Московский период – —

8. Московский период

После взятия Константинополя турками на протяжении жизни одного поколения князь Московский сделался действительным монархом всей Великороссии и сбросил последние остатки татарского владычества (1480). Эти события произвели полный переворот в положении православного мира, который москвичи немедленно учли и сделали его основой своей политической философии. Москва стала Третьим Римом, единственным средоточием императорской власти и хранилищем чистого православия. Женитьба Ивана III на царевне Софии Палеолог и присвоение им себе титула автократа (греческий вариант слова император) превращала Московского князя, прежде бывшего не более чем primus inter pares (первым среди равных) между князей, в единственного наследника цезарей. Официальное коронование и присвоение титула царя (цезаря) было делом внука Ивана III, прозванного Грозным.

Первое столетие после восшествия на престол первого автократа (самодержца) (1462) ознаменовалось кровавыми политическими и религиозными столкновениями. Они породили интересную полемическую литературу, которая, однако, скорее есть предмет дляизучения историка, чем историка литературы. Конфликт возник вначале между клерикальной партией епископов и настоятелей, требовавших для церкви светской власти и активного участия в гражданском управлении, и партии «заволжских старцев», штаб-квартирой которых был Кирилло-Белозерский монастырь; они склонялись к более мистической и аскетиче­ской концепции роли церкви. Клерикальную партию возглавлял Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря, сильный памфлетист, писавший на правильном славянском, полном бранных слов. Предводителем «старцев» был Блаженный Нил Сорский, учившийся на Афоне, – один из замечательнейших мистических и аскетических авторов Древней Руси. «Старцев» поддерживала часть аристократии, смотревшая на епископов и игуменов как на узурпаторов их собственных прав и желавшая ограничить растущую власть русского царя.

К середине XVI века религиозные распри закончились, клерикальная партия победила по всем пунктам. Но политический конфликт между сторонниками самодержавия и олигархами продолжался еще и при Иване Грозном (род. 1530, коронован 1547, ум. 1584). Царь Иван был, без сомнения, жестоким и отвратительным тираном, но он был гениальным памфлетистом. Его послания – шедевры древнерусского (а может быть, и вообще русского) политического журнализма. Может быть, в них слишком много текстов из Писания и отцов церкви, славянский язык их не совсем правилен. Но они полны сильнейшей и жестокой иронии, выраженной в острых и веских беседах. Бесстыдный тиран и великий полемист видны в стреле, которую он мечет в бежавшего Курбского: «Раз ты так уверен в своей праведности, чего же ты убежал, а не предпочел стать великомучеником от моей руки?» Такие удары были рассчитаны на то, чтобы приводить адресата в бешенство. Роль жестокого тирана, который затейливо ругает спасшуюся от него жертву, продолжая мучить тех, кто остался в его власти, может быть отвратительна, но Иван играет ее с поистине шекспировской широтой воображения. Кроме писем к Курбскому, он писал и другие послания – сатирические инвективы к подвластным ему людям. Лучше всего его письмо к игумену Кирилло-Белозерского монастыря, где он изливает весь яд своей угрюмой иронии на неаскетическую жизнь своих бояр, постриженных в монахи и сосланных по его приказу. Написанная им картина их роскошной жизни в цитадели аскетизма – шедевр колючего сарказма.

Главный противник Ивана, князь Андрей Михайлович Курбский (ок. 1528–1583), был одним из самых культурных и просвещенных людей Московии. Он играл важную роль в управлении страной, отличился в боях при взятии Казани и во время Ливонской войны. В 1563 г., во время войны с Литвой, когда Иван уже утвердил свое царство террора, Курбский, боясь ответственности за поражение своей армии, дезертировал к врагу. Из Литвы он отправил ряд яростных посланий царю и написал историю его царствования, которая прославила его имя.

История о великом князе Московском Курбского прагматична, а не аналитична, и показывает его как человека острого и творческого интеллекта. Он сознательно преувеличивает преступления своего архиврага, и его свидетельства нельзя принимать как беспристрастные. Стиль его пропитан западнорусскими, польскими и латинскими влияниями. Он не свидетельствует об особенно оригинальном литературном таланте. То же можно сказать и о его посланиях: при всей своей искренней ярости, справедливом возмущении и веских аргументах, в литературном отношении они стоят ниже ответов его противника.

Закрепление московской точки зрения произошло в середине XVI столетия. Примерно в это времябыла затеяна и составлена серия компиляций, образовавших нечто вроде энциклопедии московской культуры. Не все эти работы попадают в компетенцию истории литературы. Так,

Стоглав (назван так по количеству глав в книге), содержащий постановления Стоглавого собора русских церквей (происходил в Москве в 1551 г.) по догматическим, ритуальным, административным и дисциплинарным вопросам, относится не к литературе, а к каноническому праву. Да и Домострой, изданный священником Сильвестром (ум. 1566 г.), ­не может рассматриваться как литературный памятник: это дидактический труд, передающий на литературном славянском языке, но без всяких литературных притязаний, принципы, руководствуясь которыми глава семьи должен управ­лять своими домашними.

Более литературное произведение – большой Менологион, или Календарь Святых (Четьи-Минеи), составленный митрополитом Москов­ским Макарием (1542–1563). Он оставался официальным и авторитетным календарем Русской церкви пока, в царствование Петра Великого, не был заменен такой же, но более научной, компиляцией св. Димитрия Ростовского.

Митрополит Макарий также придал окончательный вид другому большому своду – Книге степенной царского родословия, названной так потому, что в ней русские князья и цари были сгруппированы по степеням, т.е. по поколениям. Начало своду положил в XIV веке сербский митрополит Москвы Киприан, но закончен он был только около 1563 г. В сущности, Степенная книга была компиляцией из русских летописей, но переделанных так, чтобы они могли соответствовать литературному вкусу и философии истории московитов XVI века. Летописи, официально писавшиеся в это время московскими писцами, тоже отразили воцарившийся тут вкус к риторике, а также политическую философию времени.

studfiles.net

Русская агиография. Московский период | Я русский

Лекция пятая

1. Творчество Епифания Премудрого.

У истоков московской агиографии стоял Епифаний Премудрый (ум. ок. 1420), современник Андрея Рублева. Ему принадлежат два жития — Сергия Радонежского и Стефана Пермского . Их своеобразие состоит в том, что они написаны в стиле «плетения словес» — особого приема нанизывания библейских цитат или фактов с целью придания богоугодных черт христианскому подвижнику. Святой должен был восхваляться только святыми словами, почерпнутыми из священных писаний.

Вот, к примеру, о Сергии Радонежском сказано: он еще «в утробе матерые носим, трикраты в церкви провъзгласи», т. е. трижды во всеуслышание подал свой голос во время богослужения. Тем самым было прознаменовано, что родится «троичный ученик» -почитатель Святой Троицы. В «Житии» запечатлелась тринитаристская реформа, проведенная византийской церковью в середине XIV в. Сергий Радонежский одним из первых на Руси принял богословские новации Константинополя, став провозвестником «огречивания» русского православия, которое окончательно свершилось лишь в XVII в.

Поддерживая провизантийские ориентации радонежского игумена, Епифаний старался всеми силами убедить читателя, что именно «тричисленное число» соответствует сущности православия. В подтверждение этого он приводил все «третицы» Ветхого и Нового заветов: трижды взывал Бог к пророку Самуилу, третьим камнем из пращи поразил Давид Голиафа, три дня и три ночи пробыл пророк Иона в чреве кита, на третий день Христос воскрес из мертвых и т. д.

«Что же извещаю по три числа, — восклицал Епифаний, — а что ради не помяну болынаго и страшнаго, еже есть тричисленное Божество: треми святынями, треми образы, треми собьствы, в три лица едино Божество пресвятыа Троица, и Отца, и Сына, и Святаго Духа, триипостаснаго Божества едина сила, едина власть, едино господьство» . Отсюда следовало, что и Сергий Радонежский, трижды подавший голос еще в утробе матери, причастен великой троичной тайне, которая доступна только богоизбранным провидцам.

Таким образом, «плетение словес» отнюдь не являлось чем-то вроде языковой казуистики, речевого изощрения, но имело вполне богословское значение и преследовало задачу освящения житийного чуда.

Образцовым воплощением этого стиля стало «Житие Стефана Пермского», обильно насыщенное библейскими выражениями. Всего в нем около 340 цитат, из которых 158 — из Псалтыри. Иногда Епифаний вообще создает очень длинные цепи из одних цитат, не сковывая себя точностью их воспроизведения. Он не боится изменять грамматическое лицо, если это необходимо для ритмики текста, расширяет смысл приводимых фраз, желая полнее выявить их сокровенное содержание. «Слово плетущи и слово плодя, и словом почитати мняши, и от словес похваление сбирая, и приобретая, и приплетая», — так выражал свое писательское кредо Епифаний Премудрый.

Все творчество московского книжника было пронизано идеей «скончания века», т. е. трагической развязки всемирной истории и наступления Судного дня . Символом последних времен служила для него евангельская притча об одиннадцатом часе. В ней говорилось, что царство небесное подобно хозяину виноградника, который в течение года пять раз выходил из дома нанимать себе работников: рано поутру, в три, шесть и девять часов, наконец, поздно вечером — в одиннадцать часов. И всем им он назначил одну и ту же плату — один динарий.

Когда же кто-то из числа нанявшихся первыми счел это несправедливым, хозяин ответил: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15). Смысл притчи заключался в том, что ожидание второго пришествия Христа не должно ослаблять человеческого усердия к достижению спасения. С этих позиций и освещал Епифаний жизненный подвиг Стефана Пермского, просветителя зырян.

Епифаний создал образ решительного и волевого человека, пожелавшего «в последняя дни, в скончанье лет, в остаточная времена, на исход числа седмыя тысяща лет» обратить в христианство языческое племя зырян, или коми, обитавшее в Пермском крае. С этой целью он много и основательно учится, постигая Библию и творения отцов церкви, изучает греческий и «пермский» языки, обретает серьезные навыки в философии и риторике. Затем Стефан составил пермскую азбуку и перевел на зырянское наречие божественные книги -Псалтырь, Октоих, Часослов и т. д. После этого он направился к пермякам обращать их в православную веру.

В «Житии» подробно описывается «прение» христианского подвижника с языческим волхвом Паном. Тот говорил Стефану: у вас, у христиан, один Бог, а у нас много богов, а значит, много и помощников, много защитников. Они дают нам всякую дичь и меха, которыми полны зырянские леса, болота и дубравы. Много выгоды имеет от этого и Москва: «нашею ловлею и ваши князи, и бояре, и велможи обогащаеми суть». А разве не наши меха посылаются в Орду и другие страны -«и во Царьград, и в Немци, и в Литву, и в прочая грады, и страны, и в далняя языки?»

На это Стефан отвечает, что мирские блага ничто по сравнению с тем, что обещает христианский Бог. В подтверждение своих слов он обильно цитирует Священное писание, вовсе не беря в расчет то, что для зырянского кудесника оно не представляло никакой убедительности. И действительно Пан, выслушав своего соперника, говорит ему: «Аз в вере, в нейже родихся, и воспитахся, и възрастох, и изъжих, и сстарехся, в нейже пребых вся дни живота моего, в той да умру… Се бо отци наши, деды, прадеды и прощюры тако пожиша. Аз ли добрейши их обрящуся? Ни убо, да не будет» .

Тогда Стефан предлагает Пану испытать силу своих вер, войдя вместе в огонь. Пан, разумеется, устрашился, из чего стало ясно, что вера зырянская никак не может соперничать с евангельским учением. Многие язычники тотчас приняли крещение. Стефан вышел полным победителем — пусть не логикой, не аргументами, а хитростью, но ведь и Бог действует «прехищрением», когда надо поразить дьявола.

Все произведение Епифания пронизано ощущением реальности, причем оно явственней и четче в изображении противника и легендарней, символичней в изображении святого.

2. «Великие Минеи Четьи». Житийный стиль «плетения словес» приобретает нормативный характер в «Великих Минеях Четьих», созданных митрополитом Макарием в 1529-1554 гг. Этот огромный труд, состоящий из 12 фолиантов, включал в себя все «чтомые» на Руси «жития святых отец и мучения святых мученик». В него были помещены и различные патерики — Азбучный, Иерусалимский, Синайский, Скитский и Киево-Печерский.

К работе над «Минеями» Макарий привлек самых талантливых авторов, таких как государев дьяк Дмитрий Герасимов, боярский сын Василий Тучков, иеромонах Илья, старец Фотий и др., которые создали более шестидесяти новых житий.

Известны три списка макарьевских «Миней». Старший из них был положен в Софийский собор Великого Новгорода в 1541 г.; через год подготавливается другой, более полный список для московского Успенского собора; третий список «Миней» был сделан для царя Ивана Грозного в 1554 г.

В отличие от житийных произведений киевского периода, минейные сочинения отражали тенденцию московского расцвета. Это придавало им общерусское значение.

3. «Житие Аввакума» и кризис, агиографии. Нарастание реалистичности достигает крайнего предела в «Житии Аввакума», написанном им самим. В каком-то отношении это было уже не житие, а художественное повествование, посвященное изображению личности религиозного подвижника. Оно и по жанру не являлось единым произведением, представляя собой скорее сборник разнородных рассказов, объединенных лишь тематической общностью, иногда местом действия или хронологическими рамками.

Однако есть одна тема, которая пронизывает все «житие», — это тема смерти. Аввакум вспоминал, как он еще в детстве увидел у соседа умершую скотину. Это настолько поразило его, что он, «в той нощи воставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть». С тех пор он уверовал в Христа, признав его своей единственной «надежой». Спасение, обещанное Сыном Божьим, утвердило в нем необычайную стойкость перед любыми жизненными невзгодами. А их идеолог старообрядчества, обличая никониан, претерпел немало, страдая и бедствуя в течение всей своей мученической жизни.

«Житие» целиком состоит из описания бесчисленных «наказаний», принятых Аввакумом от властей. Он рассказывает о них спокойно, с какой-то даже умиротворенностью, находя оправданной свою участь «страдальца Христа ради».

Вот умерла у некоего начальника дочь, за здравие которой молился Аввакум. «И он, презрев моление наше, — пишет протопоп, — воздвиг на меня бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили». В другой раз тот же начальник, «прибежав ко мне в дом, бив меня, и у руки, яко пес, огрыз перъсты». Но и этим дело не кончилось: начальник еще дважды стрелял в Аввакума из пистоля, и его спасло только то, что оружие оба раза дало осечку.

Или схватили Аввакума за его выступления против патриарха Никона и отвели в тюрьму Анд-роньева монастыря. «И тут на чепи кинули в темную полатку; ушла вся в землю. И сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялъся, не знаю -на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно». Все перенес строптивый протопоп, но обличать никониан не перестал.

Отправили его в наказание вместе с женой и детьми в сибирскую ссылку. Сперва оставили в Тобольске, потом решили «вести» на Лену, а оттуда и вовсе на край света — в далекую Даурию. Столь опасным, видимо, представлялся Аввакум властям предержащим. В дороге над ним начальствовал воевода Афанасий Пашков, который то и дело «зашибал» бедного ссыльного.

Один раз так избили протопопа, что он невольно возроптал на Господа: «За что ты, Сыне Божий, попустил таково больно убить тово меня?.. Кто даст судию между мною и тобою?» Но тут же опамятовался: «Со Владыкою судитца захотел!» Аввакум вдруг постигает, что Бог наказывает тех, кого любит. «Аще наказание терпите, — так формулировал он свою философию страдания, — тогда яко сыном обретается вам Бог. Аще ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки, а не сынове есте».

Настрадалась с Аввакумом и жена его, Анастасия Марковна. Но ее поддерживала любовь к мужу и вера в истинность его борьбы. Только однажды она как-то спросила: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» Аввакум ответил: «Марковна, до самыя смерти». И тотчас воспрянула протопопица: «Добро, Петрович. И мы еще побредем вперед». Этот быстрый разговор двух любящих сердец со всей яркостью выражает нравственное кредо их подвижнической жизни.

Через десять лет вернули Аввакума из ссылки. Поначалу было небольшое искушение — стать как все люди. К нему благоволил царь Алексей Михайлович, отставивший к тому времени Никона от патриаршества. И денег ему надавали, и корма «полну клеть наволокли». А там и «на Печатной двор хотели посадить», т. е. сделать типографским начальником. Видит Аввакум: «неладно колесница течет». Так и от Христа отступить недолго. Все бросил в один миг — и в омут: стал самого царя обличать в неправде. Опять начались суды, наказания . И так продолжалось до его «огненной казни» в Пустозерске 14 апреля 1682 г.

«Житие Аввакума» — особая форма повествования, перекликающаяся с агиографическим жанром, но и сильно отличающаяся от него. В нем есть целый комплекс признаков, свидетельствующих о сходстве с возникавшим тогда на Руси жанром романа. Их объединяет тяготение к повседневному, обыденному, сочетание возвышенной поэзии и житейской прозы. «Житие Аввакума» сходится с романом и в понимании человека как сгустка социальных и духовных противоречий. Оно представляет собой попытку показать через призму частной жизни и личной психологии события большого общественного значения, судьбу и психологию народа.

Аввакум прекрасно знал каноны классической агиографии и не игнорировал их, но избрал другой путь повествования, творчески объединив книжную житийную схему, полную вероисповедных и философских рассуждений, с художественной структурой устного рассказа.

Его стиль напоминает то сказание, то былину, то проповедь. Вероятно, рассчитывая на простонародного читателя, Аввакум написал свое произведение очень простым, незамысловатым слогом, употребляя просторечия и даже ругательства. Это было вызвано, прежде всего, желанием автора оградиться от официальной церковности, ее традиций и книжности. Для него истинное православие неотделимо от веры народа и его языка.

Поэтому Аввакум очень трепетно относился к русскому языку, призывая гордиться им и не унижать «ево и в церкве, и в дому, и в пословицах». «Как нас Христос научил, — писал он в своем обращении к царю Алексею Михайловичу, — так подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кирилом святым и братом его. Чего же нам еще хочется лутче тово? Разве языка ангельскова? Да нет, ныне не дадут, до об-щаго воскресения» .

«Житие Аввакума» пресекает агиографическую линию развития русской литературы и открывает новые формы художественно-поэтического культу-ротворчества. Этим сочинением искренне восхищался Лев Толстой. У Аввакума учились писательскому мастерству Тургенев, Достоевский, Лесков, Пришвин… Тем самым подтверждается старая истина: национальная культура всегда едина, даже если она подвергается идеократическим разрывам.

Материал создан: 01.05.2016

комментарии к статье



iamruss.ru

ХVI-XVII вв.). История военных судов России

1. Московский период Российского государства (правление династии Рюриковичей и начало царствования династии Романовых: ХVI-XVII вв.)

Двинская (1397 г.) и Белозерская (1482 г.) вечевые грамоты.

Псковская и Новгородская судные грамоты, принятые на вече жителей Пскова (1467 г.), и Новгорода (предположительно в 1456 г.)

Судебник 1497 г. Великого Князям Московского Иоанна III.

Судебник Царя и Великого Князя Иоанна IV (Грозного) 1550 г. («Царский судебник») с последующими изменениями и дополнениями.

Устав постановлений о сторожевой и станичной службе 1571-1577 гг. («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе).

Старинный Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки («Статейная роспись пушкарская») 1621 г.// Приложения. Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого.- СПб., 1978.- С.257-266.

Устав «Ученье и хитрость ратного строя» (1647 г.)

Соборное Уложение Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 7157 г.(1649 г.): гл.7 » О службе всяких ратных людей Московского государства; гл.10 » О суде»; гл.21 » О разбойных и шашиных делах»; гл.22 «За какие вины казниши»; гл.23 «О стрельцах»// Первое Полное Собрание законов Российской империи в 45 томах 1832 г. (далее – П.С.З.) – Т. 1.- N 1.- 260, 310.

Указы «О сыске служилых людей, самовольно от службы отлучившихся» 1659 г.// П.С.З.- Т.1.- N 252, 253, 297.

Указ «Об отпуске из Разбойного приказа в Московские большие тюрьмы денег на погребение умерших в оных колодников» 1663 г.// П.С.З.- Т.1.- N 336.

Указы об отсрочке ратным людям в судных их делах для службы, кроме шашабных, разбойных и убийственных 1671, 1673, 1701 г.г.// П.С.З.- Т.1.- N 90, 496, 544, 710.

Именной указ марта 15-го 1675 г. О непоставлении в безчестие и недаче суда за подписку по нарочию каких-либо букв и о выскании с тех только, которые кого браня, назовут князем без имени.// Приложения. Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого.- СПб., 1978.- С.268-269.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Московский период — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Московский период

Cтраница 1

Московский период стал вторично в русской истории периодом собирания государства и создания органов управления им. Теперь уже Ленин нетерпеливо, иронически, иногда прямо издевательски отмахивался от тех, которые продолжали отвечать на все вопросы общими пропагандистскими формулами.  [1]

Московский период национальная идея укреплялась, в Петербургский же период началось господство инородцев.  [2]

Московский период нас отатарил, но из этого не следует, что мы татары; это не что иное, как проходящий morbus ignobile нашей истории.  [3]

В московский период в XV — XVI веках правительство относилось к евреям весьма враждебно.  [4]

Во втором московском периоде деятельности — Советском периоде, Николай Дмитриевич выпустил большее число работ и сделал ряд открытий выдающегося значения. Сюда относятся обширные и замечательные исследования по гидрогенизационному и дегидрогенизационному катализу, развившие всесторонне эту ранее лишь намеченную область и определившие пути широкого применения этих методов в науке и технике, открытие необратимого катализа, изучение химической природы нафтеновых кислот, кетонизация нафтенов, открытие каталитического гидрогенолиза пятичленных циклопарафинов, широкое изучение химической природы нефтей новых месторождений и вопроса о происхождении нефти, открытие явлений контактной изомеризации и взаимных переходов углеводородов различных классов, обессеривание нефтяных погонов, получение различных видов синтетического каучука, металлизирование организмов, открытие нового метода гидролиза белковых тел и синтетическое построение модели белковой микромолекулы, дающей основные белковые реакции, разработка путей использования карабугазского мирабилита для получения соды, едкого натра и серной кислоты, физико-химические работы, конденсации ацетилена в присутствии угля и многие другие.  [5]

Вот почему в свой второй московский период деятельности — советский период, вступая уже в преклонный возраст, передовой советский ученый, один из корифеев органической химии, Николай Дмитриевич Зелинский имел гораздо большее число учеников, выпустил большее число работ и сделал ряд новых, выдающихся открытий, закрепивших ведущее место советской органической химии.  [6]

Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении вора в московский период его жизни.  [7]

Шла она, как мы знаем, по двум часто переплетающимся направлениям: собственная научная работа и создание, а потом и деятельность школы — особенно в московский период. Кто не видел Ландау в процессе его работы, прежде всего, совместной работы с учениками — наедине, на семинарах — когда обсуждались, обдумывались, решались физические вопросы, тот истинного Ландау не знает, не может знать. Естественно, речь идет о том, чтобы не просто наблюдать со стороны, а понимать всю суть, все тонкости разговора.  [8]

Они противопоставляли московский период петербургскому, или царский — императорскому. Историк Рожков преобразования первой четверти XVIII в.  [9]

Сторонники этого мнения забывают, что нарушение прав частных собственников присуще тем государствам, которые стоят на низкой ступени общественного и государственного развития. Стоит только нам вспомнить московский период, когда нередко отбирались земли у частных собственников на царя и передавались затем приближенным царя и монастырям.  [10]

По-видимому, окончательно этот курс сложился в последний московский период. Четаева оказали большое влияние на преподавание теоретической механики, в том числе на авторов многих курсов, опубликованных после его смерти. Этим, в частности, определяется целесообразность публикации настоящей книги. Будучи последователем Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, Николай Гурьевич строил свой курс следуя классическим традициям, восходящим еще к Лагранжу, и творчески развивал эти традиции.  [11]

В населении, где ( ceteris paribus) межпрофессиональная циркуляция индивидов более интенсивна, где индивиды чаще меняют свою профессию, средний умственный кругозор населения будет менее односторонним, будет меньше моноидеизма, будет менее острым антагонизм различных профессиональных групп и больше взаимного понимания, чем в населении с ничтожной межпрофессиональной циркуляцией. Штаты, с одной стороны, и кастовую Индию, средневековое население Европы и население хотя бы России Московского периода — с другой.  [12]

Ясак, который платили булгарам и татаро-монголам, а затем и Московскому государству, состоял в основном из мехов. Последнее могло иметь место только в том случае, если зверовой промысел в стране был достаточно развит. Куньи меха со времени господства булгар заменяли звонкую м: онету, а в московский период и позднее, в XVIII в.  [13]

Это его качество было просто поразительным. В моем очерке о Померанчу-ке нет возможности да, пожалуй, и необходимости давать сколь-нибудь подробную картину научного творчества Померанчука, тем более что это уже очень хорошо сделано В. Б. Берестецким в статье, помещенной в первом томе Собрания научных трудов Померанчука. Я лишь назову ряд работ, выполненных ученым в области физики низких температур, а затем более подробно остановлюсь на том, что мы делали вместе с ним в московский период жизни Померанчука. Итак, в области физики низких температур он занимался исследованиями но теории металлов, физике диэлектриков, теории бозе — и ферми-жидкости. К теории металлов относятся исследования электропроводности при низких температурах, построение теории эффекта Шубникова — де Гааза в висмуте, исследование теплопроводности висмута, изучение изотопического эффекта в остаточном электрическом сопротивлении металлов и, наконец, исследование взаимодействия электронов проводимости в ферромагнетиках.  [14]

Начальство поинтересовалось скоростью вычислений и, узнав, что машина будет выполнять примерно 1000 операций в секунду, дало глубокомысленное заключение: Что же, мы же за один-два месяца перерешаем на этой машине все наши задачи, а что потом — на помойку. На этом московский период развития вычислительной техники был завершен, так и не успев начаться.  [15]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Время в России — Википедия

Время в России, текущее местное время: (обновить)
     KALTКалининградское времяMSK–1 (UTC+2)22:47
     MSKМосковское времяMSK+0 (UTC+3)23:47
     SAMTСамарское времяMSK+1 (UTC+4)00:47
     YEKTЕкатеринбургское времяMSK+2 (UTC+5)01:47
     OMSTОмское времяMSK+3 (UTC+6)02:47
     KRATКрасноярское времяMSK+4 (UTC+7)03:47
     IRKTИркутское времяMSK+5 (UTC+8)04:47
     YAKTЯкутское времяMSK+6 (UTC+9)05:47
     VLATВладивостокское времяMSK+7 (UTC+10)06:47
     MAGTМагаданское времяMSK+8 (UTC+11)07:47
     PETTКамчатское времяMSK+9 (UTC+12)08:47

Время в России регулируется Федеральным законом «Об исчислении времени»[1], в соответствии с которым с 26 октября 2014 года установлено 11 часовых зон. Территория России по долготе имее

ru.wikipedia.org

Московский период

Монгольский период

С XII века начался процесс упадка Киевского государства. Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодальные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь

В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское государство, Русская Православная Церковь, имевшая к концу ХШ века около 100 монастырей, одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосœердия и благотворительности, помощи нуждающимся.

Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.

А Святой князь Димитрий Донской был настолько сострадателœен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Избавление от татаро-монгольского ига во второй половинœе XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединœение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всœеми силами способствуют их возвышению.

Еще преподобный Сергий Радонежский неразрывно связал служение русского православного монашества с благотворительной деятельностью. В делах милосœердия выражалось призвание иноков служить миру, что являлось идеалом монашеского делания.

Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор.
Размещено на реф.рф
С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев.

Большую известность, благодаря своей благотворительной деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь,

имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

Особым примером христианского милосœердия служит жизнь святителя Макария в его бытность архиепископом Великого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал всœе деньги на выкуп пленных у крымских татар.

Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей.

Данная тенденция в развитии благотворительности обусловлена, по всœей видимости тем, что к серединœе XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно.

В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного и государственного призрения. При этом начали яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая должна была включать и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.

Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всœех нищих и убогих.

Вместе с тем, особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы.

referatwork.ru

Время в Москве: точное московское время

Московские Куранты

Все мы помним, как во времена СССР все республики с замиранием сердца ждали боя курантов в новогоднюю ночь. Сегодня эти часы отбивают время исключительно для России, однако, это не лишает их особой магии и привлекательности.

Московские Куранты

Кремлевская башня (еще называется Спасской), на которой установлены эти часы, была построена еще в 1491 году. В 1625 году она была модернизирована — именно тогда часовое устройство и было установлено на башню. В 1626 году из-за пожара часы были уничтожены, поэтому пришлось построить аналогичные. В 1706 году снова часы заменили на новые. В этот раз они были привезены лично Петром Первым. Однако они также пострадали из-за пожара.

Городские часы в Москве

Последняя замена циферблата произошла в прошлом веке после попадания в них снаряда в 1917 году. Мало кто знает, но изначально башня называлась Фроловской, так как ее создатель (итальянец Пьетро Антонио Солари) выбирал название для своего строения, исходя из находящейся поблизости церкви Фрола и Лавра. Только в 1658 году было принято решение переименовать башню в Спасскую. Это было зафиксировано в царском указе, а основанием для переименования стало расположение иконы Спаса Нерукотворного над воротами.

Часы на Кремле

Сегодня абсолютная точность времени достигается при помощи подключения часов к контрольным часам. Для этого под землей проведен специальный кабель.

Московские часы

Куранты способны воспроизводить множество мелодий. До 1932 года ежедневно в обед воспроизводился «Интернационал», сегодня основной мотив — гимн Российской Федерации.

Кремлевские часы

Доступ к самому циферблату разрешен ограниченному кругу лиц. При этом в башне нет лифта — подниматься приходится по старинной винтовой лестнице. Длина каждой из стрелок составляет 3 метра, а размер всевозможных шестеренок и колес превышает человеческий рост. Общий вес конструкции превышает 25 тонн.

www.timeserver.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *