Начало вторжения батыя на русь: Впиши даты событий. 1)Начало нашествия Батыя на Русь Ответ:___________________________ 2)Битва на реке Неве Ответ:___________________________…

2. Начало вторжения на Русь

Наконец, монголо-татары под предводительством хана Батыя решили направить свои войска на территории нынешней России. Цель стояла все та же – покорить эти территории. Одним из первых городов, подвергшихся нападению, оказался Торжок. Сначала жители отбивались в полную силу, но надежда убывала, настолько многочисленным было монголо-татарское войско. Жителям Торжка оставалось только подороже продать свою жизнь и нанести неприятелю как можно больший урон. После двухнедельной осады Торжок был взят. 5 марта 1238 года монголо-татары проникли в пылающий город, убивая абсолютно всех: женщин, детей, стариков. Те, кто смог сбежать из города, были убиты потом, по дороге на север.

3. Монголо-татарская облава

Следующим «пунктом» в «меню» монголо-тарарских войск был захват Новгорода. Однако силы для похода на Новгород Батый мог собрать только к весне, когда все подходы к Новгороду становились непроходимыми. Поэтому войска решили двинуться на юг, оставив Новгород «на потом».

Теперь они шли широкой полосой из сравнительно небольших отрядов, подвергая страну сплошному разорению. За ними оставались лишь пожарища и убитые. Тысячи пленных тянулись за войском монголо-татар. Обозы врага становились все больше от добычи. Такого страшного разгрома Русская земля еще не знала. Монголо-татарская облава опустошила огромные территории. Завоеватели появились даже у Смоленска, но здесь их постигла неудача. Из-за оттепели растаяли болота, оставался лишь один путь, но его перекрыло смоленское войско. Завоеватели вынуждены были отступить. Жесточайшему разгрому были подвергнуты почти все города Руси. Но не стоит думать, что у монголо-татар все было замечательно. За разорение русских земель они дорого заплатили: войска были ослаблены, обескровлены непрерывными боями в Северо-восточной Руси, в половецких степях… После завоевания русских земель монголо-татары уже не могли собрать достаточно сил для совершения завоевательного похода на Запад. Героическое сопротивление русского народа и других народов нашей родины сорвало бредовые планы монгольских ханов распространить свои владения до «моря франков» и спасло зарождавшуюся европейскую цивилизацию от разгрома кочевыми завоевателями.
Когда мы говорим, что Русь спасла Европу от монголо-татарского разгрома, то имеем в виду не только героическую борьбу русского народа против полчищ Батыя во время нашествия 1237-1240 годов. И после Батыева погрома народные массы не покорились завоевателям. Почти два десятилетия потребовалось ордынским ханам, чтобы утвердить свое господство над Русью. Это помешало хану Батыю предпринять новое нашествие на Запад.

4. Попытки сопротивления Руси

Отгремел страшный Батыев погром. Русь медленно восстанавливалась. Крестьяне и горожане, прятавшиеся в лесах, постепенно возвращались в родные села и города. В разрушенные города въезжали уцелевшие князья. Новгородский князь Ярослав Всеволодович восстанавливал порядок.

Но, несмотря на все это, угроза со стороны монголо-татар не исчезла. На Руси опасались их новых вторжений. Тем более что Батый, вернувшись после неудачного похода на Запад, основал на южных рубежах Руси сильное государство – Золотую Орду. Все русские князья съехались к грозному повелителю на утверждение. Формальное признание зависимости князьями еще не означало покорения русских земель.

Монголо-татары не успели захватить такие города, как Новгород, Псков, Витебск, Смоленск. Именно эти города выступили против признания зависимости от ордынского хана. Сравнительно быстро оправилась от нашествия юго-западная Русь, где князь Даниил Галицкий твердой рукой сумел подавить боярские мятежи и сумел организовать сопротивление завоевателям. Самое главное, что нашествие Батыя не сломило русского народа, не подавило его воли к борьбе и свободе.

Попытку открытого выступления против ордынских ханов предпринял великий князь Андрей Ярославич, получивший «владимирский стол» после убийства в Монголии его отца, Ярослава Всеволодовича. За время его княжения в летописях не было записей ни о поездках русских князей на поклон к хану, ни о посылках даров, а дани платились не полностью. Для борьбы с агрессорами Андрей Ярославич заключил союз с сильнейшим князем Даниилом Галицким. Этот союз был скреплен женитьбой Андрея на дочери Галицкого князя. В итоге к началу 50-х годов XIIIвека на Руси сложилась довольно сильная группировка, готовая оказать сопротивление завоевателям. Андрею Ярославичу приписываются следующие великие слова: «Лучше мне бежать в землю чужую, чем дружить с татарами и служить им…». Международная обстановка для русских княжеств была в это время более благоприятной, чем накануне нашествия Батыя, что могло породить надежды на успех. Руси противостояли уже не объединенные силы монголо-татар, а только войска Золотой Орды, причем ослабленные. Кроме того, внимание ордынских ханов было отвлечено на Восток. В Монголии происходила ожесточенная борьба различных группировок феодалов за императорский престол. Продолжительная усобица, в которой Батый принимал активное участие, закончилась только в 1251 году. Войска Золотой Орды также принимали участие в завоевании Ирана и в войнах на Северном Кавказе, где монголо-татарам оказывалось массивное сопротивление. Однако политика Андрея Ярославича не была поддержана значительной частью светских и духовных феодалов.

К тому же некоторые князья наладили отношения с Ордой и не собирались их портить. Орда же сохранила внутренний строй русских феодальных княжеств, что давало возможность феодалам перекладывать основную тяжесть ига на феодально зависимое население. То есть их (феодалов) положение дел вполне устраивало.

Политику соглашения с Ордой поддерживала и православная церковь. Ордынские ханы привлекали церковников на свою сторону всевозможными льготами и убеждениями: освобождением от даней и поборов, выдачей охранных грамот и т.д. Кроме того, православная церковь с опаской смотрела за попытками некоторых князей договариваться о совместных действиях против монголов с католическими государствами. Церковники боялись, что это приведет к проникновению на русские земли католической веры, что неизбежно повлечет за собой уменьшение влияния православной церкви, а значит, снизит и доходы православных церковников. Из-за всего этого для церковников были желательнее ордынские ханы, которые не мешали церкви обирать свою паству. Примечательно, что церковь объявила власть ордынского хана «полученной от бога».

В результате многие князья не только не поддержали Андрея Ярославича, но и пожаловались на него ордынскому хану. Против «непокорного» князя Батый направил мощное войско во главе с Неврюем. Андрей был разбит и бежал в Псков, где, по-видимому, у него были союзники. Так закончилась первая попытка избавиться от ига. Княжение было передано Александру Ярославичу, который взял курс на мирные отношения с Ордой.

Более успешно воевал против монголо-татар Даниил Галицкий. В 1254 году его войска отбили монгольское войско, посланное для покорения южнорусских земель. Все последующие попытки завоевать южнорусские земли ни к чему не привели. Князь Галицкий умело руководил своим войском. Лишь в 1258 году, когда к границам Южной Руси подступило огромное монголо-татарское войско, Даниил Галицкий вынужден был признать свою зависимость.

Монголо-татарское нашествие хана Батыя на Русь, установления ига

Предпосылки нашествие Батыя на Русь

В 1227 году великий предводитель и создатель Монгольской империи, известный миру как Чингисхан умер, однако успел оставить завещание своим потомкам: продолжать его дело и подчинить империи всю землю, включая известное монголам расположенное на западе «море франков».

Огромную страну Чингисхана поделили на земельные наделы, получившие название улусов. Улус старшего сына Джучи, который умер в тот же год, что и его великий отец, перешел во владения внука завоевателя Бату-хану, который в отечественной истории более известен как Батый (рис.1). 

Рис. 1 – Хан Батый

Именно этот улус, который располагался западнее реки Иртыш, должен был стать основным плацдармом для начала завоевательного похода на западные земли. В 1235 году на курултае монгольских аристократов в столице империи — Каракоруме было решено начать общемонгольский поход на европейские земли. Военной мощи и ресурсов одного лишь улуса Джучи считалось очевидно недостаточно. Поэтому на подмогу Батыю прибыли войска других чингизидов, то есть потомков Чингисхана. Возглавлял поход монголо-татар сам Батый, а роль его советника предназначалась опытному полководцу Субедею.

Начало нашествия

Наступление было начато осенью 1236 года, и уже спустя один год монгольским завоевателям удалось покорить Волжскую Булгарию, территории буртасов и мордвы на Средней Волге, а также половецкие орды, которые кочевали между Волгой и Доном.

Поздней осенью 1237 года главные силы Батыя были сосредоточены в верховьях реки Воронеж (левом притоке Дона), что стало подспорьем для вторжения в северо-восточные земли Руси.

Замечание 1

Кроме ощутимого превосходства в численности монгольских тумеиов, неудачам русских князей способствовала раздробленность русских княжеств, которые не желали объединяться и предпочитала противостоять хану по одному. 

Первое княжество, которое подверглось безжалостному разрушению и грабежу, стало Рязанское. Зимой 1237 года несметное количество солдат Батыя вторглось в его пределы, стирая с лица земли все на своем пути. После шести дней осады, не дождавшись подмоги, 21 декабря пала и сама Рязань, которую сожгли, а ее жителей практически полностью истребили.

Продвижение орды на русские земли

После разорения рязанских земель, в январе 1238 года монгольские захватчики разбили под городом Коломна великокняжеский сторожевой полк Владимиро-Суздальской земли, возглавляемый сыном великого князя — Всеволодом Юрьевичем.

Затем продвигаясь по скованным льдом рекам, монголы сумели взять Москву, Суздаль (рис.2) и несколько иных городов.

Рис.2 – Разорение Суздаля монголами

7 февраля была разгромлена столица Владимирского княжества, где свою погибель нашла и великокняжеская семья. После того, как был захвачен Владимир, полчища монголов буквально рассредоточились всей Владимиро-Суздальской земле, выжигая и разрушая ее (было разорено более 12 городов).

Замечание 2

4 марта 1238 году за Волгой произошла битва на реке Сить между главными силами северо-восточной Руси, возглавляемыми великим владимирским князем Юрием Всеволодовичем, и монголо-татарской Ордой. К сожалению, русское войско в этом сражении было разбито, а сам великий князь погиб. 

После завоевания «пригорода» Новгородской земли — Торжка перед захватчиками был открыт прямой путь к северо-западной Руси. Но с приближением весеннего половодья и наличием значительных людских потерь, монголы были вынуждены, не дойдя буквально сотни верст до Великого Новгорода, развернуться и воротиться в половецкие степи. По дороге ими был разграблен Курск, а также маленький городок Козельск на реке Жиздра, защитники которого оказали врагу ожесточенное сопротивление и обороняли город более полутора месяца. Однако город все-таки пал в мае 1238 года, а Батый в отместку отдал приказ уничтожить этот непокорный и «злой город», а всех оставшихся в живых – полностью истребить.

 

Лето 1238 года орда Батыя находилась в степях у Дона, восстанавливая силы и пополняя припасы своей армии. По осени его солдаты снова разграбили еще не оправившуюся от разгрома Рязанщину, разграбив такие города как Гороховец, Муром и ряд других. Весной 1239 года отряды Батыя сумели разгромить Переяславское княжество, а уже осенью пало Чернигово-Северское княжество.

Спустя год, монгольское войско выдвинулось через земли южной Руси на покорение Западной Европы. В сентябре они сумели форсировать Днепр и окружить Киев, который после нескольких месяцев изнурительной осады все-таки пал 6 декабря 1240 года. Зимой 1240-41 г. монголы сумели захватить практически все южнорусские города.  

Замечание 3

Весной 1241 года монгольские войска, пройдя путь «огня и меча» через Галицко-Волынскую Русь и захватив Владимир-Волынский и Галич, хлынули на земли Польши, Венгрии, Чехии и Моравии, а к лету 1242 года и вовсе достигли границ Северной Италии и Германии. 

Однако из-за отсутствия подкрепления и больших человеческих потерь в непривычной горной местности, вымотанные затянувшимся походом захватчики были вынуждены направиться из Центральной Европы назад, в степи Нижнего Поволжья. Еще одной, и вероятно, более важной причиной возврата монгольских орд из Европы стала новость о смерти в столице Орды -Каракоруме великого хана Угедея, что подвигло Батыя поспешить принять участие в выборах нового хана Монгольской империи.

Татаро-монгольское иго на русских землях

По возвращению в 1243 году домой Батый сформировал самый западный улус — Золотую Орду (в русском языке данное наименование возникло только в XVI столетии и брало свое происхождение от тюркского слова «юрду», то есть «роскошный ханский шатер») со столицей Сарай-Бату; чуть позже столицей стал расположенный севернее город Сарай-Берке.
 Государство, которое создал Батый, простиралось на огромной площади. Оно занимало земли от сибирских рек Иртыша и Оби на востоке до Карпат и Дуная на западе и от прикаспийских степей и Кавказских гор на юге до черноземной полосы и верховьев Волги и Камы на севере (рис.3).

Рис.3 – Владения монголов при Бату-хане

Захваченные Русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды, которая в 1260-е годы стала самостоятельной империей. Их зависимость преимущественно была выражена в уплате «выхода» (дани) и признании русскими князьями верховной власти золотоордынского хана, который своими «ярлыками» (грамотами) подтверждал их полномочия в качестве князей. На Руст практически 250 лет господствовало ордынское владычество.
 
 

Восхождение хана Батыя: монгольского воина, покорившего Русь | Майя Деви Дахал

Майя Деви Дахал

Бату Хан был одним из величайших воинов Монгольской империи, и его приход к власти был свидетельством его храбрости и воинской доблести. Бату был внуком Чингисхана, основателя Монгольской империи, и он унаследовал от деда жажду завоеваний и его военное мастерство.

Батый впервые сделал себе имя в походах своего дяди, легендарного монгольского воина Субутая. Бату сыграл важную роль в нескольких ключевых сражениях, заслужив уважение своего дяди и монгольской армии. При поддержке своей семьи и монгольской армии Батый нацелился на Россию, землю, которая никогда прежде не была завоевана монголами.

ФотоPestry

В 1237 году Бату-хан повел монгольское войско в Россию, решив завоевать земли и подчинить их власти Монгольской империи. Русские князья были застигнуты врасплох внезапным вторжением и не смогли противостоять ожесточенным атакам монгольского войска. Город за городом пали перед монголами, и русские люди остались в ужасе, не зная, что с ними будет дальше.

Но Батый не довольствовался простым завоеванием земли. Он хотел сделать так, чтобы русские никогда больше не сопротивлялись монгольскому владычеству, и принялся ставить в пример русские города, осмелившиеся сопротивляться его войску. Солдаты Батыя разграбили города, убивая жителей и сжигая все дотла.

Жестокость тактики Батыя потрясла русских, никогда прежде не сталкивавшихся с таким безжалостным завоевателем. Но террор, который Батый вселил в русский народ, заключался не только в физическом разрушении, которое он нанес их городам. Речь шла и о страхе, что монгольское войско никогда не уйдет, что русские навсегда окажутся во власти жестоких монгольских воинов.

Несмотря на страх, который вселял в русских Батый, некоторые смельчаки все же сопротивлялись монгольскому войску. Горстка русских городов отказалась сдаться, решив выступить против монголов и бороться за свою свободу. Но армия Батыя была слишком сильна, и сопротивление русских было быстро подавлено.

После нескольких лет завоеваний Батый-хан основал Золотую Орду, могущественное монгольское государство в России, которое просуществовало века. Батый правил Золотой Ордой железной рукой, следя за тем, чтобы русские никогда больше не восставали против монгольского владычества.

Но, несмотря на свою репутацию безжалостного завоевателя, Батый был также дальновидным лидером, который понимал важность стабильности и процветания для своих подданных. Он поощрял торговлю и коммерцию и приветствовал иностранцев при своем дворе, в том числе купцов и ученых со всего мира. При Батые Золотая Орда стала одним из самых процветающих государств мира, а ее влияние ощущалось по всей Европе и Азии.

Наследие Бату-хана свидетельствует о его храбрости и военном мастерстве, а также о его дальновидности и лидерстве. Он завоевал Россию, основав Золотую Орду и заложив основу для будущей экспансии Монгольской империи. Он был безжалостным завоевателем, но он также был дальновидным лидером, который понимал важность стабильности и процветания для своих подданных.

Возвышение хана Батыя — одна из самых удивительных историй Монгольской империи, которая служит напоминанием о силе и влиянии монгольских воинов. Наследие Батыя продолжает вдохновлять и оказывать влияние, и его имя всегда будут помнить как одного из величайших завоевателей в истории.

Русская история — Нашествие


французская версия Русская версия

«…В том же году для нашего грехи, пришли неведомые племена. Никто не знал, кто они, или откуда они пришли, или какой у них язык, или раса, или вера…»


Лаврентьевская летопись

Н. Куландин. Князь Василько»
Тарелка. 1962   Ростовская эмаль

   &nbsp»Вторжение монголов в начале XIII в. оборвал нить судеб России. Последствия это ужасное событие было свойственно России; причины были нет. Эта катастрофа, кажущаяся изолированной, была всего лишь инцидентом. в великой борьбе между Европой и Азией, из которых крестовые походы были главным событием
Россия так воевала, в своих южных пустынях, против печенегов, половцев, и другие кочевники тюркской расы, принявшие на себя основную тяжесть борьбы против Азии, задолго до великого вторжения тринадцатого век. Размещение на самой опасной заставе, по соседству самого обширного места сбора варваров, ее падение было предрешено. Русские князья, объединившись против войск Джингиз-хана, доблестно держался против первый толчок на Калке (1224 г.). Встречается второе вторжение сопротивление только за стенами городов. Две столицы, Владимир и Киев были взяты первым натиском. Казалось как будто русская нация должна была исчезнуть, и эти огромные равнины, продолжение Азии, должны были стать, безусловно, азиатский.
Никогда еще нация не подвергалась такому школа терпения и жалкого подчинения. Русский, вынужденный сложить оружие, вынужденный искать помощи исключительно своему терпению и гибкости… Угнетение со стороны человека, добавились к гнету климата, углубили некоторые черты уже нарисовано природой в душе великоросса. Природа склонял его к подчинению, к терпению, к смирению; история подтвердил эти наклонности. Закаленный природой, он был закален по истории.
Природа, подготовив нашествие, сама обозначила его границы. Татары, ныне хозяева степей на юго-востоке, который казался им очень похожим на дом, вырос чувствовали себя неловко, как только начинали теряться в леса севера. Они там не поселились. Эти регионы были слишком европейцами, чтобы соответствовать их полукочевым привычкам, и они больше заботился о плательщиках дани, чем о подданных. Итак, князья вернули свои княжества из рук монголов — как вотчины. Они должны были подчиниться присутствию рядом с их персоной своего рода татарских «жителей» — баскаков, чьи обязанностью было проведение переписи населения и сбор налогов. Они были вынуждены предпринять долгий-долгий путь в «Орду», часто располагались лагерем в сердце Азии, чтобы получить инвеститура от преемников Джингиза, и закончилось тем, что стало вассалы вассала «Великого хана». В этот ценой Россия сохранила свою религию, свои династии и – благодаря ее духовенству и ее князьям — ее национальности..
Один из главных эффектов татарского господства и всего того, что составляет русскую историю, является важность отдано национальному культу. . Страдание открывает вере сердца людей, а также отдельных лиц; религия черпает новую силу как из общественных бедствий, так и из частных несчастья. Такой порыв должен был быть глубоким и продолжительным. в тринадцатом веке и в такой стране, как Россия. На со всех сторон возникали пророчества и явления, в каждом городе его чудотворные иконы, способные остановить руку врага. Среди всеобщей нищеты богатство свободно текло в церкви. Черные византийские картины были заключены в массивные золотом и серебром и усыпанные роскошными драгоценностями, которые даже но поразить путешественника. Мужчины толпились в монастырях чьи зубчатые стены служили единственным отступлением, в пределах которого душевный покой и безопасность жизни и здоровья можно было обрести. Политика татар была всецело благоприятна для религии и духовенство


Д.Денисов. «Легенда о невидимом городе Китеже»
Коробка. 1972   Холоу

    Многообразных эффектов в результате ига, наложенного на страну, моральные пожалуй, наименее неясны. Для наций, как и для отдельных людей, рабство нездорово; это склоняет их души так низко, что даже после того, как пришло избавление, нужны века, чтобы выпрямить их снова. Угнетенные все одинаковы; рабство порождает рабство; унижение порождает низость. Ремесло заменяет силу, что стало бесполезным; изящество, будучи наиболее востребованным, становится универсальным качеством. Татарское господство развивалось в русских недостатках и способностях, из которых их общение с Византией уже принес им зародыши, и которые, закаленные временем, с тех пор внесли свой вклад в развитие своих дипломатических дары.
Господство врага, который был чуждый христианству укрепил привязанность страдальцев к их поклонению. Религия и родная земля слились воедино. одна вера, заняла место национальности и сохранила ее. Именно тогда возникла концепция, которая до сих пор связывает качество русского языка к профессии греческого православия, и делает из последнего главный залог патриотизма. Такие факты встречаются и у других народов, но особенность России в том, что все ее войны имели тот же эффект. Из-за различий в богослужении ее войны с поляками, шведами или немцами приняли религиозный персонаж, как и ее долгий крестовый поход против татар или турок. Каждая война была для этого народа религиозной войной, а патриотизм подкреплялся благочестием и фанатизмом. В его битвах с иноверцем, еретиком или латинянином, русские научились считать свою родину единственной, освобожденной от обоих Мусульмане и папское духовное иго, как благословенная земля, священной землей и стал наконец считать себя после образ еврея, как избранника Божия, пока, не наполненный религиозного почтения к своей стране, он назвал ее «Святой Россия».
Святой Александр Невский — русский Сент-Луис — тип князей той эпохи, когда героизм научили кривляться. Александр, победивший шведов и немецкие рыцари Прибалтики, которые вместо помощи Россия, норовившая отвоевать у нее несколько жалких клочков земли, был вынужден, если он хотел защитить свой народ, сделать себя очень мало действительно перед татарами. Русские князья, в в обращении с ними, не имел оружия, кроме мольбы, подарков, и — интригующе. Из них они использовали в основном для сохранения, или даже возвеличивание их власти, свободно осуждая и клевещут друг на друга перед иностранными господами. Под этим унизительным и обедняющее господство зародышей культуры, заложенных в старые княжества зачахли. Скудный и болотистый край только с северо-запада, земли Новгородской и Псковской, безопасные против вторжения, мог под прикрытием чисто номинального подчинения вести свободную и европейскую жизнь.
Страшная и чудесная история состоит в том, что Московского самодержавия, выросшего под покровительственной тенью Орды. Никогда еще такие скромные начинания не вскакивали так быстро к величию; никогда не было более поразительного примера силу традиции в суверенном доме, члены которого вместе с кровью и по наследству передать от ребенка к внуку, священная цель и задача, чьи взгляды, сначала узкие, затем расширяются из поколения в поколение, сами способности кажутся расти посредством своего рода естественного отбора.


П.Митячин. «Дуэль»
Коробка . 1981   Ростовская эмаль


Как мужчины они были хитры, хватки, что угодно но рыцарский, бессовестный, терпеливо наращивающий величие на самоуничижении; как князья они были большей частью посредственного происхождения, далеки от того, чтобы блистать блестящими качествами, которые отличали князья предшествующей эпохи; туполицый, с физиономиями лишенный рельефности, индивидуальности, с чертами, которые от издалека, кажется, сталкиваются друг с другом. Все эти Иваны и Василии четырнадцатого века продолжали копить богатства в свою казну и возвеличивая свое достояние по образцу частного наследства и, как следует из договоров и завещаний, без любая очень четко определенная политическая идея, скорее в манере землевладельцев, стремящихся «собрать» свои поместья, чем суверенов, стремящихся расширить свои территории. Этот характер – рядовой, домашний – обширный москвич Империя должна была сохранить в своем правительстве и управлении, через все его достижения и завоевания, вплоть до реформ Петра Великого» 9.0059

А.Леруа-Болье «Империя царей и русских» 1881

© 2004   Artrusse Электронная почта


Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель

Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево
Павловопосадские платки

История России

Слово о полку Игореве
Вторжение
Александр Невский
Куликовская битва
Смутное время
Петр Великий
Декабристы

в стадии строительства
в стадии строительства
в стадии строительства
в стадии строительства
в стадии строительства


Страшное имя татар впервые стало известно на Руси в 1223 году. Монголы, объединившись при Чингисхане впервые вторглись на юг России. время. Они попали туда более или менее случайно, вернувшись в Среднюю Азию после завоеваний в Персии и на Кавказе. Половцы в юго-восточной степи бежали при приближении монгольское войско и искали средства общей защиты, чтобы князья русские. Русские и половецкие силы были объединены: было решено не дожидаться дальнейшего продвижения неприятеля, а выйти и дать бой в степи. Войска встретились на река Калка, недалеко от Азовского моря. Киевский князь был раздавлен насмерть под досками, на которых стояли татары-победители. праздник был распространен. Но захватчики, достигнув линию Днепра, дальше в сушу не проникали. Они повернули назад, их разведка завершилась, и народ России недоверчиво относился к их избавлению и опасаясь того, что за этим последует. Пятнадцать лет знали никаких больше «злых татар», «проклятых безбожных пришельцев.» Только тогда монголы устремились вперед еще раз из чужой степи и жаться, как пожирающий море над русской землей…





    Чингис Хан умер в 1227 году. Это было при его внуке Батыи, войска которого руководил грозный Субутай, что планы дальнейшее великое миграционное движение по Русской равнине были введены в действие. В 1237 году конное войско в поезде передвижной лагерь женщин, детей, лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов, войлочные палатки и примитивная осадная артиллерия, охватившие сибирской степи, сокрушил булгарские племена к востоку от Волгу и перешли р.
Сказка о разрушении Рязани является одним из самых интересных и лучше всего написанных счетов нашествия монголов на Русь:
«…В течение двенадцати лет привезя из Херсона чудотворную икону Святителя Николая, безбожный император Батый вторгся на русскую землю с великим множество его татарских воинов и
разбить лагерь на реке Воронеж в окрестностях княжества Рязани. И послал своих неверных послов в город Рязань, великому князю Юрию Ингваревичу, требуя десятины со всех — от князей и от всех сословий людей. И Великий Князь решил отправить своего сына Федора Юрьевича к Батыю с много даров и просьб, чтобы он не вторгся в землю Рязань…
Князь Федор явился к императору Батый. .. И стал Батый угощать рязанских князей, и после этого развлечения попросили, чтобы они прислали своих сестер и дочери, чтобы быть его наложницами. И один завистливый рязанский придворный сообщил Батыю, что жена князя Федора принадлежала византийской императорской семье и что у нее была самая красивая тело. Император Батый, лживый и беспощадный, разволновался, и сказал князю Федору: «Князь, дай мне свою жену так чтобы мне насладиться ее красотой.» И сказал князь Федор — «Не в наших христианских обычаях приносить вам безбожных императоров, наших жен, чтобы ваша похоть могла быть удовлетворена. Если ты победишь нас, то будешь владыкой наших жен» 9.0059 Безбожный Батый обиделся, и рассердился. Он приказал немедленно убить князя Федора, и приказал бросить тело его в поле, где его сожрут звери и птицы. И свита и воины князя Федора тоже были преданы смерти.
Один из слуг князя Федор, по имени Апоница, успел спастись и горько заплакал, увидев тело своего хозяина. Заметив, что никто охранял труп, он взял тело своего любимого хозяина и тайно похоронил. Потом он поспешил к княжне Евпраксии и сказала ей, что император Батый убил ее мужа. При этом момент, когда принцесса оказалась на верхнем этаже дворец со своим малолетним сыном, царевичем Иваном. Когда она услышала от Апоница, что муж ее убит, ее схватили горя и выбросилась из окна с ребенком в ее руки. И так оба были убиты…
Проклятый Батый начал завоевания Рязанской земли и вскоре подошли к городу самой Рязани. Они окружили город и сражались без перерыв на пять дней. Батый часто менял свои полки, заменив их свежими войсками, а рязанцы боролся без облегчения. И многие граждане были убиты и другие ранен. Третьи были измотаны их огромными усилиями и их раны. На рассвете шестого дня языческие воины начали штурмовать город, кто с головнями, кто с рукоприкладством бараны и другие с бесчисленными лестницами для восхождения стены города. И взяли город Рязань на 21-й день декабря.
И убивали без исключения все монахи и священники. И они сожгли этот святой город с вся его красота и богатство… И храмы Божии были разрушены, и много крови пролилось на святые жертвенники. И не один человек остался жив в городе. Все выпили один и тот же горький чаша до дна. И некому было даже оплакивать мертвый. Ни отец, ни мать не могли оплакивать своих дорогих детей, ни дети их отцы или матери…





      Видеть это ужасное пролитие христианской крови, сердце безбожного Батый еще больше ожесточился и выступил против города Суздаля и Владимира, намереваясь покорить все русские земли… В то время рязанский пан Евпатий Коловрат в Чернигове во время разрушения города Рязани слышал нашествия Батыя. Вышел он из Чернигова с силой и поспешил в Рязань. Придя в землю Рязанскую, он увидел ее опустошенной. и города разрушены, правители убиты, а народ мертвый. ..
И Евпатий плакал с велико сердце его разгневалось. Он собрал небольшой отряд семнадцать сто человек, которые были сохранены Богом вне города. И они поспешно преследовали безбожного Батыя. И с трудом они догнали его в Суздальском княжестве, и внезапно обрушился на его лагерь. И началась битва без воцарилось милосердие и смятение.
И татары потеряли головы от страха, когда Евпатий сражался так яростно, что его меч стал тупой, и, взяв меч у павшего татарина, рубил их своими мечами. Татары считали, что Русские восстали из мертвых, и Евпатия ехала по ряды татарских полков так храбро, что сам Батый испугался. С большим трудом татарам удалось захватить пять человек из евпатских полков, и то только потому, что они были истощены от своих ран. Их привезли раньше татарского императора, и тот спросил их: «Зачем вы причиняете мне такое зло?» Воины ответили: «Мы из христианской веры, витязей великого князя Юрия Рязанского, и из полка Евпатия Коловрата. Нас послали Князь Ингвар Ингваревич к вам, могущественный император, к почтить тебя, прогнать с почестями и воздать вам все почести. Не удивляйся, император, что у нас не было пора напоить всю вашу армию горькой чашей». Батый послал своего зятя Хостоврула против Евпатии, и с Хостовруля пошли сильные полки. Хостоврул похвастался императора и обещал вернуть Евпатия живым. Евпатия была окружен татарскими войсками. И Хостоврул выступил против Евпатий, но Евпатий одним ударом рассекал седло…
И еще раз начал он резать татарские полчища, и он убил многих лучших рыцарей Батыя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *