Мораль басни квартет крылова своими словами: Мораль басни «Квартет» Крылова, суть, смысл

Мораль басни «Квартет» Крылова, суть, смысл

Басня «Квартет».
Неизвестный
художник

Басня «Квартет» Крылова была написана между 1 января 1810 и 8 марта 1811 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (№ 6).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Квартет» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни читайте здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Квартет» заключается в том, что в любом деле важны способности, знания и опыт человека. Без умения и музыкального слуха Медведь (а также Осел, Козел и Мартышка) не сможет стать хорошим музыкантом, даже если запасется нотами и инструментами. То же самое можно сказать и о любой другой профессии.

Смысл басни «Квартет» лаконично отражен в русской народной пословице: «Дело мастера боится».

Басня «Квартет».
Рисунок М. М. Гужавина

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

««Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 
И уши ваших понежней», 
Им отвечает Соловей: 
«А вы, друзья, как ни садитесь, 
Всё в музыканты не годитесь».»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни «Квартет» заключается в следующем:

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»)…» (Д.
И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Прототипы героев басни «Квартет»

Рисунок В. Серова

По мнению современников, басня «Квартет» была вызвана преобразованием Государственного Совета в 1810 г. После преобразования департаменты Совета возглавили четыре чиновника: граф П. В. Завадовский, князь П. В. Лопухин, граф А. А. Аракчеев и граф Н. С. Мордвинов:

«Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет».» (барон М. А. Корф, «Жизнь гр. Сперанского») 
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева. » (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)

Такова мораль басни «Квартет» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.


Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Квартет. Басня Крылова — Я happy МАМА

Как себя не преподноси, сколько не нахваливай, если нужных навыков нет, дело спориться не будет. Козел, Осел, Медведь и Мартышка из басни «Квартет» И. А. Крылова очередное тому подтверждение.

Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни Крылова «Квартет»

Мораль из басни «Квартет» автор доносит до юного читателя в конце произведения словами Соловья, что любое умение – результат долгой кропотливой работы (обучения), а не отражение самооценки и хвастовства того, кто решился это самое умение продемонстрировать.

Анализ басни «Квартет»

С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.

И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло. Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей. Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.

Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех». Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.

Крылатые выражения из басни «Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» – употребляется в басне «Квартет», как укор плохо работающему коллективу, кода тот не может достигнуть поставленной цели из-за отсутствия у его членов согласия, понимания общих и индивидуальных задач, профессионализма и единства.

Читать все басни Крылова

в чем мораль и суть?

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давать родителям книги читать им перед сном. Нам очень понравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Потом, когда уже научились читать самостоятельно, стали заниматься литературой, в школе преподавали произведения известных авторов.

Что значит книга для человека?

Книги — источник знаний, кладезь мудрости. Именно по ним мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По такому же принципу нас обучают и в других книгах.

Сейчас мы уже очень старые, закончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И так мы заново проходим все те произведения, романы, стихи, басни, которые изучались в детстве. Только вот внимательно анализируют и определяют смысл написанного, мы размышляем над тем, что автор пытался донести до нас.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Четверка».

об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, входят в состав детской литературы первой половины XIX века.

Сам Крылов считал басню народным жанром. Он сказал, что их могут читать и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, писались они в шутливой, афористичной форме. Видно, что большинство произведений автора создано на темы, взятые им непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Четверка» создана не случайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть вчетвером, но не могут этого сделать. Поводом для написания послужило желание автора высмеять государственный орган России, то есть Госсовет. Она была создана на год раньше басни Крыловской четверки. Был Совет четырех отделов. Во главе их были вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Четверка»

Итак, мы уже выяснили, что в басне четыре персонажа, которых Крылов представил следующим образом: под Мучеником он имел в виду Мордвинова, под Осло — Завадовского, под Медведем — Аракчеев, под козой — Лопухин. Они не могли договориться между собой и разделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Четверка» представляет нам ту же картину. У животных нет способности заниматься музыкой, но они решили во что бы то ни стало «увлечь искусством света». Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на самом деле ничего из себя не представляют. От перемены мест ничего не меняется, и их тоже преследуют неудачи. Мораль этой басни — слова соловья, которого звери призвали на помощь. Он сказал, что для того, чтобы заниматься каким-либо делом, нужно сначала иметь некоторые знания и навыки. И они (звери) никак не подходят для музыкантов.

Басня Крылова «Четверка», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтобы быть музыкантом, надо и умение

И уши бледны…»

В эти слова есть мораль.

Похожие статьи

«Листья и корни» — басня Ивана Андреевича

Самая короткая басня Крылова: продержимся

Басня Крылова «Лиственница» — самая загадочная

Басня Крылова «Обезьяна и очки». Содержание

«Свинья под дубом» басня с трудом

Нравственные басни Крылов помогает жить!

Басня «Слон и Моська»: непростая мораль

Басня Крылова «Чиж и Голубка». Так ли неосуществимо

«Белочка» — басня Крылова: сюжет, мораль и

Басня «Четверка».

Скрытый смысл и нравственность

Великий баснописец России, живший еще в XVIII-XIX веках, Иван Андреевич Крылов сделал жанр самой басни не только сатирическим произведением, но и придал им глубокий смысл, возвысив их до небывалых высот. Он не только создавал высокохудожественные и оригинальные шедевры, он придавал им значение, актуальное во все времена. Даже сейчас, читая любое его произведение, мы можем найти что-то применимое к нашей эпохе. Например, басня «Четверка» не зря включена в школьную программу. Она учит нас усердно работать и развивать свои таланты.

Привязка к историческому событию

Крылов неоднократно в своих баснях критиковал не только правительство и жадных чиновников, но и царскую власть. Мастерски манипулируя эзоповским языком, он скрывал очевидные истины, которые легко читались между строк. Он не только сатирически изображал высокопоставленных лиц того времени, но и высмеивал конкретные исторические события. Басня «Четверка» повествует о только что основанном Александром I Государственном совете и его руководителях. Последние не только оказались неспособными и беспомощными в решении политических вопросов, но и выставили себя болтунами и невеждами, на что обратил внимание Крылов.

Развитие сюжета и герои

В басне упоминаются четыре зверя, по аналогии с четырьмя высокородными дворянами, поставленными во главе каждого из ведомств. Князь Лопухин был представлен Ивану Андреевичу Козлу, Завадовский — Ослику, Мордвинов — Мартышке, а сам граф Аракчеев — Медведю. И вот, собравшись, герои басни «Четверка», решают музицировать, но ничего у них не выходит. И так сядет и потом, а толку нет. На самом деле так оно и было, дворянам приходилось несколько раз меняться местами и долго спорить о том, кто каким ведомством должен управлять. В итоге все расселись, казалось бы, как надо, но ничего толкового сделать не смогли.

В чем секрет?

Наконец Соловей приходит на помощь отчаявшемуся животному, в понимании Крылова это простой человек, который видит, что не так. Главное условие правильной и слаженной игры квартета – наличие таланта у музыкантов. Переводить все в Госсовет — проблема в отсутствии профессионализма у чиновников, никто из них толком не разбирался в возложенной на них сфере. Басня «Четверка» послужила источником забавного афоризма, это были последние слова Соловья о том, как не сесть, без таланта музыкантом не стать и не извлечь из инструмента мелодии. Крылов от имени всех здравомыслящих людей и народа в целом пытается донести простую истину. А суть в том, что мало просто быть из высшего сословия по происхождению, чтобы управлять государственными делами и вообще политикой, нужен острый ум, природные способности и, конечно же, специальное образование. Ничего из вышеперечисленного не было у дворян, о которых повествует басня «Четверка».

Завуалированные мысли

Есть произведение, продолжающее эту тему — «Лебедь, Рак и Щука». Потому что герои тащили тележку в разные стороны, у них не получалось ее сдвинуть, им не хватало слаженности. Объем басни значительно меньше «Четверки», но от этого не хуже, она очень емкая по смыслу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *