Национальность как казаки: «Казак — это не национальность, это рыцарь православия» – Власть – Коммерсантъ

Донские казаки хотят, чтобы им вернули национальность / Регионы России / Независимая газета

Впервые казаков на Дону переписали в 1703 году. Для этого из столицы были присланы чиновники. Они же обязывали подпиской станичных атаманов не принимать больше беглых людей. Казаки были недовольны приказами и нехотя исполняли царскую волю.

Сегодня же, спустя почти триста лет, картина выглядит совсем по-иному. Теперь уже донские казаки сами настаивают на том, чтобы их переписали. В станицах и городах даже появились листовки, призывающие казаков принять активное участие в «поистине судьбоносной переписи» 2002 года.

В ноябре прошлого года в столице казачества Новочеркасске на Большом кругу Всевеликого войска донского была принята неожиданная для многих жителей области резолюция. Казаки обращались к правительству РФ и в Госкомстат с просьбой об официальном утверждении цифрового обозначения (кода) казаков в переписных листах предстоящей Всероссийской переписи населения. В графе «национальность» указывать «казак».

«Казаки считают себя природою не от московских людей, — подчеркивали выступающие на круге. — В реестре народов Российской империи казаки стояли после поляков, потом их почему-то вычеркнули как этнос, но от этого они не перестали существовать».

На кругу было решено, что если казакам будет отказано в просьбе, то они просто не станут участвовать в переписи населения.

И им удалось добиться от правительства разрешения в графе «национальность» указывать народность «казак».

По словам атамана войска Виктора Водолацкого, такой большой победы казачеству удалось добиться впервые с царских времен. «Мы считаем крайним недоразумением тот факт, что в списке 182 национальностей, населяющих сегодня Россию, нет казаков, — подчеркнул в беседе с корр. «НГ» атаман. — Ведь казаки — это один из восточнославянских народов, имеющий особенный физический и духовный облик. Казаки отличаются соборностью, отвагой, взаимовыручкой.

Мы твердо уверены, что казак — это национальность».

Атаман Водолацкий говорит, что «нынешняя перепись населения для казаков важнее любых выборов, потому что она дает возможность впервые за последние 80 лет определить численность российского казачества». К тому же казаки считают вопрос признания себя народом вопросом политическим. Ведь если это произойдет, власти должны будут выполнять закон о реабилитации репрессированных народов — вернуть казакам утраченную собственность и выплатить компенсации.

«Если перепись выявит, что на территории Всевеликого войска донского компактно проживает многочисленная народность казаков, то мы сможем претендовать на существенные федеральные ассигнования», — говорит казачий генерал.

В пример он ставит Энгельсский район Саратовской области, заселенный поволжскими немцами, которым федеральный бюджет выделяет дополнительные деньги на социальное обустройство. Теперь в районе есть и газ, и отличные дороги.

А ведь казачество как народ было также репрессировано. «Если предстоящая перепись выявит, что две трети населения Дона — это казаки, то тогда Центр просто обязан дополнительно финансировать программу по сохранению наших традиций, обычаев, — считает Водолацкий. — Тогда мы сможем открыть новые кадетские корпуса, казачьи школы, активнее бороться с наркоманией, более эффективно вести военно-патриотическое воспитание молодежи».

Если же результаты переписи будут еще выше и официально превысят 70-тысячную численность Всевеликого войска донского, то тогда появится возможность хотя бы частично выплатить компенсацию пострадавшим в годы политических репрессий.

Ростов-на-Дону

Национальность донских казаков: что удивило учёных: terskiykazak — LiveJournal

Category:
  • Наука
  • getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel

До недавнего времени вопрос происхождения донских казаков был поводом для спекуляций. Предками донцов считали бежавших от помещиков русских крестьян, кавказских черкесов, турок и даже этрусков. В начале ХХ века обрело популярность мнение, что казаки вообще не русские, а отдельный народ, не связанный с «московитами». Решить сложную историческую задачу удалось благодаря генетическим исследованиям.

Казаки не москали

Впервые теорию о нерусском происхождении донских казаков высказал немецкий историк на русской службе Готлиб Байер. В работе «Краткое описание случаев, касающихся Азова от создания сего города до возвращения оного под Российскую державу», со ссылкой на византийского императора Константина Багрянородного ученый писал: «Казаки в 948 году жили в нынешней Кабарде близ Кавказских гор, где они от великого князя Мстислава…в Российское подданство приведены были».

Байер отмечал, что казаки всегда принимали в свои ряды россиян, поляков и беглецов других национальностей. Схожего мнения был и служивший на Дону генерал-майор и военный инженер Александр Ригельман. В своей работе «История, или повествование о Донских казаках» от 1778 года он писал: «Приводятся свидетельства, что казаки, если их кто москалем назовет, отвечают на это: «Я де не Москаль, но Русский, и то по закону и вере православный, а не по природе».

Сторонником нерусского и автохтонного происхождения донского казачества был и историк Василий Татищев, который считал их предками кавказских черкесов. Впоследствии высказывалась теория тюркского происхождения казаков, а в советское время считалось, что донцы потомки русских крестьян, бежавших на берега Дона от помещичьего гнета.

Решить сложный исторический вопрос удалось благодаря исследованию лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, под руководством профессора Елены Балановской. При содействии организации The Genographic и за счет гранта РФФИ была организована экспедиция в станицы и хутора верхнего Дона, где собрали генетический материал 131 мужчины, предки которых имели доказанное казачье происхождение. Все индивидуумы не состояли между собой в родстве.

В работе проводился анализ STR-маркеров Y-хромосомы, который применяется в криминалистке, для выяснения отцовства и анализа разнообразия гаплотипов внутри гаплогрупп. В генетике этот метод называется «молекулярными часами» и подходит для определения возраста определенных гаплогрупп. Так как формирование казачества относительно недавнее событие, то анализ STR-маркеров Y-хромосомы подходит лучше всего.

В процессе работы ученые изучили генетику казаков и сравнили их с соседними популяциями, которые по данным историков могли иметь отношение к их становлению. Поиск генетических совпадений производился через компьютерную программу Haplomatch.

О чем рассказали гены

Исследование показало, что генетически донские казаки сходны с нанесением Южных областей России и Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции.

6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России. Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей.

Исследование показало, что население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков. Выявлено небольшое влияние ногайских татар, которое вызвано смешанными браками и вхождением ряда татарских родов в состав войска донского. Народы Кавказа – за исключением черкесов, генетически не связаны с донцами. Сходство с черкесами незначительно и связано с общим потоком генов между Восточной Европой и Кавказом.

Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон. Народы Кавказа и Дикого поля повлияли на культурное и социальное развитие казачьего общества, однако генетически донцы и русские неотличимы.

Источник…

казаков. Краткая история казачества – Посетите Санкт-Петербург

Казаки. Краткая история казачества

В историческом развитии любого народа бывали моменты, когда определенный этнос обособлялся и тем самым создавал отдельный культурный пласт. В некоторых случаях такие культурные элементы мирно сосуществовали с их нацией; в других боролись за равное место. Примером такого воинственного этноса можно считать казаков. Представители этой культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. История казачества восходит к далекому XV веку, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.
В истории России казаки — уникальное явление. Именно это общество стало одной из причин, позволивших Российской империи разрастись до таких огромных размеров, а главное – закрепить за собой новые земли, превратив их в полноценные составные части одной великой страны.

Этимология слова «казак»

У многих современных людей сложилось общее представление о том, что казак – это воин или род воина, живший в определенный исторический период и боровшийся за свою свободу. «Казак» — в переводе с тюркского языка означает «свободный человек». Существует также множество других теорий, каждая из которых толкует это слово совершенно по-разному, но самая распространенная теория состоит в том, что казак был человеком свободным, но вооруженным, готовым к нападению и бою.

Историческое происхождение

Казаки впервые упоминаются в летописях в XIV веке. Сообщается, что в Сугде, нынешнем Судаке (Крым), погиб некий Алмалу, зарезанный казаками. В то время Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не запорожские казаки, русских рабов было бы гораздо больше.
Также в летописи 1444 г. «Слово о Мустафе-царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с Рязанским царством и москвичами против этого татарского князя. В данном случае они описываются как гвардейцы города Рязани, пришедшие на помощь княжеской дружине.
То есть первые источники показывают двойственность казаков. Этот термин употреблялся, во-первых, для «вольных людей» , поселившихся на окраинах (обычно на юге) русских земель, а во-вторых, для «служилых людей» , как городской стражи, так и пограничных войск.

Реестровые казаки Богдана Хмельницкого, XVI век

Кто осваивал в то время южную окраину России? Это охотники и беглые земледельцы, люди, искавшие лучшей жизни и спасавшиеся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все чужеземцы, которые также не могли сидеть на одном месте, а может быть, и остатки народов, населявших эту территорию, — хазары, скифы, гунны. Формируя отряды и выбирая атаманов (главу труппы), они сражались то за, то против тех, с кем были соседями.

Поступление на государственную службу русских войск

По-видимому, практически одновременно с вольным казачеством в России и в Польско-Литовском государстве казаки появились как род войск. Часто это были такие же вольные казаки, поначалу просто воевавшие как наемники, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они стали отдельным классом в русском обществе, выполняющим те же функции.

«Покорение Сибири Ермаком». Художник: Василий Суриков

Казачьи войска помогли русскому царю расширить границы Российской империи.

История русского казачества богата событиями и крайне запутана, но если коротко-сначала Россия, потом Российская империя практически на протяжении всей своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самообороны, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда среди отборных отрядов были казаки и они же селились на завоеванных землях. Сначала они селились на свободных землях, а потом царь привел их в повиновение. Они строили деревни и города, возделывали землю, охраняли территории от соседей, не желавших жить мирно или недовольных аннексией аборигенов.

Они мирно жили с гражданскими, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, так же как и разные диалекты, обычаи и песни.
Наиболее ярким примером этого являются кубанские и терские казаки, быстро перенявшие у народов Кавказа такие элементы горской одежды, как папаха, черкеска, бурка. Их музыка и песни также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горские песни. Так возник уникальный культурный феномен, познакомиться с которым может каждый, побывав на концерте Кубанского казачьего хора.

«Казак, горы, река», художник: Андрей Лях


Coscack Lesginka, Национальный народный танец: видео >>


Кубан Козак Хор (видео >>

Кассак.

К концу XVII века казачество в России постепенно начало трансформироваться в те объединения, которые заставили весь мир считать их элитой русской армии . Процесс завершился в XIX веке, а конец всей системе положила Великая Октябрьская революция 19 века.17 и последовавшая за ней Гражданская война. В этот период были выделены:

Донское казачество

Донское казачество — древнейшая казачья культура, возникшая в середине XV века. Люди, по разным причинам бежавшие на окраины страны, сбивались в группы, выбирали атаманов и жили как могли — охотой, грабежами, набегами и служением ближним, когда была очередная война. Донские казаки располагались на территории Ростовской-на-Дону, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донских казаков от других казачьих формирований состоит в том, что они развивались не просто как воинская единица, а как этническая группа со своими культурными особенностями.
За добровольное и героическое участие войска донских казаков под командованием атамана Сусара Федорова в штурме Казани (1552 г.) Иван Грозный пожаловал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Самостоятельный статус донского казачества был подтвержден благодарственной грамотой, текст которой зачитывался казакам почти 150 лет каждый Покровский день.
И так было до 1708 года: Петр Великий приказал уничтожить эту Независимость из-за участия значительной части донских казаков в восстании Кондратия Булавина.
Государевая служба донских казаков началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу Романову. Участие казаков в народных восстаниях заставляло русских царей наводить порядок на своих территориях. Но только Петр Великий полностью преобразовал их, запретил выборы атаманов и ввел свою иерархию. Петр Великий включил этот край в состав Российской империи, его жителей обязали служить в царской армии, а на Дону приказал построить ряд крепостей.

Донские казаки. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

В результате Российская империя получила отважную и опытную армию, которая в основном использовалась для защиты южных и восточных рубежей страны.
Отсюда следует, что донской казак – это человек, принадлежащий к особой социальной формации по национальному признаку. Культура донских казаков сохранилась и в наше время.

Запорожский казак

г. Исторической родиной запорожских казаков является территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить, что в XV веке территория была нейтральной и не принадлежала ни Русскому царству, ни Польше. В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам крымских татар. Постепенное заселение этих земель выходцами как из Польши, так и из Русского царства повлияло на формирование нового сословия – казаков.

«Запорожский казак пишет письмо тюркскому султану», Художник: Илья Репин

На самом деле история запорожского казачества начинается с того момента, когда простые люди, земледельцы, начинают заселять землю Дикого поля, создавая при этом свои самоуправляющиеся воинские формирования для отражения набегов татар и других национальностей. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь . Вся его история — участие во всех войнах региона, непрекращающиеся восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. К началу XVI века казачьи полки превратились в мощную военную силу, создававшую большие трудности соседним государствам.
Согласно историческим данным, которые известны сегодня, первая попытка самоорганизации казаков была предпринята в 1552 году князем Вишневецким, более известным как Байда. На свои средства он создал военную базу «Запорожская Сечь», которая располагалась на острове Хортица. На нем проходила вся жизнь казаков. Расположение было стратегически удобным, так как Сечь преграждала проход татарам из Крыма, а также находилась в непосредственной близости от границы с Польшей.

Запорожские казаки, ныне

В 1569 г. образовано новое литовско-польское государство – Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз был очень важен и для Польши, и для Литвы, и вольные казаки на границах нового государства действовали вопреки интересам Речи Посполитой. Конечно, такие укрепления служили отличным щитом от татарских нападений, но они были совершенно бесконтрольны и не уважали авторитет короны. Так, в 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август издал универсальный закон, регулирующий найм 300 казаков на службу короне. Они были занесены в список, реестр, в который нанесли их имя реестровых казаков. Такие части всегда находились в полной боевой готовности для максимально быстрого отражения татарских набегов на границы Речи Посполитой, а также для подавления периодически возникающих крестьянских восстаний.
С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, чтобы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, пытавшихся подчинить себе земли еще не образовавшейся Украины. Наиболее сильное стремление к самостоятельности стало проявляться среди казачьего сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем войском Запорожским присоединился к киевскому братству.

Эта акция ознаменовала единение казачьих традиций с православной верой. С этого момента бои казаков носили не только освободительный, но и религиозный характер.

После неудачной национально-освободительной войны XVII века, а также начала смуты военная мощь казаков была значительно подорвана. Кроме того, казаки лишились поддержки со стороны Российской империи после перехода на сторону Швеции в Полтавской битве, в которой войско казаков возглавлял Иван Мазепа.
В результате этой череды исторических событий в XVIII веке начинается динамичный процесс повествования, достигший своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или вступить в гусарские и драгунские полки, чем многие и воспользовались. Тем не менее, оставалась значительная часть казачьего войска (около 12 000 человек), не принявшая предложение Российской империи.

Для обеспечения прежнего сохранения границ, а также каким-либо образом легализовать «казачьи остатки», по инициативе Александра Суворова в 1790 году было создано Черноморское казачье войско . А уже в XIX в. Было сформировано Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело проявить себя в Крымской войне, где пластунские разведчики их войск проявили удивительную ловкость и удаль.

Кубанские казаки

Кубанские казаки, ныне

Кубанское казачество, появилось в 1860 году. Сформировано из нескольких существовавших в то время воинских казачьих формирований. После русско-турецкой войны возникла необходимость осваивать новые земли, а заодно и найти применение запорожцам – буйным и малоуправляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско. Потом, после долгих переговоров, им отдали Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — около 25 тысяч человек переселились на новую родину, приступили к созданию оборонительного рубежа и управлению новыми землями.
г. Основу Кубанского казачества, помимо Черноморского казачьего войска, составляло Кавказское казачье войско, упраздненное в связи с окончанием Кавказской войны. Это воинское формирование создавалось как пограничная сила для контроля над ситуацией на Кавказе. Война на этой территории закончилась, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской империей.
Переустройство под единые стандарты, смена мундиров на одежду горцев, а также присоединение казачьих полков из других регионов страны и просто крестьян и отставных солдат привели к созданию совершенно новой общины.

Через некоторое время эти воинские формирования стали профессиональной частью вооруженных сил Российской империи. Кубанские казаки базировались в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края).

Памятник казаку в г. Краснодаре (Кубань)

Кроме того, представители этой армии участвовали в годы Великой Отечественной войны. Сегодня быт кубанских казаков, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Роль казачества в истории России

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся общин, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:
Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское , Оренбургская, Семиреченская, Сибирская, Терская, Уральская, Уссурийская. К тому времени их было почти 3 млн (с семьями), что составляет чуть более 2% населения страны. Они участвовали во всех важнейших событиях страны — в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в подавлении народных волнений. Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны. После революции часть из них примкнула к белогвардейскому движению, а часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.
К сожалению, на этом беды этого сословия не закончились – новая власть СССР стала последовательно проводить политику расказывания (уничтожения казаков), отбирая у них привилегии и репрессируя их. Объединение в колхозы тоже не было гладким.

Казаки в годы Первой мировой войны (1914-1917)

В годы Великой Отечественной войны казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым было возвращено традиционное обмундирование, проявили хорошую выучку, воинскую смекалку, отвагу и настоящий героизм. Семь кавалерийских корпусов и 17-я кавалерийская дивизия получили статус гвардейских. Многие выходцы из казачьего сословия служили в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-й кавалерист был награжден как Герой Советского Союза .
Казаки – Герои ВОВ, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор вооружения Ф. Токарев и др.

В годы Второй В Великой Отечественной войне казаки проявили свою исключительную храбрость (1941-1945 гг.)

Несомненно, казаки – это не просто воинские формирования, а отдельный этнос, сформировавший за несколько столетий свою особую культуру. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, записывающих свою национальность как «казак».

 

Вы сможете познакомиться с обычаями и традициями, побывать в действующем станице казачьей общины в Санкт-Петербурге и даже стать одним из них. Пожалуйста, составьте одну из программы, которую вы можете найти на этой странице: Читать больше >>

Источник

Конгресс народов региона Терек

J. V. Stalin


ноября 17, 1920
ноябрь 17, 1920
ноябрь 17, 1920
ноябрь 17, 1920
ноября 17, 1920
ноября 17, 1920 9003
ноябрь

Источник: Сочинения , Том. 4, 19 ноября17 — 1920
Издательство: Издательство иностранных языков, Москва, 1953 г.
Транскрипция / разметка: Салил Сен для МВД, 2009 г.
Public Domain: Интернет-архив марксистов (2009 г.). Вы можете свободно копировать, распространять, демонстрировать и выполнять эту работу; а также сделать производные и коммерческие произведения. Пожалуйста, указывайте «Марксистский интернет-архив» как ваш источник.


1. ОТЧЕТ О СОВЕТСКОЙ АВТОНОМИИ ПО ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Товарищи! Этот съезд созван для того, чтобы сообщить волю Советского правительства об устройстве дел терских народов и их отношениях с казачеством.

Первый вопрос — отношение к казакам.

Опыт показал, что бесконечные неприятности возникают из-за того, что казаки и горцы живут вместе в одной административной единице.

Опыт показал, что во избежание взаимных обид и кровопролития надо отделить массу казаков от массы горцев.

Опыт показал, что обеим сторонам было бы выгодно, если бы они разделились.

Соответственно, Правительство решило выделить большинство казаков в особую губернию, а основную массу горцев в автономную Горскую Советскую Республику, границей между которыми будет река Терек.

Целью Советского правительства было не ущемлять интересы казаков. У него и в мыслях не было, товарищи казаки, отобрать у вас вашу землю.

У него была только одна мысль — избавить вас от ига царских генералов и плутократов. Такова политика, которую оно проводило с первых дней революции.

Но поведение казаков было, мягко говоря, сомнительным. Они косо смотрели на Советское правительство и не доверяли ему. Одно время они перепутались с Бичераховым, потом водились с Деникиным, а потом с Врангелем.

А недавно, когда еще не был заключен мир с Польшей и когда Врангель наступал на Донбасс, в этот момент часть терских казаков вероломно — другого слова нет — восстала против наших войск в задний.

Имею в виду недавнее восстание на Сунженской линии, целью которого было отрезать Баку от Москвы.

Эта попытка казакам временно удалась.

В этот момент горцы, к позору казаков, показали себя более достойными гражданами России.

Советское правительство было очень терпеливо, но терпение имеет предел. И вот, из-за вероломства некоторых групп казаков, пришлось принять против них суровые меры, очистить провинившиеся казачьи станицы и заселить их чеченцами.

Горцы поняли это так, что терских казаков теперь можно безнаказанно издеваться, что их могут грабить, угонять скот и обесчещать женщин.

Должен заявить, что если горцы так думают, то они глубоко ошибаются. Горцы должны знать, что Советская власть одинаково покровительствует всем гражданам России, независимо от их национальности, независимо от того, казаки они или горцы. Имейте в виду, что если горцы не перестанут возмущаться, Советская власть накажет их со всей суровостью революционной власти.

Будущее казаков, как выделенных в отдельную губернию, так и оставшихся в составе Горской Автономной Республики, будет целиком зависеть от их собственного поведения. Если казаки не прекратят актов предательства против рабоче-крестьянской России, то я должен сказать, что правительству вновь придется прибегнуть к репрессивным мерам.

Но если казаки и впредь будут вести себя как честные граждане России, я заявляю здесь перед всем съездом, что ни один волос на голове ни у одного казака не пострадает.

Второй вопрос — наше отношение к горцам Терской области.

Товарищи горцы, старый период в истории России, когда цари и царские генералы попирали ваши права и уничтожали ваши свободы, — этот период гнета и рабства ушел навсегда. Теперь, когда власть в России перешла в руки рабочих и крестьян, не должно быть больше угнетенных в России.

Предоставляя вам автономию, Россия восстанавливает свободы, которые были украдены у вас кровососущими царями и тираническими царскими генералами. Это значит, что ваши внутренние дела должны быть устроены в соответствии с вашим образом жизни, вашими привычками и обычаями, — разумеется, в рамках общей Конституции России.

У каждого из народов — чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также казаков, оставшихся в пределах автономной горской территории, — должен быть свой Народный Совет для управления делами данного народа в соответствии с его порядком жизнь и особенности. Нет нужды упоминать иногородцев, которые были и остаются верными сынами Советской России и чьи интересы всегда будет стойко защищать Советское правительство.

Если окажется, что Шариат необходим, то пусть Шариат остается. Советское правительство и не думает объявлять войну шариату.

Если обнаружится, что органы Чрезвычайной комиссии и Особого отдела не в состоянии приспособиться к образу жизни и особенностям населения, то, очевидно, должны быть произведены соответствующие изменения и в этой области.

Национальные Советы должен возглавить Совет Народных Комиссаров Горской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосредственно связанный с Москвой.

Значит ли это, что горцы будут оторваны от России, что Россия их бросает, что Красная Армия будет отведена в Россию, — как с тревогой вопрошают горцы? Нет. Россия понимает, что предоставленные самим себе малые терские народности не могут отстоять свою свободу против мировых акул и их агентов — горских помещиков, бежавших в Грузию и оттуда интригующих против трудовых горцев. Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. На этом союзе держится советская автономия горцев.

Товарищи, в прошлом правительства обычно шли на какие-то реформы, на какие-то уступки народам только в трудные времена, когда они были ослаблены и нуждались в сочувствии своих народов. Так было всегда с правительствами царей и буржуазными правительствами вообще. В отличие от них Советское правительство поступает иначе. Советское правительство предоставляет вам автономию не во время трудностей, а во время громких побед на полях сражений, во время полного торжества над последним оплотом империализма в Крыму.

Опыт показывает, что то, что правительства дают в критические моменты, ненадежно и ненадежно, потому что его всегда можно отозвать, когда критический момент минует. Реформы и свободы могут быть обеспечены лишь тогда, когда они даются не под давлением сиюминутной, временной необходимости, а с полным сознанием их полезности, и когда правительство находится в полном расцвете своей мощи и силы. Именно так поступает теперь Советское правительство, восстанавливая вам ваши свободы.

При этом Советское правительство хочет, чтобы вы знали, что оно полностью доверяет вам, товарищи горцы, что оно верит в вашу способность управлять собой.

Будем надеяться, что Вы оправдаете это доверие рабоче-крестьянской России.

Да здравствует Союз народов Терской области с народами России!

2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Товарищи, я получил ряд письменных вопросов по вопросу об автономии. Я должен ответить на них.

Первый вопрос касается территориальных границ Горной Советской Республики. В общем, границами будут терек на севере, а в остальных направлениях границы территорий народов Терской области: чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, а также ино -городние, а также казачьи станицы по эту сторону Терека.

Это будет территория Автономной Горной Республики. Что же касается до точной демаркации границ, то она должна быть определена комиссией, составленной из представителей Горской республики и прилегающих губерний.

Второй вопрос: какая будет столица Автономной Горской Республики, а города Грозный и Владикавказ войдут в состав республики? Конечно, будут. Любой город может быть выбран в качестве столицы республики. Я лично считаю, что это должен быть Владикавказ, так как это центр, связанный со всеми национальностями Терской области.

Третий вопрос касается пределов автономии. Меня спрашивают, какой тип автономии предоставляется Хайлендской республике.

Автономия бывает разная: административная, как у карелов, черемисов, чувашей и поволжских немцев, и политическая, как у башкир, киргизов и поволжских татар. Автономия Горской республики будет политической и, конечно же, советской. Это будет автономия Башкирии, Киргизии и Татарии. Это значит, что Горскую Советскую Республику возглавит Центральный Исполнительный Комитет Советов, избираемый съездом Советов. Центральный Исполнительный Комитет назначит Совет Народных Комиссаров, который будет непосредственно связан с Москвой. Республика будет финансироваться из общего казначейства Федеративной Республики. Наркоматы, ведущие хозяйственные и военные дела, будут непосредственно связаны с соответствующими наркоматами в центре. Остальные наркоматы — юстиции, земледелия, внутренних дел, просвещения и т. д. — будут подчинены Центральному Исполнительному Комитету Горской Советской Республики, который будет связан с ВЦИК. Внешняя торговля и иностранные дела будут полностью находиться в ведении центрального правительства.

Тогда возникает вопрос, когда вступит в силу автономия. Для выработки подробного регламента, или, выражаясь формально, «конституции» республики, следует выбрать представителей, по одному от каждой национальности, которые вместе с представителями правительства в Москве составят проект Конституция Автономной Хайлендской Республики.

Было бы хорошо, если бы вы избрали на этот съезд этих представителей, по одному от чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и от казачьих станиц, входящих в состав Автономной Горской Республики — семь представителей во всем.

Меня спрашивают о порядке избрания Народных Советов. Они должны избираться в соответствии с Конституцией, т. е. только трудящиеся должны иметь право избирать Советы. Это должны быть Советы трудящихся.

У нас в России считают, что кто не работает, тот и не ест. Вы должны заявить, что тот, кто не работает, не может и голосовать. Это основа советской автономии. В этом разница между буржуазной и советской автономией.

Следующий вопрос касается армии.

У нас, несомненно, должна быть общая армия, потому что Горная республика с ее крошечной армией не сможет защитить свою свободу, будет бессильна против армий, субсидируемых Антантой.

Завершая свое выступление, я хочу подчеркнуть основное, что автономия может дать вам, горцам.

Главное зло, которое всегда преследовало горцев, — их отсталость, невежество. Только устранение этого зла, только широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания и приобщить их к благам более высокой культуры. Поэтому первое, что должны сделать горцы в своей автономной республике, — это построить школы и культурно-просветительные учреждения.

Вся цель автономии состоит в том, чтобы привлечь горцев к самостоятельному управлению своей страной. У вас слишком мало местных лиц, способных управлять делами народа. Вот почему органы Продовольственного комитета, Чрезвычайной комиссии, Особого отдела, народного хозяйства укомплектованы русскими, незнакомыми с вашим бытом и языком. Необходимо, чтобы ваши люди были вовлечены во все ветви власти вашей страны. Автономию, о которой мы здесь говорим, следует понимать в том смысле, что все органы управления должны быть укомплектованы своими людьми, знакомыми с вашим языком и вашим бытом.

В этом смысл автономии.

Автономия должна научить вас стоять на собственных ногах — в этом ее цель.

Результаты автономии будут ощущаться не сразу; ваши местные силы не могут за один день подготовить людей, имеющих опыт управления страной. Но не пройдет и двух-трех лет, как вы приобретете способности к управлению своей страной и будете производить из своей среды учителей, хозяйственников, продовольственных чиновников, геодезистов, военных, судей и вообще партийных и советских работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *