Начало монголо татарского ига: Татаро-монгольское иго | Портал органов власти Калужской области

Содержание

Татаро-монгольское иго | Портал органов власти Калужской области

Оборона Козельска 1238 г. Миниатюра из летописи

Весной 1238 г. татаро-монгольское войско хана Батыя, уже много месяцев разорявшее Русь, оказалось на Калужской земле под стенами Козельска. Согласно Никоновской летописи грозный покоритель Руси потребовал сдачи города, однако козельчани ответили отказом решив «главы своя положити за христианскую веру». В течение семи недель длилась осада и только после разрушения стены стенобитными орудиями врагу удалось подняться на вал, где «бысть брань велика и сеча зла». Часть защитников вышли за стены города и погибли в неравном бою, уничтожив до 4 тысяч татаро-монгольских воинов.

Оборона Козельска. Фрагмент диорамы. Козельский краеведческий музей

Ворвавшись в Козельск Батый приказал уничтожить всех жителей, «до отрочят сосущих млеко», а город повелел называть «Злым градом».
Подвиг козельчан, презревших смерть и не покорившихся сильнейшему врагу, стал одной из ярких страниц героического прошлого нашего Отечества.

В 1240-х гг. русские князья оказались в политической зависимости от Золотой Орды. Начался период татаро-монгольского ига. Одновременно, в XIII в. под властью литовских князей начало складываться государство, в состав которого вошли русские земли, в том числе и часть «калужских». Граница между Великим княжеством литовским и княжеством Московским установились по рекам Оке и Угре.

Литовский князь Ольгерд

В XIV в. территория Калужского края стала местом постоянного противоборства между Литвой и Москвой. В 1371 г. литовский князь Ольгерд в жалобе Константинопольскому патриарху Филофею на митрополита Киевского и всея Руси Алексея, среди отнятых у него Москвой «против крестного целования» городов впервые называет Калугу (в отечественных источниках Калуга впервые упоминается в завещании

Великий князь Дмитрий Иванович Донской. Миниатюра Титулярника 1672 г.

Дмитрия Донского, умершего в 1389 г.). Традиционно считается, что Калуга возникла, как пограничная крепость для защиты Московского княжества от нападения со стороны Литвы.

Калужские города Таруса, Оболенск, Боровск и др. приняли участие в борьбе Дмитрия Ивановича (Донского) против Золотой Орды. Их дружины участвовали в 1380 г. в Куликовской битве. Значительную роль в победе над противником сыграл известный полководец Владимир Андреевич Храбрый (удельный князь серпуховский и боровский). В Куликовской битве погибли тарусские князья Федор и Мстислав.

Спустя сто лет Калужская земля стала местом, где произошли события положившие конец татаро-монгольскому игу.

Великий князь Иван III

Великий князь Иван III Васильевич, превратившийся за годы своего правления из Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси, в 1476 г. прекратил платить Орде ежегодный денежный «выход», собиравшийся с русских земель со времен Батыя. В ответ в 1480 г. хан Ахмат, в союзе с польско-литовским королем Казимиром IV, выступил в поход на русскую землю. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так ее и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подольскую землю.

Не получив обещанной подмоги, Ахмат пошел к Угре и, став на берегу против русских полков, заблаговременно сосредоточенных здесь Иваном III, предпринял попытку перейти реку.

Стояние на реке Угре 1480 г. Миниатюра из летописи

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега …». Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска к Кременцу, а затем к Боровску. Но, Ахмат не решился преследовать русские войска и 11 ноября отступил от Угры.
Последний поход золотоордынцев на Русь закончился полным провалом. Приемники грозного Батыя оказались бессильны перед объединившимся вокруг Москвы государством.

После свержения татаро-монгольского ига Иван III начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва раньше только оборонялась. В 1500-1503 гг. между Московским государством и Литвой шла война, закончившаяся перемирием, по которому Иван III удержал за собой все, приобретенные им, княжества, в том числе и Серпейск, Любутск, Опаков.

Татаро-монгольское иго – краткая история

Монголо-татарское иго, татаро-монгольское иго, монгольское иго, татарское иго, ордынское иго – система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 1260-х годов, позже, после распада Монгольской империи, от Золотой Орды до конца XV века.

Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях.

В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше.

В данной статье мы кратко рассмотрим особенности татаро-монгольского ига, его влияние на развитие Руси, а также вообще – место в истории.

Годы татаро-монгольского ига

Годы татаро-монгольского ига составили почти 250 лет: с 1237 по 1480 гг.

Монголо-татарское иго на Руси

История Киевской Руси полна множеством случаев, когда ее князья, управлявшие разными городами, сражались между собой за право владеть бо́льшей территорией.

В результате это приводило к раздробленности, истощению человеческих ресурсов и ослаблению государства. Кроме этого на Русь периодически нападали печенеги или по́ловцы, что еще больше ухудшало положение государства.

Интересен факт, что незадолго до нашествия монголо-татарского ига, русские князья могли переломить ход истории. Около 1219 г. монголы впервые оказались неподалеку от Руси, поскольку собирались напасть на половцев.

Чтобы увеличить свои шансы на победу, они попросили помощи у киевских князей и заверили их в том, что не собираются воевать с ними. Более того, монголы просили мира с русскими князьями, вследствие чего отправили к ним своих послов.

Собравшись на вече, правители киевских княжеств решили не вступать в какие-либо соглашения с монголами, поскольку не доверяли им. Они убили послов и тем самым сделались врагами монголов.

Начало татаро-монгольского ига

С 1237 по 1243 годы Батый беспрерывно совершал набеги на Русь. Его огромное войско, численностью в 200 000 человек, разоряло города, убивало и забирало в плен русских жителей.

В конечном счете, ордынскому войску удалось подчинить себе Киев и много других русских княжеств.

Возможно заключив мир с монголами, Руси удалось бы избежать столь печальных последствий монгольского нашествия. Однако это, вероятнее всего, привело бы к изменению религии, культуры и языка.

Структура власти при татаро-монгольском иге

Киевская Русь развивалась по демократическому принципу. Главным органом власти было вече, на котором собирались все свободные мужчины. На нем обсуждались любые вопросы, касающиеся жизни горожан.

Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода (см. интересные факты о Великом Новгороде), Пскова и некоторых других городов.

Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.

Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, лошадей или телегу. Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.

Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.

Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.

Православная церковь и татаро-монгольское иго

Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.

Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.

Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.

Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.

После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в Москву.

Изменение языка после татаро-монгольского ига

Изменение языка в период татаро-монгольского ига коренным образом сказывалось на ведении торговли, военного дела и управления государственным аппаратом.

В русском лексиконе появились тысячи новых слов, позаимствованных из монгольских и тюркских языков. Вот лишь некоторые слова, пришедшие к нам из восточных народов:

  • ямщик
  • деньги
  • ярлык
  • лошадь
  • тулуп
  • иго

Культура в период монголо-татарского ига

Во время татаро-монгольского ига были депортированы многие деятели культуры и искусства, что привело к художественному возрождению.

Находясь под гнетом, русские люди еще больше уверовали в Бога. В данный период появились такие известные иконописцы, как Андрей Рублев и Феофан Грек. Эти мастера внесли огромный вклад в развитие иконописи и росписи храмов.

Москва после татаро-монгольского ига

Москва, основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, являлась малозначимым городом более 100 лет. Но после нашествия татаро-монгол, в Москву приехало множество беженцев из разных княжеств.

В 1327 г. тверичи подняли восстание, отказавшись признавать власть Ивана Калиты и выплачивать ему дань. В результате Калита (см. интересные факты об Иване Калите) вместе с татарами подавил восстание и навел порядок в Твери.

В скором времени хан предоставил Москве ярлык, который придал городу еще большей значимости. С этого момента московским князьям было доверено собирать дань по всей земле.

Москва активно развивалась и процветала. Благодаря сбору налогов ее власть над другими областями утверждалась еще больше.

Тем временем Золотая Орда находилась на грани своего распада, вызванного различными волнениями.

Военные победы над монголо-татарами

В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.

В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.

В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.

В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

Куликовская битва

Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.

Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.

Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».

Князь Дмитрий Донской

Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.

Тем не менее, решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Конец татаро-монгольского ига

С каждым годом Москва укрепляла свои позиции и оказывала серьезное влияние на другие княжества, в том числе и на Новгород.

Позже Москва навсегда сбросила с себя оковы татаро-монгольского ига, в которых находилась на протяжении почти 250 лет.

Официальной датой конца татаро-монгольского ига принято считать 1480 год.

Итоги татаро-монгольского ига

Итогом татаро-монгольского ига на Руси стали перемены в политическом, религиозном и социальном плане.

По мнению одних историков татаро-монгольское иго привело русское государство к упадку. Сторонники такой точки зрения полагают, что именно по этой причине Россия начала отставать от стран Запада.

В ней практически исчезли важные ремесла, вследствие чего Русь была отброшена на несколько веков назад. По мнению экспертов, татаро-монголы уничтожили примерно 2,5 млн. человек, что составляло около трети всего населения Древней Руси.

Другие историки (в числе которых Николай Карамзин и Василий Ключевский) считают, что татаро-монгольское иго наоборот сыграло положительную роль в эволюции русской государственности.

Орда поспособствовала ее развитию, поскольку послужила поводом для окончания гражданских войн и междоусобиц.

Как бы то ни было, но татаро-монгольское иго на Руси является важнейшим событием в истории России.

Теперь вы знаете все самое необходимое про татаро-монгольское иго. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.

org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Татарский фактор в формировании политической культуры Московии | кочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественники | Гавайская стипендия онлайн

Фильтр поиска панели навигации Гавайская стипендия онлайнКочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественникиАзиатская историяАзиатская историяКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Гавайская стипендия онлайнКочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественникиАзиатская историяАзиатская историяКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Васари, Иштван, «Татарский фактор в формировании политической культуры Московии», в Реувен Амитай и Михал Биран (редакторы), Кочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественники (

Гонолулу, HI , 2014 г. ; онлайн-издание, Hawai’i Scholarship Online, 17 ноября 2016 г.), https://doi.org/10.21313/hawaii/9780824839789.003.0011, по состоянию на 27 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Гавайская стипендия онлайнКочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественникиАзиатская историяАзиатская историяКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Гавайская стипендия онлайнКочевники как агенты культурных изменений: монголы и их евразийские предшественникиАзиатская историяАзиатская историяКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Татарское нашествие на Русь в 1240-х годах и последующее двухсотпятидесятилетнее татарское владычество (так называемое «татарское иго») коренным образом изменили жизнь русских княжеств.

К этому длительному периоду можно отнести зачатки русского самодержавия и чиновничества, сложившегося в своей полноценной форме в Московском государстве после татарского периода к середине XVI века, и оно развивалось якобы в тесной связи с татаро-монгольским государственное управление и политическая культура. В настоящей главе делается попытка исследовать возможную роль и влияние татар на окончательное построение Московского самодержавия. Тщательно исследуются различные аспекты средневековой русской экономической, административной и политической культуры татарского периода, такие как сбор налогов и повинностей, денежное обращение, почтовая служба, правовая система, иммунитеты, долговое рабство, канцелярская практика, политическая идеология и легитимность. царь как преемник татарского хана и/или византийского василевса).

Ключевые слова: Золотая Орда, татарское иго, Московия, московская политическая культура, баскак, ​​тамга, деньга, тархан, кабала

Предмет

История Азии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Орда (2012) — Орда (2012) — Обзоры пользователей

Орда (2012)

Пересмотреть это название История и религия

kosmasp24 Декабрь 2013

Фильм трудно продать. Кому он понравится: любителям истории, верующим или любителям восточного кино? Может быть, никто из них, может быть, все они. Кажется, что он пытается успокоить многих людей и может оказаться неработающим для большинства из них. Да, это историческая эпическая картина, но вовлекает ли она зрителя? Это вам решать.

Боевые сцены в порядке, пафосно-религиозные аспекты тоже терпимы. Спектакли действительно хороши, а декорации и локации просто потрясающие. Что также подводит нас к кинематографу. Фильм действительно выглядит хорошо. Но из-за его масштаба для некоторых он может быть слишком длинным. Темп кажется нормальным, но некоторым он может показаться медленным. Иногда это тяжело смотреть, но, тем не менее, интересно

9 из 10 сочли это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Хорошо сделанная драма

avidnewbie14 Декабрь 2013

Пока только 5 отзывов? Вопреки мнению некоторых рецензентов, этот фильм явно хорошо сделан. Декорации, костюмы и детали периода исключительны. Работа камеры и режиссура, по крайней мере, на мой неопытный взгляд, кажутся на высшем уровне. Хотя история была мне незнакома, она была интересной и динамичной. Являются ли эти отчеты исторически правильными или изображены непредвзято, совершенно не имеет значения для среднего кинозрителя. Если вам нравятся хорошо продуманные, правдоподобные, детализированные драмы о других землях и народах, то этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Актерская игра великолепна, особенно роль монгольской матриарха в исполнении Розы Хайруллиной. Ее авторитет и благородство ощутимы. В этом фильме очень мало действия. Тем не менее, есть многочисленные изображения жестокости и насилия, поскольку они действительно неизбежны. Почему нет блюра?

14 из 16 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

не согласен

yulianna-710-34306012 июнь 2013

Вы уверены, что достаточно хорошо осведомлены обо всех «исторических ценностях»? вы имеете представление о монголо-татарском иге над Русью (более 200 лет)? Так какого именно отношения вы ожидаете, описывая именно этот период? Ну, может монгольский вариант лучше и разнообразнее, это… ну понятно. Но это русская история и русское кино. Столько исторических источников о том, как жестоко убивали русских, тысячами, семьями и городами. Жизни почти не было вообще, как вы ожидаете проявления всех этих чувств в каждой душе — страха и гнева? И да, это почти начало христианства на Руси, со всей страстью и преувеличением, но и со всем характерным для того времени самопожертвованием. Так что для меня портреты монголов интересны и даже мягки… Или вы ожидаете, что русские всегда будут плохими, неважно кто напротив, Геббельс или монголы Орды и т.д. Время было полно жестокости, ненависти, столкновений.. и это показано. Я не говорю, что фильм блестящий. Но легко наполнить свой обзор «интересными» фразами типа «параноидальная, гиперрасистская антиазиатская пропаганда», «чепуха, спонсируемая КГБ/православной церковью», «антиеврейская пропаганда Геббельса»… Они привлекательны и желанны для ненавистников. Но понимание — это другое.

34 из 45 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Орда победит орков в любой день!

самкан9 декабрь 2013

Внимание: спойлеры

Нам не нужны дурацкие фильмы о супергероях, фэнтези или инопланетных монстрах, когда все, что нужно, — это тщательное изучение и описание истории. В самом деле, во всех уголках мира можно найти множество захватывающих историй о прошлых годах, из которых получаются гораздо лучшие истории, чем волшебные кольца, космические путешествия и криптонит. В любой день я возьму Святого Алексия за Росомаху. И, ей-богу, вы тоже можете чему-то научиться! Я знаю, что рискнул бы с множеством голливудских демонов, прежде чем пытаться заключить сделку с монголами, составляющими Орду. Но я слишком много дурачусь. Это просто хорошо снятый, динамичный, сыгранный и срежиссированный фильм. Особенно примечательно в ОРДЕ двусмысленное отношение к «чуду» святого Алексия; то есть, может быть, это сила веры, а может быть, это просто глупая удача. Почетного упоминания заслуживает также перевод на английский язык — немалое достижение, учитывая потенциальные подводные камни. Моя рекомендация: ОРДА — недооцененная жемчужина. Бонусная рекомендация: в случае реинкарнации любой ценой избегайте Восточной Европы примерно 14 века.

8 из 11 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Вероятно, очень верное изображение упадка татар.

jbhiker-706-5127562 март 2014

Даю сопли здешнему рецензенту, который утверждает, что он любитель истории. Вам действительно нужно уделять больше времени чтению. Я действительно нашел, что это верное изображение угасающей жизни татар (также известных как Золотая Орда). Они уже достигли своего апогея как цивилизация, и оставалось совсем немного времени до полного поражения от русских. Слава Богу за это! Какое прекрасное время, чтобы рассказать историю о священнике и его путешествии веры. Я нашел написание этого сценария удивительным по своей глубине, а сам фильм поразительным визуально. Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел за пределами России. Большой хит Московского кинофестиваля, просто невозможно оторваться.

10 из 12 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Талантливый исторический фильм, оплаченный церковью, также является жизнеописанием святого XYZ

кетсуп29 декабря 2014

Этот фильм оплачен церковью, чтобы основной сюжет соответствовал житию святого Алексия Московского. И все же режиссеру удалось извлечь из этого максимум пользы, упаковать вместе с прекрасным рассказом о забытой странице русской истории: надвигающемся крахе Золотой Орды. И гниение начинается с головы, с грубого убийства хана Тини-бека его братом Джани-беком.

Это освежающий взгляд на историческое кино. До сих пор Орде никогда не давали диалогов. Вы, наверное, видели Андрея Рублева Тарковского: сровняют город с землей и уедут. В «Невском» Эйзенштейна они также показаны как аморфная зловещая внешняя сила, которая может вмешиваться от чьего-то имени в российскую политику, но никогда ничего не делает сама по себе. До сих пор их показывали как невыразимых дикарей, как боргов, как зергов, но никогда как драматических персонажей, как еще одну волну жестоких русских государственных деятелей, родственных большевикам или головорезам Ивана Грозного. Фильм развеивает миф о том, что татарское иго было сброшено русскими в Великом стоянии на реке Угре. Вам показывают, что вместо этого он самоустранился на десятилетия вперед, болезненно похожим образом на многие другие политические образования на российской земле.

Интересным моментом, упущенным иностранными зрителями, является использование языка в фильме. Забавно видеть, как какой-то малоизвестный среднеазиатский язык является престижным диалектом, лингва-франка для всех россиян. Сегодня все наоборот.

3 из 3 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Наконец-то российское производство на Netflix

deedeemoll14 Декабрь 2013

Если вы американец, как и я, то вы знаете, что наши знания русской истории недостаточны, если только вы не поступили на ученую степень в какой-нибудь колледж. Поэтому фильм показался мне полностью захватывающим. Кинематография, костюмы, в том числе украшения, декорации и переводы с русского и, насколько я понимаю, с монгольского языка, были превосходны. Я не знаком с этим режиссером, который просто пытается стилизованно передать момент или фрагмент исторического комментария. Я не думаю, что он предназначен для Западного полушария. Так же визуально ошеломляюще, как «Русский ковчег», и легче следить за диалогом.

11 из 14 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

история святого

Kirpianuscus3 Октябрь 2015

религиозный фильм. в том-то и дело, кто, я полагаю, объясняет это мудро. не как манифест против монголов, не как рассказ о Руси. только как история жертвы и веры. конечно, это только точка зрения. конечно, это слишком субъективный фильм, и это не является настоящим сюрпризом. потому что жестокость, лидеры недели, сильные женщины, история Алексея и моральная победа — это части портрета, который определяет путь для принятия прошлого. глядя на историческую достоверность это странная работа. потому что атмосфера, рассказ, миссия иерарха — это только важные вещи. и, конечно же, победа Православной Церкви над двусмысленным злом. фильм, который может быть полезен для понимания России вне определений.

2 из 4 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Довольно ужасный фильм

ThomasJeff22 Декабрь 2013

Для справки: я не мусульманин, не татарин или кто-то в этом роде. Но этот фильм был позорным. Весь фильм выглядит как видео на YouTube, снятое любителями, которые хотят изобразить какую-то злую группу людей, которые ведут себя как угодно, КРОМЕ людей. Просто убийство случайных людей, пытки людей и т. д. и т.п.

Во всем фильме нет сцены драки. Так что не ждите военного фильма от чего-то под названием «Орда».

Просто показывает фальшивую историю о том, как ужасна жизнь под Золотой Ордой.

Даже русский эксперт, нанятый для того, чтобы рассказать режиссеру/сценаристам об истории Золотой Орды, осудил фильм и сказал, что это просто отвратительное злобное изображение Золотой Орды, не имеющее ничего общего с реальностью.

Как будто русский режиссер задумался о том, как ему сделать христиан в хорошем свете, а татар — в бесчеловечных животных. Это было его целью, и это то, что он изобразил в своем фильме.

Это было невероятно скучно и напрасно потрачено время.

11 из 29 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Так много сделано правильно, но драматургически не очень хорошо задумано

alexfromhorn18 Ноябрь 2018

Я закончил этот фильм, но должен быть честным — я почти не закончил. Это было не из-за плохой игры, игра была хорошей и правдоподобной, атмосфера была даже благодаря музыке и хорошо созданным реквизитам и костюмам. Но способ повествования этой истории не очень заразителен, драматургия висит уже совсем в начале с неясным сюжетом. Чем в средней части, кажется, что это происходит, но во многих моментах это утомительно из-за сцен, которые были слишком длинными и неуместными. Сюжетная пауза в конце не добавляет этому фильму ничего необходимого, он как бы начинает новую историю, а через несколько минут уже идут титры. К сожалению, не рекомендация.

2 из 3 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Я не мог туда попасть

Rainey-Dawn14 сентября 2018

Это один из тех фильмов, которые выглядят великолепно, операторская работа супер, костюмы/декорации потрясающие, но история не смогла захватить меня просто потому, что я не хочу ввязываться в эту область мировой истории. Фильмы — это не урок истории — и с фильмом они позволяют себе вольности — обычно я так смотрю фильмы «История» и «Биография» (с долей скептицизма), но я просто не мог вникнуть в этот.

5/10

2 из 5 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

семя

Vincentiu30 апреля 2014

это семя. подобно царю, который излагает тонкий срез истории в замечательной манере, но который желает представить не только историю, но и длинную цепочку вопросов. прекрасный фильм — актерская игра (Роза Хайруллина и Максим Суханов — лучшие аргументы), точная наука воссоздания атмосферы и большой талант создавать впечатляющие образы. фильм о силе и вере, падении и сумерках. как восточная сказка, она представляет собой столкновение между мирами и силой слабости. с прекрасным результатом. в нем есть насилие и жестокость, штампы и, на первый взгляд, нереальные моменты. но ключ прост — это русская история, семя, а не плод способа открыть прошлое как корень настоящего. настоящий хороший фильм. несмотря на резервы.

1 из 2 считает это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Большое спасибо директору

shibaevao12 Ноябрь 2015

2 часа только для того, чтобы оценить, в каком направлении движется современный мир, уходя от христианских ценностей. Отличная идея, события реальные, это из реальной биографии святого Алексея, здесь кто-то пишет, что Орда показана слишком мрачно, но все русские и украинцы знают цену, такое было, западные люди были спасены от Орды Россией , вот почему они могут писать такие легкие комментарии. У нас есть много исторических документов — как выглядел этот исторический период. Мы должны усвоить такие уроки и спасти нашу христианскую культуру. Огромное спасибо директору и его команде! Отличные платья, красители, музыка. Я желаю, чтобы они сняли еще один фильм о древнем периоде русской истории, как Богатыри.

5 из 9 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Возможно, слишком вычурно

michaello71411 Декабрь 2013

Я наткнулся на него сегодня на Netflix во время обеда. Я смотрел его около получаса, но понял, что это пустая трата времени, и бросил через 30 минут. Очевидно, что в этой постановке есть отличная игра и режиссура, но она полностью провалилась в плане повествования. Я думаю, что сценаристы должны быть из «шоу», а не «рассказа» школы кинопроизводства, но больше экспозиции помогло бы. Это было похоже на «Игру престолов» без достаточной предыстории. Может быть, что-то потерялось в переводе, так как это дублируется.

Я обнаружил, что изображение монголов вводит в заблуждение. Как любитель истории, я понимаю, что монголы правили самой большой и разнообразной империей в мировой истории более 200 лет. Однако я не думаю, что этот подвиг был совершен тем, что в этом фильме изображено как самая хамски жестокая группа «деревенских» монголов по эту сторону Урала. Создается впечатление, что режиссер изучал какие-то изолированные племена в Монголии и привил свои впечатления к своему изображению монгольского правящего класса. При всей своей безжалостности монголы Золотой Орды были более мирскими и дипломатичными, чем кучка, изображенная в этом фильме. Некоторые историки считают Монгольскую империю первой транснациональной корпорацией. Если бы в кино монголы правили Россией, я сомневаюсь, что они смогли бы продержаться у власти не несколько столетий, а десятилетие. Если русские позволили этой жалкой группе завоевать себя, это тоже не делает русских слишком хорошими.

8 из 19 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Позор

electrotimba19 февраля 2013

Россия, некогда сверхдержава киноискусства земля Виертова, Эйзенштейна, Тарковского куда делось ваше киноискусство? С годами почти ничего не смотрибельно, только несколько интересных фильмов, но этот мусор смущает. Сценария хватило на 10 максимум 20 минут короткометражного фильма, плохо снятого, нулевой исторической ценности, никакой концепции, кроме параноидальной, гиперрасистской антиазиатской пропаганды. Изображение монголов напоминает геббельсовскую антиеврейскую пропаганду. Парадокс в том, что недавно посмотрел монгольский фильм и по сравнению с этой чепухой, спонсируемой КГБ/православной церковью, он был хорошо сделан, интересен, художественно ценен. Эта убогая постановка напоминает итальянские мифологические фильмы 60-х, но лишена их очарования. Надеюсь, Россия вернется к подлинному киноискусству, которое когда-то было таким маяком.

8 из 47 считают это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Скудный артхаус или Тяжёлая ноша митрополита Алексия в Золотой Орде

lyubitelfilmov2 июнь 2022

Арт-хаус с элементами исторической драмы. Пора заканчивать тему монголов, которую я начал с серии «Золотая Орда» (никогда ее не смотреть!), а сейчас вспомнил эту картину, оставившую значительный след в культурном плане, но прошедшую тихо и мирно для зрителей (был кассовый провал — и это заслуженно!). При первом просмотре картины она мне очень понравилась, но просмотрев сейчас, я понял, что глупостей и косяков в ней гораздо больше, чем достойных моментов. И вот мое краткое мнение для вас — Тяжкое бремя митрополита Алексия. Картина получилась противоречивая, поэтому заканчиваю это введение и приступаю к анализу.

Итак, плюсы: 1. История митрополита — если отбросить весь лоск (это сильно сказано) Золотая Орда и ее преемственность ханов, то мы видим добрую мученическую историю митрополита Алексея — одного из самых почитаемых русских святых, совершившего настоящую чудеса с божьей помощью. Здесь он был приглашен в Орду по просьбе хана Джанибека, мать которого ослепла. Но чуда не происходит, и митрополит решает наказать себя, и именно за этими страданиями и невзгодами нам приходится наблюдать почти всю вторую половину картины, попутно наблюдая за жизнью и судьбой русских пленных и даже некоторых иностранцев. Владыка терпит жестокие муки, но вся картина снята по заданию представителей Русской Православной Церкви, так что больше созерцать здесь почти нечего. Финал в целом неплохой, да и Максим Суханов в роли митрополита хорош (правда, актер оказался «гнилым», так что от меня больше хвалебных слов не дождется).

2. Город Сарай-Бату — специально для съемок этой картины создатели буквально с нуля построили первую столицу Золотой Орды, причем на ее историческом месте, а эти декорации впоследствии стали основой туристического центра под тем же названием (работает и сейчас). Это действительно заслуживает похвалы и низкого поклона создателям, а на экране поражает своей изысканной красотой и своей неповторимой атмосферой. Конечно, полностью воспроизвести этот великолепный город не удалось, но хватило даже созданного, хотя крупных планов было удручающе мало.

Итак, минусы: 1. Исторические ошибки — митрополита Алексея в Золотой Орде никто не унижал (приехал, исцелил хана, за жизнь пообщался с Джанибеком (Алексей был искусным дипломатом, и церковь получала льготы, и Русь вздохнула свободнее), а ушел с честь (крещение некоторых монголов в православную веру)), ханы Тинибек и Джанибек погибли не так комично, как это показано здесь, внешний вид ханов (и не только их) вызывает только смех (ходят как натуральные бомжи, а не первые лица Степи), монголы уважали православную церковь еще до митрополита, и не могли войти в храм верхом (их казнили бы сами монгольские тюремщики), бесконечные вереницы русских пленных (хотя при том раз Русь и Орда не воевали, так откуда они могли взяться?) Столицей Золотой Орды в те годы уже был город Сарай-Берке (или Новый Сарай). Это только те ошибки, которые заметил некомпетентный и любительский историк, а настоящие специалисты (вроде Клима Саныча Жукова) найдут здесь гораздо больше. Уважаемые зрители, просто знайте, что всему показанному верить нельзя!

2. Степной цирк — это академический термин, которым я описываю ту чушь, которая творится на экране. А если конкретнее, то у картинки проблемы с логикой. Например, хан все время ходит почти один, а ведь у него титул Короля королей — и его должны сопровождать личные телохранители, куда могли попасть только лучшие нукеры и преданные лично хану. Прием иностранных послов — это постоянное биение головой об стену из-за происходящего на экране циркового шапито. После этого я окончательно убедился, что это не историческая драма, а чистый артхаус с элементами исторической драмы. Я уже молчу о роли и положении женщины в монгольской культуре и норме тех далеких лет.

3. Скука — на картинке могут пройти минуты, и ни слова не будет сказано. Страдания, нудные монологи и диалоги, а в первой части картины большинство зрителей просто уснет, ведь ничего существенного там не происходит (кроме степного цирка). Кроме нескольких прямолинейных мыслей об исторической судьбе Золотой Орды и России и мученической кончине митрополита, здесь больше ничего нет. Как я уже сказал, митрополита никто не мучил, а Золотая Орда в этот исторический момент вошла в «Великую заварку», к которой она шла давно (со времени смерти Чингисхана) и затор привел к логический вывод — раскол и завоевание ближайшими соседями (Персией, Турцией, Россией).

4. Актерское мастерство — отечественные актеры! Я обращаюсь к вам! Когда ты научишься играть? Сможете ли вы дожить до Второго пришествия?

Несмотря на сильную критику, эта картина лучше, чем сериал «Золотая Орда» (где откровенное фэнтези выдавали за историю), потому что там есть, пусть и надуманная, но хорошая история мученической кончины митрополита Алексея, и ее можно посмотреть . Я все же буду рекомендовать картину к просмотру, но сдержанно. Если посмотреть, то хорошо, а если нет, то ладно, тогда вы просто немного узнаете о нем из этого обзора, ну может про митрополита Алексия прочтете (но сильно не прислоняйтесь на Википедии — это, в большинстве случаев, недостоверный источник информации (проверено лично)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *