На дне. 4 действие – краткое содержание
Та же ночлежка, что в 1-м и 2-м действиях. Перегородки в месте, где была комната Пепла, теперь сломаны. За столом посреди комнаты Сатин, Барон и Настя пьют водку, обсуждая бесследное исчезновение Луки: тот пропал, когда на убийство Костылева сбежалась полиция. [См. полный текст 4-го действия и краткое содержание всей пьесы целиком.]
На дне. 4 акт (действие). Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Насте жаль, что Луки больше нет: «Хороший был старичок! Все видел, все понимал, всех жалел». Но Сатин смеётся: «Он был как мякиш для беззубых. Какая польза тебе, если я тебя пожалею?»
Настя ударяет стаканом по столу: «И чего я живу здесь с вами? Уйду куда-нибудь… на край света!» – Сатин опять смеётся: «И захвати с собой Актёра. Он всё рвётся найти на краю света лечебницу для пьяниц!» – Актёр высовывается с печи: «Да, я скоро уйду, уйду! Вы все невежды! Дикари! Люди без сердца!»
Сатин и Барон хохочут.
Клещ неодобрительно ворчит о Луке: «Поманил их куда-то, а сам – дорогу не сказал. Правды он не любил, старик-то». – Но Сатин вдруг возбуждается: «Молчать! Вы все – скoты! Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Я – понимаю старика! Он врал, но – это из жалости к вам! Вы слабы, вам ложь нужна! И кто живет чужими соками – тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! Старик? Он – умница! Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?». И он ответил: «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… Но от них иногда рождается лучший столяр, который сразу своё дело на двадцать лет вперед двигает. Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! Потому-то всякого человека уважать надо»». (См. Монолог Сатина «Что такое правда?..»)
Барон задумывается и начинает с грустью вспоминать свою дворянскую семью. «Деды мои имели сотни крепостных! Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты с гербами! Десятки лакеев!» – Настя назло ему кричит: «Не было этого!» – Барон: «У меня есть документы!» – Сатин хохочет.
Заговаривают о том, что избитая Василисой Наташа была в больнице, но потом исчезла из неё, никто не знает куда. Ваську Пепла и Василису арестовали. Оба они винят друг друга в смерти Костылева – неизвестно, кто из них кого крепче в тюрьму засадит. Абрама Медведева выгнали из полиции.
Настя, перепившись водки, злобно кричит на Сатина и Барона и убегает из комнаты. Сатин начинает свой «философский» монолог, который в советское время признавали очень глубоким по мысли и учили наизусть во всех школах:
«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!. . Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек – выше сытости!»
«Ты хорошо рассуждаешь, – качает головой Барон. – Но я так жить не умею. Я боюсь, трушу. Я учился в гимназии, в дворянском институте, потом женился, носил фрак – и никогда не понимал, для чего всё это делаю. Потом я разорился, растратил казенные деньги, попал в тюрьму, а после – сюда, в нищую ночлежку. А ведь зачем-нибудь я родился… а?»
Загоревав, Барон уходит. Татарин расстилает коврик и становится на молитву аллаху. Актёр внезапно ему: «Татарин, помолись за меня!» – Тот: «Сам молись!» – Актёр спрыгивает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает себе водки и выходит из комнаты. Сатин ему вслед: «Эй, сикамбр, куда?»
Входят бывший полицейский Медведев и картузник Бубнов с кренделями, воблой и двумя бутылками водки. Бубнов, где-то подзаработавший денег, кричит: «Всех угощаю!»
Вбегает босой сапожник Алёшка и запевает частушки. Все насмехаются над Медведевым: он лишился полицейского чина, одна его племянница теперь в тюрьме, другая пропала. «Человек без племянниц – не дядя!» – кричит Бубнов. «Отставной козы барабанщик!» – изгаляется Алёшка.
Появляется Квашня, которая в начале пьесы клялась, что ни за что не выйдет замуж за Медведева, но теперь, оказывается, сошлась с ним. Она бранит Медведева за пьянство и за то, что он надел её кофту. «Удивительная ты баба! Мяса, жиру, кости – десять пудов, а мозгу – золотника нету!» – кричит Квашне Алёшка. Сатин с Клещом хохочут.
Все вновь, как и в начале 2-го акта, запевают: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно». Алёшка подыгрывает на гармони. Но в дверях внезапно показывается Барон: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре, там… Актер удавился!»
Все застывают.
Сатин, негромко: «Эх, испортил песню, дур-рак!».
© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущего действия пьесы пользуйтесь расположенной ниже кнопкой Назад. См. также полный текст «На дне», краткую и подробную биографии Максима Горького.
Анализ IV действия пьесы М. Горького «На дне»
В пьесе «На дне», написанной М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродят. Острота конфликта носит у Горького социальный характер. Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка — это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей. Развитие действия — осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием «благостных» речей Луки, кульминация- нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. И наконец, развязка — это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.
Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла — нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, — нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе — ветер». В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: «Хороший был старичок!. . А вы… не люди… вы — ржавчина!» (Настя), «.Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин), «Он… жалостливый был.,, у вас вот… жалости нет» (Клещ), «Как пластырь для нарывов» (Барон), «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал» (Татарин). Итог подводит Сатин: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» Слово «проквасил» как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное — появилась хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью Эго хорошо понимает Клещ. Он говорит: «Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…» Слова Клеща о том, что старик не любил правда, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: «Он врал. , но — это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…» Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: «А кто сам себе хозяин., кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?» Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходят, что для’лучшего!» — заставляют ночлежников внимательно прислушаться. «Настя упорно смотрит в лицо Сатина Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, «высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…». На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: «Не было этого!», чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: «В карете прошлого — никуда не уедешь…»
Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке. По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!-.. Человек — вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала. Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?.. Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. .. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.. Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал, «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако, кроме Сатина, ее некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может…»
В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка. Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где — народ? Отчего здесь людей нет? Эй. вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина — «отвести душу» (у него появились деньги). Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «петь… всю ночь», полно давней застарелой горечи «Запою. .. заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь по рвать не могу…» — все они хотят страдать свою несчастную судьбу. Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера — результат гибели его иллюзий, шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.
экшн-индустрий. Action Industries EPDM Нижний Т-образный уплотнитель для защиты от атмосферных воздействий
- Дом /
- Нижние уплотнения /
- Action Industries Нижний T-образный уплотнитель из EPDM
Будьте первым, кто оставит отзыв об этом товаре
Артикул: НИЖНЯЯ Т-РЕЗИНА
- Катушка против стопы *
- Пожалуйста, выберитеПродается в футах100-футовая катушка150-футовая катушка
- Ширина *
- Пожалуйста, выберите3 дюймов5 дюймов5 дюймов — 5/16 дюймов «T»6 дюймов7 дюймов9 дюймов
Войдите, чтобы просмотреть цены
Нижние Т-образные уплотнения устанавливаются на нижней части ворот жилых и коммерческих гаражей для создания водонепроницаемого уплотнения, защищающего внутреннюю часть от непогоды. Эти резиновые уплотнения изготовлены из гибкого синтетического материала EPDM, что делает их идеальными для долговечности в условиях экстремальных температур (от -50°F до -350°F). Его конструкция совместима со всеми стандартными алюминиевыми и пластиковыми фиксаторами. Продается стопами или катушками с пятью доступными вариантами ширины на выбор, поэтому вы можете купить именно то, что необходимо для вашей работы.
Особенности продукта:
Черный цвет
Изготовлен из прочного и гибкого синтетического каучука EPDM
Доступная ширина: 3 дюйма, 4 дюйма, 6 дюймов, 7 дюймов и 9 дюймов
0 обзор(ы)
0,0 0
Напишите свой отзыв Закрыть
- Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы
Заголовок отзыва: *
Текст отзыва: *
Рейтинг:
- Плохой
- 1 2 3 4 5
- Отлично
Бирки товаров
- НИЖНЯЯ Т-РЕЗИНА (1)
экшн-индустрий.
Виниловое нижнее уплотнение Astragal для жилых и коммерческих гаражных воротЭто нижнее уплотнение гаражных ворот изготовлено из высококачественного винила, специально разработанного для надежной работы при низких температурах. Виниловое уплотнение устанавливается в нижней части ворот жилых и коммерческих гаражей, создавая долговечный астрагальный уплотнитель, защищающий от вредных внешних факторов. Тип T совместим со всеми алюминиевыми и пластиковыми фиксаторами Action Industries; оба продукта работают вместе, чтобы создать эффективную защиту от атмосферных воздействий, чтобы ваш гараж оставался чистым и безопасным. Доступны три ширины: 3 дюйма, 4 дюйма и 6 дюймов. U-образная конструкция прижимается к полу гаража и может использоваться с уплотнением порога гаражных ворот для дополнительной защиты. Три цвета: черный, серый и желтый. Их можно купить поштучно или в больших двухсотфутовых бобинах. Компания Action Industries предлагает широкий выбор вариантов атмосферостойких уплотнений, чтобы предоставить вам наилучшее атмосферостойкое уплотнение для вашей работы.