Начало церковного раскола: НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА В РОССИИ, Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов

Вестник архивиста — Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века

УДК 94(470).047

DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Н. В. Башнин

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

З. В. Дмитриева

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

И. А. Поляков

Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Н. А. Шереметов

Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века

Nikita V. Bashnin

St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Zoya V. Dmitrieva

St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation

Ivan A. Polyakov

National Library of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

Nikita A. Sheremetov

Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences (The Pushkin House), St. Petersburg, Russian Federation

Patriarch Nikon and the Outset of the Schism in the Russian Orthodox Church in mid-17th Century

Аннотация

Статья посвящена анализу периода архиерейства Никона на митрополичьей кафедре в Великом Новгороде (1649–1652), а также ранним годам патриаршества, подготовившим будущие церковные преобразования. В центре исследования — взаимодействие архипастыря с духовными властями отдельных монастырей и церковными иерархами, а также характеристика начального этапа «раскола» (1650–1660-е гг.), рассмотрены особенности проведения церковной реформы на местах и реакция рядовых представителей белого и черного духовенства на нововведения. Сохранившиеся в архиве Тихвинского Успенского монастыря митрополичьи грамоты свидетельствуют о знакомстве Никона с игуменом Пименом и постоянном контроле над жизнью обители, ставшей при нем одним из центров митрополичьей власти.

Помимо кадровых, хозяйственных, судебных вопросов уже в этот период особое внимание митрополита приковано к религиозной жизни и благочестию жителей Новгородского уезда. Так, за сентябрь 1651 – февраль 1652 гг. сохранилось распоряжение о запрете многоголосного пения и строгом соблюдении Великого поста, поступившее в Тихвинский Успенский монастырь. Уже в годы патриаршества через епархиальных архиереев Никон продолжил следить за жизнью как Тихвинской обители, так и других монастырей, о чем свидетельствуют, в частности, фрагменты переписки патриарха с Вологодским архиепископом Маркелом за 1653–1658 гг. На материалах Тихвинского архива и Вологодского архиерейского дома удалось показать, что со стороны монастырского и приходского духовенства сопротивление реформам носило пассивный характер, традиционно выражаясь в приверженности прежним литургическим практикам и использовании «старопечатных» книг. При этом в церквях с двумя иереями распространяется практика поочередного ведения служб по старому и по новому обрядам.
Центром распространения «раскола» для приходов мог стать монастырь, в то же время, одной из мер борьбы с старообрядчеством после собора 1666–1667 гг. стала рассылка в обители назидательной литературы вместе со «свитком» соборных постановлений для публичного ознакомления с ними местных жителей. Примечательно, что даже к концу 1660-х гг. поводом для несоблюдения обрядовой реформы могли стать сугубо бытовые проблемы – отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах, например, четвероконечных крестов для печати на просфорах.

Abstract

The paper deals with the activities of the Orthodox hierarch Nikon as bishop of Veliky Novgorod (1649–1652) and Moscow patriarch. The authors investigate early years of his patriarchy when he made preparations for his reform of the Russian Orthodox Church. The paper studies the relationship between the patriarch and bishops, the nature of reformation and the secular clergy and monks’ reaction to it. Authentic Nikon’s charters found in the archive of the Tikhvin monastery point to confidential relationship between bishop Nikon and the monastery abbot Pimen.

Nikon was interested in the priory life and controlled its economic and social aspects. Moreover, he made the monastery a center of his eparchy in order to oversee religious life and morality of his congregation. Thus, in late 1651 or in early 1652 he banned polyphonic singing in churches and prescribed careful observance of the Lent. Even after his becoming patriarch, he continued to keep a close eye on the life of the Tikhvin and other monasteries. This follows from the preserved correspondence between Nikon and the archbishop of Vologda Markel in 1653–1658. The authors contend that resistance of local clergy to the reform was mostly passive: they continued to use old “pre-Nikon” books for liturgy. Also, the authors have established that in the early days of the reform in some churches there were two priests: one ministered in the old way, the other adhered to the new practice. Monasteries were sometimes centers of opposition. Therefore, the church authorities sent out didactic literature to fight opposition.
It is noteworthy that in late 1660s monks and priests could not follow the new practice due to absence of new liturgical books and objects, for instance, stamps with four-pointed crosses for prosphora.

Ключевые слова

Исторические источники, документы российских монастырей XVII века, Церковный раскол, патриарх Никон, Вологда, Тихвинский Успенский монастырь.

Keywords

Historical sources, documents of the Russian monasteries of the 17th century, Schism of Russian Orthodox church, Patriarch Nikon, Vologda, Tikhvin monastery.

Церковная реформа, проведенная в середине XVII в., привела к расколу в Русской церкви. В статье вводятся в научный оборот документы о деятельности патриарха Никона и показана реакция в регионах духовенства и паствы на церковные нововведения.

Весной 1649 г. архимандрит Новоспасского монастыря Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, в котором оставался до лета 1652 г. Среди документов Тихвинского Успенского монастыря обнаружено 25 грамот от новгородского иерарха, посланных в Тихвинский Успенский монастырь за 3 года. Заметим, что за годы служения предыдущего митрополита Аффония (1635-1649) в монастыре сохранилось лишь три грамоты.

Никон постоянно контролировал деятельность монастыря, посылал игумену наказы о присылке денег, закупке тех или иных материалов. Постоянной обязанностью игумена Пимена стала забота о соседних монастырях: Тихвинском Введенском, Антониево-Дымском, Никольском Беседном. Он также контролировал священников за пределами монастырских вотчин. Так, в 1651/52 г. был отправлен монастырский слуга в Капецкий Михайловский погост с целью проверить исполнение наказа митрополита Никона о захоронении погибшего крестьянина Дмитрия Иванова. Летом 1652 г. владыка обратился к старцам монастыря с требованием провести допрос попов Колбецкого Воскресенского погоста по делу о долге Ивана Мартемьянова по духовной грамоте. Иерарх каждый раз требовал от игумена Пимена отчета о выполнении наказов и запрещал принимать решения по делам без его ведома. 14 июля 1651 г. исполнительность игумена была вознаграждена – он был возведен в сан архимандрита.

Митрополит Никон взял кадровую политику монастыря в свои руки, хотя в 1641 г. царь Михаил Федорович запретил новгородскому владыке Аффонию «изымать» из монастыря попов и дьяконов. При Никоне черных священников, служивших в монастырских вотчинах, не раз переводили в другие монастыри, а желавшие принять постриг вынуждены были получить специальное разрешение от митрополита. Более того, митрополит строго следил за монастырскими слугами и прислал грамоту о запрете принимать в монастырь слуг, провинившихся перед новгородским владыкой.

Изученные источники позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, митрополит, а затем патриарх Никон был сторонником личного контроля за многочисленными мелкими и крупными делами. Несомненно, ему в этом помогал ближний круг лиц. Однако, учитывая значительный документооборот середины XVII в., а также недовольство епархиальных архиереев вмешательством в дела на их уровне, такой метод управления нельзя признать эффективным. Во-вторых, клирики и миряне восприняли церковную реформу со своих позиций.

В одном храме часто было два священника, которые использовали обрядовые противоречия для решения заурядных бытовых проблем (борьба за церковную землю и денежные доходы).

Список литературы

Андреев, И. Л. Алексей Михайлович. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 647 с.

Богданов, А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. – 2004. – № 1. – С. 51-117.

Дмитриева, З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 343 с.

Лавров, А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова // Древняя Русь: вопросы медиевистики. – 2009. – № 1. – С. 101-106.

Лобачев, С. В. Патриарх Никон. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 412 с.

Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / П. М. Строев. Репр. изд. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. – 1055 стб.

References

ANDREEV, I. L. Aleksey Mikhaylovich [Aleksey Mikhailovich. In Russ.]. Moscow, 2006, 647 p.

BOGDANOV, A. P. Patriarkh Nikon [Nikon, the Patriarch. In Russ.]. IN: Voprosy istorii, no. 1, 2004, pp. 51–117.

DMITRIEVA, Z. V. Vytnyye i opisnyye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XVI–XVII vv. [Agricultural books of the Kirillo-Belozerskii monastery in the 16th–17th centuries. In Russ.]. St. Petersburg, 2003, 343 p.

LAVROV, A. S. Pismo i chelobitnaya Ivana Neronova [The letter and petition by Ivan Neronov. In Russ.]. IN: Drevnyaya Rus’: voprosy medievistiki [Ancient Rus: Issues of medieval studies. In Russ.], no. 1, 2009, pp. 101–106.

LOBACHEV, S. V. Patriarkh Nikon [Nikon, the Patriarch. In Russ.]. St. Petersburg, 2003, 412 p.

Spiski iyerarkhov i nastoyateley monastyrey Rossiyskoy tserkvi [STROEV, P. M. Lists of bishops and abbots of Russian Orthodox Church. In Russ.], reprint, Moscow, Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi publ., 2007, 1055 p.

Сведения об авторах

Башнин Никита Викторович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный академический института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, преподаватель, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-447-01-87, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дмитриева Зоя Васильевна, доктор исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, отдел древней истории России, ведущий научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-235-15-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Поляков, Иван Анатольевич, Российская национальная библиотека, отдел рукописей, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,8 -911-038-12-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Шереметов Никита Андреевич, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-952-277-46-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About authors

Bashnin Nikita Victorivich, PhD in History, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, researcher, St. Petersburg, Russian Federation; I. E. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, assistant professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-921-447-01-87, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Dmitrieva Zoya Vasilievna, PhD in History, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, department of medieval Russian history, leading researcher, St. Petersburg, Russian Federation, +7-812-235-15-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Polyakov Ivan Anatolievich, National Library of Russia, department of manuscripts, researcher, St. Petersburg, Russian Federation; St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of sciences, PhD student, St. Petersburg, Russian Federation, +7-911-038-12-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Sheremetov Nikita Андреевич, PHd student, Institute of Russian Literature RAS (the Pushkin House), 4 Makarova nab. , St. Petersburg, 199034, Russian Federation, +7-952-277-46-99, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00108).

Grant information

The study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (№ 18-78-00108)

В редакцию статья поступила 21.01.2019 г., опубликована (для цитирования):

Башнин, Н. В., Дмитриева, З. В., Поляков, И. А., Шереметов, Н. А. Патриарх Никон и начало церковного раскол в середине XVII века // Вестник архивиста. – 2019. — № 3. – С. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Submitted 21.01.2019, published (for сitation):

BASHNIN, N. V., DMITRIEVA, Z. V., POLYAKOV, I. A., SHEREMETOV, N. A. Patriarkh Nikon i nachalo tserkovnogo raskol v seredine XVII veka [Patriarch Nikon and the Outset of the Schism in the Russian Orthodox Church in mid-17th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 3, pp. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.

Начало церковного раскола в русской православной церкви. Чем вызван церковный раскол середины XVII века

Церковная реформа Патриарха Никона1653 год.

В 1652 году патриархом был избран Никон. 1589 – введено патриаршество. В миру Никита Минов. Никон был в хороших отношениях с царём. Поэтому хотел изменения церковных догматов:

Исправление книг по греческим образцам

Изменение обрядов священнослужения

Возвышение церковной власти над царской

Аввакум выступил против! Протопоп выступал за старообрядцев. Во главе с царём Алексеем Михайловичем Церковный собор 1666-67 решил лишить Никона должности, но предписания его начать выполнять.

1681 – Никон скончался.

Впредь церковь разделилась на государственную и старообрядческую.
Последствия церковного раскола:
1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;
2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;
3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;
4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.
Итоги церковной реформы:
1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

32. Раскройте содержание реформ, проводившихся в эпоху Петра I, укажите их значение для модернизации России.

Основные направления преобразований в России. Причины:

1.Внешняя угроза государству, которая представляла серьёзную опасность для национальной независимости.

2.Отсталость России от Европейских государств.

Направление преобразований:

1.Необходимо развить промышленность и торговлю.

2.Совершенсвование государственного устройства.

3.Создание сильной армии.

4. Укрепление России на берегах Балтийского моря.

5.Администативно-территориальное преобразование.

6. Реорганизация просвещения и изменение в культуре.

Преобразования Петра. В экономике:

1. Шло развитие мануфактур. (число мануфактур постоянно росло. К смерти Петра их было 180)

2. Вышли указы о песесионных и прописных крестьянах 1771.Песесионные – рабочие на сезон.

3. Введена подушная подать в замен подворного уложения (когда работаешь — плати, не работаешь — не плати)

4. Проводилась политика протестантизма(заслон иностранного товара в страну, способствовать вывозу своей продукции),на меркантилизм.

5. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. 1719-бергпривелегия (найду что-то -моё)

Социальная сфера:

1. Складывался класс дворянства. 1714 –издан указ о единонаследии.

2. Городское население разделилось ан регулярное (постоянно живущее), и не регулярное (на заработки)

3. Купцы делились на гильдии

4. 1724- установлен паспортный режим

5. Была издана «табель о рангах»

В области управления:

1. В 1721 году Пертр 1 становится императором. Росиия-имерией

2. Ликвидирована боярская дума, и утверждён правительствующий сенад.

3. Создан институт фискалов 1771. 1772 – создан прокурор и полиция.

4. Вместо приказов учреждены коллегии.

5. Упразднено патриаршество в 1700 г. И образован «святейший сенод» -1721

6. Страна поделена на губернии, уезды, провинции.

7. Основана новая столица России — Питербург. 1713-1712 г.

В области культуры:

1. Внедрялась западно — европейская культура.

2. Создавалась система светского образования

3. Открывались новые типографии

4. Издавались новые учебники

5. Создан первый музей – кунцкамера

Осуществлена военная реформа:

1. Введена рекрутская система комплектования

2. Создана система подготовки военных сил.

3. Создан военно-морской флот России.

4. Упорядочена структура армии.

5. Введена единая военная реформа.

6. Принят военный устав.

7. Определенные военные ритуалы.

Итог: Таким образом в гос-ве появилась армия нового типа, держава приобрела морские порты, существенно улучшилось гос. управление и активно развивались экономические отношения.

33. Раскройте содержание преобразований Екатерины II и укажите их значение для развития России.

В 1762 году к власти приходит Екатерина вторая Великая. Правила с 1762 – 1796 год. Она осуществляла «политику просвещённого абсолютизма» — это политика самодержавия направленная на охранение крепостнических уставов за счёт создания законной монархии. Самым крупным заседанием было «заседание уложенной комиссии». С целью создания новых сводов законов Российской империи. Она написана наказ 1767 года. Преобразования в области политики:

· Возобновила работу сената 1763

· Ликвидировала автономию прав Украины 1764

· Подчинила церковь государству(секуляризация земель 1764)

· Провела реформу самоуправления

· Россию разделила на 50 губерний 1775

· В 1775 году провела реформу судебной системы. Для дворян свои суды, для крестьян свои, для городских свои.

Экономические преобразования:

· 1765 год было создано вольное экономическое общество для дворян и купцов.

· Были введены таможенные тарифы

· Повышает пошлины на иностранные ввозимые товары

· 1765 дарованная грамота

· Вводит новую форму торговли

· Растет число мануфактур

Социальная область:

· 1765 год разрешение помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу.

· 1775 дворянство получает жалованную грамоту.

Фактически Екатерина вторая сделала 18 век «веком дворянства». Вывод: в целом реформы Екатерины укрепили монархию и крепостничество в России.

Одним из наиболее значимых событий 17-го в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические факторы, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель — Михаил . Он и позже его сын Алексей , прозванный Тишайшим, постепенно восстановили внутреннее хозяйство, разоренное в . Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но в то же время оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе.

Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших на территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха уже в период присоединения Левобережной Украины перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром.

Алексей Михайлович и патриарх Никон избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась властями не только духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17-го в. положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на пяти просфорах и пр. Все эти изменения впоследствии были одобрены на 1654 г.

Однако переход к новым обычаям был слишком резким. Церковный раскол в России усугубился еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах, отдать старые священные книги, по которым жили предки. Многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Свое влияние на Алексея Никон слишком переоценил. Он был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи александрийский и антиохийский, с Никона сняли клобук. Бывший патриарх был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, а делом церкви. Все, кто не подчинился нововведениям, были объявлены еретиками.

Заключительным этапом церковного раскола стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

Главная причина раскола русской церкви лежала в духовной сфере. Тради-ционно в русской религиозности придавали огромное значение об-рядам, считая их основой веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны утратой «пра-вославного царства» (падением Византии). Поэтому «старорусская старина», считали они, и есть единственно правильная вера.

Реформа Никона

Реформа патриарха Никона в основном касалась правил проведения церковного обряда . Предписывалось, чтобы молящийся совершал крестное знамение тремя перстами (пальцами), как было заведено в грече-ской церкви, вместо двух, как существовало ранее на Руси; вводи-лись поясные поклоны во время молитвы вместо земных; предпи-сывалось во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (прославле-ние) не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против; имя Иисус писать с двумя «и», а не с одним, как раньше; были введены новые слова в процесс богослу-жения.

Церковные книги и иконы исправлялись по новопечатным гре-ческим образцам вместо древнерусских. Неисправленные книги и иконы подвергались публичному сожжению.

Собор поддержал церковную реформу Никона и предал проклятию её противников. Та часть населения, которая не приня-ла реформу, стала называться староверами или старообрядца-ми. Решение Собора углубило раскол в Русской Православной Церкви.

Движение старообрядцев получило широкое распространение. Люди уходили в леса, в безлюдные места Севера, Заволжья, Сиби-ри. Большие поселения старообрядцев появились в нижегородских и брянских лесах. Они основывали скиты (отдалённые поселения в глухих местах), где совершали обряды по старым правилам. Против староверов направлялись царские войска. При их приближении не-которые старообрядцы целыми семьями закрывались в домах и сжи-гали себя.

Протопоп Аввакум

Старообрядцы демонстрировали твёрдость и приверженность старой вере. Духовным вождём старообрядцев стал протопоп Авва-кум (1620/1621-1682).

Аввакум выступал за сохранение старых православных обрядов. Его за-ключили в монастырскую тюрьму и предложили отречься от своих взгля-дов. Он этого не сделал. Тогда его сослали в Сибирь. Но он и там не смирил-ся. На Церковном соборе его лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум сам предал проклятию Церковный собор. Его сослали в заполярный острог Пустозёрск, где он 14 лет просидел со своими сподвижниками в земляной яме. В заточении Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие» (до это-го писали только о житиях святых). 14 апреля 1682 г. его вместе с «соузни-ками… за великие хулы» сожгли на костре. Материал с сайта

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была сторонницей старооб-рядцев. Свой богатый дом она сделала убежищем для всех гонимых «за ста-рую веру». Морозова не поддавалась на уговоры отойти от старой веры. Ни уговоры патриарха и других архиереев, ни жестокие пытки, ни конфискация всех огромных её богатств не возымели воздействия. Боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову отправили в Боровский монастырь и посадили в земляную тюрьму. Там Морозова умерла, но не отступила от своих убеждений.

Монахи Соловецкого монастыря

В числе старообрядцев оказались монахи Соловецкого монастыря. Они отказались читать традиционную православную молитву за царя, считая, что он подчинился Антихристу. Этого правительство стерпеть не могло. Против непокорных были направлены правительственные войска. Мона-стырь сопротивлялся в течение восьми лет (1668-1676). Из 500 его защит-ников в живых осталось 60.

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) и архиепископ Никон (1606-1681 гг. ).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам . Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками . Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум , которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь . Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре . Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов .

Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.

Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.

По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.

Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима. Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию. Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.

Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел Мартин Бубер Ян Гус Святой Альберт Великий Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература Римский католицизм протестантизм христология новенна

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н.э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; благодать; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Викторина «Британника»

Викторина «История христианства»

Кто покровитель Шотландии? Какое движение в христианстве стремилось установить безбрачие духовенства? Проверьте, что вы знаете о долгой и разнообразной истории христианства, с помощью этого небольшого теста.

Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении столетий подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обратившись к тому, как на протяжении веков обсуждались ее идеальные качества. Тем не менее, можно рассматривать отдельные темы сущности и тождества последовательно, всегда осознавая их взаимосвязь.

Раскол между Востоком и Западом | Резюме, история и эффекты

Раскол 1054

Смотреть все СМИ

Дата:
1054
Местонахождение:
Европа
Участники:
Восточное православие Римский католицизм
Ключевые люди:
Гумберт Сильва Кандида Святой Лев IX Майкл Церулариус Никита Стифатос

Просмотреть весь связанный контент →

Раскол между Востоком и Западом , также называемый Раскол 1054 , событие, ускорившее окончательное разделение между восточно-христианскими церквями (во главе с патриархом Константинополя Михаилом Керуларием) и западной церковью (во главе с папой Львом IX). Взаимное отлучение папы и патриарха в 1054 году стало водоразделом в церковной истории. Отлучение не было отменено до 1965 года, когда Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I после их исторической встречи в Иерусалиме в 1964 г., председательствовал на одновременных церемониях отмены указов об отлучении от церкви.

Отношение византийской церкви к римской можно описать как растущее отчуждение с 5 по 11 век. В ранней церкви выделялись три епископа, главным образом из политической элиты городов, в которых они правили, — епископы Рима, Александрии и Антиохии. Перенос резиденции империи из Рима в Константинополь и последующее затмение Александрии и Антиохии как поля битвы ислама и христианства повысили важность Константинополя. В то же время богословское спокойствие Запада, в отличие от часто ожесточенных богословских споров, которые беспокоили восточные патриархаты, укрепляло позиции римских пап, которые все больше претендовали на первенство. Но это превосходство или, скорее, римское представление о том, что с ним связано, никогда не признавалось на Востоке. Навязывать его восточным патриархам значило готовить почву для разделения; настаивать на этом во времена раздражения означало вызвать раскол.

Подробнее по этой теме

Христианство: великий раскол между Востоком и Западом

Взаимное недоверие, проявленное во времена Фотия, снова вспыхнуло в середине XI века после того, как папа навязал латинские обычаи…

Теологический гений Востока отличался от гения Запада. Восточное богословие уходит своими корнями в греческую философию, тогда как западное богословие во многом основывалось на римском праве. Это породило недоразумения и, наконец, привело к двум совершенно разным взглядам на одно важное учение и его определению — исхождению Святого Духа от Отца или от Отца и Сына. Римские церкви, не посоветовавшись с Востоком, добавили «и от Сына» (лат. Filioque ) к Никейскому символу веры. Кроме того, восточные церкви возмущались принуждением римлян к безбрачию духовенства, ограничением права конфирмации епископом и использованием опресноков в Евхаристии.

Политическая зависть и интересы обострили споры, и, наконец, после многих предвестников, окончательный разрыв наступил в 1054 году, когда папа Лев IX нанес Михаилу Керуларию и его последователям отлучение от церкви, а патриарх ответил таким же отлучением. Раньше были взаимные отлучения, но они не приводили к постоянным расколам. В то время казались возможности для примирения, но раскол становился все больше; в частности, греки были ожесточенно настроены против таких событий, как латинский захват Константинополя в 1204 г. Призывы Запада к воссоединению (на западных условиях), например, на Лионском соборе (1274 г.) и Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.).), были отвергнуты византийцами.

Раскол так и не зажил, хотя отношения между церквями улучшились после Второго Ватиканского Собора (1962–1965), который признал действительность таинств в восточных церквях. В 1979 году Святым Престолом и 14 автокефальными церквями была создана Совместная международная комиссия по богословскому диалогу между католической и православной церковью для дальнейшего развития экуменизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *