Мубах в исламе: Мубах | это… Что такое Мубах?

Мубах | islamisemya.com

Так называют действия, совершение и несовершение которых Аллах и Его Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) оставили на усмотрение мусульманина. Синонимами мубах являются халяль, джаиз и мутлак.

 

Мубах — основа каждой вещи. Всё, что не запрещено положениями Корана и Сунны, является халяль. Об этом сказано в аяте: «Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему всё сущее» (Сура «аль-Бакара», 2 / 29).

В другом аяте сообщается: «Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями и явными, и недоступными [вашему пониманию]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [сущности] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства на прямой путь, ни озаряющего Писания» (Сура «Лукман», 31 / 20).

Аллах всё сущее создал для человека. Всё, что не запрещено аятами и хадисами, дозволено употреблять и использовать. Харам же является вредным, ибо таит опасности и неприятности.

Различить мубах и халяль можно следующим образом:

1. Халяльные вещи разрешены положениями аятов и хадисов. В Коране сказано: «Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них, если вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами». Тщетны деяния того, кто отрёкся от веры, а в будущем мире он окажется среди потерпевших урон» (Сура «аль-Маида», 5 / 5).

Дозволенность чего-либо связана с периодом и видом действия. Например, установление постоянного времени для приёма пищи является мубах. В любой срок мужчина может заключить брак с женщиной, женитьба на которой разрешена религиозными положениями. Каждый может развлекаться, но при этом запрещается проводить все дни в праздности.

2. Указание, что данная вещь не запрещена. Если нет сообщений о греховности или неодобряемости действия, то это свидетельствует об его халяльности. В Коране повелевается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нём греха. Воистину, Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 173).

В другом аяте сказано: «Нет на вас греха, если вы намекнёте вдовам [о желании] посвататься к ним или же умолчите об этом. Аллах знает, что вы будете думать о них. Не обещайте им втайне от других ничего, а только ведите любезные речи [намёками и за завесой]. Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечёт установленный срок (т.е. четыре месяца и десять дней). Знайте, Аллаху ведомо то, что в ваших душах, так берегитесь Его! [Но также] знайте, что Аллах — прощающий и снисходительный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 235).

Также мусульманам предписывается: «Не запретно ни для слепого, ни для хромого или больного, ни для вас самих [, о верующие], есть отдельно [от всех] в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестёр, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших тёток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших тёток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или [в доме] вашего друга, — не запретно вам есть укромно или вместе [со всеми]. Когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга приветствием от Аллаха, благословенным, прекрасным. Так Аллах разъясняет знамения, — быть может, вы постигнете» (Сура «ан-Нур», 24 / 61).

3. Повелительная форма не всегда означает обязательность выполнения того или иного действия. Например: «[Вспомните], когда Муса попросил воды для своего народа, то Мы повелели: «Ударь своим посохом о скалу». И забили из неё двенадцать ключей, и каждое племя знало, где ему пить воду. [И было им сказано]: «Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия»» (Сура «аль-Бакара», 2 / 60).

4. Иногда невозможно найти чёткое повеление относительно некоторых вещей или действий. Согласно положениям истисхаба, мубах — основа всякой вещи.

Выполнение или невыполнение предписаний мубах не влечёт за собой ни награды, ни наказания. Эти действия имеют равное значение (Шатиби, «Аль-Мувафакат», «Тижария ва Мунир», Дамаск, 1 / 141, 142; Аш-Шавкани, «Иршадуль-фухуль», Каир, 1347, 6; Абу Захра, 57; Закиуддин Шабан, стр. 220—221; Аз-Зухайли, «аль-Фикхуль Исламия ва адилаттуха», 1 / 53).

МУБАХ — Основы шариата

Это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.

1. Есть досыта, но не переедаться.

2. Пить дозволенное, пока не напьешься.

3. Есть дозволенное, приготовленное неверующими.

4. Есть мясо дозволенных животных, которые зарезаны иноверными, признающими Аллаха (Бога) и Его некоторых пророков и книг.

5. Для аппетита пить безалкогольные соки, др.

6. Употреблять уксус, приготовленный из виноградавинного.

7. Употреблять соль, находящуюся вокруг животного, попавшего на солевые разработки, и превратившегося в солевой комок.

8. При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач.

9. Охотиться на диких животных, если целью охоты является необходимость извлечения какой-либо пользы мясо, жир и др. 10. Кастрировать животных.

11 Женщине носить 100 проц. шелковые изделия ( мужчинам запрещено — харам).

12. Мужчинам разрешается носить шелковые вещи при условии, если одна из нитей — нить основы или утка ткани не шелковые.

13. Мужчинам для украшения носить, на одежде полоскииз чистого шелка не шире, чем четыре пальца.

14. Пользоваться постельным бельем, имеющим украшение из шелка.

15. Не трогая посеребренные места, пользоваться посудой, которая украшена серебром.

16. Женщинам носить украшения из золота и серебра.

17. Мужчинам иметь серебряный перстень, посеребренный пояс или оружие.

18. Носить именной перстень.

19. Разговаривать на безвредные темы.

20. Читать стихи, имеющие поучительную цель.

21. Слушать стихи, имеющие воспитательное назначение.

22. Для предотвращения несправедливости, тирании сказать неправду.

23. Для примирения поссорившихся и восстановления дружбы между ними разрешается сказать ложную информацию.

24. Для того, чтобы удовлетворить жену и создать приятную атмосферу в семье допускается сказать неправду.

25. На войне для введения противника в заблуждение, сообщить неверную информацию.

26. Говорить истину за глаза про человека, от которого возможен вред в любом случае (о продажном или наносящем вред окружающим).

Кроме перечисленных случаев обман всякого другого рода запрещается.

27. Говорить за глаза о тиране, несправедливом.

28. Сказать о недостатках какого-либо города, поселка.

30. Кто умышленно злит людей, обозвать словами, вроде: бессовестный, невоспитанный и др.

31. Правдивыми словами рассказывать шутливые, веселые истории.

32. Завидовать хорошим, порядочным людям и себя воодушевлять быть таким.

33. Предостеречь человека, если о нем был разговор, наносящий ему вред.

34. При необходимости латать зубы золотом, серебром или другими материалами.

35. При крайней необходимости извлекать ребенка путем операции из утробы матери.

36. При торговле продать товар тому, кто больше платит.

37. Рисовать неодушевленные предметы: цветы.

38. При вынужденной необходимости для лечения смотреть на половые органы.

39. Взглянуть на любой орган своей жены или своего мужа.

40. Смотреть на шею, руки до локтей и голени близким родственникам, (не считается за грех, т. к. в семейной обстановке это всегда случается).

41. Так как считается вынужденным смотреть на лица посторонних женщин (не допускается мысли о любви, прелюбодеянии), однако смотреть с любовью и недозволенными мыслями запрещается (харам).

42. Взглянуть на тело мужчины выше пояса и ниже колен.

43. Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается.

44. Разводиться, если на это имеются обоснованные причины, не противоречащие шариату.

45. Женскому персоналу ходить в придворную баню.

46. В месяце рамазан путникам откладывать уразу до возвращения (затем восполняется в других месяцах).

47. Путникам пользоваться книгами, не снимая с ноги для омовения не более трех дней.

48. Питаться мясом дозволенных животных.

49. Пить молоко животных, мясо которых разрешается для еды.

50. Употреблять в пищу яйца птиц, разрешенных для питания.

51. Есть растения, не вредящие здоровью, не пьянящие.

52. Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия.

53. Сохранять свой урожай для реализации подороже.

54. Включать вес посуды в реализуемый товар с условием, что по освобождению посуда будет взвешена и высчитана с общего веса.

55. На приветствие неверного отвечать словом уаъаляйкум .

56. За отдаваемый в долг товар брать что-либо в залог.

57. При исключительном голоде употреблять недозволенное мясо и другие продукты.

58. При крайнем голодном состоянии, не спрашивая хозяина, поесть чужой хлеб; но если же есть возможность — необходимо попросить.

59. Если занятый обучением людей человек не имеет возможность зарабатывать средства на содержание семьи, то ему разрешено брать за обучение плату.

60. Покрывать посуду тонким слоем золота и серебра.

Мубах — wikishia

Мубах (арабский: اَلمُباح) — это юридический термин, обозначающий действие, которое не имеет конкретного решения, поэтому выполнение или уклонение от него равнозначно, и оно не имеет божественной награды и наказания. Следовательно, любое действие, которое не является ваджибом (обязательным), харамом (запрещенным), мустахабом (рекомендуемым) или макрухом (нежелательным), является мубах (дозволенным).

В хадисах и источниках мубах также используется в более общем значении «джаиз» (незапрещено) и «халяль» (разрешено). В самом узком смысле «ибаха» используется в фикхе (юриспруденции) как разрешение владения или использования чего-либо.

Мубах является наиболее распространенным постановлением из Пяти Правил (аль-Ахкам аль-Хамса), так как большинство человеческих дел являются мубах. Большинство шиитских факихов (юристов) верят в Асалат аль-Ибаха (приоритет разрешения), что означает, что все является муба, если не доказано обратное.

Содержание

  • 1 Значение ибаха
  • 2 Разница между мубах и халяль
  • 3 Разница между Ибаха и Джаваз
  • 4 В Священном Коране и хадисах
  • 5 Примат ибаха в фикхе
    • 5.1 Мнение большинства шиитских факихов
  • 6 Допустимость владения и допустимость использования в фикхе и гражданском праве
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера

Значение ибаха

Ибаха означает разрешение, а мубах означает действие, которое разрешено совершать. Технически мубах в фикхе является одним из пяти правил и обозначает действие, выполнение или уклонение от которого равнозначно, и в источниках за него не упоминается ни награда, ни наказание, ни похвала, ни порицание. Другими словами, мубах — это действие, которое не является ваджибом, харамом, мустахабом или макрухом, поэтому мукаллаф совершенно свободен совершать или прекращать действия, такие как еда, сон, которые в нормальных условиях не имеют никаких правил, и можно либо выполнить, либо оставить эти действия.

Согласно приведенному выше определению ибаха, в ибадате (актах поклонения) нет мубах, так как все эти действия имеют остальные четыре правила — ваджиб, харам, мустахаб и макрух.

Разница между мубах и халяль

В фикхе халяль является противоположностью харама и включает в себя все, что не является харамом. Исходя из этого, халяль является более общим, чем мубах, то есть каждый мубах халялен; но не каждый халяль является мубах, например макрух, который является халяльным, но не мубах.

Разница между Ибаха и Джаваз

Джаваз является противоположностью запрета, поэтому Джаваз, как и Халяль, имеет более общее значение, чем Мубах, поскольку каждый Мубах является Джаизом, но не каждый Джаиз является Мубахом, например, Макрух и Мустахаб, которые являются Джаизом, но не Мубах.

В Священном Коране и хадисах

Слово «ибаха» и его производные не используются ни в Священном Коране, ни в хадисах, переданных от Пророка Мухаммада (с). Однако факихи и ученые считают, что несколько стихов Священного Корана обозначают ибаха, например:

[1]

» О человечество! Ешьте то, что является халяльным и чистым на земле.

Приоритет ибаха в фикхе

Между факихами и усулитами идет дискуссия о том, разрешено ли мукаллафу совершать действия, не упомянутые в источниках, или нет. Есть два подхода к ответу на этот вопрос: асалат аль-ибаха (приоритет разрешения) и асалат аль-хадр (приоритет запрета).

  • Асалат аль-Хазр означает, что все запрещено и его следует избегать, если нет шариатского доказательства, доказывающего, что это разрешено.
  • Асалат аль-ибаха означает все дозволено, если не доказано обратное.

Мнение большинства шиитских факихов

Большинство шиитских факихов считают, что и религия, и разум доказывают асалат аль-ибаха (приоритет разрешения). Они упоминают некоторые хадисы и следующие аяты из Священного Корана, подтверждающие их мнение:

  • Сура аль-Бакара, аят № 29
  • Сура аль-Бакара, аят № 168
  • Сура аль-Анам, аят №145

Дозволенность владения и дозволенность пользования в фикхе и гражданском праве

Существует еще одно значение ибаха в фикхе, а именно дозволенность владения или пользования вещами, не имеющими определенных владельцев.

  • Мубах Вещи, которые можно использовать, — это вещи, которые разрешено использовать всем мусульманам, и использование их исключительно запрещено, и они должны использоваться таким образом, чтобы не мешать другим использовать их, например, дороги и улицы.
  • Вещи, которыми можно владеть в мубах, — это вещи, которыми можно владеть с разрешения Имама аль-Муслимина и исламских законов, например, владеть рыбой, пойманной в водах муба.

Примечания

  1. ↑ Коран 2:168

Ссылки

  • Материал для написания этой статьи был в основном взят из مباح на фарси WikiShia.

Мубах — wikishia

Мубах (арабский: اَلمُباح) — это юридический термин, обозначающий действие, которое не имеет конкретного решения, поэтому выполнение или уклонение от него равнозначно, и оно не имеет божественной награды и наказания. Следовательно, любое действие, которое не является ваджибом (обязательным), харамом (запрещенным), мустахабом (рекомендуемым) или макрухом (нежелательным), является мубах (дозволенным).

В хадисах и источниках мубах также используется в более общем значении «джаиз» (незапрещено) и «халяль» (разрешено). В самом узком смысле «ибаха» используется в фикхе (юриспруденции) как разрешение владения или использования чего-либо.

Мубах является наиболее распространенным постановлением из Пяти Правил (аль-Ахкам аль-Хамса), так как большинство человеческих дел являются мубах. Большинство шиитских факихов (юристов) верят в Асалат аль-Ибаха (приоритет разрешения), что означает, что все является муба, если не доказано обратное.

Содержание

  • 1 Значение ибаха
  • 2 Разница между мубах и халяль
  • 3 Разница между Ибаха и Джаваз
  • 4 В Священном Коране и хадисах
  • 5 Примат ибаха в фикхе
    • 5.1 Мнение большинства шиитских факихов
  • 6 Допустимость владения и допустимость использования в фикхе и гражданском праве
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера

Значение Ибаха

Ибаха означает разрешение, а мубах означает разрешенное действие. Технически мубах в фикхе является одним из пяти правил и обозначает действие, выполнение или уклонение от которого равнозначно, и в источниках за него не упоминается ни награда, ни наказание, ни похвала, ни порицание. Другими словами, мубах — это действие, которое не является ваджибом, харамом, мустахабом или макрухом, поэтому мукаллаф совершенно свободен совершать или прекращать действия, такие как еда, сон, которые в нормальных условиях не имеют никаких правил, и можно либо выполнить, либо оставить эти действия.

Согласно приведенному выше определению ибаха, в ибадате (актах поклонения) нет мубах, так как все эти действия имеют остальные четыре правила — ваджиб, харам, мустахаб и макрух.

Разница между мубах и халяль

В фикхе халяль является противоположностью харама и включает в себя все, что не является харамом. Исходя из этого, халяль является более общим, чем мубах, то есть каждый мубах халялен; но не каждый халяль является мубах, например макрух, который является халяльным, но не мубах.

Разница между Ибаха и Джаваз

Джаваз является противоположностью запрета, поэтому Джаваз, как и Халяль, имеет более общее значение, чем Мубах, поскольку каждый Мубах является Джаизом, но не каждый Джаиз является Мубахом, например, Макрух и Мустахаб, которые являются Джаизом, но не Мубах.

В Священном Коране и хадисах

Слово «ибаха» и его производные не используются ни в Священном Коране, ни в хадисах, переданных от Пророка Мухаммада (с). Однако факихи и ученые считают, что несколько стихов Священного Корана обозначают ибаха, например: [1]

» О человечество! Ешьте то, что является халяльным и чистым на земле.

Приоритет ибаха в фикхе

Между факихами и усулитами идет дискуссия о том, разрешено ли мукаллафу совершать действия, не упомянутые в источниках, или нет. Есть два подхода к ответу на этот вопрос: асалат аль-ибаха (приоритет разрешения) и асалат аль-хадр (приоритет запрета).

  • Асалат аль-Хазр означает, что все запрещено и его следует избегать, если нет шариатского доказательства, доказывающего, что это разрешено.
  • Асалат аль-ибаха означает все дозволено, если не доказано обратное.

Мнение большинства шиитских факихов

Большинство шиитских факихов считают, что и религия, и разум доказывают асалат аль-ибаха (приоритет разрешения). Они упоминают некоторые хадисы и следующие аяты из Священного Корана, подтверждающие их мнение:

  • Сура аль-Бакара, аят № 29
  • Сура аль-Бакара, аят № 168
  • Сура аль-Анам, аят №145

Дозволенность владения и дозволенность пользования в фикхе и гражданском праве

Существует еще одно значение ибаха в фикхе, а именно дозволенность владения или пользования вещами, не имеющими определенных владельцев.

  • Мубах Вещи, которые можно использовать, — это вещи, которые разрешено использовать всем мусульманам, и использование их исключительно запрещено, и они должны использоваться таким образом, чтобы не мешать другим использовать их, например, дороги и улицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *