Нижнюю Месопотамии в начале IV тыс. до н.э. На исходе IV тыс. до н.э. в Месопотамию переселилась из Северной Аравии особая ветвь семитов – так называемые восточные семиты, получившие в науке название «аккадцы». Одна группа восточных семитов расселилась на севере территории, занятой шумерами (шумерское название этой области – Ки-Ури), а другая группа осела на Среднем Тигре. От первой группы восточных семитов, смешавшейся с шумерами и в конце концов ассимилировавшей их, происходит народ вавилонян, от второй – ассирийцы. Вавилонский и ассирийский языки – разные диалекты восточносемитского (аккадского) языка, на рубеже III-II тыс. до н.э. обособившиеся друг от друга.
Появление «аккадцев»
В конце III тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии возникла великая держава, охватившая всю Месопотамию. Ее столицей был город Аккад, находившийся в области Ки-Ури. В этот период впервые в официальных надписях стал употребляться наряду с шумерским языком и восточносемитский. В результате восточносемитский язык в Месопотамии начали называть аккадским, а современные ученые именуют аккадцами его носителей.
Общность «черноголовые»
Вотивные фигурки (боги?) с храмовой площади Эшнунны. 2900-2600 гг. до н.э. Сделаны из алебастра, известняка, гипса.
Шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный суперэтнос. Люди этого суперэтноса имели даже общее самоназвание: и на шумерском, и на аккадском языке они определяли себя как «черноголовые» (по-шумерски – санг-нгига, по-аккадски – цалмат каккади). Этот суперэтнос современные ученые и называют «древними месопотамцами», «носителями месопотамской цивилизации». Общность «черноголовых» выделяла себя не по политическому критерию (они не так уж часто объединялись в границах одной державы), а по цивилизационному. Члены общин и родов, поддерживавших культ шумеро-аккадских божеств и считавших своим главным общинным покровителем одно из них, говорившие на шумерском и аккадском языках и использовавшие шумеро-аккадскую клинопись, относились к «черноголовым». Таким образом, общность «черноголовых» была этнокультурной общностью в современном понимании этого слова.
О том, какую важность придавали месопотамцы своей идентификации «черноголовых», независимо от каких бы то ни было политических границ, ярко свидетельствует пример знаменитых Законов Хаммурапи, правившего всей Месопотамией. Во вступлении к этим Законам Хаммурапи объявляет себя правителем и заступником «черноголовых», после чего перечисляет множество подвластных ему городов. Однако, как выяснилось, этот перечень включает далеко не все города, в действительности входившие в его империю, а только те, которые населяли шумеро-аккадцы, поддерживавшие культы шумеро-аккадских богов, указанных в этом перечне рядом с каждым названным в нем городом. Таким образом, внутри всего круга подвластных ему земель Хаммурапи выделяет шумеро-аккадский этно-ритуальный ареал и только его рассматривает как «свой», а прочие свои владения даже не упоминает.
Ассимиляция шумеров аккадцами
Общность «черноголовых» прошла долгий исторический путь. На рубеже III-II тыс. до н. э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров. Однако былое разделение «черноголовых» на аккадцев и шумеров, как и разделение самой Нижней Месопотамии на шумерский юг и аккадский север, не прошли бесследно. Шумерский язык остался для всех «черноголовых» «мертвым» языком учености и ритуала. Нижняя Месопотамия сохранила название «Шумер и Аккад», а потомки жителей шумерского юга Нижней Месопотамии рассматривались теперь как особый народ «приморцев» в составе общности «черноголовых».
Примерно в то же время, как уже говорилось, аккадоязычное население Нижней Месопотамии обособилось по диалекту от аккадоязычных жителей долины Среднего Тигра с центром в Ашшуре. Вскоре это обособление было закреплено политически:
- Нижняя Месопотамия объединилась вокруг Вавилона,
- Ашшур оставался независимым от него.
В результате к середине II тыс. до н. э. сами «черноголовые» делили себя уже на три народа:
- ассирийцев,
- аккадцев (вавилонян)
- и приморцев – потомков шумеров крайнего юга Двуречья, ассимилированных аккадцами.
В следующие несколько веков приморцы полностью слились с вавилонянами, так что в I тыс. до н.э. речь шла уже просто об ассирийцах и вавилонянах. Последние следы былого этнотерриториального различия между шумерским югом и аккадским севером Нижней Месопотамии окончательно стерлись и забылись.
Оформление «черноголовых» в общность
Карта Аккадской державы и III династии Ура.
Хотя «черноголовые» выделяли себя в общность не по политическому, а по этнокультурному признаку, позднее они все же выработали особую концепцию, которая оформила их уже сложившееся единство политически и территориально. Окончательно эта концепция сформировалась на исходе III тыс. до н.э. при царях III династии Ура. С этого времени считалось, что шумеро-аккадский ареал образует прочное территориальное единство – страну «Шумер-и-Аккад», которой сами боги предназначили существовать под одной властью, в качестве особого царства.
Отныне, если в Месопотамии наступала политическая раздробленность, это воспринималось как временное бедствие; считалось, что как только боги вернут свою милость стране, она вновь объединится. Войны между разными царствами раздробленной Месопотамии и смена политических центров страны теперь понимались не как обычное противоборство разных государств, а как переход единой государственности царства «Шумер-и-Аккад» от одной династии к другой. С XVIII в. до н.э. и до заката месопотамской цивилизации столицей царства «Шумер-и-Аккад» практически неизменно был Вавилон, поэтому, говоря о событиях середины II-I тыс. до н.э., многие авторы называют это царство Вавилонией.
Появление ассирийцев
С XIV в. до н.э. восприятие месопотамцами своей истории было осложнено тем, что на северном рубеже «Шумера-и-Аккада» (Вавилонии) появилась Ассирийская держава: город-государство Ашшур объединил под своей властью обширные территории Верхней Месопотамии, превратившись таким образом в столицу нового могучего царства. Ассирия определяла себя как особое, отдельное от «Шумера-и-Аккада» геополитическое целое, но желала объединения с ним под эгидой ассирийских царей.
Не прекращавшиеся в течение многих столетий ассиро-вавилонские войны, вызванные этими претензиями, не привели к сколько-нибудь прочным результатам и закончились лишь с гибелью Ассирии. За это время ассирийцы перепробовали множество способов удержать Вавилонию под своей властью – от прямой аннексии до создания особого автономного Вавилонского царства в составе Ассирийской державы (престол его обычно предоставлялся одному из ассирийских царевичей), но так и не смогли добиться покорности вавилонян. В конце концов Вавилония, восстав против Ассирии, уничтожила ее (кон. VII в. до н.э.) и некоторое время была единственным государством «черноголовых». В 539 г. до н.э. в результате персидского завоевания Месопотамия стала частью Персидской империи.
Арамейская ассимиляция «черноголовых»
Этнокультурная общность «черноголовых», утратив свою независимую государственность, продолжала существовать еще несколько веков. Ее история завершилась арамейской ассимиляцией «черноголовых». Арамеи (древние «сирийцы», как их называли греки; не путать с современными сирийцами-арабами) – один из крупнейших семитских народов античного Востока, расселившийся в Месопотамии еще в начале I тыс. до н.э. С гибелью Ассирии значительная часть общности ассирийцев была уничтожена, а оставшаяся стала стремительно арамеизироваться. После персидской аннексии Вавилонии ее аккадо-язычное население также довольно быстро ассимилировалось арамеями, утратив свой былой язык, письменность и многие культурные ценности. Уже к концу I тыс. до н.э. лишь часть населения крупнейших городов говорила по-аккадски и совершала шумеро-аккадские ритуалы. Около рубежа эр и она арамеизировалась. Оба ее языка, шумерский и аккадский, а также ее письменность (клинопись) окончательно вышли из употребления. Так завершилась история народа «черноголовых» и цивилизации древней Месопотамии. http://civilka.ru/mesopotamia/narody.html
Tags: история, люди и этносы
2. Народы Месопотамии и их занятия.
Более трех тысяч лет в изолированном от внешнего мира Египте жил один народ – египтяне, и существовало одно государство. В стране Двух Рек с древнейших времен жило множество разных народов. Открытая незащищенная природой равнина Месопотамии привлекала взоры кочевых племен, и они устремлялись в эту богатую страну неудержимыми потоками. Одни народы часто сменялись здесь другими. Древнейшие государства уничтожались завоевателями и на их месте возникали новые цивилизованные общества, но проходили столетия и новые орды захватчиков сметали с лица земли богатые города предшественников.
В Южной Месопотамии к IV тысячелетию до Р.Х. поселились загадочные племена шумеров. «О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!» — с гордостью писал о своей стране шумерский поэт.
Гончарный круг, колесо, плуг, сеялка, парусная лодка, оросительные каналы – все это мы знаем благодаря шумерам. О происхождении шумеров почти ничего неизвестно. До сих пор не удалось установить: были ли они коренными жителями Месопотамии или пришли туда откуда–то извне. Вторая версия представляется наиболее вероятной. Мы до сих пор не можем установить их родственную связь с каким-либо живущим или жившим на земле народом. Шумеры называли себя выходцами из легендарной страны Дилмун – это остров Бахрейн в Персидском заливе. Там были проведены раскопки и обнаружены остатки шумерских поселений. Но эти поселения были образованы в то же время, что и города в Междуречье.
Как бы то ни было, этот загадочный народ постепенно занял весьма обширную территорию от берегов Великого Моря Восхода до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере (см. карту). Шумеры считали свою цивилизацию очень древней: уже в ранних текстах встречаются презрительные отзывы о кочевниках, «людях, которые не знают домов и не выращивают пшеницу». Севернее шумеров расположились племенные союзы, относящиеся к восточно-семитской группе. Они были потомками семито-хамитов, выходцев из Сахары, заселивших и Египет. Это были скотоводческие племена аккадцев и ассирийцев.
Судьба Междуречья будет тесно связана и с народами, жившими в IV тысячелетии до Р.Х. по соседству с ним. На северо-востоке и востоке от Евфрата обитали родственные племена кутиев и касситов, это были жестокие и воинственные варвары, о происхождении которых ничего определенного пока сказать нельзя. Далеко на юго-западе от Месопотамии располагались земли Аравийского полуострова, здесь также жили западно-семитские кочевые племена амореев, арамеев, халдеев и другие. Прямо к западу от Двуречья, за Сирийской пустыней, жили другие западно-семитские племена гиксосов, евреев, ханаанеев и финикийцев, земли которых после 1500 года до Р.Х. захватил Египет.
Сначала все эти многочисленные народы занимались исключительно скотоводством. Они кочевали со своим скотом в поисках лучших пастбищ. По мере того как племена заселяли или в результате кровопролитных битв завоёвывали для себя земли вдоль Евфрата и Тигра, происходил их переход к земледелию. Первыми выращивать зерно, лен, виноград в Двуречье стали древние шумеры. Они создали здесь первые государства, письменность и религию. Все остальные народы, захватывая земли Месопотамии, присваивали все достижения и изобретения шумеров. Вначале это сделали аккадцы. В конце III тысячелетия до Р.Х. земли Двуречья подчинили себе амореи.
Все эти народы Месопотамии, подобно шумерам, осели по берегам рек и стали вести земледельческое хозяйство. Как и для египтян, основным занятием народов Двуречья стало ирригационное земледелие. Буйный характер рек Месопотамии, ветры и жаркое солнце заставляли жителей постоянно бороться за выживание. Все наследники шумеров продолжали рыть от Великих рек длинные каналы, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы. Они создавали водохранилища и тщательно следили за их состоянием. Даже на севере, где частыми были дожди, земледельцы стремились вырыть длинные каналы и построить высокие насыпи, дабы обезопасить себя и гарантированно получить урожай.
Прочитайте фрагменты текста «Спор между Мотыгой и Плугом». Подумайте: с какими трудностями сталкивались земледельцы Двуречья, о каких занятиях жителей этой страны мы можем узнать из приведенного фрагмента, что можно узнать из данного текста о городах Южного Двуречья?
Я прорезаю каналы, отвожу протоки,
Для великой Реки расширяю воды.
Осушаю, убираю болота.
Я, Мотыга, возвожу ограды, дабы ни южный, ни северный ветры
Их не сломали.
А когда я с полей удалю воду,
Когда я осушу землю,
О Плуг, перед тобой выхожу я на поле.
Я ровняю края каналов,
Я с полей убираю комья и корни.
Для твоих трудов я готовлю поле.
Я корзины землей наполняю.
Я глину прессую, кирпичи формую,
Я закладываю основанья, я строю дома.
Я выпрямляю просторную улицу, я, Мотыга!
Я огораживаю ограды, я возвожу их стены,
Я богам великим прекрасные строю храмы…
Я возвожу грады с дворцами…
Я сады для царей разбиваю.
А когда я сады обнесу оградой,
Огорожу их, разрыхлю землю,
Снова люди берут меня, Мотыгу.
И когда я вырою им колодцы,
Когда я укрепляю балки,
Построю водяные колеса,
Выровняю рвы и канавы,
Рвы и канавы водою наполню,
Дабы яблони цвели и плодоносили,
И плоды во храмы божьи как то подобает, относили.
Крестьяне выращивали зерновые культуры – ячмень, просо, полбу; виноград, яблоки, лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву, чечевицу, фасоль, горох и финики. Из выращенного льна жены земледельцев делали мягкие ткани, а сезам шел на корм скоту.
Жители Двуречья держали скот и домашнюю птицу, ловили в реках и море рыбу, охотились на диких птиц и животных, добывали дикий мёд, а позднее стали разводить пчел. Как и египтяне, они ели много растительной пищи и рыбы, а мясо жители Двуречья могли себе позволить даже чаще, чем обитатели Нильской долины. Они пили сладкие напитки на меде, варили пиво из ячменя и давили виноградное вино.
Подобно египтянам, жители Двуречья занимались и ремеслами. Они пряли и ткали, делали глиняную посуду и ювелирные украшения. Кузнецы выковывали и выливали из меди, а затем и из бронзы земледельческие орудия и оружие для битв и охоты. Кораблестроители делали лодки и большие суда, на которых жители Двуречья ходили по Тигру и Евфрату и торговали с соседями. Купцы Месопотамии привозили на юг страны столь необходимые здесь металлы, камни и дерево с севера и, напротив, везли на север изящные предметы роскоши, зерно и изделия ремесленников. Некоторые торговцы даже выплывали в море и совершали весьма далекие торговые путешествия. Корабли Междуречья достигали Аравии, Египта и даже Индии. Купцы привозили из дальних странствий необычные вещи и дорого продавали их на родине. Разумеется, денег в то время люди ещё не знали, и вся торговля происходила в виде простого натурального обмена.
Месопотамия
Где находится Месопотамия?
Месопотамия расположена в регионе, ныне известном как Ближний Восток, который включает части юго-западной Азии и земли вокруг восточной части Средиземного моря. Он является частью Плодородного полумесяца, области, также известной как «Колыбель цивилизации» из-за ряда инноваций, возникших в ранних обществах этого региона, которые являются одними из самых ранних известных человеческих цивилизаций на Земле.
Слово «Месопотамия» образовано от древних слов «месо», что означает «между или в середине», и «потамос», что означает «река». Расположенный в плодородных долинах между реками Тигр и Евфрат, этот регион в настоящее время является домом для современных Ирака, Кувейта, Турции и Сирии.
Goran tek-en/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0Карта Месопотамии. С севера на юг показаны Васуканни, Ниневия, Хатра, Ассур, Нузи, Пальмира, Мари, Сиппар, Вавилон, Киш, Ниппур, Исин, Лагаш, Урук, Харакс, Спасину и Ур.
Месопотамская цивилизация
Люди впервые поселились в Месопотамии в эпоху палеолита. К 14 000 г. до н.э. люди в этом регионе жили в небольших поселениях с круглыми домами.
Пять тысяч лет спустя эти дома образовали фермерские общины после одомашнивания животных и развития сельского хозяйства, в первую очередь ирригационных технологий, которые использовали близость рек Тигр и Евфрат.
Сельскохозяйственный прогресс был результатом господствующей убайдской культуры, которая до этого поглотила культуру халаф.
Древняя Месопотамия
Эти разрозненные аграрные сообщества зародились в северной части древнего месопотамского региона и распространились на юг, продолжая расти в течение нескольких тысяч лет, пока не сформировались то, что современные люди признали бы городами, которые считались делом рук шумеров. .
Урук был первым из этих городов, построенным примерно в 3200 г. до н.э. Это был мегаполис из сырцового кирпича, построенный на богатствах, полученных в результате торговли и завоеваний, с паблик-артом, гигантскими колоннами и храмами. На пике своего развития его население составляло около 50 000 человек.
Шумеры также создали самую раннюю форму письменности, клинопись, с помощью которой они вели подробные канцелярские записи.
ПОДРОБНЕЕ: 9 древних шумерских изобретений, изменивших мир
Другие древние люди изготавливали глиняную посуду вручную, но шумеры первыми изобрели вращающееся колесо, устройство, которое позволило им производить его массово. Это позволило им производить большое количество предметов, таких как контейнеры для рабочих пайков, своего рода древний предшественник Tupperware. Шумеры использовали письменное общение к 2800 г. до н.э. Они не собирались писать великую литературу или записывать свою историю, а скорее следили за товарами, которые они производили и продавали. Они сделали это с помощью системы пиктограмм, которые, по сути, представляли собой рисунки различных предметов. В конце концов, они начали комбинировать пиктограммы для выражения идей и действий. Пиктограммы превратились в символы, обозначающие слова и звуки. Шумеры придумали, как собирать и направлять разливы рек Тигр и Евфрат и содержащийся в них богатый ил, а затем использовать их для полива и удобрения своих сельскохозяйственных полей. Они разработали сложную систему каналов с плотинами, построенными из тростника, пальмовых стволов и глины, ворота которых можно было открывать или закрывать, чтобы регулировать поток воды. Шумеры не изобрели колесных транспортных средств, но они, вероятно, разработали первую двухколесную колесницу. в котором погонщик вел упряжку животных, пишет Ричард У. Буллиет в книге «Колесо: изобретения и переизобретения». Гудман говорит, что есть свидетельства того, что у шумеров были такие повозки для перевозки в 3000-х годах до нашей эры, но они, вероятно, использовались для церемоний или военными, а не как средство передвижения по сельской местности, где пересеченная местность затруднила бы передвижение на колесах. . Шумеры изобрели эту жизненно важную технологию земледелия. Они даже выпустили руководство, в котором фермерам давались подробные инструкции по использованию различных типов плугов. И они указали молитву, которую следует читать, чтобы отдать дань уважения Нинкилим, богине полевых грызунов, чтобы защитить зерно от поедания. Шумеры были первыми , кто собирал шерсть для изготовления ткани для одежды в промышленных масштабах. Шумеры первыми пересекли родственные связи и образовали более крупные рабочие организации по производству текстиля — предшественники современных производственных компаний. Чтобы восполнить нехватку камней и древесины для строительства домов и храмов, шумеры создали формы для изготовления кирпичей из глины. . Их здания, возможно, были не такими прочными, как каменные, но они смогли построить их больше и создать более крупные города. Шумеры были одними из первых людей, которые использовали медь для изготовления полезных предметов, от наконечников копий до долот и бритв. , согласно ассоциации развития меди. Они также делали искусство из меди, в том числе драматические панно с изображением фантастических животных, таких как орел с головой льва. Первобытные люди считали, используя простые методы, например, делая зарубки на костях, но именно шумеры разработали формальную систему счисления, основанную на единицах из 60. Сначала они использовали тростник для отслеживания единиц, но со временем, с развитием клинописи, они использовали вертикальные отметки на глиняных табличках. Их система помогла заложить основу для математических расчетов последующих цивилизаций.1 / 9: DeAgostini/Getty Images
К 3000 г. до н.э. Месопотамия находилась под твердым контролем шумерского народа. В Шумере было несколько децентрализованных городов-государств — Эриду, Ниппур, Лагаш, Урук, Киш и Ур.
Первый царь объединенного Шумера известен как Этана из Киша. Неизвестно, существовал ли Этана на самом деле, поскольку он и многие правители, перечисленные в Шумерском царском списке, составленном около 2100 г. до н.э. все они представлены и в шумерской мифологии.
За Этаной последовал Мескиаггашер, король города-государства Урук. Около 2750 г. до н.э. власть взял на себя воин по имени Лугальбанда.
Гильгамеш
Гильгамеш, легендарный герой Эпоса о Гильгамеше , считается сыном Лугальбанды. Считается, что Гильгамеш родился в Уруке около 2700 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше считается самым ранним великим литературным произведением и источником вдохновения для некоторых историй в Библии. В эпической поэме Гильгамеш вместе с другом отправляется в приключение в Кедровый лес, землю богов в месопотамской мифологии. Когда его друг убит, Гильгамеш отправляется на поиски секрета вечной жизни, находя: «Жизни, которую ты ищешь, ты никогда не найдешь. Ибо, когда боги создавали человека, они позволили смерти быть его долей, а жизни удерживали в своих руках».
Царь Лугальзагеси был последним царем Шумера, павшим от Саргона из Аккада, семитского народа, в 2334 г. до н.э. Некоторое время они были союзниками, вместе завоевав город Киш, но наемная аккадская армия Лугалзагеси в конечном итоге была верна Саргону.
Саргон и аккадцы
Аккадская империя существовала с 2234 по 2154 год до н.э. под предводительством Саргона Великого. Она считалась первой в мире мультикультурной империей с центральным правительством.
Мало что известно о происхождении Саргона, но легенды связывают его происхождение с библейской историей Моисея. Одно время он был офицером, работавшим на царя Киша, а Аккадия была городом, который основал сам Саргон. Когда город Урук вторгся в Киш, Саргон забрал Киш у Урука, и ему было предложено продолжить завоевание.
Саргон расширил свою империю военными средствами, завоевав весь Шумер и двинулся на территорию современной Сирии. При Саргоне торговля за пределами Месопотамии росла, а архитектура стала более сложной, в частности, появились зиккураты, здания с плоскими вершинами пирамидальной формы и ступенями.
Гутианы
Последний царь Аккадской империи Шар-кали-шарри умер в 2193 г. до н.э. Месопотамия пережила столетие беспорядков, когда различные группы боролись за контроль.
Среди этих групп были кутианы, варвары с гор Загрос. Правление кутиев считается беспорядочным, что вызвало серьезный спад в перспективах империи.
Ур-Намма
В 2100 г. до н.э. город Ур попытался основать династию для новой империи. Правитель Ур-Наммы, царь города Ур, вернул шумерам власть после того, как Уту-хенгал, вождь города Урук, победил кутиев.
При Ур-Намме появился первый в истории свод законов, Кодекс Ур-Намму. Ур-Намма подвергся нападению как эламитов, так и амореев и был побежден в 2004 г. до н.э.
Вавилоняне
Выбрав Вавилон в качестве столицы, амореи захватили власть и основали Вавилонию.
Короли считались божествами, и самым известным из них был Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н.э. Хаммурапи работал над расширением империи, и вавилоняне почти постоянно находились в состоянии войны.
Самым известным вкладом Хаммурапи является его список законов, более известный как Кодекс Хаммурапи, разработанный около 1772 г. до н.э.
Новшество Хаммурапи заключалось не только в написании законов для всеобщего обозрения, но и в обеспечении того, чтобы все по всей империи следовали одним и тем же правовым кодексам, а губернаторы в разных областях не принимали свои собственные. В списке законов также указаны рекомендуемые наказания, чтобы гарантировать, что каждый гражданин имеет право на одинаковую справедливость.
В 1750 г. до н.э. эламиты завоевали город Ур. Вместе с господством амореев это завоевание ознаменовало конец шумерской культуры.
Хеттеи
Хетты, жившие вокруг Анатолии и Сирии, завоевали вавилонян около 1595 г. до н.э.
Плавка была значительным вкладом хеттов, позволившим создать более сложное оружие, которое позволило им еще больше расширить империю. Их попытки сохранить технологию при себе в конце концов потерпели неудачу, и другие империи стали им равными.
Хетты ушли вскоре после разграбления Вавилона, и касситы взяли город под свой контроль. Родом из гор к востоку от Месопотамии, в период их правления прибывали иммигранты из Индии и Европы, а путешествия ускорились благодаря использованию лошадей с колесницами и повозками.
Касситы отказались от своей культуры после нескольких поколений господства, позволив себе быть поглощенными вавилонской цивилизацией.
Ассирийцы
Stefano Bianchetti/Corbis/Getty ImagesПрием победоносного полководца Ассирийской империи в Месопотамии.
Ассирийская империя под предводительством Ашур-убаллита I возникла около 1365 г. до н.э. в районах между землями, контролируемыми хеттами и касситами.
Около 1220 г. до н.э. царь Тукульти-Нинурта I стремился править всей Месопотамией и захватил Вавилон. Ассирийская империя продолжала расширяться в течение следующих двух столетий, переместившись в современные Палестину и Сирию.
Под властью Ашурнасирпала II в 884 г. до н.э. империя создала новую столицу, Нимруд, построенную из трофеев завоеваний и жестокости, которые сделали Ашурнасирпала II ненавистной фигурой.
Его сын Салманасар провел большую часть своего правления, борясь с союзом между Сирией, Вавилоном и Египтом и завоевывая Израиль. Один из его сыновей восстал против него, и Салманасар послал другого сына, Шамши-Адада, сражаться за него. Через три года к власти пришел Шамши-Адад.
Саргон II
Новая династия началась в 722 г. до н.э. когда Саргон II захватил власть. По образцу Саргона Великого он разделил империю на провинции и сохранил мир.
Его гибель наступила, когда халдеи попытались вторгнуться, и Саргон II искал с ними союза. Халдеи заключили отдельный союз с эламитами и вместе взяли Вавилонию.
Саргон II проиграл халдеям, но переключился на нападение на Сирию и части Египта и Газы, предприняв серию завоеваний, прежде чем погибнуть в битве против киммерийцев из России.
Внук Саргона II Асархаддон правил с 681 по 669 год до н.э. и продолжил разрушительную завоевательную кампанию через Эфиопию, Палестину и Египет, разрушая города, через которые он неистовствовал после их разграбления. Асархаддон изо всех сил пытался управлять своей расширенной империей. Лидер-параноик, он подозревал многих при дворе в заговоре против него и приказал их убить.
Его сын Ашшурбанипал считается последним великим правителем Ассирийской империи. Правя с 669 по 627 г. до н.э., он столкнулся с восстанием в Египте, потеряв территорию, и от своего брата, царя Вавилонии, которого он победил. Ашшурбанипала лучше всего помнят за создание первой библиотеки Месопотамии на территории современной Ниневии, Ирак. Это старейшая известная библиотека в мире, предшествующая Александрийской библиотеке на несколько сотен лет.
Навуходоносор
В 626 г. до н.э. трон захватил вавилонский чиновник Набопаласар, положивший начало правлению семитской династии из Халдеи. В 616 г. до н.э. Набопаласар попытался захватить Ассирию, но потерпел неудачу.
Universal History Archive/Universal Images Group/Getty ImagesВисячие сады Вавилона.
Его сын Навуходоносор правил Вавилонской империей после попытки вторжения в 614 г. до н.э. царем Мидии Киаксаром, что оттолкнуло ассирийцев еще дальше.
Навуходоносор известен своей богато украшенной архитектурой, особенно Висячими садами Вавилона, Стенами Вавилона и Воротами Иштар. При его правлении женщины и мужчины имели равные права.
Навуходоносор также несет ответственность за завоевание Иерусалима, который он разрушил в 586 г. до н.э., взяв его жителей в плен. Он появляется в Ветхом Завете из-за этого действия.
Персидская империя
Персидский император Кир II захватил власть во время правления Набонида в 539 г. ДО Н.Э. Набонид был настолько непопулярным царем, что жители Месопотамии не встали на его защиту во время вторжения.
Считается, что вавилонская культура прекратила свое существование под персидским правлением после медленного снижения использования клинописи и других культурных знаков.
К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Персидскую империю в 331 г. до н.э., большинство великих городов Месопотамии уже не существовало, а культура уже давно ушла в прошлое. В конце концов, этот регион был захвачен римлянами в 116 г. н.э. и, наконец, арабами-мусульманами в 651 г. н.э.
Месопотамские боги
Месопотамская религия была политеистической, ее последователи поклонялись нескольким главным богам и тысячам второстепенных богов. Тремя главными богами были Эа (шумерский: Энки), бог мудрости и магии, Ану (шумерский: Ан), бог неба, и Энлиль (Эллиль), бог земли, бурь и земледелия и контролер судеб. Эа является создателем и защитником человечества как в эпосе о Гильгамеше, так и в истории Великого потопа.
В последней истории Эа создал людей из глины, но бог Энлиль стремился уничтожить человечество, создав потоп. Эа приказал людям построить ковчег, и человечество было спасено. Если эта история звучит знакомо, так и должно быть; основополагающие месопотамские религиозные истории об Эдемском саду, Великом потопе и создании Вавилонской башни нашли свое отражение в Библии, а месопотамская религия повлияла как на христианство, так и на ислам.
У каждого месопотамского города был свой бог или богиня-покровитель, и большая часть того, что мы знаем о них, была передана через глиняные таблички, описывающие месопотамские религиозные верования и практики. Расписная терракотовая доска 1775 г. до н.э. дает пример изощренности вавилонского искусства, изображая либо богиню Иштар, либо ее сестру Эрешкигаль в сопровождении ночных существ.
Искусство Месопотамии
Хотя искусство Месопотамии предшествовало развитию цивилизации, инновации здесь включают создание искусства в более широком масштабе, часто в контексте их грандиозной и сложной архитектуры, и часто с использованием металлических изделий.
Метрополитен-музей/Покупка, завещание Джозефа Пулитцера, 1966 г.Коленопреклоненный бык, держащий сосуд с носиком, один из самых ранних образцов металлических изделий в искусстве Месопотамии.
Один из самых ранних образцов металлических изделий в искусстве происходит из южной Месопотамии, серебряная статуэтка коленопреклоненного быка 3000 г. до н.э. До этого расписная керамика и известняк были наиболее распространенными формами искусства.
Еще одна работа на основе металла, коза, стоящая на задних лапах и опирающаяся на ветки дерева, с использованием золота и меди, а также других материалов, была найдена в Великой яме смерти в Уре и датируется 2500 г. до н.э.
Искусство Месопотамии часто изображало правителей и славу их жизни. Также создан около 2500 г. до н.э. в Уре находится замысловатый штандарт Ура, структура из ракушек и известняка, которая представляет собой ранний пример сложного изобразительного повествования, изображающего историю войны и мира.
В 2230 г. до н.э. аккадский царь Нарам-Син стал объектом сложной работы из известняка, на которой изображена военная победа в горах Загроса и представлен Нарам-Син как божество.
Среди самых динамичных форм месопотамского искусства — рельефы ассирийских царей в их дворцах, особенно времен правления Ашшурбанипала около 635 г. до н.э. На одном знаменитом рельефе в его дворце в Нимруде изображено, как он ведет в бой армию в сопровождении крылатого бога Ассура.
Ашшурбанипал также изображен на нескольких барельефах, изображающих его частую охоту на львов. Впечатляющее изображение льва также фигурирует на воротах Иштар в 585 г. до н.э., во время правления Навуходоносора II, и выполнено из глазурованного кирпича.
Месопотамское искусство вернулось в поле зрения публики в 21 веке, когда музеи Ирака были разграблены во время тамошних конфликтов. Многие предметы пропали без вести, в том числе бронзовая маска аккадского царя возрастом 4300 лет, украшения из Ура, шумерская арфа из цельного золота, 80 000 клинописных табличек и множество других незаменимых предметов.
Источники
Вавилон: Месопотамия и зарождение цивилизации. Пол Кривачек.
Древняя Месопотамия. Лео Оппенгейм.
Древняя Месопотамия: эта история, наша история. Чикагский университет.
Месопотамия 8000-2000 гг. до н.э. Метрополитен-музей.
30 000 лет искусства. Редакторы Phaidon.
Древние месопотамские боги и богини. UPenn.edu.
Плодородный полумесяц
Автор: History.com Editors
Обновлено: | Оригинал:
PHAS/Universal Images Group via Getty ImagesПлодородный полумесяц — это регион Ближнего Востока в форме бумеранга, который был домом для некоторых из самых ранних человеческих цивилизаций. Этот район, также известный как «Колыбель цивилизации», был родиной ряда технологических инноваций, включая письменность, колесо, сельское хозяйство и использование ирригации. Плодородный полумесяц включает древнюю Месопотамию.
Что такое плодородный полумесяц?
г. Американский археолог Джеймс Генри Брестед ввел термин «Плодородный полумесяц» в школьном учебнике 1914 года для описания этого археологически значимого региона Ближнего Востока, включающего части современного Египта, Иордании, Ливана, Палестины, Израиля, Сирии, Турции, Ирана. , Ирак и Кипр.
На карте Плодородный Полумесяц выглядит как полумесяц или четверть луны. Он простирается от реки Нил на Синайском полуострове в Египте на юге до южной окраины Турции на севере. Плодородный полумесяц омывается на западе Средиземным морем, а на востоке — Персидским заливом. Реки Тигр и Евфрат протекают через сердце Плодородного полумесяца.
Этот регион исторически имел необычайно плодородную почву и продуктивные пресноводные и солоноватые водно-болотные угодья. Они произвели множество диких съедобных видов растений. Именно здесь люди начали экспериментировать с выращиванием зерна и злаков около 10 000 лет до н.э. когда они перешли от групп охотников-собирателей к постоянным сельскохозяйственным обществам.
Древняя Месопотамия
Месопотамия — древний исторический регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака и частями Кувейта, Сирии, Турции и Ирана. Месопотамия, часть Плодородного полумесяца, была родиной самых ранних известных человеческих цивилизаций. Ученые считают, что здесь началась сельскохозяйственная революция.
Первые жители Месопотамии жили в круглых жилищах из глины и кирпича в верховьях долин рек Тигр и Евфрат. Они начали заниматься сельским хозяйством, приручая овец и свиней примерно с 11 000 до 9 000 лет до н.э. Одомашненные растения, включая лен, пшеницу, ячмень и чечевицу, впервые появились около 9500 г. до н.э.
Некоторые из самых ранних свидетельств земледелия происходят из археологических раскопок Телль Абу Хурейра, небольшой деревни, расположенной вдоль реки Евфрат в современной Сирии. Деревня была заселена примерно с 11 500 до 7 000 лет до н.э. Жители сначала охотились на газелей и другую дичь, а затем начали собирать дикорастущие злаки около 9 лет назад. 700 г. до н.э. На этом месте было найдено несколько крупных каменных орудий для измельчения зерна.
Один из старейших известных месопотамских городов, Ниневия (недалеко от Мосула в современном Ираке), возможно, был основан еще в 6000 г. до н.э. Шумерская цивилизация возникла в низовьях долины Тигра и Евфрата около 5000 г. до н.э.
В дополнение к сельскому хозяйству и городам древние месопотамские общества разработали ирригацию и акведуки, храмы, гончарное дело, ранние банковские и кредитные системы, собственность и первые своды законов.
Шумеры
О происхождении шумерской цивилизации ведутся споры, но археологи предполагают, что к четвертому тысячелетию до нашей эры шумеры основали примерно дюжину городов-государств, включая Эриду и Урук на территории нынешнего Южного Ирака.
Шумер — самая ранняя известная цивилизация в древней Месопотамии и, возможно, первая человеческая цивилизация в мире. Они называли себя саг-гига, «черноголовыми».
Древние шумеры одними из первых начали использовать бронзу. Они первыми использовали дамбы и каналы для орошения. Шумеры изобрели клинопись, одну из самых ранних форм письменности. Они также построили большие ступенчатые пирамиды, называемые зиккуратами.
Шумеры прославляли искусство и литературу. Поэма из 3000 строк, Эпос о Гильгамеше , рассказывает о приключениях шумерского царя, который сражается с лесным чудовищем и ищет секреты вечной жизни.
Важные археологические памятники
Британские и французские археологи начали исследовать Плодородный полумесяц в поисках остатков легендарных месопотамских городов, таких как Ассирия и Вавилония, еще в середине 1800-х годов.
Некоторые из самых известных месопотамских археологических памятников включают:
Зиккурат Ура: Это огромный храм на юге Ирака и один из лучших сохранившихся образцов шумерской архитектуры. Археологи считают, что он был построен около 2100 г. до н.э.
Вавилон: Основанный почти 5000 лет назад на реке Евфрат в современном Ираке, этот древний мегаполис и библейский город был последней крупной державой в Месопотамии, которая попала под персидский контроль в 539 г. до н.э.
Хаттуша: Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО является одной из величайших руин Турции и когда-то был столицей Хеттской империи, которая достигла своего расцвета во втором тысячелетии до нашей эры.
Персеполь: Древний месопотамский город на юге Ирана, Персеполь входит в число величайших мировых археологических памятников с большим количеством архитектурно значимых персидских зданий.
Плодородный полумесяц сегодня
Сегодня Плодородный полумесяц не так плодороден: начиная с 1950-х годов, серия крупномасштабных ирригационных проектов отводила воду от знаменитых месопотамских болот речной системы Тигр-Евфрат, в результате чего они высыхали .
В 1991 году правительство Саддама Хусейна построило ряд дамб и дамб, чтобы еще больше осушить иракские болота и наказать диссидентов-болотных арабов, которые зарабатывали на жизнь выращиванием там риса и разведением водяных буйволов.
Спутниковые снимки НАСА показали, что к 1992 году примерно 90 процентов болот исчезли, превратив более тысячи квадратных миль в пустыню.