Ермолов и Шамиль • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсИстория завоевания КавказаАудиолекцииМатериалыСодержание четвертой лекции из курса «История завоевания Кавказа»
Содержание четвертой лекции из курса Владимира Лапина «История
завоевания Кавказа»
Для понимания характера Кавказской войны есть общедоступный источник — русская литература. Так, усилия немалого числа историков, написавших огромное число трудов об Отечественной войне 1812 года, весь их совокупный научный продукт с большим трудом конкурирует с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Пока этот роман читают, россияне и все, кто читает этот роман на других языках, будут представлять себе войну 1812 года именно так, как написал Толстой. Так и произведения о Кавказской войне формируют достаточно правильную, достаточно яркую и, я бы сказал, правдивую картину того, что происходило на Кавказе в это время.
И я бы выделил прежде всего произведение Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат» — оно хорошо показывает взаимное непонимание, которое было зерном Кавказской войны, — и рассказы Толстого о Кавказе, прежде всего — «Рубку леса» (или «Рассказ юнкера», он так называется). Затем — произведения Лермонтова. В его стихотворении «Валерик» буквально зашифрованы реалии Кавказской войны, и если его разделить на строки, то каждая из них достойна многостраничного комментария о том, как происходили столкновения на Кавказе. Прочитав эти чрезвычайно доступные произведения, можно составить достаточно ясное представление о войне. Каждая война связана с каким-то героем, с каким-то лицом, и у Кавказской войны таких лиц два. С российской стороны это генерал Ермолов, а со стороны горцев Кавказа это имам Шамиль.
Я начну с Алексея Петровича Ермолова. Это был блестящий офицер, герой войны 1812 года. В 1816 году он приехал на Кавказ — и началась та эпоха Кавказской войны, которую не без основания называют эпохой Ермолова.
Более того, вся существующая сегодня схема истории Кавказской войны представляет собой картину «Вот на Кавказ прибыл Ермолов, и началась война». К тому времени война велась уже почти век. Но в традиционном измерении начинается она именно с появления Ермолова. И последующая неудача русских войск 1840–50-х годов объясняется тем, что генералы, пришедшие на смену Ермолову, не выполняли его заветов. И только когда князь Барятинский был назначен главнокомандующим на Кавказе в 1856 году и вернулся к идеям Ермолова, стал вести боевые действия так, как вел Ермолов, русские пришли к победе, то есть к капитуляции в 1859 году имама Шамиля и официальному окончанию войны на Восточном Кавказе.Ермолов — действительно очень крупная фигура, но он сделал очень многое для того, чтобы война продолжалась так долго. Он действительно одержал несколько побед над горцами в Чечне и Дагестане — и горцы, что называется, смирились, то есть, как писали в документах того времени, «в горах наступила тишина», а в столицу полетели рапорты о том, что Кавказ покорен.
Ермолов хотел ввести во многих районах Северного Кавказа управление по российскому образу и подобию, что было покушением на те свободы, к которым привыкло горское общество. И то, что потом испытали русские войска на Кавказе в 1830–40-е годы, во многом было порождено ненавистью и стремлением к сопротивлению, которое являлось следствием действий Ермолова.
Следует сказать, что Ермолов был жесткий командир, даже жестокий. И его действия напоминали самые жесткие карательные операции колониального характера, которые только существуют в истории. Ермолов в определенной степени способствовал разжиганию Кавказской войны еще и потому, что исповедовал девиз «разделяй и властвуй», сталкивая роды и племена друг с другом. Вообще, появление русских войск на Кавказе способствовало дестабилизации обстановки, потому что к тому времени между этими кланами был достигнут определенный консенсус, кто чем владеет. Русская армия представляла собой очень большую силу. И все, кто мог рассчитывать на ее помощь, сразу становились грозой для своих соседей. Группы, которые принимали российское подданство, автоматически становились грозой своих соседей, и, таким образом, обстановка в этих районах обострялась. Во многих случаях основание российской крепости приводило не к умиротворению на этой территории, а к обострению обстановки.
Ермолов очень хотел военной славы. Была даже такая шутка, что «Алексей Петрович очень хотел стать Александром Филиппычем», намекавшая на Александра Македонского, сына македонского царя Филиппа. Дело в том, что после Наполеоновских войн во всем мире царила наполеономания (при всей ненависти к Наполеону он был признан великим человеком). И каждый военный явно или тайно хотел быть Наполеоном. А для Наполеона поход на Восток был повторением траектории Македонского. И для всех военачальников такой поход был походом за вечной и мировой славой. А Ермолов был человек довольно честолюбивый. Для него назначение на Кавказ было шагом к мировой славе, потому как Кавказ в те времена расценивался как такая прихожая в Индию. (Одна из причин движения России на юг — это движение в Индию.) И Ермолов рассматривал себя как великого полководца, который проложит для России дорогу в Индию. Не случайно одним из первых его шагов во время пребывания на Кавказе была отправка экспедиции в закаспийские территории.
То есть, еще не покорив окончательно Кавказ, он уже думал о дальнейшем продвижении.Известна и его роль в том, что произошла Русско-персидская война 1826–1828 годов. У нее были объективные причины (да, Персия не могла смириться с присоединением к России северной части Азербайджана), но была и причина, которую можно назвать субъективной, — провоцирующее поведение Ермолова в отношении персов. То есть Ермолов хотел этой войны, хотел новой славы. Он еще не думал, что его снимут с должности и войну выиграет другой, и уже его преемник, Иван Федорович Паскевич, станет одним из великих полководцев России и после взятия крепости Эривань получит приставку к своей фамилии: Паскевич-Эриванский.
Вообще, Ермолов — это очень противоречивая фигура, и надо прямо сказать, что в памяти народов Кавказа его портрет написан черными красками. Несмотря на всю сложность образа Алексея Петровича Ермолова в исторической памяти России, надо признать, он действительно великий государственный деятель: это человек, который во время своего практически десятилетнего правления очень много сделал для реформирования администрации, для внутреннего обустройства Кавказа.
Потому что, напоминаю, этот регион во всех отношениях — социальном, экономическом, политическом, культурном — резко отличался от остальных территорий Российской империи. И его включение в состав России требовало больших усилий.Вообще, то, что Ермолов в коллективном сознании является покорителем Кавказа, — это очень важный показатель. Потому что государство часто ошибается в исторических оценках, если это делается усилиями официальных лиц, а народ ошибается крайне редко. В этом смысле Ермолов был и остается национальным героем.
Другой самой известной фигурой Кавказской войны является, конечно, имам Шамиль. Он заслуживает титула «Великий» — как Петр Великий, как Екатерина Великая, как Фридрих Великий. Это действительно великий человек. И вот — Шамиль Великий. Потому что этот человек, во-первых, четверть века сопротивлялся России. Мы помним, что даже такой великий полководец, как Карл XII, гораздо меньший срок воевал с Россией.
Он сумел создать государство — имамат, теократическое государство в Чечне и Дагестане на базе вольных обществ. До того население здесь было организацией вольных военизированных общин, и он сумел на такой социально-политической базе создать государство — с налоговой системой, со своей военной организацией, со своей внутренней администрацией и так далее. С моей точки зрения, ни один правитель европейского государства, самый талантливый государственный деятель европейского характера, никогда бы не смог создать того, что сделал Шамиль на территории Чечни и Дагестана, — государственный аппарат в тех местах, где каждый человек считал себя государством.
Это требовало огромных усилий.И Шамиль был сам лично храбр, он обладал колоссальной волей, огромными организационными способностями. Само его государство было создано, можно сказать, на пустом месте. Да, у него были предшественники — имам Кази-мулла и имам Гамзат-бек, — но то, что они сделали в организационном плане, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем, что сделал Шамиль. Шамиль объединял в себе свойства военного вождя и духовного лидера. К Шамилю как противнику относились с чрезвычайным уважением. Например, во время переговоров Шамиля с генералом Клугенау (такие переговоры велись периодически) обе стороны оказывали друг другу достаточное почтение.
Шамиль ввел довольно правильную систему снабжения войск, что позволило горским ополчениям более длительное время вести боевые действия. До этого, как правило, отряд горцев совершал какую-то боевую операцию, а затем расходился. По одной простой причине: кончалось продовольствие, которое горцы взяли с собой в поход. То есть у них не было обоза, не было системы интендантства. И Шамиль сумел создать систему снабжения войск. Конечно, она была не такая совершенная, как интендантские системы других государств, но тем не менее она позволяла горским отрядам вести боевые действия более регулярно.
Затем. Если до этого действия горских отрядов были скорее рефлекторными, то есть они фактически отвечали на действия русских войск и инициатива исходила от них не так часто, то теперь, с появлением центра управления, эти действия со стратегической точки зрения стали гораздо более осмысленными. Раньше все отряды, все племена действовали по своему разумению. Исходя из местной обстановки. Не имея связи друг с другом. Тогда же отсутствовала радиосвязь. И о том, что происходит на каком-то отдельном участке, командиры отрядов просто не могли знать.
Теперь, с появлением единого командования, ситуация значительно изменилась. С другой стороны, никогда не бывает так, что какие-то действия государственного или военного деятеля приносят стороне исключительно положительные плоды. Была и отрицательная сторона действий Шамиля: появление единого центра и бо́льшая осмысленность боевых действий сделали акции горцев более предсказуемыми для русского командования. Потому что до этого времени вообще представить, где, когда, в каких силах горцы нападут на какую-то крепость, куда они двинутся, было невозможно. Теперь же появился противник, более или менее похожий на того, к какому российская армия привыкла в войнах XVIII–XIX веков.
Это, кстати, одна из причин того, почему именно эпоху Шамиля в основном и считают Кавказской войной. Потому что появился понятный противник. А до этого русская армия воевала с теми, у кого не было никакого опыта боевых действий. Но, опять же, при повышении уровня дисциплины, организации армия Шамиля стала более уязвимой для русских войск. Потому что если до этого времени горские отряды начинали наступление или совершали отход по своему разумению, исключительно из соображений оперативной обстановки, то теперь они выполняли приказ. И, выполняя приказ Шамиля о движении в какой-то регион, об удержании какого-то рубежа, они оказывались более уязвимыми. Потому что в старые времена они бы просто рассеялись и появились бы в другом месте. Теперь они были вынуждены держать какой-то рубеж и нести большие потери. И мы не знаем, кто принимал это решение: наибы Шамиля (то есть его командиры, его уполномоченные) или он сам. Но наличие приказов приводило к избыточным потерям среди горцев.
Несмотря на эти отрицательные последствия организации, все-таки создание государства — имамата Шамиля, упорядочение территориально-административного деления, сборы налогов, организация снабжения войск провиантом, комплектование этих войск, назначение и выборы полевых командиров — все это играло огромную роль в консолидации народов Чечни и Дагестана в борьбе против России.
Шамиль был очень близок к народу. Потому что он сам был плоть от плоти своего народа, имел достаточно хорошее духовное образование, был опытным военным, участником многих военных операций и успешно сочетал в себе эти черты. Горцы видели в нем и вождя, находящегося на высоте своего положения, и одновременно близкого и понятного им человека. То есть это было такое идеальное сочетание. Именно это ему и позволяло, в совокупности с организационными и военными талантами, в течение такого длительного времени быть лидером движения, организовывать сопротивление горцев огромной, сильной и к тому моменту уже опытной военной машине России. Ведь русская армия 1840–50-х годов на Кавказе — это совсем не та армия, которая начинала Кавказскую войну, это была армия, состоящая уже из кавказских ветеранов и получившая огромный опыт боевых действий в условиях гор. Даже страшно себе представить, что бы Шамиль мог сделать с войсками, которые пришли туда в начале XIX века.
В значительной степени это удалось Шамилю благодаря реорганизации собственных вооруженных сил. Если раньше отряды горцев представляли собой ополчения — родовые, племенные, без подразделений, без попыток сформировать значительные силы в каком-то месте, — то теперь это была уже хорошо организованная армия. Со своими военачальниками, с командирами подразделений, которые четко понимали свои задачи. В армии была введена система поощрения и наказания, знаки отличия и что-то типа дисциплинарного кодекса, что для военной организации является вещью чрезвычайно важной.
Далее. Если раньше горцы воевали с русскими по собственному разумению и желанию, то при управлении сопротивлением из одного центра у огромного числа аулов уже не было выбора: если они не соглашались воевать, выставлять ополчение, то они оказывались под ударом армии Шамиля, противостоять которой они уже не могли. Если раньше было, грубо говоря, столкновение аула с аулом, то есть силы были более-менее равные, то теперь у каждого отдельного аула не было ни малейших шансов выстоять против армии Шамиля. И эти аулы — хотели они воевать с русскими или нет — включались в общую борьбу.
Была организована система сбора налогов — регулярных и чрезвычайных. Были организованы центры снабжения, тыловые базы. И все это высоко подняло уровень сопротивления.
Кавказская война совпала со временем распространения ислама во многих районах Кавказа, поэтому и говорят о религиозном характере этой войны: Шамиль сумел использовать религиозный порыв населения. Он использовал этот порыв как мобилизующий элемент, и, что очень важно для армии, она была едина в своем религиозном, патриотическом порыве.
Когда в 1859 году окруженный Шамиль был вынужден капитулировать, эта сдача проходила на достаточно почетных условиях, без малейших попыток создать ему неловкость, не говоря уж об унижении.
Кавказская война закончилась, как я уже сказал, почти через 20 лет после того, как прекратилось организованное сопротивление на Восточном Кавказе, и через полтора десятилетия после того, как закончили сопротивление горцы Западного Кавказа. Но шрамы Кавказской войны сохранились. И здесь надо помнить об одной очень важной вещи, которую, мне кажется, наши предки недостаточно хорошо понимали и не понимают современники.
Дело в том, что для россиян Кавказская война — это война государственная. Мало кто из потомков кавказских солдат может сказать, в каком полку служил его прапрадед, в каком сражении он участвовал, где похоронен и так далее. Для народов Кавказа же эта война во многих случаях семейная, во многих кавказских семьях хранится память о предках, которые воевали. Они могут сказать, где они воевали, как они погибли и где они похоронены. То есть у нас память о Кавказской войне принципиально разная. И поэтому рассказы о Кавказской войне, ее восприятие, всякого рода комментарии должны быть предельно осторожными.
Война закончилась, но российская власть на территории горных районов, особенно Чечни и Дагестана, оставалась ограниченной. Прежде всего потому, что главами администраций во многих регионах стали бывшие соратники, наибы Шамиля. Затем русское правительство, уже имея опыт общения с местным населением, опыт Кавказской войны и понимая, что можно делать, а чего делать нельзя, сильных вторжений во внутреннюю жизнь народов этого региона старалось не производить. Со своей стороны горцы Северного Кавказа оценили выгоды пребывания в составе громадного государства, выгоды культурного, экономического, торгового сотрудничества. Крепости в этом регионе были не только административными центрами, но и центрами торговли и ремесел, центрами образования. Все большее количество горцев не просто изучали русский язык, а получали образование, и уже в начале XX века мы видим предводителей горских народов в самых разных сферах. И образованные представители северокавказских народов уже не являются диковиной, как это было лет 50 назад.
Тем не менее шрам, память о Кавказской войне остались и в сознании правительственных кругов, поэтому до конца имперского периода сохранялось определенное недоверие к мусульманскому населению Кавказа. И это недоверие (в большей степени неоправданное) мешало тому, чтобы основательно инкорпорировать эти районы в тело государства.
Причем что интересно: в российском обществе эти шрамы были малозаметны, потому что войну вело государство, и шрамы остались прежде всего у него. А на Кавказе у общества остались шрамы. И то, что шрамы находятся на разных телах, и является, с моей точки зрения, одной из главных причин тех сложностей, которые мы видим на Кавказе сейчас.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире
Шекспир был необразован и воровал чужие сюжеты? Он правда завещал жене только кровать (причем вторую по качеству)? И спекулировал на зерне? Или его вообще не существовало? Разбираемся в новом выпуске рубрики
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
28 минут
1/4
Зачем Россия воевала на Кавказе
Экономические и политические причины русской экспансии на Кавказ
Читает Владимир Лапин
Экономические и политические причины русской экспансии на Кавказ
39 минут
2/4
Как Российская империя увязла на Кавказе
Трудности, с которыми столкнулась русская армия в горах
Читает Владимир Лапин
Трудности, с которыми столкнулась русская армия в горах
28 минут
3/4
Как Александр I присоединял Грузию
Как Российская империя смогла объединить грузинские княжества, и почему ей пришлось завоевывать Азербайджан
Читает Владимир Лапин
Как Российская империя смогла объединить грузинские княжества, и почему ей пришлось завоевывать Азербайджан
27 минут
4/4
Лица Кавказской войны: Ермолов и Шамиль
Как на развитие конфликта повлияли русский главнокомандующий и предводитель кавказских горцев
Читает Владимир Лапин
Как на развитие конфликта повлияли русский главнокомандующий и предводитель кавказских горцев
Материалы
Застольные традиции народов Кавказа
Гастрономический комментарий к художественной литературе с рецептами
Что читать и смотреть о Кавказской войне
Книги и фильмы о завоевании Кавказа
Традиционная музыка Северного Кавказа
Песни осетин, чеченцев, лезгин, черкесов, терских казаков и других народов
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.
Кампании
Дата: 1801–1865 гг.
Противники: Кавказские княжества, Северо-Кавказский имамат, отряды горских повстанцев
Действия Генерала Ермолова в 1816-1825 годах Оригинальное название: Карта для объяснения действий Генерала Ермолова в 1816-1825 годах Источник: История царствования императора Александра I и России в его время. Том VI Смотреть полностью |
Другие названия конфликта
Большая Кавказская война, Кавказско-горская война
Дата начала конфликта
Июнь 1801
Дата завершения конфликта
Июль 1865
Театр военных действий
Кавказ
Аннотация
Кавказская война (1801–1865) велась за присоединение Кавказа к России с горскими племенами и княжествами, а также с целью укрепления границ с Турцией и Персией. Наиболее значительным событием стало присоединение Грузии и Азербайджана в начале XIX в. Фактически основные цели военных действий были достигнуты после взятия резиденции и пленения имама Северо-Кавказского имамата Шамиля в с. Гуниб в 1859 г. Несмотря на это, отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 1865 г. В итоге на Кавказе было установлено российское правление.
Формирования и командующие России
Главнокомандующий русскими войсками в Грузии, генерал от инфантерии князь К. Ф. Кнорринг;
инспектор Кавказской линии и главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-лейтенант князь П. Д. Цицианов;
главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-фельдмаршал граф И. В. Гудович;
главнокомандующий войсками в Грузии, генерал от кавалерии А. П. Тормасов;
начальник штаба главнокомандующего войсками в Грузии, главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-адъютант маркиз Ф. О. Паулуччи;
главный начальник войск Кавказской линии, генерал-лейтенант Н. Ф. Ртищев; командир Отдельного Грузинского корпуса, генерал-лейтенант А. П. Ермолов; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант, генерал от инфантерии И. П. Паскевич;
командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал от инфантерии барон Г. В. Розен; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-лейтенант Е. А. Головин;
командир Отдельного Кавказского корпуса, главноуправляющий Закавказским краем, генерал-адъютант, генерал от инфантерии А. И. Нейдгардт; главнокомандующий войсками на Кавказе, наместник Кавказа, генерал-адъютант граф М. С. Воронцов; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-адъютант Н. Н. Муравьев; командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал-фельдмаршал князь А. И. Барятинский; главнокомандующий Кавказской армии, генерал от артиллерии великий князь Михаил Николаевич
Формирования и командующие противника
Келб-Али Хан, Дудурак Ахмет, Сурхай-хан II, Джавад-хан, Мустафа-хан, Селим-хан, Фатали-хан, Сурхай-хан II, Хуссейн-Кули-хан, Соломон II, Александр Багратиони, Муртазали-бек, Гасан-хан Мехтулинский, Султан-Ахмед-хан Аварский, Мулла Учар-Хаджи, Мир-Гасан-хан, имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад, Гамзат-бек, Хаджи Берзек Дагомуко, Джанхот Азаматов, имам Дагестана и Чечни Шамиль, Тешав-ходжа, Яр-Али Агабек Ратульский, Ахбердил Мухаммад, Джемаль-бек, Хаджи-Мурат, Даниель-бек, Ума-Дуев, Байсангур, Каракуль-Магомы, убыхский князь Хаджи Догомуко Керендуко Берзек
Предпосылки конфликта
Присоединение к России Картли-Кахетинского ханства, а также просьбы о протекторате со стороны отдельных горских народов, страдавших от междоусобицы и нападений со стороны Турции и Персии, создали условия для продвижения России на Кавказе.
Причина конфликта
Причиной войны стало стремление России присоединить Кавказ и устранить угрозу своим южным рубежам со стороны Турции и Персии. Непосредственным поводом стало подписание 1 сентября 1801 г. Александром I манифеста о присоединении Восточной Грузии к России.
Цели
Россия намеревалась закрепиться на Кавказе.
Горцы при подстрекательстве Турции, Персии и Англии пытались вытеснить Россию с Кавказа.
Стратегический замысел
Русская армия планировала установить контроль над основными горными перевалами и дорогами на Кавказе, удерживать занятые территории с помощью отдельных крепостей и гарнизонов, расчищать лесные массивы для устройства просек.
Политическая обстановка
1 января 1801 г. в России Павел I подписал манифест о присоединении к России Картли-Кахетинского царства. В сентябре 1801 г. новый император Александр I подтвердил указ своего отца. Затем началось присоединение к России княжеств Западной Грузии. Гянджинское ханство (вассал Персии) не соглашалось войти в состав России, и 10 июня 1804 г. персидский шах Фетх-Али, заключивший союз с Великобританией, объявляет войну России.
Русско-персидская война 1804–1813 гг. и русско-турецкая война 1806–1812 гг. показали важность коммуникаций с Закавказьем через перевалы Кавказского хребта и вдоль побережья Черного и Каспийского морей. Это, в свою очередь, потребовало усиления постоянного военного присутствия России на Кавказе.
Нарастание англо-русских противоречий в «Восточном вопросе» к середине XIX в. и опасения Англии в связи с усилением российского влияния в Персии после русско-персидской войны 1826–1828 гг. стали причиной того, что Англия, действуя через Турцию, подстрекала горцев Кавказа оказывать вооруженное сопротивление российским властям и войскам.
Ход конфликта
1-й этап (1801–1817) ознаменовался присоединением Грузии в 1801 г. и покорением Гянджинского ханства в 1804 г. В дальнейшем постоянные бои с горцами происходили на фоне начавшихся русско-персидской 1804–1813 гг. и русско-турецкой 1806–1812 гг. войн, завершившихся победой России.
На 2-м этапе (Ермоловский период – 1816–1826) боевые действия велись в основном в Чечне и в Абхазии. Период получил название по имени главнокомандующего русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолова.3-й этап (1827–1835) связан с началом газавата против русских войск. (Во время начавшихся русско-персидской 1826–1828 гг. и русско-турецкой 1828–1829 гг. войн боевые действия против горцев не велись.) Боевые действия в основном проходили в Ингушетии, Чечне и Абхазии.4-й этап (1835–1859) – война с Северо-Кавказским имаматом Шамиля, закончившаяся в 1859 г. взятием резиденции имама с. Гуниб и пленением Шамиля.5-й этап (1860–1865): боевые действия велись в основном против Черкесского мухаджирства и против отдельных очагов сопротивления на Северном Кавказе.
Состав войск России
На протяжении более чем 60 лет состав войск русской армии и их численность постоянно менялись, составляя от 35 тыс. до 200 тыс. чел. в период наиболее интенсивных боевых действий.
Состав войск противника
неизвестно
Потери России
Около 27 тыс. убитых
Потери противника
неизвестно
Результат
Россия закрепилась на Кавказе, который окончательно вошел в состав империи.
Последствия конфликта
Россия усилила свое влияние на южных рубежах, одновременно ослабляя влияние Великобритании в регионе.
Литература
Гизетти А.Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн Кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае. 1801-1885 гг.
Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 2-6. Спб., 1886-1888.
Зубов П. Подвиги русских воинов в странах кавказских с 1800 по 1834. СПб., 1835.
Исторический очерк кавказских войн от их начала до присоединения Грузии
Лацинский А.С. Хронология русской военной истории. Хронологический указатель войн, сражений и дел, в которых участвовали русские войска от Петра I до новейшего времени. СПб.,1891
Потто В.А.. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. 1-5. СПб, 1887-1889.
Фадеев Р.А.. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860
Кампании
1801 | Кампания на Северном Кавказе 1801 г. |
1802 | Кампания на Северном Кавказе 1802 г. |
1803 | Кампания на Северном Кавказе 1803 г. |
1804 | Кампания на Северном Кавказе 1804 г. |
1805 | Кампания на Северном Кавказе 1805 г. |
1806 | Кампания на Северном Кавказе 1806 г. |
1807 | Кампания на Северном Кавказе 1807 г. |
1808 | Кампания на Северном Кавказе 1808 г. |
1809 | Кампания на Северном Кавказе 1809 г. |
1810 | Кампания на Северном Кавказе 1810 г. |
1811 | Кампания на Северном Кавказе 1811 г. |
1812 | Кампания на Северном Кавказе 1812 г. |
1813 | Кампания на Северном Кавказе 1813 г. |
1814 | Кампания на Северном Кавказе 1814 г. |
1815 | Кампания на Северном Кавказе 1815 г. |
1818 | Кампания на Северном Кавказе 1818 г. |
1819 | Кампания на Северном Кавказе 1819 г. |
1820 | Кампания на Северном Кавказе 1820 г. |
1821 | Кампания на Северном Кавказе 1821 г. |
1822 | Кампания на Северном Кавказе 1822 г. |
1823 | Кампания на Северном Кавказе 1823 г. |
1824 | Кампания на Северном Кавказе 1824 г. |
1825 | Кампания на Северном Кавказе 1825 г. |
1826 | Кампания на Северном Кавказе 1826 г. |
1827 | Кампания на Северном Кавказе 1827 г. |
1828 | Кампания на Северном Кавказе 1828 г. |
1829 | Кампания на Северном Кавказе 1829 г. |
1830 | Кампания на Северном Кавказе 1830 г. |
1831 | Кампания на Северном Кавказе 1831 г. |
1832 | Кампания на Северном Кавказе 1832 г. |
1833 | Кампания на Северном Кавказе 1833 г. |
1834 | Кампания на Северном Кавказе 1834 г. |
1835 | Кампания на Северном Кавказе 1835 г. |
1836 | Кампания на Северном Кавказе 1836 г. |
1837 | Кампания на Северном Кавказе 1837 г. |
1838 | Кампания на Северном Кавказе 1838 г. |
1839 | Кампания на Северном Кавказе 1839 г. |
1840 | Кампания на Северном Кавказе 1840 г. |
1841 | Кампания на Северном Кавказе 1841 г. |
1842 | Кампания на Северном Кавказе 1842 г. |
1843 | Кампания на Северном Кавказе 1843 г. |
1844 | Кампания на Северном Кавказе 1844 г. |
1845 | Кампания на Северном Кавказе 1845 г. |
1846 | Кампания на Северном Кавказе 1846 г. |
1847 | Кампания на Северном Кавказе 1847 г. |
1848 | Кампания на Северном Кавказе 1848 г. |
1849 | Кампания на Северном Кавказе 1849 г. |
1850 | Кампания на Северном Кавказе 1850 г. |
1851 | Кампания на Северном Кавказе 1851 г. |
1852 | Кампания на Северном Кавказе 1852 г. |
1853 | Кампания на Северном Кавказе 1853 г. |
1854 | Кампания на Северном Кавказе 1854 г. |
1855 | Кампания на Северном Кавказе 1855 г. |
1856 | Кампания на Северном Кавказе 1856 г. |
1857 | Кампания на Северном Кавказе 1857 г. |
1858 | Кампания на Северном Кавказе 1858 г. |
1859 | Кампания на Северном Кавказе 1859 г. |
1860 | Кампания на Северном Кавказе 1860 г. |
1861 | Кампания на Северном Кавказе 1861 г. |
1862 | Кампания на Северном Кавказе 1862 г. |
1863 | Кампания на Северном Кавказе 1863 г. |
1864 | Кампания на Северном Кавказе 1864 г. |
1865 | Кампания на Северном Кавказе 1865 г. |
История Закавказья | Британника
история Закавказья , история края с доисторических времен до наших дней.
Собирательские культуры мезолитического типа, представленные находками близ Нальчика (Россия) на Центральном Кавказе, сохранялись в этом регионе довольно поздно. На смену им во второй половине III тыс. до н.э. пришла кубанская культура, оставившая свои остатки в многотысячных курганах или курганах степей Предкавказья. Эта кубанская культура, просуществовавшая от эпохи поздней бронзы до эпохи раннего железного века, несомненно, стимулировалась контактами с высшей цивилизацией Месопотамии. Погребальное убранство курганов, как и в знаменитой царской могиле в Майкопе (Россия), включало металлические изделия большой изысканности, часто украшенные животными мотивами. Обычным оружием был медный боевой топор с отверстием для древка, который также можно найти в Центральной и Северной Европе. Имеются сведения, что распространение этого оружия произошло в результате миграции всадников, так называемых людей с боевыми топорами, распространивших индоевропейскую речь. Место их происхождения точно не известно, но скорее на востоке, чем на западе их ареала распространения.
Южно-кавказская, или кура-арасская, культура, также связанная с богатыми металлическими изделиями и характеризующаяся также толоями (гробницами в форме ульев), циклопической кладкой (характеризующейся большими каменными блоками неправильной формы, установленными без раствора) и полированной черной керамикой с врезанный спиральный орнамент, датируется концом 3-го тысячелетия до н. э. Свидетельства этой культуры были обнаружены, в частности, в курганах Триалетского района в центральной Грузии, особенно в Бешташени. Сопоставимая керамика была найдена в Каразе около Эрзурума (Турция), в Геой-Тепе в иранском Азербайджане, на равнине Амук возле Антиохии в Турции и даже в Хирбет Кераке в Израиле.
В Закавказье есть прекрасная церковная архитектура, датируемая 4 веком нашей эры, в том числе некоторые очень ранние паруса. Здесь использовалась каменная кладка вместо кирпича, более распространенного в византийской архитектуре. Самые обширные останки такого рода находятся в руинах города Ани (современный Оджаклы) в Турции, за границей с Арменией.
Кавказский перешеек, или, точнее, дорога, проходящая через него вдоль берегов Каспия, — один из великих путей, по которым в разное время двигались кочевые народы из Центральной в Юго-Западную Азию. Таким образом, главное значение Кавказа в азиатской истории — это миграционные ворота. Он также играет роль этнического музея, ибо очень многие народы, прошедшие этот путь, оставили отряды в отдаленных горных районах, в частности в Дагестане. Подобно Афганистану восточнее, Кавказ вместе с Арменией часто служил буферной зоной между соперничающими империями — Римской и Парфянской, Византийской и арабской или Османской, Персидской и Российской.
Двумя величайшими и наиболее долгоживущими из многих полунезависимых государств Кавказа в классические и средневековые времена были восточная Грузия (называемая Картли или Иберией) на севере и Армения на юге. Культуру и этнический характер обоих можно проследить до периода распада Хеттской империи в 12 веке до н.э., и оба были обращены в христианство в начале 4 века н.э.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Контакт греков с Кавказским регионом восходит к периоду колонизации между 8-м и 6-м веками до нашей эры, когда многие поселения, такие как милетский форпост Диоскурия, были основаны на кавказских побережьях Черного моря. В мифологии древних греков Прометей был прикован цепью в горах Кавказа, а Колхида была местом, где аргонавты искали Золотое руно.
Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э. освободили Грузию и Армению от персидского ахеменидского сюзеренитета, и, несмотря на установление Помпеем римского контроля в 66 году до н.э. после его поражения Митридата VI Евпатора, вторжения хазар в 3 веке н.э. и арабской оккупации Тбилиси (Тифлиса) в 8 веке, Грузия дожила до своего золотого века между 10 и 13 веками.
Страна была захвачена и опустошена монголами в 1234 г. и в последующие годы и вновь полчищами Тимура (Тамерлана) в конце XIV века. Ослабленная таким образом, она во многих случаях в позднем Средневековье была вынуждена подчиняться исламскому правлению — персидской гегемонии на востоке или Османской империи на западе. В 1783 году царь Грузии заключил союз с Россией в надежде получить защиту от исламской экспансии. Однако Россия выдвигала все более назойливые требования и в 1801 году аннексировала восточную Грузию.
Восточное Закавказье было заселено в древности и раннем средневековье ираноязычными, кочевыми тюркскими племенами и кавказскими албанцами, принявшими христианство в IV веке и испытавшими культурное влияние армян. Этот регион стал в значительной степени исламским после арабских вторжений в 7 веке нашей эры. Мусульманские ханства под персидским сюзеренитетом доминировали на этой границе фавидского Ирана в раннее Новое время. После русско-персидских войн начала 19 века к России присоединились Баку, Ширван, Гянджа (Гянджа), Нахичевань (Нахчыван) и Ереван. После этого азербайджанские тюрки Кавказа были отделены от большинства своих языковых и религиозных соотечественников, оставшихся в Иране.
Призрак свободы: Написание истории Кавказа
«Кавказ имеет в западном воображении воздух чуждый, чужой, который мы на Западе унаследовали, возможно, от русского воображения», — заявил Чарльз Кинг. , Ион Ратиу, профессор румынских исследований, профессор международных отношений, профессор государственного управления и заведующий кафедрой Школы дипломатической службы Эдмунда А. Уолша Джорджтаунского университета и бывший краткосрочный научный сотрудник Института Кеннана, получивший титул VIII. Выступая 26 февраля 2008 года на лекции в Институте Кеннана, Кинг сказал, что его новая книга «Призрак свободы: история Кавказа» представляет собой попытку рассказать историю Кавказа таким образом, который выходит за рамки культурных стереотипов, характеризующих этот регион как жестокий, экзотично и невероятно разнообразно. По словам Кинга, его исследование — это «попытка спасти Кавказ от его собственной чужеродности».
При всей своей стратегической важности Кавказ остается малоизвестным в США и на Западе в целом. Однако так было не всегда, отмечает Кинг. Он сказал, что стремился напомнить читателям, что думать о Кавказе как о чужом или чужом — это довольно современный взгляд на регион. «Если мы вернемся в 19 век, в историю взаимодействия Америки с миром или Британии с миром, мы знали об этой части мира гораздо больше, чем сегодня», — сказал Кинг. Он привел несколько повторяющихся персонажей в американском народном воображении 19-го века.века, в том числе «черкесская красавица», которая была бы экзотически красивой артисткой в цирках или представлениях, и «казак», который выполнял бы трюки верхом. Название «Черкесия» означало бы что-то осязаемое для американца того времени. По словам Кинга, часть книги посвящена исследованию этого более раннего знакомства с Кавказом.
Царь сказал, что он также пытался усложнить имперскую российскую историю Кавказа. По его словам, в этой версии истории основной сюжетной линией является постепенное присоединение Кавказа к Российской империи. Кинг указал, что хочет изучить роль других держав, в том числе Османской и Персидской империй. В имперских повествованиях также отсутствовали точки зрения коренных народов, и Кинг сказал, что стремился включить их, где это возможно.
Как в российской, так и в западной историографии подчеркивался военный элемент, а конфликт романтизировался со всех сторон как рассказ о славном завоевании или доблестном сопротивлении, указал Кинг. Например, шотландский дворянин Дэвид Уркхарт путешествовал по Кавказу в 19 веке и в значительной степени ответственен за западное представление о доблестном и благородном сопротивлении российскому правлению со стороны кавказских горцев, утверждал Кинг. Во время своего пребывания на Кавказе Уркхарт разработал флаг, который в настоящее время используется черкесами, и в целом воспринимал различные этнические группы как «протонации», что повлияло на регион и западное воображение. Кроме того, хотя обычно считается само собой разумеющимся, что Кавказский горный хребет отделяет Северный Кавказ от Южного Кавказа, Кинг утверждал, что более исторически важное разделение было по оси запад-восток, при этом Кавказские горы функционировали как связующее звено, а не чем в качестве делителя.
Царь также акцентировал внимание на важности советского периода в истории Кавказа. Он утверждал, что советский опыт объединил расплывчатые и двусмысленные национальные идентичности в связное советское представление о том, какой должна быть нация. Акцент Советского Союза на национальной идентичности в конечном итоге сделал это осознание основной идентичностью в регионе, поставив ее выше религиозной или клановой идентичности. Это также дало многим народам региона основные исторические трагедии, вокруг которых националисты могли организовать чувство нации, включая депортации и другие репрессии. В позднесоветский период Кинг заметил, что исторический процесс начал двигаться в сторону восстановления этнодемографической территории, как ее определяли разные народы. Этот процесс был задуман как уничтожение демографической инженерии Советского Союза, но, что более важно, предшествующей Российской империи.
Наконец, Кинг проследил идею Кавказа как части европейской истории. Кавказ рассматривался многими мыслителями, особенно в XIX веке, как часть Европы, утверждал он. Сегодня идея Кавказа как части Европы имеет мощный резонанс, особенно в Грузии. Например, президент Грузии Михаил Саакашвили приказал вывесить флаг Совета Европы у правительственных зданий рядом с флагом Грузии.
Кинг признал, что советская политика создания этнотерриториальных единиц часто служила источником мобилизации для национальных активистов, хотя и предупредил, что не все этнотерриториальные единицы на Северном Кавказе переросли в насилие. По этой причине он сказал, что насилие во время и после распада Советского Союза было не исключительно результатом этнической ненависти, а скорее преднамеренным политическим выбором со стороны как российской, так и кавказской элит, чтобы избежать мирного разрешения конфликта.