Найдите завязку комедии горе от ума: Найдите завязку комедии. Определите, какие сюжетные линии намечаются в первом действии. — Грибоедов Горе от ума

Грибоедов, Горе от ума. Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

Попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления?

Дом Фамусова представляет собой особ­няк, выстроенный в стиле классицизма. Первые сцены происходят в гостиной Со­фьи. Диван, несколько кресел, столик для приема гостей, закрытый шкаф, на стене большие часы. Справа дверь, которая ве­дет в спальню Софьи. Свесившись с крес­ла, спит Лизанька. Она просыпается, зе­вает, оглядывается и в ужасе осознает, что уже утро. Стучится в комнату Софьи, пытается заставить ее расстаться с Молча­линым, который находится в комнате Со­фьи. Влюбленные не реагируют, и Лиза, чтобы привлечь их внимание, встает на стул, передвигает стрелки часов, которые начинают бить и играть.

Лиза выглядит взволнованной. Она юр­кая, быстрая, находчивая, стремится най­ти выход из сложной ситуации. Фамусов в домашнем халате степенно входит в гос­тиную и, как будто крадучись, подходит сзади к Лизе и заигрывает с ней. Он удив­лен поведением горничной, которая, с од­ной стороны, заводит часы, громко гово­рит, с другой — предупреждает, что Со­фья спит. Фамусов явно не хочет, чтобы Софья знала о его нахождении в гостиной.

Чацкий врывается в гостиную бурно, порывисто, с выражением радостных чувств и надежды. Он весел, остроумен.

Найдите завязку комедии. Определите, какие сюжетные линии намечаются в первом действии.

Приезд в дом Чацкого — завязка коме­дии. Герой связывает воедино две сюжет­ные линии — любовно-лирическую и об­щественно-политическую, сатирическую. С момента его появления на сцене эти две сюжетные линии, сложно переплетаясь, но нисколько не нарушая единства непре­рывно развивающегося действия, стано­вятся главными в пьесе, но уже намечают­ся в первом действии. Насмешки Чацкого над внешностью и поведением посетителей и обитателей дома Фамусова, казалось бы, пока еще беззлобные, но далеко не без­обидные, впоследствии трансформируются в политическое и нравственное противо­стояние фамусовскому обществу. Пока в первом действии они отвергаются Софьей. Хотя герой еще не замечает, Софья оттор­гает и его любовные признания и надеж­ды, отдавая предпочтение Молчалину.

Каковы ваши первые впечатления о Молчали­не? Обратите внимание на ремарку в конце четвер­того явления первого действия. Как вы можете ее объяснить?

Первые впечатления о Молчалине скла­дываются из диалога с Фамусовым, а так­же из отзыва Чацкого о нем.

Он немногословен, чем оправдывает свою фамилию.

Еще ли не сломил безмолвия печати?

«Безмолвия печати» он не сломил и на свидании с Софьей, которая принимает его робкое поведение за скромность, за­стенчивость, неприятие дерзости. Лишь позже мы узнаем, что Молчалин скучает, притворясь влюбленным «в угоду дочери такого человека» «по должности», и мо­жет быть очень развязен с Лизой.

И верится пророчеству Чацкого, зная даже о Молчалине очень немногое, что «он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

По-разному. Лиза оценивает искрен­ность Чацкого, его эмоциональность, пре­данность Софье, вспоминает, с каким го­рестным чувством он уезжал и даже пла­кал, предчувствуя, что может за годы отсутствия утратить любовь Софьи. «Бед­няжка будто знал, что года через три…»

Лиза ценит Чацкого за веселость и остро­умие. Легко запоминается ее фраза, ха­рактеризующая Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Софья, которая к тому времени уже лю­бит Молчалина, отторгает Чацкого, и то, что Лизу восхищает в нем, вызывает у нее раздражение. И тут она стремится отда­литься от Чацкого, показать, что и рань­ше ничего более, чем детской привязан­ности, у них не было. «Пересмеять умеет всех», «остер, умен, красноречив», «при­кинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», «об себе задумал он высоко», «охота странствовать напала на него» — так говорит о Чацком Софья и делает вы­вод, мысленно противопоставляя ему Молчалина: «Ах, если любит кто кого, за­чем ума искать и ездить так далеко?» И далее — холодный прием, сказанная в сторону реплика: «Не человек — змея» и колкий вопрос, не случалось ему хоть по ошибке отозваться по-доброму о ком-либо. Критического отношения Чацкого к гос­тям фамусовского дома она не разделяет.

Как проявляется характер Софьи в первом действии? Как воспринимает Софья насмешки над людьми ее круга? Почему?

Насмешки Чацкого над людьми своего круга Софья не разделяет по разным при­чинам. Несмотря на то что она сама че­ловек независимого характера и сужде­ний, поступает вопреки правилам, приня­тым в том обществе, например позволяет себе влюбляться в бедного и незнатного человека, к тому же не блистающего ост­рым умом и красноречием, в обществе своего отца ей комфортно, удобно, при­вычно. Воспитанной на французских ро­манах, ей нравится быть добродетельной и покровительствовать бедному юноше. Однако, как истинная дочь фамусовского общества, она разделяет идеал москов­ских дам («высокий идеал московских всех мужей»), иронически сформулиро­ванный Грибоедовым, — «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…». На­смешки над этим идеалом ее раздража­ют. Мы уже говорили, что ценит Софья в Молчалине. Во-вторых, насмешки Чац­кого вызывают у нее неприятие, по той же причине, что и личность Чацкого, его приезд.

Софья — умная, находчивая, независи­мых суждений, но вместе с тем и власт­ная, чувствующая себя хозяйкой. Она нуждается в помощи Лизы и полностью доверяет ей свои секреты, но резко обры­вает, когда та, кажется, забывает свое по­ложение служанки («Послушай, вольнос­ти ты лишней не бери…»).


На этой странице искали :
  • как софья и лиза оценивают чацкого
  • характеристика лизы горе от ума
  • попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы
  • попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы как выглядит гостиная
  • каковы ваши первые впечатления о молчалине

Вопросы для сасопроверки

 

Вопросы для самопроверки.

Вариант 2.

(Сложный уровень)

1. Известно, что А. С. Грибоедов был образованнейшим человеком своего времени, учился на трех факультетах университета. Укажите, на каких факультетах учился А. С. Грибоедов.
а) словесный, юридический, естественно-математический
б) философский, юридический, медицинский
в) словесный, естественно-математический, исторический
г) медицинский, философский, естественно-математический

2. В 1818 г. А. С. Грибоедов уезжает в качестве секретаря посольства…

а) в Грецию
б) в Турцию
в) в Персию
г) в Грузию

3. В 1826 г. А. С. Грибоедов был арестован на Кавказе:
а) по подозрению в связях с декабристами
б) за дуэль
в) за оскорбление вышестоящего начальства
г) за комедию «Горе от ума»

4. В каком году была впервые опубликована комедия А. С. Грибоедова?
а) в 1833 г.
б) в 1856 г.
в) в 1826 г.
г) в 1861 г.

5. Укажите, к какому типу комедии относится «Горе от ума».
а) общественная комедия
б) бытовая комедия
в) комедия масок (дель арте)
г) лирическая комедия

6. Какая черта классицизма полностью (без нарушений) сохраняется в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
а) триединство (места, времени, действия)
б) строгое деление героев на положительных и отрицательных
в) любовный конфликт — основа действия пьесы
г) «принцип четвертой стены»

7. В чем состоит главная особенность конфликта в комедии «Горе от ума»?
а) любовный конфликт развивается параллельно общественному и не зависит от него (Чацкий — Молчалин — Софья и Чацкий — Фамусов)
б) на первый план выступает любовный конфликт, а общественный является фоновым, второстепенным
в) на первый план выступает общественный
конфликт, а любовный оказывается несущественным
г) любовный конфликт перерастает в общественный

8.

Завязкой комедии является:
а) первая сцена комедии — разговор Лизы и Софьи
б) сцена, в которой Софья рассказывает отцу об увиденном ею сне
в) первое появление Чацкого в доме Фамусова
г) первое столкновение Чацкого с Фамусовым

9. Чацкий является носителем и выразителем:
а) идей Просвещения
б) идей декабристов
в) идей либерального дворянства
г) идей консервативного дворянства

10. В комедии два героя-резонера. Один из них — Чацкий. Назовите другого.
а) Фамусов
б) Молчалин
в) Лиза
г) Софья

11. В комедии «Горе от ума» Репетилов является пародией. Чего или кого?
а) Чацкого
б) фамусовского общества
в) общества декабристов

г) Скалозуба

12. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана:
а) четырехстопным ямбом
б) разностопным хореем
в) вольным ямбом (басенным стихом)
г) александрийским стихом

13. Укажите имена и отчества героев комедии.
а) Скалозуб
б) Фамусов
в) Молчалин
г) Чацкий
д) Горич

А) Платон Михайлович
Б) Александр Андреич
В) Сергей Сергеич
Г) Павел Афанасьевич
Д) Алексей Степаныч

14.  Кто из перечисленных героев комедии является второстепенным персонажем?
а) Молчалин
б) Лиза
в) Горич
г) Марья Алексевна

15. Найдите соответствия между строками первого и второго столбцов.
а) Минуй нас пуще всех печалей
б) Свежо предание
в) Ешь три часа
г) Мой друг, нельзя ли для прогулок

А) Подальше выбрать закоулок
Б) А в три дни не сварится. ..
В) Но верится с трудом
Г) И барский гнев, и барская любовь

16. Сколько раз Чацкий появляется в доме Фамусова?
а) один
б) два
в) три
г) четыре

17. Из какого города приехал в Москву Молчалин?
а) из Петербурга
б) из Твери
в) из Саратова
г) из Смоленска

18.  Какая из перечисленных проблем не нашла отражение в комедии «Горе от ума»?
а) проблема крепостного права
б) проблема национального самосознания
в) проблема воспитания и образования
г) проблема женской независимости

19. Укажите, какой из перечисленных приемов не является реалистическим.
а) конкретно-историческая типизация
б) открытая концовка пьесы
в) переплетение любовного и общественного конфликтов
г) наличие традиционных амплуа

20. Кому принадлежит следующее высказывание?
Чацкого роль — роль страдательная…Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва…


а) И. А. Гончарову
б) А. С. Пушкину
в) Б. Г. Белинскому
г) Н. В. Гоголю

Ответы вы найдете здесь.

СУДЬБА, ПРОКАЗНИЦА-ШАЛУНЬЯ, ОПРЕДЕЛИЛА ТАК САМА: ВСЕМ ГЛУПЫМ — СЧАСТЬЕ ОТ БЕЗУМЬЯ, ВСЕМ УМНЫМ — ГОРЕ ОТ УМА.

Эпиграф на списке комедии


Автор «Горя от ума» был не только успешным дипломатом и остроумным литератором, но и талантливым композитором.

Пройдите по ссылке, чтобы прослушать знаменитые вальсы Грибоедова.

 

Нарушение общественного порядка в «Горе от ума» и его гипертекстовое регулирование

%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 10 0 объект /Заголовок /Предмет /Автор /Режиссер /Ключевые слова /CreationDate (D:20230329011000-00’00’) /ElsevierWebPDFSpecifications (7.0) /ModDate (D:20211021161839+02’00’) /doi (10.1016/j.ruslit.2021.09.001) /роботы (без индекса) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > транслировать приложение/pdf

  • Родольф Боден
  • Русская литература, Исправленная корректура. 10.1016/ж.руслит.2021.09.001
  • «Наведение порядка»: нарушение общественного порядка в горе от ума и его гипертекстовое регулирование
  • 2021-10-19T16:25:30+03:00Эльзевир2021-10-21T16:18:39+02:002021-10-21T16:18:39+02:007. 010.1016/j.ruslit.2021.09.001noindexAcrobat Distiller 9.5. 5 (Windows)uuid:31df5424-eba5-1843-986b-91c32b108125uuid:ed9c6cf8-e5bb-0442-9315-98d868482ec1 конечный поток эндообъект 8 0 объект >
    эндообъект 90 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > /ProcSet [/PDF /Text /ImageC /ImageB /ImageI] >> эндообъект 32 0 объект > транслировать хڝXn6+!; !Ȃ6oAV59SԲǎ ŭX*M&;S)22��į|i?>M~ _l. 9b{1Ʈtp[c`vŭp%cIŘ8A_z} N2b,2y)’xK,&Qe= dɻ8Eud2H

    история создания комедии

    Самым известным произведением А. С. Грибоедова является знаменитая комедия «Горе от ума». История создания этой пьесы чрезвычайно сложна. Драматург писал ее несколько лет. О том, как это произошло, мы и поговорим в этой статье.

    Немного об авторе

    Давно писалась пьеса «Горе от ума». История создания комедии оказалась такой длинной благодаря исключительной занятости А. С. Грибоедова. Ведь литературное творчество было далеко не основным его занятием. Александр Сергеевич был образцом исключительно одаренного человека. В возрасте одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. В 13 лет Грибоедов был кандидатом словесных наук, но учебу не бросил, а окончил еще два престижных отделения: морально-политический и физико-математический. Грибоедов свободно владел десятью языками. Он писал музыку и прекрасно исполнял ее на фортепиано. Александр Сергеевич был профессиональным дипломатом, он стал первым послом России в Иране и погиб, защищая интересы своей Родины.

    Перфекционист по натуре, Грибоедов довел до совершенства свои литературные эксперименты. Серьезной стилистической доработке подверглось и «Горе от ума». Об этом свидетельствует история создания произведения. Подробный отчет о написании книги будет описан ниже. Сначала ознакомимся с кратким содержанием известной пьесы.

    Сюжет произведения

    Наверняка любой русский человек знает о существовании комедии «Горе от ума». История создания, сюжет произведения известны гораздо меньшему количеству наших соотечественников. Так о чем же пишет Грибоедов в своей комедии? Молодой человек знатного происхождения (Чацкий) после долгого отсутствия приезжает в Москву повидать свою возлюбленную — Софью. Однако девушка относится к этому очень холодно. Она влюблена в другого человека — секретаря Молчалина. Чацкий пытается разгадать причину равнодушия Софьи. В поисках ответа на свой вопрос он несколько раз посещает дом любимого отца — высокопоставленного чиновника Фамусова. Здесь он встречает представителей московского аристократического общества, значительная часть которого придерживается консервативных взглядов. Раздосадованный холодностью Софьи, Чацкий начинает произносить обличительные монологи. Оно идет буквально всем участникам комедии. Несколько пренебрежительных фраз, брошенных в адрес Молчалина, так трогают Софью, что она пускает слух, что Чацкий не в его уме. Это сообщение становится общедоступным. В конце комедии Софья узнает о подлости Молчалина, а Чацкий об измене возлюбленной. Фамусов открывает всю правду о встречах дочери с секретарем. Его беспокоят слухи, которые могут ходить по городу. Софья прогоняет Молчалина. Чацкий отчаянно уезжает из Москвы. Это сюжет известной пьесы.

    Цель

    История создания «Горя от ума» началась в далеком 1816 году. Именно тогда, по словам С. Н. Бегичева, у Грибоедова появился примерный комедийный план. Вернувшись из заграничной поездки, Александр Сергеевич пришел на светский вечер и был поражен тем, как боготворят в России все иностранное. Он тут же произнес яркую обличительную речь, чем навлек на себя подозрение в безумии. Чтобы отомстить узколобому аристократическому обществу, Грибоедов решил написать комедию. Он часто ходил на светские рауты, балы и вечера, где собирал материал для своего творчества.

    Первое издание

    Работа над текстом комедии началась, вероятно, в 1820-х гг. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году в Москве. Автор был в отпуске, посещал светские мероприятия и набирался свежих впечатлений. Это позволило ему развернуть некоторые сцены комедии, вряд ли запланированные в Грузии. Именно в это время прозвучал пылкий монолог Чацкого «Кто такие судьи?» Был создан. Летом 1823 г. в имении С.Н. Бегичева завершила четвертый и третий акты произведения. Однако автор не считал свою комедию законченной.

    Продолжение работы

    В конце 1823 — начале 1824 года пьеса «Горе от ума» претерпела значительные изменения. История создания произведения продолжилась. Грибоедов подверг метаморфозу не только текст. Изменено имя главного героя: из Чада он стал Чацким. Комедия под названием «Горе уму» получила свое окончательное название. Летом 1824 года в Петербурге Грибоедов произвел внушительную стилистическую доработку первого варианта произведения. Он частично изменил первый акт (монолог Чацкого, диалог Лизы и Софьи, сон главной героини), а также поместил в заключительную часть комедии сцену объяснения между Молчалиным и Софьей. Осенью 1824 года был написан окончательный вариант пьесы «Горе от ума». История создания произведения на этом должна была закончиться. Однако этого не произошло.

    Внешний вид списков

    У комедии сразу возникли проблемы с публикацией. Цензура не пожелала пропустить скандальное произведение. История создания «Горя от ума», а точнее, распространения среди читающей публики, продолжилась. Надеясь опубликовать свое творение, Грибоедов поощрял появление рукописных версий. Наиболее авторитетным из них является так называемый жанровый список (принадлежащий А. А. Жандре), исправленный самим Александром Сергеевичем. Был и Булгаринский — тщательно отредактированный рукописный экземпляр пьесы, оставленный автором в 1828 г. В. Ф. Булгарину. На титульном листе этого списка имеется Грибоедовская надпись: «Поручаю свое горе Булгариным…» Писатель надеялся, что влиятельный и предприимчивый журналист сможет помочь в издании «Горя от ума». История создания комедии продолжилась в писарских копиях произведения. Они иногда менялись в зависимости от предпочтений публики.

    Первые публикации

    Летом 1924 года Грибоедов пытался напечатать свою комедию. Однако получить разрешение на издание «Горя от ума» оказалось не так просто. История создания спектакля продолжилась в кабинетах отдела цензуры. В декабре 1924 года отрывки из третьей и первой частей комедии все же увидели свет. Они были напечатаны на страницах альманаха «Русская Талия». Однако текст был значительно сокращен и «смягчен» цензурой. Слишком смелые заявления героев заменили на «безобидные» и нейтральные. Так, знаменитая фраза «Ведь надо зависеть от других» была исправлена ​​на «Ведь надо иметь в виду других». Упоминания о «досках» и «лице монарха» были исключены из текста произведения. Однако даже в таком виде публикация комедии произвела эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин вспоминал, что пьеса «Горе от ума» сразу сделала Грибоедова одним из ведущих поэтов своего времени.

    Дальнейшая судьба произведения

    При жизни писателя полная версия пьесы так и не была опубликована. История создания «Горя от ума» закончилась, но цензура помешала распространению комедии среди читателей. Только в 1831 году увидел свет полный вариант произведения. Она была издана на немецком языке в городе Ревеле. В 1833 году в Москве с многочисленными цензурными пометками комедия была напечатана на русском языке. Только в 1862 г. в России была опубликована полная авторская версия произведения. Научная публикация комедии осуществлена ​​известным исследователем Пикасановым Н.К. в 1913. «Горе от ума» опубликовано во втором томе Полного собрания академических сочинений Александра Сергеевича Грибоедова.

    Театральные постановки

    Исключительно смелой и злободневной получилась пьеса «Горе от ума». История создания произведения сложна, но не менее интересна судьба его постановок в театре. Долгое время цензура его не пропускала. В 1825 году была предпринята неудачная попытка сыграть пьесу в Петербурге, на сцене театрального училища. Впервые спектакль «Горе от ума» был поставлен в городе Эривани в 1827 году. Его исполняли самодеятельные актеры — офицеры Кавказского корпуса. Спектакль посетил А. С. Грибоедов. В 1831 г., со многими цензурными правками и законопроектами, комедия была разыграна на театральных подмостках Москвы и Петербурга. Лишь в 1860 году производство «Горя от ума» стало осуществляться без ограничений.

    Заключение

    Долго можно говорить о спектакле «Горе от ума». История создания, краткое содержание произведения не могут дать полного представления о гениальности этого творения. Грибоедов создал больше, чем театральную пьесу. Он создал настоящий манифест, в котором выразил собственное отношение не только к социальным и нравственным проблемам в современном обществе, но и к вопросам глупости и интеллекта, «нормальности» и безумия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *