Читательский дневник «Свинья под дубом» Ивана Крылова
Автор: Иван Крылов
Название произведения: «Свинья под дубом».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: басня.
Главные герои: Свинья, Дуб, Ворон.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Свинья — ненасытная, наглая и глупая.
Неблагодарная.
Ворон — умный, мудрый и правильный.
Дуб — щедрый, добрый, возмущался неблагодарностью свиньи.
Краткое содержание басни «Свинья под дубом»
Свинья ела жёлуди, потом спала под дубом, а проснувшись стала подрывать корни.
Мудрый ворон пытался образумить её, говоря, что без корней дуб может погибнуть.
Но свинья отвечала, что ей нет дела до дуба.
Пусть он совсем высохнет.
Ведь ей нужны только жёлуди, от которых она жиреет.
И тут подал голос дуб.
Он назвал свинью неблагодарной и предложил взглянуть вверх.
Ведь её любимые жёлуди росли на дереве.
План басни:
- Обед и сон.
- Порча корней.
- Упрёк ворона.
- Ответ свиньи.
- Возмущение дуба.
Основная мысль произведения «Свинья под дубом»
Мораль басни в том, что всегда нужно помнить о тех, кто нам помогает и быть благодарными.
Главная мысль басни состоит в том, что нельзя забывать о людях, которые когда-либо помогали нам чего-то достичь.
Основная идея басни в том, что нельзя быть неблагодарными.
Чему учит басня
Басня учит быть умными, благодарными за чужие способности и старания.
Учит быть не ленивыми, а рассудительными и любознательными.
Учит нас не зацикливаться на своих желаниях, но и думать про других.
Краткий отзыв о басне «Свинья под дубом» для читательского дневника
Прочитав эту басню, я подумала о том, что в мире действительно много неблагодарных людей.
Таких, которые забывают тех, кто им помогал.
Кто думают и помнят лишь о себе.
Которые не видят дальше своего носа.
Такой в этом произведении предстаёт свинья.
Она ест жёлуди, не думая о том, откуда они берутся.
Она готова уничтожить дерево из-за прихоти.
И не подозревает, что тогда лишится любимой пищи.
Это поучительная и интересная басня.
Автору удалось высмеять в ней эгоистов, людей, которые живут лишь ради удовольствий.
Которые не знают благодарности, не понимают откуда что берётся.
Мне понравился спокойный, уверенный в себе дуб.
Я поддерживаю его возмущение поступком свиньи.
И мне понравился рассудительный ворон, который предупреждал её, что она поступает неправильно.
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, всегда ли мы оказываемся благодарными.
Не нужно бояться благодарить людей за помощь, за их труд.
Нужно помнить о том, что всё в мире взаимосвязано.
Пословицы к произведению:
- Не руби сук, на котором сидишь.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Голова с лукошко, а мозгу немножко.
- Ни себе на радость, ни людям на послугу.
- Выкормил змейку на свою шейку.
Словарь неизвестных слов:
- Невежда — грубый, невоспитанный человек.
- Жёлуди — плод дуба.
- Прок — толк.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
- «Листы и Корни»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Ларчик»
- «Мартышка и Очки»
- «Ворона и Лисица»
- «Осёл и Соловей»
- «Квартет»
- «Зеркало и Обезьяна»
Библиотека произведений автора пополняется.
История басни свинья под дубом. «Свинья под дубом»
Ответы к школьным учебникам
К стр. 65
1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».
Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.
2. Какой описывает Крылов Свинью?
Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.
3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.
Мораль басни заключена в последних 4 строках:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.
4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество — с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие — о невежестве?
Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
Литература и изобразительное искусство
К стр. 65
1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?
Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.
2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.
Басня — это произведение, призванное передавать в своем содержании некий смысл. Жителям России этот вид творчества известен по нетленным стихотворениям Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни вот уже более 150 лет тому назад, и они продолжают пользоваться
спросом по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй про животных, которые вышли из-под пера Крылова? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос при помощи одного из наиболее популярных его произведений — «Свинья под дубом».
Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.
«Свинья под дубом» — басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои — это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как
свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности.
Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.Мораль басни «Свинья под дубом»
У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.
В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.
Жизненные истины доступным каждому языком
Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.
Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.
№16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.
5 класс лит-ра 10.10.16
Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.
Метапредметные УУД:
Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Ход урока
I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».
Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение произведения в лицах.
Анализ басни по вопросам :
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться. )
5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
III . Выполнения теста (на закрепление материала)
Басня – это:
1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей
2. Мораль басни – это:
1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
1) И. А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов
4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»
5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица
6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед…»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»
7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?
1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон
8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?
1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства
1) голубушка 2) плутовка
3) царь-птица
10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?
1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.
Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он
преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый
взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть
истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в
ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к
чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал
Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это
подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к
этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить
Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот
представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб
не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами
становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ
человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает
Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».
Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает
такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить
причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища –
желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она
подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто
ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не
руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.
13.05.2015 9011 0
Цели:развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Ход урокаI. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.
Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).
Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .
Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».
Анализ текста по вопросам :
1. Какова причина шума, переполоха на псарне?
2.
С помощью каких
слов и выражений
рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в
драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)
3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)
4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)
5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)
Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.
6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему. )
7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)
8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)
Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.
10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?
11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?
12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)
13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)
Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.
II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».
Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности. )
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение произведения в лицах.
Анализ басни по вопросам :
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.
Автор свинья под дубом. Басня Свинья под дубом
Свинья под древним дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь вредит дереву»,
Ворон говорит ей из Дубю:
«Если оголить корни, то оно может засохнуть. «-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Меня это совершенно не беспокоит;
Я не вижу в этом особого смысла;
Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,
Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею. —
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут:
«Всякий раз, когда бы ты могла поднять свою морду,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне.
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и обучение,
И все научные труды
Не чувствуя, что он ест их плоды.
Сводка
Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Однажды она начала копать корни дуба. Ворон, сидевший на дереве, сказал ей, что повредит дубу. Однако свинья ответила, что ей все равно. Тогда дуб обвинил свинью в том, что она ему неблагодарна. Он сделал попытку объяснить свинке, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но у свиньи не было возможности поднять глаза и увидеть, что это действительно так. Она осталась при своем мнении и продолжала вредить дубу.
Анализ басни
История создания
Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.
Значение названия
В названии содержится центральная оппозиция басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб – символ вечности и мудрости.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.
Жадный Свин живет только для собственного удовольствия. Его основная цель – больше наполнить желудок. Съев упавшие с Дуба и проспавшие желуди, Свинья хочет продлить удовольствие и начинает подкапывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны.
Грязное, невежественное животное может стать причиной смерти великана. Дуб предлагает Свинье поднять морду и самой посмотреть, откуда она берёт пищу.
Проблемы
В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) было много невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.
По словам автора, такие невежды напоминают неблагодарного Свинью из басни. Негативное отношение к знаниям основано на простой лени, желании жить только для себя, не заботясь о других. Виня в этом науку, невежественные люди в то же время не гнушаются пользоваться всеми благами научно-технического прогресса.
Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и заключительное авторское заключение.
Нравственность
На простом и наглядном примере Крылов показывает, что все без исключения в той или иной степени пользуются «плодами» научных знаний. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть много примеров того, как невежды при власти становились препятствием для развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжить свое развитие.
Свинья под дубом рисунок
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, она заснула под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в нем мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне.»
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствую что он ест их плоды
Мораль басни
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды.
Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом
Только невежды ругают науку, не понимая, что обязаны ей благами.
Вы бы видели
«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. приучать с детства к умению ценить и не поступать чрезмерно грубо.Жанр впервые был возвеличен Эзопом,и многие произведения написаны на этом языке.В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения,поэтому язык Эзопа был важная составляющая в этом виде работ.
Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.
Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, стремящемуся уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отражение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.
Противоположный персонаж ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, который способен преподать урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарна и не ценит его беспокойства.
«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.
Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.
Герои басни (персонажи)
- Свинья глупая
- Дуб кормилец
- Ворон — здравый смысл
Послушать басню Крылова Свинья под дубом
С картинками.
Мультфильм по басне И.А. Крылов «Свинья под дубом»
Басня «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова расскажет детям о неблагодарной Свинье и ее отношении к полезному Дубу.
Прочтите текст басни:
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь вредит дереву»,
Говорит ей ворон из Дубю:
«Если оголить корни, может засохнуть.»
«Пусть высохнет», говорит Свинья:
«Меня это совсем не беспокоит;
Я мало вижу в этом толку;
Даже если тебе не будет века, я ничуть не пожалею,
Если бы были желуди: ведь я от них толстею.
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость,
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды.
Мораль басни Свинья под Дубом:
Мораль басни довольно проста — часто невежды не ценят те блага, которые показывают полное неуважение к общечеловеческим ценностям. Они не чтят труд других людей, принимая все в мире как должное и не заботясь ни о чем, кроме собственных нужд.
Но такие люди забывают, что если источник их богатства будет уничтожен, то их тоже ждет голодная смерть. То же самое относится и к тем, кто обесценивает плоды научно-технического прогресса и просвещения. Глупый и ленивый человек, не видящий ничего, кроме собственного носа, никогда не заметит благ науки и знаний — он будет только наслаждаться плодами чужого упорного труда.
Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!
Читать басню о свинье под дубом
Свинья под древним дубом
Желуди наелись досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь дереву вредит, —
Ворон говорит ей из Дубу, —
Если оголить корни, то может засохнуть.
«Дай высохнуть, — говорит Свинья, —
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в этом мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.
«Неблагодарный! — сказал ей тут Дуб, —
Когда б ты морду поднять могла,
Ты бы увидела
Что на мне растут эти желуди.
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Мораль басни Свинья под дубом
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствует, что ест их плоды.
Басня Свинья под дубом — разбор
Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподнести нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой . Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, кто главный герой басни, спорный вопрос. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:
- Свинья, которая не может видеть дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы передумать. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она укрепляет образ человека, который не только не хочет ничего слушать и знать, но уже и не способен на это.
- Ворон — персонаж, пытающийся образумить свинью по своей наивности и не понимая, что свинья его почти не слушает, а если и слушает, то вряд ли услышит.
- Дуб отражает образ мудреца, скорее даже старика, который не пытается направить на путь истинную свинью, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас мораль басни «Свинья под дубом».
Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!
Прочтите сказку о Свинье под дубом
Свинья под древним дубом
Я ел желуди досыта, до отвала;
Поев, она заснула под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в ней мало толку;
Даже если у тебя ее не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы были желуди: ведь я от них толстею.0003
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. Мораль басни Свинья под дубом
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды
Басня Свинья под дубом — разбор
Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподнести нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой. Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, кто главный герой басни, спорный вопрос. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:
- Свинья, которая не может видеть дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы передумать. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она укрепляет образ человека, который не только не хочет ничего слушать и знать, но уже и не способен на это.
- Ворон — персонаж, пытающийся образумить свинью по своей наивности и не понимая, что свинья его почти не слушает, а если и слушает, то вряд ли услышит.
- Дуб отражает образ мудреца, скорее даже старика, который не пытается направить на путь истинную свинью, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас мораль басни «Свинья под дубом».
Фразеологизмы из басни Крылова свинья под дубом. Свинья под дубом
Свинья под дубом
Название басни (1823) И. А. Крылова (1769-1844).
Свинья, наевшись желудей, лежит под дубом и грызет его корни, не понимая, что губит питающее ее дерево. На предупреждение, что дерево может от этого засохнуть, она отвечает:
«Дай высохнуть, — говорит Свинья, —
Меня это совсем не беспокоит;
Я не вижу в этом особого смысла;
Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,
Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею.
Синоним ограниченного, неблагодарного и недальновидного человека (желез. , презр.).
Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЭ) автора БСЭ
Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ
Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ
Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич
Глава 10
Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора
Свинья под дубом Название басни (1823) И. А. Крыловой (1769-1844). Свинья, наевшись желудей, ложится под дуб и грызет его корни, не понимая, что губит питающее ее дерево. На предупреждение, что от этого дерево может засохнуть, она отвечает: «Пусть сохнет», говорит Свинья,
Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович
Из Полной иллюстрированной энциклопедии наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович
Поросенок Однажды Пятачок приходит к Винни-Пуху и говорит: — Поздравь меня, Винни! Сегодня мой портрет был написан! Смотри… — Ой, ты на нем странно выглядишь! Все разделено на части, и каждая часть имеет свой номер! — Ну что тебе, Винни, мясник так видит. .. Почти
Из книги Пираты Перрье Николя
Поросенок Однажды Пятачок приходит к Винни-Пуху и говорит: — Поздравь меня, Винни! Сегодня мой портрет был написан! Смотри… — Ой, ты на нем странно выглядишь! Все разделено на части, и каждая часть имеет свой номер! — Ну что ты хочешь, Винни, мясник так видит… Почти
Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр
Шахта под дубом Однажды подростки углубились в дубовую рощу, от которой остров и получил свое название, и очутились на большой поляне. В центре стоял огромный старый дуб. На его стволе еще виднелись старые следы от топора, а с толстого сука что-то свисало. Глядя поближе
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич
Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уроды. ..] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич
Из книги Я познаю мир. Дикая природа от А до Я автора Любарский Георгий Юрьевич
Женщина-Свинья Единственное подтвержденное рождение женщины с головой свиньи произошло в Исландии 6 февраля 1794 года. Народный стишок гласил: Ее семья богата Ее судьба велика Хотя голова у нее свинская Но даже многим
Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.
Кабан, дикая свинья Ареал распространения кабана простирается от умеренного пояса Европы до тропиков Малайского архипелага, между которыми охватывает значительную часть Азиатского континента к югу от таежной зоны, и уходит на север Африки. Дикая свинья повсюду
Свинья под дубом рисунок
Свинья под вековым дубом
Жёлуди наелись досыта, до отвала;
Поев, она заснула под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в ней мало толку;
Даже если у тебя ее не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы были желуди: ведь я от них толстею.0003
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне.»
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствую что он ест их плоды
Мораль басни
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды.
Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом
Только невежды ругают науку, не понимая, что обязаны ей благами.
Вы бы видели
«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. приучать с детства к умению ценить и не вести себя чрезмерно грубо.Жанр был впервые возвеличен Эзопом,и многие произведения написаны на этом языке.В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения,поэтому язык Эзопа был важная составляющая в этом виде работ.
Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.
Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, стремящемуся уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отражение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.
Противоположный персонаж ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, который способен преподать урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарна и не ценит его беспокойства.
«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.
Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.
Герои басни (персонажи)
- Свинья глупая
- Дуб кормилец
- Ворон — здравый смысл
Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и продолжают использовать
спрос по сей день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня лучше всего передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.
Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной нравственностью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.
«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как
свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как начинает рассказывать виновницу переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.
Мораль басни «Свинья под дубом»
Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.
В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — это басня, которая проясняет ценность духовного развития по сравнению с потворством своим инстинктам.
Жизненные истины, доступные каждому
Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня.