Грибоедов, Горе от ума. Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?
Попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления?
Дом Фамусова представляет собой особняк, выстроенный в стиле классицизма. Первые сцены происходят в гостиной Софьи. Диван, несколько кресел, столик для приема гостей, закрытый шкаф, на стене большие часы. Справа дверь, которая ведет в спальню Софьи. Свесившись с кресла, спит Лизанька. Она просыпается, зевает, оглядывается и в ужасе осознает, что уже утро. Стучится в комнату Софьи, пытается заставить ее расстаться с Молчалиным, который находится в комнате Софьи. Влюбленные не реагируют, и Лиза, чтобы привлечь их внимание, встает на стул, передвигает стрелки часов, которые начинают бить и играть.
Лиза выглядит взволнованной. Она юркая, быстрая, находчивая, стремится найти выход из сложной ситуации. Фамусов в домашнем халате степенно входит в гостиную и, как будто крадучись, подходит сзади к Лизе и заигрывает с ней. Он удивлен поведением горничной, которая, с одной стороны, заводит часы, громко говорит, с другой — предупреждает, что Софья спит. Фамусов явно не хочет, чтобы Софья знала о его нахождении в гостиной.
Чацкий врывается в гостиную бурно, порывисто, с выражением радостных чувств и надежды. Он весел, остроумен.
Найдите завязку комедии. Определите, какие сюжетные линии намечаются в первом действии.
Приезд в дом Чацкого — завязка комедии. Герой связывает воедино две сюжетные линии — любовно-лирическую и общественно-политическую, сатирическую. С момента его появления на сцене эти две сюжетные линии, сложно переплетаясь, но нисколько не нарушая единства непрерывно развивающегося действия, становятся главными в пьесе, но уже намечаются в первом действии. Насмешки Чацкого над внешностью и поведением посетителей и обитателей дома Фамусова, казалось бы, пока еще беззлобные, но далеко не безобидные, впоследствии трансформируются в политическое и нравственное противостояние фамусовскому обществу. Пока в первом действии они отвергаются Софьей. Хотя герой еще не замечает, Софья отторгает и его любовные признания и надежды, отдавая предпочтение Молчалину.
Каковы ваши первые впечатления о Молчалине? Обратите внимание на ремарку в конце четвертого явления первого действия. Как вы можете ее объяснить?
Первые впечатления о Молчалине складываются из диалога с Фамусовым, а также из отзыва Чацкого о нем.
Он немногословен, чем оправдывает свою фамилию.
Еще ли не сломил безмолвия печати?
«Безмолвия печати» он не сломил и на свидании с Софьей, которая принимает его робкое поведение за скромность, застенчивость, неприятие дерзости. Лишь позже мы узнаем, что Молчалин скучает, притворясь влюбленным «в угоду дочери такого человека» «по должности», и может быть очень развязен с Лизой.
И верится пророчеству Чацкого, зная даже о Молчалине очень немногое, что «он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?
По-разному. Лиза оценивает искренность Чацкого, его эмоциональность, преданность Софье, вспоминает, с каким горестным чувством он уезжал и даже плакал, предчувствуя, что может за годы отсутствия утратить любовь Софьи. «Бедняжка будто знал, что года через три…»
Лиза ценит Чацкого за веселость и остроумие. Легко запоминается ее фраза, характеризующая Чацкого:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Софья, которая к тому времени уже любит Молчалина, отторгает Чацкого, и то, что Лизу восхищает в нем, вызывает у нее раздражение. И тут она стремится отдалиться от Чацкого, показать, что и раньше ничего более, чем детской привязанности, у них не было. «Пересмеять умеет всех», «остер, умен, красноречив», «прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», «об себе задумал он высоко», «охота странствовать напала на него» — так говорит о Чацком Софья и делает вывод, мысленно противопоставляя ему Молчалина: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» И далее — холодный прием, сказанная в сторону реплика: «Не человек — змея» и колкий вопрос, не случалось ему хоть по ошибке отозваться по-доброму о ком-либо. Критического отношения Чацкого к гостям фамусовского дома она не разделяет.
Как проявляется характер Софьи в первом действии? Как воспринимает Софья насмешки над людьми ее круга? Почему?
Насмешки Чацкого над людьми своего круга Софья не разделяет по разным причинам. Несмотря на то что она сама человек независимого характера и суждений, поступает вопреки правилам, принятым в том обществе, например позволяет себе влюбляться в бедного и незнатного человека, к тому же не блистающего острым умом и красноречием, в обществе своего отца ей комфортно, удобно, привычно. Воспитанной на французских романах, ей нравится быть добродетельной и покровительствовать бедному юноше. Однако, как истинная дочь фамусовского общества, она разделяет идеал московских дам («высокий идеал московских всех мужей»), иронически сформулированный Грибоедовым, — «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…». Насмешки над этим идеалом ее раздражают. Мы уже говорили, что ценит Софья в Молчалине. Во-вторых, насмешки Чацкого вызывают у нее неприятие, по той же причине, что и личность Чацкого, его приезд.
Софья — умная, находчивая, независимых суждений, но вместе с тем и властная, чувствующая себя хозяйкой. Она нуждается в помощи Лизы и полностью доверяет ей свои секреты, но резко обрывает, когда та, кажется, забывает свое положение служанки («Послушай, вольности ты лишней не бери…»).
На этой странице искали :
- как софья и лиза оценивают чацкого
- характеристика лизы горе от ума
- попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы
- попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы как выглядит гостиная
- каковы ваши первые впечатления о молчалине
|
СУДЬБА, ПРОКАЗНИЦА-ШАЛУНЬЯ, ОПРЕДЕЛИЛА ТАК САМА: ВСЕМ ГЛУПЫМ — СЧАСТЬЕ ОТ БЕЗУМЬЯ, ВСЕМ УМНЫМ — ГОРЕ ОТ УМА. Эпиграф на списке комедии |
Автор «Горя от ума» был не только успешным дипломатом и остроумным литератором, но и талантливым композитором. Пройдите по ссылке, чтобы прослушать знаменитые вальсы Грибоедова. |
Нарушение общественного порядка в «Горе от ума» и его гипертекстовое регулирование
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 10 0 объект /Заголовок /Предмет /Автор /Режиссер /Ключевые слова /CreationDate (D:20230329011000-00’00’) /ElsevierWebPDFSpecifications (7.0) /ModDate (D:20211021161839+02’00’) /doi (10.1016/j.ruslit.2021.09.001) /роботы (без индекса) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > транслировать приложение/pdf
история создания комедии
Самым известным произведением А. С. Грибоедова является знаменитая комедия «Горе от ума». История создания этой пьесы чрезвычайно сложна. Драматург писал ее несколько лет. О том, как это произошло, мы и поговорим в этой статье.
Немного об авторе
Давно писалась пьеса «Горе от ума». История создания комедии оказалась такой длинной благодаря исключительной занятости А. С. Грибоедова. Ведь литературное творчество было далеко не основным его занятием. Александр Сергеевич был образцом исключительно одаренного человека. В возрасте одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. В 13 лет Грибоедов был кандидатом словесных наук, но учебу не бросил, а окончил еще два престижных отделения: морально-политический и физико-математический. Грибоедов свободно владел десятью языками. Он писал музыку и прекрасно исполнял ее на фортепиано. Александр Сергеевич был профессиональным дипломатом, он стал первым послом России в Иране и погиб, защищая интересы своей Родины.
Перфекционист по натуре, Грибоедов довел до совершенства свои литературные эксперименты. Серьезной стилистической доработке подверглось и «Горе от ума». Об этом свидетельствует история создания произведения. Подробный отчет о написании книги будет описан ниже. Сначала ознакомимся с кратким содержанием известной пьесы.
Сюжет произведения
Наверняка любой русский человек знает о существовании комедии «Горе от ума». История создания, сюжет произведения известны гораздо меньшему количеству наших соотечественников. Так о чем же пишет Грибоедов в своей комедии? Молодой человек знатного происхождения (Чацкий) после долгого отсутствия приезжает в Москву повидать свою возлюбленную — Софью. Однако девушка относится к этому очень холодно. Она влюблена в другого человека — секретаря Молчалина. Чацкий пытается разгадать причину равнодушия Софьи. В поисках ответа на свой вопрос он несколько раз посещает дом любимого отца — высокопоставленного чиновника Фамусова. Здесь он встречает представителей московского аристократического общества, значительная часть которого придерживается консервативных взглядов. Раздосадованный холодностью Софьи, Чацкий начинает произносить обличительные монологи. Оно идет буквально всем участникам комедии. Несколько пренебрежительных фраз, брошенных в адрес Молчалина, так трогают Софью, что она пускает слух, что Чацкий не в его уме. Это сообщение становится общедоступным. В конце комедии Софья узнает о подлости Молчалина, а Чацкий об измене возлюбленной. Фамусов открывает всю правду о встречах дочери с секретарем. Его беспокоят слухи, которые могут ходить по городу. Софья прогоняет Молчалина. Чацкий отчаянно уезжает из Москвы. Это сюжет известной пьесы.
Цель
История создания «Горя от ума» началась в далеком 1816 году. Именно тогда, по словам С. Н. Бегичева, у Грибоедова появился примерный комедийный план. Вернувшись из заграничной поездки, Александр Сергеевич пришел на светский вечер и был поражен тем, как боготворят в России все иностранное. Он тут же произнес яркую обличительную речь, чем навлек на себя подозрение в безумии. Чтобы отомстить узколобому аристократическому обществу, Грибоедов решил написать комедию. Он часто ходил на светские рауты, балы и вечера, где собирал материал для своего творчества.
Первое издание
Работа над текстом комедии началась, вероятно, в 1820-х гг. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году в Москве. Автор был в отпуске, посещал светские мероприятия и набирался свежих впечатлений. Это позволило ему развернуть некоторые сцены комедии, вряд ли запланированные в Грузии. Именно в это время прозвучал пылкий монолог Чацкого «Кто такие судьи?» Был создан. Летом 1823 г. в имении С.Н. Бегичева завершила четвертый и третий акты произведения. Однако автор не считал свою комедию законченной.
Продолжение работы
В конце 1823 — начале 1824 года пьеса «Горе от ума» претерпела значительные изменения. История создания произведения продолжилась. Грибоедов подверг метаморфозу не только текст. Изменено имя главного героя: из Чада он стал Чацким. Комедия под названием «Горе уму» получила свое окончательное название. Летом 1824 года в Петербурге Грибоедов произвел внушительную стилистическую доработку первого варианта произведения. Он частично изменил первый акт (монолог Чацкого, диалог Лизы и Софьи, сон главной героини), а также поместил в заключительную часть комедии сцену объяснения между Молчалиным и Софьей. Осенью 1824 года был написан окончательный вариант пьесы «Горе от ума». История создания произведения на этом должна была закончиться. Однако этого не произошло.
Внешний вид списков
У комедии сразу возникли проблемы с публикацией. Цензура не пожелала пропустить скандальное произведение. История создания «Горя от ума», а точнее, распространения среди читающей публики, продолжилась. Надеясь опубликовать свое творение, Грибоедов поощрял появление рукописных версий. Наиболее авторитетным из них является так называемый жанровый список (принадлежащий А. А. Жандре), исправленный самим Александром Сергеевичем. Был и Булгаринский — тщательно отредактированный рукописный экземпляр пьесы, оставленный автором в 1828 г. В. Ф. Булгарину. На титульном листе этого списка имеется Грибоедовская надпись: «Поручаю свое горе Булгариным…» Писатель надеялся, что влиятельный и предприимчивый журналист сможет помочь в издании «Горя от ума». История создания комедии продолжилась в писарских копиях произведения. Они иногда менялись в зависимости от предпочтений публики.
Первые публикации
Летом 1924 года Грибоедов пытался напечатать свою комедию. Однако получить разрешение на издание «Горя от ума» оказалось не так просто. История создания спектакля продолжилась в кабинетах отдела цензуры. В декабре 1924 года отрывки из третьей и первой частей комедии все же увидели свет. Они были напечатаны на страницах альманаха «Русская Талия». Однако текст был значительно сокращен и «смягчен» цензурой. Слишком смелые заявления героев заменили на «безобидные» и нейтральные. Так, знаменитая фраза «Ведь надо зависеть от других» была исправлена на «Ведь надо иметь в виду других». Упоминания о «досках» и «лице монарха» были исключены из текста произведения. Однако даже в таком виде публикация комедии произвела эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин вспоминал, что пьеса «Горе от ума» сразу сделала Грибоедова одним из ведущих поэтов своего времени.
Дальнейшая судьба произведения
При жизни писателя полная версия пьесы так и не была опубликована. История создания «Горя от ума» закончилась, но цензура помешала распространению комедии среди читателей. Только в 1831 году увидел свет полный вариант произведения. Она была издана на немецком языке в городе Ревеле. В 1833 году в Москве с многочисленными цензурными пометками комедия была напечатана на русском языке. Только в 1862 г. в России была опубликована полная авторская версия произведения. Научная публикация комедии осуществлена известным исследователем Пикасановым Н.К. в 1913. «Горе от ума» опубликовано во втором томе Полного собрания академических сочинений Александра Сергеевича Грибоедова.
Театральные постановки
Исключительно смелой и злободневной получилась пьеса «Горе от ума». История создания произведения сложна, но не менее интересна судьба его постановок в театре. Долгое время цензура его не пропускала. В 1825 году была предпринята неудачная попытка сыграть пьесу в Петербурге, на сцене театрального училища. Впервые спектакль «Горе от ума» был поставлен в городе Эривани в 1827 году. Его исполняли самодеятельные актеры — офицеры Кавказского корпуса. Спектакль посетил А. С. Грибоедов. В 1831 г., со многими цензурными правками и законопроектами, комедия была разыграна на театральных подмостках Москвы и Петербурга. Лишь в 1860 году производство «Горя от ума» стало осуществляться без ограничений.
Заключение
Долго можно говорить о спектакле «Горе от ума». История создания, краткое содержание произведения не могут дать полного представления о гениальности этого творения. Грибоедов создал больше, чем театральную пьесу. Он создал настоящий манифест, в котором выразил собственное отношение не только к социальным и нравственным проблемам в современном обществе, но и к вопросам глупости и интеллекта, «нормальности» и безумия.