Начало опричнины дата: Опричнина. Большая российская энциклопедия

Опричнина Ивана Грозного: причины, начало введения и итоги

  • 5 Ноября, 2019
  • События
  • Оксана Самохина

Опричнина была государственной политикой, проводимой царем Иваном Грозным в России с 1565 по 1572 год. Политика включала массовые репрессии против бояр (русских аристократов), включая публичные казни и конфискацию их земли и собственности. В данной статье описана политика опричнины кратко.

Термин «опричнина»

Опричнина была одним из самых грустных и самых страшных эпизодов в российской истории. На практике опричнина дала Ивану шанс укрепить его власть, но это привело к ужасному результату, такому как тысячи убитых людей и опустошенные области. По инициативе Ивана опричнина оказалась куда более опасной для стабильности страны, чем опасность того, от чего она задумывалась изначально. Опричнина, как часть курса Ивана Грозного, могла бы иметь две основные цели: устранение политического влияния земельной аристократии и избавление от изменников.

Опричнина Ивана Грозного

К середине 1560-х годов измученное сознание Ивана IV, позже прозванного Иваном Грозным за его ужасный «послужной список», было подвержено параноидальным подозрениям. Его любимая жена ушла из жизни много лет назад, и его горе еще более усилилось из-за убеждения, что она была отравлена ​​представителями боярско-княжеской знати.

За несколько лет до этого, когда Иван IV внезапно заболел, некоторые из бояр отказались дать клятву верности его только родившемуся сыну. Семена недоверия переросли в полномасштабную паранойю, и к 1565 году, когда Русское царство проигрывало Ливонскую войну, и дворяне переходили на сторону врагов, царь стал уверен, что все были готовы предать его. Это и стало годом начала опричнины.

Частый заложник теорий заговора, царь был также мастером интриг. Он придумал свою собственную схему, которая, как он верил, выведет всех предателей на чистоту, что и послужило причиной опричнины.

Заговор Ивана Грозного

Он сказал всем подданным, что решил отречься от престола и незамедлительно покинул Москву лишь с несколькими доверенными лицами. Они отправились в монастырь в Александровской слободе, в небольшом, но укрепленном городке на севере. Иван IV обрезал все входящие связи со своим двором и с внешним миром. Когда стало известно, что царь должен был покинуть Москву, это вызвало неприятную неуверенность среди простых людей, поэтому манифест, который Иван IV выпустил, состоял из двух частей. В первой он осудил бояр и церковь, обвинив их в предательстве и нечестной игре. Во второй он заверил простых людей, что их помазанный Богом царь все еще заботится о них.

По мере обострения проблем в Москве, несколько посланников были отправлены в Александровскую слободу. Направлены они были туда, чтобы уговорить царя вернуться к управлению страной. Иван IV принял это как должное и сообщил, что может вернуться, но на некоторых условиях. Он создал опричнину, территорию в пределах Московского царства, единолично и абсолютно управляемую им. Он также хотел иметь возможность преследовать предателей по своему усмотрению.

Создание опричнины

После возвращения Иван Грозный разделил страну на две части: опричнину и земщину. Это положило начало проведению политики опричнины. Она должна была стать его собственностью. Создать ее он мог из любой земли, которую только захотел. До сих пор точные цифры остаются под вопросом, но от одной трети до половины земель на территории Москвы стали опричниной Ивана Грозного. Земля здесь была богатой и действительно важной во всех значениях. Царь забрал себе около 20 городов. Существующие землевладельцы были отправлены упаковывать вещи, и их судьбы зависели теперь от их преданности царю.

Все царские люди

Опричниной управляли царские стражники, опричники. Привлеченные в основном из низших слоев общества, они получили за свои услуги земли, имущество и платежи. Многие хотели попасть туда, невзирая ни на что. Согласно источникам, число опричников выросло с 1000 до 6000 и даже включало несколько иностранцев.

Проведение политики опричнины провоцировало раздор между классами. Среди опричников практически не встречались бояре, из-за чего многие историки пришли к выводу, что Иван IV рассматривал опричников как отобранное дворянство, призванное заменить влияние бояр.

Опричники часто изображаются как убийцы в черных одеждах, которые убивают людей так же легкомысленно, как и истребляют собак, чьи отрубленные головы они носят с собой, как символ их ударов по пятам врагов царя. Им было поручено очистить страну от предателей, и они предпочли черный цвет всему — от одежды до цвета лошадей — и, как сообщается, носили метлы, как еще одно представление своей кампании по сметанию предателей.

Ужас опричнины Ивана Грозного хорошо документирован. В 1570 году Иван IV отправил опричников в северный город Новгород, чтобы они его разгромили и осадили. Новгород являлся политическим соперником Москвы, который, как был уверен Иван Грозный, собирался объединиться с Литвой, государством, воевавшим в то время с Московским царством. Используя поддельные документы в качестве предлога, тысячи людей были подвержены наказаниям. Они были повешены, утоплены или депортированы, а здания и сельская местность были разрушены и сожжены. Число погибших в новгородской бойне варьируются от 15 000 до 60 000 человек. Вскоре последовало подобное, хотя и менее жестокое, избавление от Пскова, важного в то время торгового центра.

Болезнь Ивана Грозного

Сегодня ученые обсуждают то, что Иван IV, возможно, страдал от ряда психических расстройств, включая биполярное расстройство. Вероятнее всего, резкое изменение политики Ивана было связано с внешними и внутренними угрозами. В 1560-х годах Россия была вовлечена в несколько войн, и засуха вызвала массовый голод. Ходили слухи о восстаниях и заговорах. Возможно, это было причиной введения опричнины.

Иван решил, что ему нужно укрепить свои позиции, особенно против бояр. Это было связано с массовыми арестами и казнями в основном представителей княжеского рода и их сторонников. Опричнина значительно расширила власть Ивана над потомственным дворянством, и ее члены все больше обогащались, а она становилась «государством в государстве».

Его психическое состояние было настолько нестабильным, что в 1581 году Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, возможно, по настоянию боярина Бориса Годунова, который стал царем восемь лет спустя. Иван убил своего сына железным посохом. Говорят, что он был поглощен чувством вины за смерть своего сына. В последние годы своей жизни он вступил в орден отшельников и умер как монах Иоанн. Он скончался от отравления в 1584 году. Его брат, слабоумный Федор, стал царем после смерти Ивана.

Божья воля

Чередуя периоды дикости и благочестия, царь был очень обеспокоен оценкой церковью его политики. Конфликт между провозглашенной миссией церкви и фактической политикой государства обострился во времена правления митрополита Филиппа. Доверенный царю с юных лет, Филипп первоначально сделал свое восхождение к руководству церкви условием полного отказа царицы от опричнины, но позже принял предложение, поскольку полагал, что он сможет заставить царя изменить свой образ жизни посредством настойчивых действий.

Тем не менее, несмотря на все усилия, насилие не ослабевало. Исчерпав все свои средства, Филипп выступил с проповедью в одном из кремлевских соборов, в которой он проповедовал перед тысячами людей о необходимости упразднения опричнины. Это нарушило клятву митрополита о невмешательстве в дела царя, и впоследствии он подвергся преследованиям со стороны опричников.

Конец ужасу и террору

Как и большинство кампаний, которые реализуются через террор, опричники вскоре стали преследовать друг друга. Внутренние ссоры и соперничество заставили многих опричников нападать друг на друга.

Внутренние конфликты усугублялись угрозами извне. В 1571 году набег крымских татар почти уничтожил и опустошил Москву, они сожгли большие участки земли и поработили сотни тысяч людей. Опричнина Ивана Грозного была отменена только в 1572 году, когда царь наконец-то понял, что она не помогает защитить страну от внешних угроз и, более того, создает еще больше внутренних проблем.

Похожие статьи

События

В каком году была Куликовская битва: дата, значение сражения

События

Афганская война: причины, ход и последствия

События

Когда началась Великая Отечественная война: дата начала и продолжительность

События

Основание Московского университета: год открытия

События

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

События

Оборона Шипки: дата, ход событий и итоги

Причины введения опричнины Иваном Грозным

Опричнина (от «опричь» — кроме) – название государева удела в 1565-1572 гг. и политика Ивана IV, в результате которой земли Русского государства были разделены на земские и опричные.

Земскими землями управляла Боярская Дума, а опричными Государев двор и особое войско. Сопровождалась опричнина репрессиями и террором для достижения определенных политических целей.

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

  1. 1 Начало опричнины
  2. 2 Причины опричнины

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена.

Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы.

Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем.

За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня.

При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения.

Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV.

И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Итак, можно выделить основные причины введения опричнины:

  • Ливонская война (1558-1583 гг.). — Иван Грозный выступал за продолжение военных действий, но столкнулся с противниками этой идеи среди своего окружения.

  • Борьба централизованной власти с самостоятельностью боярства, феодальной аристократией.

    25 декабря 1564 года – Иван IV, столкнувшись с оппозиционными настроениями бояр, посылает две грамоты. В одной обращается к народу, заверяя в добрых намерениях, а в другой обвиняет бояр и духовенстве в измене и грозиться отречением от престола.

    Январь 1565 года

    – объявление о введении опричнины, организации особого двора с войском и территорией, собственным управлением, опричной Думой, и финансами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *