Начало кавказской войны: Кавказский Узел | Кавказская война

Ермолов и Шамиль • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория завоевания КавказаАудиолекцииМатериалы

Содержание четвертой лекции из курса «История завоевания Кавказа»

Содержание четвертой лекции из курса Владимира Лапина «История
завоевания Кавказа»

Для понимания характера Кавказской войны есть обще­доступный источник — русская литература. Так, усилия немалого числа историков, напи­савших огром­ное число трудов об Оте­чественной войне 1812 года, весь их сово­куп­­ный науч­ный продукт с боль­шим трудом конку­рирует с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Пока этот роман чи­тают, рос­сияне и все, кто чи­тает этот роман на других языках, будут пред­ставлять себе войну 1812 года именно так, как напи­сал Толстой. Так и произ­веде­ния о Кав­казской войне форми­руют доста­точно правиль­ную, доста­точно яркую и, я бы сказал, правди­вую картину того, что происхо­дило на Кавказе в это время.

И я бы выделил прежде всего произведение Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат» — оно хорошо показывает взаимное непонимание, которое было зерном Кав­казской войны, — и рассказы Толстого о Кавказе, прежде всего — «Рубку леса» (или «Рассказ юнкера», он так называется). Затем — произведения Лермонтова. В его стихотворении «Валерик» буквально за­шифрованы реалии Кавказской войны, и если его разделить на строки, то каждая из них достойна многостраничного ком­мен­тария о том, как проис­ходили столкновения на Кавказе. Прочитав эти чрезвычайно доступ­ные произведения, можно составить достаточно ясное пред­ставление о войне. Каждая война связана с каким-то героем, с каким-то лицом, и у Кавказской войны таких лиц два. С российской стороны это генерал Ермолов, а со стороны горцев Кавказа это имам Шамиль.

Я начну с Алексея Петровича Ермолова. Это был блестящий офицер, герой войны 1812 года. В 1816 году он приехал на Кавказ — и началась та эпоха Кавказской войны, которую не без основания называют эпохой Ермолова.

Более того, вся существующая сегодня схема истории Кавказской войны представляет собой картину «Вот на Кавказ прибыл Ермолов, и началась война». К тому времени война велась уже почти век. Но в традиционном измерении начинается она именно с появления Ермолова. И после­дую­щая неудача русских войск 1840–50-х годов объясняется тем, что генералы, пришедшие на смену Ермолову, не выпол­няли его заветов. И только когда князь Барятинский был назначен главно­коман­дую­щим на Кавказе в 1856 году и вернулся к идеям Ермолова, стал вести боевые действия так, как вел Ермолов, русские пришли к победе, то есть к капи­ту­ля­ции в 1859 году имама Шамиля и официальному окончанию войны на Восточном Кавказе.

Ермолов — действительно очень крупная фигура, но он сделал очень многое для того, чтобы война продолжалась так долго. Он действительно одержал несколько побед над горцами в Чечне и Дагестане — и горцы, что называется, смирились, то есть, как писали в документах того времени, «в горах наступила тишина», а в столицу полетели рапорты о том, что Кавказ покорен.

Но это было только затишье перед бурей. Потому что Ермолов разрушил сформи­ро­вав­шую­ся к тому времени систему отношений в горском обществе. Он спо­собство­вал тому, чтобы в Дагестане были фактически унич­тожены ханы, хоть каким-то образом контро­лиро­вавшие положение. Вместо десят­ка ханов появилось огром­ное коли­чество тех, кого в более позд­ние времена стали называть по­ле­вы­ми ко­ман­дирами. То есть договариваться оказывалось просто не с кем. И каждый из полевых командиров, даже если он бы и хотел заклю­чить мирный договор с рос­сий­ской стороной, оказывался врагом для своих соплеменников, и, таким образом, война возвращалась на новый порочный круг.

Ермолов хотел ввести во многих районах Северного Кавказа управление по рос­сий­скому образу и подобию, что было по­куше­нием на те свободы, к которым привыкло горское общество. И то, что потом испытали русские войска на Кавказе в 1830–40-е годы, во многом было порождено не­на­вистью и стремлением к со­против­лению, которое являлось следствием действий Ермолова.

Следует сказать, что Ермолов был жесткий коман­дир, даже жесто­кий. И его действия напоми­нали самые жесткие кара­тел­ьные опера­ции колониаль­ного харак­тера, кото­рые только сущест­вуют в исто­рии. Ермолов в опреде­лен­ной степе­ни спо­соб­ство­вал разжи­га­нию Кавказ­ской войны еще и пото­му, что испове­до­вал девиз «разделяй и властвуй», сталк­ивая роды и племена друг с другом. Вообще, появление русских войск на Кавказе спо­собст­вовало деста­били­зации обстанов­ки, потому что к тому времени между этими кланами был достигнут опреде­ленн­ый консенсус, кто чем владеет. Русская армия пред­став­ляла собой очень большую силу. И все, кто мог рассчи­тывать на ее помощь, сразу стано­ви­лись грозой для своих соседей. Группы, кото­рые прини­мали россий­ское подданство, авто­мати­чески стано­ви­лись грозой своих соседей, и, таким образом, обстановка в этих районах обостря­лась. Во многих случаях основание рос­сий­ской крепости приво­дило не к уми­ро­творе­нию на этой тер­рито­рии, а к обостре­нию обста­новки.

Ермолов очень хотел военной славы. Была даже такая шутка, что «Алексей Петрович очень хотел стать Александром Фи­лип­пы­чем», наме­кав­шая на Алек­сандра Маке­дон­ского, сына маке­дон­ского царя Филиппа. Дело в том, что после Напо­лео­новских войн во всем мире царила на­по­лео­но­мания (при всей нена­висти к Напо­леону он был признан великим человеком). И каждый военный явно или тайно хотел быть Наполеоном. А для На­по­леона поход на Восток был пов­торе­нием траек­то­рии Маке­дон­ского. И для всех вое­началь­ников такой поход был похо­дом за вечной и миро­вой славой. А Ермолов был че­ло­век до­вольно често­любивый. Для него наз­наче­ние на Кавказ было шагом к миро­вой славе, потому как Кавказ в те време­на рас­цени­вался как такая прихо­жая в Индию. (Одна из причин движе­ния России на юг — это движение в Индию.) И Ермолов рас­сматри­вал себя как вели­кого полко­водца, кото­рый проло­жит для России дорогу в Индию. Не случайно одним из первых его шагов во время пре­быва­ния на Кавказе была отправ­ка экспе­ди­ции в закаспий­ские терри­тории.

То есть, еще не покорив оконча­тельно Кавказ, он уже думал о даль­нейшем продви­жении. 

Известна и его роль в том, что произошла Русско-персидская война 1826–1828 годов. У нее были объективные причины (да, Персия не могла сми­риться с при­соеди­не­нием к России северной части Азер­байджа­на), но бы­ла и причина, которую можно назвать субъективной, — провоцирующее поведение Ермолова в отно­шении персов. То есть Ермолов хотел этой войны, хотел новой славы. Он еще не думал, что его снимут с должно­сти и войну выиг­рает дру­гой, и уже его преем­ник, Иван Федо­ро­вич Паске­вич, станет одним из ве­ликих пол­ко­вод­цев России и после взятия кре­по­сти Эривань полу­чит прис­тавку к своей фами­лии: Пас­ке­вич-Эри­ванский.

Вообще, Ермолов — это очень про­тиво­речи­вая фигура, и надо прямо сказать, что в па­мяти наро­дов Кавказа его портрет напи­сан чер­ными красками. Несмотря на всю слож­ность образа Алексея Петро­вича Ермо­лова в исто­риче­ской памяти России, надо признать, он действи­тельно вели­кий го­су­дарствен­ный деятель: это че­ло­век, который во время своего прак­ти­чески деся­ти­лет­него прав­ле­ния очень много сде­лал для ре­фор­миро­ва­ния адми­нистра­ции, для внутрен­него обу­строй­ства Кавказа.

Потому что, напо­минаю, этот регион во всех отно­шени­ях — социальном, эко­но­ми­ческом, по­ли­тическом, куль­тур­ном — резко отли­чался от осталь­ных тер­ри­торий Рос­сий­ской им­пе­рии. И его вклю­чение в состав Рос­сии требо­вало больших усилий.

Вообще, то, что Ермолов в кол­лектив­ном созна­нии является по­кори­телем Кавказа, — это очень важный пока­затель. Пото­му что госу­дарство часто оши­бается в истори­ческих оценках, если это де­лается уси­лиями офи­циаль­ных лиц, а народ оши­бается крайне редко. В этом смысле Ермолов был и оста­ется нацио­наль­ным героем.

Другой самой извест­ной фигу­рой Кавказ­ской войны является, конечно, имам Шамиль. Он заслу­живает ти­тула «Вели­кий» — как Петр Вели­кий, как Екате­рина Вели­кая, как Фридрих Вели­кий. Это действи­тельно вели­кий че­ло­век. И вот — Ша­миль Вели­кий. По­тому что этот че­ловек, во-первых, четверть века со­против­лялся Рос­сии. Мы помним, что даже такой вели­кий полко­водец, как Карл XII, го­ра­здо мень­ший срок вое­вал с Рос­сией.

Так же и Напо­леон Бона­парт. Наверное, мы не найдем в исто­рии та­ко­го пра­вите­ля, ко­торый про­тиво­стоял Рос­сии такой дли­тель­ный пе­риод вре­мени. Конечно, масшта­бы и воен­ный потен­циал има­мата Ша­миля нельзя сравнить с воен­ным потен­циалом напо­леонов­ской Фран­ции и даже Шве­ции на­ча­ла XVIII века, но свои боевые действия он закон­чил не каким-то безо­гово­рочным разгро­мом, а доста­точно почет­ной капи­туляцией. И отно­шение к нему было затем чрез­вычайно ува­житель­ное.

Он сумел создать госу­дарство — имамат, теокра­тическое госу­дарство в Чечне и Даге­стане на базе воль­ных обществ. До того насе­ление здесь было орга­низа­цией воль­ных вое­низи­рован­ных общин, и он сумел на такой социа­льно-поли­тиче­ской базе создать госу­дарство — с нало­говой системой, со своей воен­ной орга­низа­цией, со своей внутрен­ней адми­нистра­цией и так далее. С моей точки зрения, ни один пра­витель евро­пейского госу­дарства, самый талант­ливый госу­дарст­вен­ный деятель евро­пейского харак­тера, никогда бы не смог создать того, что сделал Шамиль на терри­то­рии Чечни и Даге­стана, — госу­дарст­вен­ный аппарат в тех местах, где каждый чело­век считал себя госу­дарством.

Это требо­вало огромных усилий.

И Шамиль был сам лично храбр, он обла­дал колос­сальной волей, огром­ными организа­цион­ными способ­ностями. Само его госу­дар­ство было созда­но, можно сказать, на пустом месте. Да, у него были пред­шест­вен­ники — имам Кази-мулла и имам Гамзат-бек, — но то, что они сдела­ли в орга­низа­цион­ном плане, конечно, не идет ни в какое сравне­ние с тем, что сделал Шамиль. Шамиль объе­динял в себе свойства воен­ного вождя и духов­ного лидера. К Шами­лю как про­тивнику отно­си­лись с чрезвы­чай­ным ува­жением. Например, во время пере­гово­ров Шами­ля с гене­ралом Клуге­нау (такие пере­гово­ры велись перио­дически) обе сто­роны ока­зывали друг другу доста­точ­ное почтение.

Шамиль ввел довольно пра­вильную сис­тему снабжения войск, что позво­лило горским ополче­ниям более дли­тельное время вести бое­вые действия. До этого, как правило, отряд гор­цев совершал какую-то боевую опе­рацию, а затем рас­ходился. По одной прос­той причи­не: конча­лось про­доволь­ствие, которое горцы взяли с собой в поход. То есть у них не было обоза, не было системы интен­дантства. И Шамиль сумел создать систему снаб­жения войск. Конечно, она была не такая совер­шенная, как интен­дантские системы дру­гих госу­дарств, но тем не менее она позво­ляла горским отрядам вести боевые действия более регулярно.

Затем. Если до этого действия горских отря­дов были скорее рефлек­торными, то есть они фак­тически отве­чали на действия рус­ских войск и ини­циа­тива исхо­дила от них не так часто, то теперь, с появле­нием центра управ­ления, эти действия со стра­тегиче­ской точки зрения стали гораздо более осмыслен­ными. Раньше все отряды, все племена действо­вали по своему разуме­нию. Исходя из мест­ной обста­новки. Не имея связи друг с другом. Тогда же отсут­ство­вала радио­связь. И о том, что проис­ходит на каком-то отдель­ном участке, коман­диры отрядов просто не могли знать.

Теперь, с появле­нием еди­ного командо­вания, ситуация значи­тельно измени­лась. С другой стороны, никогда не бывает так, что какие-то действия госу­дарствен­ного или воен­ного деятеля при­носят стороне исклю­чительно поло­жительные плоды.  Была и отри­цательная сторона действий Шамиля: появле­ние единого центра и бо́льшая осмыслен­ность боевых действий сде­лали акции горцев более предска­зуемыми для русского коман­дования. Потому что до этого времени вообще пред­ста­вить, где, когда, в каких силах горцы напа­дут на какую-то крепость, куда они двинутся, было невоз­можно. Теперь же появился про­тивник, более или менее похожий на того, к какому россий­ская армия привыкла в войнах XVIII–XIX веков.

Это, кстати, одна из причин того, почему именно эпоху Шамиля в основ­ном и считают Кавказ­ской войной. Потому что появился понятный про­тивник. А до этого русская армия воевала с теми, у кого не было никакого опыта боевых действий. Но, опять же, при повы­шении уровня дисцип­лины, организации армия Шамиля стала более уязвимой для русских войск. Потому что если до этого времени горские отряды начинали наступ­ление или совер­шали отход по своему разумению, исклю­чительно из сообра­жений опера­тивной обста­новки, то теперь они выпол­няли приказ. И, выпол­няя приказ Шамиля о дви­жении в какой-то регион, об удер­жании какого-то рубежа, они оказы­вались более уязви­мыми. Потому что в старые времена они бы просто рассея­лись и появились бы в другом месте. Теперь они были вынуж­дены держать какой-то рубеж и нести большие потери. И мы не знаем, кто прини­мал это решение: наибы Шамиля (то есть его командиры, его уполно­мочен­ные) или он сам. Но наличие приказов приво­дило к избы­точным потерям среди горцев.

Несмотря на эти отри­цательные последствия орга­низации, все-таки созда­ние государ­ства — имамата Шамиля, упоря­дочение терри­ториально-адми­нистра­тивного деле­ния, сборы налогов, орга­низация снабжения войск про­виантом, комплек­тование этих войск, назна­чение и выборы поле­вых коман­диров — все это играло огромную роль в консо­лидации народов Чечни и Дагестана в борьбе против России.

Шамиль был очень близок к народу. Потому что он сам был плоть от плоти своего народа, имел доста­точно хоро­шее духовное обра­зование, был опытным военным, участником многих воен­ных операций и успешно соче­тал в себе эти черты. Горцы видели в нем и вождя, нахо­дящегося на высоте своего поло­же­ния, и одновре­менно близ­кого и понят­ного им чело­века. То есть это было такое идеальное соче­тание. Именно это ему и позволяло, в совокуп­ности с организа­цион­ными и военными талантами, в тече­ние такого длитель­ного вре­мени быть лиде­ром дви­жения, орга­низо­вывать сопро­тив­ление горцев огром­ной, сильной и к тому моменту уже опытной воен­ной машине России. Ведь рус­ская армия 1840–50-х годов на Кавказе — это совсем не та армия, которая начи­нала Кав­казскую войну, это была армия, состоя­щая уже из кав­казских вете­ранов и полу­чившая огром­ный опыт бое­вых действий в усло­виях гор. Даже страшно себе предста­вить, что бы Шамиль мог сде­лать с войс­ками, кото­рые пришли туда в начале XIX века.

В значи­тельной сте­пени это уда­лось Шами­лю благо­даря реорга­низации собствен­ных воору­женных сил. Если раньше отряды горцев пред­став­ляли собой опол­чения — родо­вые, племен­ные, без подразде­лений, без попыток сфор­мир­овать значи­тельные силы в каком-то месте, — то теперь это была уже хо­рошо орга­низован­ная армия. Со своими воена­чаль­никами, с коман­дирами под­разде­лений, кото­рые четко пони­мали свои задачи. В армии была введена сис­тема поощре­ния и нака­зания, знаки отличия и что-то типа дис­циплинар­ного кодекса, что для военной органи­зации является вещью чрезвы­чайно важной.

Далее. Если раньше горцы вое­вали с рус­ски­ми по собствен­ному разу­ме­нию и жела­нию, то при управ­лении сопро­тив­лением из одного центра у огром­ного числа аулов уже не было выбора: если они не согла­шались воевать, выставлять опол­чение, то они оказы­вались под ударом армии Шамиля, проти­востоять кото­рой они уже не могли. Если раньше было, грубо говоря, столк­нове­ние аула с аулом, то есть силы были более-менее равные, то теперь у каж­дого отдель­ного аула не было ни малей­ших шансов выстоять против армии Шамиля. И эти аулы — хотели они воевать с русскими или нет — включались в общую борьбу.

Была органи­зована система сбора налогов — регу­лярных и чрезвы­чайных. Были органи­зованы центры снабжения, тыловые базы. И все это высоко подняло уровень сопро­тивления.

Кавказская война совпала со време­нем распрост­ра­не­ния ислама во многих районах Кавказа, поэтому и гово­рят о рели­гиозном харак­тере этой войны: Шамиль сумел исполь­зо­вать рели­гиозный порыв насе­ления. Он исполь­зовал этот порыв как мобили­зующий элемент, и, что очень важно для армии, она была едина в своем рели­гиозном, патрио­тическом порыве.

Когда в 1859 году окру­женный Шамиль был вынужден капи­тули­ровать, эта сдача прохо­дила на доста­точно почетных усло­виях, без малей­ших попы­ток создать ему нелов­кость, не говоря уж об униже­нии.

Кавказская война закон­чилась, как я уже сказал, почти через 20 лет после того, как прекра­тилось органи­зо­ванное сопро­тивление на Восточ­ном Кавказе, и через пол­тора десятилетия после того, как закон­чили сопротив­ле­ние горцы Запад­ного Кавказа. Но шрамы Кавказ­ской войны сохра­нились. И здесь надо помнить об одной очень важной вещи, которую, мне кажется, наши предки недоста­точно хорошо пони­мали и не пони­мают совре­менники.

Дело в том, что для россиян Кавказ­ская война — это война государ­ственная. Мало кто из потом­ков кавказ­ских солдат может сказать, в каком полку слу­жил его прапра­дед, в каком сраже­нии он участвовал, где похоро­нен и так далее. Для наро­дов Кавказа же эта война во многих слу­чаях семей­ная, во многих кав­каз­ских семьях хра­нится память о пред­ках, которые вое­вали. Они могут сказать, где они вое­вали, как они погибли и где они похоро­нены. То есть у нас память о Кав­каз­ской войне принци­пиально разная. И поэтому рассказы о Кав­каз­ской войне, ее восприя­тие, всякого рода коммен­та­рии должны быть предельно осто­рожными.

Война закончилась, но россий­ская власть на терри­тории горных районов, особенно Чечни и Дагестана, остава­лась ограни­ченной. Прежде всего потому, что главами адми­нистра­ций во многих регио­нах стали бывшие соратники, наибы Шамиля. Затем русское прави­тельство, уже имея опыт общения с мест­ным насе­лением, опыт Кавказ­ской войны и понимая, что можно делать, а чего делать нельзя, сильных втор­жений во внутрен­нюю жизнь народов этого региона стара­лось не произво­дить. Со своей стороны горцы Север­ного Кавказа оценили выгоды пребы­вания в составе гро­мадного госу­дарства, выгоды куль­тур­ного, экономи­ческо­го, торгового сотрудни­чества. Крепости в этом регионе были не только адми­нистра­тивными центрами, но и центрами торговли и ремесел, центрами образо­вания. Все большее коли­чество горцев не просто изу­чали русский язык, а полу­чали образование, и уже в начале XX века мы видим предво­дителей горских наро­дов в самых разных сферах. И обра­зованные предста­вители северо­кавказ­ских народов уже не являются дико­виной, как это было лет 50 назад.

Тем не менее шрам, память о Кавказ­ской войне оста­лись и в сознании прави­тельствен­ных кругов, поэтому до конца импер­ского периода сохра­ня­лось опре­делен­ное недо­верие к мусуль­ман­скому насе­лению Кавказа. И это недо­верие (в боль­шей степени неоп­равдан­ное) мешало тому, чтобы осно­ва­тельно инкорпо­ри­ро­вать эти районы в тело государства.

Причем что интересно: в россий­ском обществе эти шрамы были мало­заметны, потому что войну вело государство, и шрамы оста­лись прежде всего у него. А на Кавказе у общества оста­лись шрамы. И то, что шрамы нахо­дятся на раз­ных телах, и явля­ется, с моей точки зрения, одной из глав­ных при­чин тех слож­ностей, кото­рые мы видим на Кав­казе сейчас.  

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире

Шекспир был необразован и воровал чужие сюжеты? Он правда завещал жене только кровать (причем вторую по качеству)? И спекулировал на зерне? Или его вообще не существовало? Разбираемся в новом выпуске рубрики

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

28 минут

1/4

Зачем Россия воевала на Кавказе

Экономические и политические причины русской экспансии на Кавказ

Читает Владимир Лапин

Экономические и политические причины русской экспансии на Кавказ

39 минут

2/4

Как Российская империя увязла на Кавказе

Трудности, с которыми столкнулась русская армия в горах

Читает Владимир Лапин

Трудности, с которыми столкнулась русская армия в горах

28 минут

3/4

Как Александр I присоединял Грузию

Как Российская империя смогла объединить грузинские княжества, и почему ей пришлось завоевывать Азербайджан

Читает Владимир Лапин

Как Российская империя смогла объединить грузинские княжества, и почему ей пришлось завоевывать Азербайджан

27 минут

4/4

Лица Кавказской войны: Ермолов и Шамиль

Как на развитие конфликта повлияли русский главнокомандующий и предводитель кавказских горцев

Читает Владимир Лапин

Как на развитие конфликта повлияли русский главнокомандующий и предводитель кавказских горцев

Материалы

Застольные традиции народов Кавказа

Гастрономический комментарий к художественной литературе с рецептами

Что читать и смотреть о Кавказской войне

Книги и фильмы о завоевании Кавказа

Традиционная музыка Северного Кавказа

Песни осетин, чеченцев, лезгин, черкесов, терских казаков и других народов

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Кампании

Дата: 1801–1865 гг.

Противники: Кавказские княжества, Северо-Кавказский имамат, отряды горских повстанцев

Действия Генерала Ермолова в 1816-1825 годах

Оригинальное название:

Карта для объяснения действий Генерала Ермолова в 1816-1825 годах

Источник:

История царствования императора Александра I и России в его время. Том VI

Смотреть полностью

Другие названия конфликта

Большая Кавказская война, Кавказско-горская война

Дата начала конфликта

Июнь 1801

Дата завершения конфликта

Июль 1865

Театр военных действий

Кавказ

Аннотация

Кавказская война (1801–1865) велась за присоединение Кавказа к России с горскими племенами и княжествами, а также с целью укрепления границ с Турцией и Персией. Наиболее значительным событием стало присоединение Грузии и Азербайджана в начале XIX в. Фактически основные цели военных действий были достигнуты после взятия резиденции и пленения имама Северо-Кавказского имамата Шамиля в с. Гуниб в 1859 г. Несмотря на это, отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 1865 г. В итоге на Кавказе было установлено российское правление.

Формирования и командующие России

Главнокомандующий русскими войсками в Грузии, генерал от инфантерии князь К. Ф. Кнорринг;
инспектор Кавказской линии и главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-лейтенант князь П. Д. Цицианов;
главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-фельдмаршал граф И. В. Гудович;
главнокомандующий войсками в Грузии, генерал от кавалерии А. П. Тормасов;
начальник штаба главнокомандующего войсками в Грузии, главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-адъютант маркиз Ф. О. Паулуччи;
главный начальник войск Кавказской линии, генерал-лейтенант Н. Ф. Ртищев; командир Отдельного Грузинского корпуса, генерал-лейтенант А. П. Ермолов; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант, генерал от инфантерии И. П. Паскевич;
командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал от инфантерии барон Г. В. Розен; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-лейтенант Е. А. Головин;
командир Отдельного Кавказского корпуса, главноуправляющий Закавказским краем, генерал-адъютант, генерал от инфантерии А. И. Нейдгардт; главнокомандующий войсками на Кавказе, наместник Кавказа, генерал-адъютант граф М. С. Воронцов; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант Н. Н. Муравьев; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-фельдмаршал князь А. И. Барятинский; главнокомандующий Кавказской армии, генерал от артиллерии великий князь Михаил Николаевич

Формирования и командующие противника

Келб-Али Хан, Дудурак Ахмет, Сурхай-хан II, Джавад-хан, Мустафа-хан, Селим-хан, Фатали-хан, Сурхай-хан II, Хуссейн-Кули-хан, Соломон II, Александр Багратиони, Муртазали-бек, Гасан-хан Мехтулинский, Султан-Ахмед-хан Аварский, Мулла Учар-Хаджи, Мир-Гасан-хан, имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад, Гамзат-бек, Хаджи Берзек Дагомуко, Джанхот Азаматов, имам Дагестана и Чечни Шамиль, Тешав-ходжа, Яр-Али Агабек Ратульский, Ахбердил Мухаммад, Джемаль-бек, Хаджи-Мурат, Даниель-бек, Ума-Дуев, Байсангур, Каракуль-Магомы, убыхский князь Хаджи Догомуко Керендуко Берзек

Предпосылки конфликта

Присоединение к России Картли-Кахетинского ханства, а также просьбы о протекторате со стороны отдельных горских народов, страдавших от междоусобицы и нападений со стороны Турции и Персии, создали условия для продвижения России на Кавказе.

Причина конфликта

Причиной войны стало стремление России присоединить Кавказ и устранить угрозу своим южным рубежам со стороны Турции и Персии. Непосредственным поводом стало подписание 1 сентября 1801 г. Александром I манифеста о присоединении Восточной Грузии к России.

Цели

Россия намеревалась закрепиться на Кавказе.

Горцы при подстрекательстве Турции, Персии и Англии пытались вытеснить Россию с Кавказа.

Стратегический замысел

Русская армия планировала установить контроль над основными горными перевалами и дорогами на Кавказе, удерживать занятые территории с помощью отдельных крепостей и гарнизонов, расчищать лесные массивы для устройства просек.

Политическая обстановка

1 января 1801 г. в России Павел I подписал манифест о присоединении к России Картли-Кахетинского царства. В сентябре 1801 г. новый император Александр I подтвердил указ своего отца. Затем началось присоединение к России княжеств Западной Грузии. Гянджинское ханство (вассал Персии) не соглашалось войти в состав России, и 10 июня 1804 г. персидский шах Фетх-Али, заключивший союз с Великобританией, объявляет войну России.

Русско-персидская война 1804–1813 гг. и русско-турецкая война 1806–1812 гг. показали важность коммуникаций с Закавказьем через перевалы Кавказского хребта и вдоль побережья Черного и Каспийского морей. Это, в свою очередь, потребовало усиления постоянного военного присутствия России на Кавказе.

Нарастание англо-русских противоречий в «Восточном вопросе» к середине XIX в. и опасения Англии в связи с усилением российского влияния в Персии после русско-персидской войны 1826–1828 гг. стали причиной того, что Англия, действуя через Турцию, подстрекала горцев Кавказа оказывать вооруженное сопротивление российским властям и войскам.

Ход конфликта

1-й этап (1801–1817) ознаменовался присоединением Грузии в 1801 г. и покорением Гянджинского ханства в 1804 г. В дальнейшем постоянные бои с горцами происходили на фоне начавшихся русско-персидской 1804–1813 гг. и русско-турецкой 1806–1812 гг. войн, завершившихся победой России.

На 2-м этапе (Ермоловский период – 1816–1826) боевые действия велись в основном в Чечне и в Абхазии. Период получил название по имени главнокомандующего русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолова.3-й этап (1827–1835) связан с началом газавата против русских войск. (Во время начавшихся русско-персидской 1826–1828 гг. и русско-турецкой 1828–1829 гг. войн боевые действия против горцев не велись.) Боевые действия в основном проходили в Ингушетии, Чечне и Абхазии.4-й этап (1835–1859) – война с Северо-Кавказским имаматом Шамиля, закончившаяся в 1859 г. взятием резиденции имама с. Гуниб и пленением Шамиля.5-й этап (1860–1865): боевые действия велись в основном против Черкесского мухаджирства и против отдельных очагов сопротивления на Северном Кавказе.

Состав войск России

На протяжении более чем 60 лет состав войск русской армии и их численность постоянно менялись, составляя от 35 тыс. до 200 тыс. чел. в период наиболее интенсивных боевых действий.

Состав войск противника

 неизвестно

Потери России

Около 27 тыс. убитых

Потери противника

неизвестно

Результат

Россия закрепилась на Кавказе, который окончательно вошел в состав империи.

Последствия конфликта

Россия усилила свое влияние на южных рубежах, одновременно ослабляя влияние Великобритании в регионе.

Литература

Гизетти А.Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн Кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае. 1801-1885 гг.

Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 2-6. Спб., 1886-1888.

Зубов П. Подвиги русских воинов в странах кавказских с 1800 по 1834. СПб., 1835.

Исторический очерк кавказских войн от их начала до присоединения Грузии

Лацинский А.С. Хронология русской военной истории. Хронологический указатель войн, сражений и дел, в которых участвовали русские войска от Петра I до новейшего времени. СПб.,1891

Потто В.А.. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. 1-5. СПб, 1887-1889.

Фадеев Р.А.. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860

Кампании

1801Кампания на Северном Кавказе 1801 г.
1802Кампания на Северном Кавказе 1802 г.
1803Кампания на Северном Кавказе 1803 г.
1804Кампания на Северном Кавказе 1804 г.
1805Кампания на Северном Кавказе 1805 г.
1806Кампания на Северном Кавказе 1806 г.
1807Кампания на Северном Кавказе 1807 г.
1808Кампания на Северном Кавказе 1808 г.
1809Кампания на Северном Кавказе 1809 г.
1810Кампания на Северном Кавказе 1810 г.
1811Кампания на Северном Кавказе 1811 г.
1812Кампания на Северном Кавказе 1812 г.
1813Кампания на Северном Кавказе 1813 г.
1814Кампания на Северном Кавказе 1814 г.
1815Кампания на Северном Кавказе 1815 г.
1818Кампания на Северном Кавказе 1818 г.
1819Кампания на Северном Кавказе 1819 г.
1820Кампания на Северном Кавказе 1820 г.
1821Кампания на Северном Кавказе 1821 г.
1822Кампания на Северном Кавказе 1822 г.
1823Кампания на Северном Кавказе 1823 г.
1824Кампания на Северном Кавказе 1824 г.
1825Кампания на Северном Кавказе 1825 г.
1826Кампания на Северном Кавказе 1826 г.
1827Кампания на Северном Кавказе 1827 г.
1828Кампания на Северном Кавказе 1828 г.
1829Кампания на Северном Кавказе 1829 г.
1830Кампания на Северном Кавказе 1830 г.
1831Кампания на Северном Кавказе 1831 г.
1832Кампания на Северном Кавказе 1832 г.
1833Кампания на Северном Кавказе 1833 г.
1834Кампания на Северном Кавказе 1834 г.
1835Кампания на Северном Кавказе 1835 г.
1836Кампания на Северном Кавказе 1836 г.
1837Кампания на Северном Кавказе 1837 г.
1838Кампания на Северном Кавказе 1838 г.
1839Кампания на Северном Кавказе 1839 г.
1840Кампания на Северном Кавказе 1840 г.
1841Кампания на Северном Кавказе 1841 г.
1842Кампания на Северном Кавказе 1842 г.
1843Кампания на Северном Кавказе 1843 г.
1844Кампания на Северном Кавказе 1844 г.
1845Кампания на Северном Кавказе 1845 г.
1846Кампания на Северном Кавказе 1846 г.
1847Кампания на Северном Кавказе 1847 г.
1848Кампания на Северном Кавказе 1848 г.
1849Кампания на Северном Кавказе 1849 г.
1850Кампания на Северном Кавказе 1850 г.
1851Кампания на Северном Кавказе 1851 г.
1852Кампания на Северном Кавказе 1852 г.
1853Кампания на Северном Кавказе 1853 г.
1854Кампания на Северном Кавказе 1854 г.
1855Кампания на Северном Кавказе 1855 г.
1856Кампания на Северном Кавказе 1856 г.
1857Кампания на Северном Кавказе 1857 г.
1858Кампания на Северном Кавказе 1858 г.
1859Кампания на Северном Кавказе 1859 г.
1860Кампания на Северном Кавказе 1860 г.
1861Кампания на Северном Кавказе 1861 г.
1862Кампания на Северном Кавказе 1862 г.
1863Кампания на Северном Кавказе 1863 г.
1864Кампания на Северном Кавказе 1864 г.
1865Кампания на Северном Кавказе 1865 г.

История Закавказья | Британника

история Закавказья , история края с доисторических времен до наших дней.

Собирательские культуры мезолитического типа, представленные находками близ Нальчика (Россия) на Центральном Кавказе, сохранялись в этом регионе довольно поздно. На смену им во второй половине III тыс. до н.э. пришла кубанская культура, оставившая свои остатки в многотысячных курганах или курганах степей Предкавказья. Эта кубанская культура, просуществовавшая от эпохи поздней бронзы до эпохи раннего железного века, несомненно, стимулировалась контактами с высшей цивилизацией Месопотамии. Погребальное убранство курганов, как и в знаменитой царской могиле в Майкопе (Россия), включало металлические изделия большой изысканности, часто украшенные животными мотивами. Обычным оружием был медный боевой топор с отверстием для древка, который также можно найти в Центральной и Северной Европе. Имеются сведения, что распространение этого оружия произошло в результате миграции всадников, так называемых людей с боевыми топорами, распространивших индоевропейскую речь. Место их происхождения точно не известно, но скорее на востоке, чем на западе их ареала распространения.

Южно-кавказская, или кура-арасская, культура, также связанная с богатыми металлическими изделиями и характеризующаяся также толоями (гробницами в форме ульев), циклопической кладкой (характеризующейся большими каменными блоками неправильной формы, установленными без раствора) и полированной черной керамикой с врезанный спиральный орнамент, датируется концом 3-го тысячелетия до н. э. Свидетельства этой культуры были обнаружены, в частности, в курганах Триалетского района в центральной Грузии, особенно в Бешташени. Сопоставимая керамика была найдена в Каразе около Эрзурума (Турция), в Геой-Тепе в иранском Азербайджане, на равнине Амук возле Антиохии в Турции и даже в Хирбет Кераке в Израиле.

В Закавказье есть прекрасная церковная архитектура, датируемая 4 веком нашей эры, в том числе некоторые очень ранние паруса. Здесь использовалась каменная кладка вместо кирпича, более распространенного в византийской архитектуре. Самые обширные останки такого рода находятся в руинах города Ани (современный Оджаклы) в Турции, за границей с Арменией.

Кавказский перешеек, или, точнее, дорога, проходящая через него вдоль берегов Каспия, — один из великих путей, по которым в разное время двигались кочевые народы из Центральной в Юго-Западную Азию. Таким образом, главное значение Кавказа в азиатской истории — это миграционные ворота. Он также играет роль этнического музея, ибо очень многие народы, прошедшие этот путь, оставили отряды в отдаленных горных районах, в частности в Дагестане. Подобно Афганистану восточнее, Кавказ вместе с Арменией часто служил буферной зоной между соперничающими империями — Римской и Парфянской, Византийской и арабской или Османской, Персидской и Российской.

Двумя величайшими и наиболее долгоживущими из многих полунезависимых государств Кавказа в классические и средневековые времена были восточная Грузия (называемая Картли или Иберией) на севере и Армения на юге. Культуру и этнический характер обоих можно проследить до периода распада Хеттской империи в 12 веке до н.э., и оба были обращены в христианство в начале 4 века н.э.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Контакт греков с Кавказским регионом восходит к периоду колонизации между 8-м и 6-м веками до нашей эры, когда многие поселения, такие как милетский форпост Диоскурия, были основаны на кавказских побережьях Черного моря. В мифологии древних греков Прометей был прикован цепью в горах Кавказа, а Колхида была местом, где аргонавты искали Золотое руно.

Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э. освободили Грузию и Армению от персидского ахеменидского сюзеренитета, и, несмотря на установление Помпеем римского контроля в 66 году до н.э. после его поражения Митридата VI Евпатора, вторжения хазар в 3 веке н.э. и арабской оккупации Тбилиси (Тифлиса) в 8 веке, Грузия дожила до своего золотого века между 10 и 13 веками.

Страна была захвачена и опустошена монголами в 1234 г. и в последующие годы и вновь полчищами Тимура (Тамерлана) в конце XIV века. Ослабленная таким образом, она во многих случаях в позднем Средневековье была вынуждена подчиняться исламскому правлению — персидской гегемонии на востоке или Османской империи на западе. В 1783 году царь Грузии заключил союз с Россией в надежде получить защиту от исламской экспансии. Однако Россия выдвигала все более назойливые требования и в 1801 году аннексировала восточную Грузию.

Восточное Закавказье было заселено в древности и раннем средневековье ираноязычными, кочевыми тюркскими племенами и кавказскими албанцами, принявшими христианство в IV веке и испытавшими культурное влияние армян. Этот регион стал в значительной степени исламским после арабских вторжений в 7 веке нашей эры. Мусульманские ханства под персидским сюзеренитетом доминировали на этой границе фавидского Ирана в раннее Новое время. После русско-персидских войн начала 19 века к России присоединились Баку, Ширван, Гянджа (Гянджа), Нахичевань (Нахчыван) и Ереван. После этого азербайджанские тюрки Кавказа были отделены от большинства своих языковых и религиозных соотечественников, оставшихся в Иране.

Призрак свободы: Написание истории Кавказа

«Кавказ имеет в западном воображении воздух чуждый, чужой, который мы на Западе унаследовали, возможно, от русского воображения», — заявил Чарльз Кинг. , Ион Ратиу, профессор румынских исследований, профессор международных отношений, профессор государственного управления и заведующий кафедрой Школы дипломатической службы Эдмунда А. Уолша Джорджтаунского университета и бывший краткосрочный научный сотрудник Института Кеннана, получивший титул VIII. Выступая 26 февраля 2008 года на лекции в Институте Кеннана, Кинг сказал, что его новая книга «Призрак свободы: история Кавказа» представляет собой попытку рассказать историю Кавказа таким образом, который выходит за рамки культурных стереотипов, характеризующих этот регион как жестокий, экзотично и невероятно разнообразно. По словам Кинга, его исследование — это «попытка спасти Кавказ от его собственной чужеродности».

При всей своей стратегической важности Кавказ остается малоизвестным в США и на Западе в целом. Однако так было не всегда, отмечает Кинг. Он сказал, что стремился напомнить читателям, что думать о Кавказе как о чужом или чужом — это довольно современный взгляд на регион. «Если мы вернемся в 19 век, в историю взаимодействия Америки с миром или Британии с миром, мы знали об этой части мира гораздо больше, чем сегодня», — сказал Кинг. Он привел несколько повторяющихся персонажей в американском народном воображении 19-го века.века, в том числе «черкесская красавица», которая была бы экзотически красивой артисткой в ​​​​цирках или представлениях, и «казак», который выполнял бы трюки верхом. Название «Черкесия» означало бы что-то осязаемое для американца того времени. По словам Кинга, часть книги посвящена исследованию этого более раннего знакомства с Кавказом.

Царь сказал, что он также пытался усложнить имперскую российскую историю Кавказа. По его словам, в этой версии истории основной сюжетной линией является постепенное присоединение Кавказа к Российской империи. Кинг указал, что хочет изучить роль других держав, в том числе Османской и Персидской империй. В имперских повествованиях также отсутствовали точки зрения коренных народов, и Кинг сказал, что стремился включить их, где это возможно.

Как в российской, так и в западной историографии подчеркивался военный элемент, а конфликт романтизировался со всех сторон как рассказ о славном завоевании или доблестном сопротивлении, указал Кинг. Например, шотландский дворянин Дэвид Уркхарт путешествовал по Кавказу в 19 веке и в значительной степени ответственен за западное представление о доблестном и благородном сопротивлении российскому правлению со стороны кавказских горцев, утверждал Кинг. Во время своего пребывания на Кавказе Уркхарт разработал флаг, который в настоящее время используется черкесами, и в целом воспринимал различные этнические группы как «протонации», что повлияло на регион и западное воображение. Кроме того, хотя обычно считается само собой разумеющимся, что Кавказский горный хребет отделяет Северный Кавказ от Южного Кавказа, Кинг утверждал, что более исторически важное разделение было по оси запад-восток, при этом Кавказские горы функционировали как связующее звено, а не чем в качестве делителя.

Царь также акцентировал внимание на важности советского периода в истории Кавказа. Он утверждал, что советский опыт объединил расплывчатые и двусмысленные национальные идентичности в связное советское представление о том, какой должна быть нация. Акцент Советского Союза на национальной идентичности в конечном итоге сделал это осознание основной идентичностью в регионе, поставив ее выше религиозной или клановой идентичности. Это также дало многим народам региона основные исторические трагедии, вокруг которых националисты могли организовать чувство нации, включая депортации и другие репрессии. В позднесоветский период Кинг заметил, что исторический процесс начал двигаться в сторону восстановления этнодемографической территории, как ее определяли разные народы. Этот процесс был задуман как уничтожение демографической инженерии Советского Союза, но, что более важно, предшествующей Российской империи.

Наконец, Кинг проследил идею Кавказа как части европейской истории. Кавказ рассматривался многими мыслителями, особенно в XIX веке, как часть Европы, утверждал он. Сегодня идея Кавказа как части Европы имеет мощный резонанс, особенно в Грузии. Например, президент Грузии Михаил Саакашвили приказал вывесить флаг Совета Европы у правительственных зданий рядом с флагом Грузии.

Кинг признал, что советская политика создания этнотерриториальных единиц часто служила источником мобилизации для национальных активистов, хотя и предупредил, что не все этнотерриториальные единицы на Северном Кавказе переросли в насилие. По этой причине он сказал, что насилие во время и после распада Советского Союза было не исключительно результатом этнической ненависти, а скорее преднамеренным политическим выбором со стороны как российской, так и кавказской элит, чтобы избежать мирного разрешения конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *