Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»
Фольклорная и литературная основа образа Мороза
В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.
Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.
В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза: от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, «скачет по ельничкам, по березничкам». Мороз из загадок – строитель мостов.
Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю).
Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.
История создания образа в поэме
Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, — «Мороз, красный нос». Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.
Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нём не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.
Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замёрзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая её избу. Именно мороз заставляет её идти в лес за дровами.
Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.
Сущность Мороза
Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».
Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.
Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.
В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).
Характер Мороза
В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоёмами: морями-окиянами и реками.
Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мёртвых. Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мёртвых.
Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь.
После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла. Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.
Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет её от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побеждённой Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях… В сверкающий иней одета…»
Мороз побеждает Дарью, превращая её в мёртвую, как он побеждает всё живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.
- «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
- Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»
- «Мороз, Красный Нос», краткое содержание по частям поэмы Некрасова
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
- «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
- «Прости», анализ стихотворения Некрасова
- «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
- «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
- «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
- Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
- «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
- Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
По произведению: «Мороз Красный Нос»
По писателю: Некрасов Николай
Сочинение по поэме Мороз, Красный нос Некрасова
- org/Breadcrumb»>Сочинения /
- Литература /
- Некрасов
Когда говорят – Мороз, красный нос, сразу представляется добрый Дедушка Мороз, который помогает людям и дарит подарки детям. В большинстве сказок и произведений это именно так, но не в поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос». Тут он – безжалостный и коварный убийца. Своё произведение писатель посвятил сестре Анне. Состоит оно из двух частей.
Как и во многих произведениях писателя, в этой поэме рассказывается о тяжелой судьбе крестьян. А цель её – показать силу крестьянских женщин. Крылатая фраза «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» именно из этого произведения Некрасова. Как тогда, так и в наше время этой фразой можно охарактеризовать многих русских женщин. Но так ли сильна женщина на самом деле или обстоятельства вынуждают её тянуть мужскую лямку?
Действие поэмы происходит в крестьянском селе, где умер глава и кормилец семьи Прокл.
Вдовой осталась его жена Дарья с двумя детьми: Гришей и Машей. Больше того, Дарья ждёт третьего ребёнка. Что ждёт теперь вдову и её детей? При муже Дарья была той русской женщиной, которая всё может. Ни тяжёлая доля крестьянской женщины, ни заботы о семье, ни тяжелый труд не способны были испортить образ русской красавицы. За всё это ей воздавалось – семья жила в достатке. Но теперь горе сломило её. Мороз – виновник смерти Прокла. Крестьянин занимался извозом и во время поездки простудился. Традиционные народные методы лечения не помогли Проклу и он умер. Нет больше заступника у сына Гриши, которого теперь ждёт судьба рекрута и у дочки Маши.
Во время похорон Дарья держится. Родители Прокла плачут. Отец вынужден копать могилу собственному сыну. И лишь дети пока не понимают, что произошло. Но после похорон женщина отправляется в лес за дровами, ведь теперь на ней забота о семье и детях и там, в лесу она уже кричит от горя. Вспоминается ей и вещий сон, приснившийся не давно – в нём она остаётся одна без мужа.
Так и случилось. Нарубив дров, Дарья слышит манящий её голос. А Мороз и тут уже готовится совершить своё чёрное дело. Он убивает Дарью и её ещё не родившегося ребёнка.
Поэма Некрасова наводит на грустные мысли. Дедушка Мороз уже не выглядит добродушным стариком. Хоть время, описанное в поэме, давно прошло, события не теряют своей актуальности. Всё также должны быть сильны женщины и также горе и трудности приходит в семьи, потерявшие кормильца. А Мороз, Красный нос продолжает делать свои коварные дела.
5, 6, 7 класс
Другие темы:← Русские женщины↑ НекрасовПо стихотворению Железная дорога →
`
По поэме Мороз, Красный нос
Популярные сочинения
- Сочинение про праздник 23 февраля
23 февраля в нашей семье занимает особенное место. Дело в том, что я расту среди настоящих мужчин — конечно моего дорогого и любимого папы, и братика, который несмотря на свой маленький возраст ведет себя, как истинный джентльмен и защитник.

- Сочинение Остап и Андрий — братья и враги (6, 7 класс) Если верить православной традиции, а рассматривать именно эту веру, когда речь идет о Гоголе, вполне естественно, так как по большей части русские писатели были православными
- Сочинение Гуров в рассказе Дама с собачкой (Образ и характеристика)
Дмитрий Дмитриевич Гуров – мужчина средних лет, обеспеченный москвич, служащий в банке. У него есть семья, но он давно изменяет жене, втайне считая ее «наделекой». Всех женщин Гуров называет «низшей расой»
Читать стихи поэта Николая Алексеевича Некрасова
Дата рождения:
Дата смерти:
Город рождения:
Страна:
Россия
Некрасов — русский поэт и журналист. Его первый сборник стихов «Сны и звуки» вышел в свет в 1840 году. Большой успех принес второй сборник «Стихи Николая Некрасова» (1856).
В 1847-1866 годах занимал должность редактора-издателя журнала «Современник». В его произведениях представлена жизнь простых людей городов, жизнь русского крестьянства и судьба русских женщин.![]()
Поэзия Некрасова была тесно связана с фольклором и оказала большое влияние на русскую литературу. Последние годы его жизни посвящены журналу «Отечественные записки».
Стихи этого поэта
| Стихотворение | Дата сообщения | Рейтинг |
|---|---|---|
| Прощание | 30 июля 2013 г. | |
| Свобода | 31 июля 2013 г. | |
| Я скоро стану жертвой гниения | 31 июля 2013 г. | |
| На войне | 31 июля 2013 г.![]() | |
| Утро | 31 июля 2013 г. | |
| В день смерти Гоголя | 31 июля 2013 г. | |
| Любовное письмо | 31 июля 2013 г. | |
| Песни сибирских изгнанников | 31 июля 2013 г. | |
| мысли в вестибюле | 31 июля 2013 г. | |
| Что думает бессонная бабушка | 31 июля 2013 г.![]() |
Страниц
- 1
- 2
- ›
- последний »
Сообщить о нарушении
жизнь и творчество великого народного поэта. Николай Некрасов
Состав
Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда уходящее сословие дворян сменилось простолюдинами в общественной жизни страны. Для поэта слились воедино понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника земли русской. Поэтому патриотизм Некрасова так органично сочетается с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжил традиции своих великих предшественников — М.В. Ломоносова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов – считавший «гражданское звание» высшим.
Еще в 1848 году в одном из своих стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки.
Его муза близка бедам и страданиям простых людей. Сама она одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:
Вчера, в шесть часов,
Я пошла на Сенную;
Там женщину били кнутом,
Молодую крестьянку.
Ни звука из ее груди
Только свисток свистнул играя
И сказал я Музе: «Смотри!
Ваша дорогая сестра.
Этим стихотворением Некрасов начал свой путь в поэзии, с которого он так и не свернул. В 1856 году вышел второй сборник поэта, открывшийся стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом Это как бы подчеркивало роль стиха в сборнике.
«Благородная и сильная вещь. Так гудит мотив всей его музы», — писал один из современников поэта А. Тургенев, ознакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и Гражданин» есть наиболее яркое, ясное и определенное выражение гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии… Поэма представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чувствителен к изменениям, происходящим в обществе.
«Какое время пришло», — говорит он с энтузиазмом. Гражданин считает, что каждый обязан перед обществом не быть равнодушным к судьбе Родины. Более того, это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их по пути истины.
«Смело бросайте пороки», — призывает Гражданин Поэта.
Он пытается разбудить равнодушно спящую душу Поэта, объясняющего свою социальную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от злободневных проблем современности. Здесь Некрасов затрагивает очень важную проблему, порожденную новой эпохой. Это проблема противопоставления социально значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями поэмы есть идейный спор о жизненной позиции поэта, но воспринимается он шире: не только поэта, но и любого гражданина, человека вообще. Настоящий гражданин «как родной, носит на теле все язвы родины». Поэту должно быть стыдно
В час печали
Красота долин, неба и моря
И петь сладкую ласку.
Некрасовские строки стали афоризмом:
Ты можешь не быть поэтом
Но ты должен быть гражданином.
С тех пор каждый настоящий художник сравнивает их с истинной ценностью своего произведения. Роль поэта-гражданина особенно возрастает в периоды больших социальных бурь и социальных потрясений. Давайте посмотрим на сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью наши писатели и поэты, художники и артисты бросились на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды порой диаметрально противоположны и не все могут с ними согласиться, но благородна сама попытка, пусть с трудом, ошибками и камнями преткновения, найти правильный путь движения вперед. Для них «гражданское достоинство» так же высоко, как и во времена Ломоносова, Пушкина и Некрасова.
«Самой искренней и любимой» Некрасов назвал «Элегию» — одно из последних своих стихотворений. В ней поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе.
Прожил жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бессильное положение народа, его жизнь, взаимоотношения поэта и народа по-прежнему беспокоят автора.
Пусть изменчивая мода подскажет нам
Что тема — старые «страдания народа»
И чтоб поэзия забыла,
Не верьте, юноши!
Она не стареет
утверждает он.
Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся в том, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он написал:
Но в бой идут все! И битва решится судьбой..
И Некрасов до последних мгновений своей трудной жизни оставался воином, каждой строчкой своих произведений нанося удары по царскому самодержавию.
Муза Некрасова, так чутко откликающаяся на чужую боль и чужую радость, и сегодня не сложила своего поэтического оружия, она находится на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.
Большая часть лирики Некрасова посвящена теме народных страданий. Эта тема, по мнению автора в поэме «Элегия», всегда будет актуальной.
Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будет поставлен перед многими поколениями, и что пока народ «волочится в нищете», единственным спутником, опорой, вдохновительницей будет Муза. Некрасов посвящает свою поэзию народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если все идут в бой.
Пусть не каждый воин вредит врагу,
Но в бой идут все! И битва решится судьбою…
Я видел красный день: нет на Руси раба!
И сладкие слезы я пролил в нежности…
Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы по отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути зажиточности и свободы. Некрасов видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Это заставляет задуматься, обрели ли люди настоящую свободу?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итог своим размышлениям на тему назначения поэта и поэзии.
Главное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его трудной судьбы. Он пишет:
Я посвятил лиру своему народу.
Быть может, я умру неведомой ему,
Но я служил ему — и сердце мое спокойно…
Но все-таки автора угнетает мысль, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его звонки:
Но тот, о ком я пою в вечерней тишине,
Кому посвящены сны поэта,
Увы! он не внимает — и не дает ответа…
Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу стать «обличителем толпы», «её страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом пишет Некрасов в своем стихотворении «Блажен кроткий поэт…». В ней он стыдит лириков, которые держатся в стороне от самых «больных», самых острых и спорных проблем крестьянства. Он высмеивает их оторванность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены попрошайничать, женщины берут на себя непосильное бремя кормильца семьи и работают от зари до зари.
Автор утверждает, что в любое, даже самое тяжелое время поэт не волен игнорировать то, что более всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по Некрасову:
Вооружившись сатирой, он идет тернистым путем
С ее лирой мстительной
Именно такой поэт останется в памяти навсегда, хотя будет поздно понять, насколько он сделал…
Стихи на тему поэтического назначения и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпением и трудолюбием и в то же время ту боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, покорность своей жестокой судьбе. Все его творчество есть попытка «пробудить» дух народа, дать ему понять, насколько важна и хороша свобода и что только при ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.
Будущий русский поэт и литератор Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немиров Винницкой области в 1821 году 28 ноября. Его отец был военным, впоследствии оставил службу и поселился в родовом имении в селе Грешнево.
(сейчас Некрасово). Мать, дочь богатых родителей, вышла замуж против их воли.
Детство
Кратко остановившись на своих детских годах, он говорит, что они не были особенно счастливыми. Отец имел жесткий нрав и даже где-то жестокий. Мальчик пожалел свою мать и пронес через всю жизнь сочувствие к ее тяжелой доле. В то же время, наблюдая своими глазами тяжелую крестьянскую жизнь, Некрасов проникался заботами и невзгодами отцовских крепостных.
Школьные годы
В 1832 году будущего поэта отдали в Ярославскую гимназию. Биография Некрасова кратко описывает этот период, ведь мальчик быстро завершил свое образование, едва доучившись до пятого класса. Отчасти это произошло из-за проблем с учебой, отчасти из-за конфликта с руководством гимназии на почве сатирических стишков молодого поэта.
Университеты
Как бывший военный, отец пророчил сыну такую же карьеру. Поэтому Некрасов отправился в Петербург, чтобы записаться в Дворянский полк.
Но этому не суждено было случиться. Встреча с гимназическим другом перевернула его судьбу. Он, несмотря на угрозы отца оставить его без гроша в кармане, пытается поступить в университет. Попытка оказалась неудачной, и Некрасов стал вольнослушателем филологического факультета.
Три года лишений (1838 — 1841), голодный паек, общение с бедняками — вот и вся биография Некрасова. Кратко этот период можно охарактеризовать как годы нужды и лишений.
Литературная деятельность и первая проба пера
Постепенно дела Некрасова стали налаживаться. Статьи в газетах, очерки для лубков, написание водевилей под фамилией Перепельского позволили поэту скопить некоторые сбережения, которые пошли на выпуск небольшого сборника стихов под названием «Сны и звуки». Мнения критиков были противоречивы: в биографии Некрасова кратко упоминаются положительные отзывы Жуковского и пренебрежительные — Белинского. Это так задело поэта, что он скупал издания своих стихов, чтобы уничтожить их.
Сотрудничество с журналом «Отечественные записки», приобретение «Современника» в аренду в 1846 году — это все краткая биография Некрасова как литературного деятеля.
Белинский, ближе познакомившись с молодым поэтом, оценил его и немало способствовал успехам Некрасова на издательском поприще. В 1948 году, несмотря на реакционные тенденции, «Современник» был лучшим и самым популярным журналом того времени.
В середине 50-х годов писатель Некрасов, биография которого была омрачена тяжелой болезнью, уехал в Италию поправлять здоровье. Вернувшись на родину, он с новыми силами вливается в светскую жизнь. Отдавшись бурному течению передового движения, общаясь с Добролюбовым и Чернышевским, Некрасов примерил на себя роль поэта-гражданина и придерживался этих взглядов до самой смерти.
В 1877 году, 27 декабря, после продолжительной болезни Некрасов скончался. Его похоронили на территории в сопровождении тысяч человек, что стало первым всенародным признанием его творчества.
Биография Николая Алексеевича Некрасова
Талантливый русский писатель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в маленьком городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова.
Мой отец был лейтенантом егерского полка в Немирове. Мать — Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих богатых родителей. Брак состоялся без их благословения. Но вопреки ожиданиям жены Некрасова супружеская жизнь супругов оказалась несчастливой. Отец поэта отличался деспотизмом по отношению к жене и тринадцати детям. У него было множество пристрастий, которые привели к обеднению семьи и необходимости переезда в 1824 году в деревню Грешневу, родовое имение отца, где и прошло несчастливое детство будущего прозаика и публициста.
В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В этот период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище, мальчик проучился всего пять лет.
По велению отца в 1838 году Некрасов приехал в Петербург в местный полк. Но под влиянием своего гимназического друга Глушицкого он идет против воли отца и подает заявление о приеме в Петербургский университет.
Однако из-за постоянного поиска источников дохода Некрасов не сдает вступительные экзамены успешно. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где учился с 1839 г.по 1841.
Все это время Некрасов находился в поисках хоть какого-то заработка, так как отец перестал давать ему деньги. Начинающий поэт брался писать малооплачиваемые повести в стихах, статьи для различных изданий.
В начале 40-х Некрасов успел написать небольшие заметки в театральном журнале «Пантеон…», стал сотрудником журнала «Отечественные записки».
В 1843 году Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и способствовал раскрытию его таланта.
В 1845-1846 годах Некрасов издал два альманаха «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга».
В 1847 году, благодаря дару писать прекрасные сочинения, Некрасову удалось стать редактором и издателем журнала «Современник». Будучи талантливым организатором, ему удалось привлечь в журнал таких писателей, как Герцен, Тургенев, Белинский, Гончаров и других.
В это время творчество Некрасова проникнуто состраданием к простому народу, большая часть его произведений посвящена тяжелой трудовой жизни народа: «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Мороз, Красный Нос», «Поэт и гражданин». », «Коробейники», «Размышления у парадного» и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал острые социальные проблемы. Также значительное место в своих произведениях поэт отводил роли женщины, ее тяжелой части.
После закрытия «Современника» в 1866 г. Некрасову удалось арендовать у Краевского «Отечественные записки», занимавшие не менее высокий уровень, чем «Современник».
Поэт скончался 8 января 1878 года в Петербурге, не преодолев многолетней тяжелой болезни. Проявлением большой утраты столь талантливого человека стал манифест нескольких тысяч человек, пришедших проститься с Некрасовым.
Помимо биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощание», анализ стихотворения Некрасова
- «Сердце разрывается от тоски», анализ стихотворения Некрасова
Русский поэт, литературный деятель.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии (ныне Украина), где в то время полк его отца, майора Алексея Сергеевича Некрасова (1788-1862 ) был четвертован.
Детство Николая Некрасова прошло в отцовском имении — селе Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне в г. ). В 1832-1838 годах учился в Ярославской гимназии.
В 1838 г. Н.А.Некрасов был направлен для назначения на военную службу, но против воли отца в 1839 г. он решил поступить в Петербургский университет. Не сумев сдать вступительные экзамены, в 1839-1840 годах числился вольнослушателем, посещал лекции на филологическом факультете. Лишенный материального обеспечения отца, Н.А.Некрасов вел жизнь полубеспризорного бедняка в столице.
Первые поэтические опыты Н.А.Некрасова появились в печати в 1838 году. В 1840 году он издал сборник еще незрелых стихов «Сны и звуки», который был встречен резкими отзывами. Автор купил и уничтожил большую часть тиража книги.
В 1840-х годах Н.А.Некрасов начал активную литературно-публицистическую деятельность. Писал рассказы, повести, пьесы, театральные рецензии, фельетоны. Написанные им водевили под псевдонимом «Перепельский» ставились на сцене Александрийского театра.
С 1841 г. Н. А. Некрасов начал сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах он сблизился со своим окружением.
В 1843-1846 гг. Н. А. Некрасов издал ряд сборников: «Статьи в стихах без рисунков», «Физиология», «1 апреля», «Петербургский сборник». Особый успех имел последний, в котором был опубликован роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Издательское дело Н. А. Некрасова шло так хорошо, что в конце 1846 г. он вместе с И. И. Панаевым приобрел у издателя П. А. Плетнева журнал «Современник». В этом журнале Н. А. Некрасову удалось сплотить лучшие литературные силы своего времени. В период руководства «Современником» (1846-1866) наиболее полно раскрылся его талант редактора и организатора литературных сил.
В середине 1850-х годов Н.А.Некрасов тяжело заболел, интенсивно и довольно успешно лечился в Италии. Его выздоровление и возвращение совпали с началом эпохи реформ, ознаменовавшейся небывалым расцветом русской общественной жизни. В творчестве Н. А. Некрасова начался период, выдвинувший его на передовые рубежи литературы: он стал поэтом-гражданином по преимуществу, его стихи наполнились общественным содержанием. Главными фигурами некрасовского «Современника» в это время были Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
На рубеже 1860-х годов раскрывается талант Н. А. Некрасова как народного поэта и сатирика, обличителя «верхов» и защитника угнетенных. В эти годы он написал такие произведения, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей». В 1856 г. вышел сборник Н.А.Некрасова
«Стихотворения», воспринятый читающей публикой как манифест передовой русской литературы, открыто призывающий к гражданской активности.
В 1859-1861 годах тема села углубилась в поэзии Н.
А.Некрасова. Его поэмы «Дума», «Похороны», «Калистрат» и поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863) обогатили русскую литературу не только целостным ряд поражающих своей жестокой правдой картин деревенской нищеты и горя, но и ряд ярких картин из жизни крестьянства, галерея крупных мужественных народных персонажей.
В 1866 году «Современник» был закрыт. С 1868 г. Н. А. Некрасов приобрел у А. А. Краевского право издавать журнал «Отечественные записки», который он поднял на одну высоту с «Современником». С ее публикацией связаны последние десять лет жизни поэта. В эти годы он работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1876), пишет стихи о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские бабы» (1872—1873). Н. А. Некрасов также создал ряд сатирических произведений, кульминацией которых стала поэма «Современники» (1875-1876).
Последние годы жизни Н.А.Некрасова, проведенные в напряженном творчестве, заботе о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью (раком).
В это время он создал цикл стихотворений «Последние песни», в которых с необычайной поэтической силой подвел итоги своей жизни.
Н.А.Некрасов умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.). Его похороны на кладбище Петербургского Новодевичьего монастыря приняли характер стихийного народного выступления. Они стали первым в истории прецедентом всенародного чествования писателя.
Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 года. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И в первую очередь это было связано с деспотичным характером его отца — Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 году, следуя завещанию отца, он уехал в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор хотел видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает волю отца и пытается поступить в университет.
Наказание было очень суровым: отец отказал сыну в финансовой помощи, и Некрасову пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Трудность заключалась еще и в том, что подготовка Некрасова была недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не сбылась.
Некрасов стал литературным поденщиком: писал статьи для газет и журналов, стихи к случаю, водевили для театра, фельетоны — все, что пользовалось большим спросом. Денег это давало мало, явно не хватало на жизнь. Много позже, в своих воспоминаниях, современники нарисуют портрет помнившегося им молодого Некрасова, «дрожавшего глубокой осенью в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с оживленного базара». Тяжелые годы юности впоследствии сказались на здоровье писателя. Но самым сильным толчком к писательскому поприще оказалась необходимость зарабатывать себе на жизнь. Много позже в своих автобиографических заметках он вспоминал о первых годах своей жизни в столице: «Уму моему непостижимо, сколько я работал, думаю, не преувеличу, если скажу, что за несколько лет я доделал до двести печатных страниц журнальной работы».
Некрасов пишет в основном прозу: рассказы, повести, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматические переживания, прежде всего водевильные.
Романтичная душа юноши, все его романтические порывы нашли отражение в сборнике стихов с характерным названием «Сны и звуки». Он был опубликован в 1840 году, но не принес ожидаемой славы молодому автору. Белинский написал о ней отрицательную рецензию, и это стало приговором для молодого автора. «Вы видите по его стихам, — рассуждал Белинский, — что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время вы видите, что они остались в авторе, а в поэзию перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, плавность, и — скука. Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил его.
Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлекал в Некрасове «острый, несколько свирепый ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, ища куска хлеба насущного, и за тот смелый практический взгляд не по годам, который он выносил из своей трудолюбивой и многострадальной жизни — и который Белинский всегда мучительно завидовал».
Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как Белинский принялся над ним работать, раскрывая ему сущность своей натуры и ее силы, и как поэт послушно слушал его, говоря: «Белинский превращает меня из литературного бродяги в дворянин».
Но дело не только в собственных поисках писателя, в его собственном становлении. С 1843 г. Некрасов выступает также как издатель; он играет очень важную роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов инициировал издание нескольких альманахов, самый известный из которых — «Физиология Петербурга» (1844—1845), «может быть, лучший из всех когда-либо издававшихся альманахов», по словам Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. «(1846). В сборнике принимали участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу прославившееся «В дороге».
«Небывалый успех» (по выражению Белинского) публикаций, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи — издание журнала. С 1847 по 1866 год Некрасов редактировал журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, рассказы Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» издается первый сборник стихов Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступил и как прозаик, прозаик, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Худой человек», количество рассказов.
В 1856 году здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он был вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году вышел второй сборник стихов Некрасова, имевший огромный успех.
1860-е годы относятся к наиболее насыщенным и насыщенным годам творческой и редакционной деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы — М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович и другие. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русскими вестниками» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасов написал поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), началась работа над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Запрещение «Современника» в 1866 г. вынудило Некрасова на время оставить редакционную работу. Но через полтора года ему удалось договориться с владельцем журнала «Отечественные записки» А.А. Краевского о передаче в его руки редакции этого журнала. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлек к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-х годах. он создает поэмы «Русские бабы» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последняя», «Крестьянка», «Пир для всей Мир»).



