Музыкант бетховен: Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)

Как создавал шедевры потерявший слух композитор Бетховен

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

20.08.2020 19:45

Поделиться

Как создавал шедевры потерявший слух великий композитор

Ирина Краснопольская

Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году, свою знаменитую «Девятую симфонию» и другие известные произведения создал, практически полностью потеряв слух. Как такое возможно? Этот феномен для «РГ» объяснил один из авторитетных отоларингологов, заместитель главного врача московской городской больницы № 29, профессор Михаил Григорьевич Лейзерман:

AP

— С 20 лет Бетховен начал ощущать шум в ушах (тинитус), который постепенно усиливался и был одним из признаков заболевания внутреннего уха. Это в дальнейшем привело к глухоте. Причины заболевания композитора неизвестны. Однако исследования немецких ученых показали, что в волосах и костях Бетховена было повышено содержание свинца, попавшего в организм, вероятно, из бокалов для вина, в стенках которых был свинец, или из самого вина из-за добавок свинца, использовавшегося в то время в качестве усилителя вкуса. Свинец вызвал хроническую интоксикацию, проявлением которой и стало поражение слуховых нервов, а также печени и почек. Это было обнаружено при вскрытии. А умер великий глухой в возрасте всего 55 лет!

Встает вопрос: а как же, не слыша звуков, можно было писать и исполнять музыку? Для ответа необходимо знать, что при воздействии звука на ухо существует два вида проводимости. Воздушная — когда ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки передают колебания на жидкости внутреннего уха. И костная — когда колебания костных капсул лабиринта передаются на жидкостные составляющие внутреннего уха. Поэтому при проверке слуха камертонами или на аудиометре мы отмечаем значения как воздушной, так и костной проводимости и.

Если взять камертон и приложить его к костям черепа или к передним зубам, мы почувствуем вибрацию и услышим звук. Это и будет результатом проверки костной проводимости. Именно этим способом и воспользовался великий и глухой композитор. Вначале он применял специальный «ушной рожок» с расширением на конце. А потом стал брать в сжатые зубы деревянную палочку, которая вторым концом упиралась в переднюю панель фортепьяно! Таким образом он различал звуки. Бетховен обладал необыкновенными музыкальными способностями, позволяющими ему сочинять музыку «мысленно», а потом уже записывать ноты. Среди больших музыкантов есть люди, которые также способны «играть музыку мысленно». Однако делать это при почти полной глухоте способен был лишь гениальный Бетховен!

Если у поэтов мысли складываются в стихи, то у больших музыкантов в голове звучат мелодии. Это дар свыше. Дар, дарованный природой. Это врожденные способности, которые могут стать основой гениальности. Поэтому задача родителей и педагогов — понять и развить эти задатки, направить их в нужное русло, и тогда, возможно, появится гениальный композитор, певец или скрипач!

Кстати, в настоящее время людям с выраженным снижением слуха проводится специальное лечение, а при его неэффективности подбирается слуховой аппарат, который также может быть использован для улучшения слуха как по воздуху (в слуховой проход) или по кости (в заушную область), или в сочетании этих способов передачи звука. Кроме того, один из современных способов помощи глухим пациентам — кохлеарная имплантация, когда специальный имплантат устанавливается в тканях черепа и передает звуковые волны непосредственно во внутреннее ухо.

Вероятно, сегодня Бетховену можно было бы помочь услышать свою музыку

Ныне специализированная помощь слабослышащим и глухим пациентам на достойном уровне и способна улучшить слух абсолютному большинству больных. Жаль, что Бетховен не дожил до наших дней! Вероятно, ему можно было бы помочь услышать свою музыку даже без помощи деревянной палочки в зубах.

Российская газета — Федеральный выпуск: №186(8240)

Поделиться

ЗдоровьеКлассикаИнтервью Ирины Краснопольской

Людвиг Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».


Людвиг ван Бетховен − гениальный композитор и музыкант, жизнь которого была тяжелой, как у большинства великих людей. Однако, невзирая на отсутствие поддержки со стороны близких, без денег и связей Бетховен смог получить блестящее музыкальное образование, зарекомендовать себя талантливым пианистом и композитором.

В свое время музыка Бетховена исполнялась во всех богатых домах Вены. И это при том, что Людвиг был глухим и многие композиции писал по памяти. 

           Бетховен в детстве

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Жизнь Бетховена с самого рождения была посвящена музыке. Музыкантами были отец и дед мальчика. Мужчины мечтали сделать из малыша второго Моцарта.

Отец профессионально занимался пением: пел в капелле при дворе. Дедушка Людвига ван Бетховена работал капельмейстером. Мать композитора была из простого народа и всю жизнь проработала обычной кухаркой.

 

В семье, кроме Бетховена, было еще 6 детей, но четверо погибли в детстве. Семья жила очень бедно, потому что отец постоянно пил, в пьяном угаре избивал жену и сына. Детский кошмар, в котором рос маленький Людвиг, сильно подорвал психику ребенка. Мальчик находил успокоение только в музыке.

 

Впервые Бетховен вышел на сцену в городе Кельн. А, когда ему было 10 лет, в город приехал именитый органист Кристиан Готлиб Нефе. Музыкант заметил талант мальчика и взялся за обучение ребенка. Со временем Бетховен так овладел игрой на органе, что стал часто выходить на сцену вместо самого Нефе. Мало того, в 12 лет он написал первую сонату.  

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. 

Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. У семьи не было денег, чтобы нанять профессиональных учителей, поэтому дед просил позаниматься с внуком знакомых музыкантов. В итоге Бетховен учился играть на органе, пианино и скрипке.

Что касается обучения другим наукам, то Бетховен остался малограмотным. Музыкант не умел делить и умножать. Все потому что Людвигу пришлось рано бросить школу. Когда дед умер, мальчик пошел на работу. Дальнейшее образование композитор получил самостоятельно: много читал и изучал языки.

Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.

Когда Людвигу исполнилось 17 лет, он начал работал альтистом в оркестре, параллельно учиться в университете. Началась Французская революция, это событие взбудоражило умы многих прогрессивно мыслящих людей. Один из преподавателей юноши написал поэму, посвященную революции во Франции. Стихи так затронули Бетховена, что он сочинил к ним музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. В 18 лет Бетховен полностью содержал семью.

Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Обучение длилось недолго, потому что музыка Бетховена была непонятна Гайдну: композитор считал сонаты слишком мрачными, а суждения самого Бетховена смелыми и дерзкими.

  

 Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

       

 

 Благодаря упорству и трудолюбию, в конце 90-х годов 18 века Людвиг ван Бетховен стал самым востребованным и модным музыкантом Вены.

       

 

   Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната.

 

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

 

Грубый, самолюбивый на людях композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

      Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией.

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

 

Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

      

    Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. 

 

Биография Бетховена полна трагических событий. Можно сказать, что он был глубоко несчастным человеком. Композитор постоянно чувствовал себя отверженным. Этому способствовала нелюбовь отца, плохое материальное положение. Даже будучи музыкантом, Людвигу приходилось подрабатывать. Не складывалась и личная жизнь. Композитору так и не удалось жениться.

 

Основная причина одиночества Бетховена – принадлежность к низкому сословию. Несмотря, на то, что творчество музыканта было хорошо известно в Вене и за пределами города, Людвига считали простолюдином. Рассчитывать на брак с девушкой из благородного общества было нельзя. Однако по роду своей деятельности композитор вращался только в высшем обществе, и все знакомые барышни принадлежали этому сословию. Отсюда и возникала запретная, а порой и неразделенная любовь.

Первые серьезные чувства у Бетховена возникли к графине Жюли Гвиччиарди, которой он преподавал класс музыки. Молодая особа считала забавными ухаживания композитора, пара проводила вместе много времени. Но Жюли не любила Людвига по-настоящему, параллельно с музыкантом девушка встречалась и Галленбергом. В конечном счете, к алтарю она пошла вместе с графом, а Бетховен остался ни с чем.

        

 

Людвиг болезненно переживал предательство любимой женщины. Гимном неразделенных чувств стала «Лунная соната». Композитор начал писать произведение, когда они еще были вместе с Жюли. Первая часть получилась очень нежной и светлой, вторая же была написана после разрыва, поэтому в ней столько трагичности и отчаяния.

На самом деле, название «Лунная соната» придумал один из берлинских поэтов, сам же Бетховен назвал произведение «Соната в духе фэнтези». Многие критики считали «лунный» вариант неподходящим, мол, события трагичны и, слушая эту музыку, скорей представляется ночное небо, затянутое тучами. Тем не менее, название за композицией закрепилось.

 

Из отчаяния и желания отомстить Жозефине, Бетховен предлагает руку и сердце Терезе Мальфатти, которой преподавал музыку. Барышне было посвящено произведение «К Элизе», однако Тереза так же отвечает отказом.

       

  

     Глухота

На тот момент, когда о Бетховене стала говорить вся Вена, музыкант начал терять слух. Первые проблемы возникли в 1796 году (24 года)– появился сильный звон в ушах, который мешал воспринимать речь людей и слушать музыку. Ближе к 1801 году проблемы со слухом обострились, о недуге композитора знали уже все друзья и близкие люди.

     

 В 1802 году Бетховен проходит курс лечения в городе Гейлигенштадт, но врачевание не приносит пользы и музыкантом овладевает отчаяние. Находясь в крайне подавленном состоянии, Людвиг написал завещание, разделив имущество между братьями.

Найдя в себе силы, композитор продолжает творить. В этот период создается третья – Героическая симфония.

Единственным источником дохода стало создание музыки. Для того чтобы прослушивать собственные произведения, Бетховен придумал необычный способ – прикладывал к инструменту конец тонкой палочки, второй конец держал в зубах, так он чувствовал вибрацию каждой ноты.

     

 

Поскольку потеря слуха прогрессировала, Бетховен начал игнорировать социальные взаимодействия. Он считал, что музыканту стыдно быть глухим, и предполагал, что его репутация пострадает, если правда станет известна. Его дни виртуозного музыканта были сочтены.

Удивительно, но городской совет решил платить ежемесячную зарплату глухому композитору. Людвиг стал первым музыкантом, который стал получать жалование, до этого все композиторы жили на гонорары.

 

Из-за потери слуха, Бетховен вел разговорные тетради. Собеседники музыканта записывали в блокнотах вопросы. Композитор читал сообщения и отвечал письменно или устно.

 Главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

 

А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.

Похороны состоялись 29 марта, и на них присутствовало около 20 000 человек. Сначала он был похоронен на кладбище Варинга, но в 1888 году его останки были перевезены в Венский Центральный фридхоф, где они находятся и сегодня. Известный при жизни, после смерти Бетховен стал по-настоящему великим.

«Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.»

 

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

     

Интересные факты о Бетховене

·       Бетховен назвал сам всего 2 сонаты. Это «Патетическая» и «Прощальная». Названия для остальных произведений придумали поэты и музыканты тех времен.

·       Во время своего первого венского рандеву, семнадцатилетний Бетховен выступал перед Моцартом. Предание гласит, что Вольфганг Амадей был восхищен искусством юноши и прочил ему великое будущее.

  • Композитор первым ввел в симфонический оркестр духовые инструменты из меди и дерева;
  • Мелодия знаменитой песни группы Битлз «Потому что» написана на основе «Лунной сонаты». В исполнении знаменитого квартета она проигрывается в обратном порядке;

·         Во время молодости Бетховена фортепьяно еще не было так распространено, как несколько десятилетий спустя. Но великий композитор оказался еще и пророком. Многие его вещи, включая сонату “К Элизе”, написаны специально для этого инструмента.

·         Бетховен был гениальным импровизатором. 

·  

       Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.

     

Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.

  • Своенравный гений однажды чуть было не уничтожил одно из лучших своих произведений. Написав романс, он решил его сжечь. От судьбы “Мертвых душ” его спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук. Затем Барт сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену неожиданно понравилось и он милостиво согласился оставить свое детище “в живых”. Так был спасен великолепный романс “Аделаида”.
  • Свою Девятую симфонию Бетховен создавал, будучи уже полностью глухим.
  • Бетховен интересовался наукой и новыми изобретениями, например, воздушными шарами и электричеством. Он сторонился малообразованных людей.
  • В качестве гимна Европейского Союза выбрана композиция Бетховена «Ода к Радости».
  • Написал только одну оперу

    Эта опера носит название «Фиделио» и была написана в 1804 году, а публике ее представили через год.

Оперу очень любил русский композитор Михаил Глинка, который утверждал, что «Фиделио» для него значит больше, чем все оперы Моцарта вместе взятые.

 

 

Сочинения Бетховена

Симфоническая музыка

 Перу Бетховена принадлежат 9 законченных симфоний, 9 концертов, а также большое количество других симфонических произведений — от увертюр и музыки к театральным постановкам до сочинений «по случаю». Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Победа Веллингтона», «Афинские развалины»                         Балет «Творения Прометея»

Камерная музыка

Бетховен написал 16 струнных квартетов и большое количество других камерных произведений, включая: фортепьянные трио, струнные трио и сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано, произведения с участием духовых инструментов, вариации.

Фортепиано соло

Помимо 32 известных сонат, Бетховену принадлежит множество одночастных пьес, более двадцати циклов вариаций и более тридцати багателей, включая знаменитую Für Elise («К Элизе»).  

Вокальная музыка

Бетховену принадлежит единственная оконченная опера, однако он писал вокальную музыку всю жизнь, включая две Мессы, другие произведения для хора и оркестра (помимо Девятой симфонии), арии, дуэты, песни (lieder) и циклы песен. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Бетховен постепенно пришёл к новому типу вокальной композиции, в котором каждой строфе поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди которых «Миньона», «Лейтесь вновь, слёзы любви», «Сердце, сердце» и др.). Подробнее У него впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжетным замыслом («К далёкой возлюбленной», на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня «О блохе» — единственный текст из «Фауста» Гёте, воплощённый Бетховеном, хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к этому произведению. Помимо оригинальных сочинений, Бетховену принадлежит 188 обработок народных песен для голоса с инструментальным сопровождением. Около 40 канонов.

 

Образ Бетховена в культуре.

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которые Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.

Жизненному и творческому пути Бетховена посвящена повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы». В книгу вошли письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.

Бетховену посвятил свою поэму «Cis moll» болгарский поэт Пенчо Славейков. В ней Бетховен понимает, что потеряет слух, но его судьба — быть посредником между божественной гармонией и миром.

В театре

·       «Бетховен-проект», балет Джона Ноймайера (2018).

В кинематографе

·       В фильме Абеля Ганса «Великая любовь Бетховена» («Un grand amour de Beethoven») 1936 г.

·       В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт.

·       В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис.

·       В фильме «Переписывая Бетховена» рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).

·       Двухсерийный художественный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.

·       Фильм «Лекция 21» (англ.)русск. (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко, посвящён «Девятой симфонии».

·       В фильме Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная» роль Бетховена исполнил Гэри Олдман.

·       В фильме «Наполеон: путь к вершине» (Франция, Италия, 1955) роль Бетховена сыграл актёр Эрих фон Штрогейм

·       Документальный фильм «В поисках Бетховена», Великобритания, 2008 г.

В неакадемической музыке

·       Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven, вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.

·       Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Раздвоение личности» группы «Сплин».

·       В 2000 году коллектив неоклассического метала Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу «Beethoven’s Last Night», посвящённую последней ночи композитора.

·       Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Чужестранец» группы «Пикник»

 

Семья Бетховена — знакомство с классической музыкой

В последнее травматичное десятилетие своей жизни Людвиг ван Бетховен столкнулся с множеством проблем: нарастающей глухотой, периодическими финансовыми проблемами и растущим списком болезней.

Но ничто из этого, казалось, не занимало его времени так, как серия ожесточенных судебных баталий, которые он вел с вдовой своего брата по поводу опеки над своим племянником Карлом. Зацикленность Бетховена на Карле — и его ненависть к своей матери Джоанне — вызывали у окружающих множество негативных чувств.

Помимо эмоциональных потерь, удивительно, что Бетховен в последние годы своей жизни имел большую склонность к сочинительству.

Тем не менее творческие способности Бетховена ничуть не уменьшились. В период с 1818 по 1827 год было создано несколько его самых обширных и дальновидных произведений, в том числе Соната «Hammerklavier», соч. 106, Missa solemnis , Diabelli Variations и Девятая симфония, чья «Ода к радости» навсегда сделала его поборником всеобщего братства.

В связи с празднованием 250-летия со дня рождения композитора в 2020 —  в том числе с новым, 90-дисковый бокс-сет Complete Beethoven Edition от Naxos — мы рассматриваем, как семейные трудности сформировали его мировоззрение, темперамент и саму музыку.

Разделенная семья   

Противоречивые аспекты личности Бетховена — вспыльчивость, затем примирительность, меланхоличность, а затем энергичность — можно частично проследить до его воспитания в Бонне.

Его отец, Иоганн ван Бетховен, был придворным музыкантом и сторонником строгой дисциплины, который дал Людвигу первые уроки музыки, а позже страдал алкоголизмом. Его мать, Мария Магдалена, была суровой, серьезной женщиной, которая родила семерых детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Помимо Людвига, единственными, кто пережил детство, были его младшие братья Николаус Иоганн и Каспар Карл, оба известны под своими вторыми именами.

Дом детства Бетховена в Бонне, ныне национальный музей.

Каспар Карл ван Бетховен (1774-1815)

Если и был кто-то из членов семьи, имевший большое значение в жизни Людвига, то это был Каспар Карл, напористый и скупой человек, которого пианист Карл Черни как-то охарактеризовал как «маленького роста, рыжеволосый, некрасивый». Биограф Ян Сваффорд в книге «Бетховен: страдания и триумф » описал Карла как «медленно разворачивающуюся катастрофу».

В возрасте 20 лет Карл последовал за Людвигом в Вену и нашел работу клерком в финансовом отделе города. Это оставило ему время для работы агентом и секретарем своего брата, и он становился все более предприимчивым в своих усилиях заработать деньги для них двоих. Карл повысил цены на произведения Бетховена, подогрел интерес к аранжировкам и продал множество ранних неопубликованных произведений. Тем не менее, как пишет Swafford ,  «Карл отличался фамильным нетерпением и вспыльчивостью, в нем было мало ума Людвига и еще меньше его таланта».

Музыкальные издатели боялись переговоров с Карлом. Ученик Бетховена Фердинанд Рис назвал его «ужасно грубым человеком», отметив, что «ради одного дуката Карл нарушает 50 обещаний и в результате наживает заклятых врагов для своего брата». Когда компания Breitkopf & Härtel предложила Карлу 500 флоринов за Симфонии №№ 2 и 3 Бетховена, он отклонил предложение и сделал любопытную угрозу: «В будущем вы можете пожалеть об этом, потому что эти симфонии либо худшие из написанных моим братом, либо лучшее. »

В 1802 году Людвиг удалился в Хайлигенштадт, небольшой городок к северу от Вены, в попытке замедлить прогрессирующую глухоту. Во время своего пребывания он написал Хейлигенштадт Завещание, неотправленное письмо своим братьям, описывающее его мучения. Он также согласился написать три Сонаты, Opus 31 Nos. 1-3 для цюрихского издательства Nägeli. Тем временем Карл планировал продать сонаты лейпцигскому издателю, очевидно, за более высокую плату. Когда композитор сопротивлялся и настаивал на своем первоначальном соглашении, это вызвало такие трения, что братья были замечены сражающимися на улице в Хайлигенштадте. Рис записал «жестокий» эпизод, добавив: «На следующий день он дал мне сонаты, чтобы немедленно отправить их в Цюрих».

Со временем друзья и коллеги предупредили Людвига, что Карл подрывает его репутацию. Тем не менее, наследие Карла не является полностью разрушительным. Сонаты для фортепиано соч. 49, №№ 1 и 2 (1805 г.) входят в число нескольких произведений, которые могли бы быть утеряны или уничтожены, если бы Карл не порылся в рукописях своего брата и, вопреки его желанию, не отправил их издателю. В 1812 году Карл впервые заболел туберкулезом. Его здоровье ухудшилось, и возник семейный раскол, который поглотил Людвига до конца его лет.

Йоханна ван Бетховен (1786–1869)  

Оклеветанная Йоханна Рейсс была дочерью преуспевающего венского обойщика. В 1811 году она была осуждена за растрату и клевету после того, как инсценировала кражу со взломом в своем доме и обвинила в этом экономку семьи. До того, как выйти замуж за Карла, у нее был внебрачный ребенок, а затем она потребовала алименты не от того мужчины. Бетховен мало использовал Йоханну, будь то чувство, что она не заслуживает фамилии, или из-за ревности к семейному успеху своего брата.

Карл умер от туберкулеза в ноябре 1815 г. Но Людвиг случайно увидел копию документа и убедил Карла вычеркнуть этот пункт и назначить его единоличным опекуном. Однако после того, как Людвиг покинул дом своего брата, Карл, вероятно, под давлением Джоанны, добавил приписку, которая восстановила ее в качестве второго опекуна.

Карл ван Бетховен в молодости.

Карл ван Бетховен (1806-1858)  

Бетховен ухватился за двусмысленность намерений Карла претендовать на единоличную опеку над Карлом. Сначала он добился успеха в суде и поместил мальчика в Джаннатасио дель Рио, венскую школу-интернат. Он запретил ему видеться с Джоанной. Но Джоанна, теперь живущая на пенсию Карла и скромное наследство, не остановилась бы в своих попытках навестить сына, даже переодевшись трубочистом, чтобы поступить в школу.

Биограф Мейнард Саломон отмечает , что в любви Бетховена к своему племяннику и в его преувеличенных обвинениях против Джоанны был патологический и иррациональный компонент. Другие историки предлагали различные теории о мотивах Бетховена, и сага даже сняла фильм 1988 года «Племянник Бетховена», в котором предлагалась ничем не подтвержденная теория о гомосексуальных отношениях. Скорее всего, Бетховен действовал из-за неудовлетворенного желания отцовства и товарищеских отношений.

В 1820 году, когда дело об опеке подавалось в венский суд, Бетховен сочинил «Abendlied unterm gestirnten Himmel» («Вечерняя песня под звездным небом»), песню о том, как оставить позади земные заботы, где «ложная удача вознаграждает зло» и возлагая надежды на высшее божество. «Удивительно, насколько точно текст отражает личную ситуацию Бетховена в то время», — пишет Барри Купер в своей биографии композитора. «Это отголоски его собственных чувств, должно быть, сильно поразили его, и его обстановка, безусловно, является одной из его самых острых».

Карл несчастливо жил с дядей Людвигом какое-то время, прежде чем поступить в Венский университет в 1824 году. Спустя годы, проведенные между матерью и дядей, в 1826 году Карл купил пистолет и попытался покончить жизнь самоубийством. Пуля только что задела висок. После выздоровления Карл пошел в армию. Он ушел вторым лейтенантом в 1832 году, в год женитьбы на Кэролайн Наске. У них было пятеро детей, и они жили на деньги, которые он унаследовал от дядей Людвига и Иоганна ван Бетховена.

Портрет Иоганна Николауса ван Бетховена.

Иоганн Николаус ван Бетховен (1776-1848)  

В отличие от Карла, Иоганн, младший из братьев Бетховен, был опорой стабильности. По словам Сваффорда, он был «высоким, щеголеватым, неплохо выглядевшим, несмотря на неровные черты лица, уравновешенным, хотя и не особенно умным, и не проявлял особого интереса к музыке». Получив образование фармацевта, в 1795 году он присоединился к своим старшим братьям в Вене и работал помощником у аптекаря.

Людвиг мог покровительственно относиться к Иоганну, хвастаясь его финансовыми перспективами и уверяя его, что «я верю, что смогу внести свой вклад в ваше счастье». Иоганн не нуждался в подачках Людвига. В 1809 году он купил аптеку в Линце, Австрия. Затем он купил замок, Schloss Wasserhof в Gneixendorf (сегодня Airbnb), и подписал письмо Людвигу «От вашего брата Иоганна, землевладельца». Людвиг подписал свой ответ: «От твоего брата Людвига, владельца мозга».

Какие бы противоречия ни возникали, Людвиг и Иоганн оставались близкими людьми и проявляли лучшее друг в друге. В 1826 году композитор остановился в имении Иоганна и написал финал своего Струнного квартета Opus 130. В ноябре того же года он отправил рукопись своему издателю. Вернувшись в свою ветхую венскую квартиру 26 марта 1827 года, Людвиг ван Бетховен умер, согласно одному яркому рассказу, во время сильной грозы.

Являются ли семейные трудности Бетховена важными для нашего понимания его музыкального гения? Возможно нет. Однако они представляют собой еще одну часть головоломки в нашем понимании этой противоречивой и непоколебимо честной фигуры, оставившей такой неизгладимый след в нашей музыкальной культуре.

Автор Брайан Уайз

Брайан Уайз пишет о классической музыке для BBC Music Magazine, Musical America и является продюсером национальных радиопередач Чикагского симфонического оркестра.

В течение 2020 года Naxos отмечает Бетховена серией плейлистов и цифровых альбомов, посвященных различным темам из его жизни и музыкального наследия.

Нажмите на обложку слева, чтобы просмотреть, и нажмите здесь, чтобы послушать на Spotify, Apple Music, YouTube, Amazon и т. д.!

Людвиг ван Бетховен – великий композитор классической музыки

 

Людвиг ван Бетховен был одним из величайших композиторов в истории музыки. Он родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Его отец Иоганн и дед Людвиг были музыкантами.

 

Молодость

Отец Людвига дал ему раннее музыкальное образование и надеялся, что мальчик станет музыкальным гением как Моцарт. Он заставлял его вставать посреди ночи и заниматься игрой на пианино.

Когда ему было 7 лет, Людвиг начал играть в public , а в 13 лет стал помощник органиста в часовне в Кёльне. В 1787 году Людвиг ван Бетховен отправился в Вену, где познакомился с Моцартом, но после короткого пребывания ему пришлось вернуться в Бонн, потому что его мать умерла. Он вернулся обратно в Вену в 1792 году, где оставался до самой смерти.

В то время Вена была одним из крупнейших музыкальных центров Европы. Некоторые из горожан из высшего сословия города уже слышали о Бетховене и интересовались его музыкой. Ему дали деньги на жизнь и учебу. В Вене Людвиг также познакомился с Йозефом Гайдном и стал его ученик на короткое время. Венец подумал, что Бетховен был странным человеком с его неопрятной внешностью . У него были растрепанные черные волосы, и он жил по своим правилам .

За время пребывания в Вене он становился все более и более известным, давал отличные концерты и гастролировал в Берлине и Праге.

 

 

 

Глухота

 

0005 глухой . Это стало большим кризисом в его жизни. Но именно за это время Людвиг ван Бетховен написал лучших произведений своей жизни. В своей музыке он показал свою радость и эмоции, но также и свою боль .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *